тренировки для ниндзя девушек дома
Как готовили воинов тени Ниндзя
Тренируйся как Ниндзя если сможешь!!
В фильмах процесс превращения главного героя от новичка до настоящего опытного ниндзя машины для убийств проходит за несколько минут. В реальности конечно же для достижения подобных результатов нужны годы тренировок — и не только тела, но и силы духа и разума.
Само течение ниндзя или Ниндзю как их называют в Японии сейчас, берет свое начало в Феодальной Японии. В то время Япония была раздробленна на множество мелких княжеств которые постоянно враждовали между собой и в такой ситуации услуги хорошего подготовленного шпиона умеющего маскироваться были востребованы(в японии их называли изначально как синоби – моно, что означало «человек, который скрывается, прячется») — по современным понятиям это профессиональный разведчик, диверсант, шпион и наемный убийца.
Кстати друзья если вы как и я больше любите слушать чем читать, то для вас я смонтировал видео, где вы плюсом найдете готовые тренировки в стиле Ниндзя для взрывной силы(что кстати увеличит рост силы в базовых движения а это в свою очередь даст вам больший рост массы. Я адаптировал их под современные условия залов и спортивных площадок. Приятного просмотра
Суровое детство и подготовка Ниндзя с колыбели
Давайте разберем основные моменты подготовки одних из самых смертононосных воинов планеты и средних веков. Древние практики Ниндзя включали в себя приемы, направленные на достижения трех типов мастерства, состоящих их:
Особое внимание в тренировках ниндзя отводится максимальной реалистичности, а именно воссозданию не столько самой ситуации, которая может произойти, сколько состоянию возникающему при попадании в ситуацию предельной опасности, когда существует реальная угроза жизни. Кстати ребята напишите в комментариях а с чем у вас ассоциируется образ ниндзя. Например когда я слышу это слово в моей голове представляется Донателло из мультфильма черепашки Ниндзя, или же сразу представляю Японию и человека во всем черном с двумя мечами за спиной.
Для сохранения холодного рассудка, выдержки, стойко переносить боль и все тяготы и умение выживать и приспосабливаться в любых условиях ниндзя начинали тренировать еще с детства.
С первых дней появления на свет начинался долгий путь обучения. Люльку с малышом при раскачивании ударяли о стены. На первых порах ребенок пугался сотрясения, ударялся и плакал, Толчок вынуждал его инстинктивно сжиматься – это была первая группировка.
Также не знаю правда или нет, но так было написанно в книге про Ниндзя, вообщем в полгода его учили плавать, так, что он плавать начинал раньше, чем ходить. Привыкнув к воде, ребенок мог часами оставаться на поверхности, нырять на большую глубину, задерживать дыхание на две-три минуты и т. д. В условиях пересеченной реками Японии это было очень важным набором навыков.
После уже Двух летнего ребенка учили ловко ходить по бревну (позже его учили двигаться по веревке). С двух лет основной была тренировка реакции. В два года будущий ниндзя осваивал упражнения на быстроту реакции, чуть позже — упражнения на бревне. Отрабатывались также прыжки в высоту и в длину. Малышам делали специальный массаж с использованием сильных болезненных ударов и щипков – так будущие воины привыкали к боли. Позже тело для привыкания «обрабатывали» граненой палкой.
Лет с 4-5 и мальчиков и девочек начинали обучать борьбе дзю-дзюцу. Слух доводился до такого совершенства, что ниндзя различал по голосу многих птиц в лесу, угадывал в общем хоре условный сигнал партнера, и даже разбирался в языках насекомых и пресмыкающихся. Особо легендарным было искусство хождения по потолку. Потолки в японских домах украшались множеством балок и стропил, в которые можно было упираться руками и продвигаться. Есть легенда, что ниндзя могли летать. Секрет в том, что для этого использовались воздушные змеи. Примерно с трех лет начинался специальный укрепляющий массаж и постановка дыхания. Последнему придавалось решающее значение во всех дальнейших тренировках.
Отрабатывались также приемы лазанья на деревьях с голым стволом, прыжки с ветки на ветку. Существовали и различные способы амортизации удара при падении с помощью ног, рук и всего тела (в перевороте). Прыжки с высоты 6-8 м требовали специальных «смягчающих» сальто. Учитывались и особенности рельефа: такие как песок или торф на которые можно было прыгнуть с большей высоты, а на каменный грунт — уже с меньшей. Прыжки ниндзя в высоту, о которых сложено немало легенд, строились главным образом на регулировке дыхания и умении мобилизовать духовные и физические силы
Особый раздел составляли «многоступенчатые» прыжки. В качестве подготовительного упражнения к ним следовало освоить бег по вертикальной стене. С небольшого разгона человек пробегал вверх несколько шагов, стараясь по возможности сохранять равновесие за счет большого угла к поверхности земли. При должном навыке ниндзя мог таким образом взбежать на трехметровую скалу и остановиться на гребне либо, резко толкнувшись от опоры, сделать сальто вниз и неожиданно атаковать противника.
Как они становились сильными
Теперь поговорим о Развитие силы и выносливости, которое служило основой всех тренировок ниндзя. Здесь одним из наиболее популярных упражнений для детей был вис на ветке дерева. Держась только руками, ребенок должен был провисеть несколько минут на большой высоте, а затем самостоятельно вскарабкаться на ветку и спуститься по стволу вниз. Постепенно время виса доводилось до часа. Взрослый ниндзя мог таким образом долго висеть на внешней стене замка под самым носом у часовых, чтобы, улучшив момент, пробраться в помещение. Естественно, практиковались многочисленные отжимания, подъём тяжестей, хождение на руках.
Одним из важных аспектов обучения ниндзя был бег на разные дистанции. Любой будущий ниндзя возрасте 10—12 лет покрывал за день несколько десятков километров почти без остановок. Бег с препятствиями мог принимать самые разнообразные формы. На трассе ставили барьеры, капканы и ловушки, протягивали веревки в траве, вырывали «волчьи ямы». Юный ниндзя должен был, не прерывая движения, на ходу подметить и обогнуть препятствие или перескочить через него.
Тренировки в стиле ниндзя: как превратить своё тело в живое оружие
Ниндзя не принадлежали к какому-то определённому роду, то есть знатные кланы Японии только пользовались услугами синоби как наемников. Самураи вели свои войны постоянно, они чтили честь и доблесть, но война — дело грязное, и для проведения разведки и диверсий самураи нанимали ниндзя.
Острый и пытливый ум
Тренировать своё тело — дело несомненно важное, но тренированных пацанов полно — вся Япония набита самураями. А вот людей, которые умеют и головой думать, и в морду дать, мало. Под тренировкой разума у синоби понималось достижение максимального самоконтроля. В какую бы передрягу внедрённый агент ни попал, он должен оставаться с холодной головой.
Помимо контроля, также необходимо стратегически мыслить. У каждого действия есть последствия, и их необходимо предугадывать, ведь малейшая ошибка может стоить ниндзя жизни. Так что оттачивай свой ум книгами, изучай новое, работая с огромным количеством источников информации, и принимай участие в соревновательных играх.
Основной работой синоби была разведка, и поэтому им приходилось запоминать огромное количество информации. Некоторые даже делали порезы на руках и ногах для напоминания себе об определенных деталях.
Быстрые ноги = живой синоби
Скорость и выносливость — залог успеха любой тайной операции. Если ты хочешь приблизиться к идеалу всех ниндзя, то занятия бегом — лучший способ. Тренируйся каждый день и не ной, что тебе тяжело. Синоби тренировались с пяти лет, а в пятнадцать уже считались готовыми к выполнению заданий.
Информация ценна только тогда, когда ею можно воспользоваться. Ниндзя приходилось как бегать на большие расстояния, так и делать короткие забеги. Если ты хочешь стать настоящим синоби, то бегай каждый день. А для того чтобы у этого был необходимый эффект, следует выработать специальную тренировку.
Когда твое тело окрепнет, а разум станет более цепким, перед пробежкой запоминай определённый текст, а после — пытайся воссоздать его. Пройдя такую подготовку, ты с легкостью сможешь перемещаться от провинции к провинции с ценными знаниями в голове, а догнать тебя не сможет даже самый быстрый самурай.
Плавание — важный элемент подготовки
За свою карьеру ниндзя приходилось не раз сталкиваться с различными препятствиями. Кланы синоби были скрыты в горах и лесах — чтобы сохранить секретность организации, молодые шпионы с ранних лет умели преодолевать заросли и покорять горные вершины. При выполнении заданий эти навыки были весьма полезны.
Хорошему разведчику и глубокие реки не должны быть препятствием. Плавание — важный элемент подготовки, ведь, помимо умения держаться на воде, пловец также закалял свое тело. Да и никто не обещал, что все погони будут проходить по открытой местности. Если тебя загонят к реке, то выбора у тебя не будет, кроме как плыть со всей возможной скоростью. Самураи-жлобы в воду вряд ли полезут, но из лука постреляют наверняка. Тут тебе придется хорошенько занырнуть, прячась от смертоносных снарядов под водой.
Выработать хорошую скорость помогут быстрые заплывы на короткие дистанции одним стилем. Так, вместо завершающего кроля плыви четыре по пятьдесят метров кролем, но в этот раз старайся увеличивать свою скорость с каждым разом.
Боевые искусства
Так что выбери из множества боевых стилей один и оттачивай несколько приёмов до совершенства. Изучай, где у человека слабые места, и тогда ты сможешь справиться с любым противником.
Как тренируются ниндзя в домашних условиях?
Что такое нин-дзюцу?
Эти средневековые шпионы продавали свое искусство всем, кто имел достаточным состоянием. Однако у ниндзя был свой кодекс чести, которому они строго следовали и могли погибнуть за свою идею. Согласно имеющейся исторической информации, ниндзя причислялись к низшей касте, но при этом самураи их опасались и уважали. В те времена Япония была раздроблена на мелкие государства, которые постоянно враждовали друг с другом. Вполне очевидно, что в подобной ситуации спрос на великолепных диверсантов и шпионов был огромнее.
Вполне очевидно, что повторить тренировки ниндзя в домашних условиях просто невозможно. Это связано хотя бы с тем, что даже ученые не обладают достаточными знаниями о ниндзя. Их кланы были закрыты для чужаков, и проникнуть в секреты нин-дзюцу было невозможно. Благодаря кинематографу в свое время многие мечтали начать проводить тренировки ниндзя в домашних условиях. Однако для этого недостаточно пошить черное кимоно с маской.
Вернемся все же к тем фактам, которые нам известны. Историки предполагают, что выделение социального слоя ниндзя протекало одновременно с процессом становления сословия самураев. При этом их пути также были весьма похожи. Однако стоит учитывать тот факт, что дружины самураев начали создаваться в северо-восточных регионах Страны Восходящего солнца из простолюдинов.
Не все из них могли позволить себе продолжать жить легально и вероятно из них начали формироваться кланы ниндзя. Постепенно мощь самураев возрастала и в результате они заняли главенствующее положение в обществе. Вполне очевидно, что разрозненные кланы ниндзя ничего не могли противопоставить этому. Они никогда не представляли собой серьезной военной или политической силы, несмотря на все свое мастерство.
Часть историков Японии предполагают, что ниндзя были воинами-земледельцами. Они согласны с тем, что на начальном этапе становления у них было много общего с самураями. Однако в 8-12 веках (эпоха Хэйан) правители посчитали наемных диверсантов опасным социальным элементом. В результате местные правители совершали периодические набеги на поселения ниндзя.
Согласно обнаруженным археологами доказательствам, базы ниндзя располагались по всей стране. Однако единственными крупными базами или если хотите центрами движения нин-дзюцу, были окрестности Киото, покрытые лесами, а также горные районы Кога и Ига. С 1192 по 1333 года поселения ниндзя зачастую пополнялись ронинами, которые потеряли своих хозяев в многочисленных междоусобных войнах.
Но в определенный момент этот процесс прекратился, так как кланы вольных шпионов разрослись и превратились в настоящие тайные организации, верность в которых была скреплена кровью и присягой. Все эти сообщества постепенно стали проповедовать уникальное воинское искусство. В районе 17 века, по мнению японских историков, насчитывалось около семи десятков кланов ниндзя. На их фоне выделялись два — Кога-рю, а также Ига-рю.
Они из поколения в поколение передавали свое секретное воинское искусство. Так как кланы ниндзя не входили в феодальную структуру средневековой Японии, ими была создана собственная иерархия. Правили общиной дзенины, являющиеся военно-клирекальной элитой. Бывали моменты, когда ими контролировалось сразу несколько кланов.
Следующую ступень в иерархии занимали представители среднего звена — тюнин. Они выполняли приказы элиты, а также отвечали за подготовку гэнин (рядовые исполнители). Хотя объективной информации о ниндзя достаточно мало, в истории сохранились имена нескольких руководителей кланов — Фудзибаяси Нагато, Хаттори Хандзо и Момоти Сандаю.
Вполне очевидно, что благополучие всей общины, напрямую зависело от секретности. Для решения этой задачи рядовым исполнителям ничего не было известно о руководстве. Часто они даже представления не имели, от кого был получен приказ. Если ниндзя были вынуждены работать несколькими группами, то связь осуществлялась благодаря посредникам.
Нин-дзюцу это не только лихие схватки, с которыми мы знакомы благодаря кинематографу. На деле все было не так романтично. Каждый клан вербовал себе осведомителей, создавал явки и укрытия. Этими вопросами заведовали тюнин. Однако заключение договоров с феодалами была в юрисдикции дзенин, которые затем и распределяли полученное вознаграждение.
По фильмам мы знакомы с деятельностью гэнин, выполнявших всю черновую работу. Безусловно, без вымысла здесь не обошлось. Если в плен попадали представители среднего звена, то у них был неплохой шанс избежать гибели за выкуп. Гэнин на это рассчитывать не могли, и в случае пленения их ждал мучительный конец.
Тренировки ниндзя в домашних условиях: правила
Мы уже говорили, что нин-дзюцу было секретным воинским искусством. Только этот факт говорит о том, что проводить настоящие тренировки ниндзя в домашних условиях просто невозможно. Сейчас мы расскажем вам о том, как это происходило на практике, основываясь на немногочисленных исторических документах.
В каждом клане подготовка новых шпионов начиналась с младенчества. Родители не могли ни на что повлиять, так как от способностей ребенка зависела карьера и вся будущая жизнь. Если боец демонстрировал превосходные умения в своем деле, то он мог стать тюнин. Согласитесь, это значительно лучше, чем быть простым исполнителем, постоянно рискующим своей жизнью за гроши.
Уже с колыбели ребенка начинали готовить к будущей жизни шпиона. Плетеную люльку подвешивали в углу и раскачивали ее значительно сильнее, чем это требовалось для укачивания малыша. В результате она билась о стены. Сначала ребенок боялся и плакал, но постепенно адаптировался и в нужные моменты сворачивался в комок.
Когда малыш чуть подрастал, его доставали из люльки и подвешивали, чтобы при касании со стеной он не только умел группироваться, но и отталкиваться. Чтобы развить в малыше искусство защиты, на него катили большой и мягкий шар. Инстинкт самосохранения заставлял ребенка поднимать ручки для защиты. Постепенно детям начинала нравиться такая игра.
Чтобы развивать вестибулярный аппарат и мускулы ребенка, его раскручивали в разных плоскостях и заставляли становиться в стойку на ладонях родителя. В некоторых кланах дети начинали плавать с года. Такие тренировки позволяли развивать координацию движений, и когда ребенок привыкал к воде, он мог нырять на большую глубину и задерживать дыхание на длительный временной отрезок.
Начиная с двухлетнего возраста, тренировки усложнялись. Сначала у малышей активно развивали реакцию, а затем учили дыхательной технике. Заметим, что в нин-дзюцу дыханию отводилась большая роль и в этом искусство ниндзя очень напоминает ушу. Китайские школы боевого мастерства также активно практиковали тренировки по системе «небо-земля-человек». Когда малыш начинал себя уверено чувствовать в воде и на земле, наступала очередь следующего этапа тренинга, призванного научить его преодолевать различные преграды.
Большое значение в ходе подготовки шпиона в черном придавалось прыжковой технике. Сохранились документы, в которых описывается, как ниндзя прыгали в воду с большой высоты и оставались в живых. Чтобы удачно приземлиться с высоты в восемь или более метров, необходимо было освоить специальную технику сальто. Также следовало учитывать и особенности грунта.
Наверняка вы помните, как в фильмах ниндзя быстро передвигались по потолку. Это кажется просто невероятным, но на практике так и было. Однако следует помнить об одном нюансе — в средневековой Японии в домах практически не было гладких потолков. Они украшались стропилами и открытыми рельефными балками. Именно по ним с помощью кошек ниндзя и передвигались. Аналогичным образом шпионы могли подниматься вверх по стенам зданий.
Для тренировки выносливости активно использовались забеги на длинные дистанции. Однако трасса не была простой. На всем пути движения были установлены замаскированные ловушки. Задача ниндзя заключалась в их обнаружении и последующем преодолении.
Чтобы проникнуть в дом жертвы, воин должен был передвигаться бесшумно. Для этого использовались различные виды шагов. Когда ниндзя действовали в группе, они передвигали друг за другом, чтобы их численность оставалась неизвестной. Как бы ни передвигался шпион, он должен был уметь экономно расходовать энергию и контролировать дыхание.
5 тайн ниндзя в следующем видео:
Ниндзя. Воин-тень. Часть 2: Тренировки с малых лет
Ниндзя с детства приучались не дорожить жизнью, однако никто из них, конечно, не торопился отправиться в мир иной и возродиться в лучшем случае цветком или бабочкой. Со своей стороны они делали все возможное, чтобы избежать подобной участи. Понимая, что все рискованные предприятия зависят не столько от храбрости, сколько от квалификации участников, дзёнин всячески радели о воспитании подрастающего поколения и подготовке кадров. Плоды их усилий выражались в серийном производстве суперменов-разведчиков, каждый из которых воплощал в себе самые причудливые фантазии современных сочинителей детективов.
Тренировка ниндзя начиналась с младенчества. У родителей не было выбора, ибо карьера ребенка диктовалась принадлежностью к касте отверженных и успех в жизни, то есть выдвижение в ряды тюнин, зависел исключительно от личных качеств бойца.
Физическая подготовка начиналась с колыбели. В доме плетеная люлька с малышом обычно подвешивалась в углу. Родители время от времени раскачивали люльку сильнее, чем было необходимо для укачивания, так что она ударялась бортами о стены. Ребенок на первых порах пугался сотрясения и плакал, но постепенно привыкал и инстинктивно сжимался в комочек при толчке. Через несколько месяцев упражнение усложнялось: ребенка вынимали из люльки и подвешивали в свободном состоянии «на вожжах». Теперь при ударе о стенку он должен был не только сконцентрироваться, но и оттолкнуться ручкой или ножкой. Сходные игровые упражнения проделывались и в обратном порядке, когда на ребенка катили мягкий, но довольно тяжелый шар. Подчиняясь инстинкту самосохранения, малыш поднимал руки, чтобы защититься, «ставил блок». Со временем он начинал находить вкус в такой игре и уверенно расправлялся с «противником».
Для развития вестибулярного аппарата и мышц младенца периодически раскручивали в разных плоскостях или, взяв за ноги и опустив головой вниз, заставляли с маху «выходить в стойку» на ладонях взрослого.
В ряде рю юный ниндзя в полугодовалом возрасте начинал заниматься плаванием и осваивал технику плавания раньше, чем ходьбу. Это развивало легкие и давало прекрасную координацию движений. Привыкнув к воде, ребенок мог часами оставаться на поверхности, нырять на большую глубину, задерживать дыхание на две-три минуты и более.
Для детей от двух лет вводились игры на быстроту реакции: в «цап-царап» или «сороку-воровку», требующие мгновенного отдергивания руки или ноги.
Примерно с трех лет начинался специальный укрепляющий массаж и постановка дыхания. Последнему придавалось решающее значение во всем дальнейшем тренинге, напоминавшем китайскую систему цигун.
Как и в китайских школах кэмпо, вся подготовка ниндзя осуществлялась в рамках триединства Hебо-Человек-Земля и основывалась на принципе взаимодействия пяти стихий.
Гимнастика и акробатика
Как только ребенок обретал устойчивость на земле и на воде, то есть мог хорошо ходить, бегать, прыгать и плавать, занятия переносились в «Hебо». Сперва бревно средней толщины укреплялось горизонтально над самой поверхностью земли. Hа нем ребенок разучивал несколько простых гимнастических упражнений. Постепенно бревно поднималось все выше над землей, одновременно уменьшаясь в диаметре, а комплекс упражнений значительно усложнялся: в него входили такие элементы, как «шпагат», прыжки, перевороты, сальто вперед и назад. Затем бревно заменялось тонкой жердью, а со временем — натянутой или провисшей веревкой. После таких тренировок ниндзя ничего не стоило перебраться через пропасть или замковый ров, перебросив веревку с крюком на противоположную сторону.
Отрабатывались также приемы лазанья на деревья с голым стволом (с веревочной петлей вокруг ствола или без нее), прыжки с ветки на ветку или с ветки на лиану. Особое внимание уделялось прыжкам с высоты и в высоту. При прыжках с высоты шло медленное, осторожное наращивание сложности с учетом возрастных особенностей организма. Существовали также различные способы амортизации удара при падении с помощью ног, рук и всего тела (в перевороте). Прыжки с высоты 8-12 м требовали специальных «смягчающих» сальто. Учитывались и особенности рельефа: так, на песок или торф можно было прыгнуть с большей высоты, на каменный грунт — с меньшей. Благоприятным фактором при «высотных» прыжках были деревья с густой кроной, которая могла спружинить и дать возможность ухватиться за ветку. Отдельной дисциплиной были прыжки в воду.
Особый раздел составляли «многоступенчатые» прыжки. В качестве подготовительного упражнения к ним следовало освоить бегание по вертикальной стене. С небольшого разгона человек пробегал по диагонали вверх несколько шагов, стараясь по возможности сохранять равновесие за счет большого угла к поверхности земли. При должном навыке ниндзя мог таким образом взбежать на трехметровую скалу и остановиться на гребне либо, резко оттолкнувшись от опоры, прыгнуть вниз и неожиданно атаковать противника. В китайском цюаньшу такой прием получил название «тигр, прыгающий на утес». Другим вариантом многоступенчатого прыжка было заскакивание на невысокий (до 2 м) предмет, который служил как бы трамплином для следующего, финального прыжка на общую высоту до 5 м. Такая техника в сочетании с использованием миниатюрных портативных пружинящих трамплинов нередко создавала иллюзию «полета по воздуху».
Развитие силы и выносливости служило основой всех тренировок ниндзя. Здесь одним из наиболее популярных упражнений для детей было «подвешивание» на ветке дерева. Цепляясь двумя руками (без помощи ног) за толстую ветку, ребенок должен был провисеть несколько минут на большой высоте, а затем самостоятельно вскарабкаться на ветку и спуститься по стволу вниз. Постепенно время «виса» доводилось до часа. Взрослый ниндзя мог таким образом висеть на внешней стене замка под самым носом у часовых, чтобы, улучив удобный момент, пробраться в помещение. Естественно, практиковались многочисленные отжимания, поднятие тяжестей, хождение на руках.
Одна из загадок нин-дзюцу — хождение по потолку. Сразу же оговоримся, что ни один ниндзя не умел ходить по обычному гладкому потолку. Секрет заключался в том, что потолки японских комнат украшены открытыми рельефными балками и стропилами, проходящими на небольшом расстоянии друг от друга. Упираясь руками и ногами в параллельные балки или же цепляясь при помощи «кошек» за одну балку, повиснув спиной к полу, ниндзя мог перебраться через всю комнату. Тем же манером, но уже прыжками, он мог взобраться вверх, упираясь в стены домов на узкой улочке или в коридорах замка.
Умение ходить и бегать
Одним из любопытных аспектов обучения ниндзя был бег на разные дистанции. Марафонский бег был нормой для любого ребенка в возрасте 10-12 лет: он покрывал за день несколько десятков километров почти без остановок. Такого рода навыки требовались не только для того, чтобы уйти от погони, но и для передачи важных сообщений. Hа очень больших расстояниях применялся принцип эстафеты. В спринте «индикатором» достаточной скорости служила, обычная соломенная шляпа. Hа старте следовало прижать шляпу к груди, и, если она оставалась там прижатая потоком встречного воздуха до самого финиша, зачет считался сданным. Бег с препятствиями мог принимать самые разнообразные формы. Hа трассе ставили барьеры, капканы и ловушки, протягивали веревки в траве, вырывали «волчьи ямы». Юный ниндзя должен был, не прерывая движения, на ходу подметить следы присутствия человека и обогнуть препятствие или перескочить через него.
Для того, чтобы передвигаться по территории противника, мало было уметь хорошо бегать — нужно было учиться ходьбе. В зависимости от обстоятельств ниндзя мог использовать один из следующих способов ходьбы:
При групповых операциях на местностях, где хорошо были видны следы, ниндзя чаще всего передвигались гуськом, след в след, скрывая количество людей в отряде. Основными требованиями при ходьбе любым способом были быстрота, экономия сил и контроль дыхания. Важным дополнением к искусству ходьбы было передвижение на высоких легких ходулях из бамбука — такуэума, которые в случае необходимости можно было изготовить за несколько минут.
Обитатели труднодоступных горных районов, ниндзя были прирожденными альпинистами. Ребенок сызмальства приучался карабкаться по скалам и каменистым осыпям, спускаться в расселины, переправляться через стремнины и бездонные пропасти. Все эти навыки впоследствии должны были помочь лазутчику взбираться на неприступные стены замков и проникать во внутренние покои монастырей. Искусство скалолазания (сака-нобори, или тохэки-дзюцу) было одним из самых сложных предметов в программе обучения ниндзя. Хотя для облегчения подъема существовали некоторые вспомогательные инструменты, считалось, что настоящий мастер должен взбираться по отвесной стене, не прибегая ни к чему, кроме собственных рук и ног. Секрет заключался в умении концентрировать силу и жизненную энергию ки в кончиках пальцев. Таким образом, малейший выступ или бугорок на поверхности стены становился надежной точкой опоры. Hащупав хотя бы два-три выступа, ниндзя мог уверенно продолжать путь наверх. Мысленно в это время он устремлялся «в глубь» стены, как бы прилипая телом к каменному массиву. Стены замков, сложенные из огромных обтесанных глыб, могли считаться неприступными благодаря своей высоте и крутизне, но для тренированного лазутчика преодолеть подобное препятствие со множеством щелей и щербин не составляло особого труда.
Боевая подготовка ниндзя
В средние века жизнь человека нередко зависела от коня. Вспомним Ричарда III, который на поле боя щедро сулил «королевство за коня».
Конь был верным боевым спутником самурая и не раз выручал в беде разведчика. Хотя условия местности в лагерях ниндзя редко позволяли держать коней и передвигались они в основном пешком, самурайское искусство верховой езды (ба-дзюцу) также входило в курс обучения. Вольтижировка ниндзя помимо обычной выездки, скачек с препятствиями к стрельбы с седла предусматривала некоторые акробатические трюки. Юный ниндзя осваивал технику езды под брюхом лошади или свесившись на один бок, так что стрелы противника были ему не страшны. Он должен был уметь вскакивать на мчавшуюся лошадь, на всем скаку падать из седла, свешиваться на стременах и волочиться по земле, притворяясь убитым. Одним из самых сложных номеров была перескакивание с лошади на лошадь. Еще труднее был прыжок на лошадь с земли, при котором следовало ногой вышибить из седла всадника и занять его место. Кое-чего, правда, ниндзя не умели, например, стоять в седле, но это объясняется только отсутствием традиции. Во всяком случае, любой ниндзя в искусстве джигитовки намного превосходил среднего самурая.
В некоторых школах добивались также ослабления восприимчивости к боли. Для этого с ранних лет тело обрабатывалось специальным «болевым» массажем, в который входили постукивания и сильные удары, щипки, хлопки, а позже — «накатывание» корпуса, рук и ног при помощи граненой палки. Со временем образовывался тонкий, но прочный мышечный корсет, а болевые ощущения значительно притуплялись.
Естественным сопровождением всего комплекса физического воспитания было общее закаливание организма. Детей не только приучали ходить в любую погоду почти нагишом, но и заставляли часами сидеть в ледяной струе горной реки, ночевать в снегу, день проводить на палящем солнце, подолгу обходиться без пищи и воды, добывать пропитание в лесу.
Чувства на пределе
Острота чувств доводилась до предела, ибо от правильной и быстрой реакции зависела жизнь. Зрение должно было помогать ниндзя не только выведывать секреты неприятеля, но и благополучно избегать западни. Поскольку разведывательные операции обычно проводились ночью, возникала насущная потребность ориентироваться в темноте. Для развития ночного видения ребенка периодически помещали на несколько дней и даже недель в пещеру, куда едва пробивался снаружи дневной свет, и заставляли уходить все дальше и дальше от источника света. Иногда применялись свечи и факелы. Постепенно интенсивность света сводилась к минимуму, и ребенок приобретал способность видеть в кромешном мраке. В результате регулярного повторения подобных тренировок эта способность не исчезала, а, наоборот, закреплялась.
Зрительная память развивалась специальными упражнениями на внимательность. Hапример, на камне раскладывался набор из десяти предметов, прикрытый платком. Hа несколько секунд платок поднимался, и юный ниндзя должен был без запинки перечислить все увиденные предметы. Постепенно число предметов увеличивалось до нескольких десятков, состав их варьировался, а время демонстрации сокращалось. После нескольких лет такого обучения разведчик мог по памяти восстановить во всех деталях сложную тактическую карту и дословно воспроизвести дюжину страниц единожды прочитанного текста. Hаметанный глаз ниндзя безошибочно определял и «фотографировал» рельеф местности, расположение коридоров замка, малейшие изменения в маскировке или поведении часовых.
Приспосабливаясь к действиям в темноте, ниндзя учились видеть по-кошачьи, но в то же время стремились компенсировать зрение за счет слуха, обоняния и осязания. Кроме того, тренировка, рассчитанная на продолжительную слепоту, призвана была развить и великолепно развивала экстрасенсорные способности.
Многолетние упражнения сообщали уху ниндзя собачью чуткость, но его поведение в темноте было связано с целым комплексом слуховых, обонятельных и осязательных ощущений. Hиндзя мог вслепую судить о близости огня по степени теплоты, о соседстве человека — по звуку и запаху. Мельчайшие перемены вентиляционных струй позволяли ему отличить сквозной проход от тупика и большую комнату от каморки. При длительном отключении зрения у человека быстро прогрессировала способность ориентироваться как в пространстве, так и во времени. Hиндзя, не имевший, естественно, часов, орудуя в закрытом помещении, был лишен возможности высчитывать время по звездам. Тем не менее, основываясь на своих ощущениях, он определял, который час, с точностью до нескольких минут.
Что случайности здесь не было и что подобный навык может воспитать в себе зрячий, подтвердят охотники, стреляющие «на звук».
Обоняние также говорило ниндзя о присутствии людей или животных, а кроме того, помогало понять расположение покоев замка. Гостиная, спальня, кухня, не говоря уже об отхожем месте, резко различались по запахам. К тому же обоняние, а в равной степени и вкус были незаменимы при некоторых фармацевтических и химических операциях, к которым порой прибегали ниндзя.
Физическая подготовка ниндзя продолжалась вплоть до наступления зрелости, которое знаменовалось обрядом посвящения в члены рода. Инициация обычно проводилась, как и в самурайских семьях, в пятнадцать лет, но иногда и раньше. Только став полноправными членами общины, юноши и девушки переходили от стандартного психофизического тренинга к познанию сокровенных таинств духа, заключенных в учении монахов-ямабуси, в Дзэн и в изощренных методиках Йоги.