тренировка нападения в волейболе
Результативность нападающего удара сказывается не только на счете встречи, но и на настроении команды, на ее психическом состоянии.
В данной статье представлены упражнения, которые способствуют изучению и совершенствованию нападающего удара. Все они даны в порядке нарастания сложности.
Для успешных действий в нападении желательно, чтобы игроки владели нападающим ударом с обеих рук. Для решения данной задачи также можно использовать все нижеприведенные упражнения.
В процессе игры, несмотря на стремление команд вести игру комбинационно, постоянно (примерно 50%) встречаются игровые ситуации, в которых нападающим игрокам приходится играть с высокой передачи, преодолевая групповой блок противника. Поэтому, в учебно-тренировочной работе следует уделять внимание совершенствованию нападающего удара при групповом блоке.
Нужно отметить, что приведенные здесь упражнения могут решать самые различные задачи по совершенствованию техники игры в волейбол. Все зависит от того, на каком техническом или тактическом приеме акцентируется внимание занимающихся.
Содержание статьи
Основы
а) нападающий переходит в зону 3 для выполнения передачи, а связующий в зону 4, в «хвост» колонны;
б) нападающий перемещается в «хвост» колонны.
Для непрерывности процесса у тренера должна быть рядом корзина с мячами, или 2-3 ассистента, подающих мячи. Вместо тренера можно использовать трех игроков, находящихся в зонах 2, 3, 4, которые будут набрасывать мячи для нападающих ударов соответственно в зонах 4, 3 и 2.
Упражнение начинается произвольно, игроками зон 3 или 4. Игрок 3 (или 4) передает мяч в зону 2, а игрок зоны 2 выполняет передачу для нападающего удара игроку зоны 3, или зоны 4.
Из зоны 4 выполняется передача в зону связующего, между 2 и 3 номерами. Сюда перемещается игрок зоны 1 и совершает передачу для атакующего удара в четвертую зону.
Данное упражнение можно назвать базовым, и на его основе можно выполнять целый ряд других упражнений на тренировку нападающего удара в волейболе, как например:
— то же, что и в предыдущих упражнениях, но нападение производится со второй линии.
После освоения нападения с узких и широких передач (предыдущие упражнения) можно переходить к освоению нападения с передач, «отведенных» от сетки.
Приведенные здесь упражнения и принципы их построения нужно использовать при совершенствовании нападающего удара со всех зон, в том числе и со второй линии.
На начальном этапе совершенствования нападающего удара с сопротивлением блока необходимо использовать в упражнениях пассивный (зонный) блок, т.е. когда блокирующий игрок закрывает (по заданию тренера) определенные зоны, независимо от действий нападающего, а другие зоны оставляет открытыми. Кроме того, блок должен быть неподвижным (после прыжка руки блокирующих не перемещаются ни вправо, ни влево). И только после того, как занимающимися будет освоено нападение с пассивным блоком, можно переходить к использованию в упражнениях активного подвижного блока, когда перед блокирующими ставится задача нейтрализации нападающего удара. С этой целью блокирующие игроки перед постановкой блока перемещаются вдоль сетки (в зависимости от характера передачи, направления разбега нападающего и т. д.), а после прыжка на блок и окончательного определения места и направления удара, перемещают руки вправо-влево.
На рисунках сплошными стрелками показаны перемещения мяча, а пунктирными – перемещения игроков.
Представленные в статье упражнения для нападающего удара в волейболе с сопротивлением блока необходимо использовать при нападении с различных по характеру передач и из всех зон (в том числе и со второй линии).
При творческом подходе, тренер без труда может придумать множество других упражнений на тренировку нападающего удара в волейболе, в зависимости от возможностей занимающихся и задач тренировочного занятия.
Вы можете оценить статью по пятибалльной системе. Спасибо!
Волейбол. Нападающий удар
Методички Педсовета
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ г. ИРКУТСКА
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 28
Исследовательская работа
«Волейбол. Нападающий удар»
Выполнила:
ученица 7Б класса Папоян Анжела
Руководитель:
учитель физической культуры Агафонова А.Р.
Содержание
Введение
Глава 1. Теоретическая часть
1.1 Характеристика волейбола, как средства физического воспитания.
1.2 Техника выполнения нападающего удара: разбег-прыжок-удар
1.3 Виды и характеристика нападающих ударов (прямой, ускоренный, медленный)
Глава 2. Практическая часть. Эксперимент
Заключение
Используемые информационные источники
Введение
Самым зрелищным моментом любого волейбольного матча является атака. Именно в процессе атакующих действий команды получают 50-70% результативных очков. Вся команда стремится создать момент для удачного исполнения этого эффектного элемента. Игрок, владея техникой исполнения таких ударов, может придать ускорение мячу до 130 км/ч!
Поэтому понимание и применение принципов правильной техники нападающего удара является одним из приоритетных для волейболиста.
Гипотеза — специальные упражнения подготовят и скорректируют технику выполнения нападающих ударов, что положительно скажется на всем процессе обучения этой спортивной игре.
Предмет исследования — эффективность средств обучения и уровень обученности учащихся 7-х классов на уроках физической культуры.
Объект исследования — учебный процесс учащихся на уроках физической культуры по волейболу.
Цель — научить учеников 7 классов правильной технике выполнения нападающих ударов
Практическая значимость — разработанный комплекс упражнений может быть использован на уроках физической культуры и при самостоятельных занятиях волейболом
Глава 1. Теоретическая часть
Характеристика волейбола, как средства физического воспитания.
Волейбол (англ. Volleyballот volley — «залп», «удар с лета», и ball — «мяч») — вид спорта, командная спортивная игра, в процессе которой две команды соревнуются на специальной площадке, разделенной сеткой, стремясь направить мяч на сторону соперника так, чтобы он приземлился на площадке противника (добить до пола), или игрок защищающейся команды, допустил ошибку. При этом для организации нападения игрокам одной команды дается не более трех касаний мяча подряд (в дополнение к касанию на блоке). Центральный орган волейбола как международного вида спорта, определяющий свод правил FIVB (англ.) — Международная волейбольная федерация. Волейбол — олимпийский вид спорта с 1964 года. Волейбол — неконтактный, комбинационный вид спорта, где каждый игрок имеет свою специализацию на площадке. Важнейшими качествами для игроков в волейболе является прыгучесть для возможности высоко подняться над сеткой, реакция, координация, физическая сила для эффективных ударов. Для любителей волейбол — распространенное развлечение и способ отдыха благодаря простоте правил и доступности инвентаря. Существуют многочисленные варианты волейбола, что отпочковались от основного вида, — пляжный волейбол (олимпийский вид с 1996 года), мини-волейбол. Также сидячий волейбол с 1992 года в Барселона внесен в программу параолимпийских игр.
Волейбол, можно рассматривать как высшую форму спортивных игр, включенных в мировую систему спортивных соревнований. Волейбол, широко представлен в программе Олимпийский игр, а также в профессиональном спорте. Большое количество соревновательных технико-тактических действий, их сочетаний и многообразных проявлений в процессе соревновательной деятельности соперничающих команд и отдельных игроков представляет собой захватывающее зрелище, а также делает волейбол средством физического воспитания людей в широком возрастном диапазоне. Соревновательное противоборство волейболистов происходит в пределах установленных правил посредством присущих только волейболу соревновательных действий — приемов игры (техники). При этом обязательным является наличие соперника. В волейболе цель каждого элемента состязания состоит в том, чтобы доставить предмет состязания (мяч) в определенное место площадки соперников и не допустить этого в отношении себя. Это определяет единицу состязания — блок действий типа «защита — «нападение», который включает также действия по разведке, дезинформации, конспирации и т. п.
Техника выполнения нападающего удара
В зависимости от развития атаки, от действий команды и, в целом, игровой обстановки существуют разные способы выполнения нападающего удара. На практике широко распространено разделение на такие основные группы: нападающие удары «по ходу» разбега и нападающие удары «с поворотом», при которых траектория полета мяча после удара находится под углом к направлению разбега игрока. Кроме того, различают боковые и обманные удары, удары «с переводом».
Амплуа нападающих в волейболе:
Виды и характеристика нападающих ударов.
Боковой и с переводом
Прямой нападающий удар
Ускоренный нападающий удар
В ударном движении при переводе влево от вертикальной оси рука движется по небольшой дуге вперед вправо так, чтобы кисть ложилась на мяч сверху и справа. Одновременно кисть супинирует, большой палец поднимается вверх. Вместе с движением руки левое плечо несколько выводят вперед. После удара по мячу руку опускают вниз вперед. Применяется для обведения блока соперника, а также для того, чтобы послать мяч в незащищенное место игровой площадки.
Глава 2. Практическая часть. Эксперимент
Заключение
Используемые информационные источники
Приложение
Упражнения для изучения техники нападающего удара
Чередование нападающих ударов из зоны 4 с высоких передач из зоны 3; прямой по ходу, с переводом вправо, на точность, рукой.
То же из зон 2 и 3, но нападающие удары выполняются со средних и низких передач.
Чередование нападающих ударов различными способами с различных по высоте передач.
Имитация нападающего удара и обман.
Поочередное выполнение ударов
Нападающие удары с задней линии.
Выполнение этих заданий обеспечивает необходимое условие для успешного обучения технике нападающих действий.
Ошибки при обучении:
Упражнения для совершенствования техники нападающего удара:
Серийные нападающие удары из зоны 4 (2,3) со второй передачи после прима подач нападающим игроком (удар по цели). После каждого удара прием мяча в защите (удар от тренера).
То же, но с одиночным, групповым блоком, с одним и двумя защитниками.
Серийные нападающие удары со второй передачи из всех зон нападения после приема подач не нападающим игроком.
Со стороны может показаться, что атака в волейбола элементарна: прыгаешь да бьешь по мячу. Однако на деле она является самым сложным игровым элементом после силовой подачи в прыжке.
Атака приносит команде около 60% очков. При должных навыках, профессионалы придают мячу ускорение до 130 км./ч. Вся игра команды должна быть нацелена на создание максимально благоприятной ситуации для нападающего удара.
Для качественного нападения игрок должен постоянно держать визуальный контакт с мячом. Техника нападения индивидуальна и зависит от роста игрока, длины рук, формы кисти, правша или левша, высоты прыжка, скорости разбега, пластичности и других факторов. Самое сложное — поймать нужный момент удара.
Оглавление:
1. Амплуа игроков, или кто откуда бьет?
3. Важные нюансы атаки
4. Распространенные ошибки
5. Упражнения для тренировки нападающего удара
6. Короткое видео-обучение
Амплуа игроков, или кто откуда бьет?
· Игроки второго темпа (доигровщики) — главные нападающие в команде. На площадке это первая линия игроков (те, что ближе к сетке). Номера: 2-й и 4-й. Их основная задача — забить мяч, сыграв против блока противника. Обычно атакуют в любую зону, кроме 6-й, т.к. там стоит на приеме либеро — главный защитник команды.
Номера игроков
Техника удара
Рассмотрим техническую составляющую на примере основных нападающих игроков: доигровщиков (2, 4 зоны).
Ситуация на игровой площадке меняется ежесекундно, и соблюсти все технические тонкости возможно далеко не всегда. Однако игрок в нападении должен стремиться к соблюдению следующих технических элементов:
1. Оттягиваемся. После приема, мяч переходит к связующему. Нападающий игрок должен отойти от сетки на несколько шагов и встать примерно на линии нападения. Это делается для того, чтобы увеличить разбег для атаки.
Линии в волейболе: лицевая, линия нападения, центральная
1. Занимаем подготовительную позицию для удара. Ноги присогнуты в коленях. Если нападающий правша, ставим правую ногу на полшага вперед. Если левша — то левую ногу.
2. Первый шаг на удар. Первый шаг самый медленный, примерочный. Делается в тот момент, когда связующий выпускает мяч из рук, делая пас. Тело полурасслаблено. Внимательно смотрим за мячом. Если нападающий правша, шагаем с левой ноги. Если левша — с правой.
3. Второй шаг. Ускоряемся. Отводим руки назад и в стороны для будущего замаха. Очень важный шаг. Игрок уже должен провести внутренний расчет: в каком месте и с какой высоты он будет снимать мяч, не касаясь сетки и не заступая на площадку противника.
4. Третий шаг. Состоит из двух «полушагов»: стопорящего и приставного. Игрок резко останавливается, приседает и готовится для предстоящего прыжка. Руки разведены назад и в стороны. Пальцы растопырены. Стопы должны быть параллельны и на небольшом расстоянии друг от друга (
50-60 см). Делаем вдох.
5. Замах руками. Обе почти выпрямленные руки отводятся до предела назад. Размах руками помогает сохранить динамику разбега и равновесие игрока. Помогает максимально вложиться в прыжок.
6. Толчок. Время отталкивания после шага приставной ноги должно быть минимальным. Присели и сразу выбросили корпус вверх и чуть вперед. Ноги держим вместе. Ни в коем случае не разбрасываем ноги в стороны. Отталкиваемся максимально сильно, стараясь прыгнуть как можно выше.
7. Маховое движение руками вверх. Если игрок правша, резко заводим правую руку за спину, разворачивая корпус для удара. Прямую левую руку выводим вперед: она служит «мушкой» для прицела. Для левши замахиваемся левой, прицеливаемся правой. Важный момент: кисть нападающей руки должна быть параллельна этой руке. Не загибаем кисть! Локоть не отводим в сторону. Держим его параллельно голове. Мяч находится перед корпусом атакующего.
Пошаговая техника атакующего удара
Крайне тяжело держать в голове одновременно столько технических аспектов, поэтому тренировка нападающего удара — очень долгий и трудный процесс, длящийся годами.
Важные нюансы атаки
· При ударе мяч должен находиться перед вами! То есть не НАД головой, а ПЕРЕД глазами. Таким образом вы сможете контролировать направление удара и точность попадания по мячу.
· Обе ноги при прыжке должны быть параллельны друг другу и перпендикулярны полу. Вытягиваемся «в струнку». Распространенной ошибкой начинающих игроков с плохой пластикой является «разброс» ног в разные стороны. От этого теряется высота прыжка. Кроме того, вы рискуете нанести травму окружающим вас игрокам.
· Важно загнуть кисть после удара. Многие новички забывают об этом, и мяч после такого удара улетает в аут.
· При ударе важно растопырить пальцы как можно шире: это увеличивает площадь ладони и улучшает контроль мяча!
Распространенные ошибки
· Слишком быстрый набег. Когда игроку говорят, что он движется к мячу слишком медленно, он начинает ускоряться и прибегать под мяч на этот раз слишком рано. Ошибка также связана с неумение поймать момент удара.
· Бьющий забегает под мяч. Тоже одна из самых популярных ошибок. При разбеге создается иллюзия повышенного контроля, если забежать прямо под мяч. Но это не так. Забегая под мяч, мы теряем простор для удара и контроль над мячом. Как правило, такие удары полностью непредсказуемы: может получиться неплохо, а может выйти сетка, аут или вообще промах по мячу. Чтобы избегать этой ошибки, тренируйтесь чеканить мяч об стену: контролируйте его так, чтобы он находился на расстоянии вытянутой прицеливающейся руки.
· Бьющая рука согнута. Ошибка часто возникает из-за несвоевременного забега. Атакующий поздно начинает движение к мячу и успевает ударить по нему только согнутой рукой.
· Удар приходится не по центру мяча ладонью, а пальцами, ребром или неполной частью ладони. Также тренируйтесь бить мяч об стену, тренируйтесь, стоя в паре с другим игроком.
· Удар слишком «зажатый» и происходит не «хлыстом», а скорее «веслом». У таких игроков не развита гибкость.
· Не согнутая кисть в момент удара. Игрок забывает согнуть кисть под нужным углом и проконтролировать направление мяча пальцами. Такой мяч часто улетает в аут.
· Небрежность к правильной работе рук и ног. Ошибка, связанная с плохой гибкостью игрока. Ноги разлетаются в стороны, уменьшая высоту прыжка. Руки двигаются непредсказуемо, от чего теряется контроль над мячом.
· Выключение после удара. После нанесения атакующего удара, игрок часто расслабляется, но волейбол — одна из самых быстр спортивных игр. Нападающему могут поставить удачный блок или принять мяч и быстро перебросить обратно. Нужно постоянно оставаться в игре и быть готовым ко всему, пока не прозвучит свисток судьи.
· Упражнения для тренировки нападающего удара
· Как-то так он должен выглядеть в идеале
· Наилучшим упражнением будет регулярная практика. Однако, 10-20 атакующих ударов подряд отнимут массу сил. Поэтому разберем более щадящие упражнения:
· Эффективность атакующего удара во многом зависит от физического состояния игрока: от его выносливости, силы, высоты прыжка, роста и гибкости. Развивая эти показатели в совокупности, вы значительно повысите свои игровые навыки.
Для первого знакомстваКомментарии: 0
Результативность нападающего удара сказывается не только на счете встречи, но и на настроении команды, на ее психическом состоянии.
В данной статье представлены упражнения, которые способствуют изучению и совершенствованию нападающего удара. Все они даны в порядке нарастания сложности.
Для успешных действий в нападении желательно, чтобы игроки владели нападающим ударом с обеих рук. Для решения данной задачи также можно использовать все нижеприведенные упражнения.
В процессе игры, несмотря на стремление команд вести игру комбинационно, постоянно (примерно 50%) встречаются игровые ситуации, в которых нападающим игрокам приходится играть с высокой передачи, преодолевая групповой блок противника. Поэтому, в учебно-тренировочной работе следует уделять внимание совершенствованию нападающего удара при групповом блоке.
Нужно отметить, что приведенные здесь упражнения могут решать самые различные задачи по совершенствованию техники игры в волейбол. Все зависит от того, на каком техническом или тактическом приеме акцентируется внимание занимающихся.
Основы
1. Броски теннисного мяча через низкую сетку, с места.
2. То же, но с разбега и через высокую сетку.
3. То же, но броски теннисного мяча по цели.
6. То же, но с одного шага.
7. То же, но с 2-3-х шагов.
12. То же, но в прыжке.
13. То же, но в прыжке после разбега.
18. То же, но в прыжке.
а) нападающий переходит в зону 3 для выполнения передачи, а связующий в зону 4, в «хвост» колонны;
б) нападающий перемещается в «хвост» колонны.
Для непрерывности процесса у тренера должна быть рядом корзина с мячами, или 2-3 ассистента, подающих мячи. Вместо тренера можно использовать трех игроков, находящихся в зонах 2, 3, 4, которые будут набрасывать мячи для нападающих ударов соответственно в зонах 4, 3 и 2.
24. Расположение занимающихся показано на рисунке.
25. Расположение занимающихся показано на рисунке.
26. То же, но колонна пасующих игроков расположена в зонах 6 или 5.
27. Расположение занимающихся показано на рисунке.
28. Расположение занимающихся показано на рисунке.
30. Упражнение аналогично вышеприведенным, но игроки располагаются в зонах 3 и 4, и мяч разыгрывается через зону 4.
31. Расположение занимающихся показано на рисунке.
32. Занимающиеся расположены, как показано на рисунке.
Упражнение начинается произвольно, игроками зон 3 или 4. Игрок 3 (или 4) передает мяч в зону 2, а игрок зоны 2 выполняет передачу для нападающего удара игроку зоны 3, или зоны 4.
33. Расположение занимающихся показано на рисунке.
Из зоны 4 выполняется передача в зону связующего, между 2 и 3 номерами. Сюда перемещается игрок зоны 1 и совершает передачу для атакующего удара в четвертую зону.
34. Занимающиеся расположены, как показано на рисунке.
Данное упражнение можно назвать базовым, и на его основе можно выполнять целый ряд других упражнений на тренировку нападающего удара в волейболе, как например:
— то же, что и в предыдущих упражнениях, но нападение производится со второй линии.
Волейбол.»Комплекс упражнений для обучению нападающего удара
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Комплекс подготовительных упражнений для обучения нападающему удару.
По сигналу бег на 3–5 м из исходных положений: лицом, боком и спиной к стартовой линии, сидя, лежа на спине и на животе из различных положений к стартовой линии.
По сигналу бег 3–5 м приставными шагами из положений: лицом, боком, спиной, сидя, лежа на спине и на животе из различных положений к стартовой линии.
Приседание и резкое выпрямление ног со взмахом руками вверх, то же с прыжком вверх, то же с набивным мячом в
руках (до 5 кг).
Приседания с мешком с песком (до 15–20 кг).
Выпрыгивания из полприседа, с мешком с песком (до 15–20 кг).
Стоя на расстоянии 1–1,95 м от стены (щита) с набивным мячом (баскетбольным) в руках, в прыжке бросить мяч в стену, приземлиться, снова прыгнуть и поймать мяч, приземлиться и снова бросить мяч в стену и т.д., выполнять ритмично, без между скоков.
Запрыгивание на тумбу (сложенные гимнастические маты) постепенно увеличивая высоту и количество прыжков подряд.
Прыжки в глубину с гимнастической стенки на гимнастические маты.
Спрыгивание (высота 40–80 см) с последующим прыжком вверх.
Прыжки с места вперед, назад, вправо, влево, отталкиваясь обеими ногами.
Прыжки вверх с доставанием подвешенного мяча и с разбега в три шага.
Броски набивного мяча из-за головы двумя руками с активным движением кистей сверху вниз, стоя на месте и в прыжке (бросить перед собой в площадку или в мат).
Сидя на полу, броски набивного мяча из-за головы вперед, как можно дальше.
Броски набивного мяча (1 кг) в прыжке в парах и через сетку.
Броски набивного мяча (1 кг) в прыжке из-за головы двумя руками через сетку.
Имитация прямого и бокового нападающих ударов на месте, держа в руке набивной мяч (1 кг) (мешок с песком).
Метание теннисного или хоккейного мяча (правой и левой рукой) в цель на стене (высота 1,5–2 м) или на полу
(расстояние 5–10 м) с места, с разбега, после поворота, в прыжке и через сетку.
Удары по мячу, укрепленному на амортизаторах, с отягощением кисти, предплечья, ног или с отягощением всего
тела (куртка, пояс).
Спрыгивание с высоты (до 50 см) с последующим прыжком и нападающим ударом по мячу на амортизаторах.
Чередование бросков набивного мяча и нападающих ударов по мячу, укрепленному на амортизаторах.
В ответ на сигнал, бросок набивного мяча двумя рука ми по ходу или с переводом вправо, влево.
Комплекс подводящих упражнений для обучения нападающему удару.
Верхний трос волейбольной сетки закрепляют к верхнему крюку одной стойки и к нижнему другой. Занимающиеся,
стоя на полу, располагаются несколько боком к сетке (левым плечом для правши) так, чтобы верхний трос был на
уровне его головы, мяч лежит на ладони левой руки, выставленной вперед, мяч перебивают через сетку. Кисть
захлестывающим движением накрывает мяч. Правую руку после нападающего удара без задержки опускают вниз, не задевая сетки.
То же, что упражнение 2, но занимающиеся левой рукой подбрасывают мяч, а правой перебивают его через сетку.
При выполнении нападающего удара можно подниматься на носки.
Держатель с мячом закрепляют на сетке так, чтобы мяч был удален от сетки на 10 см и оказался на 20 см выше
ее, занимающийся, находясь в 1 м от сетки, выполняет наскок на обе ноги и, выпрыгнув вверх, выбивает мяч из
держателя (или мяч, подвешенный на леске).
Занимающиеся построены в шеренгу. По команде выполняют шаг правой ногой, приставляя левую, и одновременно, отводя руки вниз назад, фиксируют полуприсед.
Прыжок вверх толчком двумя ногами после перемещения и остановки, после поворота на 90, 180, 360 градусов.
Прыжок вверх толчком двумя ногами с разбега в 2 и 3 шага.
Прыжок вверх толчком двумя ногами в 3 шага и имитация нападающего удара.
Прыжок вверх толчком двумя ногами с разбега в 3 шага (шаги по разметке, с помощью звуковых ориентиров).
Удар по волейбольному мячу кистью, стоя на коленях на гимнастическом мате, в момент удара рука выпрямлена.
Серия ударов по мячу кистью у тренировочной стенки.
В парах. Передача мяча в прыжке через сетку одной рукой.