тренировка нервной системы в спорте
Тренировка нервной системы для развития мышц
Тренировка нервной системы для развития мышц [ править | править код ]
В целом, грубо говоря, существует два типа упражнений с сопротивлением, диаметрально противоположных друг другу по сути. Первый — это тренировка нервной системы. Чтобы понять разницу между ними, ознакомьтесь с данными, представленными далее в таблице.
Тренировка нервной системы
Тренировка мышечной системы
Нервная система адаптируется через перестройку: нервные клетки эффективнее образуют связи
Мышечная система адаптируется, вырабатывая дополнительную химическую энергию: мышечные клетки набухают и становятся больше
Выберите упражнение, которые вы находите трудным, но при этом интересным, и выполняйте его правильно как можно большее количество раз
Выберите сложное упражнение и выполняйте его столько, сколько сможете, пока мышцы не устанут
Сохраняйте силы. Если вы выкладываетесь по полной, ваша форма будет не лучшей и вы быстро устанете
При выполнении подходов выкладывайтесь по полной. Ваша цель — максимально напрячь мышцы до их истощения, для того чтобы заставить их адаптироваться
Поскольку упражнение сложное, достаточно будет выполнять небольшое количество повторений — от 1 до 5 (в идеале от 1 до 3)
Для того чтобы мышцы выработали максимальное количество химической энергии, необходимо выполнять много повторений — от 6 до 20 (в идеале около 10)
Поскольку вы собираетесь повторять данную технику неоднократно (с небольшим количеством повторений), требуется много подходов
Мышцы очень быстро и эффективно отрабатываются при малом количестве подходов и необходимом количестве повторений
Нервная система перестраивается быстро, пока вы сохраняете силы. Можно проводить тренировки несколько раз в день
Мышечной системе требуется время на то, чтобы восстановиться и чтобы клетки могли увеличиться в размере. Отдыхайте больше и берите перерывы в несколько дней
Ваш подход к тренировкам — «практика». Старайтесь развивать навык
Подходите к тренировкам как к трудным тренажерам. Старайтесь работать с полной отдачей
Сегодня те, кто занимается со своим весом, обычно придерживаются методик, построенных на тренировке нервной системы. Они делают свою нервную систему более эффективной при работе мышц, развивают превосходные координацию, баланс и пространственные навыки. Поэтому не требуется большой мышечной массы для выполнения силовых трюков с собственным весом.
Значительная часть данного подхода к тренировкам была позаимствована из гимнастики. Гимнастам действительно не нужны большие мышцы — они тренируют в первую очередь нервную систему.
Не только гимнасты выполняют упражнения с использованием собственного веса, чтобы развивать силу и способность выдерживать большие нагрузки без лишней мышечной массы. Так делают мастера боевых искусств. Брюс Ли знал, как тренировать нервную систему силовой гимнастикой, и стал очень сильным, оставаясь при этом сухим и стройным.
Если вашей целью является мышечная масса, вам следует сместить акцент с тренировок нервной системы на тренировку исключительно мышц. Хватит тренироваться по программе гимнастов, начните тренироваться как бодибилдеры. Гимнасты — мастера по прокачке силы для управления собственной массой тела и физическими способностями, тогда как бодибилдеры знают все о наборе мышечной массы. Они ясно представляют себе, что такое тренировка мышечной системы.
Фитнес и нервная система: как влияют нагрузки?
Во время занятий фитнесом ни одна из систем нашего организма не остается «в стороне» — каждая включается в работу и испытывает на себе влияние той нагрузки, которую получает тело. Нервная система — не исключение. Воздействие физической активности на нее больше, чем может показаться на первый взгляд.
«Нервная система для организма человека имеет огромное значение, — рассказывает Марина Макшанцева, методист-супервайзер и элит-тренер групповых программ в клубе World Class Намёткина. — Движения, рефлексы, работа сердца, эмоции, речь стимулируются и контролируются сложной системой, не перестающей работать даже во сне. Нервная ткань состоит из нейронов, главная задача которых — проведение нервного импульса, электрического сигнала, передающегося по нервным клеткам.
Существуют разные виды нейронов. В контексте занятий фитнесом стоит рассматривать двигательные, или исполнительные, нейроны. Они иннервируют или, проще говоря, активируют мышечные волокна. Ни одно движение, таким образом, не происходит без отклика нервной системы».
Нагрузки и отделы нервной системы
Интенсивные и расслабляющие тренировки — это работа в разных пульсовых зонах, с разной частотой сердечных сокращений. Нервная система, соответственно, реагирует на такие виды активности по-разному. От характера тренировки зависит, какой именно отдел нервной системы будет регулировать функционирование организма в условиях, которые создает та или иная нагрузка.
Он отвечает за реакцию на стресс: усиливает сердечную деятельность, вентиляцию легких, ускоряет обменные процессы. «Когда тело интенсивно работает и организм находится в стрессовой ситуации, именно симпатическая нервная система стимулирует запасы энергии, — говорит Марина Макшанцева. — Она усиливает работу сердца (учащает пульс), ускоряет дыхание и поднимает давление».
«Он, напротив, ослабляет работу сердца — частота сокращений снижается». Кроме того, уменьшаются давление, уровень глюкозы в крови, менее интенсивной становится вентиляция легких. Этот отдел включается в работу во время мягких, расслабляющих тренировок.
Как фитнес тренирует нервную систему?
«Фитнес развивает не только мышцы, координацию движения, а также другие навыки и физические качества, но и нервную систему, — добавляет эксперт. — Физически подготовленный человек имеет такую же подготовленную к нагрузкам нервную систему; переход из одной пульсовой зоны в другую сопровождается более легким, менее энергозатратным “переключением” между разными отделами нервной системы. Они не противостоят друг другу, а действуют слаженно, изменяя степень своего участия в воздействии на разные органы и системы — адекватно тому, какую организм получает нагрузку.
Таким образом, за счет физических нагрузок не только само тело привыкает к увеличению двигательной активности, но и нервная система адаптируется к новым условиям, она становится “гибкой”. Однако здесь есть подводные камни. Если слишком уж испытывать нервную систему тренировками, может возникнуть перетренированность. Это состояние, вызванное избыточным накоплением физического, психологического, эмоционального стресса».
Безопасный план тренировок
«Если ваш тренировочный план выстроен неправильно (например, в нем недостаточно отдыха, тренировок на восстановление) или системы нет вообще — вы тренируетесь “редко, но метко”, это сильно перегружает нервную систему. В таком состоянии вы чувствуете недостаток энергии, сложно концентрироваться, отсутствует мотивация, появляется головная боль и другие недомогания. Слишком тяжелые тренировки могут перегрузить гормональную систему увеличением продукции кортизола, который усилит уровень воспаления в организме и снизит уровень тестостерона. Поэтому важно дозировать нагрузки, уметь слышать себя и позволять себе отдыхать. Именно это научит вашу нервную систему реагировать правильно на движение и прогрессировать.
Чтобы план тренировок был безопасен для нервной системы, человеку, который тренируется циклично (по четкому графику, без пропусков) нужно обязательно добавлять к тяжелым тренировкам занятия со сниженной интенсивностью. Также дополнением плана могут стать тренировки на восстановление организма: на увеличение мобильности суставов, улучшение гибкости. Между циклами тренировок должно быть один-два дня, когда человек вообще не приходит в спортзал. С точки зрения психоэмоциональной составляющей нужно, чтобы он “переключался”, смещал фокус внимания с двигательной активности на другие занятия. Так отдыхать от фитнеса будет не только тело, но и нервная система, иначе истощение может получить и она».
Хитрости для быстрого результата: стоит ли использовать?
Едва ли можно «обмануть» мозг в таком деле, как тренировки, без последствий для здоровья. «Важнее всего, чтобы у человека было истинное желание тренироваться, понимание своих целей и задач, тогда он с удовольствием будет их реализовывать, — рассказывает Марина. — По мере увеличения тренированности нервная система учится затрачивать меньше ресурса. Однако без восстановления работоспособность будет падать; к этому добавятся рассеянность, “расконцентрация”. Если продолжать тренироваться с истощенной нервной системой, ее возбуждение в ответ на нагрузку будет опасным: кортизол вырабатывается в большем количестве, риск получения травм — выше. Нужно понимать это и не пытаться обмануть организм, чтобы быстрее достичь результата. Лучше адекватно устанавливать себе планку и оценивать свое состояние, спрашивать себя: “Как я себя чувствую? Готов ли я тренироваться?”». Из этого и следует исходить тем, кто хочет, чтобы тренировки были эффективными и безопасными для всего организма, в том числе для психики.
Влияние физических упражнений на центральную нервную систему
Отказ от ответсвенности
Обращаем ваше внимание, что вся информация, размещённая на сайте Prowellness предоставлена исключительно в ознакомительных целях и не является персональной программой, прямой рекомендацией к действию или врачебными советами. Не используйте данные материалы для диагностики, лечения или проведения любых медицинских манипуляций. Перед применением любой методики или употреблением любого продукта проконсультируйтесь с врачом. Данный сайт не является специализированным медицинским порталом и не заменяет профессиональной консультации специалиста. Владелец Сайта не несет никакой ответственности ни перед какой стороной, понесший косвенный или прямой ущерб в результате неправильного использования материалов, размещенных на данном ресурсе.
Роль центральной нервной системы в жизни человека колоссальна, поэтому ее здоровье требуется поддерживать. Выполнение любой физкультурной деятельности происходит под влиянием нервной системы. Как влияют на нее упражнения и регулярная физическая активность?
Влияние нагрузок на состояние нервной системы
Во время активной работы мышц в теле человека образуются условнорефлекторные связи. В этом процессе принимают участие легкие, сосуды, сердце. Новые связи положительно влияют на работу других внутренних органов, делают ее более активной и стабильной.
Физическую активность важно поддерживать на регулярном уровне для оздоровления центральной нервной системы. В их результате восстанавливаются жизненно необходимые процессы в головном мозге. Человек лучше и быстрее приспосабливается к постоянно меняющимся условиям окружающей среды.
Улучшение состояния организма происходит только тогда, когда при спортивных нагрузках задействованы разные группы мышц.
Для гармоничного и всестороннего развития требуется чередовать нагрузки умственные с физическими.
Положительное влияние гимнастики на нервную систему
Как гимнастика еще влияет на состояние нервной системы?
Важность дыхательных практик при выполнении физических упражнений
При заболеваниях нервной системы пациентам часто назначают дополнительные дыхательные практики. Как их выполнять?
Также при осуществлении физической и дыхательной нагрузки, можно быстро и эффективно успокоить нервную систему. Как это делается?
Заключение
Таким образом, регулярные физические нагрузки способны улучить физическое и психологическое состояние человека. Они положительно влияют не нервную систему, способствуют образованию новых связей.
Отказ от ответсвенности
Обращаем ваше внимание, что вся информация, размещённая на сайте Prowellness предоставлена исключительно в ознакомительных целях и не является персональной программой, прямой рекомендацией к действию или врачебными советами. Не используйте данные материалы для диагностики, лечения или проведения любых медицинских манипуляций. Перед применением любой методики или употреблением любого продукта проконсультируйтесь с врачом. Данный сайт не является специализированным медицинским порталом и не заменяет профессиональной консультации специалиста. Владелец Сайта не несет никакой ответственности ни перед какой стороной, понесший косвенный или прямой ущерб в результате неправильного использования материалов, размещенных на данном ресурсе.
Взаимосвязь основных свойств нервной системы с успешностью спортивной деятельности
Задатками развития двигательных способностей, оказывающими наиболее значимую роль в выборе вида спорта, являются типологические особенности нервной системы. Свойства нервной системы не обуславливают никаких определенных форм поведения, но являются почвой, на которой одни формы поведения формируются легче, чем другие.
Уровень успешности овладения и реализации человеком деятельности зависит от того, соответствует ли выбранная деятельность или стиль ее реализации психофизиологическому статусу. Одна и та же деятельность может осуществляться разными способами, в связи с чем, в одном виде спорта могут быть успешны спортсмены с разными типологическими особенностями.
К основным свойствам нервной системы относятся:
Сила – выражается в способности нервных клеток длительное время выдерживать раздражитель.
Внешний баланс – отражает соотношение между возбуждением и торможением, выражаемое в реакции на внешнюю ситуацию. Смещенный в сторону возбуждения баланс будет выражаться в более ярком и быстром реагировании на эмоциональном и мотивационном уровнях.
Внутренний баланс – отражает соотношение между возбуждением и торможением на уровне двигательных центров, связанных с произвольной регуляцией.
Подвижность и инертность нервных процессов – выражается в скорости протекания нервных процессов. Инертность обеспечивает трудность перехода от одного процесса к другому, и наоборот, подвижность – это легкость и быстрота перехода.
В видах спорта, требующих проявления скоростной выносливости, большая часть спортсменов имеет сильную нервную систему, среднюю подвижность нервных процессов и преобладающее возбуждение по внутреннему балансу. В сложно-координационных видах спорта больше спортсменов с инертной нервной системой и уравновешенным внешним балансом, что обеспечивает точность движений, хорошую двигательную память.
В игровых видах спорта и в единоборствах проявление каких-либо определенных типологических особенностей выражено хуже. Это связано с тем, что спортсмену предъявляется широкий круг требований и ему необходимо обладать комплексом высокоразвитых качеств.
В игровых видах и единоборствах могут себя проявить спортсмены с любой типологией, что связано с тем, что все зависит от того, какое амплуа спортсмен имеет и в каком стиле он реализует свою деятельность. Например, в футболе полузащитники имеют преобладание возбуждения по внутреннему балансу, что обеспечивает высокую работоспособность. В баскетболе защитники атакующего плана имеют типологические особенности, обуславливающие проявление решительности.
В качестве задатка развития определенных двигательных способностей стоит учитывать не отдельные типологические свойства нервной системы, а скорее сочетание свойств нервной системы. Чем больше типологических свойств нервной системы способствуют развитию той или иной способности, тем более ярко выражены у человека предпосылки к ее развитию. Например, если у человека слабая нервная система, подвижность нервных процессов и преобладает возбуждение по внешнему балансу, что является предпосылки развития быстроты, есть все основания предполагать, что целенаправленные занятия по развитию этого качества будут иметь успех.
От типологических свойств нервной системы зависит стиль деятельности спортсмена. Например, у спортсмена с равномерным стилем деятельности будет слабая нервная система, инертность процессов, преобладать будет торможение во внешнему и возбуждение по внутреннему балансам (такой тип наиболее устойчив к монотонной деятельности).
Спортсмену, который реализовывает себя в первой части боя или дистанции, характерен слабый тип нервной системы, подвижность процессов, уравновешенность по внешнему балансу. Обычно такие спортсмены начинают очень активно действовать в первой половине матча и стараются создать некий задел. Например, в таких видах спорта, как теннис, таким спортсменам будет не хватать терпения в долгих розыгрышах, они будут стараться забить быстрее, что может привести к ошибке. Во второй половине боя себя реализовывают лица с сильной нервной системой и инертностью нервных процессов, такие спортсмены дольше включаются в деятельность, но лучше мобилизуют свои усилия в конце игры.
Самый простой тест, давно используемый, который не требует специального оборудования, определяющий тип нервной системы. Стандартный бланк размером 203 х 288 мм, 210 х 297 мм необходимо разделить на шесть квадратов, расположенных по три в два ряда. Задание состоит в том, что по команде необходимо поставить как можно больше точек в каждом квадрате за 5 секунд. Переход с одного квадрата на другой осуществляется по команде, заполняются квадраты только по часовой стрелке. На втором этапе тест выполняется левой рукой.
После того, как тест пройдет, необходимо посчитать количество точек в каждом квадрате за 5 секунд на первом этапе и на втором. Нарисовать график – на оси абсцисс будут пятисекундные промежутки, на оси ординат количество точке в каждом квадрате. При анализе результатов сопоставляют графики правой и левой руки, чаще они одинаковы, но у ведущей руки работоспособность выше. Если графики разных рук сильно расходятся необходимо повторить тестирование.
При сильном типе нервной системы темп работоспособности будет возрастать в первые 10-15 секунд заполнения теста, а к 25-30 секундам он может снизиться ниже исходного уровня (график будет выпуклый).
При слабой нервной системе – темп снижается уже на втором 5 секундном отрезке и остается таким до конца тестирования (график нисходящий).
При средней нервной системе тип работоспособности будет ровный в течение тестирования (ровный график). Выгнутый график работоспособности будет встречаться у тех, кто обладает средне-слабой нервной системой, первоначальное снижение максимального темпа будет сменяться кратковременным возрастанием до исходного уровня.
Типологические особенности свойств нервной системы спортсменов, занимающихся различными видами спорта, определяют портрет индивидуального стиля деятельности. Спортсмены с различными типологическими особенностями способны показывать высокий уровень спортивных результатов, и изучение особенностей позволяет определить индивидуальный подход в построении учебно-тренировочного процесса.
SPORTUNIVER рекомендует курс «Психология в профессиональном спорте».
Тренировка нервной системы в спорте
В спортивной деятельности уровень способностей зависит от многих факторов, в том числе и от темперамента спортсмена. Одни и те же свойства нервной системы могут оказать влияние как на успех в достижении спортивных результатов, так и на неудачу в избранном виде спорта. Требования деятельности заставляют человека выбирать такие приёмы и способы её выполнения, которые наиболее соответствуют его темпераменту и помогают преодолеть влияние отрицательных в данных условиях проявлений темперамента.
В зависимости от особенностей темперамента спортсмены различаются не конечными результатами, а способами достижения результата. Отечественные исследователи в своих работах установили зависимость между способом выполнения действий и особенностями темперамента. В данных работах индивидуальный стиль деятельности рассматривался как путь к достижению результатов или способ выполнения определенных действий, который главным образом зависел от типа нервной системы [1, с. 154].
Исследования многих авторов, изучавших влияние типа нервной деятельности на способы выполнения двигательных действий спортсменами в избранном виде спорта, выявили, что основная роль, определяющая стиль выполнения этой деятельности, принадлежит свойствам нервных процессов, а в частности, силе и подвижности.
В исследованиях З.И. Бирюковой и других авторов, изучавших зависимость психологических свойств спортсменов от физиологических особенностей их нервной системы, показано, что спортсмены, относящиеся к сильным типам нервной системы, способны превзойти спортсменов со слабой нервной системой в достижении успехов в спортивных занятиях, что «достижение рекордных результатов в возможно более короткий срок будет более реальным для тех лиц, у которых достаточно высоки именно те природные свойства нервных процессов, которые в первую очередь обеспечивают выполнение определенного вида мышечной деятельности спортсмена» [2, с. 246].
Многие авторы, работающие в данной проблематике, представили отчетливые доказательства положительного влияния индивидуальных различий свойств темперамента, в особенности силы, уравновешенности и подвижности нервных процессов на различные стороны спортивной деятельности, хотя авторы не ставили своей целью выявление влияния типа и свойств нервной системы спортсменов на предрасположенность к определенному роду деятельности, однако, как показано в данных исследованиях, типологические особенности нервной системы необходимо рассматривать как биологическую основу успеха в спортивной деятельности. Авторы О.А. Черникова, Ю.Ю. Палайма, В.В. Васильева, изучавшие предстартовые состояния спортсменов, также подчеркивают взаимосвязь индивидуально-типологических особенностей свойств нервной системы и возникновения определенных предстартовых состояний, а также возникновения и демонстрация специфических эмоций в спорте [3, с. 65].
Многие авторы подчеркивают, что свойства нервной системы в первую очередь оказывают влияние на способы выполнения той или иной деятельности, а уже следствие этого – появление индивидуального стиля деятельности, что не способно ухудшать ее эффективность.
Типологические особенности, проявляющиеся в свойствах нервной системы, оказывают влияние на различные стороны личности спортсмена: на волевые качества, эмоциональную сферу, стрессоустойчивость к неблагоприятным состояниям. Все эти стороны играют огромную роль в спортивной деятельности. Находясь в различных стрессовых ситуациях, спортсменам необходимо постоянно совершенствовать свойства личности, добиваясь оптимального внутреннего состояния. Данное состояние будет выражаться в сбалансированности между возбудимостью и инертностью нервной системы. Особая роль в профилактике и преодолении стрессовых состояний отводится овладению навыками и приемами, которые способствуют формированию стрессовой устойчивости. Спортсмены, имеющие в арсенале необходимые приемы, способствующие повышению их силы, подвижности и баланса, приобретают дополнительную возможность приобрести необходимую уверенность на соревнованиях. Спортивная деятельность многими специалистами в этой области рассматривается как эффективное средство, оказывающее непосредственное воздействие на личностные характеристики спортсмена.
Достижение результата в спортивной деятельности зависит от возникновения уверенности в определенных ситуациях, что выражается в уровне тревожности. Существуют две качественно различные разновидности уровня тревоги: личностная и ситуативная.
Личностная тревожность, выражается в стабильной склонности человека реагировать на различные социальные ситуации повышением тревоги и беспокойства. Ситуативная тревожность говорит о состоянии тревоги только в тех ситуациях, которые имеют отношение к определенным стрессовым факторам, тревога не возникает в отличных от этих условий ситуациях. Данное поведенческое состояние может проявляться в эмоциональной реакции человека на специфические раздражители. Каждый человек обладает определенным уровнем тревожности, что является его личностной характеристикой. У спортсмена существует свой оптимальный, или желательный, уровень тревожности – так называемая полезная тревожность.
В психологии и психофизиологии людей делят на две группы – люди с высокой и люди с низкой тревожностью. Автор многих работ по изучению поведения людей в деятельности, Е.И. Рогова выявила, что люди с высокой тревожностью, направленные на достижение успеха, имеют следующие особенности:
Сообщения о неудачах у них вызывают более острые и эмоциональные переживания, чем у людей с низкой тревожностью. Данная категория людей хуже, чем люди с противоположными характеристиками, преодолевают стрессовые ситуации и недостаток времени, отведенный на решение конкретной задачи.
Основной чертой высокотревожных людей является боязнь неудачи. Эта боязнь у них доминирует над стремление к достижению успеха. Для большей стимуляции высокотревожных людей необходимо постоянно подбадривать и сообщать об успехе, сообщения о неудаче стараться говорить очень осторожно или по возможности скрыть. Низкотревожных людей, напротив, больше стимулирует сообщение о неудаче.
Спортсмены, имеющие высокую тревожность и высокую потребность в достижении спортивного результата, не способны справиться с волнением, тем самым снижается их устойчивость к стрессу, что приводит к ухудшению результатов на соревновании. Представители противоположного уровня тревожности имеют такую же тенденцию спортивных результатов вследствие их низкой мотивации. Соревновательная деятельность требует от спортсменов собранности и способности быстро принимать решения в изменившихся ситуациях, однако страх и боязнь спортсмена могут сильно снизить эффективность его действий. Уровень тревожности может меняться в ходе соревнований, поэтому главной задачей для спортсмена будет являться умение сохранять оптимальное эмоциональное состояние.
Американский психолог Брайн Дж. Кретти, изучавший состояния спортсменов, выделяет условия которые могут вызвать чрезмерную тревожность, мешающие успешному выступлению. Классификация страхов и опасений спортсменов делится на несколько категорий:
1. Личные опасения о результате выступления.
2. Социальные последствия результата выступления.
3. Боязнь получить травму, мысли о необходимости бросить спорт из-за возраста и аналогичные страхи, связанные с физиологическим состояниям организма спортсмена.
4. Страхи по поводу последствий своей собственной агрессии или агрессии со стороны других.
Полученные разными авторами доказательства, что индивидуально-типологические особенности нервной системы спортсменов определяют уровень достижения спортивных результатов, подчеркивают необходимость создания или изменения условий тренировки, которые будут способствовать более продуктивному характеру спортивных занятий.
Среди специалистов в области психологии, физиологии и спорта существует две точки зрения влияния свойств темперамента на спортивную деятельность. Одни считают, что спортсмены, обладающие силой протекания нервных процессов, имеют превосходство над представителями слабой нервной системы за счет определенных типологических свойств, а в частности: уравновешенности и подвижности нервных процессов [4, с. 72].
Другие авторы, опираясь на накопленный в психофизиологии опыт компенсации отдельных свойств, утверждают, что спортсмены слабого типа нервной системы могут добиваться значительных успехов за счет высокой чувствительности к требованиям двигательной деятельности и найти необходимые приспособления к ней. Это в какой-то степени может компенсировать недостаточно высокую работоспособность и другие качества, присущие им в меньшей степени, чем лицам с сильной нервной системой.
Данные факты приспособления свойств нервной системы к выполняемой деятельности позволяют утверждать, что спортсмены с различными типологическими особенностями способны показать достаточно высокий уровень спортивных результатов.
Все это обуславливает необходимость изучения индивидуально-типологических особенностей, способствующих более грамотному построению тренировочного процесса при подготовке спортсменов, что позволит определить индивидуальный подход выполнения физической нагрузки, в соответствии с особенностями занимающихся. Типологические особенности свойств нервной системы и темперамента являются необходимым и определяющим фактором индивидуальности занимающихся [3, с. 89].
Для определения индивидуально-типологических особенностей нервной системы спортсменов был выбран следующий методический инструментарий:
– «теппинг-тест» (методика определения свойств нервной системы по психомоторным показателям Е.П. Ильина);
– методика Спилберга – Ханина (определение уровня личностной и ситуативной тревожности);
– тест Айзенка (определение типа темперамента).
Данное исследование проводилось на базе ЮКИОР г. Ханты-Мансийска. В нем принимали участие 28 спортсменов, из них 14 респондентов занимаются спортивным плаванием, из которых 3 имеют разряд КМС, 10 спортсменов имеют звание МС и один МСМК, 14 человек занимаются водным поло, имеют спортивный разряд КМС – 7 человек, звание МС – 7 человек. Все спортсмены в возрасте от 16 до 24 лет.
В соответствии с целью исследования на начальном этапе педагогического эксперимента было проведено психодиагностическое тестирование испытуемых спортсменов-пловцов. Результаты психодиагностического тестирования представлены в табл. 1, 2.
Результаты психодиагностического тестирования пловцов высокой квалификации