Трехколесные автомобили 20 века
Трехколесные авто
Первым придумал самодвижущийся экипаж о трех колесах еще Леонардо да Винчи. Достоинств у таких транспортных средств предостаточно. Они маневренны, обладают небольшим углом разворота, экономичны и легки. Правда, есть и минус. Автомобили недостаточно устойчивы, особенно на плохой дороге.
Как известно, после окончания Второй Мировой войны Германии запретили производить самолеты. Поэтому компаниям срочно пришлось переориентироваться. Получилось это далеко не у всех. Но вот Messerschmitt удалось выжить в новых реалиях, поскольку предприятие в кратчайшие сроки сумело наладить выпуск автомобилей.
Первое их детище появилось в 1953 году. «Продукт» получил название KR175. Правда, сами же создатели именовали его не иначе, как «скутер с кабиной». Автомобиль был двухместным (кресла располагались одно за другим) и имел в своем распоряжении мотор с рабочим объемом в 0,17 литра (9 «лошадок»). Соответственно, до 100 км/ч он вообще не разгонялся. Его «максималка» составляла 80 км/ч.
«Гроб для Белоснежки» — такое имя закрепилось за детищем Messerschmitt в народе. Этот автомобиль отличался тем, что у него отсутствовал задний ход, а традиционные педали заменяли рукоятки газа и сцепления. В общем, конструкция была очень схожа с мотоциклетной. Чуть позже педали появились. Правда, исключительно в виде опции.
Производство автомобиля продолжалось до 1955 года. За это время с конвейера сошло 20 тысяч авто. А потом ему на смену пришла новая модель — KR200.
Едва появившись, автомобиль Messerschmitt стал предметом насмешек и неуважительного отношения. Поэтому производство KR175 так быстро свернули. Зато теперь этот автомобиль стоит порядка 60 тысяч евро и является желанной добычей для коллекционеров. Кстати, запчасти для KR175 производят и сейчас.
В 1956 году баварская компания выпустила трехколесную модель Isetta 300. Двигалась машинка благодаря 0,3-литровому моторчику, выдающему аж 13 лошадиных сил. До 100 км/ч Isetta разогнаться не могла — только до 85 км/ч.
Двухместная модель оказалась, что называется, в нужное время в нужном месте. Поскольку благодаря ей BMW удалось избежать банкротства. Пока остальные автопроизводители пытались реализовать дорогие машины, баварская компания за 6 лет производства смогла продать более 160 тысяч экземпляров. Чем неплохо укрепила свое финансовое положение.
Покупателей, в первую очередь, привлекала скромная цена — около 1 тысячи долларов. А также ее скромные размеры. Из-за них, кстати, единственную дверь пришлось расположить на месте крышки капота.
Благодаря округлым формам и панорамным стеклам, Isetta в народе прозвали «пузырем» и «катящимся яйцом». В самой Германии автомобиль часто называли еще Sargwagen, что можно перевести как «гроб-автомобиль». А во Франции машины называли «кувшин с йогуртом».
Одноместный автомобиль с одной же, что логично, дверью, появился в 1962 году в Англии. В движение ее приводил 49-кубовый мотоциклетный двухтактный двигатель DKW. Он выдавал 4,2 лошадиных силенки. Несмотря на это, «англичанин» был довольно шустрым — его максимальная скорость составляла 61 км/ч. А расход топлива не превышал 3 литров на 100 километров пути.
Как создатели авто, так и покупатели утверждали, что главным преимуществом Peel P50, помимо низкой цены, являлся его скромный вес — всего 59 килограммов. У автомобиля сзади даже находилась специальная рукоятка, благодаря которой малыша можно было развернуть или же оттащить в нужное место. Например, в гараж или дом.
В 2010 году производство Peel P50 возобновили. Правда, сделали автомобиль полностью электрическим с максимальной скоростью в 16 км/ч.
В 1970 году в Великобритании начали выпускать двухместную трехколесную машину Bond Bug 700Е. Дверь у нее, по традиции, была всего одна. И чтобы попасть внутрь, требовалось поднять практически всю верхнюю часть кузова.
Хотя габариты модели 700Е отличались особой скромностью, машины комплектовались запасным колесом. Также в арсенал Bond Bug входили: передний бампер (важная особенность для авто такого класса), два брызговика и пепельница. Авто оснащался 0,7-литровым мотором, выдающим 29 «лошадок». И, главное, Bond Bug мог разогнаться до заветной «сотни». Вот только требовалось ему на это более 23 секунд. А его максимальная скорость составляла аж 126 км/ч. Но за скорость и комфорт приходилось платить. По тем временам машина стоила довольно дорого — свыше 600 фунтов.
Автомобиль производился четыре года. За это время было выпущено более 2 тысяч экземпляров. Почти все они, что интересно, получили ярко-оранжевую раскраску. Но среди них есть шесть белых машин. Их создавали специально для рекламы табачного производителя Rothmans.
Двухместный Twike появился в Германии и Швейцарии двадцать пять лет назад. И этот автомобиль, оснащенный электромотором на 7,4 киловатта, производится до сих пор. До 100 км/ч он разогнаться не может. Его потолок — 85 км/ч.
Вообще, автомобиль гибридный. В движение его приводит либо электромотор, либо… сам водитель. Для него (для человека) в салоне есть педали. И если их крутить, то автомобиль весом почти в 250 килограммов поедет. Не так быстро, конечно, как хотелось бы, но все же. Кстати, привычного руля в Twike нет. Его заменили на джойстик управления.
Ошибки прошлого: пять самых странных трехколесных автомобилей
Военное положение, энергетический кризис, странная мечта или банальная лень – в резерве автоконструкторов всегда найдется повод для создания новой машины. Как правило, в результате получается автомобиль в классическом его понимании: 4 колеса, 1 мотор, 1 трансмиссия, 2 или 4 двери, 1 руль и т.д. Такая концепция полностью оправдывает себя и понятна покупателю, но далеко не всегда устраивает Мастеров. Вопреки всем канонам, они ищут свою идеальную формулу. И некоторым это удается, хотя на понимание общественности здесь рассчитывать не приходится. Если повезет, такой эксцентрик станет родоначальником нового стиля. Если нет – отправится на свалку истории. В этой подборке присутствуют аппараты с разной судьбой, но объединенные общей идеей. Какой? Возможно, страстью их создателей к трехколесным детским велосипедам. Думаете, в автомобилестроении нет места для таких конструкций? Тогда приготовьтесь удивляться!
Самоходный «Диван» мистера Дэвиса
Предположим, что главный герой самых известных произведений Ильфа и Петрова все же вырвался за кордон и попал-таки на обожаемые пляжи Рио. Там он провел в неге и роскоши какое-то время, а потом заскучал (или деньги кончились). Чтобы поправить свое положение или развлечься, «сын турецко-подданного» отправляется в США, где меняет имя на Гарри Дэвис и устраивается в калифорнийскую контору по реализации подержанных автомобилей. Это и есть отправная точка для №1 нашего хит-парада странностей. Почему я сравниваю Гарри Дэвиса с «блистательным Остапом»? Да потому, что авантюра, устроенная этим человеком, по духу полностью соответствовала деяниям великого комбинатора, то есть была остроумной, стихийной, бессистемной. И, конечно, ее можно было воплотить только в Америке…
Рекламные проспекты и передовицы американских газет называли Davis Divan еще одним «автомобилем будущего».
Итак, в 1947 году к Дэвису на продажу поступает удивительнейший аппарат – трековый болид California о трех колесах. Его сварганил знаменитый конструктор Фрэнк Кертис для гоночной команды местного миллионера. Потенциал «калифорнийца», по слухам, был немалым – машина хорошо показала себя на трассе гонки «500 миль Индианаполиса». Большего мистеру Дэвису знать и не требовалось. Шестеренки в его сознании стремительно завращались: бросив «толкать» бэушные тачки, он регистрирует Davis Motor Car Company. Специализацией фирмы должен был стать выпуск трехколесных машин для дорог общего пользования – эта идея казалась Гарри такой прибыльной, что он поспешил ее запатентовать.
Армейская служба Davis закончилась, не успев начаться. В полевых условиях эта машина показала себя капризным и ненадежным товарищем.
Первый автомобиль Davis Motor Car Company выпустила в 1948. Прототип был построен на стальной треугольной раме, оснащался 4-цилиндровым мотором Hercules объемом 2,6-литра, 3-ступенчатой трансмиссией и мог превысить скоростной рубеж в 100 км/ч. Прослезившись над своим детищем, Дэвис назвал его «Baby». Но вместо того, чтобы отдать ребенка в детсад, энтузиаст повел его прямо в Пентагон, на встречу с военными инженерами.
По мнению Дэвиса, его машина выглядела потрясающе. Этого оказалось достаточно, чтобы «Остапа понесло». Апеллируя недостоверными данными, он убедил военных, что его прототип, благодаря особенностям конструкции, способен совершить крутой поворот на максимальной скорости без риска опрокинуться. Также Гарри указал на потрясающие аэродинамические характеристики модели, что позволило бы использовать его машину в качестве легкого и маневренного разведчика. Пентагон, давно подыскивающий альтернативу джипам Willys, оказался заинтригован и разрешил провести испытания. Так выяснилось, что ни одна из «теорий» Дэвиса даже близко не соответствовала действительности.
Вместо того чтобы всерьез задуматься над проблемами конструкции Davis, Гарри просто сменил поставщика двигателей (на Continental) и «переквалифицировал» свои авто в гражданский транспорт. Серийная модель была названа «Divan» – из-за широкого сидения, на котором могло разместиться четверо взрослых людей. Вальяжно фланируя по улицам Лос-Анджелеса, Дэвис нахваливал эту модель, демонстрируя удобство управления, простоту парковки и малый расход топлива (всего 4 литра на 100 км). Но американцы оставались слепы к достоинствам Divan. Для них эта машина оказалась слишком странной. Вскоре кредиторы потребовали от Дэвиса возвращения долгов, но платить тому было нечем. Тогда окружной суд Калифорнии обвинил неудавшегося автопромышленника в мошенничестве, назначив ему 2 года тюрьмы в качестве терапии и запрет на предпринимательскую деятельность в штате. Game over.
Трехколесные автомобили 20 века
С чего бы это вдруг «Машинный парк» решил вспомнить европейскую историю грузовых трициклов? Повод дало появление нового проекта по производству такой техники в России.
Оказалось, многие считают, что трехколесные грузовички это удел чуть ли не отсталых стран третьего мира. Настаиваем: это совершенно не так!
01. Вот он, повод обратиться к теме — новоявленный российский грузовой трицикл «Шмель» грузоподъемностью в тонну, с задним мостом от ВАЗовской «классики» и оригинальной собственной кабиной.
«Уже под китайцев косим» — доводилось слышать реплики скептиков. Нет. Мир грузовых трициклов, на самом деле, очень разнообразен. Тема богата как давней историей, так и разнообразием вариантов. И, прежде всего, у Европы в этом самые богатые традиции. О них и поговорим:
02. Первые конструкции на мотоциклетных агрегатах появились еще в начале века. К концу 1920-х грузовые трициклы были уже сформировавшимся «жанром», а в 1930-х стали признанным видом коммерческого транспорта. Вот так, например, выглядела продукция британской фирмы Reliant середины 1930-х.
Уже в начале 1930-х в типологии трициклов появляется новая ветвь, более близкая к автомобилям, чем к мотоциклам. Появляются отдельная кабина и управление рулевым колесом автомобильного типа. Мы сосредоточимся именно на трициклах с таким принципом управления.
03. Одним из родоначальников применения автомобильного руля на трициклах становится Goliath – немецкая фирма, основанная в городе Бремен. Небольшой грузовичок Goliath F200 и его шасси начала 1930-х — пример раннего грузового трицикла «автомобильного типа».
Конкуренты не отставали. Главным соперником «Голиафа» была фирма Tempo из Гамбурга.
04. Вот классическая ее модель — Tempo A400, производство которой стартовало в 1937 году и не прекращалась даже в годы Второй мировой войны.
И после войны трициклы довоенной конструкции очень пригодились.
05. C 1949 года Tempo запустило в производство модернизированную версию довоенного A400 под именем Tempo Hanseat. Улучшили подвеску, грузоподъемность составляла 750 кг. Моторы были разные, мощностью 12,5 – 15 л.с., объемом около 400 «кубиков». В Германии Tempo Hanseat делали до 1956 года. Общий «тираж» составил 37 131 шт.
06. Затем лицензия на этот трицикл-грузовик была продана в Индию, где его без изменений выпускали до. 2000 года! Объёмы выпуска Tempo Hanseat в Индии исчислялись уже сотнями тысяч.
07. Трицикл Tempo Boy конструктивно также был идентичен довоенной «младшей» модели Tempo A200 и также, как и старший брат, выпускался до 1956 года. Их построили меньше — 5930 штук. На фото экземпляр Tempo Boy с красивым кузовом-фургоном и по сей день эксплуатируемый одной из пекарен Дюссельдорфа.
Всю первую половину 1950-х в Германии в области трициклостроения фирмы Tempo и Goliath отчаянно соперничали, оставаясь главными конкурентами друг друга, тем самым развивая жанр.
08. Трехколесный грузовичок Goliath GD750 грузоподъемностью 750 кг с 13-сильным 493-кубовым моторчиком выпускался с 1949 по 1955 год. Построили их несколько меньше, чем конкурентов Tempo Hanseat, но тоже прилично — 30 093 экземпляра.
09. На смену Goliath GD750 пришла новая модель Goliath Goli, сопоставимая по характеристикам, но с современным для тех лет дизайном и более комфортной кабиной. Выпускали Goliath Goli с 1955 по 1961 год.
10. За шесть лет выпуска построили 9904 машины. В историю Goliath Goli вошел как последний немецкий трехколесный грузовик. И еще, пожалуй, именно Goliath Goli можно признать самым красивым и элегантным грузовым трициклом всех времен.
Итак, Германия покинула клуб трициклостроителей в середине 1950-х, зато знамя из рук не выпустили французы, англичане, итальянцы и. греки. По порядку:
Слышали о французских грузовых трициклах? Были такие.
11. В Лионе фирма New Map делала смешной грузовой трицикл Solyto. Этот забавный «колобок» со 125-кубовым моторчиком мощностью 5,5 л.с. перевозил 200 кг груза. Выпускался New Map Solyto до 1974 года. Построили их около 4000 шт. И, да, у него был автомобильный руль.
12. А здесь справа стоит не фейк, не фотошоп, не самоделка сумасшедшего, а вполне себе серийный французский грузовой трицикл в варианте тягача. Называется FAR CM 69. И, да, кабина у него та самая, которую мы знаем по грузовичкам Avia, популярным в СССР.
Делала такие чудеса фирма F onderie et A teliers du R hone или сокращенно F.A.R. Использовались совершенно разные кабины и моторы, но конструкция шасси принципиально не менялась десятилетиями.
13. Фирма F.A.R. делала трициклы-тягачи с 1937 года (слева) до начала 1970-х (справа) по британской лицензии, купленной и фирмы Scammell. Звалось семейство Cheval Mecanique. В переводе «Механическая лошадка».
Изначально британские «Механические лошади» — еще одна легендарная страница истории трициклостроения, потому переберемся на острова Соединенного Королевства.
Идея трицикла-тягача, прозванного «Механической лошадкой» принадлежит лондонской фирме Napier. Именно она разработала концепцию терминального автопоезда с системой сверхбыстрого зацепления / расцепления с полуприцепами. Трехколесный компактный тягач давал наилучшую маневренность. Предназначались «механические лошадки» для работы на складах, терминалах, в портах и т.д.
14. Сразу же идею подхватила фирма Karrier Motors Limited, которая стала выпускать аналогичную «Механической лошади» фирмы Napier свою модель Karrier Cob с 1931 года.
15. Но до совершенства идею Mechanical Horse довел именно Scammell, выкупивший у Napier права на трицикл-тягач. На этом фото вместе бок о бок, справа налево, стоят все три поколения терминальных трициклов Scammell — Mechanical Horse, Scarab и Townsman. Всего с начала 1930-х по конец 1960-х год Scammell изготовил около 30 000 трициклов-тягачей трёх поколений.
16. Упомянутая в п.02 британская фирма Reliant Motors в итоге перешла от производства мото-трициклов к выпуску забавных трехколесных машинок Rigal / Robin / Rialto больше похожих на автомобили, но, по сути, остававшиеся трициклами.
17. Трициклы Rigal / Robin / Rialto были, в основном, пассажирскими, но существовали и модификации в виде коммерческих фургончиков. Эти машинки стали культовыми, а последняя версия Reliant Rialto 2 выпускалась до 1997 года.
Любопытный факт — довольно заметным производителем грузовых трициклов была Греция. Рассказываем.
Загибайте пальцы: Alta, Atlas, AK Hellas, Biotechnia Ellinikon Trikyklon, DINAP, FALL-CAR, Mantzouki, MEBEA, Motoemil, MotorCar, Pan-Car, ROS, SAM, STYL KAR. Что за спикок «ругательств»? Это всё названия фирм, которые делали грузовые трициклы с автомобильным рулем (включая тяжелые) в одной только Греции! Поднимите руку, кто слышал хотя бы об одной из этих фирм? 🙂
18. Чтобы не «захламлять» Грецией материал покажем только один пример. На фото грузовичок DINAP 1200 грузоподъемностью в 1000 кг, который делали в Афинах в 1960-х. Греческими буквами марка писалась так — ΔΗΝΑΠ.
Еще одним европейским заповедником грузовых трициклов, по праву, можно считать Италию.
Именно итальянцы дольше всех в Европе делали тяжелый (по меркам данного класса машин) трицикл грузоподъемностью 1500 кг с дизельным двигателем. Биография и генетика у машинки, которая называлась Macchi M.B.1, просто чумовая.
19. Разработала ее старинная авиастроительная фирма Aermacchi. Выпуск начали в 1945 году. Любопытно, что почти сразу машинку приняли «на вооружение» итальянских ВВС в качестве аэродромного мини-уборщика.
20. Важной конструктивной особенностью Macchi M.B.1 была передняя поворотная вилка, построенная по аналогии с передней стойкой шасси самолетов, что обеспечивало невиданную для таких машин плавность хода. Здесь хорошо видна конструкция этой стойки.
22. В 1960 году 50% акций мотоциклетного подразделения Aermacchi выкупил. американский Harley-Davidson. Машинку стали продавать под двойной маркой Aermacchi Harley-Davidson.
Согласитесь необычное сочетание: разработали авиастроители, съевшие собаку на истребителях и бомбардировщиках, правами владели американцы из Harley-Davidson, двигатель был дизелем, а сама машинка. «всего лишь» грузовым трициклом.
23. В 1971 году консорциум Aermacchi Harley-Davidson продал права на производство этой машины небольшой, но широко известной в узких кругах своими внедорожниками, автомобилестроительной компании Bremach, которая установила новую кабину и выпускала Macchi M.B.1 уже под своей маркой Bremach M.B.1 до 1990 года, после чего.
24. После чего права на производство этого трицикла были в очередной раз перепроданы другой фирме — AerDiesel (тоже итальянской), которая, еще раз переработав кабину, выпускала Macchi M.B.1 еще несколько лет. Таким образом, больше полувека длилась история тяжелого итальянского грузового трицикла с необычной биографией.
А что касается легких трициклов, то в Италии такую технику делали и делают куча фирм — Moto Guzzi, Innocenti под маркой Lambretta. уйма примеров. Но есть особый случай, имя ему — Piaggio.
25. В сегодняшней Европе «трицикл» и Piaggio — слова синонимы. Фирма — европейский лидер трицикловой отрасли. Ее семейства Ape Classic, Ape 50 (оба с рулем мотоцикла) и Ape TM (с автомобильным рулем) — главные и наиболее известные грузовые трициклы современной Европы.
26. «Старшая» модель из современной гаммы — Piaggio Ape TM — коммерческий грузовичок. У Ape TM грузоподъемность составляет 700-800 кг и, повторимся, установлен автомобильный руль. По характеристикам он наиболее близок к российскому «Шмелю».
В Советском Союзе грузовые мотороллеры делали всего два предприятия, оба напрочь оборонно-режимно-оружейные — Вятско-Полянский машиностроительный завод «Молот» (Кировская область) и Тульский машиностроительный завод. Мотороллеры для них были «ширпортребной» побочной продукцией. В Кировской области взяли за основу знаменный итальянский мотороллер Vespa 150GS. Грузовички спроектировали сами. На Тульском машиностроительном заводе тоже начинали с копирования. Прототипом послужили немецкие мотороллеры Glas Goggo 200. Профессию грузовичка тоже придали самостоятельно.
27. Вот что писал журнал «За рулем» о грузовых мотороллерах «Вятка» в 1960 году: «Всего три года назад было освоено массовое производство мотороллеров «Вятка-150«. Тогда завод выпускал лишь один тип машины — ВП-150, легкий и красивый, словно птица, устремленный вперед роллер. Ныне «Вятка» умножила свои ряды. Заботясь об удобстве потребителей, инженеры и конструкторы создали около десяти различных моделей «Вятки».»
Речь шла о цистерне МГ-150Ц, самосвале МГ-150С, «платформе» МГ-150П. Их же и показали на иллюстрациях в ЗР №2/1960.
Грузовые трициклы в Туле начали делать с 1957 года. За период до остановки производства в 1995 году друг друга сменили 9 (!) тульских базовых моделей, грузоподъемность которых постепенно выросла с 200 до 410 кг. А счет модификаций (не считая опытных) идет на десятки вариантов.
28. Но наиболее известен ТГМ-200, для которого впервые и стали использовать имя «Муравей» с 1968 года. Бортовой и «фургонный» варианты — лишь две из нескольких модификаций, в которых он существовал.
В 1990-х и начале нулевых грузовые мото-трициклы выпускали почти все постсоветские мотозаводы — Ижевский, Ирбитский, Минский. Но публика лучше всего помнит тульский «Муравей«. Потому именно к нему апеллируют создатели российского «Шмеля», позиционируя свой продукт как бы наследником традиций «Муравья».
28. Однако объединяет «Шмеля» и «Муравья» разве что количество колес и «гражданство». В остальном «Шмель» — совсем другой. В целом, «Шмель» — зачинатель собственных традиций, но восходящий своими корнями именно в Европу.
Забегая вперед анонсируем подробный рассказ о конструкции «Шмеля». Мы познакомились с этой машинкой и детально изучили ее. Не переключайтесь. Скоро на «М-Парке» подробный обзор российского трицикла.