тренировка игры в бильярд
Комплексы упражнений по игре в бильярд
Особенности практической отработки первоначальных приемов
Рассмотрим некоторые очень важные рекомендации по освоению правильной стойки у бильярдного стола и обращению с кием. Эти советы могут принести пользу не только новичку, впервые входящему в загадочный мир бильярда, но и тому, кто уже какое-то время находится под магией зеленого сукна, иногда имеет многолетний игровой стаж, но не добивается заметных успехов. Иногда такой игрок даже признается сам себе в неспособности к совершенствованию и связывает это с дефицитом таланта, недостатком практики или с какой-либо другой причиной, но только не с истинной, а именно с той, что он никогда вдумчиво не изучал азы бильярдной игры. Но такой игрок может вспомнить, что, не имея рядом опытного наставника, в какой-то день впервые взял в руки кий и постепенно научился обращаться с ним сам по себе, действуя у стола примерно так же, как по его наблюдениям это делали другие и как ему подсказывала собственная интуиция.
В действительности, как показывает практика, у такого игрока никогда и не было шанса научиться настоящей игре на бильярде, разве что он случайно не оказался одним из тех людей, у которых от природы стойка, держание и размах кия настолько хороши, что в советах опытных специалистов и нет особой нужды.
Начинать осваивать стойку надо применительно к удару по битку, установленному на первую точку игрового поля, с целью пустить его вперед прямо перед собой и целясь точно в середину противоположного короткого борта.
Если рост игрока ниже или выше среднего, то он может слегка перемещать ноги вперед или назад, чтобы расположить свое тело в удобном для удара положении, но в любом случае расстояние межу ступнями по направлению, совпадающему с длиной стола, следует изменять так, чтобы правая нога перемещалась назад намного больше, чем левая вперед. Следует знать, что правильное расположение ступней ног для бильярдиста так же важно, как правильная работа ногами для боксера.
Если необходимо изменить направление удара и пустить биток в правую дальнюю угловую лузу, то для этого необходимо переместить корпус влево, стараясь сохранить взаимное расположение ступней обеих ног.
Другим важным вопросом является правильное положение кисти руки, по которой скользит ударная часть кия, и расстояние между шаром-битком и рукой.
Перед ударом следует положить кисть руки ладонью на сукно с вытянутыми вперед пальцами и постепенно сгибать ладонь в дугу, так чтобы рука опиралась на стол запястьем ладони и подушечками первых трех пальцев, начиная с мизинца. И, хотя существуют большие различия в строении пальцев и характере их сгибания у разных игроков, в любом случае эта рука должна представлять собой одновременно и удобную опору, направляющую кий в точку удара, и крепкую, устойчивую опору корпуса спортсмена о стол.
Очень важно с самого начала приучить себя крепко прижимать большой палец к указательному. Только в этом случае, во-первых, кий будет легко скользить по руке и, во-вторых, исключаются нежелательные колебания кия в вертикальном направлении, вверх и вниз, снижающие точность удара.
Последовательная тренировка одного и того же удара в течение некоторого времени гораздо полезнее хаотичной «стрельбы» по шарам на столе. Рядом показано несколько широко используемых тренировочных ударов. Понаблюдайте, сколько шаров Вы сможете забить подряд, играя из одной и той же позиции. При несложных ударах Ваше попадание должно быть стопроцентным. По мере повышения Ваших навыков в таких ударах старайтесь их усложнять.
Первые удары ученик делает со средней силой, не целясь, а только для того, чтобы немного пообвыкнуть. Во время удара обязателен самоконтроль за правильным положением корпуса, рук и за нанесением удара точно в центр шара.
Чтобы исключить порчу дорогостоящего сукна и с самого начала научиться правильно владеть кием, особое внимание следует обратить на то, чтобы его толстый конец (турняк) не поднимался вверх, а ходил свободно и плавно почти параллельно плоскости стола.
Удары наносятся наклейкой с шероховатой и слегка намеленной поверхностью.
Попадание битком прямо в точку.
На противоположном борту мелком отмечается несколько точек. Ученик ставит шар на любое место в «доме» и ударами в центр шара отрабатывает попадание в намеченные точки-цели. В дальнейшем места отметок меняются и располагаются на длинных бортах.
а) биток, стоящий на первой точке, подкатывается попеременно ко второй и третьей точкам;
б) то же к противоположному короткому борту, но не коснувшись его;
в) то же к различным местам на выбор.
Данное упражнение является особенно важным, поскольку позволяет приступить к освоению так называемого размена удара, включающего в себя силу, точность и направление.
Примером высшего мастерства во владении размером удара является подкатка своего шара, стоящего на первой точке таким образом, чтобы биток стал вплотную к другому шару, стоящему на третьей точке, тушуя (касаясь) его, но не сдвинув с места.
Размером удара нельзя овладеть за определенное количество уроков. Это достигается годами серьезной и настойчивой работы.
Кладка битка в лузу.
а) биток, стоящий в первой точке, положить сначала в правый, затем в левый угол;
б) то же в правую и левую середину;
в) проделать все эти покладки в лузы с различных точек стола, но при свободном ударе, т.е. не от борта.
Подкатка шара от одного борта.
а) подкатить биток отраженным ударом от короткого противоположного борта к третьей точке;
б) то же ко второй точке;
в) то же к первой точке;
г) то же к короткому борту «дома», но шар не должен коснуться его;
д) то же с различных точек стола на определенное место на выбор.
Подкатка шара от двух бортов.
Проделать все подкатки предыдущего упражнения, но от двух бортов.
Удары в биток с прицеливанием.
а) удары с прицеливанием битка в определенную точку или в лузу, постепенно отдаляя биток за линию «дома» до предельной возможности, при необходимости пользуясь машинкой и длинным кием;
б) то же, приближая постепенно биток к бортам;
в) то же, поставив биток плотно к борту или в разрез лузы, но точка попадания должна быть видна.
а) попасть битком прямо «в лоб» другого шара;
б) попасть битком попеременно то в правую, то в левую сторону шара;
в) то же, по выбору изменяя положение обоих шаров
Дуплетирование бортовых шаров.
а) сначала сыграть один «свой» шар простым дуплетом в середину; когда из пяти дуплетов три раза «свой» упадет в лузу, можно приступить к следующему приему;
в) выполнить попеременно прямой дуплет шаром по шару в среднюю и в угол.
Комплексная тренировка в пройденных упражнениях.
Вводятся несколько шаров; создаются различные комбинации их взаимного расположения. Обучающийся на выбор производит удары по различным шарам с целью постановки их в определенное место, выполнения дуплетов в угол и в середину, а также сыгрывания шаров в лузы.
В связи с тем что отработка в течение полутора-двух часов одного и того же приема утомительна, рекомендуется в ходе занятий варьировать элементы из разных упражнений. Это вносит разнообразие в тренировки и повышает к ним интерес.
В процессе самообучения, кроме одиночных занятий, полезно проводить совместные тренировки, объединяясь по 2-3 новичка в группе и соревнуясь между собой: кто из 10 ударов больше положит шаров в определенную лузу, ближе подкатит биток к намеченной точке и т.д.
Во время игры часто возникает ситуация, когда шар легко может быть сыгран «не с руки». В связи с этим все первоначальные удары уже на ранней стадии обучения рекомендуется отрабатывать обеими руками попеременно. В тех случаях, когда необходимо играть «не своей» рукой, а биток и играемый шар находятся недалеко от борта, можно пользоваться приемом «через спину». При этом кий закладывается за спину, правая (или левая) рука охватывает турняк, а другая рука поддерживает тонкий конец кия.
Умение действовать обеими руками, а также приемом «через спину» отличает хорошего игрока и часто выгодно для него влияет на исход состязания.
Секреты бильярда
Основы техники и тактики
Предлагаемые вниманию читателя начальные сведения по технике бильярдной игры рассчитаны прежде всего на начинающих и любителей, желающих самостоятельно освоить основные технические и некоторые тактические приемы. Они базируются на современных и общепризнанных методических рекомендациях ведущих мастеров. Несмотря на широкое разнообразие бильярдных игр, изложенные ниже основы техники в равной степени присущи всем без исключения видам. Изложение ведется на примере американского лузного бильярда (пула). Это объясняется не только желанием познакомить любителей с техникой и тактикой именно этой, до недавнего времени известной лишь по отрывкам из американских кинофильмов, но приобретающей все большее распространение в России и в мире разновидностью лузного бильярда. Дело в том, что именно по пулу имеется обширная учебная и методическая литература, практически неизвестная отечественному читателю. Эти методические разработки полезно использовать при освоении любой бильярдной игры, будь то пул, снукер или русский бильярд. Кроме того, подытожены и многолетние наблюдения автора за игрой ведущих мастеров русского бильярда на чемпионатах мира и России в качестве судьи всероссийской категории.
При изложении настоящего раздела использована современная бильярдная терминология. В необходимых случаях следует обращаться к разделу «Азбука современного бильярда».
ПРИМЕЧАНИЕ. Для бильярдистов, играющих левой рукой, все нижеследующие рекомендации следует понимать в зеркальном отображении.
1. ПОДГОТОВКА К УДАРУ
1.1. Выбор точки прицеливания
Подготовка к любому удару начинается с выбора точки прицеливания. Ниже мы уточним это понятие, а пока
будем понимать под этим точку на игровой поверхности, куда следует направить биток. Действительно, без выбора точки прицеливания нельзя занимать игровую стойку, ведь центр битка и точка прицеливания определяют направление удара, а следовательно, и исходное положение кия.
Игровая стойка должна обспечивать равновесие, устойчивость и свободу ударно-махового движения. Поднесите наклейку кия почти вплотную к битку и расположите в одной вертикальной плоскости три точки — подбородок, биток и точку прицеливания. Развернитесь вправо так, чтобы правый носок располагался непосредственно под кием, а левый — чуть левее линии кия. При этом между кием и туловищем образуется зазор величиной 10 — 15 см, обеспечивающий свободу движений. Равномерно распределите вес тела между правой и левой ногой. Расположите опорную кисть левой руки на расстоянии 18 — 25 см от битка и наклонитесь вперед. Держите кий так, чтобы кисть правой руки располагалась непосредственно под поднятым локтем. Лучше всего, когда при нанесении удара кисть оказывается на 3 — 5 см впереди локтя, но ни в коем случае не сзади (см. илл. 1).
Выше было сказано, в каком месте держать кий. Теперь несколько слов о том, как держать кий. Держать кий следует без напряжения с помощью большого и трех первых пальцев правой руки (см. илл. 2), при этом кий не должен касаться ладони. Важно сохранять легкую хватку на протяжении всей игры. Слишком сильное сжатие кия при нанесении удара по битку является распространенной ошибкой, которая не только сказывается на точности, но и не позволяет
выполнить целый ряд основополагающих технических приемов, предусматривающих передачу битку сильной подкрутки.
Для нанесения точного удара чрезвычайно важен надежный КИСТЕВОЙ УПОР для кия. Постановка руки должна быть естественной и в то же время задавать кию устойчивое направление. Различают два основных упора — открытый и закрытый. При постановке ОТКРЫТОГО УПОРА кисть руки следует положить плашмя на стол, придать ей слегка выпуклую форму и прижать большой палец к указательному, образуя V-образный изгиб (см. илл. 3 ). Этот изгиб и служит упором для кия (см. илл. 4). Для увеличения высоты упора пальцы нужно потянуть на себя, а для уменьшения — вытянуть вперед. Таким образом можно уверенно наносить удары в верхнюю, среднюю или нижнюю часть битка. На начальном этапе
По мере совершенствования техники возникнет необходимость разучить удары по другим участкам битка, расположенным выше, ниже, левее, правее и т. д. Следует отметить, что при сильном ДЕЦЕНТРИРОВАННОМ УДАРЕ становится труднее сохранить не только более
продолжительный контакт наклейки с битком, но и УСТОЙЧИВОЕ НАПРАВЛЕНИЕ СОПРОВОЖДЕНИЯ. В этих случаях рекомендуется использовать так называемый закрытый упор. Для постановки ЗАКРЫТОГО УПОРА положите опорную кисть плашмя на стол, прочно оперев нижнюю часть ладони (см. илл. 6). Согните указательный палец так, чтобы его конец касался большого пальца (см. илл. 7). Используя в качестве направляющего желоба внутренние стороны суставов большого и указательного пальцев, вставьте кий в образованную ими замкнутую петлю. А теперь прочно обхватите кий указательным пальцем, при этом петля должна быть свободной ровно настолько, чтобы можно было легко совершать маховые движения кием вперед и назад. После этого растопырьте и твердо обоприте о стол средний палец, безымянный палец и мизинец. Они образуют треногую опору, которая должна быть прочной и в то же время естественной. При правильно поставленном упоре кий легко пере-
Рассмотрим теперь УПОРЫ НА ПОРУЧНЕ. Если биток отстоит от борта более чем на 10 см, положите опорную кисть на поручень и разместите большой палец под указательным (см. илл. 10). Придвиньте кий вплотную к большому пальцу и обхватите его с другой стороны указательным пальцем (см. илл. 11). При выполнении удара по возможности сохраняйте горизонтальное направление
(Если биток расположен вне досягаемости, воспользуйтесь МАШИНКОЙ. Обоприте переднюю часть машинки о стол на расстоянии 15 — 20 см от битка, а конец отведите в сторону и придерживайте левой рукой. Установите кий в одном из вырезов. Обхватите турник снизу большим, а сверху остальными четырьмя пальцами правой руки и отведите локоть вправо, как показано на илл. 15.)
Правильный прицел — основа точного удара. Ниже мы уточним способ определения точки прицеливания. Если же точка прицеливания определена, то все внимание следует сосредоточить на том, чтобы точно направить кий в эту точку. Вернемся к игровой стойке (см. илл. 1). В процессе прицеливания взгляд скользит от центра битка к точке прицеливания и обратно, при этом игрок корректирует направление кия, стараясь сориентировать его точно вдоль линии прицеливания. В случае необходимости следует чуть сместить упор и (или) корпус. После того как кий сориентирован и все готово для удара, взгляд должен быть сосредоточен на точке прицеливания.
1.6. Разминочные маховые движения
При выполнении разминочных движений взгляд непрерывно следит за правильностью прицела. Необходимо также следить за тем, чтобы маховое, маятникообразное движение строго в плоскости прицеливания совершала лишь часть руки от локтя до запястья. Локоть опускается строго вертикально лишь на этапе СОПРОВОЖДЕНИЯ (см. ниже). В этом залог точности удара.
2. УДАРНО-МАХОВОЕ ДВИЖЕНИЕ
С этого момента начинается плавное ускорение кия вперед с ударом и передачей движения битку. Рука при этом совершает движение, которое мы будем называть УДАРНО-МАХОВЫМ. Внешне оно выглядит как единое движение, однако по существу складывается из трех составляющих: УСКОРЕНИЕ (РАЗГОН) КИЯ, АМОРТИЗАЦИЯ ОТДАЧИ и СОПРОВОЖДЕНИЕ БИТКА.
Таким образом, ускорение, амортизация и сопровождение неразрывно связаны и представляют собой неотъемлемые части одного и того же ударно-махового движения. И на каждом этапе важно одно — плавность, плавность и плавность. На первом этапе важно плавно разогнать кий строго в плоскости прицеливания. На втором этапе важен плавный переход от разгона кия к разгону битка (плавность такого перехода мы будем называть также мягкостью удара). И наконец, на третьем этапе необходим плавный разгон битка. Именно это обеспечивает плавность и целостность всего ударно-махового движения и плавную передачу заданного движения битку.
Итак, мы получили представление о процедуре подготовки к удару и об ударно-маховом движении. Теперь можно приступить к его практической отработке, или, как говорят, к постановке удара. В качестве начального упражнения можно порекомендовать удары по битку с передней отметки в дальнюю угловую лузу. Начинать нужно, естественно, с ЦЕНТРАЛЬНОГО УДАРА или даже удара чуть выше центра битка, используя открытый кистевой упор. Подготовьтесь к удару в полном соответствии с описанной выше последовательностью действий. Обратите особое внимание на устойчивость игровой стойки и упора, легкую хватку и расслабление кистевого сустава, неподвижность локтя. Убедитесь в том, что кий направлен точно в цель, а рука может свободно двигаться назад и вперед на полный размер упора (18 — 25 см). Затем произведите несколько плавных разминочных маховых движений. Остановите кий у битка и проверьте точность прицела, скользя взглядом по прямой линии от кия к точке прицеливания. Если прицел выглядит безупречным, сосредоточьте взгляд на точке прицеливания. Сделайте медленный замах и с необходимым ускорением произведите плавное ударно-маховое движение с сопровождением битка вперед. При этом кий, пройдя строго над передней отметкой, должен остановиться на 10—15 см впереди нее, сохраняя направление вдоль линии прицеливания. Если после выполнения удара кий уходит влево или вправо, повторите упражнение вновь до тех пор, пока не добьетесь желаемого результата.
В качестве полезного упражнения рекомендуется выполнять удары с передней отметки в середину противоположного короткого борта. При правильном и точном центральном ударе биток должен вернуться и коснуться наклейки.
Соударение битка с прицельным шаром занимает особое положение в технике бильярдной игры. С одной стороны, мы придаем движение прицельному шару. С другой — изменяем скорость и направление движения битка. Этот вопрос достаточно сложен, и мы рассмотрим пока лишь одну его сторону — придание движения прицельному шару. Будем считать, что шары абсолютно упругие и трение между ними отсутствует. Это почти соответствует действительности. По крайней мере, если шары арамитовые. При соударении прицельный шар приходит в движение под действием ударного импульса, который направлен от точки соударения к центру шара. Это и лежит в основе РЕЗКИ. Правильная резка — основа хорошей КЛАДКИ. Однако закономерности резки необходимо знать и учитывать при выполнении любого удара, независимо от того, сыгрываем мы шар в лузу или нет. Умение направить прицельный шар в заданную точку игровой поверхности стола является важным элементом позиционной игры. Кроме того, от резки во многом
Рис. 39. Соударение на резке.
зависит возможность использования тех или иных технических и тактических приемов.
Угол между направлением прицеливания и приданным направлением движения прицельного шара мы будем называть УГЛОМ РЕЗКИ. По мере смещения линии прицеливания в сторону от центра прицельного шара он изменяется от 0 до 90 градусов. При ЛОБОВОМ УДАРЕ, когда точка прицеливания совпадает с центром прицельного шара, угол резки равен нулю. Прицельный шар получает движение в направлении первоначального движения битка. При лобовом соударении практически вся энергия поступательного движения битка передается прицельному шару. И напротив, при выполнении удара на ПРЕДЕЛЬНОЙ РЕЗКЕ, когда биток едва касается прицельного шара, угол резки близок к 90 градусам. При этом прицельный шар получает крайне малый импульс поступательного движения, в то время как биток практически сохраняет свою кинетическую энергию.
Остальные случаи занимают промежуточное положение. Представляет особый интерес РЕЗКА В ПОЛШАРА, когда точка прицеливания смещена на полшара в сторону от центра, при этом естественным ориентиром для прицеливания служит край прицельного шара. Угол резки в этом случае в точности равен 30 градусам. Вот, пожалуй, и все, что необходимо знать о резке. Остальное приходит с опытом. Практикуйте удары под самыми различными углами резки с постепенным увеличением расстояния между шарами. Со временем вы научитесь безошибочно определять точку соударения и точку прицеливания буквально с первого взгляда, как это и делают мастера.
4. ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ БИТКОМ
Между контролем и управлением разница небольшая. Тем не менее поясним, что под УПРАВЛЕНИЕМ мы будем понимать совокупность технических приемов, позволяющих изменить траекторию, направление и характер движения битка до или после соударения с прицельным шаром или бортом. А под КОНТРОЛЕМ — умение остановить биток в заданной точке игровой поверхности стола. И то и другое одинаково важно.
4.1. Накат, остановка и оттяжка
Сразу же оговорим, что нижняя подкрутка и ОТТЯЖКА — это далеко не одно и то же, хотя в бильярдной литературе эти понятия безнадежно перепутаны. Нижняя подкрутка битка — обязательное, но не единственное условие выполнения оттяжки. С другой стороны, нижняя подкрутка используется не только для оттяжки. Она используется, например, при выполнении остановки. Автору неоднократно приходилось наблюдать, как начинающие или по наитию, или, прочитав что-то про «клапштос», пытаются остановить биток коротким и жестким центральным ударом, сразу же после соприкосновения наклейки с битком останавливая кий или даже отводя его назад. Из этого конечно же ничего не получится. Для того чтобы остановить биток, ему необходимо придать достаточное нижнее вращение. Тогда за счет трения о сукно он утратит его при подходе к прицельному шару. Разница в технике выполнения остановки и оттяжки в том, «сколько» подкрутки удается «донести» до прицельного шара.
Как же практически обеспечить сочетание сильной нижней подкрутки с сильным скользящим поступательным движением? Во-первых, нужно найти оптимальную точку приложения удара. Тут ситуация такова: чем ближе к центру, тем больше скольжения, но меньше подкрутки, и наоборот. Единых рекомендаций тут нет и быть не может. Все зависит от расстояния до прицельного шара и от того, насколько сильно мы хотим оттянуть биток. Примерная точка приложения
Рис. 40. Примерная точка нанесения удара при выполнении оттяжки.
Рис. 41. Отработка наката
и добейтесь того, чтобы биток остановился в положении 3.
Рис. 42. Отработка остановки.
Рис. 43. Отработка оттяжки.
Теперь о мягкости удара и плавности сопровождения. Выше было уже сказано, что хорошая амортизация и плавное сопровождение позволяет сохранить контакт наклейки с битком. Остается добавить, что при подкрутке битка эти факторы важны вдвойне. Причем расслабление кистевого сустава и кистевое сопровождение играют особую роль. Почему именно кистевое? Каждый из нас хоть раз в жизни раскручивал велосипедное колесо. Все знают, что импульс нужно прилагать не к центру, а в сторону от него (то есть децентрированно). Попробуйте, однако, сильно раскрутить колесо ударом кулака — ничего не получится. Если же подключить кисть и повторить примерно то же самое движение, то эффект будет совершенно другой. При подкрутке битка происходит примерно то же самое.
Как и любой другой технический прием, боковик следует вначале отработать на тренировке. На рис. 44 представлены примеры изменения углов отражения в зависимости от направления боковой подкрутки при выполнении
Рис. 44. Накат с бегущим и обратным винтом.
НАКАТА. Попробуйте убедиться в этом сами. Вариантов взаимного расположения шаров бесчисленное множество. Практикуйте удары различной силы с БЕГУЩИМ и ОБРАТНЫМ ВИНТОМ, стараясь при этом КОНТРОЛИРОВАТЬ БИТОК. Со временем можно переходить к выполнению боковика в сочетании с ОТТЯЖКОЙ.
5. ЭЛЕМЕНТЫ ПОЗИЦИОННОЙ ИГРЫ
Освоив основные технические приемы — накат, остановку, оттяжку и боковик, можно перейти к освоению основных приемов ПОЗИЦИОННОЙ ИГРЫ. Не претендуя на полноту освещения всех аспектов позиционной борьбы, многие из которых пояснены выше в «Азбуке современного бильярда», мы остановимся прежде всего на умении делать ВЫХОД. Это элемент активной позиционной игры. Он играет важную роль в любой лузной игре, но имеет особое значение для пула и снукера, поскольку эти игры основаны на умении забить не один шар, а СЕРИЮ шаров. Если, допустим, при игре в «Русскую пирамиду» или «Московскую пирамиду» серия из трех и более шаров является достаточно большой редкостью, то в пуле и снукере при прочих равных условиях успех сопутствует игроку, умеющему построить серию и довести партию до победы.
Если же теперь из того же исходного положения наносить удары по битку чуть ниже центра, то траектория его движения существенно изменится. Регулируя силу удара, добейтесь того, чтобы биток, двигаясь по той же траектории, перемещался по столу все дальше и дальше. Продолжайте упражняться, нанося удары по битку еще ниже. Это позволит вам получить основные сведения о том, что произойдет при ударе по битку в различные точки и с различной силой.
Следующее упражнение демонстрирует, как изменится траектория при нанесении удара по битку в точки, расположенные на различной высоте. Расставьте шары согласно рис. 46. Если выполнить НАКАТ, то биток опишет показанную на рисунке кривую. Если нанести жест-
Рис 45 Отработка выхода
Рис. 46. Изменение траектории движения битка.
Рис. 47. Тройка с руки.
В качестве хорошего тренировочного упражнения как для начинающих, так и для более сильных игроков можно рекомендовать игры в «Восьмерку» и «Девятку» с измененными правилами. Если с разбития падает шар, то можно начинать свою серию ИГРОЙ С РУКИ. После промаха по лузе соперник начинает свою серию также с руки. Преимущество такой игры в том, что игра с руки начинается с осмотра стола. Даже начинающий увидит возможность забить два, а то и три шара. Более опытный игрок очень быстро находит наиболее рациональный способ последовательно забить все шары. Такая тренировочная игра приучает быстро принимать стандартные игровые решения и выбирать наиболее простой путь для организации серии. Час игры в «Восьмерку» или «Девятку» с руки дает для обучения столько же, сколько пятнадцать часов обычной игровой практики.
Следует подчеркнуть, что технику и тактику нельзя рассматривать в отрыве друг от друга. Чем шире арсенал технических приемов — тем больше возможностей для позиционной игры. Выше были рассмотрены довольно простые выходы. По мере совершенствования техники игры можно переходить к более сложным и изощренным выходам. Однако всему свое время. Не следует торопить события. Только освоив основополагающие приемы, можно переходить к разучиванию более сложных, при этом важно правильно оценить уровень своей игры. Начинающему можно дать простой совет: НЕ ТАК ВАЖНО ЗНАТЬ, НАСКОЛЬКО ТЫ ИГРАЕШЬ ХОРОШО, КАК ЗНАТЬ, НАСКОЛЬКО ТЫ ИГРАЕШЬ ПЛОХО. Мне приходилось довольно близко общаться со многими известными мастерами. И все они, как правило, не удовлетворены своей игрой. Это вполне понятно. По мере совершенствования мастерства и обретения опыта в корне изменяются представления о том, что такое хорошо и что такое плохо. На плохую игру жалуются даже те виртуозы, которые регулярно заканчивают партию с кия. Понаблюдайте за игрой признанных мастеров на официальных соревнованиях, и тогда вы поймете, что такое современный лузный бильярд высокого уровня.