тренировка по плану ликвидации аварий
Тренировка по плану ликвидации аварий
от 14 февраля 2013 года N 59
____________________________________________________________________
Отменен с 1 января 2021 года на основании
постановления Правительства Российской Федерации
от 6 августа 2020 года N 1192
____________________________________________________________________
В соответствии с пунктом 5.2.2.16_1 Положения о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 года N 401 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 32, ст.3348; 2006, N 5, ст.544; N 23, ст.2527; N 52, ст.5587; 2008, N 22, ст.2581; N 46, ст.5337; 2009, N 6, ст.738; N 33, ст.4081; N 49, ст.5976; 2010, N 9, ст.960; N 26, ст.3350; N 38, ст.4835; 2011, N 6, ст.888; N 14, ст.1935; N 41, ст.5750; N 50, ст.7385; 2012, N 29, ст.4123; N 42, ст.5726),
Зарегистрировано
в Министерстве юстиции
Российской Федерации
8 апреля 2013 года,
регистрационный N 28028
Приложение
Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности «Инструкция по проведению учебных тревог и учений по плану ликвидации аварий»
I. Общие положения
4. При проведении учебных тревог и учений по ПЛА используются оперативная и графическая части ПЛА и приложения к ПЛА.
II. Учебные тревоги
5. При проведении учебных тревог проверяется готовность организации к действиям по спасению людей, локализации и ликвидации последствий аварии.
Проверка ПЛА на соответствие фактическому состоянию готовности организаций к действиям по спасению людей, локализации и ликвидации последствий аварии осуществляется работниками подразделений ВГСЧ, обслуживающих организацию.
Контроль и надзор за соблюдением в организации требований промышленной безопасности по готовности к действиям по спасению людей, локализации и ликвидации последствий аварии осуществляются работниками территориальных органов Ростехнадзора, обладающими полномочиями исполнять государственную функцию по контролю и надзору в области промышленной безопасности.
6. При проведении учебных тревог проверяются:
возможность осуществления в организации мероприятий по спасению людей, локализации аварии и ликвидации ее последствий;
знание работниками организации своих действий при авариях и инцидентах;
состояние систем связи, оповещения и определения местоположения людей, застигнутых аварией.
7. Учебная тревога в организации проводится не реже одного раза в год.
8. Учебная тревога в организации проводится по графику, утвержденному техническим руководителем (главным инженером) организации и согласованному с командиром подразделения ВГСЧ, обслуживающего организацию.
График проведения учебных тревог составляется на календарный год и не менее чем за 15 дней до начала календарного года направляется в территориальный орган Ростехнадзора и в подразделение ВГСЧ, обслуживающее организацию.
Технический руководитель (главный инженер) организации переносит сроки проведения учебных тревог, может вносить изменения и дополнения в утвержденный график проведения учебных тревог. Измененный график проведения учебных тревог согласовывается с командиром подразделения ВГСЧ, обслуживающего организацию, и направляется в территориальный орган Ростехнадзора.
9. При проведении учебных тревог организуется прибытие в организацию подразделения ВГСЧ, обслуживающего организацию, в соответствии с мероприятиями и в порядке, предусмотренном ПЛА.
Проведение учебных тревог не должно вызывать нарушений технологического процесса ведения горных работ и готовность подразделений ВГСЧ к ликвидации аварии.
10. Учебная тревога проводится по плану проведения учебной тревоги, утвержденному техническим руководителем (главным инженером) организации. План проведения учебной тревоги согласовывается с командиром подразделения ВГСЧ, обслуживающего организацию, и направляется в территориальный орган Ростехнадзора.
В плане проведения учебной тревоги указываются:
дата и время проведения учебной тревоги;
вид аварии и место ее возникновения;
порядок проведения учебной тревоги.
11. Местонахождение членов комиссии в горных выработках, в помещении горного диспетчера, в зданиях и сооружениях организации определяется планом проведения учебной тревоги.
12. Член комиссии, находящийся в месте, в котором по плану проведения учебной тревоги происходит авария, сообщает об аварии горному диспетчеру через работника организации или с использованием технических средств оповещения.
В сообщении содержится информация о месте и виде аварии.
13. Член комиссии, находящийся в помещении горного диспетчера (в помещении ответственного руководителя работ по ликвидации аварии), контролирует действия горного диспетчера (ответственного руководителя работ по ликвидации аварии), а также действия руководителей и специалистов организации, прибывающих согласно ПЛА в распоряжение ответственного руководителя работ по ликвидации аварии.
14. Члены комиссии контролируют правильность и своевременность действий руководителей и специалистов организации и устанавливают:
наличие и состояние средств, используемых при выполнении мероприятий по ликвидации аварии, предусмотренных ПЛА, правильность их размещения и применения работниками организации;
состояние пунктов спасения персонала при аварии;
состояние средств коллективной защиты;
состояние запасных выходов из аварийного участка.
15. При проведении учебной тревоги проверяются:
порядок и время оповещения людей, застигнутых аварией;
порядок оповещения руководителей и специалистов организации в соответствии с ПЛА;
действия горного диспетчера (ответственного руководителя по ликвидации аварии);
время вызова и время прибытия подразделений ВГСЧ в организацию и к месту аварии;
время вызова и время прибытия руководителей и специалистов организации;
порядок выполнения мероприятий по ликвидации аварии, предусмотренных ПЛА;
время, затраченное на выход (вывод) людей из аварийного и угрожаемых участков в выработки со свежей струей воздуха, и время выхода (вывода) людей из подземных выработок на поверхность;
знания руководителями и специалистами организации своих действий, предусмотренных ПЛА;
возможность организовать подачу воды к месту тушения пожара с расчетными параметрами;
записи телефонных разговоров горного диспетчера (ответственного руководителя работ по ликвидации аварии);
знание рабочими и специалистами организации маршрутов следования по запасным выходам.
16. Комиссия при проведении учебной тревоги устанавливает:
подготовленность организации к выполнению предусмотренных ПЛА мероприятий по спасению людей и ликвидации возможных аварий и их последствий;
наличие и состояние средств связи и оповещения об аварии;
наличие резерва финансовых средств и материальных ресурсов для локализации и ликвидации аварии;
наличие в горных выработках указателей направлений движения людей, застигнутых аварией, к стволам и другим выработкам, являющимся запасными выходами на поверхность.
III. Учения по плану ликвидации аварий
17. Технический руководитель (главный инженер) организации до ввода в действие вновь утвержденного ПЛА проводит по нему учения с руководителями и специалистами организации.
Учения по ПЛА организуются без спуска специалистов в горные выработки и без вызова подразделений ВГСЧ, обслуживающих организацию.
18. К учениям по ПЛА привлекаются руководители и специалисты организации. Порядок привлечения руководителей и специалистов организации к учениям по ПЛА определяется техническим руководителем (главным инженером) организации.
19. При проведении учений по ПЛА технический руководитель (главный инженер) организации назначает ответственного руководителя работ по ликвидации аварий (горного диспетчера или другого специалиста организации) и указывает место и вид учебной аварии.
20. Ответственным руководителем работ по ликвидации аварии определяется позиция ПЛА, в которой произошла авария, и выдаются задания специалистам организации в соответствии с мероприятиями, предусмотренными данной позицией ПЛА.
21. Специалисты предприятия, получившие задания, информируют ответственного руководителя работ по ликвидации аварий о ходе выполнения заданий.
22. Техническим руководителем (главным инженером) организации организуется ведение журнала проведения учебной тревоги, в котором фиксируются действия специалистов, занятых в учениях по ПЛА, и время выполнения ими полученных заданий.
23. При проведении учений по ПЛА рассматриваются технические и организационные нарушения в обеспечении нормальной жизнедеятельности организации, которые осложняют выполнение работ по ликвидации аварии:
остановка вентиляторов главного проветривания, неисправность реверсивных и переключающих устройств;
прекращение поступления воды на аварийный участок;
остановка насосных установок и вентиляторов местного проветривания;
отсутствие электрической энергии в горных выработках, предназначенных для вывода людей с аварийного участка;
невозможность доставки на аварийный участок противопожарного поезда и другой техники для ликвидации аварии, предусмотренной мероприятиями ПЛА;
задержка времени прибытия к месту аварии подразделений ВГСЧ;
отсутствие электрической энергии в горных выработках и невозможность использования горного оборудования, работа которого была предусмотрена мероприятиями ПЛА;
прекращение работы коммуникаций в горных выработках, оказывающих влияние на обеспечение жизнедеятельности организации;
активизация действующих эндогенных пожаров и нарушение проветривания горных выработок;
Тренировка по плану ликвидации аварий
Рекомендации по разработке планов локализации и ликвидации аварий на взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектах
I. Общие положения
1.2. Настоящий документ содержит рекомендации по разработке плана локализации и ликвидации аварий, его составу, содержанию, форме, процедуре утверждения и пересмотра, а также проведению мероприятий по его выполнению, и предназначены для использования организациями, эксплуатирующими взрывопожароопасные и химически опасные производственные объекты, на которых возможны аварии, сопровождающиеся выбросами взрывопожароопасных и химически опасных веществ, взрывами в аппаратуре, производственных помещениях и наружных установках, которые могут привести к разрушению зданий, сооружений, технологического оборудования, поражению людей, негативному воздействию на окружающую среду, и не являются нормативным правовым актом.
Рекомендации не распространяются на организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты хранения, переработки и использования растительного сырья.
1.3. Для выполнения требования федеральных норм и правил в области промышленной безопасности организации, эксплуатирующие взрывопожароопасные и химически опасные производственные объекты, могут использовать иные способы и методы, чем те, которые указаны в настоящих Рекомендациях.
1.4. В настоящих Рекомендациях применяются сокращения, а также термины и определения, приведенные в приложениях NN 1, 2 к настоящим Рекомендациям.
1.5. ПЛА разрабатывается с целью:
планирования действий персонала ОПО и специализированных служб на различных уровнях развития ситуаций;
определения готовности организации к локализации и ликвидации аварий на ОПО;
выявления достаточности принятых мер по предупреждению аварий на объекте;
разработки мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на ОПО.
1.6. ПЛА основывается:
на прогнозировании сценариев возникновения и развития аварий;
на постадийном анализе сценариев развития аварий;
на оценке достаточности принятых (для действующих ОПО) или планируемых (для проектируемых и строящихся) мер, препятствующих возникновению и развитию аварий;
на анализе действий персонала ОПО, специализированных служб при локализации и ликвидации аварий на соответствующих стадиях их развития.
1.7. Предлагается разрабатывать ПЛА со следующей структурой:
титульный лист (рекомендуемый образец оформления титульного листа плана локализации и ликвидации аварий приведен в приложении N 3 к настоящим Рекомендациям);
приложения в составе:
схема оповещения об аварии;
список оповещения работников ОПО, их подразделений и сторонних организаций, которые немедленно извещаются диспетчером организации об аварии (оформляется в виде таблицы, рекомендуемый образец которой приведен в приложении N 4 к настоящим Рекомендациям);
инструкция по безопасной остановке технологического процесса;
действия ответственного руководителя и работников ОПО по локализации и ликвидации аварий и их последствий;
список инструмента, материалов, приспособлений и средств индивидуальной защиты (оформляется в виде таблицы, рекомендуемый образец которой приведен в приложении N 5 к настоящим Рекомендациям);
порядок изучения ПЛА и организация учебных занятий;
расчетно-пояснительная записка к ПЛА, которая оформляется в виде отдельной книги.
1.8. ПЛА согласовывается с руководителями всех специализированных служб, задействованных в соответствии с оперативной частью ПЛА в работах по локализации и ликвидации аварий.
1.9. ПЛА вводится в действие приказом по организации.
1.10. ПЛА пересматривается и переутверждается не реже чем один раз в 5 лет, а также после аварии по результатам технического расследования причин аварии.
В случае изменений в производственных технологиях, аппаратурном оформлении, метрологическом обеспечении и в автоматизированной системе управления технологическими процессами не позднее одного месяца в ПЛА вносятся соответствующие изменения.
II. Анализ опасности аварии на опасных производственных объектах
2.1. При разработке ПЛА организацией выполняется анализ опасности аварий для данного ОПО.
Анализ опасности аварии на ОПО проводится поблочно на основании физико-химических свойств веществ, обращающихся в оборудовании, аппаратурного оформления, режимов работы оборудования, а также с учетом анализа аварий, имевших место на данном и на аналогичных объектах.
2.2. Результаты анализа опасности аварии на ОПО представляются в РПЗ к ПЛА. Рекомендуется разрабатывать РПЗ со следующей структурой:
2.2.1 Титульный лист расчетно-пояснительной записки, который оформляется в соответствии с рекомендуемым образцом, приведенным в приложении N 6 к настоящим Рекомендациям.
Наименование ОПО, для которого разрабатывается ПЛА, принимается в соответствии с наименованием ОПО в государственном реестре опасных производственных объектов;
2.2.2 Список исполнителей, в котором указываются фамилии, имена и отчества, должности и место работы исполнителей и соисполнителей, принимавших участие в разработке ПЛА;
2.2.3 Оглавление, которое включает наименование всех разделов РПЗ с указанием страниц, с которых начинаются эти разделы.
В случае если РПЗ состоит из двух и более книг, каждая из них имеет свой титульный лист и оглавление;
2.2.4. Исходные данные, которые включают в себя краткую характеристику объекта, для которого разрабатывается ПЛА, блок-схему технологического объекта;
2.2.4.1 Краткая характеристика объекта, для которого разрабатывается ПЛА, включает в себя:
наименование объекта, для которого разрабатывается ПЛА и его назначение;
основные стадии технологического процесса;
перечень технологических блоков, входящих в состав объекта.
2.2.4.2 Блок-схема объекта, для которого разрабатывается ПЛА, содержит:
относительный энергетический потенциал и категория взрывоопасности (для взрывоопасных блоков);
межблочную отсекающую арматуру, как по прямому, так и обратному потоку материальной среды с указанием параметров срабатывания согласно проектно-конструкторской документации;
направление движения потоков, наименование и агрегатное состояние опасных веществ.
Границами технологических блоков являются автоматические отсекатели, запорная арматура с дистанционным управлением, ручная запорная арматура (при условии возможности ее практического использования при аварии), установленные на трубопроводах или оборудовании как по прямому, так и обратному потоку материальной среды.
Для пылеобразующих дисперсных продуктов границами блока могут быть шнековые питатели, секторные затворы и другие устройства, обеспечивающие плотность (герметичность) системы при повышенном давлении в условиях внутреннего взрыва.
Пример составления блок-схемы объекта приведен в приложении N 7 к настоящим Рекомендациям.
2.2.5. Технология и аппаратурное оформление блока, в которые включаются характеристики опасных веществ, обращающихся на ОПО или его составляющей, принципиальную технологическую схему блока, описание технологического процесса и аппаратурного оформления блока.
2.2.5.2 Принципиальная технологическая схема блока оформляется наглядной, легко читаемой, без включения элементов, не имеющих прямого отношения к локализации и ликвидации аварий, и при необходимости может дополняться пояснительными надписями.
На принципиальной технологической схеме указываются:
основное технологическое оборудование с указанием номера позиций;
межблочная отсекающая арматура с указанием номеров позиций и параметров срабатывания;
запорная арматура, используемая при локализации аварии с указанием номеров позиций;
направление движения потоков, наименование и агрегатное состояние веществ;
диаметр технологических трубопроводов.
2.2.5.3 В описание технологического процесса и аппаратурного оформления блока включаются:
краткое описание технологического процесса с указанием наименования веществ, участвующих в технологическом процессе, и их агрегатного состояния, основных технологических параметров ведения процесса;
характеристики основного технологического оборудования, в котором обращаются опасные вещества, входящего в состав блока с указанием его геометрических и технических характеристик;
2.2.6 Анализ опасности технологических блоков, который включает в себя анализ известных аварий на подобных объектах, анализ основных факторов и возможных причин, способствующих возникновению и развитию аварий, анализ условий возникновения и развития аварий, анализ возможных сценариев развития аварий, оценку количества опасных веществ, участвующих в аварии и создании поражающих факторов, результаты расчета вероятных зон действия поражающих факторов анализ систем, ситуационный план предприятия с указанием вероятных зон действия поражающих факторов, анализ состояния системы противоаварийной защиты.
2.2.6.1 Перечни аварий включают в себя информацию о дате аварии, месте и характере аварии, а также о причинах аварии, установленных в ходе технического расследования.
2.2.6.2 При определении основных факторов, способствующих возникновению и развитию аварии, особое внимание уделяется техническому состоянию оборудования, близости параметров технологического процесса к критическим значениям, выполнения требований проектной документации, технологических регламентов на пуск и остановку оборудования ОПО (рекомендуемый образец составления перечня основных факторов и возможных причин, способствующих возникновению и развитию аварий, приведен в приложении N 8 к настоящим Рекомендациям).
В качестве основных причин, способствующих возникновению аварии, рекомендуется рассматривать:
ошибки производственного персонала;
выход параметров за критические значения;
внешнее воздействие природного и техногенного характера;
2.2.6.3 Определение возможных сценариев возникновения и развития аварий проводится исходя из:
Тренировка по плану ликвидации аварий
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Обзор документа
Приказ Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 3 июля 2018 г. N 287 «Об утверждении руководства по безопасности «Рекомендации по обеспечению готовности к локализации и ликвидации последствий аварий на взрывопожароопасных производственных объектах хранения и переработки растительного сырья»
В целях содействия соблюдению требований промышленной безопасности приказываю:
Утвердить прилагаемое руководство по безопасности «Рекомендации по обеспечению готовности к локализации и ликвидации последствий аварий на взрывопожароопасных производственных объектах хранения и переработки растительного сырья».
Руководитель | А.В. Алёшин |
УТВЕРЖДЕНО
приказом Федеральной службы
по экологическому, технологическому
и атомному надзору
от 3 июля 2018 г. N 287
Руководство по безопасности «Рекомендации по обеспечению готовности к локализации и ликвидации последствий аварий на взрывопожароопасных производственных объектах хранения и переработки растительного сырья»
I. Общие положения
Руководство не является нормативным правовым актом. Для выполнения требований промышленной безопасности в части планирования и осуществления мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на объектах могут использоваться иные способы и методы, чем те, которые указаны в настоящем Руководстве.
3. Рекомендуемый образец титульного листа Плана мероприятий приведен в приложении N 1 к настоящему Руководству.
4. В случае принятия решений организацией, эксплуатирующей объекты о планировании и осуществлении мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на объектах, для которых Федеральным законом N 116-ФЗ не предусмотрено осуществление разработки Планов мероприятий, допускается использовать (без проведения согласований с руководителями профессиональных аварийно-спасательных служб или профессиональных аварийно-спасательных формирований, с которыми заключается договор на обслуживание объектов) положения настоящего Руководства.
5. Требования к разработке Планов мероприятий определены постановлением Правительства Российской Федерации от 26 августа 2013 г. N 730 «Об утверждении Положения о разработке планов мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах».
6. При разработке мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий и спасению людей, применительно к аварийной ситуации, связанной с самосогреванием растительного сырья при хранении, учитываются положения раздела VIII Федеральных норм и правил N 560.
II. Общие рекомендации по разработке и оформлению Плана мероприятий
7. В целях обеспечения полноты и качества Плана мероприятий для его разработки рекомендуется создавать комиссию, назначенную приказом эксплуатирующей организации, в состав которой включить руководителя (технического руководителя) эксплуатирующей организации (председатель комиссии), главных специалистов (главные инженер, механик, технолог, энергетик и инженер по промышленной (пожарной) безопасности и охране труда или иные должностные лица, в обязанности которых входит выполнение указанных функций) и начальников соответствующих цехов (участков) объектов, а также, в случаях необходимости, аттестованных в установленном порядке в области промышленной безопасности представителей сторонних (научных, экспертных, проектных) организаций (по согласованию).
Сведения о привлекаемых специалистах сторонних организаций (фамилия, имя, отчество, должность, наименование организации, сведения об аттестации по промышленной безопасности) рекомендуется указывать в общем разделе Плана мероприятий.
В целях обеспечения взаимодействия сил и средств, используемых для локализации и ликвидации последствий аварий на объектах, к разработке Плана мероприятий рекомендуется также привлекать представителей профессиональных аварийно-спасательных формирований, с которыми заключен договор на обслуживание.
8. В случае, если одной организацией эксплуатируются 2 и более объекта, технологически связанные друг с другом, в целях обеспечения безопасности работников объектов и своевременности их эвакуации при возникновении аварии на одном из них, в Планах мероприятий (в случаях, если План мероприятий разрабатывается для каждого объекта) или в соответствующих разделах единого Плана мероприятий рекомендуется учитывать риски распространения аварийных ситуаций (прежде всего, связанных со взрывами пылевоздушных смесей) на смежные производства при определении порядка и последовательности действий начальников, сменных мастеров, аппаратчиков и персонала других объектов (цехов, участков, площадок), технологически связанных с аварийным.
Порядок и способы оповещения указанных должностных лиц (в том числе, при необходимости, региональных и (или) муниципальных органов МЧС России) о возникновении аварии на объектах рекомендуется определять внутренним распорядительным документом организации с последующим доведением (при ознакомлении с Планом мероприятий) до сведения лица, оповещающего об аварии, и всех лиц, привлекаемых к работам по локализации и ликвидации последствий аварии.
10. Для обеспечения постоянной готовности сил и средств к локализации и ликвидации последствий аварий на объектах и поддержания установленной степени готовности организации к действиям в условиях аварийной ситуации рекомендуется осуществлять оценку фактических данных о наличии и состоянии систем пожарной, производственной и аварийной сигнализации, оповещения об аварийных ситуациях, средств связи и управления эвакуацией людей, средств пожаротушения и противодымной защиты, аварийного освещения, с оформлением результатов оценки в виде акта, являющегося приложением к Плану мероприятий, рекомендуемый образец которого приведен в приложении N 3 к настоящему Руководству.
11. В целях обеспечения действий производственного персонала и аварийно-спасательных служб (формирований) по локализации и ликвидации аварийных ситуаций рекомендуется проводить оценку устройства эвакуационных путей на предмет соответствия требованиям безопасной эвакуации людей из зданий (цехов, участков) объектов, освидетельствование наружных эвакуационных лестниц (для высотных зданий) с оформлением результатов оценки в виде акта, являющегося приложением к Плану мероприятий, рекомендуемый образец которого приведен в приложении N 4 к настоящему Руководству.
12. Первоочередные действия при получении сигнала об аварии на объекте рекомендуется отражать в журнале, являющемся приложением к Плану мероприятий, образец которого приведен в приложении N 5 к настоящему Руководству.
13. В целях принятия эффективных мер по локализации и ликвидации последствий аварии, обеспечения согласованной работы ответственного руководителя и руководителя профессиональной аварийно-спасительной службы (формирования) определение местоположения оперативного штаба рекомендуется осуществлять на стадии разработки Плана мероприятий, с последующим информированием о месте расположения указанного штаба должностных лиц государственных органов и организаций, указанных в Списке оповещения.
III. Рекомендации по составлению общих разделов Плана мероприятий
14. При описании характеристик объектов, в отношении которых разрабатывается План мероприятий, рекомендуется указывать следующие сведения:
производственная (проектная) мощность (тонн в сутки);
основные производственные, производственно-складские (складские) здания, основное технологическое, транспортное и аспирационное оборудование, приемно-отпускные устройства, входящие в состав объекта;
описание технологических процессов на объекте (в соответствии с технологическим регламентом);
оснащенность оборудования, зданий и сооружений объекта средствами взрывопредупреждения и взрывозащиты (применение вентиляции и аспирации, дистанционного автоматизированного управления производственными процессами, наличие магнитной защиты, реле контроля скорости, датчиков подпора, датчиков обрыва цепи, устройств контроля сбегания ленты, концевых выключателей, блокировок, автоблокировок и других технических средств, выполняющих аналогичные функции и (или) обеспечивающих блокировку, контроль и противоаварийную защиту, легкосбрасываемых конструкций, тамбур-шлюзов, а также соблюдение технологий и требований безопасности при сушке растительного сырья);
оснащенность средствами пожаротушения, системами пожарной, производственной и аварийной сигнализации, противодымной защитой, аварийным освещением, средствами оповещения и управления эвакуацией людей;
оснащение объекта системами локализации взрыва с указанием мест установки огнепреграждающих (пламеотсекающих) устройств и управляющих датчиков (датчиков-индикаторов для обнаружения начальной стадии взрыва при достижении определенного порогового давления), взрыворазрядных устройств;
наличие эвакуационных путей и запасных выходов, периодичности проведения эксплуатационных испытаний пожарных лестниц и ограждений на крышах, а также периодичности освидетельствований состояния средств спасения с высоты, способы и порядок эвакуации (управление эвакуацией людей).
При этом рекомендуется использовать актуализированные сведения (показатели), характеризующие взрывобезопасность и противоаварийную защиту объектов, и содержащиеся в таблицах Технического паспорта взрывобезопасности, разработанного эксплуатирующей организацией в соответствии с Федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности «Требования к разработке технического паспорта взрывобезопасности взрывопожароопасных производственных объектов хранения и переработки растительного сырья», утвержденными приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 31 декабря 2014 г. N 632.
15. В целях обеспечения готовности организации, эксплуатирующей объекты, к действиям по локализации и ликвидации последствий аварий, для подтверждения реальных характеристик объектов в Планах мероприятий предлагается предусматривать приложения в виде:
генерального плана территории организации, эксплуатирующей объекты, планов зданий (помещений) с указанием основного оборудования, входов и выходов производственных помещений, местонахождения средств пожаротушения, пожарных извещателей, телефонов, инструментов, используемых в случае аварии;
схем расположения основных коммуникаций объекта с указанием мест расположения рубильников, задвижек, вентилей и других устройств, задействованных в случае возникновения аварий на объектах и предусмотренных Планом мероприятий;
перечня средств индивидуальной защиты для спасения людей и ликвидации аварий, необходимых инструментов и материалов с указанием мест их хранения;
перечня материально-технического, инженерного и финансового обеспечения операций по локализации и ликвидации последствий аварий на объектах.
17. В перечне мероприятий отражаются сведения о местонахождении средств для локализации и ликвидации последствий аварий и спасения людей, о должностных лицах, ответственных за выполнение тех или иных мероприятий, предусмотренных Планом мероприятий, и порядке их действий (для каждого вида аварии), о действиях членов нештатного аварийно-спасательного формирования из числа производственного персонала организации (при наличии), а также о местонахождении шкафов с аварийным запасом индивидуальных средств защиты, в том числе органов дыхания, инструмента и материалов. В мероприятиях по локализации и ликвидации последствий аварий и спасению людей в том числе указывается последовательность отключения технических устройств и механизмов, перекрытия технологических коммуникаций, отключения электроэнергии и других энергоносителей, предусматриваются иные способы и средства подачи инертных газов (флегматизаторов) и высокократной пены, мониторинга температуры и газового анализа, средств и устройств выгрузки горящего продукта с места аварии.
18. Каждому месту возможной аварии рекомендуется присваивать определенный номер (позицию), который наносится на планы помещений. При многоэтажном здании номера (позиции) наносятся начиная с первого этажа, располагая позиции в возрастающем порядке.
19. При определении возможных сценариев возникновения и развития аварий на объектах, а также источников (мест) возникновения аварий рекомендуется учитывать опасности технологических процессов производств и причины возникновения на них аварий.
При этом указываются все виды возможных аварий в цехе, на участке, площадке объекта с учетом определения основных факторов, способствующих возникновению и развитию аварии, и показателей, характеризующих взрывопожаробезопасность и противоаварийную защиту объекта.
Особое внимание рекомендуется уделять техническому состоянию оборудования, оснащению оборудования, зданий и сооружений объекта средствами взрывопредупреждения и взрывозащиты, соблюдению режимных параметров технологического процесса согласно проектным значениям, выполнению требований проектной документации, технологических регламентов, руководств (инструкций) по эксплуатации оборудования.
При этом важно учитывать возможные нарушения регламентированных производственных условий и режимов работы технологического, транспортного и аспирационного оборудования, которые могут привести к аварии.
20. Основные виды и причины возникновения и развития аварий (взрывов) на объектах приведены справочно в приложении N 7 к настоящему Руководству.
21. Рекомендуемый перечень основных мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий приведен в приложении N 8 к настоящему Руководству.
IV. Рекомендации по составлению специального раздела Плана мероприятий
22. Специальные разделы Плана мероприятий разрабатываются на основании сведений, содержащихся в общих разделах Плана мероприятий.
23. В специальном разделе рекомендуется определить порядок обеспечения постоянной готовности сил и средств к локализации и ликвидации последствий аварий на объекте и предусмотреть согласованность действий производственного персонала цеха (объекта), нештатного аварийно-спасательного формирования из числа работников организации (при наличии), персонала других цехов, а также отметить необходимость привлечения профессиональных аварийно-спасательных служб (формирований) с указанием организаций, которые несут ответственность за поддержание сил и средств к готовности в условиях любой обстановки начать в установленные сроки действия по локализации и ликвидации последствий аварий и успешно выполнить поставленные задачи.
24. В специальном разделе Плана мероприятий приводится порядок действий производственного персонала и профессиональных аварийно-спасательных служб (формирований) по локализации и ликвидации последствий аварий.
Рекомендуемый порядок действий производственного персонала по локализации и ликвидации последствий аварий приведен в разделе V настоящего Руководства.
25. При этом следует учитывать, что в соответствии с требованиями пункта 757 Федеральных норм и правил N 560 при возникновении аварийной ситуации действия руководителя эксплуатирующей объекты организации, ответственного руководителя работ по локализации и ликвидации последствий аварии, начальников производств, цехов, участков, смен, лабораторий, главного механика, энергетика, технолога и специализированных служб (формирований), начальника пожарной охраны организации в первую очередь должны быть направлены на обеспечение безопасности обслуживающего персонала и его эвакуацию, что учитывается при описании действий работников.
26. В специальном разделе Планов мероприятий предусматривается организация материально-технического, инженерного и финансового обеспечения операций по локализации и ликвидации последствий аварий на объектах, рекомендации к которым изложены в разделе VI настоящего Руководства.
V. Порядок действий производственного персонала по локализации и ликвидации последствий аварий
28. До прибытия ответственного руководителя спасение людей и руководство работами по локализации и ликвидации последствий аварии осуществляют ответственные должностные лица объекта (цеха, участка, площадки), на котором произошла авария.
31. Ответственный руководитель:
ознакомившись с обстановкой немедленно приступает к выполнению мероприятий, предусмотренных Планом мероприятий, и принимает меры по обеспечению безопасности персонала и его эвакуации;
выявляет количество застигнутых аварией людей, их местонахождение, принимает оперативные меры по спасению людей;
проверяет осуществление вызова профессиональных аварийно-спасательных служб (формирований), скорой медицинской помощи, а также оповещение должностных лиц государственных органов и организаций, указанных в Списке оповещения;
дает указания о выставлении постов на подступах к месту аварии и об удалении людей из всех опасных зон;
информирует перед началом работ участвующих в соответствии с Планом мероприятий в локализации и ликвидации последствий аварии лиц об обстановке на аварийном объекте (участке, цехе, площадке) и обращает внимание на необходимость соблюдения условий безопасности при выполнении аварийно-спасательных работ;
проводит целевой инструктаж;
при продолжительности аварии и времени ее локализации (ликвидации) более одной смены совместно с ответственными должностными лицами объекта (цеха, участка, площадки), на котором произошла авария, и с руководителем профессиональной аварийно-спасательной службы (формирования) разрабатывает оперативный план-график по спасению людей и ликвидации аварии;
определяет ответственное лицо для ведения оперативного журнала Плана мероприятий и обеспечивает контроль фиксации в нем выданных заданий по локализации и ликвидации последствий аварий, указания ответственных лиц за выполнение выданных поручений и результатов их выполнения по времени;
определяет исходя из реальной ситуации на аварийном объекте возможность проведения ремонтно-восстановительных работ и мероприятий по предотвращению повторения подобных аварий.
32. В целях обеспечения согласованности действий сил и средств, задействованных в мероприятиях по локализации и ликвидации последствий аварий на объекте, в оперативном штабе находятся только лица, непосредственно участвующие в локализации и ликвидации последствий аварии. При этом ответственному руководителю рекомендуется постоянно находиться в оперативном штабе, оснащенном средствами связи (радиостанционной, телефонной) и оповещения.
33. К задачам, решаемым оперативным штабом, рекомендуется относить следующие:
координация и обеспечение согласованности действий должностных лиц объекта и всех привлеченных формирований и служб, участвующих в локализации и ликвидации последствий аварии;
обеспечение взаимодействия персонала организации, задействованного в работах, определенных Планом мероприятий, нештатного аварийно-спасательного формирования из числа работников организации (при наличии) и профессиональных аварийно-спасательных служб (формирований);
определение (корректировка) с учетом реальной обстановки на аварийном объекте размеров безопасной зоны и безопасных путей прохода к аварийному объекту (цеху, участку, площадке);
обеспечение мер безопасности персонала и его эвакуации, а также организации оказания своевременной медицинской помощи пострадавшим;
определение условий безопасности всех работ, выполняемых в подготовительный и аварийный периоды, а также обеспечение средствами локализации и ликвидации последствий аварии;
организация работ по отбору и анализу газов, флегматизации аварийных силосов и выгрузке растительного сырья из силосов и бункеров с последующей его эвакуацией в безопасную зону;
организация выполнения пункта 6 Порядка проведения технического расследования причин аварий, инцидентов и случаев утраты взрывчатых материалов промышленного назначения на объектах, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденного приказом Ростехнадзора от 19 августа 2011 г. N 480.
34. Руководитель организации:
получив сообщение об аварии на объекте, незамедлительно прибывает на объект, проверяет организацию оказания своевременной медицинской помощи пострадавшим лицам, обеспечивает работу транспорта;
во взаимодействии с руководителем работ по локализации и ликвидации последствий аварии принимает меры по обеспечению безопасности персонала и его эвакуации;
при аварийных работах продолжительностью более 6 часов организовывает питание и отдых участвующих в локализации и ликвидации последствий аварии лиц.
35. Лицо, оповещающее об аварии (диспетчер или иной назначенный руководителем организации работник):
при получении сообщения об аварии незамедлительно прекращает все переговоры, не имеющие непосредственного отношения к происшедшей аварии, осуществляет вызов профессиональных аварийно-спасательных служб (формирований), скорой медицинской помощи, извещает о ней должностных лиц государственных органов и организаций по Списку оповещения и обеспечивает связь с должностными лицами и организациями;
непосредственно после извещения должностных лиц государственных органов и организаций по Списку оповещения об аварии производит об этом запись в оперативном журнале Плана мероприятий с указанием даты и времени.
36. Ответственное должностное лицо объекта (цеха, участка, площадки), на котором произошла авария:
незамедлительно сообщает об аварии лицу, оповещающему об аварии;
до прибытия на место аварии ответственного руководителя выполняет его обязанности, руководствуясь Планом мероприятий с учетом фактической обстановки. По прибытии на место аварии ответственного руководителя выполняет его указания;
во взаимодействии с руководителем работ по локализации и ликвидации последствий аварии принимает меры по обеспечению безопасности персонала и его эвакуации.
37. Сменный мастер объекта (цеха, участка, площадки), на котором произошла авария:
до прибытия на объект ответственного руководителя осуществляет организацию и принимает меры по спасению людей, локализации и ликвидации последствий аварии в соответствии с указаниями ответственного должностного лица объекта (цеха, участка, площадки), на котором произошла авария, и (или) руководствуется Планом мероприятий с учетом фактической обстановки;
после прибытия ответственного руководителя поступает в его распоряжение и действует по его указанию;
во взаимодействии с руководителем работ по локализации и ликвидации последствий аварии принимает меры по обеспечению безопасности персонала и его эвакуации;
38. Аппаратчики объекта (цеха, участка, площадки), на котором произошла авария:
при необходимости в целях локализации аварии (согласно Плану мероприятий или по указанию ответственного руководителя) отключают транспортное и технологическое оборудование;
содействуют эвакуации людей из опасной зоны, участвуют в локализации и ликвидации последствий аварии в соответствии с Планом мероприятий;
оказывают необходимую помощь пострадавшим при аварии;
39. Ответственные должностные лица эксплуатирующей организации (главные инженер, механик, технолог, энергетик или иные должностные лица, в обязанности которых входит выполнение указанных функций):
обеспечивают создание специализированных бригад и устанавливают дежурство слесарей, электриков и другого персонала для выполнения работ по локализации и ликвидации последствий аварии и восстановлению нормальной работы производства;
по указанию ответственного руководителя обеспечивают выгрузку продукта хранения, подвергшегося самосогреванию (самовозгоранию), после выполнения установленных условий для операций по герметизации и флегматизации аварийных силосов и бункеров, при бесперебойной подаче средств флегматизации, измерении температуры и анализе газовой среды в аварийном силосе, смежных и соседних с ним силосах и помещениях, а также условия безопасности людей на весь период ликвидации аварии;
по указанию ответственного руководителя обеспечивают остановку оборудования, перекрытие технологических коммуникаций, выключение или включение электроэнергии, обеспечивают бесперебойное действие связи, исправное состояние водопровода, бесперебойную работу необходимого электромеханического оборудования и подвижных транспортных средств в соответствии с Планом мероприятий;
во взаимодействии с руководителем работ по локализации и ликвидации последствий аварии принимают меры по обеспечению безопасности персонала и его эвакуации.
40. Начальники, сменные мастера и аппаратчики других цехов, (участков, площадок) объекта, не подвергшихся аварии или ее последствиям:
находясь в момент аварии на объекте, после сообщения об аварии действуют согласно Плану мероприятий (в своих цехах) и информируют о проведенных действиях ответственного руководителя;
находясь вне объекта, после сообщения об аварии являются к ответственному руководителю для выполнения его заданий в соответствии с Планом мероприятий.
41. Производственный персонал объекта (цеха, участка, площадки), на котором произошла авария, не участвующий в локализации и ликвидации последствий аварии, незамедлительно покидает производственное помещение в соответствии с Планом мероприятий, переместившись в безопасное место, при необходимости оказывает помощь пострадавшим.
42. Инженер по промышленной (пожарной) безопасности и охране труда (или иное должностное лицо, в обязанности которого входит выполнение указанных функций), получив сообщение об аварии, незамедлительно является на объект к ответственному руководителю работ и действует по его указанию.
43. Медицинским персоналом организации (при наличии) осуществляется выезд по вызову на место аварии и оказание первой медицинской помощи пострадавшим лицам, отправка их в больницу, а также организация непрерывного дежурства на время проведения работ по локализации и ликвидации последствий аварии.
VI. Организация материально-технического, инженерного и финансового обеспечения операций по локализации и ликвидации последствия аварий на объектах
44. При организации материально-технического, инженерного и финансового обеспечения операций по локализации и ликвидации последствий аварий на объекте производится расчет необходимых для этого сил и средств, в том числе для выполнения работ по газовому и температурному анализу, флегматизации, аварийной выгрузке растительного сырья из силосов и бункеров и его тушению (при необходимости) в подсилосном пространстве и эвакуации в безопасную зону.
45. При расчете резерва финансовых средств для локализации и ликвидации последствий аварий целесообразно руководствоваться методическими документами по проведению оценки ущерба от аварий на опасных производственных объектах.
При расчете ущерба учитываются такие затраты, потери и убытки, выраженные в стоимостной форме, как затраты, направленные на проведение аварийно-спасательных работ, затраты на эвакуацию людей из зоны аварийной ситуации, стоимость ремонтно-восстановительных работ и возмещения вреда здоровью людей, материального ущерба и прочее.
46. По результатам расчетов рекомендуется составлять соответствующий перечень, в котором отмечаются аварийный запас средств индивидуальной защиты с указанием количества и места хранения, инструменты, материалы и приспособления, используемые для выполнения аварийно-восстановительных работ, приборы, оборудование и техника для проведения работ по газовому анализу, измерению температуры, флегматизации и выгрузке растительного сырья из силосов и бункеров, с указанием количества и места хранения, в том числе мероприятия по содержанию (хранению) данных средств.
47. Материально-технические средства, задействованные в мероприятиях по локализации и ликвидации последствий аварий, используются только для обеспечения операций по локализации и ликвидации последствий аварий на объекте.
VII. Рекомендации по изучению Планов мероприятий
48. Разработанные Планы мероприятий (их копии) рекомендуется хранить у ответственного руководителя, в оперативном штабе, у главного инженера (механика, технолога, энергетика) или у иного должностного лица, в обязанности которого входит выполнение инженерно-технических функций, лица, оповещающего об аварии, начальника нештатного аварийно-спасательного формирования из числа работников организации (при наличии) и у других должностных лиц, задействованных в мероприятиях по локализации и ликвидации последствий аварии на объектах, в соответствии с внутренними распорядительными документами организации.
У начальников производственных цехов, смен, сменных мастеров организации находятся выписки из соответствующих разделов Планов мероприятий, касающихся зоны их ответственности.
Места хранения Планов мероприятий (копии и их выписки) определяются внутренними распорядительными документами организации.
49. Планы мероприятий изучаются всеми ответственными должностными лицами, специалистами, производственным и медицинским персоналом, членами нештатного аварийно-спасательного формирования из числа работников организации (при наличии такого формирования) в части, определяющей их действия и взаимодействие с другими подразделениями в условиях аварии.
После изучения Планов мероприятий в установленном в организации порядке рекомендуется проводить внеочередную проверку знаний в комиссии организации или подразделении организации.
Состав комиссии, а также порядок проверки знаний и оформления её результатов рекомендуется определять внутренними распорядительными документами организации.
50. Ответственность за организацию своевременного и качественного изучения и проверки знаний Планов мероприятий в целом по организации рекомендуется оставлять за руководителем организации, а в подразделении организации возлагать на руководителя подразделения.
Проверку знания действий персонала в предаварийных и аварийных ситуациях согласно Плану мероприятий рекомендуется проводить квалификационной (экзаменационной) комиссией эксплуатирующей организации при допуске рабочих, руководящих работников и специалистов к самостоятельной работе, при периодической проверке знаний (не реже одного раза в 12 месяцев), а также во время учебно-тренировочных занятий.
Также рекомендуется осуществлять внеочередную проверку знаний Планов мероприятий при его пересмотре, переводе работников организации на другое рабочее место, а также в случае их неквалифицированных действий в ходе проведения учебно-тренировочных занятий.
VIII. Рекомендации по организации проведения учебно-тренировочных занятий по Планам мероприятий
51. В целях отработки действий, предусмотренных Планом мероприятий и обеспечения постоянной готовности сил и средств, используемых для локализации и ликвидации последствий аварий на объектах, рекомендуется осуществлять планирование и проведение учебно-тренировочных занятий.
52. В Плане учебно-тренировочных занятий рекомендуется отражать:
цель, дату, время проведения, место проведения учебно-тренировочного занятия (по сценарию с учетом Плана мероприятий);
сценарий предполагаемой аварии и место ее возникновения (вводная учений) в соответствии с Планом мероприятий;
состав комиссии по оценке действий персонала организации, задействованного в учебно-тренировочных занятиях;
исходную обстановку (местонахождение участвующих в учебно-тренировочном занятии к началу его проведения) и группировку сил;
порядок проведения учебно-тренировочного занятия;
перечень мероприятий, предусматриваемых в целях предотвращения нарушений технологического режима, перерывов в нормальной работе объекта (цеха, участка, площадки);
местонахождение членов комиссии (в оперативном штабе, помещении диспетчера, в цехах объекта), исходя из необходимости их присутствия, в целях обеспечения возможности объективной и всесторонней оценки действий персонала организации, задействованного в учебно-тренировочных занятиях.
53. При подготовке к проведению учебно-тренировочных занятий рекомендуется учитывать:
реальное состояние готовности организации к действиям в условиях возможных аварийных ситуаций;
создание на учениях обстановки, позволяющей отрабатывать задачи, стоящие перед всеми работниками организации, задействованными Планом мероприятий в локализации и ликвидации последствий конкретной аварии (по сценарию учений) и максимально приближенной к реально возможной;
технологические особенности производственных объектов, где планируется проведение учебно-тренировочных занятий;
демонстрацию и практические занятия с привлечением к ликвидации аварий технических сил и средств в соответствии с предполагаемым сценарием;
54. Проведение учебно-тренировочных занятий по Плану мероприятий рекомендуется осуществлять с участием производственного персонала, нештатного аварийно-спасательного формирования из числа производственного персонала организации (в случае наличия), медико-санитарной и других служб организации в части действий, предусмотренных Планом мероприятий, а также членов профессиональных аварийно-спасательных служб (формирований), с которыми заключен договор на обслуживание объектов.
55. При проведении учебно-тренировочных занятий рекомендуется отрабатывать выполнение мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварии, предусмотренных Планом мероприятий, в том числе:
порядок и время оповещения людей, застигнутых аварией;
порядок оповещения руководителей и специалистов организации в соответствии с Планом мероприятий;
действия ответственного руководителя и диспетчера (лица, ответственного за оповещение);
вызов и прибытие специализированных профессиональных аварийно-спасательных служб (формирований) в организацию (к месту условной аварии);
вызов и прибытие руководителей и специалистов организаций;
время, затраченное на выход (вывод) людей из места аварии на объекте;
соответствие действий руководителей и специалистов организации Плану мероприятий;
знание производственным персоналом и специалистами организаций маршрутов следования по эвакуационным путям.
По решению руководителя организации могут быть определены и иные позиции, влияющие на готовность организации к действиям в условиях аварийной ситуации.
57. Ответственность за качественное проведение учебной тревоги рекомендуется возлагать на председателя комиссии.
58. К компетенции комиссии при проведении учебно-тренировочных занятий рекомендуется относить оценку:
подготовленности организации к выполнению предусмотренных Планом мероприятий задач по спасению людей и ликвидации возможных аварий и их последствий;
наличия, достаточности и состояния средств связи и оповещения об аварии;
наличия, достаточности и состояния средств, используемых при выполнении мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварии, предусмотренных Планом мероприятий, правильности их размещения и применения работниками организации;
состояния эвакуационных путей, выходов из аварийного цеха, участка, площадки;
наличия и достаточности предусмотренного в организации резерва финансовых средств и материальных ресурсов для локализации и ликвидации последствий аварии;
состояния взаимодействия персонала организации, задействованного в работах, определенных Планом мероприятий, нештатного аварийно-спасательного формирования из числа работников организации (при наличии) и профессиональных аварийно-спасательных служб (формирований).
59. По результатам проведения учебно-тренировочных занятий по Плану мероприятий рекомендуется проводить совещание с работниками организации, задействованными в проведенных учениях, представителями нештатного аварийно-спасательного формирования из числа работников организации (при наличии) и профессиональных аварийно-спасательных служб или формирований (по согласованию), на котором члены комиссии, участвовавшие в проведении учебной тревоги, докладывают руководителю организации о результатах проведения учебно-тренировочного занятия, после чего составляется Акт проведения учебной тревоги, который подписывается всеми членами комиссии, утверждается председателем комиссии по проведению учебно-тренировочных занятий и передается руководителю организации.
В Акте проведения учебной тревоги рекомендуется указывать дату проведения, вид и место предполагаемой условной аварии, выявленные членами комиссии при проведении учебно-тренировочного занятия отступления от требований промышленной безопасности, а также перечень мероприятий, необходимых для устранения выявленных в ходе учений несоответствий и повышения уровня готовности организации к действиям по локализации и ликвидации последствий аварии, с указанием сроков их выполнения.
60. Контроль выполнения мероприятий, указанных в Акте проведения учебно-тренировочных занятий, рекомендуется возлагать на должностное лицо, ответственное за обеспечение промышленной безопасности в организации.
61. При неудовлетворительных результатах учебно-тренировочных занятий рекомендуется предусматривать их повторное проведение после детального изучения допущенных ошибок.
63. Основные задачи и периодичность проведения командно-штабных учений или штабных тренировок, а также комплексных учений определены постановлением Правительства Российской Федерации от 9 сентября 2003 г. N 547 «О подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».
Приложение N 1
к Руководству по безопасности
«Рекомендации по обеспечению готовности
к локализации и ликвидации последствий
аварий на взрывопожароопасных
производственных объектах хранения
и переработки растительного сырья»,
утвержденному приказом Федеральной службы
по экологическому, технологическому
и атомному надзору
от 3 июля 2018 г. N 287
(наименование профессиональной Руководитель (заместитель
аварийно-спасательной руководителя) организации, либо
службы (формирования)) руководитель обособленного
___________________________ подразделения юридического лица
(должность, Ф.И.О., подпись)
м.п. м.п. _________________________
«___» ____________________ г. «___» ______________________ г.
План мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий
(наименование объекта хранения и переработки растительного сырья)
(наименование населенного пункта, год разработки)
Приложение N 2
к Руководству по безопасности
«Рекомендации по обеспечению готовности
к локализации и ликвидации последствий
аварий на взрывопожароопасных
производственных объектах хранения
и переработки растительного сырья»,
утвержденному приказом Федеральной службы
по экологическому, технологическому
и атомному надзору
от 3 июля 2018 г. N 287
Список должностных лиц государственных органов и организаций, которые извещаются об аварии
N п/п | Наименование организации, подразделения, объекта, должности оповещаемого лица | Номера контактных телефонов для оперативной связи и передачи информации |
---|---|---|
1. | Территориальный орган Ростехнадзора, осуществляющий надзор за объектом | |
2. | Вышестоящий орган или организация (при наличии таковых) | |
3. | Орган местного самоуправления | |
4. | Государственная инспекция труда по субъекту Российской Федерации | |
5. | Профсоюзная организация | |
6. | Страховая компания, с которой заключен договор обязательного страхования гражданской ответственности | |
7. | Орган прокуратуры | |
8. | Региональный и (или) муниципальный орган МЧС России (при необходимости) |
Приложение N 3
к Руководству по безопасности
«Рекомендации по обеспечению готовности
к локализации и ликвидации последствий
аварий на взрывопожароопасных
производственных объектах хранения
и переработки растительного сырья»,
утвержденному приказом Федеральной службы
по экологическому, технологическому
и атомному надзору
от 3 июля 2018 г. N 287
«___» ___________ 20__ г.
Акт оценки фактических данных о наличии и техническом состоянии (исправности) средств пожаротушения, систем пожарной и аварийной сигнализации, оповещения и управления эвакуацией людей, противодымной защиты, аварийного освещения на объекте
на период с _______________ 20__ г. по _____________ 20__ г.)
Комиссия, созданная приказом (распоряжением) от _____________ N _______,
председателя комиссии __________________________________________________
членов комиссии ________________________________________________________
в период с _________________ по _____________ 20____ г. провела проверку
наличия и исправности средств пожаротушения и средств спасения людей и
2. Исправность средств и систем защиты:
Наименование объекта (его участка, цеха) | Принятые меры по защите персонала | Состояние систем и средств защиты |
---|
Выводы и предложения комиссии:
Председатель комиссии _________________ ____________ ______________
Члены комиссии _________________ ____________ ______________
_________________ ____________ ______________
Приложение N 4
к Руководству по безопасности
«Рекомендации по обеспечению готовности
к локализации и ликвидации последствий
аварий на взрывопожароопасных
производственных объектах хранения
и переработки растительного сырья»,
утвержденному приказом Федеральной службы
по экологическому, технологическому
и атомному надзору
от 3 июля 2018 г. N 287
«___» ___________ 20__ г.
Акт проверки устройства эвакуационных путей на предмет соответствия требованиям безопасной эвакуации людей из цехов и отделений объекта, освидетельствования наружных эвакуационных лестниц (для высотных зданий)
на период с _______________ 20__ г. по _____________ 20__ г.)
Комиссия, созданная приказом (распоряжением) от _____________ N _______,
председателя комиссии __________________________________________________
членов комиссии ________________________________________________________
в период с ________________ по _______________ 20___ г. провела проверку
устройства эвакуационных путей на предмет соответствия требованиям
безопасной эвакуации людей из цехов и отделений объекта,
освидетельствования наружных эвакуационных лестниц (для высотных зданий)
и установила следующее:
Выводы и предложения комиссии:
Председатель комиссии _________________ ____________ ______________
Члены комиссии _________________ ____________ ______________
Приложение N 5
к Руководству по безопасности
«Рекомендации по обеспечению готовности
к локализации и ликвидации последствий
аварий на взрывопожароопасных
производственных объектах хранения
и переработки растительного сырья»,
утвержденному приказом Федеральной службы
по экологическому, технологическому
и атомному надзору
от 3 июля 2018 г. N 287
Журнал плана мероприятий
Объект (цех, участок, площадка) ________________________________________
Место аварии ___________________________________________________________
Характер аварии ________________________________________________________
Время возникновения аварии _____________________________________________
(год, месяц, число, часы, минуты)
Ответственный руководитель работ по локализации и ликвидации последствий
Дата | Часы, минуты | Содержание задания по локализации и ликвидации последствий аварии, срок выполнения | Ответственные лица за выполнение | Отметка об исполнении (число, часы, минуты) | Примечание |
---|---|---|---|---|---|
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Приложение N 6
к Руководству по безопасности
«Рекомендации по обеспечению готовности
к локализации и ликвидации последствий
аварий на взрывопожароопасных
производственных объектах хранения
и переработки растительного сырья»,
утвержденному приказом Федеральной службы
по экологическому, технологическому
и атомному надзору
от 3 июля 2018 г. N 287
Перечень мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий и спасению людей
(наименование объекта организации)
Дата и время начала ведения журнала ____________________________________
Номера позиций, сценарии аварий и места их возникновения | Мероприятия по локализации и ликвидации последствий аварий и спасению людей | Должностные лица, ответственные за выполнение мероприятий, и порядок их действий | Действия членов нештатного аварийно-спасательного формирования из числа производственного персонала организации (при наличии) | Местонахождение средств для локализации и ликвидации последствий аварии и спасения людей | Местонахождение шкафов с аварийным запасом индивидуальных средств защиты, в том числе органов дыхания, инструмента и материалов |
---|---|---|---|---|---|
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Приложение N 7
к Руководству по безопасности
«Рекомендации по обеспечению готовности
к локализации и ликвидации последствий
аварий на взрывопожароопасных
производственных объектах хранения
и переработки растительного сырья»,
утвержденному приказом Федеральной службы
по экологическому, технологическому
и атомному надзору
от 3 июля 2018 г. N 287
Основные виды и причины возникновения и развития аварий (взрывов) на объектах
Применение на объектах значительного количества оборудования, работающего под давлением, систем газопотребления, систем и комплексов энергоснабжения, а в отдельных случаях химических веществ в совокупности с взрывоопасными пылевоздушными смесями может существенно повышать характеристики взрывоопасности производств. Гибридные пылегазовоздушные смеси по своим характеристикам значительно превышают взрывоопасность как пылевоздушных, так и газовоздушных смесей.
2. Взрывы могут происходить в следующем оборудовании и сооружениях: нории, дробилки, вальцовые станки, турбовоздуходувки (вентиляторы), конвейеры в закрытом исполнении, смесители, фильтры, силосы, бункеры, тоннели, галереи, сушилки, циклоны, воздуховоды (аспирационные, пневмотранспортные, воздушные), материалопроводы (самотеки, пневмотранспорт), иное измельчающее оборудование ударного действия.
Источниками зажигания мелкодисперсного горючего сырья, промежуточных продуктов, готовой продукции и источниками инициирования взрывов пылевоздушных, газовоздушных, пылегазовоздушных (гибридных) смесей могут являться открытое пламя, раскаленные поверхности, искры (раскаленные частицы металла или других материалов), капли расплавленного металла, очаги тления, самовозгорание, электрическая дуга, разряды статического электричества.
Основными организационно-техническими причинами возникновения источников зажигания и источников инициирования взрыва являются:
нарушения правил эксплуатации, неисправности и несовершенство технологического оборудования;
нарушения правил хранения растительного сырья и продуктов его переработки в силосах и бункерах, приводящие к его самосогреванию (самовозгоранию);
огневые (сварочные) работы, проводящиеся с нарушениями установленных нормативных требований;
нарушения правил эксплуатации и неисправности электрооборудования;
нарушения правил эксплуатации, неисправности и несовершенство сушилок;
нарушения требований правил организации и ведения технологических процессов;
нарушения общего противопожарного режима, курение в не предназначенных (не отведенных) для этого местах.
3. К основным опасным факторам, возникающим при аварии, относятся:
пламя и высокотемпературные продукты взрывного горения;
обломки и осколки при разрушении оборудования, строительных конструкций зданий и сооружений;
направленные высокотемпературные газовоздушные потоки;
повышенное давление в зоне взрыва и прилегающих к нему зонах;
взрывные (ударные) волны;
поражение электрическим током.
4. К наиболее характерным нарушениям и неисправностям, инициирующим аварию, относятся:
пробуксовка норийной ленты вследствие завала башмака сырьем, износа, растяжения и недостаточного натяжения ленты; перекос и сбегание норийной ленты с приводного барабана, например из-за несоосной установки барабанов головки или башмака; обрыв ковшей, в том числе вследствие задевания их за искривленные норийные трубы; выход из строя подшипников вала приводного барабана или редуктора; обратный ход норийной ленты при отсутствии тормозных устройств; попадание посторонних металлических предметов.
попадание металлических предметов; отрыв молотков; выход из строя подшипников вала дробилки; запрессовка продукта.
4.3. В вальцовых станках:
попадание металлических предметов; перекос валков.
4.4. В турбовоздуходувках (вентиляторах):
попадание металлических предметов; выход из строя подшипников; биение лопаток о корпус; отрыв лопаток.
4.5. В электроустановках, светильниках, электропроводке:
искрение при плохом контакте токоведущих частей; неисправность или нарушение целостности изоляции (замыкание); отсутствие на электросветильниках защитных плафонов, металлических сеток; нарушение режимов эксплуатации, что может приводить к перегреву или короткому замыканию.
4.6. При проведении огневых работ:
без остановки оборудования, отключения и обесточивания пусковой аппаратуры, машин и механизмов, а также определения опасных зон, обозначаемых предупредительными надписями и знаками;
без очистки помещений и конструктивных элементов здания, аппаратов, машин, трубопроводов, норий, циклонов, фильтров металлических емкостей от горючих продуктов и пыли, особенно в зоне проведения огневых работ;
отсутствие покрытия мокрыми мешками пола и сгораемых конструкций в радиусе не менее 10 м от места проведения огневых работ;
без перекрытия воздухо- и продуктопроводов, связывающих место проведения огневых работ с другим оборудованием;
при открытых смотровых и базовых проемах и люках, а также без заделывания отверстий в стенках и перекрытиях в помещениях, где проводятся огневые работы;
без организации наблюдения за местом проведения огневых работ и прилегающими участками после окончания огневых работ;
с использованием при электросварке в качестве обратного провода технологических коммуникаций и строительных конструкций;
с нарушением изоляции сварочного кабеля, ненадежным контактом в соединениях.
4.7. В сушилках (для зерна злаковых, семян масличных, бобовых культур, древесины):
повышение температуры агента сушки и температуры растительного сырья выше регламентированной технологическим регламентом, руководством по безопасности (паспортом) на оборудование; отсутствие или неисправность автоматики, управляющей процессом горения; несоблюдение установленной периодичности очистки сушилок от сора и пыли; недостаточная очистка растительного сырья перед сушкой.
4.8. Нарушения правил хранения растительного сырья и продуктов его переработки:
хранение растительного сырья и продуктов его переработки с повышенной влажностью, температурой, сорностью, масличностью и (или) зараженностью зерна вредителями;
превышение установленных сроков хранения;
некачественная зачистка (или отсутствие зачистки) силосов и бункеров от сырья предыдущего периода хранения;
совместное хранение разнородного сырья;
отсутствие или неисправность систем дистанционного контроля температуры, установок активного вентилирования, средств газового анализа (контроля);
разгрузка емкостей с самовозгоревшимся сырьем или продуктами его переработки без выполнения мероприятий по обеспечению безопасности.
4.9. Нарушения при проведении ремонтных работ и работ по демонтажу оборудования: отсутствие подготовки рабочих мест к проведению огневых работ; без полной остановки оборудования и охлаждения в необходимых случаях, при невыключенном напряжении, неснятых приводных ремнях; без оснащения места проведения ремонта (сначала ремонта и до его окончания) предупредительными плакатами и надписями, переносными металлическими экранами для обеспечения пожарной безопасности и безопасности, работающих на смежных участках; сбрасывание демонтированных частей металлоконструкций.
5. Работы по фумигации силосных емкостей: нарушение условий, ограничений и запретов при проведении указанных работ по фумигации силосных емкостей с применением химических препаратов.
При применении препаратов на основе, например, спрессованных вместе фосфида алюминия и карбамата аммония и покрытых снаружи фармацевтически чистым парафином в период разложения препаратов в силосной емкости выделяется взрывоопасный газ, обладающий свойством (при высоких концентрациях) самовоспламеняться при контакте с кислородом воздуха.
При этом интенсивность разложения таких препаратов напрямую зависит от влагосодержания воздуха (продукта хранения) и значительно возрастает при непосредственном контакте препаратов с водой.
6. Основными условиями развития и распространения пылевого взрыва по производственным участкам и перехода отдельных воспламенений пылевоздушной смеси в локальные и вторичные взрывы являются:
присутствие пыли и мелкодисперсного продукта в технологическом и транспортном оборудовании, аспирационных установках и емкостях;
наличие пыли, завалов или россыпей продукта в производственных и вспомогательных помещениях;
наличие самотеков, галерей, вентиляционных каналов, соединяющих отдельное технологическое оборудование, сооружения, помещения и здания, а также перепускных окон в силосных емкостях.
7. Основными путями распространения взрыва являются: нории, скребковые конвейеры, самотеки, пневмотранспорт; силосы (шахты), используемые для прохода норий; открытые люки силосов, пустые силосы при срыве или отсутствии выпускных воронок; вентиляционные и перепускные окна между силосами; незаглушенные патрубки, открытые лючки самотеков, норий и другого оборудования; воздуховоды аспирации, воздушного отопления и вентиляции, вентиляционные шахты и пылевые шахты аспирации; отверстия в перекрытиях, перегородках, дверные проемы, монтажные проемы, винтовые спуски; конвейерные галереи и тоннели, соединяющие отдельные производственные здания, отпускные или приемные устройства железнодорожного транспорта, автотранспорта и др.
Наиболее опасными в части развития и распространения взрыва, а также тяжести последствий являются силосы и бункеры. Это объясняется тем, что с ними часто напрямую связаны нории, дробилки и другое потенциально опасное оборудование. При взрыве в силосе возможно формирование ударной волны и выброс значительных объемов взрывоопасной смеси, пламени и продуктов горения в производственные помещения, что приводит к последующим взрывам.
Разрушающее действие взрыва многократно увеличивается в случаях наличия обусловленных технологической необходимостью соединений силосов между собой вентиляционными и перепускными окнами.
Приложение N 8
к Руководству по безопасности
«Рекомендации по обеспечению готовности
к локализации и ликвидации последствий
аварий на взрывопожароопасных
производственных объектах хранения
и переработки растительного сырья»,
утвержденному приказом Федеральной службы
по экологическому, технологическому
и атомному надзору
от 3 июля 2018 г. N 287
Основные мероприятия по локализации и ликвидации последствий аварий
1. При возникновении очагов самовозгорания в силосах (бункерах):
мероприятия по уточнению мест очагов самосогревания и самовозгорания (способы и средства определения температуры в соответствующих зонах);
способы и средства газового анализа;
способы и средства по максимально возможной герметизации емкости (силоса или бункера) и смежных с ним емкостей;
способы подачи средств флегматизации свободного объема емкостей; порядок, способы и технические средства разгрузки продукта с очагами тления (горения) из емкостей и тушения образовавшихся очагов тления (горения);
порядок, способы и средства удаления выгруженного продукта за пределы помещения;
действия лиц, участвующих в ликвидации последствий аварии (производственного персонала, специалистов, производственного персонала из нештатного аварийно-спасательного формирования организации, профессиональной аварийно-спасательной службы (формирования), при наличии).
Основные мероприятия нештатного аварийно-спасательного формирования из числа производственного персонала организации и персонала предприятия при локализации и ликвидации последствий аварии (при наличии), возникшей в результате самовозгорания растительного сырья в силосах и бункерах, в том числе расчет сил и средств для ликвидации аварийной ситуации, могут быть определены с учетом рекомендательных документов по обеспечению пожарной безопасности силосов и бункеров на предприятиях по хранению и переработке зерна.
2. При загорании сырья и продуктов его переработки в сушилках: способы и средства ликвидации загорания в сушилке; мероприятия по предупреждению возможного взрыва; действия лиц, участвующих в ликвидации последствий аварии (производственного персонала, служащих, производственного персонала из нештатного аварийно-спасательного формирования организации, профессиональной аварийно-спасательной службы (формирования), при наличии).
3. При взрыве: мероприятия по предотвращению повторных взрывов; мероприятия по предотвращению загораний и пожаров; мероприятия и средства по тушению очагов пожаров; действия лиц, участвующих в ликвидации последствий аварии (производственного персонала, служащих и производственного персонала из нештатного аварийно-спасательного формирования организации, профессиональной аварийно-спасательной службы (формирования), при наличии).
4. При других авариях: мероприятия по предотвращению дальнейшего развития аварий; мероприятия по спасению людей, застигнутых аварией; действия лиц, участвующих в ликвидации последствий аварий и спасении людей; мероприятия по предотвращению последующего пожара; мероприятия по предотвращению возможного взрыва.
При этом учитывают опасности и условия эксплуатации (отраслевую специфику) конкретных производств.
Приложение N 9
к Руководству по безопасности
«Рекомендации по обеспечению готовности
к локализации и ликвидации последствий
аварий на взрывопожароопасных
производственных объектах хранения
и переработки растительного сырья»,
утвержденному приказом Федеральной службы
по экологическому, технологическому
и атомному надзору
от 3 июля 2018 г. N 287
Журнал проведения учебно-тренировочных занятий
(наименование объекта, организации)
Дата и время проведения учебно-тренировочных занятий (учений) | Вид условной аварии и место ее возникновения (с указанием соответствующей позиции в Плане мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварии) | Содержание задания по локализации и ликвидации последствий аварии | Фактическое выполнение задания по локализации и ликвидации последствий аварии | Дата и номер Актов проведения учебно-тренировочных занятий (учений) их результаты | ||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Порядок и время оповещения людей, застигнутых аварией | Порядок оповещения участвующих в учебно-тренировочных занятиях (учениях), в том числе действия лица, оповещающего об аварии (ответственного руководителя) | Время вызова/прибытия профессиональных аварийно-спасательных служб (формирований) в организацию | Порядок выполнения мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварии | Время вызова/время прибытия должностных лиц | Время, затраченное на выход (вывод) людей из места аварии на объекте | Порядок и время оповещения людей, застигнутых аварией | Порядок оповещения участвующих учебно-тренировочных занятиях (учениях), в том числе действия лица, оповещающего об аварии (ответственного руководителя) | Время вызова/прибытия профессиональных аварийно-спасательных служб (формирований) в организацию | Порядок выполнения мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварии | Время вызова/время прибытия должностных лиц | Время, затраченное на выход (вывод) людей из места аварии на объекте | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 |
Обзор документа
Разработаны Рекомендации по обеспечению готовности к локализации и ликвидации последствий аварий на взрывопожароопасных производственных объектах хранения и переработки растительного сырья.
Они содержат, в частности, порядок составления планов мероприятий, процедуру их реализации. Урегулированы вопросы назначения ответственных работников.
Прописаны правила организации материально-технического, инженерного и финансового обеспечения операций по локализации и ликвидации последствия аварий на объектах.