тренировки по спортивному ориентированию для детей

Спортивное ориентирование для детей

тренировки по спортивному ориентированию для детей

Занимаясь многими видами спорта, ребенок может укреплять свой организм и здоровье. Но не каждый вид спорта может предложить помимо физического совершенствования еще и умственное. А это все еще и на природе. Ну не сказка ли, это спортивное ориентирование?

Ориентирование для детей – а это как?

Спортивное ориентирование для детей будет очень интересным. Каждый маленький мальчишка или девчонка любит бегать, прыгать, решать интересные задачки и загадки. А если все это еще и на свежем воздухе? На природе, в лесу! Пожалуй, если у ребенка взять интервью сразу после финиша дистанции ориентирования, то примерно с такими же эмоциями он и опишет то, что с ним только что произошло. Тяжело описать словами, те чувства, которые дети испытывают на соревнованиях по ориентированию.

Суть ориентирования для взрослых понятна. Но потянет ли ребенок такие задачи? Для детей всегда составляются простые дистанции. Для самых маленьких контрольные пункты устанавливают прямо на дорогах, а варианты движения ясны и стопроцентны. Поэтому можно сказать, что дети выполняют те же задачи ориентирования, что и взрослые, но только в облегченном варианте.

Главное – безопасность

Многие родители в начале спортивной карьеры своего чада задаются вопросом: «Насколько безопасно отпускать ребенка в лес одного?». На всех соревнованиях всегда дежурят врачи и наряды МЧС. Списки стартовавших ежеминутно сопоставляются со списками финишировавших. Не забудут ни про кого. Конечно же, бывают случаи, когда дети теряются в лесу, но они единичны и крайне редки, и почти все оканчиваются благоприятно. Вероятность того, что ребенок будет подвергнут какому-либо вредному воздействию, в разы меньше чем на футболе, и уж тем более чем на единоборствах.

Польза занятия ориентированием для детей

Спортивное ориентирование для детей приносит много пользы. Наверное, ни один вид спорта не будет оказывать такое разноплановое положительное воздействие на ребенка. Недаром ориентирование называют шахматами на ходу. Это и интеллектуальная, и физическая деятельность. Причем физически ребенок нагружается не в душном зале, а в экологических местах.

Первое, в чем проявляется польза ориентирования для детей – это физическая активность. В принципе, любой вид спорта может похвастаться этим. Спортивное ориентирование – всесезонный вид спорта. Летом бег, зимой лыжи. Ребенок будет развивать не только ноги, но еще и плечевой пояс, пресс, а самое главное сердце.

Доказано, что при занятии ориентированием у детей развиваются аналитические, прогностические и другие умственные способности в такой же степени, как и в шахматах. И это второй положительный эффект для ребенка. Ведь на соревнованиях по ориентированию приходится усердно шевелить мозгами, чтобы выбрать путь движения, а по ходу еще сопоставлять местность с тем, что нарисовано на карте.

Бесценные навыки работы с картой и компасом! Кто знает, когда они могут пригодиться. Поэтому лучше научиться этому еще в детстве, а потом уже совершенствовать их в дальнейшем. Помимо этого, на первых этапах тренировок, ребенок обучается основам ориентирования на местности, которые пригодятся не только во время соревнований, но и в быту.

Тренер любого другого вида спорта никогда не сможет позволить себе проводить столько тренировок на открытом воздухе. В ориентировании – это обычное дело. Причем речь идет о тренировках не просто на стадионах под открытым небом, а именно в лесах, где ребенок будет находиться вдали от автомобилей и других вредных воздействий города.

Плюсы спортивного ориентирования для детей

Ориентирование – это не только полезно, но еще и очень интересно. Этот вид спорта может предложить еще и другие плюсы, кроме положительного воздействия на организм.

1.Массовость

Сегодня спортивное ориентирование для детей развивается очень активно. Чего только стоят ежегодные всероссийские соревнования Российский Азимут, которые проводятся практически во всех городах страны. Одни из самых массовых стартов в России. Кросс Наций пока все же вне конкуренции. В этих соревнованиях участвуют целыми семьями, поэтому ребенку, даже самому маленькому будет интересно посоревноваться вместе со своими родителями в одной команде.

2.Практически все регионы хорошо финансируют этот вид спорта

Поэтому ребенок сможет вдоволь покататься по соревнованиям в самых красивых уголках страны. Регионы выставляют внушительные команды даже на окружные соревнования, поэтому попасть в число участников соревнований будет не сложно.

Как показывает практика, коллективы в спортивном ориентировании очень теплые. Циклические виды спорта в принципе требуют от спортсменов спокойствия, выдержки и внимательности. Именно поэтому в ориентировании команды очень дружные и сплоченные.

(-) Минусы в спортивном ориентировании для детей

Было бы неправильно сказать, что спортивное ориентирование для детей – это один большой плюс. У любой медали есть две стороны, и у ориентирования тоже есть обратная.

Ориентирование не олимпийский вид спорта. Это в принципе не самый зрелищный вид спорта, поэтому некоторые дети могут не заинтересоваться тем, чего не показывают по телевизору. Хотя трансляции Чемпионатов мира выглядят очень даже неплохо, но даже они не пробиваются на массовое телевидение.

Следующий минус будет касаться только детей с аллергическими реакциями на различные растения. В виду того, что старты по ориентированию проходят в лесах, ребята постоянно сталкиваются с различными цветами, травами, кустами и прочим. Перед тем, как начинать заниматься ориентированием, следует узнать на какие растения и в какое время у ребенка обостряется аллергия (если аллергия есть).

Пара слов родителям

Последней инстанцией в выборе спортивного кружка ребенка будут, конечно же, их родители. Для них тоже много плюсов от того, что их дети будут заниматься именно этим спортом.

Так, например, на полный комплект летней экипировки не придется тратить более пяти тысяч рублей. Чтобы снабдить ребенка всем необходимым для занятия ориентированием зимой, потребуется примерно в полтора раза больше денег, и это с тем учетом, что лыжным инвентарем, скорее всего, воспитанника оснастит спортивная школа.

Найти секцию или тренера по ориентированию легко. Во всех регионах, и практически во всех городах есть спортивные кружки.

Ориентирование – это безопасно. Дети на тренировках и соревнованиях редко получают травмы. А если и получают, то они незначительны. Единственное, что может напугать родителей – это уязвимость ориентировщиков перед клещами. Почти для всех ориентировщиков норма снимать со своей экипировки этих членистоногих. Кстати, клещи редко успевают укусить спортсмена.

Заключение

Спортивное ориентирование – отличный выбор для ребенка. Правда, не совсем маленького. Лучше отдавать в этот спорт свое чадо, достигшее возраста лет 8. Тогда можно быть уверенным, что оставшаяся его жизнь будет переполнена яркими событиями. Ориентирование – прикладной вид спорта. Навыки, полученные на тренировках, пригодятся в той или иной степени в жизни. Пользу для здоровья и развития ребенка, которую оказывает этот спорт, переоценить очень тяжело. Поэтому если стоит выбор, в какую секцию отдать ребенка, то можно долго не думать, и выбирать спортивное ориентирование.

«Пара» слов из видео о том, почему ориентирование – это интересно и полезно:

Источник

Спортивное ориентирование для детей: с какого возраста и какая польза

Хотите, чтобы ваш ребенок проводил время с пользой для ума и здоровья? Отдайте его в секцию по спортивному ориентированию! О медицинских противопоказаниях, со скольки лет можно начать заниматься и сколько это стоит — читайте в нашей статье.

Спортивное ориентирование — это спорт, где участники с помощью компаса и карты преодолевают контрольные пункты. Выигрывает тот, кто проходит первым весь маршрут и выполняет все требования.

С какого возраста

Ограничений по возрасту в спортивном ориентировании нет. Оптимально начать заниматься в 7-9 лет. В этом возрасте ребенок готов к аналитическому мышлению и впитывает информацию как губка. К тому же, в этом возрасте легко поставить бег, а это пригодится и в будущем — на уроках физкультуры и в повседневной жизни.

Тренеры и организаторы соревнований грамотно подходят к построению детского маршрута. Если занимаются совсем юные спортсмены, это будут небольшие и промаркированные (яркой лентой) дистанции, около 0,8 — 1,5 км, с линейными ориентирами (дорожки, просеки). Это делается для того, чтобы ребенок не боялся заблудиться и чувствовал себя уверенно. Можно проходить маршрут вместе с родителями. Иногда добавляются элементы игры.

Медицинские противопоказания

В спортивном ориентировании их нет. Достаточно получить справку от педиатра, что ребенок может заниматься беговыми видами спорта. Необходимо проверяться раз в год и обновлять справку.

Проходить маршрут могут даже инвалиды-колясочники (для них организуют специальные дистанции) и инвалиды по слуху (глухо-немые).

Рекомендуется сделать страховку от укуса клеща и от несчастного случая. Причем без последней могут даже не допустить к занятиям. Эту информацию уточняйте в секции. Страховки стоят не дорого: первая — около 300 руб., вторая — 500-700 руб.

Мальчики и девочки

Этот спорт одинаково подходит для детей обоих полов. В этом и преимущество спортивного ориентирования. Чтобы заниматься им, достаточно одного лишь желания!

Плюсы

Спортивное ориентирование — это уникальный спорт, который ребенок воспринимает сначала как занятную игру, затем втягивается, появляется азарт и желание побеждать на соревнованиях.

Минусы

Спортивное ориентирование — самый безопасный вид спорта. Минусов можно найти немного:

Обязательно нужно прививать ребенка от клещевого энцефалита. В школе такую прививку должны делать бесплатно. Приучите его осматривать себя после каждого похода в парк или лес.

Сколько стоят занятия

Можно найти секции по спортивному ориентированию, где занимаются бесплатно: в государственных образовательных учреждениях, в детско-юношеских досуговых центрах, в домах спорта. В частных спортивных школах занятия могут стоить от 1800 руб. в месяц, в зависимости от уровня и региона.

На соревнованиях иногда требуется внести небольшой взнос за участие. Для детей обычно это около 100-200 рублей.

Расходы, также, приходятся на приобретение спортивной одежды по сезону: спортивный костюм, куртка, кроссовки или ботинки. Кое что из амуниции могут выдать в секции: компас и карту.

Очевидно, стоимость занятий спортивным ориентированием гораздо ниже, чем другими видами спорта, например, если сравнить с теннисом или хоккеем.

Как выбрать секцию

В секциях по спортивному ориентированию дети под руководством наставников получают необходимые навыки и умения, которые помогают им преуспевать в этом спорте.

Ищите хороших тренеров и опытных организаторов соревнований. Выберете несколько спортивных школ недалеко от дома, почитайте отзывы в интернете, пообщайтесь с другими родителями, сходите на пробные занятия. В первый раз можно даже пройти маршрут вместе с ребенком. Оцените его настроение, все ли ему понравилось, было ли интересно.

Выбирайте секции, где занимаются дети такого же возраста как ваш ребенок. Если хотите, чтобы ребенок развивался разнопланово, можно поискать секции, где проводятся занятия не только на «своих двоих», но еще и на лыжах или велосипедах.

Подводим итог

Времяпровождение на открытом воздухе — это несомненный плюс для здоровья. Ребенок перестает болеть простудными заболеваниями, закаляется, его иммунитет повышается. Как и любой другой подвижный спорт, спортивное ориентирование исключает заболевания связанные с малоподвижным образом жизни: проблемы с лишним весом, сердечная недостаточность.

Кроме физического здоровья, у ребенка появляется чувство ответственности, развивается уверенность в себе, он учится логически мыслить. А на соревнованиях он чувствует себя настоящим членом команды, появляются новые друзья. У ориентировщиков прекрасно развито воображение, что несомненно пригодится и во взрослой жизни.

Источник

Обучение основам спортивного ориентирования с помощью упражнений — начальный этап

Для эффективного обучения технике спортивного ориентирования вначале определим перечень тех знаний, умений и навыков, освоение которых даст возможность считать, что ученик освоил начальный этап и можно продвигаться дальше.

Упражнения для обучения знаниям, умениям и навыкам

1. Условные знаки (далее УЗ) карт спортивного ориентирования, безусловно один из важнейших знаний, без которого спортсмен подобен ученику пытающемуся без знания букв понять, что написано в книге. Для изучения УЗ можно применить следующие упражнения:

1.2. Сделать из УЗ “лото”: на табличках нарисовать условные знаки, на “бочонках” написать название – из мешка достаем название, тот, у кого на таблице нарисован данный УЗ, закрывает клетку, все остальное как в лото.

1.3. Раздать спортивные карты, задание – перерисовать УЗ по группам:
а) гидрография,
б) растительность,
в) рельеф,
г) скалы и камни,
д) искусственные сооружения.

1.4. На одинаковых картах дать задание найти на скорость самую маленькую или большую поляну, то же озеро, то же болото, подсчитать количество микроямок и других точечных ориентиров, назвать знаки, сориентированные вдоль линии магнитного меридиана.

1.5. “Путешествие” по карте вдоль линии магнитного меридиана или произвольно – называем УЗ, ученики называют объект или наоборот.

1.6. Эстафета, в которой на линии поворота вешаем контрольные пункты (далее КП) с УЗ вместо номера, участники передают карточки, в которых пишут название УЗ.

1.8. На карточке нарисованы по пять УЗ, один из которых не соответствует группе, например, четыре точечные, один линейный, ученики должны определить не соответствующий знак.

2. Привыкание к лесу, к ориентированию – данный навык необходим для преодоления естественного страха перед незнакомым лесом и для привыкания детей к процессуориентирования.

2.1. Пробежки группой с тренером по маркированной трассе, вдоль трассы около ориентиров вывесить таблички с рисунком УЗ.

2.2. Пробежки сначала группой, затем по одному по маркированной трассе, отметить на карточке встречающиеся КП или некоторые, например, те на которых изображен УЗ группы “рельеф”.

2.3. В классе, в спортзале или на школьном дворе оборудовать до 20 КП, задание – отметить все КП по порядку, отметить КП с УЗ гидрографии. То же с эстафетой.

2.4. Тренер словесно с карты описывает путь движения, ученики по картам следят, контроль производится на КП – ученики показывают, где находятся.

2.5. Ученики по карте с нарисованной “ниткой” словесно описывают, что они “видят” вокруг себя: “иду по тропинке, слева вижу в двадцати метрах микроямку” и т.д.

2.6. Тренер схематично рисует в увеличенном изображении фрагменты из карты, ученики ищут соответствующие места на карте, вариант – кусочки дистанции.

3. Понимание схемы, карты – навык, необходимый для понимания спортивной карты – что собой представляет, как создается, как используется в спортивном ориентировании.

3.1. Задание нарисовать карту своей руки, назвать пальцы на карте и в реальности.

3.2. Нарисовать карту парты, самим расположив предметы на ней – начало масштабирования.

3.3. Расположив на поле несколько предметов, дать задание нарисовать карту.

3.4. Вместе с группой составить карту класса, спортивного зала, школьного двора, по очереди поставить дистанции с КП.

3.5. Сравнить карты и схемы географические, землеустроительные, лесоустроительные, городские и т.д. Рассмотреть аэрофотоснимки.

4. Определение сторон света – этот навык необходим прежде всего для соблюдения безопасности при занятиях спортивным ориентированием, неопытные ориентировщики в лесу иногда теряют ориентацию, компас может потеряться или сломаться, его не может быть вовсе. Ориентирование карты необходимо для успешного выполнения ориентирования – главные навыки: “север” карты должен совпадать с направлением на север, карту нужно читать “от себя”.

4.1. Научить определять направление на север по деревьям, по муравейникам, по солнцу, по звездам.

4.2. На листе в клеточку нарисовать линию север-юг, обозначить старт и провести диктант по направлениям и количеству клеток движения. Например: “на север три клетки, на северо-запад две клетки” и т.д.

4.3. Ученики делятся на две команды, тренер указывает направление на север, вызывает по одному участнику и показывает направление – кто раньше назовет, тот зарабатывает балл для команды.

4.5. На местности во время прогулки или кросса группа по команде двигается в определенном направлении с контролем расстояния, например, на северо-восток 200 метров, затем тренер меняет направление и расстояние.

4.6. “Диктант” движения по карте, ученики при каждой смене направления меняют положение карты, чтобы читать “от себя”

5. Определение азимута на ориентир – в это умение входит навык пользования компасом, не только определение азимута, но и контроль направления в движении.

5.1. Изучение компаса, обучение определению азимута на ориентир, азимута на КП по карте.

5.2. У каждого учащегося карты с дистанцией и компаса, во время выполнения физических упражнений по команде все берут азимут на следующий КП, показывают тренеру направление движения.

5.3. На местности вокруг старта ставим КП на различном удалении, задание – с помощью азимута найти по очереди все КП, возвращаясь на старт после каждого выполнения.

5.4. На местности ставим по “белой” карте (лист бумаги с дистанцией без условных знаков, с направлением на север) замкнутую дистанцию, все проходят дистанцию по азимуту с учетом указанного масштаба.

5.5. В солнечный день ученики определяют азимут на КП с помощью компаса, но находят КП, оставив компас на старте – используют для выдерживания направления тени от деревьев. Проводится как на “белой”, так и на обычной карте.

6. Измерение расстояния на карте, перевод в метры с учетом масштаба, контроль расстояния на местности – ориентировщик должен по карте точно определять расстояние до ориентира, которое он должен преодолеть и проконтролировать пройденное расстояние на местности.

6.1. На карточку нанести различной длины линии, сначала прямые, затем криволинейные – задание измерить в миллиметрах длины линий, перевести в метры при разных масштабах карт, записать ответ на карточках. Измерения проводить глазомерно, с проверкой себя с помощью линейки.

6.2. По команде тренера учащиеся наносят в тетрадь отрезки различной длины: в сантиметрах, в миллиметрах, в метрах при таком-то масштабе.

6.3. Тренер описывает движение по карте с указанием расстояния в метрах, далее с указанием расстояния в сантиметрах в другом, нежели у учащихся, масштабе.

6.4. Отмерить в различной местности (по дороге, в поле, в лесу, на болоте и т.д.) 100 метров, подсчитать в беге на соревновательной скорости шаги одной ногой (только левой или только правой) – так называемые пары шагов, запомнить каждому свои показатели.

6.5. Во время кроссовых тренировок измерять счетом пар шагов пройденное расстояние, контролировать по карте или взаимно.

6.6. Во время кросса глазомерно определять расстояние до ориентира, контролировать счетом пар шагов.

6.7. КП поставить на учебной дистанции на линейных ориентирах (на расстоянии от них до 10 метров) с указанием на каждом расстояния до следующего.

6.8. Учащиеся проходят дистанцию по словесному описанию, например: по тропе 200 метров, свернуть на юго-запад, по азимуту 195 градусов пройти 160 метров, по ручью вниз 250 метров и т.д.

7. Ориентирование вдоль отдельных тропинок – задача на этом этапе научить новичка не просто бегать по местности, а двигаться по дистанции с постоянным чтением карты.

7.1. На знакомой местности на 2-3 тропинках поставить КП – на развилках, на пересечении с полянами, с ручьями, возле заметных, однозначных ориентиров, пробегать группой, отметить на карте расположение КП, на следующей тренировке дать задание самостоятельно пробежать ту же трассу и отметить КП (поменять местоположения КП), далее дать карту с другими КП на той же трассе – задание самостоятельно найти КП.

7.2. На карте по тропинкам провести линию – “нитку”, установить КП на ориентирах, учащиеся пробегают по тропинкам, стараясь придерживаться нарисованной линии, отмечают на карте местонахождение всех КП.

8. Ориентирование с тропинки на тропинку – данный навык продолжает развитие мышления ориентировщика, является этапом к постоянному ориентированию.

8.1. Бег по маркированной дистанции с переходом с тропинки на тропинку по маркировке.

8.2. Бег по тропинке с КП на переходе с тропы на тропу, на КП стрелка, указывающая направление перехода, на второй тропе тоже стоит КП.

8.3. Бег группой по тропинкам, взятие КП с ориентиров на тропе, КП находятся не очень далеко от троп.

8.4. Самостоятельная постановка КП, сначала на развилках троп, на местах пересечения троп с полянами, с ручьями, далее на точечных или площадных ориентирах недалеко от троп.

9.1. Во время обсуждения дистанций в аудитории следить за складыванием карты, слежением за движением с помощью большого пальца (большой палец руки должен находиться на том месте карты, где спортсмен определился в данный момент, или в последний раз).

9.2. Во время кросса в парах, один рассказывает второму, глядя на бегу в карту, свой оптимальный вариант движения по дистанции, второй контролирует движение по карте, складывание карты и сопровождение с помощью большого пальца первого участника, время от времени меняются ролями.

10. Чтение рельефа – очень много КП ставятся на рельефе местности, поэтому очень важно правильно прочитать рельеф, кроме того, при движении по дистанции практически все время используется рельеф местности как ориентир.

10.1. На карточках нарисовать несколько профилей и горизонталей вершин, задание – найти соответствующие профилю рисунки горизонталей.

10.2. Определить по рисунку горизонталей, какой холм самый высокий, низкий, какой склон крутой, какой пологий.

10.3. Для 5-6 описаний подобрать соответствующие профили и рисунок горизонталей, например: а) холм высотой 15 метров в одной вершиной посередине, б) с двумя вершинами, равными по высоте и т.д.

10.4. На карте закрасить красным цветом выступы рельефа, синим – лощины и впадины.

10.6. Взять карту с дистанцией и чистый лист бумаги, задание – нарисовать профиль по сечению рельефа вдоль прямой линии, соединяющей КП, с соблюдением масштаба и сечения рельефа.

10.7. На карте с дистанцией найти и нарисовать карандашом путь с наименьшим (наибольшим) набором высоты между двумя КП.

Источник

Методические указания и рекомендации «Организация учебно-тренировочных занятий по спортивному ориентированию с детьми школьного возраста»

«ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНОЫХ ЗАНЯТИЙ ПО СПОРТИВНОМУ ОРИЕНТИРОВАНИЮ С ДЕТЬМИ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

ПРЕДНАЗНАЧЕНА ДЛЯ ТРЕНЕРОВ-ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ И УЧИТЕЛЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ

МБОУ ДО ДЮСШ «Зенит» г. Казани

ЦЕРЮКОВ Александр Юрьевич

В настоящее время внимание специалистов в области физической культуры и спорта все в большей степени сосредоточено не только на методике тренировки сильнейших спортсменов, но и на дальнейшем улучшении системы подготовки спортивных результатов.

В нашей стране развитие детского и юношеского спорта остается делом государственной важности. Вне школ физическое воспитание детей, подростков, юношей и девушек непосредственно осуществляют спортивные школы (ДЮСШ), училища олимпийского резерва, спортивные клубы и школы-интернаты спортивного профиля, что дает возможность вести подготовку спортсменов от новичков до мастеров спорта.

В юношеском спорте происходит закладка и формирование здорового организма человека. Рациональное построение учебно-тренировочного процесса способствует общей физической подготовленности и росту спортивного мастерства.

Однако в ориентировании, как относительно молодом виде спорта, современное содержание подготовки юных спортсменов практически не отражают результатов исследований, которые появились на рубеже 80-90-х годов, наметилось отставание программно-нормативных документов от передовой научной мысли в области в области детско-юношеского спорта.

Не подлежит сомнению, что только высокий уровень теоретической и методической подготовленности тренеров, осуществляющих воспитание юных спортсменов, в значительной степени обуславливает эффективную подготовку спортивного резерва.

Все это требует от спортсмена высокого уровня подготовки:

разносторонней физической подготовки

Ориентировщик, во время прохождения дистанции не просто бежит, а одновременно выполняет различные технико-тактические действия:

-определяет пройденное расстояние;

-определяет свое месторасположение в карте, в данный момент;

-оценивает наиболее выгодный путь движения в зависимости от своих технических и физических возможностей;

-держит скорость движения по дистанции;

-передвигаться по дистанции не обращая внимания на соперников;

-передвигаться по дистанции не обращая внимания на сбивающие факторы (судьи, зрители, телевиденье и т.д.);

-постоянно контролировать себя а карте и отслеживать свое местоположение на местности;

-проводить оценку прогнозирования будущей местности по карте (видеть участки трудные или легкие для прохождения);

-изменять путь движения в зависимости от выявленных ошибок, произошедших по дистанции;

-изменять варианты движения от погодных условий, времени года, стартовой минуты и т.д.;

— работать с компас и брать азимут в движении;

— правильно держать карту( правило большого пальца);

-работа с легендой при заходах на контрольный пункт;

-автоматически считать количество шагов на заходе на «сложное» КП;

-правильно уходить с КП в сторону следующего;

-уметь читать и пользоваться легендами;

-использовать встречный бег на КП;

-автоматически поворачивать карту при смени направления движения;

Новички из этого арсенала делают не более 3-5 действий, а остальное они не могут сделать в силу слабой технической, тактической и психологической подготовки.

КАРТА-это схема местности (рис.1)

тренировки по спортивному ориентированию для детей

1. ориентировать карту по местности с помощью компаса и больших видимых объектов (озеро, овраг, поле, болото, гора, яма и т.д.).

2. передвигаться не быстрее чем понимаешь (читаешь) карту (не превышать скорость передвижения и контроля себя в карте).

3. двигать себя в карте, отслеживать свой путь «на ходу».

На первых занятиях с юными ориентировщиками им дается упражнения на понимание, что карта – это условное изображение местности определенными знаками.

Составляется примитивная карта ( рис 2) – класса, поля, кабинета и т.д. Самое главное она должна быть нарисована вместе с ребятами, и знаки выбираются произвольные, но предлагать цвета по разделению мебели, дверей, техники.

тренировки по спортивному ориентированию для детей

Отлично если ребятам дать задание для закрепления темы – составить схему ( рис.3) своей комнаты, квартиры. А в дальнейшим играть по этой «карте» пряча мелкие вещи, буквы, записки и искать по ней с родителями или родственниками и друзьями.

тренировки по спортивному ориентированию для детей

С помощью этого нехитрого упражнения закрепляется пространственная ориентация предметов на местности относительно друг друга. Идет ИГРА, а следовательно детям легче усваивать информацию в этом виде..

тренировки по спортивному ориентированию для детей

тренировки по спортивному ориентированию для детей

тренировки по спортивному ориентированию для детей

тренировки по спортивному ориентированию для детей

тренировки по спортивному ориентированию для детей

тренировки по спортивному ориентированию для детей

тренировки по спортивному ориентированию для детей

тренировки по спортивному ориентированию для детей

Помимо классификации по условным обозначениям, знаки делятся на:

площадные (масштабные) объекты

Работа с картой по времени занимает не более 15 минут, ребята быстро утомляются от большого потока информации. На следующих занятиях проверяется, какие знаки дети запомнили. Это дает возможность тренеру посмотреть и проанализировать, как дети усвоили этот материал. (Смотреть Приложение1)

3.Масштаб. Масштаб в ориентирование.

. тренировки по спортивному ориентированию для детей

тренировки по спортивному ориентированию для детей

тренировки по спортивному ориентированию для детей

тренировки по спортивному ориентированию для детей

Упражнения с картами-схемами проводятся с новичками в помещении.рис.28

тренировки по спортивному ориентированию для детей

В задании отрабатывается поворот карты, счет однотипных объектов, анализ расположения объектов относительно друг друга, понимания себя «точкой» в карте.

тренировки по спортивному ориентированию для детей

В карточке нанесены две дистанции, пройти красную дистанцию по порядку, затем зелёную. Не которые КП повторяются «бабочка». рис.30

рис.30 тренировки по спортивному ориентированию для детей

4. Ориентирование карты с местностью

3 Ориентирование карты с местностью

После изучения базовых знаний можно приступить к изучению следующего важного приема ориентирование карты на местности с помощью больших площадных и линейных объектах (рис.5)

тренировки по спортивному ориентированию для детей

тренировки по спортивному ориентированию для детей

тренировки по спортивному ориентированию для детей

На этом этапе все ребята усваивают информацию приблизительно одинаково, но часть детей медленнее чем остальные, им надо особенно внимательно разъяснить и если нужно, то подобрать другие слова или схемы. Данное упражнение делается многократно на протяжении многих тренировок понемногу на разных картах схемах. Тренерам здесь важно быть наблюдательным и внимательным и сразу фиксировать ошибки учащихся и обратить внимание воспитанника, где появилась ошибка и как её исправить.

Прохождения дистанций с новичками тренер разделяет на небольшими группами или вместе в спокойном темпе. Кто-то хочет быстрее, кто спокойнее. Акцент на само прохождения дистанции. Контрольные пункты могут быть разной расцветки и формы, ребятам заранее их показывают. Рис.8

На небольшой прилегающей местности ставятся небольшое количество КП. Ребята проходят маленькую дистанцию в парах навстречу друг другу. Чья пара быстрее пройдет и правильно!. Затем они проходят следующую дистанцию. Когда ребенок «созреет» бежать один тогда нужно его выпускать без пары самостоятельно.

тренировки по спортивному ориентированию для детейтренировки по спортивному ориентированию для детей

тренировки по спортивному ориентированию для детейрис.8

Упражнения на ориентирования карты по сторонам горизонта

Раскладывается много различных карт, они разложены по кругу, у каждой карты по спортсмену, задача ребенка поднят и быстро повернуть карту на север, встать лицом на 1 КП. Кто быстрее, далее ребенок переходит к следующей карте и встает лицом на следующее КП и т.д. Отрабатывается ориентирование карты по «Северу» и правильный уход на следующей пункт. «Север» в данном упражнение выбирается условно- по какой нибудь стене помещения. Когда это упражнение выполняется правильно и быстро. Нужно перейти к усложнению задания: карта берётся и сворачивается быстро, компактно в одну руку и встать в направления следующего КП.

В процессе беговой и лыжной подготовки у ребят средний и старшей группы добавляется чтение «посторонних» карт в спокойной и средней скорости.

Задание выполняется при достаточно хорошем освещение.

тренировки по спортивному ориентированию для детейтренировки по спортивному ориентированию для детей

6 классификация дисциплин в ориентирование

В спортивном ориентирование есть несколько дисциплин:

Юным спортсменам на тренировке предлагается прохождения этих дисциплин, указываются их различия.

Заданное направление самое распространенная дисциплина. Главная задача – найти свои контрольные пункты в заданном порядке. Тогда результат будут засчитан. Дистанция очень простая по хорошо различимым подсказками, с ограничительными объектами. Рис.23

тренировки по спортивному ориентированию для детейтренировки по спортивному ориентированию для детей

По схеме делается небольшая дистанция несколько (3-7) КП и все указаны на схеме. Дается маленькая дистанция несколько вариантов (часть КП соединены между собой) необходимо правильно пройти дистанцию, время не учитывается! Затем в спокойном беге, затем в парах главное правильное прохождение и только потом скорость.

7. Технические упражнения

На занятиях по спортивному ориентированию используется большое количество игр, заданий и упражнения. Их подбор зависит от их уровня занимающихся, времени года и периода подготовки

-на развития определенных физических качеств

— на обучение и закрепление техники передвижения

— технических приемы и действий

— тактических приемы и действий

— игры и упражнения подобранные в зависимости от времени года.

— уровня развития занимающихся и их навыков и умений.

Чтение карты на «ходу»- одно из важных навыков ориентировщика! Высоко квалифицированные спортсмены ориентировщики могут читать карту на скорости быстрее 4 минут на километр на местности; лыжники быстрее 3 минут/ километр по сетки лыжней.

Обыкновенный человек сможет смотреть в карту и понимать её только спокойным шагом. Если увеличить скорость передвижения, то всё в карте «прыгает», «плывет» и ничего не видно! Спортсмены-новички могут понимать карту только с остановками, перебежкам. Чтобы они смогли конкурировать с более опытными соперниками, тренер подбирает упражнения на умение и развития чтения на «ходу» в движении.

Начинается с самого простого и многим понятного искать ЧИСЛА в карточке рис.9

В задании цифры разбросаны по всей карточке произвольно, необходимо:

-по нечетным числам

— в порядке в котором дается тренером и т.д.

тренировки по спортивному ориентированию для детейтренировки по спортивному ориентированию для детей

На первых порах эти задания выполняются без движения – сидя, стоя. Ребенок находит цифру – показывает и переворачивает задание до следующей команды поиска.

тренировки по спортивному ориентированию для детейтренировки по спортивному ориентированию для детей

— пешком по тренировочному кругу,

— перебежками, на бегу по тренировочному кругу.

тренировки по спортивному ориентированию для детейтренировки по спортивному ориентированию для детей

В спортивном ориентирование на лыжах в карте нанесена сетка лыжней и спортсмен движется по ней находит свои КП. Чтение у ориентировщика происходит по линиям. Сложность заключена в том, что карта крепится на груди (лыжный планшет), в руках палки и чтение карты происходит только глазами. Спортсмен каждый раз должен быстро найти свое местоположение в карте желательно не снижать скорость движения. Рис.12

тренировки по спортивному ориентированию для детей тренировки по спортивному ориентированию для детей

— в произвольном порядке

Тренер говорится номер линии, ответ записывается на листок, по окончания задания говорится ответ и сами ребята ставят себе «+». Кто больше набирает, тот и выиграл это задание.

Линии отслеживаются с право налево и наоборот.

Более усложненное задание отслеживать линии только взглядом

Затем в движении и т.д.

тренировки по спортивному ориентированию для детей

Усложнение задания линии гораздо длиннее рис.14

тренировки по спортивному ориентированию для детей

тренировки по спортивному ориентированию для детейтренировки по спортивному ориентированию для детей

тренировки по спортивному ориентированию для детей

Обычно последние задания усложняют, кусочки карт нанесены неправильно (под разным углом) или у них убирают некоторые цвета рис.16

Перевертыш- карты с частью фрагментами данной карты Фрагменты карты нанесены на обратную сторону задания. Спортсмену необходимо найти по порядку все фрагменты на полной карте. Рис.18тренировки по спортивному ориентированию для детей тренировки по спортивному ориентированию для детей

Объясняется что запоминается как само расположение КП, так-же то что находится рядом с ним, ярко выраженные объекты (подсказки).

Находить номера КП по фрагментам карт.

Все упражнения с карточками новички выполняют в спокойном темпе и только затем их можно делать уже в движение.

— упражнение « переколка»- перерисовать дистанцию на «чистую» карту. Оценивается кто точнее и только потом кто быстрее. рис.18

тренировки по спортивному ориентированию для детей

тренировки по спортивному ориентированию для детей

Усложнение задания переколка в парах, в эстафете, на лимит времени пример за 2 минуты, дополнительно делается силовые упражнения и т.д.

Данные задания вырабатывают переключаемость зрения запомнить фрагмент – найти его на карте. Идет фотографирования объекта поиска. Развивается зрительная память. Развивается перераспределение внимания. Отрабатывается переключения обзора «карта-грунт» в движении у спортсмена. Отрабатывается техника держания карты в одной руке.

Упражнения для лыжного ориентирования, учащемуся даётся карта с лыжнями и карта с дистанции необходимо перенести её на «чистую» карту. рис.19

тренировки по спортивному ориентированию для детей

тренировки по спортивному ориентированию для детей

Дается карта со всеми КП необходимо соединить свои КП по рабочей карте. Карта без рельефа с дистанцией, нужно перенести дистанцию на другую карту с рельефом рис.20

тренировки по спортивному ориентированию для детейрис.20

тренировки по спортивному ориентированию для детей

Карта с дистанцией на другую карту (без дистанции) рисуется путь движения по лыжням и потом наноситься само КП и т.д. каждое КП дистанции. Упражнение можно делать на разных столах увеличивается расстояние между картами

Упражнение за лидером группа следует за тренером и отслеживает себя в карте там, где должны повернутся, группа останавливается и одновременно поворачивается на местности и поворачивают карту . рис.21

тренировки по спортивному ориентированию для детей

тренировки по спортивному ориентированию для детей

Прохождение дистанции по нитке.рис.22. На местности расставляются КП, спортсмены проходят задание и определяют точки КП в карте. Учитывается количество и правильность определения точек.

Подвижные игры на местности развивают скоростно – силовые качества, видения пространства, ловкость при беге по неровной местности, быстроты принятия решения, смелости, решительности, настойчивости и дух команды, ответственности перед командой. Игры лучше проводить на грунте.

-Догонялки на время (скорость, ловкость, решительность.)

-«Казаки – разбойники». (Скорость, смекалку, ловкость, естественный бег по пересечённой местности, коллективизм).

— прятки (сообразительность, смекалку, скорость)

-вышибалы с мечом в квадрате-на время (ловкость, сноровку, меткость, распределение и концентрация внимания)

— одновременные вышибалы (решительность, смекалку, ловкость, быстроту принятия решения.)

-городки (видение поля, всей игры, быстрое переключения ролей, концентрация внимания, скорость, ловкость, решительность.)

— «Зайцы в огороде» (ловкость, концентрация внимания, скорость)

— «третий лишний» (скорость, ловкость, перераспределения внимания, концентрация внимания),

— Футбол среди деревьев (ловкость, скорость, сноровку)

— Ручной мяч (ловкость, скорость, сноровку)

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *