тренировка соло на гитаре
С чего начать гитарное соло: 5 полезных примеров
Учимся просто и эффективно начинать гитарное соло.
Сегодня мы поговорим о том, с чего начать гитарное соло в собственных композициях. Для рассмотрения пяти эффективных отправных точек мы будем использовать самую простую и доступную гамму — Ми-минорную пентатонику. Несмотря на то, что примеры используют ноты этой гаммы, постарайтесь предварительно немного потренироваться.
Примеры сыграны в темпе 72 удара в минуту и на первый взгляд могут показаться несколько скучными. Не забывайте, что играть их можно в любом темпе и в музыке любого стиля.
Схема Ми-минорной пентатоники:
Схемы аккордов, используемых в примерах:
Мы подготовили специальный минус, под который можно тренировать свои навыки:
Бенды в духе Закка Уайлда
Тяни струну и пусть она ревет!
Знаменитый викинг из Black Label Society Закк Уайлд начинает подобным образом соло-партию в композиции ‘Concrete Jungle’. Закк делает невероятно длинные и тянучие бенды, используя на гитаре эффект толкбокса.
Зажмите струну на втором ладу и медленно тяните ее до тех пор, пока струна не начнет звучать так, будто бы зажата на четвертом ладу. Подтяжка дополнена двумя нотами и проездом медиатором (прием pick scrape) по приглушенным струнам от 12 лада.
Во время игры подобного соло стоит использовать педаль дисторшна для добавления дополнительного сустейна и плотности звуку.
Начало в духе легенд
Тяни струну и дополняй ее гаммой
Сразу отвечаем, почему это начало в духе легенд. Дело в том, что простая и эффективная формула «Бенд + гамма» была использована в превеликом множестве классических гитарных соло. Просто послушайте соло в таких песнях, как Led Zeppelin — Stairway To Heaven, Dire Straits — Sultans of Swing и Cream — White Room.
Начните соло с простой подтяжки, а затем перейдите в минорную пентатонику, движущуюся вверх или вниз. Наш пример начинается с высокого звука, поэтому дальнейшее развитие музыкальной идеи идет вниз, но эксперименты никто не отменял. Попробуйте разные вариации, чтобы найти подходящее начало для собственного соло.
Ниже, еще ниже
Басовые ноты в качестве мелодии
Когда мы говорим «гитарное соло», у большинства людей в голове появляются ассоциации с ревущими бендами и невероятно быстрыми, практически зубодробительными запилами. При этом подразумевает использование очень высоких звуков.
Использование басовых струн в качестве открывающих звуков соло может быть не таким ярким по звучанию, но зачастую такой ход является прекрасным и запоминающимся решением представления слушателю новой секции композиции. К примеру, Ангус Янг прибегает к помощи такого хода в композиции ‘Back In Black’, а Джими Хендрикс начинает соло с прохода по басовым струнам в небезызвестной ‘Hey Joe’.
В нашем примере соло начинается со слайда вниз на шестой струне, который переходит в небольшую мелодическую идею, состоящую из прочих низких звуков.
Аккордовая основа
Использование нот, входящих в аккорды аккомпанемента
Использование нот, входящих в аккорды аккомпанемента, может стать хорошей альтернативной минорной пентатонике. Помимо этого, такой ход на все 100% гарантирует попадание в партию аккомпанемента. Подобный ход можно услышать у Дэвида Гилмора в композиции Pink Floyd ‘Comfortably Numb’, где Гилмор начинает соло на тех же звуках, сыгранных на октаву выше.
Не переживайте о какой-либо теории или музыкальной эстетике. Следуйте нашей табулатуре и вы заметите, что каждый звук в примере соотносится с аккордами аккомпанемента.
Вверх-вниз
Сначала спуститься по гамме, затем подняться
Эту идею мы подсмотрели у блюз-рокового гитариста Эрика Гейлса.
Суть заключается в том, чтобы начать играть минорную пентатонику на высоких звуках, а затем постепенно опускаться ниже. В приведенном примере соло начинается на первой струне, а затем плавно движется к четвертой.
Чтобы мелодическая идея выглядела законченной, повторите все тоже самое в обратном порядке. То есть, в зависимости от того, в какую сторону было первоначальное движение, в продолжении соло двигайтесь в обратном направлении.
Такой ход является отличной отправной точкой для любого соло, а также хорошо совмещается с остальными примерами, о которых мы говорили выше — просто попробуйте начать соло с подтяжки, а затем перейти в движение «вверх-вниз», или используйте проезд медиатором по струнам в самом начале.
Также разнообразить практически любое соло помогут 8 блюзовых приемов, о которых многие почему-то забывают.
Как играть соло на гитаре. Советы и примеры для начинающих гитаристов.
Как играть соло на гитаре, с чего начать?
Что такое соло? В каком месте играется и что подразумевает понятие «Играть соло»?
Гитарное соло – это отдельная часть композиции, которая может располагаться в различных ее местах. Это означает, что одна из гитар отходит от привычной игры риффов, и начинает исполнять сольную партию – мелодию, основанную на основной теме песни.
Многие гитаристы считают гитарные соло одной из самых основных вещей в любой песне. И оно понятно – потому что через него выражаются эмоции, оно подчеркивает композицию, делают ее более напряженной, агрессивной, или наоборот – более минорной и печальной. Даже при наличии грустного текста и красивого перебора – все настроение создается именно гитарными соло.
Играться оно может вообще в любом месте композиции, но как правило, оно исполняется между последним куплетом и последним припевом. Однако это правило часто нарушается в современной музыке – например, в таком жанре, как прогрессивный рок, структура композиций вообще неоднородна – и там может быть несколько соло подряд. А вот в таком направлении тяжелой музыки, как сладж, пассажей может и не быть вовсе. Поэтому все зависит от ситуации и вашего полета фантазии – если вы хотите сделать несколько соло подряд – то почему бы и нет.
С чего начать играть? Теория или сразу практика
Будем честными – лучше всего, конечно, начинать учить теорию. В нее входят различные боксы гамм, пентатоник, ладов, а также обязательно знание нот. Это значительно упростит вам процесс импровизации на гитаре, а, следовательно, придумывания пассажей. Вы четко будете знать, что и как делать, будете помнить, как звучат ноты, и где они находятся на грифе.
Однако, в целом, научиться можно и просто практикуясь игре. Вы сможете научиться правильно придумывать сольные пассажи и играть на слух просто выучив очень много музыкальных фраз, но учтите – это будет намного дольше, чем обучение теории. Более того, такой подход может просто привести к тому, что в один момент вы застрянете на определенном уровне, выше которого подняться уже не сможете – и помочь в этом сможет только теория.
В идеале, вы должны уделять одинаковое количество времени как практике, так и теоретическим занятиям по музыке. Это даст больше пространства и данных для обучения – и значительно ускорит весь процесс. Именно вопросу того, как научиться играть соло и посвящена данная статья.
Уроки соло на гитаре. Можно ли научиться играть самостоятельно?
Однако тут вступает в силу другой вопрос – помимо уроков музыкального плана вам придется смотреть также уроки и техники игры. Это гораздо важнее, поскольку все ваши возможности напрямую зависят от постановки вашей левой и правой руки – а правильно их поставить может только преподаватель. А без правильного положения вы можете забыть о скоростных пассажах, свипе, и подобном – поскольку не сможете сыграть это физически. Поэтому лучший вариант – это, конечно, записаться к преподавателю. Однако если такой возможности нет – то вы вполне можете заниматься по видеоурокам, главное не торопиться и следить за техникой.
Что требуется чтобы научиться играть соло
Как строится и из чего состоит сольная партия
Гитарное соло – это самый душевный и эмоциональный момент песни. Это момент, когда гитарист вкладывает все свои мысли и эмоции в гитарную мелодию, передавая их слушателю. Он рассказывает таким образом целую историю, только общается на языке звуков, тонов и полутонов.
Именно поэтому можно сказать, что в сочинении соло нет никаких ограничений. Оно может строиться так, как угодно вам, и состоять из стольких частей, скольких вам надо. Например, известная композиция Нила Янга Cortez The Killer открывается сольной партией, которая звучит три с половиной минуты, не заканчиваясь даже тогда, когда вступает вокал. Почти все инструментальные композиции Пола Гилберта имеют в себе соло, каждое из которых по-своему уникально.
Самое главное в сочинении соло – это чувствовать музыку, понимать, что вы хотите им сказать, какие мысли и эмоции донести.
Какие виды соло бывают? Примеры
На самом деле, видов соло просто огромное количество – почти столько же, сколько гитаристов, однако мы все же постарались немного структурировать этот вопрос, и попробовать ответить на него.
Можно ли играть соло на акустической гитаре?
Конечно же можно. Соло можно играть даже на басу, чего уж говорить про акустический вид инструмента. Существует огромное количество песен не в электричестве, где играются крайне запоминающиеся соло-партии. Например, Agalloch – A Desolation Song, Panopticon – Idavoll, множество песен Blackmore’s Night, Led Zeppelin. Зачастую подобные соло звучат даже лучше, чем на электрогитаре – ведь акустика имеет ни с чем не сравнимую глубину и объем звучания.
Чему можно научиться прямо сейчас. Практика.
Боксы, пентатоники, гаммы
Соло на гитаре для начинающих всегда начинается с боксов и гамм. Ниже представлено несколько подобных схем, которые стоит выучить для того, чтобы иметь примерное представление о том, что играть в той или иной ситуации.
Игра под аккорды
Еще один действенный способ практики уже после того, как вы закончили учить боксы – соло на гитаре, аккорды к которому закольцованы. То есть условно говоря с компьютера вы включаете трек, в котором звучит последовательность аккордов в определенной тональности, под которую вы можете играть. В этом вам помогут так называемые One-Chord Backing Tracks. Просто прогуглите это, и вы увидите кучу роликов на ютьюбе, где аудиодорожка состоит из небольшого аккомпанемента и повторяющейся аккордовой последовательности. Смотрите примеры такого видео ниже.
Трек в тональности Am (hard rock)
Трек в тональности G (поп-рок)
Работа над техникой
Кроме того, стоит поделать различные тренировки на гитаре для поднятия своего навыка игры и техники. Это очень важно для исполнения сольных партий, поскольку именно от этого зависит скорость и ваше личное мастерство игры.
Выучите простое соло. Вообще – учите больше соло
Совет, на самом деле, очень действенный. Постоянно учите новые соло, до которых только сможете дотянуться. Это будет увеличивать ваш запас музыкальных фраз, а также приемов, которые можно использовать в сочинении своей музыки. Кроме того, ваша техника также будет постепенно улучшаться – организм будет подстраиваться под то, чтобы сыграть то, что вы учите в том темпе и таким образом, каким оно должно играться.
Тренировка для гитариста – учимся играть быстро
Если вы серьезно занимаетесь музыкой и планируете в будущем играть сложные композиции, необходимо уделять время тренировкам. Мастерство всегда требует больших затрат времени и сил. Поэтому подходить к занятиям нужно со всей ответственностью. В этой статье мы рассмотрим различные упражнения для развития скорости и чистоты игры на гитаре, тренировке чувства ритма. А начнем с разогрева рук.
Разогрев рук перед игрой
Возьмите себе за правило разминать руки перед игрой. Разминка должна стать неотъемлемой частью ваших тренировок и выступлений на публике. И чем больше времени вы будете ей уделять – тем лучше.
Во-первых, напрягая неразогретые мышцы, вы рискуете их травмировать. Тендинит (воспаление сухожилий) и артрит (воспаление сустава) – профессиональные болезни гитаристов. Банальная разминка сильно уменьшает риск травм.
Во-вторых, гимнастика для рук сильно повышает эффективность тренировок. Попробуйте разминаться перед игрой – и почувствуете, насколько быстрее и точнее стали бегать по грифу ваши пальцы. Личное наблюдение: без разминки максимальная скорость исполнения пассажей падает на 25-30%.
Гимнастика состоит из 2-х частей: с гитарой и без нее. Сначала вам нужно отложить инструмент в сторону и подготовить руки. Начните с предплечий и кистей – сделайте несколько десятков круговых вращений в обе стороны, как на физкультуре.
Затем идет растяжка пальцев. Старайтесь развести пальцы левой руки в стороны на максимальное расстояние. Сначала тянитесь без помощи правой руки, потом с ней. Следите за своими ощущениями – до боли доводить не стоит. Также неплохо будет сгибать пальцы по одному, удерживая все остальные. Если у вас есть эспандер – можно немного позаниматься с ним.
Уделяя этому всего несколько минут в день, вы обезопасите свои руки от травм, а также повысите эффективность тренировок. Особое внимание уделяйте левой руке – именно она нагружается больше всего. Но и о правой забывать не стоит – быстрая игра тоже утомляет ее.
Разминка с гитарой – развиваем чувство ритма
Когда вы сделаете простую зарядку – можно смело браться за гитару. Сходу играть на пределе возможностей чревато неприятностями. Нужно начинать не спеша, постепенно наращивая темп. Поупражняйтесь хотя бы 10-15 минут – и ваши руки скажут вам спасибо.
Сейчас самое время уделить внимание ритму. Ритмичность – основа любой музыки (кроме, разве что, ambient). В каком бы направлении, и на каком бы инструменте вы ни играли – о ритме забывать нельзя.
Начать стоит с медленной игры. Возможно, вам кажется, что играть медленно – это очень легко и скучно? Попробуйте безошибочно попадать в удары метронома 4-ми нотами при темпе 40-50 ударов в минуту. Большинство начинающих гитаристов не смогут этого сделать. Тренироваться нужно на всех скоростях и непременно с метрономом. Метроном – лучший друг и учитель музыканта.
Установите скорость метронома в 60 bpm (ударов в минуту). Сыграйте пассаж, представленный на картинке. Через несколько минут увеличьте скорость до 70 bpm, потом до 80, 90 и так далее.
Пройдите его по кругу несколько раз. Сначала играйте 4-ми нотами, затем 8-ми, затем 16-ми. Можно их комбинировать, чтобы получать простейшие ритмические рисунки, например, галоп (8-8-4 или 16-16-8), или использовать триоли.
Затем пробегитесь по гаммам. Постройте от любой ноты на 6-й струне гамму – и проиграйте ее аналогичным образом. Важно не «засиживаться» в одном месте на грифе. Одинаковое внимание уделяйте как первым ладам, так и самым последним. Ваши пальцы всегда должны бегать уверенно.
Если вы играете медиатором – пробуйте разные способы атаки. Сначала поиграйте пассаж переменным штрихом, затем даунстроком. Владельцам электрогитар рекомендуется упражняться и на чистом звуке, и с перегрузом. Техника игры у них немного отличается, и над ней тоже нужно ежедневно работать.
Если вы торопитесь – позанимайтесь хотя бы минут 10. Это гораздо лучше, чем ничего.
Упражнения для скоростной игры
Научиться играть быстро – это всего лишь половина дела. Многие музыканты могут выдавать и по 20 нот в секунду, но разобрать в этом хоть какую-то мелодию очень тяжело. Дело здесь в правильной настройке звука и чистоте игры. Звук – это очень масштабная тема и заслуживает целого цикла отдельных статей. А вот над чистой игрой нужно работать.
Сначала определите максимальную комфортную для себя скорость. Выберите любимый рифф или простую гамму, включите метроном и проиграйте ее. Затем увеличьте скорость и повторите. Увеличивайте до тех пор, пока в мелодии не начнет появляться «грязь». Небольшие ритмические неточности, скрежет медиатора по оплетке струн, задевание лишних струн – все это сильно портит мелодию. Особенно если в своей музыке вы используете овердрайв или дисторшн.
Когда вы поняли предел своих возможностей – можно приступать к его расширению. Еще раз: забудьте про игру без метронома! Начните с упражнения, описанного выше. Выбирайте любой лад, стройте от него аналогичный пассаж и проигрывайте. Следите за чистотой. Если играете грязно – стоит немного снизить темп или передохнуть.
Не зацикливайтесь на одном упражнении. Надоело играть этот пассаж – переключайтесь на другие лады, на гаммы. Игра любимых произведений ничем не хуже. Выберите интересную быструю композицию или отрывок из нее, разучите – и в бой! Самое главное – сыграть максимально четко. Ни разу не сбиться с ритма. Ни разу не задеть лишнюю струну.
Когда это будет получаться – немного увеличивайте скорость. Всего на 2-3 удара в минуту. Вы почти не почувствуете разницы, и без проблем сыграете разогретыми руками. Даже если вы будете сдвигать порог на 1 bpm в день – уже через месяц получите ошеломляющий результат.
Не забывайте про различные техники игры. Если вам интересен свип – обязательно тренируйте его. Нравится теппинг – добавляйте новые ноты в свои упражнения. Попробуйте, например, двумя руками проиграть пассаж с картинки.
Буква Т в табулатуре показывает, какие звуки играются пальцем правой руки. При игре теппингом обращайте внимание на громкость звучания ноты. У начинающих гитаристов очень хромает извлечение звука мизинцем и безымянным пальцами – следите за этим. Приглушайте все лишние струны, чтобы игра была максимально чистой. Ваша задача – довести свое исполнение на текущей скорости до идеала. И только потом можно переходить на следующий уровень.
Подведем итог
Повторим еще раз, как должна проходить ваша тренировка:
Возможно, такой подход покажется вам скучным. Десятки раз проигрывать один и тот надоевший рифф, к тому же следить за сотнями мелочей. Но вспомните пословицу: «Повторенье – мать ученья». Быстрая игра – это очень сложная техника. Далеко не каждый гитарист может похвастаться чистым исполнением скоростных пассажей. Чтобы достичь вершин мастерства, нужны годы упорных тренировок. Уделяйте всего 40 минут в день этим упражнениям – и результат не заставит себя ждать.
Автор текста – Молянов Павел
Как играть соло на гитаре. Приемы и практические примеры для начинающих гитаристов
Гитарное соло – это кульминация песни, момент наивысшего напряжения в ее композиционной структуре. Оно усиливает основную идею произведения, украшает гармонию и акцентирует внимание на общем настроении трека.
При игре соло гитарист помимо решения творческих задач демонстрирует свой уровень владения инструментом. Поэтому умение сыграть соло отличает хорошего музыканта от обычного.
Стоит ли учить теорию или сразу перейти к практике?
Многие начинающие гитаристы задают себе вопрос: нужно ли тратить время на изучение теоретических основ игры на гитаре или лучше уделить больше внимания практическим навыкам?
Однозначного ответа нет. Все зависит от целей, которые вы перед собой ставите.
Если вы хотите просто вечерами играть соло из любимых песен, то теория вам не нужна. Ищите табулатуры и разучивайте их.
Если же вы хотите заняться творчеством и сочинять собственные сольные партии, то теория необходима. Вы должны не только оттачивать технические приемы, но и учить лады, гаммы, обращения аккордов и многое другое.
Как строится и из чего состоит сольная партия
Фактически гитарное соло — это композиция внутри композиции. Оно может дополнять основную мелодию, рассказывать ее по-другому или вообще противостоять ей.
Соло состоит из набора музыкальных фраз. Эти фразы называются ликами (англ. Lick). В качестве примера — «Stairway to Heaven» от Led Zeppelin. Кружками выделены лики.
Соло-партия песни Stairway to Heaven
Сложность гитарного соло зависит от уровня гитариста и творческих задач.
СОВЕТ! О подходе к обучению.
Когда вы будете учить свое первое соло, старайтесь разбить его на фразы. Это как учить стихи. Вы учите по строчкам, а не пытаетесь запомнить все произведение сразу.
В какой части произведения обычно играется соло?
Соло не имеет четко обозначенного места в структуре песни. Кроме того, в композиции может быть несколько гитарных соло. Особенно, если в группе 2 гитариста.
Например, песня «Devil man» группы Blues Pills начинается с гитарного соло. Но это редкий случай. Чаще всего соло встречается во второй половине песни перед повторением последнего припева. Также нередко соло завершает композицию. Как в песне К. Никольского «Мой друг художник и поэт».
Какие виды соло бывают? Популярные примеры
Все гитарные соло можно условно поделить на 3 большие группы:
Бывает и так, что в одной гитарной партии комбинируются несколько из перечисленных видов соло. Например, «Orion» группы Metallica или «Siberian Khatru» группы Yes.
Соло на гитаре
Мажорная и минорная гамма
В этой главе музыкальная теория представлена в минимальном объеме для общего понимания принципов построения гамм.
Гитарные лики, из которых состоит соло, строятся на основе гамм. Гаммы бывают мажорными и минорными.
При игре соло вы должны учитывать общее настроение композиции и подбирать соответствующую гамму.
Популярные приемы игры
Гитарное соло будет скучным, если его сыграть как обычную мелодию. Для украшения партии гитаристы используют специальные технические приемы. Они не оказывают никакого влияния на гармонию. Ноты остаются те же.
Прием №1 в арсенале любого гитариста. Бэнд — это подтяжка струны пальцем. При этом изменяется высота звучащей ноты. Конечно, вместо бэнда можно сыграть подряд две ноты. Но тембральная окраска музыкальной фразы изменится.
Возьмите гитару в руки и сыграйте ноту Фа на 3 струне (10 лад). Пока звучит нота, не отрывая палец от грифа, подтяните струну вверх к 4 струне. Звучащая нота стала выше.
Бэнд всегда делается на слух. Отрабатывать его необходимо под тюнер, чтобы не фальшивить.
Настоящим мастером бэндов является Джефф Бэк. Послушайте его исполнение песни «Cause We’ve Ended as Lovers».
Межструнные скачки
Данный прием заключается в том, что гитарист играет ноты через 1 или даже 2 струны. Это создает эффект «качелей» или «галопа», поскольку сильно ощущается разница в высоте звучания нот.
Глиссандо
Этот прием иногда еще называют «скольжением». Гитарист играет две ноты не отдельно, а скользит от одной к другой.
Зажмите 3 струну на 5 ладу (нота До) средним пальцем. Не отрывая палец от грифа, переместите его на 12 лад (нота Соль). Сделайте это одним быстрым движением.
Глиссандо может играться как вверх, так и вниз. Примером сольной партии с этим приемом может служить «Perry Mason» от Ozzy Osbourne.
Кстати, если соло начинается из-за такта, то почти всегда гитарист применяет глиссандо.
Восходящее и нисходящее легато
Легато — это прием игры на гитаре с плавным переходом от одной ноты к другой. Легато может быть восходящим (от низкой ноты к высокой) и нисходящим (от высокой ноты к низкой).
Восходящее легато среди гитаристов называется хаммером (от англ. hammer on). Играется следующим образом.
Нисходящее легато среди гитаристов называется пулл-оффом (от англ. pull off). Если суть хаммера заключалась в ударе пальцем по струне, то при игре пулл-оффа вы должны сдернуть палец со струны.
Опять зажмите 3 струну на 12 ладу указательным пальцем. Средним пальцем зажмите эту же струну на 14 ладу. Резким движением сдерните средний палец вниз со струн. Прозвучит нота Соль, но с характерным призвуком от ноты Ля. Обратите внимание, что 1 и 2 струны при игре пулл-оффа звучать не должны.
Вибрато
Этот прием является визитной карточкой любого гитариста. Несмотря на кажущуюся простоту, вибрато является очень сложным техническим приемом. Его суть заключается в том, чтобы создавать искусственное колебание струны и контролировать его.
Играется следующим образом. Сыграйте 3 струну на 12 ладу, а затем раскачайте ее рукой вверх-вниз. Высота ноты меняется. Фактически вы играете микробэнды.
Хроматика
Хроматика — это прием игры на гитаре, при котором интервал между сыгранными нотами составляет полтона.
Сыграйте следующий квадрат под 4 счета. В скобках указано, как долго должна звучать каждая нота.
G (4/4) – F (4/4) – E (4/4) – E (I) – Eb (I) – D (I) – Db (I).
Последовательность E – Eb – D – Db и есть хроматика.
Одноголосный тэппинг
Тэппинг — это прием игры на гитаре, при котором гитарист стучит пальцами по струнам на грифе.
Зажмите 3 струну на 5 ладу. Средним пальцем правой руки резко стукните по этой же струне на 12 ладу. Затем сдерните ее пальцем левой руки. Это и есть тэппинг.
Одноголосый тэппинг — это извлечение звуков по очереди правой и левой рукой.
Популяризовал тэппинг Эдди Ван Хален.
Упражнения для развития техники
Следующие упражнения вы можете выполнять вместе с изучением гитарных техник и разбором своего первого соло.
Боксы пентатоники, гаммы
Простейшей гаммой является пентатоника. На пентатонике построены 90% гитарных соло в роке. Пентатонические гаммы объединяются в боксы. Всего есть 5 боксов пентатоники. Этими боксами можно обыграть любой аккорд. Но для этого нужно знать расположение нот на гитарном грифе.
На рисунках ниже представлены схемы всех 5 боксов для минора и мажора. Белым кружком обозначаются ноты, которые нужно играть в гамме. Черным кружком обозначается нота тоники. Для до-мажор — это нота До, для ми-минора — нота Ми и т. д.
Ваша задача — на основе этих схем самостоятельно подобрать боксы пентатоники для каждой тональности. Обязательно выучите их все.
Боксы минорной пентатоники
Боксы мажорной пентатоники
Играем под аккорды
Отрабатывать выученные гаммы лучше всего под бэкинг-трек. Суть упражнения проста: вы включаете дорожку из последовательности аккордов (или даже одного аккорда) и играете под нее гаммы. При этом вы сами определяете длину нот, интервалы, позиции и т. д.
Цель такого упражнения — понять основной принцип построения сольной партии и отработать гаммы.
Много бэкинг-треков есть на Youtube по запросу «guitar backing track». Также вы можете записать собственный бэкинг-трек и играть под него.
Ниже приведены примеры бэкинг-треков. Попробуйте сыграть под них уже изученные вами боксы пентатоники.
Работа над техникой
Выучите простое соло
Лучшее упражнение — это выучить соло. Помните, что вы отрабатываете легато, тэппинг и другие приемы, чтобы использовать их в игре, а не просто так. Поэтому среди ваших любимых песен выберите одну с простой сольной партией и начните ее учить.
Список песен с простыми соло для начинающих
Чтобы научиться играть соло, нужно больше практиковаться, играть как можно больше мелодий и отдельных ликов.
Начните обучение с простых соло, которые играются всего на нескольких нотах или на 1 струне. Добейтесь того, чтобы сыгранная вами мелодия звучала красиво, четко, ровно и без лишних призвуков.
Постепенно повышайте уровень сложности. Главное, следите за чистотой исполнения. Лучше сыграть чисто и ровно 3 ноты, чем выдать кашу из скрипов, обертонов и недотянутых бэндов.
10 песен с простыми соло:
Как самостоятельно придумать гитарное соло?
Придумать гитарное соло — достаточно сложная задача. В этом деле все зависит от ваших творческих способностей и вашего технического арсенала. Чтобы развить и то и другое, вы должны как можно больше играть на гитаре и слушать много разной музыки.
Если подойти к сочинению сольной партии только с технической стороны, то алгоритм будет такой:
ВАЖНО! О техническом арсенале
Не пытайтесь уложить в одно соло все известные вам технические приемы. Помните, что они призваны украсить придуманную мелодию соло, а не заменить ее.
Можно ли играть соло на акустической гитаре?
Соло на акустической гитаре не является чем-то необычным. Эрик Клэптон играл классическое соло к своей песне «Layla» на акустической гитаре. В серии концертов MTV Unplugged свои песни в акустических версиях представили группы Kiss, Nirvana, Alice in Chains, Pearl Jam. Гитаристы этих команд исполнили свои партии без электрогитар.
Самое знаменитое соло на акустической гитаре в российской рок-музыке сыграл Сергей Маврин в песне группы Ария «Кровь за Кровь».