тренировка обоих полушарий мозга одновременно
Как развивать мозг ребенка? Советы психолога (+упражнения)
Вспомним о сферах специализации левого и правого полушарий головного мозга.
ЛЕВОЕ ПОЛУШАРИЕ
Основной сферой специализации левого полушария является логическое мышление, и до недавнего времени врачи считали это полушарие доминирующим. Однако фактически оно доминирует только при выполнении следующих функций.
Левое полушарие мозга отвечает за языковые способности. Оно контролирует речь, способности к чтению и письму, запоминает факты, имена, даты и их написание.
Аналитическое мышление:
Левое полушарие отвечает за логику и анализ. Именно оно анализирует все факты. Числа и математические символы также распознаются левым полушарием.
Буквальное понимание слов:
Левое полушарие способно понимать только буквальный смысл слов.
Последовательная обработка информации:
Информация обрабатывается левым полушарием последовательно по этапам.
Математические способности: Числа и символы также распознаются левым полушарием. Логический аналитический подходы, которые необходимы для решения математических, проблем, тоже являются продуктом работы левого полушария.
Контроль за движениями правой половины тела. Когда вы поднимаете правую руку, это означает, что команда ее поднять поступила из левого полушария.
ПРАВОЕ ПОЛУШАРИЕ
Основной сферой специализации правого полушария является интуиция. Как правило, его не считают доминирующим. Оно отвечает за выполнение следующих функций.
Обработка невербальной информации:
Правое полушарие специализируется на обработке информации, которая выражается не в словах, а в символах и образах.
Музыкальность: Музыкальные способности, а также способность воспринимать музыку зависят от правого полушария, хотя, впрочем, за музыкальное образование отвечает левое полушарие.
Метафоры: С помощью правого полушария мы понимаем метафоры и результаты работы чужого воображения. Благодаря ему мы можем понимать не только буквальный смысл того, что слышим или читаем. К примеру, если кто-то скажет: «Он висит у меня на хвосте», то как раз правое полушарие поймет, что именно хотел сказать этот человек.
Воображение: Правое полушарие дает нам возможность мечтать и фантазировать. С помощью правого полушария мы можем сочинять различные истории. Кстати говоря, вопрос «А что, если…» также задает правое полушарие.
Художественные способности: Правое полушарие отвечает за способности к изобразительному искусству.
Эмоции: Хотя эмоции и не являются продуктом функционирования правого полушария, оно связано с ними более тесно, чем левое.
Мистика: За мистику и религиозность отвечает правое полушарие.
Мечты: Правое полушарие отвечает также и за мечты.
УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ГОЛОВНОГО МОЗГА ДЛЯ ВЗРОСЛЫХ И ДЕТЕЙ
УПРАЖНЕНИЕ 1: Сядьте за стол и положите перед собой лист бумаги. Возьмите в обе руки по карандашу, и начинаете рисовать симметрично-зеркальные рисунки. Пусть они будут сначала простыми, например, буквы или цифры. Если обеими руками сложно это делать, придется сначала выполнять упражнение с каждой рукой по отдельности
УПРАЖНЕНИЕ 2: Возьмите лист бумаги обеими руками и помашите им, задействуя не только кисти, но и локти, и плечи.
УПРАЖНЕНИЕ 3: Левую руку положите на правое плечо, поверните голову в эту сторону, сосредоточив взгляд на каком-либо предмете. Медленно поверните голову в сторону левого плеча, и взгляните через него. Повторите упражнение, переложив правую руку на левое плечо.
УПРАЖНЕНИЕ 4: Поставьте руки на спинку стула — это опора. Отставьте одну ногу назад. Корпус пододвиньте вперед, сгибая другую ногу. Перенесите на нее вес тела. Чуть приподнимите пятку сзади стоящей ноги. Теперь плавно переместите весь вес на ногу, которая находится сзади. Ее пятку опустите, а носок другой ноги приподнимите. Повторите 5 раз, затем смените ноги.
АССИМЕТРИЧНАЯ ГИМНАСТИКА ДЛЯ МОЗГА
Ассиметричная гимнастика запускает оба полушария мозга, т.е синхронизирует оба полушария. В 1981 году американский нейропсихолог Роджер Сперри получил Нобелевскую премию за «открытия, касающиеся функциональной специализации полушарий головного мозга». На основании его исследований сделан вывод, что синхронизируя оба полушария мозга, мы повышаем качество любого обучения во много раз. Поэтому, овладевая любым новым навыком, нужно запустить мозг в работу по максимуму.
Упражнение 1. Кулак-ладонь. Одну руку сжимаем в кулак, а другую выпрямляем в ладошку. И начинаем последовательно менять их: кулак- ладонь. Сначала делаем упражнение медленно, а когда оно начинает получатся — ускоряем темп.
Упражнение 2. Ухо-нос. Одну руку ставим на нос, а вторую перекрещивая руки, подносим к уху. Хлопок и меняем их местами.
Упражнение 3. Капитанское. Одна рука приложена козырьком к бровям, а вторая рука показывает знак «Класс». Меняем руки местами. Через несколько занятий, это упражнение можно усложнить, добавив хлопок между сменой рук.
Упражнение 4. Одну ладошку выставляем вперед, а второй рукой показываем знак «Класс». Меняем руки. Через несколько занятий, это упражнение можно усложнить, добавив хлопок между сменой положения рук.
Упражнение 5. Победитель. Одна рука показывает знак «V» а вторая «Ок». Меняем руки.
Упражнение 6. На одной руке соединяем 2 пальца- указательный и средний, а указательный палец второй руки будет накрывать два этих соединенных пальца. Меняем руки.
Упражнение 7. Мизинец одной руки накрывается тремя соединенными пальцами другой руки (указательным, средним и безымянным). Меняем руки.
Упражнение 8. Рожки и ножки. Одна рука показывает ножки, а вторая рожки (большой палец, указательный и мизинец). Меняем руки.
Упражнение 10. На одной руке большой палец последовательно соединяется со всеми остальными пальцами, начиная с указательного пальца. То же самой делает другая рука, но начинает с мизинца. Задача — делать упражнение одновременно двумя руками.
Упражнения для развития межполушарных связей
Что делать, если ребенок невнимательный? Как ему помочь учиться лучше? Как взрослому развить память и воображение?
Человеческий мозг устроен таким образом, что каждое полушарие имеет свою специализацию. В частности, левое полушарие отвечает за логическое и аналитическое мышление, способности к языкам и математике, восприятие устной и письменной речи, запоминание фактов, контроль правой половины тела. Правое полушарие обрабатывает невербальную информацию, отвечает за пространственную ориентацию, музыкальные способности, воображение, творческую деятельность, параллельную обработку информации и контроль левой половины тела. Интеллект человека основан, прежде всего, на согласованной работе обоих полушарий.
Правильно ли вы готовите ребенка к школе?
Если родители понимают фразу «после трёх уже поздно» слишком буквально и записывают ребенка младше 5,5 лет на все «развивашки» подряд:
то в результате левое полушарие развивается слишком быстро, в ущерб правому, а нейронные связи между ними слабы и малочисленны. Что происходит с таким ребенком в школе? Будучи, на первый взгляд, более чем готовым к обучению, он с трудом сосредотачивается на уроке, пишет с ошибками, плохо воспринимает учебный материал.
Развитие интеллекта человека напрямую зависит от того, насколько тесно связаны левое и правое полушария головного мозга. Наибольшее количество нервных связей между ними образуется при регулярном совершении перекрестных движений, то есть левой и правой сторонами тела. Недаром нейропсихологи рекомендуют начинать подготовку к школе не с алфавита и прописей, а с обучения:
Психолого-педагогические исследования подтверждают: чем больше двигается ребенок и чем лучше он координирует свои движения, тем в большей степени развиты у него высшие психические функции.
Упражнения для формирования межполушарных связей
Что делать, если время упущено, ребенок уже учится в школе и его успехи оставляют желать лучшего? Детские нейропсихологии советуют регулярно выполнять комплексы кинезиологических (двигательных) упражнений, направленных на усиленное формирование и укрепление нейронных связей между полушариями. Они помогают:
Вот некоторые упражнения, которые обязательно понравятся и малышам, и взрослым.
1. Рисование двумя руками
Выполнение упражнения лучше начать с обведения контуров простых симметричных рисунков. Желательно, чтобы изображение разделяла ось симметрии. Рисовать можно как красками, так и фломастерами, мягкими карандашами. Закрепите лист на столе или мольберте. В каждую руку возьмите по карандашу и поставьте их в верхнюю точку, затем начинайте вести их вниз по контуру рисунка. Следите, чтобы ведущая рука не обгоняла подчиненную. Суть упражнения именно в одновременности всех действий. Малыши могут рисовать пальчиками и ладошками.
2. Лепка и оригами
В складывании фигурок из бумаги и придании соленому тесту или пластилину определенной формы участвуют обе руки и глаза. Это упражнение положительно сказывается на зрительно-моторной координации, логическом мышлении и воображении.
3. Поиграйте в цвета
Запишите на листе бумаги названия разных цветов палитры ручками с цветной пастой, фломастерами или карандашами, которые не соответствуют им по цвету, например, для слова «красный» используйте синий карандаш, а для слова «черный» – желтый. Теперь с опорой на лист произнесите только названия цветов, которыми записаны слова. Старайтесь делать это как можно быстрее. Сначала цепочки должны быть короткими: три-четыре слова, затем количество названий можно увеличить.
4. «Танец»
Левой рукой, сжатой в кулак, с развернутым большим пальцем в сторону, дотроньтесь до правого мизинца. Поменяйте руки. Старайтесь делать движения быстро и точно.
5. Примерьте чужую шкуру
Иногда выполняйте привычные действия не ведущей, а подчиненной рукой. Например, если вы правша, попробуйте левой рукой размешивать чай, поворачивать ключи в замке, набирать текст эсэмэски.
6. «Ладонь, кулак, ребро»
Это вариант известной игры «камень, ножницы, бумага». Упражнение выполняется сидя за столом. При слове «ладонь» нужно положить ладонь плашмя на стол, при команде «ребро – кладем ладонь вертикально, при слове «кулак» нужно поставить сжатый кулак. Действуйте сначала левой рукой, потом правой, затем двумя сразу. Постепенно усложняйте задачу, увеличивая быстроту движений.
7. «Колечко»
По очереди соединяйте мизинец, безымянный, средний и указательный пальцы с большим пальцем в колечко. Выполняйте упражнение то в одном порядке, то в другом. Сначала участвует только одна рука, правая или левая, потом обе руки одновременно.
8. «Замок»
Скрестите руки и сцепите их в замок. Теперь попробуйте подвигать каждым пальцем в отдельности. Задействовать соседние пальцы нельзя.
9. Массаж ушей
Попробуйте расправить и потянуть край каждого уха в сторону и вниз. Повторите несколько раз.
Выполнять упражнения для укрепления межполушарных связей необходимо регулярно, по 10-20 минут в день, только в этом случае они дадут положительный результат. Рекомендуемая длительность курса от 45 до 60 дней. Занятия должны вестись по определенной схеме, ее разрабатывает нейропсихолог на основании проведенного обследования.
Дата публикации: 17.12.2018. Последнее изменение: 13.01.2020.
Способы синхронизировать полушария мозга
Поместив рядом человеческий мозг и половину целого ядра грецкого ореха, можно заметить определенное сходство. Две половины ореха похожи на мозг. Оба полушария связаны сложной нейронной сетью, мозолевым телом, обеспечивающим их взаимную связь, способность действовать синхронно.
Полушария головного мозга, как любой парный орган в организме человека, не являются ни полностью идентичными, ни симметричными. Собственно, речь идет не о 2-х половинах большого мозга, как это представляется многим, а о 2-х половинах т.н. конечного мозга, самой «молодой» его части. Поверхность полушария образована мозговой корой, имеющей типичный сероватый цвет. Она состоит из извилин, разделенных бороздками. Благодаря этому увеличивается также функциональная поверхность мозговой коры.
Определение специализации полушарий
Уже в XIX веке ученые обнаружили, что черепно-мозговая травма в некоторых местах левого полушария связана с нарушением речевой способности. Значительный вклад в теорию функциональной специализации полушарий в 1960-х годах внес нейробиолог Роджер У. Сперри, получивший Нобелевскую премию.
Сперри работал с эпилептическими пациентами. Чтобы предотвратить распространение эпилептических приступов из одного полушария в другое, он пересек мозолистое тело пациента. Эпилептические приступы исчезли, человек смог вернуться к нормальной жизни. В то же время, однако, после такой процедуры наблюдалось «особое поведение». Благодаря этому Сперри достиг теории синхронизации работы полушарий головного мозга. Следует отметить, что эта процедура в некоторых случаях проводится до сегодняшнего дня, но с помощью современных технологий, и удаляется лишь небольшая часть мозолистого тела.
За что отвечает каждое полушарие?
Левое полушарие в основном связано с такими функциями, как аналитическое мышление, математические способности, речевые навыки, научное мышление, письмо, подсчет, двигательные реакции, понятие времени и т.д. Правое отвечает за целостное мышление, интуицию, слух, творчество, музыку и искусство, дневной сон.
Более поздние исследования показали, что мозг не столь дихотомический, как первоначально предполагалось. Оба полушария способны синхронизироваться, хотя иногда из-за пластичности нейронов одна часть при необходимости (при повреждении) может брать на себя функцию другой. Например, математические способности усиливаются, когда оба полушария совершают совместную работу, функционируют одновременно (благодаря соединению функций через мозолистое тело).
К примеру, левое полушарие специализируется на захвате звуков, составляющих слова, работает над составом слов, но не имеет монополии на обработку языка. Правое полушарие более чувствительно к эмоциональным аспектам речи, переводит ритм речи, который носит интонацию и акцент. Если два полушария мозга работают одновременно, то человек может охватывать намного больше информации. Такие «сверхспособности» можно развивать с помощью специальных техник.
Что обеспечит сотрудничество полушарий мозга?
Если полушария работают не должным образом, не дополняют функции друг о друга, мозг потребляет гораздо больше энергии (которую иначе потребляло бы тело), следовательно, быстрее появляется усталость в процессе обучения, человек не может концентрировать внимание. Согласно современным знаниям, дислексия вызывается неправильной связью между левым и правым полушарием, между передней и задней частью мозга. Левое полушарие связано с правой частью тела (контролирует ее) и наоборот. Синхронизация двух полушарий мозга обеспечивает его оптимальное использование. Этой способностью хорошо владеют, например, жонглеры, пианисты, йоги.
При подключении правого и левого полушарий в равной мере, человеческий взгляд на мир, получение и использование информации было бы гармоничным, максимально эффективным.
Существует множество различных упражнений и даже онлайн-приложений для синхронизации мозговых полушарий. Также важна регулярная медитация, тренировка внимательности, которая тесно связана с перегруппировкой мозга на частоту α-волн.
Медитация
Медитативные техники усиливают способность контролировать мысли, эмоции; кроме того, человек получает все преимущества α-волн. Основной принцип состоит в сосредоточении на конкретном предмете (дыхании, представлении цветов). На другие мысли, появляющиеся во время медитации, важно не обращать внимания. Предмет медитации служит якорем, к которому человек возвращается при потере внимания. Через определенный промежуток времени усиленные умственные, духовные способности перенесутся в обычную бодрствующую жизнь.
Умственная тренировка
Медитация с визуализацией – это эффективное упражнение для работы двух полушарий мозга, потому что расслабленное состояние поддерживает визуальное и интуитивное мышление. То, что вы можете себе представить, способно реализоваться. Все, что вы видите в материальном мире, сначала возникает в воображении.
То же самое относится к различным жизненным ситуациям. Если вы можете себе представить, как ситуация может решиться, вы способны переместить ее в этом направлении. При этих медитациях вы не пытаетесь подавить свои мысли и образы, но, напротив, смотрите на них, общаетесь с самим собой, представляете некоторые конкретные ситуации, действия.
К представлениям попытайтесь привлечь как можно больше чувств (зрение, слух, вкус, обоняние, прикосновение), эмоций. Если хотите найти решение ситуации, подумайте об этом в расслабленном состоянии. Вы можете придумать оригинальное решение, которое обычно не пришло бы в голову. Может случиться так, что в этот момент вы не придумаете ничего конкретного, но дадите мозгу задание, и решение возникнет позже.
При представлении в мозгу вовлекаются области, подключаемые при переживании ситуации в реальном времени. Медитацию, связанную с визуализацией, часто используют спортсмены в рамках тренинга по умственному обучению и перед соревнованием. Хороший конкретный пример – теннисист Новак Джокович, применяющий и описывающий эти методы в книге «Serve to Win».
Mindfulness (майндфулнесс)
Техника mindfulness (внимательность, осознанность) очень полезна, она быстро расслабляет тело, успокаивает ум. Техника основана на принципе классической медитации, простых упражнениях йоги, настоящем моменте и информации из современной психологии (работа с эмоциями, стрессом). Предметом медитации здесь являются, помимо дыхания, ощущения в отдельных частях тела. Это превосходный способ снижения стресса, стимулирующий ясное творческое мышление. Эффект на развитие мозговой деятельности подтверждается рядом исследований.
Дэвид Геллес (журналист и лектор по майндфулнесс) в своей книге «Mindfull work: How Meditation is Changing Business from the Inside Out» описывает положительное воздействие медитации и тренировки осознанности в таких крупных компаниях, как Ford, Google, General Mills и др. В программах майндфулнесс участвует, как высшее руководство, так и заинтересованные рядовые сотрудники. Первое преимущество тренинга – общая удовлетворенность сотрудников, более эффективное и менее эмоциональное принятие решений, снижение стресса, повышение творчества, производительности работы. За такие эффекты, согласно специалистам, отвечает именно синхронизация полушарий мозга.
Тренировки для синхронизации мозговых полушарий
Гимнастика, способствующая синхронизации (объединению функций) полушарий мозга, улучшает координацию движений, повышает концентрацию внимания, интеллект, способность к обучению. Ее польза также состоит в устранении беспокойства и агрессии.
Перекрестные движения
Локоть левой руки касается колена правой ноги, локоть правой руки – колена левой ноги (учитывайте тот факт, что сначала может не получиться). Повторите 20 раз. Хорошо делать это упражнение ежедневно. С перекрестными движениями может справиться даже ребенок, но целесообразно комбинировать их с однонаправленными движениями (правая рука – правая нога, левая рука – левая нога, повтор – 10 раз). Заканчивать занятие следует всегда перекрестным движением.
Соединенные пальцы
Поместите пальцы обеих рук друг к другу верхними суставами и в течение минуты представляйте букву X (большой палец левой руки с большим пальцем правой руки, указательный палец правой руки с указательным пальцем левой руки и т.д.). Левая рука представляет правое полушарие, правая – левое. Использование метода X заставляет полушария сотрудничать.
Хлопанье в ладони
Занятие подходит для детей и взрослых. В парах или каждый сам (например, напротив стены) следует хлопать в ладони перекрестно и параллельно. Заканчивается упражнение всегда перекрестным хлопаньем.
Лежачая восьмерка
Карандашом или фломастером нарисуйте максимально большую восьмерку на бумаге A3 или A4. Чем большую восьмерку нарисуете, тем лучше; в ходе работы используйте следующий путь:
Во время тренировки не наклоняйте голову, совершайте глазами вращения, повторяющие движения рук. Упражнение помогает улучшить координацию рук, глаз, синхронизировать оба полушария мозга.
Игривое рисование (двойной рисунок)
В каждой руке держите по карандашу или фломастеру (фломастер лучше скользит по бумаге), обеими руками одновременно рисуйте фигуры, лица, символы – любые рисунки (дом, солнце, дерево).
Слон (восьмерки ушами)
Слегка расставьте ноги, согните их, вытяните одну руку в сторону, наклоните к ней голову (ухо прикасается к плечу этой руки). Глазами следите за протянутыми пальцами вытянутой руки. Пишите в воздухе максимально большие лежачие восьмерки. Начинайте от центра, продолжайте вправо или влево вверх. Поменяйте руки, повторите 10 раз в каждую сторону. Альтернатива: вместо восьмерки пишите буквы (слова).
Кобра
Лягте на живот, согнутые руки лежат ладонями на полу под плечами, ноги вытянутые. При выдохе поднимите голову, упритесь в вытянутые руки (положение кобры). Дышите свободно. Через 5-10 секунд медленно вернитесь в начальную позицию. Положите лоб на пол, некоторое время отдохните. Повторите 4 раза.
Поместите правую (левую) руку на левое (правое) плечо над лопаткой, вдохните. При выдохе поверните голову влево (вправо), оглянитесь назад через плечо, поверните голову назад. При следующем выдохе поворачивайте голову на другую сторону плеча, с вдохом вернитесь в начальную позицию. Затем голову наклоните к груди, оказывая нагрузку на мышцы шеи. Повторите 4 раза.
«Колпак мышления»
Это упражнение для синхронизации полушарий мозга можно выполнять 2-мя способами.
Жонглирование 3-мя шарами
При жонглировании посмотрите мимо шаров, не концентрируйте на них внимание, иначе не поймаете. При этом упражнении работают два полушария мозга, преодолевается хватательный рефлекс, тем самым, освобождается ум. Тренировка устраняет блокировки тела.
Параллелизм
Возьмите лист бумаги, в каждую руку карандаш. Обеими руками одновременно рисуйте зеркальные фигуры – цифры, буквы, фигуры… Если поначалу трудно, помогайте себе инструкциями вслух – рисую вниз, рисую вправо…
Барабаньте обеими руками, каждой рукой создавая разный ритм.
Поглаживание живота, постукивание на темени
Правой рукой поглаживайте живот по часовой стрелке, левой рукой постукивайте по верхней части головы (при легких постукиваниях усиливается мышление, активируется синхронизация мозга). Поменяйте руки, повторите.
Описывание кругов
Поднятой правой ногой описывайте круги по часовой стрелке. Левой рукой описывайте круги против часовой стрелки. Оба движения делайте одновременно.
Тренировки для детей
Следующие упражнения выполняются группой детей; занятия подходят для детского садика.
Ноги – руки
Цель: поддержка развития синхронизации мозговых полушарий, моторических навыков, ритмических чувств.
Дети стоят в кругу. Инструкция: какая нога начинает упражнение, туда посылается сигнал. Воспитатель передает сигнал: топает левой ногой, затем правой. Сигнал следует по кругу влево, каждый ребенок начинает с левой ноги, затем топает правой.
Танец
Цель: поддержка развития синхронизации мозговых полушарий.
Дети стоят в кругу. Делают 4 шага вперед. На первом шаге хлопают в ладони. Точно так же при возвращении в начальную позицию – 4 шага назад, на 1-м шаге – хлопок в ладони.
Зевание
Обычное зевание способно давать мозгу больше, чем кажется. Оно поддерживает баланс многих энергетических систем в теле, расслабляет область черепа, дыхание, улучшает восприятие.
Заключение
Благодаря синхронизации левого и правого полушария, обучение становится более простым, эффективным, быстрым, человек может воспринимать и запоминать больше информации, а главное – все это делать без стресса. Уже через неделю тренировок происходит перелом стереотипа, что обучение сложное. Вместо этого вы сможете удивиться осознанию того, что оно легкое, податливое.