тренировка левой руки аккорды
Растяжка пальцев для гитары. 15 упражнений на растяжку с фотографиями примеров
Растяжка пальцев для гитары. Общая информация
Одним из самых необходимых гитаристу навыков, несомненно, является растяжка пальцев. Он нарабатывается со временем, и позволяет дотягиваться до более дальних ладов гитары, а также увеличивает выносливость и гибкость, что пригодится при, например, взятии баррэ. В этой статье мы подробно расскажем про то, как наработать растяжку пальцев на гитаре, а также покажем ряд простых упражнений для нее.
Для чего нужна растяжка пальцев?
Растяжка – очень важный навык для гитариста. Благодаря нему он может доставать до ранее недоступных ладов как в сольных партиях, так и в аккордовой игре. Таким образом, у музыканта появляется больше пространства для сочинения партий и подбора нужных нот. Некоторые аккорды действительно требуют растяжку, особенно если мы говорим о джазовых трезвучиях. Вместе с растяжкой тренируется и выносливость пальцев – поэтому и брать баррэ становится легче.
Упражнения для растяжки пальцев без гитары
С помощью края стола
Поставьте свой указательный или средний палец на угол стола и тумбочки, и начните упирать его вниз. Вы должны почувствовать покалывание в области сустава. Делайте это медленно. Подержите его некоторое время, после чего отпустите.
Для каждой костяшки
Это упражнение похоже на предыдущее. Вам нужно опереть палец на стену так, чтобы на ней находилась только первая костяшка. Подержите его какое-то время, после чего повторите то же самое с каждым пальцем.
Растяжка второй рукой
В этом упражнении сведите все пальцы вместе, и ладонью второй руки начните загибать их назад. Вы почувствуете покалывание в суставах. Подержите эту позицию некоторое время, после чего разогните пальцы и дайте им передохнуть. Повторите это десять раз с каждой рукой.
При помощи грифа гитары
Сведите ваши пальцы в форме буквы V, прижав их друг к другу. После этого зажмите между ними гриф гитары, и постепенно попытайтесь углублять положение грифа в сторону вашей ладони. Повторите это несколько раз для каждой пары пальцев.
Для всей кисти
Сведите руки в «молитвенном» жесте и расположите их напротив вашей груди. Теперь начните двигать их к полу, стараясь не разъединять ладони. Вы обязательно почувствуете напряжение в суставах. Когда это произойдет – подержите их так десять секунд и после этого дайте рукам передохнуть.
В этой же позиции попробуйте перевернуть руки так, чтобы пальцы смотрели в пол, и чтобы ладони не разъединялись. Точно также подержите позиции около десяти секунд.
Вытягивание пальцев
Соберите все пальцы вместе и, охватив их второй рукой, потяните вниз, согнув кисть так, как показано на фото.
Растяжка ладонью
Ладонью одной руки начните вытягивать назад большой палец другой руки до тех пор, пока не почувствуете легкое напряжение в мышцах.
Точно так же вы можете размять остальные пальцы.
Растяжка перед собой
Соберите пальцы в замок и вытяните их перед собой, ладонями вперед. При этом очень важно не разводить локти в стороны и держать руки вытянутыми прямо.
Растяжка за спиной
Точно также вы можете вытянуть руки за спиной, ладони при этом должны быть расположены к спине, а не от нее.
Из-за плеча
Поднимите руки вверх, и закиньте одну за спину, согнув локоть. Схватите его другой рукой, прижав к уху и попытайтесь дотронуться до своей спины, не двигая при этом согнутой рукой.
На плоской поверхности
Положите руку на плоскую поверхность. Попытайтесь распластать ее по ней так, чтобы пальцы начали расходиться друг от друга настолько сильно, насколько сможете. Подержите эту позицию 30-60 секунд.
Растяжка «коготь»
Расположите свою руку ладонью к вам. Соберите пальцы так, чтобы первые костяшки лежали на ладони, и кончики пальцев дотрагивались до своего основания. Ваша рука должна быть похожа на «коготь». Подержите такую позицию 30-60 секунд.
При помощи эспандера
Вы можете воспользоваться резиновым эспандером. Просто сжимайте его настолько сильно, насколько можете, держите некоторое время, и после этого отпускайте.
Поднятие пальца
Положите руку на плоскую поверхность и попробуйте поднять каждый палец настолько высоко, насколько сможете, не отрывая ладонь от опоры.
Упражнение для большого пальца
Наденьте на руку резинку так, чтобы она как бы стягивала кисть вместе с большим пальцем. После этого попытайтесь двигать им влево и вправо, чтобы растягивать ее.
Сброс напряжения с рук
Чтобы сбросить накопившееся в руках напряжение, встряхните ими.
Практика на гитаре
В этом разделе мы предложим вам упражнения на растяжку пальцев на гитаре в виде специальных гамм. Табулатуры также приложены к каждому из них. Как правило, в этих упражнениях вам потребуется последовательно сыграть набор нот, расположенных на разных ладах. Они могут быть не слишком мелодичными, однако полезными именно с физической точки зрения. Здесь очень важно помнить про аппликатуру, и зажимать лады всеми пальцами, а не только одним.
Упражнение 1
Данная тренировка на гитаре потребует от вас последовательно зажать 12, 15 и 16 лад на каждой струне в первой половине. Аппликатура: 12 – указательный, 15 – безымянный, 16 – мизинец.
Во второй половине вам потребуется вернуться на шестую струну через 15, 14 и 11 лады.
Упражнение 2
Здесь задействована только первая струна. Здесь вам потребуется сыграть ноты от 12 и 15 лада до 1, изредка возвращаясь на уже сыгранные.
Упражнение 3
То же самое, что и второе упражнение, но другие ноты.
Упражнение 4
Оно очень схоже с первым. Аппликатура не меняется, меняются только ноты.
Упражнение 5
Очень схоже со вторым и третьим упражнением.
Упражнение 6
Усложненный вариант первого и четвертого. Теперь в каждом такте по четыре ноты.
Упражнение 7
То же самое, что и шестое, но другие лады.
Упражнение 8
Здесь вам потребуется дотянуться до 21-го лада, что может оказаться не так просто, как кажется на первый взгляд. По своей сути, упражнение – усложненный вариант тех, которые вы выполняли до этого, где нужно двигаться по одной струне.
Заключение
Постановка левой руки на гитаре
Как поставить левую руку.
С самого начала скажу, что ногти на пальцах левой руки должны быть коротко острижены. Это позволит лучше фиксировать пальцы при взятии первых аккордов.
Для прижатия струн на ладах используют аж целых 4 пальца левой руки :): указательный, средний, безымянный и мизинец.
А большой палец создает опору для них и находится сзади грифа. Точное его расположение зависит от зажатого аккорда.
Струны прижимаются кончиками (подушками) пальцев, но есть исключения- при приеме баррэ, (особый прием, когда указательный палец зажимает сразу несколько струн.) Это уже более сложные аккорды.
Пальцы, зажимающие аккорд должны быть полусогнутые. ( Логично, а иначе струны не зажать. :))
Важно придать форму кисти руки так, чтобы ее ладонь не задевала первую струну.
У начинающих это не сразу получиться.
Большего звучания вы добьетесь, если будете прижимать струны около металлического порожка лада. Пальцы не должны быть напряжены, но должны стоять твердо.
Преждевременное утомление руки происходит в случаях, если:
— Струны на вашей гитаре сильно отдалены от грифа. ( В общем плохой муз. инструмент)
— Проводите нерегулярные занятия или не в стабильном режиме.
— Сразу взяли для проигрывания сложное произведение.
Грамматически пальцы левой руки обозначаются обычными цифрами:
1 — указательный
2 — средний
3 — безымянный
4 — мизинец
Развитие техники игры левой рукой
Развитие техники игры левой рукой будет осуществляться в тональности до-мажор. В этой тональности пальцы нажимают только белые клавиши (на рис. 1 они выделены желтым цветом в пределах одной октавы). Пальцы левой руки имеют следующую нумерацию: 5 – мизинец, 4 – безымянный, 3 – средний, 2 – указательный, 1 – большой.
Рис. 1. Исходная постановка пальцев левой руки при игре в тональности до-мажор
Рис. 2. Положение пальцев левой руки на клавиатуре
Каждый палец располагается над своей клавишей (рис. 2). Это исходное положение пальцев, суть которого заключается в том, чтобы пальцы не мешали друг другу и нажимали клавиши наиболее удобным образом. Положение пальцев по глубине должно быть таким, чтобы они с одной стороны не соскакивали с края клавиатуры, но и не прижимались к черным клавишам. Безымянный и указательный пальцы нажимают клавишу в середине её широкой части.
Если вы никогда не играли левой рукой на клавишном инструменте или это было давно, то для начала необходимо улучшить чувствительность, подвижность и управляемость пальцев. Клавиатура многих синтезаторов обладает невысокой жесткостью и клавиши нажимаются достаточно легко, что является недостатком, по сравнению с фортепианной клавиатурой, жесткость которой позволяет укрепить пальцы руки. Игра слабыми пальцами в дальнейшем не позволит улучшить качество игры, а звуки будут пропадать по причине того, что тот или иной палец с недостаточным усилием нажал на клавишу. Если нет возможности использовать фортепиано, то нужно учесть, что нажатие клавиш на клавиатуре синтезатора должно производиться с усилием, с дополнительным нажимом, который, однако, не должен приводить к напряжению и сковыванию кисти руки.
При выполнении любых упражнений старайтесь следовать такому порядку:
Все упражнения необходимо производить при включенном режиме «чувствительность к касанию», что позволит слышать и контролировать громкость игры разными пальцами. Добиться игры, при которой пальцы выдают звуки с одинаковой громкостью, непросто. Но над этим нужно работать, иначе при игре будут постоянно проскакивать то скачки, то провалы, что говорит о слабой технике игры.
Последовательно и равномерно нажимайте и отпускайте клавиши от мизинца до большого пальца: 5-4-3-2-1, 5-4-3-2-1, 5-4-3-2-1, 5-4-3-2-1 и т.д.
Рис. 3. Упражнение 1
Двигаются только пальцы. Кисть и локоть не должны совершать движения, следуя за пальцами.
Последовательно и равномерно нажимайте клавиши от большого пальца к мизинцу: 1-2-3-4-5, 1-2-3-4-5, 1-2-3-4-5, 1-2-3-4-5 и т.д.
Рис. 4. Упражнение 2
Упражнение 3. Волнообразное движение.
Рис. 5. Упражнение 3
Следите за тем, чтобы при на нажатии клавиши одним пальцем двигался только этот палец. Остальные пальцы не должны растопыриваться в стороны или слишком высоко подниматься над клавиатурой (что особенно любит делать мизинец), а находятся над поверхностью клавиатуры, касаясь каждый своей клавиши в таком положении, будто в ладони находится мячик. Верхняя фаланга большого пальца должна быть направлена вдоль клавиши (рис. 2), а не вправо.
Рис. 6. Упражнение 4
Старайтесь играть это упражнения ровно.
Следующая группа упражнений направлена на развитие независимости пальцев. Пальцы привыкли двигаться вместе друг с другом. Наша задача заключается в том, чтобы они могли двигаться независимо друг от друга.
Нажмите и удерживайте клавиши пальцами 4, 3, 2, 1, а мизинцем равномерно 20-30 раз нажмите и отпустите клавишу. Нажимает клавишу только мизинец, остальные пальцы удерживают клавиши в нажатом состоянии.
Нажмите и удерживайте клавиши пальцами 5, 3, 2, 1. Теперь клавишу нажимает и отпускает только безымянный палец. Трудно? Безымянный палец имеет самую слабую подвижность и управляемость.
Нажмите и удерживайте клавиши пальцами 5,4, 2, 1. Теперь работает средний палец.
Нажмите и удерживайте клавиши пальцами 5, 4, 3, 1. Тренируем указательный палец.
Нажмите и удерживайте клавиши пальцами 5, 4, 3, 2. Тренируем большой палец. Это должно быть легко.
Попеременная работа соседних пальцев.
Нажмите и удерживайте клавиши пальцами 3, 2, 1, а 5 и 4 попеременно равномерно 20-30 раз нажимайте и отпускайте клавиши.
Нажмите и удерживайте клавиши пальцами 5, 2, 1. Тоже самое 4 и 3. Чувствуете, как рука начинает разогреваться?
Нажмите и удерживайте клавиши пальцами 5, 4, 1. Тоже самое 3 и 2. Это немного проще, да?
Нажмите и удерживайте клавиши пальцами 5, 4, 3. Тоже самое 2 и 1. Это не должно вызвать затруднений.
Одновременная работа соседних пальцев.
Нажмите и удерживайте клавиши пальцами 3, 2, 1, а 5 и 4 одновременно равномерно 20-30 раз нажимайте и отпускайте клавиши.
Нажмите и удерживайте клавиши пальцами 5, 2, 1. Тоже самое 4 и 3.
Нажмите и удерживайте клавиши пальцами 5, 4, 1. Тоже самое 3 и 2.
Нажмите и удерживайте клавиши пальцами 5, 4, 3. Тоже самое 2 и 1.
Упражнение 8. Игра гаммы в пределах одной октавы.
Игра гаммы в предела октавы осуществляется при помощи подкладывания пальца. Сначала последовательно играют пальцы 5, 4, 3, 2, 1. В то время, как большой палец нажимает клавишу, перенесите средний палец над ним и нажмите следующую клавишу. То есть 8 клавиш нажимаются следующими пальцами: 5, 4, 3, 2, 1, 3, 2, 1. Игра в обратном порядке осуществляется так: сначала играется 1, 2, 3. В момент удержания клавиши средним пальцем большой палец подкладывается под пальцами и нажимает следующую клавишу.
Рис. 7. Упражнение 8
Данное упражнение играется в размере четыре четверти восьмыми. Вертикальные штрихи над нотами показывают доли (щелчки метронома). Включите на синтезаторе метроном, установите значение темпа метронома на 80 и начинайте игру в момент любого щелчка метронома, которая станет первой долей.
После разогрева пальцев можно приступить к интересующей нас игре левой рукой аккордов, а точнее трезвучий (аккорд из трёх звуков). Существует три основные позиции для игры трезвучий, которые необходимо запомнить. Они показаны на рис. 8.
Рис. 8. Варианты положения пальцев левой руки при игре трезвучий
Обратите внимание на то, как чередуются между собой клавиши, которые мы нажимаем и которые не нажимаем. В варианте 1 между нажимаемыми клавишами пропускаются по одной клавише, которые не нажимаются. В варианте 2 между средним и большим пальцем остается две клавиши. А в варианте 3 две клавиши пропускаются между мизинцем и указательным пальцами.
Теперь попробуйте сыграть трезвучия, показанные на рис. 9.
Рис. 9. Варианты положения пальцев левой руки при игре аккордов
Относительное положение пальцев не изменилось, хотя здесь показаны другие трезвучия.
Если вы освоились с игрой трезвучий без смены позиции руки, то следующим шагом будет игра последовательности трезвучий со сменой позиции руки. Сыграйте трезвучие и его обращения, показанные на рис. 10.
Рис. 10. Трезвучие и его обращения
Равномерно сыграйте аккорды, показанные на рис. 11. В процессе перехода от игры одного трезвучия к другому не нужно высоко поднимать пальцы. Чем меньше лишних движений делает рука, тем точнее и быстрее происходит её позиционирование.
Рис. 11. Упражнение 9
Включите метроном в темпе 80 сыграйте данный фрагмент 10-20 раз подряд без остановок и ошибок. Каждый аккорд играется под щелчок метронома. Если получилось сыграть этот фрагмент без ошибок 10-20 раз подряд, то удвойте скорость исполнения.
Для контроля качества игры на синтезаторе нужно сделать следующее:
Сравнение высоты пиков форм, соответствующих отдельным звукам, позволяет увидеть неравномерность игры разными пальцами. На рис. 12. показаны волновые формы, соответствующие записи из упражнения 2.
Рис. 12. Волновые формы
Из рисунка видно, что в плане ритма всё более или менее хорошо, так как пики форм находятся на одинаковом расстоянии друг от друга. А вот равномерность игры крайне слабая. Это следствие постоянной игры левой рукой под автоаккомпанемент, в результате чего её техника игры резко упала. Запись вашего исполнения позволит наглядно увидеть проблемы над решением которых надо поработать отдельно.
Для управления аккомпанементом левой рукой нужно выполнить следующие условия:
Как прижимать струны левой рукой
Когда вы учитесь играть на гитаре, то похожи на ребёнка, который только начинает ходить. Тело не слушается и простейшие движения даются с большим трудом.
Также и левая рука, при попытке зажать струны на грифе гитары начинает себя вести, как тело годовалого младенца. Пальцы не хотят зажимать правильно струны.
Просто продолжайте заниматься!
Со временем будет всё легче и легче, и вы научитесь быстро и без усилий зажимать струны на гитаре. Для начала же нужно настроится на то, что прийдётся изрядно попотеть и приучить пальцы к непривычным для них движениям.
Как правильно прижимать струны.
Струны прижимаются подушечками пальцев (самыми кончиками ногтевых фаланг) перпендикулярно грифу. Ногти должны быть коротко подстрижены, чтобы не мешать прижатию струн.
При игре аккордами для более устойчивого положения гриф может держиться в захвате между большим и указательным пальцем, при этом большой палец немного выступает за верхнюю кромку грифа.
Если струна прижата недостаточно сильно, то звук будет глухим или дребезжащим. Слишком сильное прижатие может привести к тому, что струна будет звучать фальшиво (особенно это будет заметно на железных струнах)
Обратите внимание, что локоть левой руки должен свободно висеть (он не прижиматься сильно к телу). Левая рука должна иметь возможность легко перемещаться вдоль грифа.
Упражнение 1 для правильной постановки левой руки
Исходное положение: левая рука с раскрытой ладонью к верху (параллельно полу) и перпендикулярно грифу гитары. Большой палец прижимается к тыльной стороне грифа.
Ногти на левой руке должны быть коротко подстрижены иначе не получится правильно прижимать струны.
Часть 1.
Прижимаем подушечкой указательного пальца первую струну на 5 ладу. Стараемся, чтобы ладонь левой руки оставалась параллельной полу и перпендикулярной к грифу. Затем возвращаем ладонь левой руки в исходное положение. Делаем движения медленно. Повторяем до уверенности. Левая рука должна быть максимально расслабленной, даже когда прижимается струна.
Далее тренируемся прижимать подушечкой среднего пальца первую струну на 6 ладу. Делаем до состояния уверенности.
Далее тренируемся прижимать подушечкой безымянного пальца первую струну на 7 ладу. Делаем до состояния уверенности.
Далее тренируемся прижимать подушечкой мизинца первую струну на 8 ладу. Делаем до состояния уверенности.
Возможно вам понадобиться несколько дней для того, чтобы освоить эту часть упражнения. Но это время будет проведено с пользой. Это основа основ в игре на гитаре.
Часть 2.
Тренируемся делать тоже самое на оставшихся пяти струнах.
Возможно это займёт ещё больше времени, чем Часть 1, но это того стоит.
ЭТО ОЧЕНЬ ВАЖНОЕ УПРАЖНЕНИЕ. Оно закладывает фундамент для вашей техники игры левой рукой.
Потратив много времени сейчас вы сэкономите ещё больше времени потом, при дальнейшем обучении игре на гитаре.
Упражнение 2 для правильной постановки левой руки
Исходное положение: левая рука с раскрытой ладонью к верху (параллельно полу) и перпендикулярно грифу гитары. Большой палец прижимается к тыльной стороне грифа.
Ногти на левой руке должны быть коротко подстрижены иначе не получится правильно прижимать струны.
Часть 1.
Прижимаем подушечкой указательного пальца первую струну на 5 ладу. Затем не убирая указательный палец прижимаем подушечкой среднего пальца вторую струну на 6 ладу. Стараемся, чтобы ладонь левой руки оставалась параллельной полу и перпендикулярной к грифу. Лодонь не должна касаться грифа, только пальцы. Затем возвращаем ладонь левой руки в исходное положение. Делаем движения медленно. Повторяем до уверенности. Левая рука должна быть максимально расслабленной, даже когда прижимается струна.
Далее тренируемся прижимать подушечкой среднего пальца первую струну на 6 ладу и добавляем безымянный палец на вторую струну на 7 ладу. Делаем до состояния уверенности.
Далее тренируемся прижимать подушечкой безымянного пальца первую струну на 7 ладу и добавляем мизинец на вторую струну на 8 ладу. Делаем до состояния уверенности.
Далее тренируемся прижимать подушечкой мизинца первую струну на 8 ладу. Делаем до состояния уверенности.
Часть 2.
Прижимаем подушечкой указательного пальца вторую струну на 5 ладу. Затем не убирая указательный палец прижимаем подушечкой среднего пальца первую струну на 6 ладу. Делаем до уверенности.
Прижимаем подушечкой среднего пальца вторую струну на 6 ладу. Затем не убирая указательный палец прижимаем подушечкой безымянного пальца первую струну на 7 ладу. Делаем до уверенности.
Прижимаем подушечкой безымянного пальца вторую струну на 7 ладу. Затем не убирая указательный палец прижимаем подушечкой мизинца первую струну на 8 ладу. Делаем до уверенности.
Часть 3.
Тренируем аналогично 2 и 3, 3 и 4, 4 и 5, 5 и 6 струны.