Трелевочная машина мл 136
Экскaвaтoрный зaвoд «КОВРОВЕЦ»
Лесопогрузчики
|
|
21 сентября 2001 года Ковровский экскаваторный завод отметил 140-летие (1861г.) со дня основания и 70-летие (1931г.) со дня выпуска первого советского экскаватора. Завод вырос из железнодорожных мастерских, основанных в 1861 году при станции Ковров Московско-Нижегородской железной дороги. В 1930 году мастерские были реорганизованы в завод по ремонту землеройных машин иностранного производства, а уже 21 апреля 1931 года из его ворот вышел первый советский экскаватор, ставший родоначальником большой семьи Ковровских экскаваторов. Ввод в строй новых цехов, коренная перестройка всего предприятия позволили перейти к массовому выпуску «Ковровцев». К концу 1934 года экскаваторный завод произвел 177 землеройных машин этой марки. В этом же году создан гусеничный экскаватор ППГ-1,5, а в 1937 году — дизельный универсальный гусеничный экскаватор ЛК-0,5. На Ковровском экскаваторном впервые в Советском Союзе и в мировой практике был создан и поставлен на серийное производство экскаватор ЭО-505 с ковшом емкостью 0,5 м3 с гидравлическим управлением. За его создание и промышленное освоение главному инженеру Н.К. Гречину, главному конструктору А.С. Реброву, главному технологу Б.К. Рогову и заместителю главного технолога А.Н. Никитину присуждена Государственная премия СССР. В 1970 году впервые в истории страны прошел приемочные испытания и рекомендован в серийное производство гидравлический полно-поворотный экскаватор ЭО-4121. В 1978 году изготовлена первая промышленная партия экскаваторов ЭО-4124 на гусеничном ходу тракторного типа. Начало 70-х отмечено значительным ростом выпуска экскаваторов, повышением технического уровня, совершенствованием технологии производства. Большая заслуга в этом — бывшего директора Н.И. Юрыгина. За создание, организацию крупносерийного производства гидравлических экскаваторов в 1980 году Н.И. Юрыгину была присуждена премия Совета Министров СССР. Основой всех успехов завода были и есть его славные традиции и замечательные люди, преданные своему делу. В нашем коллективе выросли Герой Советского Союза А.В.Лопатин, Герой Социалистического Труда Б.Д.Афонин. Нам есть чем гордиться. Экскаваторы с нашим торговым знаком можно встретить не только во всех уголках России и бывшего Союза, но и во многих зарубежных странах. Землеройные машины завода выдержали испытания на сооружении каналов Москва-Волга, Беломоро-Балтийского, каналов Средней Азии, на строительстве железной дороги Абакан-Тайшет, БАМа, газопровода Уренгой-Помары-Ужгород, ликвидации последствий землетрясения в Армении, Чернобыльской катастрофы. За 70 лет с конвейера сошло около 90 тысяч экскаваторов. Создано 64 различные марки и модификации машин. Только в 1999 году завод выпустил 14 видов новой техники, в том числе целую гамму машин для лесной отрасли. Это стало возможным благодаря име- ющимся на предприятии современной опытно-конструкторской базе и накопленному научно-техническому потенциалу. Сегодня акционерное общество «Ковровский экскаваторный завод» — одно из крупнейших предприятий России по выпуску землеройной техники. Доля экскаваторов, выпускаемых нашим предприятием, составляет более 30% российского производства. Проектная мощность предприятия рассчитана на выпуск до 1000 экскаваторов в год. В 1995-м поставлен на поток принципиально новый экскаватор серии 4225А, а уже в 1999-м начато производство ЭО-4225А-07. «За успешное выживание в трудных условиях рыночных отношений» коллективу присуждена Международная награда «Факел Бирмингама». Сегодня завод производит, обеспечивает техническое обслуживание, ремонт и реализует: экскаваторы ЭО-4225А-07 с 9-ю видами навесного обордования, в т. ч. ЭО-4225А-06 с подъемной кабиной и оборудованием для производства погрузочных работ в металлургической и лесной промышленности; лесозаготовительную технику: валочно-пакетирующие машины МЛ-119А, МЛ-135, лесопогрузчик манипуляторного типа ПЛ-87, машину трелевочную с пачковым захватом МЛ-136. Проходят испытания экскаваторы нового поколения ЭО-4328 и ЭО-4228, разработанные инженерным центром завода. На рубеже XXI века завод награжден дипломами и сертификатами «За создание надежной и эффективной техники». По итогам работы в 2000 году получил диплом победителя конкурса «За высокоэффективную деятельность по развитию машиностроения», в 2001 году стал победителем Всероссийского конкурса «100 лучших предприятий и организаций машиностроения России XXI века». Коллектив экскаваторостроителей награжден Орденом Ленина, его продукция первой в отрасли была удостоена государственного Знака качества. Ковровский экскаваторныйИз-за регулярных кризисов, инфляции и прочих неприятных метаморфоз российской экономики многие промышленные предприятия вынуждены бороться за элементарное выживание, балансируя на грани банкротства. Наиболее тяжелая ситуация сложилась у крупных заводов: умирающие производственные фонды, постоянные неплатежи, громоздкий «советский» инженерно-технический состав и еще более громоздкое «постсоветское» руководство. И лишь немногим удается найти в себе силы, чтобы изменить ситуацию, совершенствовать свою продукцию, искать новые рыночные ниши. В числе этих немногих оказался Ковровский экскаваторный завод (КЭЗ), сумевший после 5 лет экономического застоя «подняться из руин» и вернуть себе позиции ведущего предприятия отрасли.
В настоящее время КЭЗ обладает солидным потенциалом, позволяющим заводу самостоятельно осуществлять полный технологический цикл от проектирования и создания макета до испытаний и серийного изготовления новой техники. На предприятии действуют все необходимые производства – черная и цветная металлургия, кузнечный и сварочно-заготовительный цеха, три механических цеха, цех гидравлики и весь набор вспомогательных служб. Мощный инженерный центр в значительной степени определяет гибкость завода. При своей, казалось бы, узкой специализации завод производит не только экскаваторы, но также спецтехнику для металлургов и целую номенклатуру машин для лесной отрасли. Именно интенсивная работа по проектированию и производству лесозаготовительной техники помогла заводу выйти из глубокого экономического кризиса. Началось все с валочно-пакетирующей машины ЛП-19Л, собираемой из деталей йошкар-олинского завода. За 5 лет КЭЗ смог серьезно усовершенствовать эту машину – модель МЛ-119А практически по всем параметрам превосходит свой прототип. Примечательно, что кроме трех серийно выпускаемых исполнений МЛ-119А проработан вариант с установкой процессорной головки КЕТО-150.
Тематика лесозаготовительной техники настолько увлекла конструкторов завода, что только за последние 2 года ковровцы создали пять новых машин, получивших отличные оценки специалистов. Особо следует отметить трелевочную машину с пачковым захватом МЛ-136 на базе трактора ТБ-1М-15, лесопогрузчик манипуляторного типа ПЛ-87 (на пневмоколесном ходу), а также валочно-пакетирующую машину облегченного типа МЛ-135, получившую прозвище «Русский Тимберджек». Дабы избежать обвинений в голословности, приведем некоторые сравнительные показатели МЛ-135 и Тимберджек 618. Серьезный прорыв ковровцы сделали и в совершенствовании своей традиционной продукции – землеройных машин. На базе ЭО-4225А модельный ряд предприятия пополнился гидравлическими экскаваторами ЭО-4225А-06 с подъемной кабиной (высота подъема 3,5 м) и ЭО-4225А-07. Но настоящим достижением конструкторов стала разработка и изготовление первого экземпляра ЭО-4228 – базовой модели экскаваторов нового поколения. Генеральный директор завода Владимир Струтинский, представляя новинку специалистам, с гордостью заметил: «Эта машина – будущее нашей отрасли как минимум на 16 лет». Верхняя часть машины – поворотная платформа – унифицирована для разных видов хода и, кроме того, соответствует требованиям ГИБДД.
Стремление сделать машину привлекательной для заказчиков заставило ковровцев основательно заняться дизайном экскаватора. На смену угловатым формам и аскетичному рабочему месту пришла современная концепция – скругленные грани поворотной платформы, эргономичная кабина из композиционных материалов. Традиционно тщательно проработаны вопросы надежности силовых элементов и оборудования. С целью увеличения запаса прочности и ресурса изменена ходовая рама и система управления, наиболее ответственные агрегаты прошли предварительную проверку на модели ЭО-4226. Для повышения топливной экономичности на ЭО-4228 установлена система «Автогаз»: при паузе в работе машины, превышающей заданное оператором время, двигатель автоматически переводится на холостые обороты, а насосы – на режим минимальной производительности.
Обратный переход на рабочие режимы происходит также автоматически после любой манипуляции оператора. И немного о ближайшем будущем завода. Несмотря на то, что новой базовой модели ЭО-4228 только предстоит стать серийной, на ее основе уже разработано «ответвление» – экскаватор ЭО-4328 на пневмоколесном ходу. Он сочетает в себе достоинства новой поворотной платформы ЭО-4228 с достоинствами проверенной практикой ходовой тележки ЭО-4326. Продолжается доработка навесного оборудования МЛ-119А и МЛ-135, к концу года планируется изготовление первой универсальной процессорной головки для ПЛ-87. Главный конструктор завода Владимир Лукашов заявил о начале работы над проектом сучкорезной машины, а в неофициальной беседе генеральный директор ОАО «Научдревпром ЦНИИМОД» господин Федоров поведал о совместном проекте нового трактора. Трелевочные тракторы с канатно-чокерным оборудованиемРис. 1. Трактор трелевочный ТДТ-55А: Трактор трелевочный ТДТ-55А: 1 — переднее подъемно-навесное устройство; 2 — толкатель; 3 — кабина; 4 — воздухозаборник дизеля; 5 — пусковой двигатель; 6 — лебедка; 7 — погрузочное устройство; 8 — главный карданный вал; 9 — промежуточный редуктор привода лебедки; 10 — блок заднего моста; 11 — ведущее колесо; 12 — гусеничная цепь; 13 — балансир; 14 — рычаг подвески; 15 — каток; 16 — кожух пружины подвески; 17 — рама; 18 — натяжное амортизирующее устройство гусеничной цепи; 19 — направляющее колесо Трелевочное оборудование чокерных машин состоит из однобарабанной лебедки, собирающего каната, погрузочного щита, чокеров и гидросистемы. Лебедка однобарабанная, реверсивная, служит для формирования пачки деревьев (хлыстов), подтаскивания ее к трактору и укладки на щит. Для этого используется собирающий канат длиной 30…45 м и диаметром 17…22 мм. Погрузочный щит – откидной, предназначен для погрузки передней части пачки на трактор, транспортирования ее в полупогруженном положении и для разгрузки пачки на погрузочном пункте. Погрузка пачки и удержание ее на щите производится лебедкой, а разгрузка – движением трактора вперед при расторможенной лебедке. Сбрасывание и натаскивание порожнего погрузочного щита на трактор производится гидроцилиндром. Погрузочное устройство трактора ТТ-4 (рис. 3а) состоит из погрузочного щита 1, блока 7, передней рамки 4, задней рамки 3, кронштейнов с амортизирующими подушками 5 и роликов 2. У тракторов ТДТ-55 (рис. 3, б) оно состоит из погрузочного щита 1, блока 7, передней рамки 4, кронштейнов 9, опорных роликов 2, резиновых буферов 8. Сбрасывание и подъем щита осуществляются гидроцилиндром 6. Для подтаскивания пачки щит гидроприводом сбрасывается назад и упирается концом в грунт или снег. При погрузке конца пачки щит под действием тяги лебедки поднимается, перемещаясь по роликам. После прохождения крайнего верхнего положения щит опускается вниз. В транспортном положении передней частью щит лежит на резиновых буферах, в задней— на роликах. Чокеры служат для зацепки деревьев (хлыстов), а собирающий канат — для сбора зачокерованных деревьев или хлыстов в пачку и подтаскивания ее к трактору. Чокер представляет собой отрезок стального каната, на одном конце которого закреплен плоский крюк 5, а на другом — кольцо 6 (рис. 4, б). Крепятся они к концам каната замками клиновидного типа. Такое крепление просто по конструкции, надежно и удобно в работе по сравнению с заплеткой концов каната. Чокеры изготовляют из каната диаметром 12,5. 15,5 мм длиной 1,5. 2,5 м. Рис. 4. Собирающий канат с чокерами Собирающий канат имеет длину 30. 45 м (на тракторах общего назначения 20. 25 м) и диаметр 17. 22 мм. Одним концом он крепится к барабану лебедки, а второй конец снабжен стопорным разрезным кольцом 7 для удобства прицепки к нему чокеров. Прицепка производится путем пропускания свободного конца собирающего каната через кольца чокеров с последующим запиранием их стопорным разрезным кольцом 7. При трелевке леса тракторами общего назначения, кроме собирающих канатов и чокеров, необходимы еще двурогие крюки 8 (рис.4 в) для надевания на них петли собирающего каната или колец чокеров. Рис. 5. Трелевочный трактор ТТ-4М: 1 — кабина; 2 — рама; 3 — лебедка; 4 — щит; 5 — опорные катки; 6 — гусеница Рис. 6. Трелевочный трактор ТТ-4М Трактор (рис. 5) имеет остов рамной конструкции с передним расположением дизеля и кабины и задним расположением трансмиссии и погрузочного устройства. Закрытое днище рамы предохраняет узлы и механизмы трактора от повреждений. В отличие от трактора ТТ-4 в конструкции трактора ТТ-4М учтены возросшие требования, предъявляемые к шасси лесозаготовительных машин, улучшены показатели материалоемкости и энергонасыщенности, для обеспечения унификации шасси с основными лесосечными машинами усилены рама и элементы ходовой системы, повышена допустимая нагрузка на погрузочное устройство до 7 т (у трактора ТТ-4 — 6 т), разработана новая компоновка верхнего строения, установлена одноместная кабина с улучшенной обзорностью, новый капот, масляные и топливные баки увеличенной вместимости, новая система управления. Для уменьшения залипаемости опорной поверхности гусеницы и улучшения сцепных качеств трактора применена новая гусеница с односторонним грунтозацепом шириной 550 мм. На правом крыле рамы сварной конструкции установлены баки: топливный и гидросистемы погрузочного устройства. За кабиной на лонжеронах рамы установлено технологическое оборудование трактора, включающее лебедку, раздаточную коробку и погрузочное устройство. Мощность от дизеля к ведущим колесам трактора передается силовой передачей, в которую входят: муфта сцепления, карданная передача, раздаточная коробка, распределяющая мощность на коробку передач и редуктор лебедки, коробка передач, задний мост и конечные передачи. Ходовая система состоит из направляющих колес с амортизирующим и натяжным устройствами, опорных катков, гусеничных цепей, ведущих колес и подвески. В гусенице применены цельнолитые пятипроушинные звенья с удлиненными и укороченными грунтозацепами, которые чередуются между собой. Каждая гусеница состоит из 75 звеньев, шарнирно соединенных между собой пальцами. Подвеска полужесткая, рычажно-балансирная с четырьмя каретками, передние каретки подрессорены. Рис. 7. Трелевочный трактор ТЛТ-100 Трактор ТЛТ-100 в отличие от ТДТ-55А имеет ходовую систему повышенной проходимости с пониженным давлением на грунт и снаряжен двигателем СМД-20Т.04 мощностью 88 кВт. Гусеничный трелевочный трактор МТ-5 предназначен для трелевки крупномерного и среднего леса в полупогруженном состоянии из лесосеки и укладывания их в штабеля. Базовой моделью трелевочной машины ТТР-401 является сельскохозяйственный трактор МТЗ-82.1, оборудованный трелевочным приспособлением, торцевателем и специальными ограждениями. Трелевочное приспособление навешивается на заднюю навесную систему, а отвал устанавливается на раме спереди трактора. Трелевочное приспособление оснащено лебедкой с канатом и чокерными замками. Привод лебедки осуществляется от заднего вала отбора мощности через карданный вал. Для подъема (опускания) трелевочного приспособления и отвала, а также включения муфты привода лебедки используется гидросистема трактора. С целью обеспечения безопасности труда кабина трактора и трелевочное приспособление оборудованы специальными оградительными решетками. Рис. 8. Трелевочная машина ТТР-401: 1 – гидроцилиндр; 2 – 9, 15, 17 – защитные ограждения соответственно капота; передних фар; крыши; задних и боковых фар; боковых стекол; заднего стекла; задних указателей поворота; трелевочного приспособления; нижней части трактора; 10 – верхний канатонаправляющий блок; 11 – упорный щит трелевочного приспособления; 12 – нижний канатонаправляющий блок; 13 – откидывающаяся опора; 14 – карданный вал; 16 – рама толкателя; 18 – отвал-торцеватель Общий вид трелевочного приспособления показан на рис. 9. Плавное сматывание каната без вращения по инерции достигается за счет автоматического тормоза, предотвращающего инерционное вращение барабана. Благодаря этому канат плотно лежит на барабане без перехлестов и слабины. Тормоз лебедки позволяет удерживать пачку деревьев на погрузочном щите при трелевке или груз на весу при отключенном приводе лебедки. Рис. 9. Трелевочное приспособление трелевочной машины ТТР-401: 1 – защитное ограждение трелевочного приспособления; 2 – верхний канатонаправляющий блок; 3 – упорный щит; 4 – нижний канатонаправляющий блок; 5 – откидывающаяся опора; 6 – лебедка Привод барабана лебедки (рис. 10) осуществляется от вала отбора мощности трактора через карданный вал и цепную передачу с механической фрикционной муфтой. Для предотвращения инерционного вращения барабана предусмотрено специальное регулируемое тормозное устройство в виде храпового механизма. Трелевочная машина МЛ-126 (рис. 12) с канатно-чокерным технологическим оборудованием состоит из переднего энергетического 1 и заднего технологического 11 модулей, шарнирно сочлененных между собой с возможностью поворота в горизонтальной и качания в вертикальной плоскостях. Рис. 12. Трелевочная машина МЛ-126: 1 – толкатель; 2 – энергетический модуль; 3 – лебедка; 4 – привод лебедки; 5 – защитно-опорный щит; 6 – задняя полурама; 7 – гидроцилиндр блокировки горизонтального шарнира; 8 – горизонтальный шарнир; 9 – вертикальный шарнир; 10 – силовой гидроцилиндр поворота; 11 – передняя полурама В отличие от машины МЛ-126 у трелевочной машины МЛ-127 вместо двигателя Д-243 установлен двигатель Д-245 мощностью 77 кВт. На трелевочной машине предусмотрена установка лебедки трактора ТДТ-55А. Лебедка состоит из ленточного тормоза, коническо-цилиндрического редуктора, барабана, муфты барабана и защитного ограждения. Установка лебедки и привода лебедки на машину осуществляется при помощи общей балочной рамы. Специальный лесной колесный трактор ЛКТ-81 (производство Республика Чехия() предназначен для трелевки деревьев и хлыстов, а также для выполнения вспомогательных работ: окучивания и выравнивания деревьев в штабеле, расчистки волока и т. п. Выполнен по компоновочной схеме с четырьмя ведущими колесами одинакового размера и состоит из двух шарнирно-сочлененных секций (полурам), соединенных между собой вертикальными шарнирами (двумя пальцами). На передней секции рамы установлены двигатель с муфтой сцепления и коробкой передач (силовой агрегат), коробка привода гидронасосов, двухступенчатая раздаточная коробка, топливные и гидравлический баки, гидронасосы, рулевое управление, кабина, отвал (толкатель); на задней секции — лебедка, ограждение (щит) и арка с канатонаправляющими роликами. Двигатель трактора — четырехцилиндровый дизельный, четырехтактный с непосредственным впрыском топлива, с жидкостным охлаждением, мощностью 60 кВт. Технологическое оборудование трактора включает лебедку, арку с канатонаправляющими роликами и передний толкатель. Лебедка трактора двухбарабанная, реверсивная приводится в действие через редукторы (цилиндрический и червячный) от гидромотора. Передача крутящего момента от вала червячного колеса барабанам осуществляется через дисковую муфту, включаемую гидроцилиндром, управляемым электрогидравлическим распределителем. Тормоз лебедки ленточного типа включается гидроцилиндром, управляемым также электрогидравлическим распределителем с места водителя. Максимальное усилие в тросе лебедки 70 кН. Масса трактора 6500 кг, максимальная скорость движения 25 км/ч. Трелевочные тракторы с гидроманипулятором. Они предназначены для сбора раздельно лежащих деревьев (хлыстов) и трелевки их на погрузочный пункт. Машина ТБ-1М создана на базе трактора ТДТ-55А, который оснащен гидроманипулятором 6 с клещевым захватом 10 на конце, пакетоформирующим устройством (коником) 7 и гидросистемой (рис. 13). Рис. 13. Трелевочная машина ТБ-1М: 1 — рама; 2 — ходовая система; 3 — толкатель; 4 — кабина; 5 — двигатель; 6 — манипулятор; 7 — коник; 8 — трососъемник; 9 — щит; 10 — захват Гидроманипулятор служит для захвата, подтаскивания поваленных деревьев (хлыстов) и укладки их в коник. Он состоит из опорной фермы 1, стрелы 2, рукояти 4 и клещевого захвата 5. Стрела может поворачиваться в горизонтальной плоскости на угол до 230°, а клещевой захват – вокруг вертикальной оси. Коник служит для формирования пачки, надежного закрепления уложенных в него комлей или вершин хлыстов (деревьев) и удерживания их в процессе трелевки. Зажимной коник трелевочного трактора рассмотрим на примере бесчокерной колесной машины ТБ-1М. Его конструкция является распространенной и относится к зажимным коникам рычажного типа с канатной обвязкой пачки и шарнирной связью с трактором (рис. 14 ). Рис. 14. Общий вид коников: 1 – верхняя часть рычага; 2 – нижняя часть рычага; 3 – канат; 4 – шарнир; 5 – блоки; 6 – стойки – гидроцилиндры; 7 – канатная зажимная плита; 8 – гидроцилиндр поворота коника Основание коника устанавливается на плите, жестко за-крепленной на раме трактора с помощью блока шарниров. С основанием шарнирно соединены концы зажимных рычагов, к которым также шарнирно присоединены вершины рычагов. На вершинах рычагов имеются ролики, пружины поджимают вершины к наружным упорам оснований рычагов. Зажимные рычаги управляются гидроцилиндром, синхронность их работы обеспечивается специальной тягой. Обвязочный канат соединяет через блок зажимной рычаг с основанием. При остановке трактора для погрузки деревьев раскрывают зажимные рычаги коника и при помощи специального гидроцилиндра устанавливают его в вертикальное положение. Деревья укладывают на основание коника, чтобы их свес не превышал 1 м из условий поворота. Включением гидроцилиндра закрывают зажимные рычаги, после чего трактор движется до следующей остановки. При разгрузке пачки включением вертикального гидроцилиндра основание коника поворачивается вперед, в результате чего пачка снимается с удерживающих ножей, вывешивается на ролике и при движении трактора вперед легко скатывается с коника. Рис. 15. Трелевочная машина ЛП-18А: 1 — рама; 2 — ходовая система; 3 — толкатель; 4 — кабина; 5 — двигатель; 6 — манипулятор; 7 — коник; 8 — трососъемник; 9 — щит; 10 — захват Параметрические схемы манипуляторов тракторов ЛП-18А и ТБ-1М показаны на рис. 16. Максимальный вылет (по точке крепления захвата) манипулятор имеет на высоте 2,5. 3 м, вылет на уровне опорной поверхности гусениц 4,2. 4,6 м. Технологические расчеты следует вести по вылету на уровне 1,2. 1,5 м от поверхности земли. Вылет манипулятора составляет при этом 5 м. Рабочая зона манипуляторного трактора (рис. 17) определяется вылетом манипулятора и углом его поворота относительно вертикальной оси. Угол поворота манипулятора трактора ТБ-1М составляет 173°. Возможны два положения рабочей зоны; смещение зоны достигается путем перестановки пальца рычага поворота. Цифрами на рис. 17 показан вылет манипулятора в м. Рис. 17. Рабочие зоны манипулятора трактора: а —ЛП-18А; б —ТБ-1 Трелевочная машина ЛП-18Д предназначена для сбора поваленных деревьев (хлыстов) и трелевки их на лесопогрузочный пункт, а также для выравнивания комлей деревьев и формирования штабеля. Навесное оборудование состоит из колонны, стрелы, рукояти, захвата, коника, толкателя, щита, которое смонтировано на базе трактора ТТ-4М-01. Бесчокерная трелевочная машина МЛ-107(рис. 18) предназначена для трелевки в полупогруженном состояния деревьев (хлыстов) на сплошных рубках со средним и крупным насаждением (свыше 0,4 м 3 ). Рис. 18. Бесчокерная трелевочная машина МЛ-107 Машина создана на базе лесопромышленного шасси 662 и оборудована гидромеханической трансмиссией с реверсивной коробкой передач, гидрообъемным механизмом поворота и бортовыми редукторами. Трелевочные машины с пачковым клещевым захватом. Они предназначены для трелевки пачек деревьев (хлыстов), сформированных валочно-пакетирующими машинами. Навесное трелевочное оборудование этих тракторов (например, трелевочной машины ЛТ-171А, рис. 19, ЛТ-157, рис. 20) состоит из стрелы 6, клещевого захвата 8, лебедки 3 и гидросистемы. Кроме того, колесные тракторные тракторы снабжаются еще щитом 11, расположенным сзади, и механизмом 7 поворота клещевого захвата (рис. 19) Рис. 19. Трелевочная машина ЛТ-171А: 1 – ограждение радиатора; 2 – ограждение капота; 3 – лебедка; 4 – редуктор привода лебедки; 5 – гидроцилиндры привода арки; 6 – стрела; 7 – механизм поворота захвата; 8 – клещевой захват; 9 – гидроцилиндры привода стрелы; 10 – арка; 11 – неподвижный щит; 12 – основание; 13 – карданный вал; 14 – гидрораспределители; 15 – ограждения коробки передач; 16 – трактор; 17 – гидроцилиндры привода толкателя; 18 – ограждения поддона двигателя; 19 – толкатель Стрела– арочного или паралеллограмного типа, неповоротная с переменным вылетом, шарнирно крепится сзади на раме трактора и может иметь дугообразную или Г-образную форму. Она предназначена для подъема и опускания клещевого захвата и удерживания его в заданном положении. Изменение вылета стрелы производится гидроцилиндрами. При наличии канатного увязочного устройства на стреле устанавливаются направляющие ролики для каната. Клещевой захват (рис. 21) служит для захвата пачки деревьев или хлыстов, уложенных на земле, и удержания ее в полуподвешенном положении в процессе трелевки. Он состоит из траверсы 6, двух криволинейных рычагов 1, шарнирно соединенных с траверсой, и синхронизаторов, обеспечивающих раскрытие и закрытие обоих рычагов на одинаковое расстояние независимо от значений действующих на них усилий. Клещевой захват открывается и закрывается гидроцилиндром 5, расположенным внутри траверсы. Для надежного удержания пачки или единичных деревьев при транспортировке клещевой захват, изображенный на рис. 22, снабжен канатным увязочным устройством. В клещевом захвате без увязочного устройства (рис. 21) пачка надежно удерживается за счет усилия смыкания, зажимных рычагов захвата. При этом пачка или одиночное дерево оказываются прочно зажаты между рычагами и траверсой. Лебедка – однобарабанная реверсивная и предназначена для затяжки каната увязочного устройства, а при его отсутствии – для подтягивания и прижима к щиту клещевого захвата при движении порожнем или же переднего торца пачки при движении с грузом, чтобы они не раскачивались во время движения и не выводили трактор из равновесия. При отсутствии клещевого захвата с помощью лебедки можно формировать пачку деревьев или хлыстов, используя чокеры, подтаскивать ее к трактору и удерживать в полуподвешенном положении на стреле прижатой к щиту в процессе трелевки. Щит неподвижно закреплен на задней полураме колесного трактора и служит для защиты полурамы и задних колес трактора от повреждения захватом и передней частью пачки (комлями деревьев или хлыстов) в процессе движения трактора. Механизм поворота захвата 7 (рис. 19) установлен на стреле и предназначен для поворота захвата на 210° вокруг вертикальной оси. Для этого вал механизма поворота при помощи шпонки соединен с валом поворотной колонки, на оси которой закреплен клещевой захват. Трелевочная машина МЛ-30 предназначена для подбора и бесчокерной трелевки заранее подготовленных пачек деревьев или хлыстов, а также подбора отдельно поваленных деревьев, выравнивания комлей и окучивания хлыстов. Трелевочная машина МЛ-30 создана на базе колесного трактора К-703. На задней полураме базового трактора через надрамник смонтировано трелевочное оборудование, состоящее из арки, стрелы с полиспастом, пачкового челюстного захвата с синхронизацией поворота челюстей, механизма поворота захвата вокруг вертикальной оси. Трелевочная машина МЛ-56 предназначена для подбора и бесчокерной трелевки заранее подготовленных пачек деревьев или хлыстов в средних и крупномерных насаждениях в условиях равнинной и слабопересеченной местности., Трелевочная машина МЛ-30 создана на базе колесного трактора К-703М. Трелевочное оборудование конструктивно аналогично машине МЛ-30. В отличие от МЛ-30 (двигатель ЯМЗ-238НБ мощностью 158 кВт) на машине МЛ-56 установлен двигатель ЯМЗ-238НД-4 с мощностью 184 кВт. Рис. 23. Трелевочная бесчокерная машина ЛТ-187 Навесное оборудование, состоящее из стрелы, захвата, механизма привода захвата, гидросистемы и защитных устройств, смонтировано на базе трактора ТТ-4М-01 Алтайского тракторного завода (Россия). Колесная трелевочная машина ТЛК-4-01(рис. 24) предназначена для трелевки пачек деревьев, сформированных валочно-пакетирующей машиной.. Выпускается Онежским тракторным заводом. Рис. 24. Колесная трелевочная машина ТЛК-4-01 Базовой моделью бесчокерной трелевочной машины ТТР-402 является сельскохозяйственный трактор МТЗ-82.1, оборудованный клещевым захватом, торцевателем и специальными ограждениями. Клещевой захват навешивается на заднюю навесную систему, а отвал-торцеватель устанавливается на раме спереди так же, как у машины ТТР-401. Ограждения служат для защиты радиатора, кабины и двигателя от падающих сучьев и подроста. Для защиты узлов трактора от повреждений пнями, валежником и сучьями в нижней части передней рамы крепится ограждение двигателя, переднего моста и коробки передач. Трелевочный захват (рис. 26) служит для подбора и удержания пачки деревьев, хлыстов, сортиментов. Рис. 26. Общий вид трелевочного захвата: 1 – клык ведомый; 2 – корпус захвата; 3 – крестовина; 4, 9 – кронштейны; 5 – клык ведущий; 6 – звено навесное; 7 – пружинный узел; 8 – установитель Он является навесным орудием и агрегатируется с тракторами МТЗ-80/82 (МТЗ-100/102). Техническая характеристика ЗТЛ-2
Работа ЗТЛ-2 состоит в следующем. При наличии готовых пачек деревьев (хлыстов или сортиментов) на технологическом коридоре (в междурядье лесных культур) трелевка производится с помощью челюстного захвата. Машина подъезжает задним ходом таким образом, чтобы створ раскрытых челюстей находился над пачкой, и движется до упора комлей в щит, после чего производится зажим пачки челюстями, затем захват навеской поднимается в транспортное положение и древесина трелюется на разделочную площадку. При движении с пачкой свободная подвеска челюстного захвата не снижает маневренности машины на поворотах и исключает повреждение остающихся деревьев при выезде с технологических коридоров или междурядий. Гидравлическая лебедка используется как для формирования пачек древесины, так и для снятия зависших деревьев. Основные весовые параметры тракторов «Timberjack»
Рис. 28. Общий вид трелевочной машины «Timberjack 450В» Среди скиддеров «Timberjack» 200-ой серии на первое место вышла модель 240В с гидравлическим захватом и одинарной стрелой. На машине установлен турбодвигатель Cummins мощностью 87 кВт. Стандартной для всех исполнений (с захватом или с канатно-чокерным устройством) является лебедка Timberjack Т-30А тяговым усилием 133 кН. Для машин с гидрозахватом предлагаются захваты следующих типоразмеров: 1829 мм, 2083 мм и 2286 мм, обеспечивающих постоянное давление на клещевинах и регулировку амортизатора. Общий вид трелевочной машины «Timberjack 240В» представлен на рис. 29. Рис. 29. Общий вид трелевочной машины «Timberjack 240В» Приемы трелевки Технологический цикл трелевки независимо от типа трактора, конструкции технологического оборудования и способа трелевки в общем виде складывается из одних и тех же приемов. Это — порожний ход трактора, маневрирование и выбор позиции, погрузка или формирование пачки, грузовой ход, разгрузка. Однако техника выполнения приемов для тракторов разных типов неодинакова. Она определяется возможностями и особенностями технологического особенностями технологического оборудования тракторов, его кинематикой. Порожний ход трактора. Для выполнения порожнего хода трактора его технологическое оборудование приводится в транспортное положение. Существуют определенные требования, которым должно удовлетворять положение узлов технологического оборудования при переездах трактора. Технологическое оборудование должно занимать фиксированное положение, исключающее раскачивание рукояти, захвата и других узлов, а также удары элементов оборудования друг о друга и о трактор. Должна быть исключена возможность самопроизвольного опускания, поворота, падения или выдвигания оборудования. Наконец, перевод оборудования из рабочего положения в транспортное и обратно должен производиться за короткое время из кабины трактора с помощью органов управления. В качестве примера на рис. 30 показано транспортное положение трактора ЛТ-154; стрела 3 уложена на упоры 2, захват 1 закрыт и подтянут лебедкой к стреле. Трактор, работая в условиях лесосеки, должен преодолевать различные препятствия, проходить по грунтам различного состава и влажности, Конструкция трелевочных тракторов в максимальной степени учитывает особенности работы машины на лесосеке: тракторы имеют эластичную подвеску, высокий клиренс, узлы и механизмы их защищены от повреждений снизу. Тем не менее вождение трактора по лесосеке требует соблюдения определенных правил. Во избежание поломок деталей ходовой части и рамы следует по возможности объезжать препятствия, которые встречаются на пути движения трактора. Преодолевать препятствия нужно на первой передаче, что позволяет уменьшить силу ударов при наезде на препятствия, а также создать достаточный крутящий момент для его преодоления. Валежник, поваленные деревья следует переезжать под прямым углом, а рвы и канавы— под углом 15. 20°. Наезжать на пень нужно так, чтобы гусеница прошла по пню не краем, а серединой. Нельзя поворачивать трактор, когда гусеница находится на пне. Наиболее распространенным последствием неправильного наезда на крупные пни и поворота трактора между пнями является спадание гусеницы. Возможны также поломки ходовой части. Порожний ход трактора должен выполняться передним ходом при обычной нормальной позе тракториста. Движение задним ходом с поворотом тракториста на 180° допускается на расстояния не более 50. 70 м. Маневрирование и выбор позиции. Заключительным приемом порожнего хода является маневрирование трактора у места погрузки или формирования пачки. В непосредственной близости от хлыстов (деревьев), которые необходимо трелевать, тракторист выбирает свободную от хлыстов и пней площадку и разворачивает трактор. Затем трактор задним ходом подается к деревьям, хлыстам или пачкам, подлежащим трелевке. Трактор должен остановиться таким образом, чтобы с наименьшей затратой времени при минимальном количестве приемов взять очередное дерево или пачку. Выбор позиции трактора у собираемых деревьев зависит от типа технологического оборудования и его рабочей зоны.
|