тренировка угла зрения для скорочтения

Тренировка угла зрения для скорочтения

тренировка угла зрения для скорочтения

Потерянные ключи следует искать
в месте, где потерял,
а не там где светло.

Быстро читающий человек вводит себя в особое полу-медитативное состояние, которое позволяет ему налаживать связь сознательной части мозга с бессознательной частью мозга.

В этом режиме мозг как бы сам находит важные куски текста. Вернее куда взглянуть подсказывает подсознание, а читателю остается лишь согласиться с выбором второго Я или продолжить сканирование.

Методики быстрого чтения

Для того, чтобы освоить подобный вид чтения, как вы может догадаться, нужно иметь хорошо развитое периферическое зрение. Именно этот навык и тренирует этот тренинг.

Тренируйтесь по десять минут в день этой программой и ваши мысли станут более ясными, а процесс чтения более быстрым.

Таблицы Шульта — случайно расположенные числа (или другие объекты) для тренировки скоростного их нахождения их по определенному порядку. Таблицы Шульте применяются для, тренировки, исследования и развития темпа восприятия новой информации, а так же скорости зрительных ориентировочных движений. Таблицы Шульте позволяют расширить поле зрения читателя. Широкое поле зрения значительно уменьшает время обнаружения информативных фрагментов текстов.

Как сделать таблицу Шульте своими руками

При движении взгляда наибольшая острота зрения получается в центре сетчатки глаза, так называемой зоне ясного видения. Все, что находится за пределами этой зоны (на периферии), читателем видится не очень ясно. Поле, с которого происходит съем информации, можно расширить, постоянными тренировками.

Максимальная зона видения читателя равняется 30 градусов. Зона ясного видения занимает 15 градусов. Область наилучшего видения занимает 1.4 градуса.

Работа с таблицей Шультe тренирует внимание. Главное – не отыскать цифры, а главное – при взгляде в центр таблицы Шульте ясно видеть все цифры.

При регулярном использовании Таблицами Шульте, расширяется периферийное зрение и это позволяет повысить скорость чтения как за счет анализа большего пространства читаемого текста, так и за счет применения одномоментного режима анализа печатных символов.

Правила использования таблиц Шульте.

Источник

Тренировка угла зрения для скорочтения

Новая версия тренингов скорочтения вот здесь:
//magicspeedreading.com/r/

Этот тренинг развивает периферическое зрение, которое необходимо при чтении зигзагообразным способом и при чтении по диагонали. Так же хорошо развитое периферическое зрение помогает увеличить скорость чтения за счет того, что читатель схватывает сразу несколько слов и находит информацию, которая требует внимательного прочтения, а мусорную информацию пропускает мимо.

тренировка угла зрения для скорочтения

Чтение хороших книг есть как бы беседа с
почтеннейшими людьми прошлых веков —
их авторами, и причем ученая беседа,
в которой они открывают нам только
лучшие из своих мыслей.
(Декарт)

Описание тренинга на развитие навыка скорочтения

Нажми на стрелку в нижнем правом углу. Концентрируй взгляд на точке в центре экрана и одновременно старайся увидеть все цифры на поле. Этого можно добиться рассеянным взглядом. Смотрите сквозь экран.

В центре экрана вы видите цифру. Посчитайте количество цифр того же достоинства на круге и нажмите на соответствующее число на панели справа. Если вы правильно отгадали, то радиус круга увеличится, и в центре круга появится зеленый кружок. Если вы ответили не верно, то появится красный кружок, и радиус круга, по которому плывут цифры уменьшится.

Как работает тренинг на восприятие количества цифр.

Сконцентрируйте взгляд на центр экрана. Боковым зрением посчитайте сколько цифр крутится того же достоинства, что в центре. Наберите число на клавиатуре. Если все правильно, то загорится зеленый кружок. Если не правильно, то красный. Постепенно круг сужается или расширяется в зависимости от ваших успехов.

Ваш угол зрения гораздо шире, чем вы думаете. Вы можете уже сейчас, без каких либо тренировок читать группы слов за одну концентрацию взгляда или можете читать самое важное слово в строке текста и тем самым повысить скорость чтения.

Поломайте психологический барьер. Разрешите себе читать несколько слов за одну фиксацию взглядом.

Отмечу, что мои рекомендации можно применять только к знакомым и интересным текстам. Быстро читать неинтересные тексты или совершенно не знакомые тексты будет весьма затруднительно.

Таблицы Шульте — случайно расположенные числа (или другие объекты) для тренировки скоростного их нахождения объектов в соответствии с правилами. Таблицы применяются для, тренировки, развития исследования, темпа восприятия информации, скорости зрительных поисковых движений. Поисковые движения являются основой быстрого чтения. Таблицы Шульте позволяют увеличить поле зрения. Широкое поле зрения значительно уменьшает время обнаружения информативных фрагментов текстов.

Как сделать таблицу Шульта самому

Таблица Шульте представляет собой листок, на котором изображен квадрат со сторонами 20см. Поле квадрата разбивается на 25 ячеек, в которые вписываются в беспорядке числа.

Широкое поле зрения сокращает поиск информативных фрагментов информации.

Максимальная зона видения человека занимает 35 градусов. Зона ясного видения равняется 14 градусам. Область сто процентного видения занимает 1.4 градуса.

При движении взгляда наибольшая острота зрения случается в центральной зоне сетчатки. Все, что лежит за пределами зоны, на периферии, человеком видится не ясно. Поле, с которого происходит съем информации, можно значительно расширить, например, использованием таблицами Шульте.

При регулярном использовании Таблицами, совершенствуется периферийное зрение и это позволяет повысить скорость чтения за счет охвата большего пространства читаемого текста, так и за счет применения одномоментного режима анализа печатных символов.

Правила работы таблицами Шульте.

Как правильно подобрать для чтения материал?

Не спешите читать первую попавшуюся книгу по нужной вам теме. Для начала, потратьте некоторое время на определение авторитетности источника.

Руководствуйтесь при выборе литературы следующими принципами:

Если выбор книг не велик, то придерживайтесь следующего алгоритма чтения:

Книги с непонятной терминологией читайте в два прохода. В первый раз вы знакомитесь с непонятными словами. Читая второй раз, вы подчищаете и усваиваете материал, при этом более полно усваивая структуру знаний.

А что делать, если психологически трудно убедить себя читать книгу второй раз?

Выберете 3-5 книг в нужной вам области и последовательно ускоренно прочитайте их. Такой алгоритм чтения позволит преодолеть психологический барьер «повторного чтения».

Вы будете удивлены, но разные авторы, пишущие книги в одной области будут как бы придерживаться одного общего плана. Поэтому, читая другого автора, вы будете второй или третий раз читать одну и ту же книгу.

Как на работу мозга влияют посторонние раздражители?

Если вы «аудиалист» – то воспринимаете информацию через звуковые каналы, посторонний шум для вас будет представлять серьезную проблему во время чтения.

Вот несколько советов для тех, кого раздражают посторонние разговоры:

Как отключить навязчивые мысли

Кроме аудиальных раздражителей существуют раздражители, засевшие в сознании, и требующие к себе внимания. Навязчивые мысли крутятся по кругу и не дают сосредоточиться на важном деле.

Вот пример навязчивых мыслей:

Если у вас в сознании крутятся подобные мысли, то очень трудно сосредоточиться и начать внимательно читать.

Приемы отключения навязчивых мыслей.

Проводить процедуры по отключению мыслей не зависимо от того, ощущаете ли вы наплыв навязчивых мыслей или нет. Часто бывает так, что после очистительных процедур, как после горячего душа, тело начинает ощущать как оно было напряжено.

Источник

Поле зрения при скорочтении

Здравствуйте, уважаемые читатели блога «Технологии чтения»!

Два из трех основных физиологических ограничителя скорости чтения мы уже рассмотрели в предыдущих статьях – здесь и здесь.

Сегодня рассмотрим третье – поле зрения.

Посмотрим на движение глаза по строке при обычном чтении.

тренировка угла зрения для скорочтения

Движение – фиксация – движение.

Несколько важных моментов:

1. Мы можем видеть только тогда, когда глаза неподвижны. Когда они движутся, мы не воспринимаем входящую информацию. Это как фотоаппарат – фиксация информации только в момент нажатия.

2. Мы воспринимаем текст только в пределах поля зрения.

3. Глаза не отвечают за распознавание информации. Информацию мы воспринимаем исключительно благодаря нашей способности мыслить. Глаза здесь не при чем.

Физиологический процесс такой: глаз запечатлел, то, что попало в поле зрения — преобразовал в электрический импульс – передал импульс в мозг – мозг обработал сигнал.

Поэтому УВИДЕТЬ и ПРОЧИТАТЬ — это не одно и тоже. Рассчитывать на фотографическую память не стоит. Можно конечно «сфотографировать» целую страницу, но как выделить смысл.

Движения глаз при чтении

Информацию о характере движения глаз при чтении ученые получили после проведения экспериментов с аппаратом, записывающим движение глаз.

На следующем рисунке показано движения глаз при чтении 6 строк. Малые точки – это отметки времени 6,8 мс, большие точки – фиксации.

тренировка угла зрения для скорочтения

После осуществления скачка глаз переходит в состояние фиксации, в процессе которой происходит собственно восприятие предмета. В этом состоянии глаз находится 90 — 95% всего времени наблюдения.

Фиксация — неподвижное состояние глаз, во время которой происходит распознавание слов.

«Глаза делают остановки в самых разных частях текста. Точный механизм этого учеными до сих пор не выяснен. Глаза могут остановиться и не на конкретном слове, а между словами. Однако мы этого не осознаем. С нашей субъективной точки зрения мы воспринимаем непрерывный текст. На самом деле мозг получает информацию небольшими кусочками, но затем складывает ее воедино». И. Головлева. «Учимся читать быстро».

Эксперименты показали, что читатель совершает 10-15 фиксаций на строке, перемещая глаза скачками, а затем переходит на следующую строку. В среднем глаза останавливаются на фиксацию на ¼ секунды.

Вот как будет выглядеть движение глаза при чтении текста «садовник встретил дочку кухарки, которая пошла в школу».

тренировка угла зрения для скорочтения

С повышением наших читательских навыков сокращается число фиксаций и регрессий, что наглядно видно в следующей таблице.

Динамика количества фиксаций и регрессий (из книги О.А.Кузнецова и Л.Н. Хромова «Техника быстрого чтения»).

тренировка угла зрения для скорочтения

Длительность же фиксаций с некоторого момента обучения, держится на уровне 0,24 сек. Другие опыты показывают, что эта длительность слабо меняется вне зависимости от навыка чтения.

Микродвижения и фиксации – это природа нашего зрения, поэтому изменить этот механизм невозможно. Но. можно его оптимизировать, сократив число фиксаций.

Так может выглядеть в динамике процесс обучения навыкам скорочтения.

тренировка угла зрения для скорочтения

Важный вывод: чем меньше остановок – тем выше скорость чтения.

Области зрения при чтении

При движении взгляда по строкам текста наибольшая острота зрения и полнота восприятия возникает только в центральной зоне сетчатки глаза, так называемой зоне ясного видения. Все, что лежит за пределами этой зоны, на периферии, видится как бы в тумане.

тренировка угла зрения для скорочтения

При чтении мы можем распознавать в среднем 4-5 букв слева от точки фиксации и 8-11 справа при обычных размерах шрифта.

Различные физиологические зоны зрения показаны на рисунке ниже.

тренировка угла зрения для скорочтения

Физиологические зоны изменить мы не в состоянии (у каждого человека это постоянная величина), но более эффективно использовать периферическое зрение возможно.

Этим самым мы увеличим широту поля зрения.

Что это означает – расширится объем воспринимаемой информации за одну фиксацию, за счет периферического зрения и повысится способность угадывать содержание информации по расплывчатым формам.

Определимся с некоторыми понятиями.

Поле зрения — это широта охвата информации за одну фиксацию глаза.

Горизонтальное поле чтения – отрезок строки, воспринимаемый за одну фиксацию.

Вертикальное поле чтения – отрезок текста, воспринимаемый за одну фиксацию.

На практике поле зрения по вертикали составляет от половины до 2/3 расстояния по горизонтали. Определено, что за один взгляд мы можем увидеть от одной до пяти строк. Отсюда вертикальное чтение вполне возможно.

тренировка угла зрения для скорочтения

Овладевшие навыками быстрого чтения, почти не передвигают глаза по горизонтали слева направо. Их глаза двигаются в основном зигзагообразно по вертикали сверху вниз. О способах движения глаз мы поговорим в следующей статье.

Упражнения для расширения поля зрения

Тренировки, направленная на увеличение поля зрения включают упражнения с таблицами Шульте, с пирамидами цифр и др.

тренировка угла зрения для скорочтения

В этой статье я подробно не останавливаюсь на упражнениях, при желании их легко можно найти в любой литературе по скорочтению. Остановлюсь лучше на более важных моментах — принципах.

Упражнения принесут больше пользы, если понимаешь – на что они направлены. Ведь тренировка с таблицами и пирамидами – это не самоцель. Цель – помочь мозгу изменить программу восприятия текста, так чтобы в единицу времени принималось наибольшее количество именно смысловой информации.

Ведь само по себе расширение поля зрения может и не повлиять на скорость чтения, даже если мы и будем видеть намного больше слов за одну фиксацию. Здесь важна психологическая сторона.

Все эти тренировки носят чисто психологический характер. Поскольку при этом не меняется сама природа работы глаз, не повышается эффективность зрения, но обостряется и ускоряется умственная реакция на визуальное изображение.

Чтение, как синтез физической и умственной деятельности

Будем помнить, что чтение – это психофизиологический акт – синтез физической и умственной деятельности. Здесь важна работа и глаза, и мозга. Расширения поля зрения можно добиться только объединив усилия глаза и мозга. Именно мозг обязывает глаза видеть шире и больше.

Возможности мозга превышают возможности глаз при чтении, он может обработать 10 в 15 степени операций в секунду. Такое количество информации не поступает в мозг даже при самой высокой скорости чтения. Поэтому важно, чтобы глаз фиксировал только содержательную информацию.

Мы знаем, что многие тексты избыточны. Есть слова, передающие основной смысл, но есть и слова, использующиеся в конструктивно-стилистических целях – для организации текста.

Структурная лингвистика утверждает, что в общественно-политических, научно-популярных стилях, существенная информация содержится в небольшой части текста – 25-30 %.

Мозг очень избирательно относится к различной информации и может оперативно обнаруживать в тексте существенное. Встретив это существенное, он даст команду глазам пробежаться именно по этим строкам, этим словам. Т.е. мозг и осмысливает и одновременно направляет глаза на нужную информацию.

Не будем забывать и о способности мозга к антиципациям, т.е. предвидению. Мы уже говорили в одной из статей об этом качестве. Оно распространяется не только на слова, но и на большие отрывки. Мы предугадываем дальнейший ход и соответственно глаза уже готовы искать эту важную информацию, попутно исключая второстепенную.

Важное замечание: Широкое поле зрения существенно сокращает время поиска именно информативных фрагментов текста.

Думаю, что стало более понятно — зачем повышать поле зрения.

Не только для того чтобы больше увидеть на строке, а скорее для того чтобы помочь мозгу быстрее выделить важную информацию. Мы как бы закачиваем в него больше данных, в которых ему легче сориентироваться и выделив главное более эффективно управлять процессом зрения по дальнейшему поиску этого главного. Вот такой замкнутый цикл.

На этом закончим с физиологическими аспектами скорочтения и в следующих статьях рассмотрим стратегические и тактические приемы повышающие скорость, понимание и запоминание прочитанного.

Жду Ваших вопросов, пишите, пожалуйста, в комментариях.

Если статья понравилась нажмите, пожалуйста, на кнопку соц. сетей.

Источник

Упражнение на расширение угла зрения при чтении. Учим школьников читать быстро

тренировка угла зрения для скорочтения

Пирамидки слов — интересное упражнение для тех, кто учится читать. Оно может понравиться ученикам, начиная с первого класса. По таким упражнениям занимаются и взрослые, если хотят научиться читать быстро и расширить угол зрения.

Для игры используются карточки, на которых в форме треугольника расположены слова. Нужно смотреть в точку между частями слов и периферическим зрением (не водя глазами) прочитать или догадаться, какое же слово написано.

Каждое слово (следует подбирать слова из 5-8 букв) произвольно делится на две части.

Это «кусочки» записываются на некотором расстоянии друг от друга, по одному слову в строке. Причем на каждой последующей строке расстояние между частями больше, нежели на предыдущей. То есть столбик получается похож на треугольник (пирамидку).

Совет для начального этапа

На начальном этапе очень трудно сконценрировать зрение именно в центре, потому что глаза по привычке идут слева направо в попытке прочитать слово традиционным способом. Поэтому можно поставить точку или линию в пустом месте между словами, смотреть именно на эту точку.

Со временем по мере тренировки опору можно будет убрать.

тренировка угла зрения для скорочтения

Не расстраивайтесь, если получается вначале прочитать только верхнюю строку или части и обрывки других слов. Развитие периферического зрения — это навык, и его нужно тренировать. Сначала будет получаться немного, потом — больше.

Школьники должны прочитать слова правильно и быстро, начиная с верхнего слова.

Что даёт это упражнение?

А также:

Где взять такие карточки?

Когда мы готовили эту статью, мы поняли, что в интернете есть такие упражнения, но их недостаточно для длительной и систематической работы — слишком мало заданий. Поэтому предлагаем вам изготовить их самостоятельно + даём шаблон для упражнения.

Как изготовить карточки Пирамидки слов в Word?

Для этого в документе Word надо создать таблицу, в которой количество строк равно количеству слов, а количество столбцов вдвое больше.

В строках, начав с двух средних столбцов, следует поместить две части первого (самого короткого) слова; во второй строке две части второго слова (которое должно быть длиннее на одну букву), надо поместить в графы, находящиеся дальше от центра. И так далее. В нижней строке части самого длинного слова располагаются в крайних столбцах.

тренировка угла зрения для скорочтения

Затем надо выделить таблицу, кликнуть правой клавишей мыши, выбрать в выпадающем меню Свойства таблицы, затем Границы и заливка, а там поменять цвет границ набелый (то есть убрать линии таблицы).

тренировка угла зрения для скорочтения

Недостатки метода

В Word сделать карточки пирамидки слов не так просто, потому что если действовать таким способом, то части слов оказываются слишком далеки друг от друга и для начального уровня чтения это может не подойти.

Как сделать карточки самому? Наилучший способ

Есть вариант сделать карточки в Excel: там проще разместить части слов на нужном расстоянии и быстро регулировать это расстояние, подстраиваясь под возраст и особенности учеников.

Предлагаем вам шаблон Excelдля создания этого упражнения на 100 слов. Вы можете скопировать его и сделать любое количество карточек.

Вот так выглядит карточка:

тренировка угла зрения для скорочтения

тренировка угла зрения для скорочтения

Просто замените наши слоги на свои собственные.

Мы сделали для вашего удобства:

Купить шаблон можно в нашем интернет-магазине, файл придёт на почту сразу после оплаты.

Ещё варианты?

Можно вручную расположить части слов на строках на нужном расстоянии, используя Пробел.

В этом случае создание карточек займет очень много времени и слова части слов будут выглядеть неровно, неэстетично.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

тренировка угла зрения для скорочтения

Понравился материал?
Хотите прочитать позже?
Сохраните на своей стене и
поделитесь с друзьями

Вы можете разместить на своём сайте анонс статьи со ссылкой на её полный текст

тренировка угла зрения для скорочтения

Ошибка в тексте? Мы очень сожалеем,
что допустили ее. Пожалуйста, выделите ее
и нажмите на клавиатуре CTRL + ENTER.

Кстати, такая возможность есть
на всех страницах нашего сайта

тренировка угла зрения для скорочтения

2007-2021 «Педагогическое сообщество Екатерины Пашковой — PEDSOVET.SU».
12+ Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-41726 от 20.08.2010 г. Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Адрес редакции: 603111, г. Нижний Новгород, ул. Раевского 15-45
Адрес учредителя: 603111, г. Нижний Новгород, ул. Раевского 15-45
Учредитель, главный редактор: Пашкова Екатерина Ивановна
Контакты: +7-920-0-777-397, info@pedsovet.su
Домен: https://pedsovet.su/
Копирование материалов сайта строго запрещено, регулярно отслеживается и преследуется по закону.

Отправляя материал на сайт, автор безвозмездно, без требования авторского вознаграждения, передает редакции права на использование материалов в коммерческих или некоммерческих целях, в частности, право на воспроизведение, публичный показ, перевод и переработку произведения, доведение до всеобщего сведения — в соотв. с ГК РФ. (ст. 1270 и др.). См. также Правила публикации конкретного типа материала. Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Для подтверждения подлинности выданных сайтом документов сделайте запрос в редакцию.

Мы используем cookie.

Публикуя материалы на сайте (комментарии, статьи, разработки и др.), пользователи берут на себя всю ответственность за содержание материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьми лицами.

При этом редакция сайта готова оказывать всяческую поддержку как в публикации, так и других вопросах.

Если вы обнаружили, что на нашем сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору — материалы будут удалены.
тренировка угла зрения для скорочтения

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *