тренировка синхронисток на задержку дыхания
В синхронном плавании атмосферно: дольше 4 минут без дыхания, прикрывают нос верхней губой, тоналка на татухах
Главные вопросы о виде спорта, где Россия не проигрывает.
На водном ЧМ в Кванджу Россия буднично доминирует в синхронном плавании:
• уже завоевала 6 золотых медалей – во всех дисциплинах, где участвовали россияне;
• Светлана Ромашина выиграла трижды (в соло и парах) и с 21 золотой медалью стала самой титулованной синхронисткой в истории ЧМ. До рекорда Майкла Фелпса всего 5 побед;
• за все ЧМ у России уже 57 золотых медалей – все остальные страны выиграли 31.
Мы вспомнили архивный текст, раскрывающие секреты синхронного плавания – вы могли этого не знать.
Как они дышат под водой?
Жабр ни у кого нет, поэтому просто ныряют и задерживают дыхание – как обычные люди, а запас кислорода пополняют в те короткие секунды, что голова оказывается над поверхностью воды. Отличие одно – объем легких у синхронисток примерно в два раза больше стандартного (больше 4 литров), поэтому не дышать под водой они могут несколько минут, хотя правила позволяют находиться там не дольше сорока секунд.
Неофициальные рекордсмены – Наталья Ищенко и Светлана Ромашина – обходились без кислорода больше четырех минут. А теперь попробуйте вы.
Что делать, если во время выступления с носа спал зажим?
Такое случается – зажим (пластиковый, силиконовый, резиновый или металлический) исключает попадание воды и воздуха в нос, но при резких движениях может соскользнуть. У каждой синхронистки где-то в купальнике припрятан запасной, но достать его во время исполнения отдельных элементов часто нет возможности – тогда приходится терпеть, контролировать дыхание носом и немного прикрывать его верхней губой.
Слышат ли спортсменки музыку под водой?
Конечно. Для этого в бассейне под водой установлены специальные гидроакустические динамики, синхронизированные с основными – надводными. А еще во время тренировок, когда ведется работа под счет, тренер выстукивает нужный ритм о лестницу бассейна – звук прекрасно передается даже на другой конец и часто раздражает тренирующихся там пловцов.
Почему не выступают в открытых купальниках?
Не слишком ли вызывающ их макияж?
Лица синхронисток должны быть хорошо различимы – мимика важна и судьям, и зрителям с дальних рядов, и телеоператорам. Поэтому косметики не жалеют – накладывают в два-три слоя, пусть вблизи это смотрится немного противоестественно. Как ни странно, водостойкой пользуются редко, а вот тени смешивают с вазелином – так их не смывает.
Что у них с прическами?
Тщательно укладывать волосы тоже требуют правила – для этого используется обычный пищевой желатин. Его растапливают в кипятке, тщательно размешивают и, слегка остудив, наносят на волосы толстым слоем. Форму прическе придает почти сотня заколок-невидимок, а вот сдирать с головы застывшую желатиновую корку потом приходится шампунем под очень горячей водой несколько часов – пока не отмокнет.
Почему синхронистки (а теперь и синхронисты) не делают себе татуировок?
Делают и очень многие (вспомнить хотя бы семнадцать разноцветных бабочек на спине и ниже у Анастасии Давыдовой), но все те же чопорные правила синхронного плавания запрещают синхронисткам демонстрацию татуировок. Выход один – закрашивать их несмывающимся тональным кремом.
А что еще нельзя в синхронном плавании?
На самом деле много чего. Например, касаться дна. Останавливаться во время выступления. Надевать что-то еще, кроме купальника. Иметь любые ювелирные украшения. Выбирать звуковое сопровождение с большими перепадами громкости. Выполнять на суше (так здесь называют бортик бассейна) поддержки, башни и другие водные элементы. А мужчинам в миксте даже хотели ввести «стандарт гладковыбритости» – запретить бороды и щетины, но, видимо, осознали, что пока время еще не пришло.
Были ли времена, когда в синхронном плавании выигрывал кто-то кроме России?
Трудно поверить, но да. Более того, до 1998-го года Россия вообще не знала, что такое медали в синхронном плавании ни на чемпионатах мира, ни на Олимпиадах. А до этого попеременно побеждали то канадки, то американки, распределив между собой 21 золото чемпионатов мира, прежде чем Ольга Седакова в австралийском Перте прервала гегемонию.
«Могу не дышать четыре с половиной минуты». Как тренируются лучшие синхронистки в мире
За десять лет совместных выступлений Светлана Ромашина и Наталья Ищенко успели стать пятикратными олимпийскими чемпионками и завоевать внушительную связку медалей на чемпионатах мира и Европы. Вскоре после возвращения из Рио Наталья решила завершить карьеру, а Светлана взяла паузу на рождение дочери и даже успела поработать тренером, помогала Татьяне Данченко настраивать программы Светланы Колесниченко.
«Еще в Рио поняла, что это не конец. Знала, что следующий этап — это рождение ребенка, но чувствовала, что еще не наплавалась. Два года назад в Будапеште попробовала себя в качестве тренера. Было как-то не по себе. Не понимала, почему стою у бортика, когда должна быть в воде».
В южнокорейском Кванджу, где сейчас разыгрывают медали чемпионата мира по водным видам, Ромашина снова на привычном месте — в бассейне. Выступает сольно и в дуэте со Светланой Колесниченко. И серьезно претендует на звание самой титулованной синхронистки мира. Уже сегодня она может выиграть свое 21-е золото.
Sport24 узнал у Ромашиной, сколько часов нужно провести на воде и под водой, чтобы добиться полной синхронности.
На суше
— Обычно тренировка начинается в 8 утра. В 7:45 — легкая разминка у бортика. А вот в 12:30 перемещаемся из бассейна в зал. Здесь основной упор на упражнения для пресса и спины. И, конечно, работаем над растяжкой. У нас такая специфика, что растяжку важно показать мышцами, а не как в художественной гимнастике, поэтому достаточно много времени уделяем силовым упражнениям.
«Если не двигаться, могу не дышать под водой больше четырех минут». Как готовятся олимпийские чемпионки по синхронному плаванию
Красочная фотоистория о Наталье Ищенко и Светлане Ромашиной, которые стали трехкратными олимпийскими чемпионками в Лондоне, а сегодня выиграли в Рио.
За десять лет совместных выступлений Наталья Ищенко и Светлана Ромашина успели завоевать внушительную связку медалей, но каждое утро неизменно начинают на базе спортивного клуба «Юность Москвы», где их встречает тренер Татьяна Данченко.
«В 7:45 – разминка у бортика, – рассказывает Наталья Ищенко про свое расписание. – В 8:00 – прыжок в воду. Через четыре с половиной часа перемещаемся из бассейна в зал. Здесь основная работа на пресс, еще закачиваем спину и работаем над растяжкой. После каждой тренировки – массаж. Перекусывать иногда приходится прямо в бассейне. Кусочек шоколада, несколько орешков или горстка сухофруктов всегда под рукой».
Во время подготовки к крупным соревнованиям девушки переходят на двухразовый режим тренировок. Вечернее погружение в воду в этом случае планируется на 18:00. Тренировка длится четыре часа, дальше – свободное время, которое обычно тратят на сон. Выходной случается раз в пять дней, независимо от дня недели.
Каждую тренировку снимают на видео. Но в кадр попадает только надводная часть программы. Движения под водой спортсменки должны контролировать сами.
«Под водой всегда кто-то считает, – объясняет Светлана Ромашина. – Счет особенно важен в групповых упражнениях – слишком много человек. Мы это называем «мычать под водой». Выбираем на эту роль обычно ту, у которой громче всех получается».
Оценивая каждую программу, судьи обращают внимание на синхронность, скорость выполнения элементов и высоту выхода из воды.
«Когда делаем выталкивание, стремимся к тому, чтобы плечи оказались как можно ближе к поверхности воды, – говорит Светлана Ромашина. – На тренировках даже есть специальное упражнение – вертикаль. Во время его исполнения стоим вниз головой и максимально долго держим ноги вместе».
«Чтобы выработать чувство ритма, обязательно ходим на танцы, а перед погружением в бассейн проходим всю программу в зале, – рассказывает Ромашина. – У кромки бассейна повторяем все еще раз, на руках. Так развиваем мышечную и музыкальную память».
Программа длится около 5 минут. Но подготовка к ней занимает больше 2 часов. Это время девушки тратят на то, чтобы нанести макияж и уложить волосы. К косметике только одно требование – она должна быть водостойкой. А вот для фиксации волос используют пищевой желатин. На стандартную прическу уходит примерно одна пачка желатина. Волосы от него не портятся. Главная проблема – смыть его с головы после выступления. Это можно сделать только очень горячей водой, отмокать в которой придется не меньше часа.
Чем быстрее девушки двигаются под водой, тем больше кислорода тратят, поэтому во время плавательных тренировок активно развивают легкие.
«Есть одно упражнение – 8 по 50 на задержке дыхания, – рассказывает Светлана Ромашина. – Делаешь глубокий вдох, проплываешь 50 метров, потом дышишь 10-15 секунд – и в обратный путь, но уже без дыхания. И так восемь раз. С самого детства так плаваем. Если не двигаться, вообще могу не дышать четыре с половиной минуты».
«В правилах есть ограничения : не больше 45 секунд за одну связку под водой без дыхания, – поясняет Наталья Ищенко. – Но все равно получается, что больше половины программы не дышим. Выступление заканчиваем практически на автопилоте – кислорода не хватает, сил не остается».
Наталья Ищенко – одна из самых титулованных спортсменок в составе сборной России. Кроме того, она первая синхронистка в истории, которой удавалось выиграть все 4 вида соревнований: соло, группу, дуэт и комбинацию.
К постановке программ приступают минимум за полгода до первого старта. «Никогда не показываем программу, пока она не отшлифована. В сборной есть предельно четкая установка: любое место, кроме первого, – провал», – объясняет Светлана Ромашина.
С 2000 года российские синхронистки не проиграли ни одного соревнования.
На Олимпиаде в Лондоне Наталья Ищенко и Светлана Ромашина стали единственными спортсменками в российской команде, которым удалось завоевать сразу две золотые медали. Сначала они выиграли в соревнованиях дуэтов, а потом помогли сборной еще и в группе.
Фото: Андрей Голованов и Сергей Киврин
Фото анонса: РИА Новости/Антон Денисов / Алексей Куденко
Сколько вы делаете макияж и как долго умеете задерживать дыхание? 10 наивных вопросов синхронистке
— Сколько времени наносите макияж перед стартом?
— В зависимости от того, сколько есть времени после разминки. Если есть пять минут, то пять. Если двадцать, то двадцать. Конечно, мы готовимся заранее. В день старта уже знаем, как и чем будем краситься. Но все равно, когда команда из восьми человек и все должны накраситься одним и тем же, это занимает определенное время.
На укладку тоже уходит по-разному. Кто-то любит медленно делать — полтора часа, кто-то побыстрее — за полчаса справляется. Количество времени на смывание желатина с волос зависит от того, как складывается твоя жизнь после выступления. Если ты сразу пошел в душ, то, конечно, быстро происходит. А если ты проходил полдня — церемония награждения, допинг-контроль, ужин — и приезжаешь под конец вечера, то желатин превращается в корку на голове, которую смыть проблематично. На это уходит около часа.
— Синхронисток часто узнают на улице?
— К сожалению, нет. Знаю, что в других странах синхронистки вообще суперзвезды. Например, в Испании. Хотя, по-моему, они ни разу не были на вершине пьедестала. У нас обратная история. Наталью Ищенко очень часто узнавали за границей, в том же Китае. А в России — нет.
— Какая самая частая травма у синхронисток?
— Переломы носа, пальцев, вывихи, коленная чашечка вылетает. Все, что связано с переломами, происходит из-за близкой работы с другими девочками в группе. Грыжа и травмы коленных суставов случаются из-за перенагрузки.
— У синхронисток есть идеальные параметры тела?
— Их не существует. За всю историю синхронного плавания не было такого, чтобы мы были одного роста и похожи друг на друга. Рост колебался от 160 до 180 сантиметров. На суше эти 20 сантиметров разницы видно, а в воде — незаметно. Кто-то должен быть помощнее, а кто-то наоборот — «дюймовочкой», чтобы вылетать на поддержках.
За весом у нас следят, но в основном это делают сами спортсменки. У нас нет жесткого контроля или недельного взвешивания. Мы столько тренируемся, что редко отказываем себе в еде.
Можно ли попасть в сборную без стройных ног? Скорее всего, нет.
— Где проще выступать: в группе или в дуэте?
— Я выступала и там, и там. Могу сказать, что это совершенно две разные вещи. Нельзя сказать, где сложнее. В каждом выступлении есть свои нюансы. В группе нужна слаженная командная работа, помимо себя ты должен контролировать семь человек. В дуэте настолько видно каждую мелочь, что ты должен сделать все максимально точно. От этого тяжело.
— Какие проблемы возникают с экипировкой?
— Чаще всего шапочки рвутся. Мы их надеваем на разминку на нашу прическу, где торчат шпильки. Поэтому такое случается. Иногда болит нос от зажима, если он тебе не подошел по размеру. Рвутся ли купальники? Нет. Мы же худенькие. Почему они должны рваться?
— Вы слышите музыку во время выступления?
— Конечно. В подводных динамиках музыку слышно не так хорошо, как на поверхности. Но мы ориентируемся во время выступления именно на музыку.
— Как долго синхронистка должна уметь задерживать дыхание?
— Она не должна. Сейчас такой регламент, что во время выступления нельзя заныривать больше чем на 40 секунд. Это связано с тем, что некоторые спортсменки — из других сборных, не из нашей — заныривали до такой степени, что начинали терять сознание. Поэтому решили поберечь здоровье спортсменок. «Дыхалка», конечно, важна. Она у всех разная. Думаю, на минуты три каждая спортсменка точно сможет занырнуть.
— Сколько тренируются синхронистки сборной России перед важными стартами?
— У нас нет такого, как в других видах спорта, — межсезонья, периода сборов. У нас постоянный сбор, мы круглогодично тренируемся по 10-12 часов вне зависимости от того, когда и какие у нас старты. Во время соревнований мы не можем тренироваться столько, сколько захотим. Все страны находятся в равных условиях, но все зависит от того, сколько дисциплин привезла страна. Если сборная приехала только с дуэтом, то ей дается меньшее количество времени на тренировку. Если команда участвует во всех дисциплинах, то выделяется больше.
— Серебро для сборной России по синхронному плаванию — это поражение?
— Если такое не дай бог случится, то вы — журналисты — именно так это и расцените. Для меня любая медаль — это медаль. Наверное, серебро будет поражением, учитывая, что мы столько лет подряд побеждали. Вероятно, воспримется так, но смотря с чем сравнивать.
Почему никто не может нас подвинуть с первого места? Больше ни у кого нет таких замечательных тренеров. Самоотдача и меняемость постановок — это составляющие успеха. Дальше уже идет тяжелый труд и работоспособность. Это армия для девочек.
Наталья Ищенко: «Однажды задержала дыхание на 3 минуты 40 секунд»
Наталья ИЩЕНКО
Родилась 8 апреля 1986 в Смоленске.
Путь в большой спорт начала в Калининграде.
В сборной России с 2005 года.
Трехкратная олимпийская чемпионка (2008, 2012). 19-кратная чемпионка мира (2005, 2007, 2009, 2011, 2015). 12-кратная чемпионка Европы (2006, 2008, 2010, 2012, 2016).
В 2013 – 2014 годах брала перерыв в карьере в связи с рождением ребенка.
О чем можно говорить с человеком, который на протяжении многих лет ежедневно проводит в бассейне более десяти часов? Наталья Ищенко, с которой мы встретились за несколько дней до отъезда российских синхронисток в Бразилию на подмосковной тренировочной базе «Озеро Круглое», отреагировала мгновенно:
– Я могу бесконечно говорить о своем ребенке.
– Который от вас оторван в силу обстоятельств?
– Совсем даже нет. Я даже живу сейчас не на базе, а на даче, которую мы снимаем по-соседству в коттеджном поселке. Этот вариант оказался удобен для всех: и ребенку хорошо, что мама каждый день рядом, и мне спокойнее. Да и от тренировок отвлекает, разгружает голову. Просто оставить сына на полгода и куда-то уехать я бы не смогла никогда.
– Ваша партнерша по дуэту Светлана Ромашина тоже уезжает вечером домой?
– Нет, остается на базе. Сначала было тоже хотела снять жилье в поселке, но потом решила, что в этом нет никакого смысла. Не так много потерпеть осталось.
НЕРВНИЧАТЬ ПРОСТО НЕКОГДА
– Ваш вид спорта очень специфичен – в том смысле, что вы всегда едете на те или иные соревнования с тем, чтобы их выигрывать. Не представляю, если честно, сколь солидный запас прочности нужно для этого иметь.
– Дело наверное прежде всего в психологии. Понятно, что груз ответственности никуда не девается, постоянно давит, что все всегда ждут от нас только победы и вообще не рассматривают никакого другого результата, когда речь заходит о синхронном плавании, но вот я, например, волнуюсь всегда, будь то Олимпийские игры, чемпионат мира, Европы или показательные выступления. И очень хорошо отдаю себе отчет в том, что многие ждут от нас ошибок. Что мы поднадоели своими победами.
– Вы действительно так думаете?
– А что здесь удивительного? Применительно к спорту все хотят интриги. А мы побеждаем и побеждаем. Лично меня, скажу вам по секрету, отсутствие интриги устраивает.
– Выступая в дуэте, вы успеваете волноваться по ходу комбинации и за партнершу тоже?
– Нет. Я волнуюсь исключительно до выхода на старт. Как только началось выступление – все. Волнение как рукой снимает. Возможно, все дело в слишком высокой степени концентрации: приходится контролировать очень много вещей. Концентрироваться на программе, на синхронности, на музыке, на выполнении каждого отдельно взятого элемента, и нервничать становится просто некогда. Поэтому я давно знаю: сколь бы сильным ни было волнение, оно длится лишь до тех пор, пока Света не начала считать. Пять, шесть, семь, восемь – и пошли уже работать безо всяких нервов.
– Не знаю, как ответить. Я получаю большое удовольствие от того, что я делаю, и когда получаю медаль, это как подтверждение, что работа сделана так, как надо, что все мои усилия были не напрасны. Но это, конечно же, прежде всего работа. Очень тяжелая. Особенно сейчас, после рождения ребенка.
– Каждый раз, когда вы выступаете, будь то в одиночку или в дуэте с Ромашиной, невозможно не отмечать громадное превосходство над соперницами. Другими словами, вы – недосягаемы. Нет сожаления при этом, что стартуете так редко?
– В этом тоже есть определенный смысл. Во-первых, при большом количестве стартов программы начинают «замыливаться», а в нашем виде спорта новизна программ и свежесть их восприятия – одна из составляющих успеха. Во-вторых, у нас нет коммерческих стартов. Если бы они существовали, вполне допускаю, что мы участвовали бы в них: почему не заработать денег, если есть такая возможность? В реальной ситуации стартовать чаще – значит, чаще выходить на пик формы, а это сложно. Дело ведь не в том, чтобы выйти и выиграть. А в том, чтобы исполнить программы совершенно безупречно, без единой помарки. Поэтому мы много лет работаем в режиме двух стартов в году. Либо это чемпионат Европы и Кубок мира, либо Кубок Европы и чемпионат мира. Или как в этом сезоне – чемпионат Европы и Олимпийские игры. Перед главным стартом мы дополнительно стараемся провести показательные выступления – проверить программу.
ПРИВЫКНУТЬ МОЖНО ПОЧТИ КО ВСЕМУ
– Можно ли объяснить словами, чем состояние пика формы отличается в синхронном плавании от обычной рабочей готовности?
– На пике формы меняются даже мышечные ощущения – они невероятно обостряются. Когда приходишь в бассейн после отдыха, таких ощущений в воде нет, они теряются. Теряется «вертикаль»: ты можешь отклониться от нее на несколько градусов и даже не почувствовать этого.
С набором формы приходит внутренняя уверенность. У нас очень важно «дожить до конца» – то есть выполнить программу так, чтобы даже на самых последних секундах, когда накапливается очень большая усталость – не терять качества и высоты исполнения элементов. Это тоже нарабатывается. Если в начале сезона случаются какие-то функциональные «ямы», то на пике их быть уже не может. Очень важно все правильно рассчитать и попасть в нужный момент именно в то состояние, когда уверенность, силы и внутреннее самочувствие сходятся в максимальной точке, а программа отработана настолько, что о ней практически не думаешь.
– Возможно, прозвучит глупо, но самой страшной составляющей в вашем виде спорта мне всегда казались длинные подводные связки, которые длятся более сорока секунд: наверняка ведь приходится бороться с ощущением, что может не хватить воздуха?
– Это есть. Более того, к этому ощущению совершенно невозможно привыкнуть. Когда после длительной задержки дыхания ты делаешь вдох, бывает, что весь кислород сразу уходит в мышцы, но не насыщает их, и мышцы начинают неметь. Это состояние ужасно. Но когда программа наработана и организм в достаточной степени привыкает к нагрузке, страх притупляется.
– До какого временного предела простирается зона подводного комфорта у вас лично?
– Привыкнуть, как показывает практика, можно почти ко всему. Когда мы ставили «Русалок» и отрабатывали первую часть программы, мне, честно говоря, казалось, что целиком эту постановку мы не вытянем никогда – придется облегчать. Но ведь наработали же? Если говорить о задержке воздуха в статике, у меня она однажды составила три минуты сорок секунд. Но это был просто эксперимент: мы «висели» под водой в абсолютно неподвижном состоянии. Когда двигаешься, переносить задержку воздуха становится значительно сложнее.
– Существуют какие-то специальные приемы, позволяющие тренировать подводную выносливость?
– Главное тут – побороть себя психологически. Не бояться, что не хватит воздуха, но при этом четко понимать, где находится грань, за которой идет потеря сознания. А так – мы очень много плаваем без дыхания, и в вертикалях работаем на длительной задержке. Но конкретно те подводные связки, которые есть в программе, можно натренировать только исполнением программы, больше ничем. Там же важна не только задержка дыхания, но и определенный ритм работы, темп. Если помните, на Олимпийских играх в Пекине был случай, когда одна из девочек японской команды потеряла сознание под водой и ушла на дно прямо во время выступления. Такое тоже бывает, правда, большей частью на юниорском уровне, когда приходится делать медленные фигуры. У взрослых – редкость.
ОДНАЖДЫ МЕНЯ УЗНАЛИ ПО КАШЛЮ
– Ваш вид спорта уникален еще и тем, что крайне велики энергозатраты: если в той же гимнастике спортсменкам приходится постоянно бороться с лишним весом, то у вас проблема – не потерять его.
– Лишний вес у меня тоже был – в переходном возрасте. Но поправлялась я очень удачно – прибавлялось на всех частях тела понемногу. Над теми, у кого бывает лишний вес, обычно подсмеиваются: мол, жир легче воды, поэтому толстеньким и работать проще.
– Это действительно так?
– Нет, конечно. Любой лишний вес делает работу сложнее. Но у взрослых спортсменок вес действительно очень быстро уходит. Во время беременности я, например, поправилась на 17 килограммов, а когда начала тренироваться, все эти килограммы полностью ушли за три месяца, при том что я ела все, что хотела.
– Возвращаться, получается, было не так сложно?
– Я очень боялась, что будет тяжело, что я вообще не смогу этого сделать. Но когда вернулась, то поняла, что на самом деле вернуться вообще не оказалось проблемой.
– Синхронисток мало кто способен узнать в лицо «на берегу». Вас это не обижает?
– Абсолютно нет. Один раз был просто анекдотичный случай – после Олимпиады в Лондоне. Меня пригласили на радио, а я, как назло, сильно простудилась и всю передачу кашляла. Потом вызвала такси, сижу на заднем сиденье и продолжаю кашлять. В этот момент водитель и спрашивает: «Девушка, а вы случайно не Наталья Ищенко? Я вас по кашлю узнал!»
– Чего вам больше всего не хватает в вашей нынешней жизни?
– Свободного времени. И возможности почувствовать себя девушкой, а не спортсменкой. Надеть каблуки, платье. Иногда по выходным это, разумеется, удается, но большей частью приходится ходить в спортивном костюме и кроссовках. Ну или в купальнике.
– А как вы относитесь к макияжу?
– Люблю его. Но в обычной жизни он у меня максимально легкий.
– Вы бы согласились уехать в другую страну работать в шоу, если бы получили такое предложение?
– По крайней мере подумала бы об этом. На самом деле жаль, что таких шоу в нашем виде спорта нет. Мне кажется, людям было бы интересно увидеть своими глазами тех, кого они видят на экране. Не у всех ведь бывает возможность приехать на те же Олимпийские игры. А кроме того, выступать, не испытывая колоссальной психологической нагрузки, должно быть колоссальным удовольствием, как мне кажется. Другими словами, почему бы и нет?
– Думаете ли вы о возможном продолжении спортивной карьеры?
– Пока я думаю только о Рио.
Выделите ошибку в тексте
и нажмите ctrl + enter