Трехполоска в авто подборка динамиков

SQ трехполосная акустика, часть 1. Концепция; покупка компонентов

Трехполоска в авто подборка динамиков

В нескольких частях напишу, как установил трехполосную систему Herz на процеусе Helix V EIGHT DSP mk2 в студии Блюзмобиль (Чебоксары).

Трехполоска в авто подборка динамиков

Идея поставить нормальную акустику в Pajero Sport 3 появилась весной 2020.
Магнитола Mitsubishi Connect (Kenwood, 8740A001) имеет приличный звуковой тракт, но слабый усилитель — родные динамики по 15 Ватт звучат на троечку с плюсом. Однако мне удавалось легко отличить качество MP3 128 kbit от MP3 320 kbit.

Слушаю достаточно тяжелый рок, группы Linkin Park, Five Finger Death Punch, Iron Maiden, Metallica, Breaking Benjamin, Muse и подобные.

Варианты изучал следующие:
1. Установка штатного управляемого усилителя Mitsubishi, как сделано в комплектации Ultimate. Отказался, тк аудиофилы отзываются о нем (это на самом деле Rockford Fosgate) как об усилителе второго эшелона. И родная акустика Mitsubishi Ultimate 40 Ватт хуже самой дешевой брендовой европейской акустики. То есть качество не очень получается.
2. Установка процессора Helix DSP, к нему 2 четырехканальных усилителя класса AB под сиденья, двухполоску и саб стелс, как это делает московская студия Accent. Не понравилось, что усилители AB большие, занимают много места под сидениями. Прошлую машину однажды утопил в броде через речку, вода в салоне стояла по щиколотку. Так как мой Pajero Sport часто ездит в лес, шансы утопить его не равны нулю. Утопить при этом усилители тысяч на 70 не хочется.
3. Думал, брать ли трехполоску, что требует переделки стоек. Решил брать, опираясь на две мысли: а) наличие СЧ динамика позволяет поднять сцену на уровень глаз, что правильно и везде применяется в домашней акустике. б) Тяжелый рок сложен для воспроизведения двухполоской, наличие СЧ позволит заметно улучшить качество. Акустику выбрал европейского производства Hertz Mille Pro MPK 163.3 PRO.
4. Думал, делать ли подзвучку для задних пассажиров. Решил не жадничать, поставить на задние двери коаксиальные динамики Hertz Mille Pro MPX 165.3 и сделать их тише передних, чтобы они не ломали сцену передней трехполоски для передних пассажиров.
5. В комплекте акустики идет 3-полосный кроссовер MPCX 3.3. Конечно, он не позволяет делать индивидуальные задержки на каждый динамик, что необходимо для отличного посторение акустической сцены в автомобиле. В отличии от дома, вы не можете в авто переставить колонки так, чтобы сидеть на одинаковом расстоянии от левого и правого динамиков. Значит надо задерживать звук на каждом динамике отдельно, что позволяет делать только процессор. Вместе с каналом на саб требовалось 9 каналов процессора. Для поканального усиления требовалось 2*3+2 = 8 каналов. Решил брать Helix V EIGHT DSP mk2 (это 10 канальный процессор + 8 канальный усилитель класса D, авторитетные аудиофилы хвалят его, как и Helix P Six).
6. Сабвуфер хотел сделать скрытый в крыле (стелс). На Pajero Sport 2 в нише заднего правого крыла есть место для 20 литрового короба стелс. На Pajero Sport 3 во всех комплектациях, кроме механической КПП, это место занято кондицинером для задних пассажиров. Место есть только в нише левого заднего крыла, 10-12 литров. Выбрал саб Helix K 10W, который заявлен производителем на этот объем. Одноканальный усилитель для него выбрал по рекомендациям на форумах, D класса, Alpine S-A60M.

Основным истоником сигнала для процеуся будет родная магнитола Mitsubishi Connect, звук подается по аналоговым входам процеуся. Музыку слушаю с нее через приложение Deezer (почти lossless качество). Также часто пользуюсь цифровым радио (Simple Radio). Еще звук идет от подсказок карт Гугл и Яндекс.
В качестве полностью цифрового источника сигнала поставил в процеусь плату Helix HEC HD Audio USB. На нее смартфон отдает звук по цифре, используется исключительно ЦАП процеуся. Воспроизведение на смартфоне делает приложение USB Audio Player PRO, оно же управляет громкостью.
Третий источник сигнала — беспроводной цифровой Bluetooth приемник Ding Shine BTS2.

Для управления громкостью цифровых источников и саба поставил пульт Helix URC.3.

Источник

Одно решение для нескольких задач. Тест 3-полосных компонентных акустических систем Hertz MPK 163.3

Трехполоска в авто подборка динамиков

Недавний детальный тест топовой акустики Hertz Mille Legend и участие в сравнительном тесте двухполоски Mille Pro дали понять – несмотря на принадлежность обеих к линейке Mille, «легенда» и «прошка» – концептуально разные серии. И чтобы уж до конца определиться с ними, было решено сделать большой подробный разбор трёхполоски Mille Pro. Забегая вперёд, если первые – это концентрат технологий, но при этом акустике нужен соответствующий подход к инсталляции, то вторые хоть и используют ряд топовых технологий, в плане инсталла оказались «ближе к жизни». В общем, по порядку.

Все компоненты серии Mille Pro можно купить раздельно, но раз уж была поставлена задача изучить всё по максимуму, в лабораторию был взят готовый трёхполосный комплект Hertz MPK 163.3 с пассивными кроссоверами. Для ориентира, его цена на момент теста – 39100 рублей.

Трехполоска в авто подборка динамиков

КОНСТРУКЦИЯ НЧ/СЧ ДИНАМИКОВ HERTZ MP 165.3

Вообще-то в Mille Pro две модели 6,5-дюймовых динамиков – есть ещё 3-омные Hertz MP 165P.3, с ними я как-то уже имел дело. Правда, это было без малого пять лет назад, тогда я ещё не так глубоко лез в анализ работы излучателей.

Трехполоска в авто подборка динамиков

Динамики собраны на литых алюминиевых «трёхспицевых» корзинах с шероховатым покрытием.

Трехполоска в авто подборка динамиков

Тот самый случай, когда технологии, отработанные на топовой акустике, перешли в остальные серии – речь о профиле диффузора V-Cone. Конечно, сама геометрия появилась у Hertz давно, но в данном случае фишка в более широком «раскрыве» конуса. Правда, метод сборки динамика тут иной – если в Mille Legend диффузор цельный, то здесь – более традиционный, с отдельным колпачком, продолжающим профиль конусной части.

Трехполоска в авто подборка динамиков

Материал диффузора – целлюлоза с включением в пульпу длинных хлопковых волокон. Эту фактуру хорошо видно на тыльной стороне.

Трехполоска в авто подборка динамиков

Центрирующая шайба достаточно крупная, но здесь такая выбрана не для увеличения хода диффузора, а для лучшей линейности в пределах обычного рабочего хода. Это заставило чуть иначе подойти к креплению подводящих – «косички» дополнительно закреплены на шайбе, чтобы избежать соприкасания с тыльной частью диффузора.

Трехполоска в авто подборка динамиков

Звуковая катушка имеет диаметр 1 дюйм. Намотка выходит из магнитного зазора по 4 мм с каждой стороны – это и есть параметр Xmax (максимальное смещение в каждую сторону от положения покоя). Высота самого зазора – 5 мм.

Трехполоска в авто подборка динамиков

Охлаждается катушка через осевой канал и окна в корзине под центрирующей шайбой. Тут всё более-менее привычно.

Трехполоска в авто подборка динамиков

КОНСТРУКЦИЯ СЧ ДИНАМИКОВ HERTZ MP 70.3

Внешне «серединки» выглядят уменьшенной копией НЧ/СЧ динамиков – та же геометрия диффузоров V-Cone, тот же материал, литые корзины.

Трехполоска в авто подборка динамиков

Правда, моторы построены иначе – под защитными кожухами скрыты обращённые магнитные системы с неодимовыми магнитами.

Трехполоска в авто подборка динамиков

Без кожухов, кстати, они довольно компактные.

Трехполоска в авто подборка динамиков

Звуковые катушки имеют диаметр 20 мм. Ход диффузора – 1,5 мм, что для СЧ динамика даже с запасом.

Трехполоска в авто подборка динамиков

КОНСТРУКЦИЯ ВЧ ДИНАМИКОВ HERTZ MP 25.3

В 3-полосном комплекте MPK 163.3 идут 25-миллиметровые твитеры. Если что, в серии Mille Pro есть более крупные Hertz MP 28.3 – ими комплектуется, к примеру, двухполоска Hertz MPK 1650.3 PRO.

Трехполоска в авто подборка динамиков

Здесь всё традиционно для высокочастотников Elettromedia. Материал куполов – фирменная ткань из синтетических и хлопковых волокон Tetolon (не путать с полиэфирным материалом Tetoron, хотя названия и похожи). Пропорции намекают на наличие акустической камеры с тыльной стороны.

Трехполоска в авто подборка динамиков

КРОССОВЕРЫ HERTZ MPCX 3.3 И ПРОЧЕЕ СОДЕРЖИМОЕ КОМПЛЕКТА

Кроссоверы неожиданно компактные для трёхполосной акустики, размеры каждого – 11,4 х 14,5 см. А это, на минуточку, всё же не двухполоска.

Трехполоска в авто подборка динамиков

Компоновка довольно плотная, для уменьшения габаритов две катушки из трёх выполнены на сердечниках.

Трехполоска в авто подборка динамиков

Предусмотрены переключатели уровней в каналах СЧ и ВЧ. Как потом показали измерения и прослушивание, уровни меняются в небольших пределах – самое то, чтобы подогнать тональный баланс под конкретную установку, не перекашивая его сверх меры.

Трехполоска в авто подборка динамиков

Ну и буквально одно фото с комплектацией. Грили для мидбасовых и СЧ динамиков идут двух видов – сетчатые и с защитными дугами, на выбор. Для твитеров – колечки для врезного монтажа, чашки на поверхность и кольца для штатных мест. Про штатные места, кстати, ещё будет повод вспомнить.

Трехполоска в авто подборка динамиков

ИЗМЕРЕНИЕ ЭЛЕКТРОМЕХАНИЧЕСКИХ ПАРАМЕТРОВ

Снова возвращаюсь к сравнению с Mille Legend. Если у той мидбасовые динамики имели довольно тяжёлые подвижки, а значит, требовали тщательного подбора усилителя и особого подхода к инсталляции, то у Mille Pro подвижки ближе к среднестатистическим, и выбор усилителей расширяется.

Среднечастотники уже не метят на роль широкополосных, а изначально разрабатывались как среднечастотные. Причём зажимать их в тесные объёмы не нужно, оптимальной для них будет установка free-air (или infinite baffle, если хотите).

Трехполоска в авто подборка динамиков

Заявленные/фактические параметры НЧ/СЧ динамика Hertz MP165.3:
Fs (собственная резонансная частота) – 70 Гц / 64 Гц
Vas (эквивалентный объем) – 9,5 л / 10,4 л
Qms (механическая добротность) – 4,60 / 5,69
Qes (электрическая добротность) – 0,67 / 0,65
Qts (полная добротность) – 0,58 / 0,58
Mms (эффективная масса подвижной системы) – 15 г / 15 г
BL (коэффициент электромеханической связи) – 5,5 Тл м / 5,4 Тл м
Re (сопротивление постоянному току) – 3,1 Ом / 3,1 Ом
dBspl (опорная чувствительность, 1м, 1Вт) – 93,0 дБ* / 88,3 дБ

Заявленные/фактические параметры СЧ динамика Hertz MP70.3:
Fs (собственная резонансная частота) – 110 Гц / 120 Гц
Vas (эквивалентный объем) – 1,0 л / 1,0 л
Qms (механическая добротность) – 4,60 / 4,83
Qes (электрическая добротность) – 1,00 / 0,99
Qts (полная добротность) – 0,82 / 0,82
Mms (эффективная масса подвижной системы) – 2,9 г / 2,8 г
BL (коэффициент электромеханической связи) – 2,8 Тл м / 2,9 Тл м
Re (сопротивление постоянному току) – 3,7 Ом / 3,7 Ом
dBspl (опорная чувствительность, 1м, 1Вт) – 88,0 дБ* / 84,7 дБ

* — условия измерения не указаны

АНАЛИЗ РАБОТЫ НЧ/СЧ ДИНАМИКОВ HERTZ MP 165.3

Отступление от заявленных параметров некритично, больше похоже на разброс при производстве разных партий. Главное, что концепция динамиков осталась той же. Измеренная АЧХ почти полностью повторила ту, что приведена производителем в описании. На этот счёт Elettromedia всегда отличались корректностью.

Трехполоска в авто подборка динамиков

Резонансы в подвесах почти отсутствуют. Максимум, что можно узреть (если очень сильно придираться) – хорошо задемпфированные остатки от резонанса центрирующей шайбы чуть ниже 1 кГц, сопровождающиеся аккуратной пологой просадкой АЧХ в этой области. Но это, по большому счёту, заметно лишь на фоне отсутствия прочих артефактов и ровной фазовой характеристики вплоть до 2 кГц.

Трехполоска в авто подборка динамиков

По искажениям картинка повторила снятую ранее. Здесь отмечу, что динамики хорошо ведут себя при снижении частоты – моторы неплохо контролируют движение диффузора, и роста КГИ на нижних частотах практически не наблюдается. Стыковать с сабвуфером будет легко.

Трехполоска в авто подборка динамиков

АНАЛИЗ РАБОТЫ СЧ ДИНАМИКОВ HERTZ MP 70.3

Как и предполагал, динамики не метят в широкополосные, хотя вверх их диапазон простирается высоко. На самом верху рабочего диапазона есть горб, такой часто появляется в том числе когда в динамиках используются короткозамкнутые витки (кольца Фарадея) – они компенсируют индуктивность, снижают искажения на СЧ/ВЧ, а вместе с этим поднимают отдачу на самом верху, и подобные артефакты становятся заметными.

Трехполоска в авто подборка динамиков

Впрочем, в 3-полосных системах этот диапазон обычно выходит за пределы ответственности среднечастотников, так что проблем не доставляет. За верхний же предел рабочего диапазона можно принять 5-6 кГц. Да, динамики умеют играть выше, но именно до этой частоты ведут себя наиболее линейно.

Трехполоска в авто подборка динамиков

Добротность у Hertz MP 70.3 относительно высокая, выше баттервортовской отметки 0,7, так что при снижении частоты отдача не спадает почти до резонансной частоты (после чего спадает уже резко). Но, в отличие от низкодобротных динамиков, искажения с понижением частоты растут заметнее. Так что за нижнюю рабочую границу я бы принял 300-350 Гц.

Трехполоска в авто подборка динамиков

АНАЛИЗ РАБОТЫ ТВИТЕРОВ HERTZ MP 25.3

Здесь всё традиционно для правильных мягких куполов – АЧХ без резких горбов и провалов, спад на самом верху можно компенсировать настройками. Под углами характер ВЧ радикально не меняется, просто слегка меняется отдача при развороте.

Трехполоска в авто подборка динамиков

На самом деле лёгкий резонанс у мягкого купола всё же есть, но он выведен за пределы информативного частотного диапазона – ступенька фазовой характеристики наблюдается лишь на самом-самом верху, где-то выше 15 кГц.

Трехполоска в авто подборка динамиков

С понижением частоты твитеры чувствуют себя уверенно и дают немалую свободу в настройке стыка с СЧ – это вообще особенность большинства твитеров Hertz последнего поколения. Рост искажений начинается лишь ниже 2 кГц, так что в двухполосках с разделом на 3,5-4 кГц никакого свиста или рези не появляется. Что, собственно, и подтверждалось ранее при изучении двухполосных Hertz MPK 165.3.

Трехполоска в авто подборка динамиков

РАБОТА 3-ПОЛОСНОГО КОМПЛЕКТА С ПАССИВНЫМ КРОССОВЕРОМ HERTZ MPCX 3.3

Конечно, возможности акустики такого уровня лучше раскрывать в системах с поканальным усилением, но раз уж в руках оказались кроссоверы, надо и их посмотреть.

Трехполоска в авто подборка динамиков

Кроссовер заставляет работать НЧ/СЧ и СЧ совместно в довольно широкой полосе, хотя на слух такое пересечение особых вопросов не вызывает. А вот к разделу СЧ и ВЧ я бы придрался. Как по мне, твитеры позволяют опустить его чуть ниже по частоте, и тогда горб у среднечастотников можно было бы нивелировать практически полностью. Но… Логика в этом всё же есть.

Трехполоска в авто подборка динамиков

Смотрите, эти АЧХ сняты по оси динамиков, при развороте же среднечастотники ведут себя в зоне стыка с ВЧ намного ровнее (посмотрите на их АЧХ, которые я приводил чуть выше). И раз уж так вышло, что процессор в бюджет не вписался, и система строится с пассивными кроссоверами, то и динамики с большой вероятностью встанут по штатным местам. А они в большинстве случаев как раз имеют разворот относительно слушателей.

Так что предположу, что такие характеристики кроссоверов выбраны намеренно, чтобы приспособить акустику к инсталляции динамиков в штатные места с разворотом относительно слушателей.

Прослушивание проводил в двух вариантах – при включении через пассивные кроссоверы и в поканалке с процессором. Так что постараюсь отметить как характерные особенности излучателей, так и то, насколько их потенциал раскрыт в «пассивном» комплекте MPK 163.3.

ВЧ ровные, спокойные, без лишней «полётной воздушности», но всё, что есть в записи, твитеры передают, микродинамика хорошая. Правда, упрятывать их под глухие штатные сетки я бы в любом случае не стал, звук потускнеет. Так что в процессорной системе, на мой взгляд, в приоритете открытая установка. Либо «просветление» штатных сеток.

Важный момент – естественность звучания на ВЧ даёт в основном не верхняя октава (от 8-10 кГц и выше), а диапазон, на который в Hertz MPK 163.3 приходится стык с СЧ. Как результат, при включении через пассивный кроссовер и неоптимальном взаимном расположении серединок и твитеров есть риск получить акцент на сибилянты (свистяще-шипящие звуки) и некоторую синтетичную «песочность» в ВЧ. Причём причина, как ни странно, будет не в твитерах, а в поведении среднечастотников в этой области. В этом случае остаётся разве что поиграться с переключателями в кроссовере и, при необходимости, попробовать перевернуть полярности твитеров.

Лишнее подтверждение, что пассивные кроссоверы действительно заточены под установку СЧ в штатные места торпедо с отражением от стекла или просто с большим разворотом. В этом случае поведение СЧ на самом верху рабочего диапазона «успокаивается», и звучание становится более сбалансированным и естественным. Как-то сразу вспомнились автомобили, которые используются в Elettromedia в качестве стендов для проверки динамиков в деле.

В поканалке свободы в настройке больше, и динамики можно располагать без особых ограничений, в том числе вертикальной или горизонтальной «матрёшкой» с направлением в салон. Причём я бы снизил раздел полос до 4-5 кГц, поигравшись в том числе и с порядками фильтров – это нивелирует горб у среднечастотников в области 6-10 кГц, да и твитерам будет легко работаться при такой настройке.

К СЧ диапазону вопросов не возникло, но это было понятно ещё на этапе измерений – от 300 Гц и выше динамики показывают неплохую линейность. Правда, в поканалке резать их ниже 400 Гц я бы не стал, для 3,5-дюймового калибра это нецелесообразно – теряется основательность и наполненность звучания.

Судя по всему, 3-полосный кроссовер несколько раздемпфирует НЧ/СЧ динамики, заставляя добротность НЧ-звена тянуться ближе к привычным 0,7, что несколько «сглаживает» характер баса. В поканалке же у меня получилось добиться более упругого звучания мидбасового диапазона. Жёсткости не появляется, но при должной настройке стыка с СЧ звеном звучание получается чуть «вкуснее» и точнее. В общем, как говорится, сами динамики могут.

Универсальная акустика со спокойным и нейтральным звучанием. В поканалке при правильной настройке фильтров (если не заставлять динамики работать в диапазонах, для них не предназначенных) и правильном фазовом сведении полос получается довольно комфортно, слух не цепляется за какие-то артефакты, начинаешь просто слушать музыку. Детальность хорошая, но при этом с правильной настройкой легко избежать характерной остроты, чтобы музыка не рассыпалась на звуки.

Включение через пассивные кроссоверы поначалу вызвало вопросы, но при более глубоком изучении сложилось впечатление, что они намеренно адаптированы к установке динамиков по штатным местам. Так что этот вариант можно выбирать в том числе и «на вырост» – акустика не упирается в свои возможности, и добавление в будущем процессора с переходом на поканалку поднимет систему ещё на пару ступенек выше без замены динамиков.

Плюсы:
Нейтральный и достаточно универсальный характер звучания
Динамики дают большую свободу при стыковке полос в поканалке

Минусы:
Пассивные кроссоверы явно заточены под узкие задачи

Источник

Трёхполосная компонентная акустика

Текст и измерения: Юрий ЕВТУШЕНКО

В зоопарк по встречке

Зачем при двух полосах движения в каждом направлении кое-кто у нас порой выезжает на встречную? Затем, что этих двух полос ему не хватает. Кто выезжает? Тот, кому или больше всех можно, или больше всех надо.

VIBE Space 6 | Cadence CWL3WK | PHD MF 6.3 Kit | DLS Iridium 8.3i

Почему в зоопарк? Об этом чуть позже, не волнуйтесь, будет вам зоопарк. Но сперва — про полосы. Теперь уже — в акустическом смысле.

Число потребных частотных полос в акустической системе зависит в первую очередь от требований, предъявляемых к звуковому давлению и зоне покрытия. Если музыка негромкая, а вы имеете возможность эгоистично занять sweet spot (то есть оптимальную для прослушивания точку), то вполне можно обойтись двумя полосами. До середины прошлого века люди обходились и одной, хотя при этом как минимум недополучали баса, как максимум — и верха тоже. Максимум наблюдался далеко не всегда — в те поры человечество умело делать широкополосники с более высокой частотной границей, нежели у многих нынешних купольных твитеров. Другая крайняя опция — озвучка концертных залов и площадок. Там без пяти полос никто и разговаривать не станет (два баса, две середины и верх), а уж сколько головок задействовано в каждой полосе — страшное дело. Плюс ещё всякие хитрости (вроде излучателей с регулируемой дисперсией), которые создателям домашней и автомобильной акустики и не снились.

В машине негромкая музыка почему-то не прижилась, это не лифт в пятизвёздочном отеле. Помимо доброй традиции, на то есть и объективная причина психофизиологического характера. Даже если вам кажется, что в движущемся авто тихо (сами немцы постарались или вы в три слоя всё закатали), это не более чем иллюзия. В салоне на ходу бушует инфразвук (и чем больше ход, тем сильнее), его природа — шумы качения и аэродинамика. Как звук мы эти составляющие не воспринимаем или воспринимаем слабо (на границе слышимого диапазона), но слух, устроенный гораздо сложнее примитивного RTA-анализатора, подстраивает чувствительность уха (вернее, мозга, конечно) под реальную акустическую обстановку. На низких частотах — в особенности, отсюда и разные настройки в чемпионских машинах: для соревнований (на месте) и для себя (в движении). С другой стороны, ограниченный объём салона, соответственно, ограничивает и потребности в мощностях. Так что как будто отводим одну полосу сабвуферу, оставляем две полосы на собственно акустику — и всё.

Или не всё? Мы не учли, что в машине мы никогда не имеем возможности занять ту самую sweet spot — автомобильные конструкторы из вредности ставят туда рычаг КПП. Можно, наверное, известный принцип FTP (начхать на пассажира) довести до логического совершенства и установить акустику таким манером, чтобы sweet spot расположилась как раз в голове водителя. Но тогда посреди салона придётся ставить акустику, что тоже не удобно и не эстетично. А если симметрично, то оба обитателя передних сидений окажутся «не в фокусе» — и вот тут особое значение приобретают характеристики направленности излучателей. Если вы заранее обязуетесь не злоупотреблять громкостью, ставьте фронты на «четвёрках», максимум — на «пятёрках». В первом случае проблемы с направленностью излучения мидбасов почти не возникают, во втором — не слишком существенны. А вот когда мидбасы имеют калибр шесть дюймов, обеспечить точный тембр на верхней середине становится куда труднее. Вот тут-то и будет очень кстати трёхполосный фронт, поскольку полоса мидбаса ограничивается значительно ниже, а для малогабаритного среднечастотника найти более выгодное место установки куда легче. Обратите внимание: трёхполосный фронт нужен тем, кто хочет, чтобы было одновременно и громко, и музыкально, то есть практически всем. Все (ну, пусть многие) были бы не прочь вырваться за пределы отведённых для движения двух полос, вопрос в том, всем ли можно и многие ли готовы на такой манёвр.

«Отведённые две полосы» означает ещё и то, что большинство автомобилей производителями оборудуются акустикой двухполосной, при этом даже радикальная модернизация акустического оснащения может быть проведена довольно безболезненно. Трёхполосная система автоматически создаёт проблемы с инсталляцией серединки, на это готовы не все. Даже не многие.

Но раз уж вы — из избранных (я это сразу замечаю), с вами можно бы и обсудить, какие среднечастотники всё же лучше — купольные или конусные (у нас их называют диффузорными, терминологически это неправильно, потому и укоренилось, так всегда бывает). Давайте разбираться. У обычной СЧ-головки частота резонанса находится в районе 100 Гц (если это «четвёрка»), даже если «серединка» трёхдюймовая, частота резонанса всё равно не достигает 200 Гц, а значит, его нижнюю частотную границу можно выбрать в районе 350 — 400 Гц, где ухо ещё не слишком чувствительно к амплитудным погрешностям. У купольных среднечастотников частота резонанса по большей части находится в районе 700 — 800 Гц, лишь у наиболее прогрессивных представителей своего класса опускаясь ниже 500 Гц. По канонам акустики нижнюю частотную границу надо выбирать в районе 1500 Гц, а поскольку тут же находится и область наибольшей чувствительности слуха, её с разной степенью успеха стремятся опустить примерно до 1 кГц. Для большинства купольных серединок это означает опасную близость частоты резонанса, что может привести к росту нелинейных искажений и, как правило, приводит. На частоту резонанса приходится максимум хода диффузора, а подвес куполов обычно не рассчитан на сколько-нибудь значительное его смещение. Есть исключения, но они редки — правилом можно считать, что работа купольного излучателя (твитера в том числе) вблизи частоты резонанса вызывает рост нелинейных искажений.

При таких проблемах о купольных среднечастотниках можно было бы благополучно забыть, не припаси они козыри. Один из них — широкая дисперсия излучения. При типичном диаметре 54 мм купольник переигрывает даже 70-миллиметровый конусный среднечастотник, в этом случае разница не столь значительна — характеристическая частота (где излучение начинает проявлять направленность) 3,9 и 3,0 кГц соответственно, но ведь дальше — больше, 4-дюймовый диффузорник проигрывает уже «за явным преимуществом». Помимо этого, купольный излучатель не требует оформления, его корпус и есть его личный закрытый ящик. А стало быть, его проще установить в оптимальной позиции с точки зрения создания звуковой сцены. Заметим, оба этих достоинства имеют хождение в нашей отрасли, но никак не ценятся в домашней аудиотехнике. Патриархи и отцы-основатели купольников для car audio в упор не видят собственных творений, проектируя домашние колонки. У Morel и DLS купольные серединки мне не встретились ни разу, Dynaudio использует купольный СЧ-излучатель в одной, совершенно неприступной, модели, да и там в одной из пяти (!) полос.

Тут бы, наверное, самое время посетовать на ограниченность ассортимента трёхполосок, но это будет не совсем искренне, потому что ограниченность эта совершенно объяснима, с какой стороны ни взгляни. Производителей понять проще простого. Трёхполосный кроссовер вдвое сложнее двухполосного (четыре фильтра вместо двух) и более чем вдвое дороже: номиналы компонентов фильтра на 300 Гц на круг втрое больше, чем у фильтра на 3 кГц, а стоимость ёмкостей и индуктивностей с номиналом связана прямо и непосредственно. Среднечастотник (особенно купольный) — тоже удовольствие не дешёвое, а поднимать отпускную цену (в сравнении с двухполоской такого же класса) втрое решится не всякий.

Со стороны покупателя спрос на готовые трёхполосные комплекты, надо отметить, тоже не совсем ажиотажный, главная причина уже упоминалась: «выезд на встречку» практически всегда означает переделку салона той или иной степени тяжести. А раз так, наступает эскалация конфликта, появляются поканалки с процессорами, и усилия производителя и средства покупателя на могучие кроссоверы оказываются затраченными в равной степени напрасно.

И всё же есть у готовых, под ключ, трёхполосных комплектов и шарм, и достоинства, главное из которых — автономность, когда все средства деления полос система содержит в себе, а характеристики этих средств оптимизированы под использованные головки (или хотелось бы так думать). Это же развязывает руки в выборе средств усиления: каналов надо столько же, сколько и для двухполосной системы — левый и правый. Учитывая реалии жизни и неутомимость энтузиастов автозвука, в этом тесте мы решили расширить программу измерений и приводим АЧХ систем не только в штатном включении через комплектный кроссовер, но и АЧХ компонентов совместно с их фильтрами и, главное, компонентов отдельно, напрямую. Таким образом, для выбора схемы включения — штатно через кроссовер, поканально без кроссовера или в смеси, по 2,5-полосной схеме — есть вся необходимая информация, которую мы дополнили своими добрыми советами, где необходимо.

Теперь, наконец, обещанный зоопарк. Участники теста оказались настолько непохожими ни друг на друга, ни на что-либо ещё, что аналогия со зверинцем возникла в самом начале работы над тестом. Ведь туда ходят не на Барсика или Жучку посмотреть, эти — на каждом углу, а жираф или утконос — только там.

Судите сами. У одного из участников басовые динамики не только калибром (это не такая уж редкость), но и повадками схожи с сабвуфером — они спокойно могут обойтись без саба, не требуя от их владельца жертвовать качеством или количеством баса. У другого 4-дюймовый среднечастотник оказался (если в обход фильтра) более басовитым, чем басовик — у другого. Ещё у одного вообще среднечастотником работает твитер, а пищалкой (нет, не среднечастотник) — ещё один твитер, и в отношении этой акустики наш добрый совет может удивить.

Однако прежде чем начать удивляться (а для этого на следующих страницах будут и другие поводы), хочу сделать ещё два разъяснения. В некоторых случаях вас, как довольно опытного читателя, может озадачить форма АЧХ акустики в штатном включении, весьма далёкая от неколебимой горизонтали. Не спешите переворачивать страницу, вначале взгляните на АЧХ, снятую под углом к оси. Одна из моделей акустики в этом тесте в принципе не рассчитана на работу по оси, и это демонстрирует то, что изготовитель знал о реальных условиях её будущей работы, а теперь мы знаем, что он знал. Второе замечание: метод MLSSA, которым мы пользуемся при измерении частотных характеристик, и наш стандарт представления результатов строги и безжалостны в той же степени, в какой точны и справедливы. Для иллюстрации этого обстоятельства я не поленился перегнать АЧХ одного из участников, на первый взгляд — довольно причудливую, в формат данных RTA-анализатора, которым пользуются мои коллеги при измерениях в салоне автомобиля, туда же ввёл нашу стандартную передаточную функцию. График — перед вами, найдите потом среди участников того, к которому он относится, это будет интересным занятием, и сравните первое впечатление. В рубрике «Системы» третьоктавная гистограмма могла бы претендовать на лестную оценку, там такое иной раз бывает…

Трехполоска в авто подборка динамиков

Что из этого следует? Что факторы, привнесённые в итоговую частотную характеристику поведением салона, зачастую более мощны, чем поведение акустики в искусственно созданных безэховых условиях. Вот, собственно, всё, милости прошу в наш зоопарк…

МЁД & ДЁГОТЬ

Ну как вам, понравилось в зоопарке? Сейчас, когда экскурсия завершена, становится очевидным: самым грациозным из обитателей надо признать DLS. «Лидер», и вполне заслуженно. В таком сложном деле, как создание трёхполосной акустики, всегда есть простор для совершенствования, но у DLS Iridium его меньше, чем у кого-либо из одноклассников. Два участника, VIBE и PHD, устроены очень интересно и предоставляют огромный простор для экспериментов. Однако не все потенциальные пользователи трёхполосной акустики по совместительству отважные исследователи, поэтому мы не рискнём адресовать её широким кругам населения. Это на любителя и энтузиаста. А вот акустика Cadence удивила. В хорошем смысле. И заложенные в конструкцию идеи, и их реализация, и звучание произвели впечатление. Так что Cadence — «Фаворит», никаких колебаний на этот счёт у нас нет.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *