тренировки по спортивному туризму

Видеозанятия по туризму. Проект EDUвпоход

тренировки по спортивному туризму

Подготовка к походу.

Учебное занятие 8. Палатки. Обзор самых популярных моделей. Постановка и сборка палаток

Учебное занятие 14. Алгоритм оказания первой помощи в походе.

Учебное занятие 16. Комплекс упражнений для увеличения эластичности мышц.

Учебное занятие 25. Технические приемы туризма. Переправа по бревну.

Учебное занятие 27. Техники спортивного туризма. Прием «Движение точным азимутом».

Учебное занятие 29. Личное снаряжение для похода. Какую обувь и альпинистские кошки выбрать для категорийных походов.

Учебное занятие 30. Техника спортивного туризма. Прием «сдёргивание перил».

Учебное занятие 31. Техника спортивного туризма. Преодоление навесной переправы с восстановлением и наведением перил.

Учебное занятие 32. Техника спортивного туризма. Приём «бег в мешок» в ориентировании на местности

Учебное занятие 33. «Должность» участника в туристском походе «Заведующий питанием».

Учебное занятие 34. Снаряжение в туристском походе. Походный тент.

Учебное занятие 35. Технические прием «Спуск в связке».

В данном занятии педагоги дополнительного образования ГБОУДО МДЮЦ ЭКТ Павел Зверков, Мария Хамурзова, Ирина Павлова показывают самый быстрый способ спуска в связке.

Учебное занятие 36. Преодоление навесной переправы в связке.

Учебное занятие 37. Как развести костер в туристском походе: разведение огня трением

Учебное занятие 38. Технические приемы спортивного туризма. Единый метод блокировки Индивидуальной страховочной системы.

Видеозанятие 40. Приём «Упреждение» в ориентировании на местности.

Видеозанятие 41. Четыре пожарных узла.

Видеозанятие 43. «Школа безопасности». Учимся завязывать двойную спасательную петлю.

Видеозанятие 44. Безопасность в походе. Изготовление мягких носилок

Видеозанятие 45. С оревнования «Школа безопасности»: особенности подготовки и првоедения.

Видеозанятие 46. Костры в туристском походе.

Видеозанятие 47. Какое снаряжение взять на маршрут «выживания».

Видеозанятие 48. «Школа безопасности». Пожарная эстафета и боевое развертывание

Видеозанятие 49. «Школа безопасности». Газодымозащитная служба

Видеозанятие 50. «Школа безопасности». Аварийные работы и спасение пожарного

В видеозанятии подробно рассматривается алгоритм действий.

ПРИГЛАШАЕТ ВСЕХ СТАТЬ УЧАСТНИКАМИ НОВОГО ПРОЕКТА #EDUвпоход!

тренировки по спортивному туризму

#EDUвпоход – уникальный, совершенно новый по замыслу открытый проект, в рамках которого пройдет цикл публичных мастер-классов и презентаций по итогам самых интересных походов и экспедиций московских школьников этого лета. Это открытая online площадка, на которой каждый может побывать и услышать об итогах таких поездок, задать вопросы, обменяться опытом.

В рамках проекта будут проведены дискуссии о роли детского туризма в современном обществе, рассказы об опыте профессионалов детского туризма и живые отзывы – впечатления юных туристов об участии в интереснейших походах и экспедициях. Участники и спикеры проекта – школьники, инструктора детско-юношеского туризма, педагоги, родители учеников, эксперты, а также широкая аудитория неравнодушных к путешествиям людей.

С 12 по 26 мая 2020 года педагог ГБОУ ДО МДЮЦ ЭКТ Милёхин Дмитрий Юрьевич предлагает Вашему вниманию

12.05. МЕСТНОСТЬ И РЕЛЬЕФ

Вводная лекция рассматривает такие понятия как местность и рельеф, знакомит с основными формами рельефа. Вы узнаете, как меняются природные особенности местности по мере набора высоты и познакомитесь с понятием высотной поясности.

13.05. ЧАСТЬ 1. КАРТА.

В первой лекции курса рассматриваются понятия ориентирования, карты, виды картографических материалов, используемых в туризме, географические координаты.

14.05. ЧАСТЬ 2. МАСШТАБ

Вторая лекция по топографии для туристов посвящена масштабу и номенклатуре топографических карт.

15.05. ЧАСТЬ 3. СОДЕРЖАНИЕ КАРТЫ

В третьей лекции курса по топографии рассказывается о способах изображения рельефа на местности, рассматриваются виды условных знаков.

19.05. Часть 4. КОМПАС И КАРТА

Четвертая лекция курса по туристской топографии знакомит с понятием румба, основными направлениями, рассказывает об устройстве компаса и об особенностях ориентирования карты относительно севера.

20.05. Часть 5. ОРИЕНТИРОВАНИЕ БЕЗ КОМПАСА

Пятая часть посвящена способам ориентирования на местности без помощи компаса — по Солнцу и звездам, по природным признакам и по местным предметам.

21.05. Часть 6. ГЛАЗОМЕРНЫЕ ИЗМЕРЕНИЯ НА МЕСТНОСТИ

В шестой лекции курса по топографии рассматриваются способы проведения глазомерных измерений на местности без помощи приборов.

22.05. Часть 7. ОРИЕНТИРОВАНИЕ ВО ВРЕМЕНИ.

Седьмая заключительная часть курса посвящена способам определения времени без часов.

26.05. Проверочные онлайн задания по топографии.

Источник

Методические рекомендации по проведению тренировочных занятий по спортивному туризму

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Муниципальное бюджетное учреждение

«Спортивная школа олимпийского резерва № 8» г. Белгорода

Методические рекомендации по проведению тренировочных занятий по спортивному туризму

Выполнит тренер Татаринцев Виктор Викторович

Цель и задачи: з анятия по спортивному туризму обеспечивают детям полноценную умственную и физическую нагрузку, необходимую для их гармоничного и всестороннего развития. Ребята приобретают: гибкость ума; физическую силу и выносливость; психическую и эмоциональную уравновешенность.
Основные задачи:

— повышение уровня общей и специальной физической подготовки;

-воспитание волевых качеств: целеустремленности, настойчивости и инициативы, решительности и смелости, выдержки и самообладания;

— совершенствование методики организации туристско-физкультурной работы;

— привлечение к регулярным занятиям физической культурой и спортом;

— приобретение практических навыков поведения в экстремальных ситуациях природного и

Занятия туризмом представляет собой эффективное средство физического оздоровления, воспитания и развития подростков, которые происходят в процессе организации коллективно-походной жизни на спортивном маршруте и активной деятельности занимающихся. Подготовка спортсменов идет по следующим направлениям: техника и тактика туризма, ориентирование, организация туристского быта, медицина, особенности питания в походе, экология, краеведение. Это позволяет формировать экологическое мышление детей, воспитание активной гражданской позиции, патриотов своей страны, уважение к другим национальным культурам.

— соревнования по технике пешеходного, лыжного и водного туризма,

— соревнования по технике пешеходного туризма на искусственном рельефе в закрытых помещениях.

На сегодняшний день созданы все условия для занятий детьми туристским многоборьем:

— приобретено необходимое снаряжение для тренировок (карабины альпинистские, веревки, каски, страховочные системы и др.),

— смонтирован зал для занятий туристским многоборьем на искусственном рельефе, что позволяет эффективно проводить тренировочный процесс в течение всего года, а в последствие достойно выступать на соревнованиях различного уровня, где ребята занимают призовые места и становятся победителями как в командном, так и в личном первенстве.

Основы техники туризма

Техникой туризма может заняться практически любой здоровый человек. Главное в занятиях – это желание трудиться и регулярность тренировок. Хорошо, если начинающий турист до этого уже занимался каким-либо видом спорта, но если нет, то это занятие тем более для него. При регулярных занятиях альпинизм сделает любого человека за довольно короткое время сильным, гибким, целеустремленным, смелым. Ведь каждая тренировка— это достижение цели. Если человек сделал один шаг вверх, у него появится цель сделать второй, если пройден легкий маршрут, есть стимул его усложнить и пройти другой вариант.

Техника туризма — сложно координированный вид спорта. Если в циклических видах можно бесконечно совершенствовать одно и то же движение, добиться идеального исполнения его, то здесь сделать это невозможно, Техника лазания будет зависеть от множества факторов. Здесь важно абсолютно все: вес, рост, длина рук, ног, растяжка, физические данные и другие параметры. Важно, занимался ли в детстве турист каким-либо видом спорта. Наблюдения показывают, что у тех, кто в детские годы занимался гимнастикой, балетом, танцами, много тянулся, есть способности к лазанию по веревкам. Человеку, имеющему большой вес, труднее лазать, но важна также его относительная сила. Иногда бывает так, что начинающий турист мало подтягивается на перекладине или не может подтягиваться вообще, но имеет маленький вес и хорошую цепкость, может долго висеть на прямых или согнутых руках. Это также дает ему преимущество перед теми, кто имеет большой вес. Но в конечном итоге все решает желание ребенка заниматься, его рвение, трудоспособность. Самое главное в технике туризма, чтобы тренировки, а позднее и соревнования, доставляли удовольствие и радость. Эмоциональный настрой, общение с друзьями, помощь друг другу — все это создает ту радостную атмосферу, когда тяжелый труд на виду у всех доставляет удовольствие. Постоянное дружеское соперничество и взаимопомощь создают творческий настрой. Для того, чтобы тренировки с самого начала доставляли удовольствие, необходимо усвоить некоторые основные моменты.

Техника лазания — ключ к успеху. Хорошая техника позволяет спортсмену тратить меньше усилий, экономить силу и не использовать без надобности максимальные усилия. Это важно особенно тогда, когда во время прохождения маршрута возникает необходимость в мощных движениях, мощных шагах. Если лазать экономно, то можно выполнить больший объем работы, а значит, будет возможность улучшить выносливость. Если спортсмен выполняет новое движение, надо стараться выполнить его медленно и технично. Например, если при прохождении дистанции начинают скользить руки и ноги, не надо спешить. Позже, после отдыха, будет возможность к нему вернуться со свежими силами.

При изучении новой техники надо обращать внимание на качество выполнения движения. Новые технические приемы лучше всего разучивать на свежие мышцы, с хорошим настроением. Техничное лазание предполагает точную работу рук и ног, хорошие, плавные движения, точные позиции тела, определенный ритм движений. Если разложить техничное лазание на элементы, оно будет состоять из оптимальных движений. Многие скалолазы полагают, что цель оправдывает средства. Они считают, что мускулы — лучший путь к вершине достижений. Но сила — это еще не все. Если спортсмен достаточно силен, то его сила в сочетании с точным движением рук, ног, тела может привести его к прогрессу очень быстро даже без большой тренированности.

Для того чтобы приобрести хорошую технику, надо обратить внимание на следующие проблемы, с которыми встречается начинающий спортсмен. Пути формирования техники лазания начинающего туриста:

• В начале спортивной карьеры необходимо набрать достаточный общий объем лазания, особенно простого и средней трудности. Это важно для того, чтобы привыкнуть к высоте и приобрести «перебороть чувство страха».

• Очень полезно наблюдать за более опытными и техничными спортсменами. Это дает возможность мысленно продумывать те варианты, которые начинающий пока выполнить не может.

• Необходимо чаще спрашивать совета у тренера и у более опытных товарищей, будет полезно, если они покажут тот или иной вариант маршрута, технику его прохождения. Нужно попытаться самому выполнить просмотренный прием по элементам.

• Не начинать лазания без хорошей, тщательной разминки, размять все группы мышцы и сделать растяжку. Это избавит от глупых травм, которые при хорошей разминке можно избежать.

• Стараться, чтобы каждая тренировка проходила эмоционально и с интересом. Всякий принудительный труд не доставляет радости.

• В процессе тренировок рационально тратить время и избегать пустых разговоров. Тренировка должна быть насыщенна и интересна.

• Проявлять активность и инициативу. Очень часто новички много времени проводят впустую, сидя на скамейке. Полезно паузы отдыха заполнять разминкой и упражнениями на гибкость. Они не нагрузочные, но чрезвычайно полезны. Чем больше спортсмен тянет ноги и работает над суставами и связками, тем лучше для них.

• Не надо сразу ждать выдающихся результатов, лучше ставить посильные задачи. Это убережет от разочарований, сохранит оптимизм.

Главное в совершенствовании техники — регулярность тренировок. Техника складывается из маленьких «кирпичиков», которые турист укладывает от тренировки к тренировке. В тренировках не должно быть больших пауз, иначе спортсмен будет буксовать на одном месте, не достигая никакого прогресса.

Основные принципы развития силы в технике туризма

Принцип повторных нагрузок заключается в многократном прохождении классов сложности, средней трудности и в выполнении специальных силовых упражнений до утомления. При прохождении дистанции и выполнении упражнений необходимо следить за техничным выполнением. Этот метод хорош для начинающих спортсменов и спортсменов среднего уровня. Для спортсменов высокой квалификации он подходит меньше, так как при его применении приходится проделывать большой объем работы.

Принцип максимальных нагрузок заключается в прохождении дистанции в предельной сложности (2-3 подхода по 1-2 раза), а также выполнение специальных силовых упражнений с максимальной нагрузкой до утомления (максимальное количество раз). Этот принцип подходит больше для спортсменов высокой квалификации и используется, если спортсменом уже проделана большая работа по развитию силы.

Исследования показывают, что попытки тренировать мышечную силу, не прибегая к максимальным силовым напряжениям, оказываются неэффективными. В процессе лазания по маршрутам, требующих значительных усилий рук, сила рук увеличивается до некоторого предела, но значительного увеличения силы не происходит, так как для этого требуются упражнения, выполняемые с предельной нагрузкой. Напротив, при очень малых величинах напряжений может произойти падение силы. Принцип возрастающих нагрузок является очень важным. Особенно опасно перетренироваться в первое время, когда организм не привык к специфическим нагрузкам, которые испытывают спортсмены. Очень сильную нагрузку испытывают пальцы рук, ног, плечи, локти, колени. Если новичок в первый месяц тренировок не будет дозировать нагрузку, постепенно увеличивать объем, у него могут распухнуть суставы пальцев и будут в дальнейшем долго восстанавливаться.

Метраж пройденных маршрутов надо увеличивать постепенно, так же как и объем силовых упражнений, дополнительно выполняемых на тренировках. Для спортсменов высокой квалификации этот принцип также является актуальным, так как бездумное и непланомерное увеличение нагрузки может привести к перетренировке и травмам.

Необходимо помнить несколько общих правил, ч тобы избежать травмы:

1. Ежемесячный инструктаж по технике безопасности при работе в спортивном зале.

2. Знать свое снаряжение. Тщательно изучать инструкции и обращаться со своим снаряжением с заботой. Использовать только то снаряжение, с которым вы умеете обращаться. Личное и групповое туристское снаряжение должно быть исправно, не иметь ни каких повреждений.

3. Разминаться перед дистанцией.

4. Взаимный контроль на каждом прохождении дистанции. Проверяйте друг друга: правильно ли

одета обвязка? Правильно ли завязан узел или надежно ли закрыт карабин? Правильно ли используется страховочное устройство.

5. Полная концентрация внимания во время страховки. Жизнь спортсмена находится в ваших Руках!

6. Один этап — один человек. Не лазать друг над другом. Ждать, пока этап не освободится.

7. Защищать свою голову. Каска защитит вас в случае неконтролируемого срыва.

Задачи специальной физической и технической подготовки

1. Изучение и совершенствование технических приемов свободного лазанья и лазанья с ИТО (искусственные точки опоры).

2. Развитие специальной выносливости на разнообразном искусственном рельефе, сопряженное с технической подготовкой.

3. Развитие силовой выносливости, быстроты двигательной реакции на разнообразном искусственном рельефе, сопряженное с технической подготовкой.

4. Развитие вестибулярной устойчивости, статического и динамического равновесия на разнообразном искусственном рельефе.

Общая физическая подготовка

Общефизическая подготовка направленна на совершенствование общей и силовой выносливости, быстроты двигательной реакции и смешанной гибкости.

Специальная физическая подготовка

Бег в равномерном темпе по равнинной и пересеченной местности, открытой и закрытой, в том числе и по заболоченной, на дистанции от 5 до 15 км. Бег «в гору». Ходьба на лыжах на дистанции от 5 до 15 км. туристские походы (однодневные и многодневные). Плавание различными способами на дистанции до 800 м. Многократное пробегание различных отрезков с изменением скорости, темпа и продолжительности бега в различных условиях местности. Смешанное передвижение с чередованием ходьбы, бега. Бег по песку, по кочкам; бег на мелком месте в воде.

Упражнения на развитие быстроты. Основным методом развития быстроты является многократное повторение движения с максимальной скоростью. Длительность таких упражнений определяется временем, в течение которого может быть сохранен максимальный темп. Упражнения, направленные на развитие быстроты двигательных реакций, одновременно являются хорошим средством для тренировки скорости отдельных движений. В выполнении упражнений на скорость большую роль играют мышечные напряжения. Эти упражнения относятся к скоростно-силовым. Чтобы увеличить скорость движений, необходимо развивать как мышечную силу, так и быстроту движений. Воспитание быстроты в достигается следующими упражнениями: б ег с высокого и низкого старта на скорость на дистанции 30, 60, 100, 200, 400 м. Бег на месте в быстром темпе с высоким подниманием бедра, семенящий, прыжковый. Бег с внезапной сменой направлений, с внезапными остановками, с переменной скоростью, челночный, боком и спиной вперед, бег змейкой между расставленными в различном положении стойками. Быстрое приседание и вставание. Различные игры и игровые упражнения, выполняемые в быстром темпе (баскетбол 3:3, футбол 5:5, с укороченными таймами).

Упражнения для развития ловкости и прыгучести. Ловкость – это сложное комплексное качество, поэтому ему надо уделять время на каждой тренировке. Ловкость можно развивать по-разному, например: быстро сесть, лечь, встать, наклониться, повернуться и т. д.; броски и ловля мяча, целевые метания, жонглирование; полоса препятствий, различные лазанья, перелезания.

Прыжки в длину в яму с песком, по кочкам, в высоту через планку, жердь, поваленное дерево с одной и двух ног, через «коня», «козла». Прыжки на одной и обеих ногах на месте и в движении. Прыжки со скакалкой в движении. Спрыгивание с гимнастической лестницы.

Упражнения для развития силы. Сгибание и разгибание рук в упорах о предметы на разной высоте от пола (гимнастическую стенку, стул, гимнастическую скамейку, пол). Приседания на двух и одной ногах. Прыжки и подскоки на одной и двух ногах без отягощения и с отягощением (гантели, набивные мячи весом 2-4 кг, диск от штанги, штанга) с последующим быстрым выпрямлением. Броски набивного мяча одной и двумя руками из-за головы, от груди, снизу, сбоку, броски с поворотом туловища. Для развития динамической силы упражнения должны выполняться в среднем темпе и большим повторением.

Комплексы упражнений составляются так, чтобы попеременно нагружать все главные группы мышц. При этом некоторые упражнения должны носить характер общего воздействия, другие направлены на развитие определенной группы мышц, а третьи специально связаны, например, с определенными задачами тренировки.

Упражнения с небольшими отягощениями, а также с преодолением собственного веса включают в домашнее задание, что позволяет постепенно увеличивать нагрузку на тренировках.

Упражнения на равновесие выполняемые на гимнастическом бревне, скамейке. Переправа по бревну через овраг, ручей, канаву; переправа по качающемуся бревну. Подъем по гимнастической лестнице, стенке, в том числе без помощи ног; подъем по крутым склонам оврагов, берегов ручьев. Элементы скалолазания. Упражнения на гимнастической стенке по развитию координации движений, увеличению подвижности суставов. Передвижение по предметам с ограниченной площадью: бревну, буму, перилам, параллельным брусьям, подъем по шесту, по наклонной лестнице без рук. Подтягивание на перекладине с переходом в упор. Лазание по вертикальному и горизонтальному канату.

Туристские узлы. Техника одевания страховочных систем. Карабины: устройство и назначение. Способы обвязки. Страховка и самостраховка. Способы пристежки карабинов к перилам. Движение по горизонтальным перилам в страховочных системах и без них. Лазание по вертикальным перилам со страховкой с помощью жумара Спуски по вертикальным перилам с помощью спускового устройства. Движение по высоко натянутым параллельным перилам (10-15 м). Подъемы и спуски по наклонным перилам при помощи карабинов. Скоростной спуск с применением блок роликов.

Оборудование спортивного зала

Вертикальные навесные перила; наклонные навесные перила (угол наклона 20 и 40 градусов); горизонтальные навесные перила; точки для крепления перил; командная страховка (основная веревка); маты. Снаряжение учащихся: системы страховочные промышленного изготовления; основные и вспомогательные веревки; репшнуры; карабины с муфтами; спусковые устройства; жумары; блок ролики, спортивная одежда с длинными рукавами; спортивная обувь; перчатки, каски.

Страховка и самостраховка

Немаловажную роль в подготовке спортсмена туриста играет страховка. Поэтому на тренировках технике страховки необходимо уделять гораздо больше внимания. Необходимо отработать следующие моменты:

— техника пристегивания самостраховки к перилам;

— судейская страховка к участнику;

— умение работать с карабином и правильно встегивать страховку и самостраховку к судейским перилам.

1. Верхошанский Ю.В. Основы специальной физической подготовки спортсменов. М.: Физкультура и спорт, 1988.

2. Захаров П.П. Инструктору альпинизма.- М.: Физкультура и спорт, 1998.

3. Куликов В.М., Ротитейн Л.М. Школа туристских вожаков.- М. Владос, 1999.

5. «Спортивный туризм: туристское многоборье». «Советский спорт», 2003.

6. Энциклопедия туриста. – М. Большая Российская энциклопедия, 1993.

7. теория и методика спортивного туризма: учебник/ под ред. В.А. Таймазов и Ю.Н. Федотова. – М.: Советский спорт, 2013.

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Источник

Спортивно-туристский клуб

Водный туризм

Возраст: 10-18 лет

Подростки изучат основы водного туризма: теорию водного туризма; классификацию водных маршрутов на территории России; правила техники безопасности на воде в походе; правила оказания первой доврачебной помощи; нормы поведения на природе, в коллективе и обществе; основные правила личной гигиены для водного путешествия; устройство плавсредств (байдарка, катамаран); состав ремонтного набора; о составе группового и личного снаряжения в водном походе; правила организации питания в водном походе; основные критерии выбора маршрута; условные знаки лоции; условные и топографические знаки.

Ребята сумеют подготовить к походу байдарку (катамаран) и подобрать себе оптимальную одежду для участия в водном походе; укладывать рюкзак; ориентироваться на местности по карте, плану; выбрать маршрут, составить график движения и нитку маршрута; подготовить и грамотно упаковать продукты для участия в водном походе; осуществлять посадку и зачаливаться; устанавливать палатку; заготовить дрова для костра; разжигать костёр; собрать медицинскую аптечку для похода выходного дня; оказать первую доврачебную помощь пострадавшему; транспортировать пострадавшего; безопасно сплавляться по равнинным рекам на байдарке и катамаране. Приобретут умения и навыки, необходимые для безопасного участия в водных туристских походах, соревнованиях и туристско-краеведческих слетах.

Педагог: Кашинова Ольга Глебовна

Водный туризм. Совершенствование

Возраст: 11-18 лет

Подростки узнают правила техники безопасности на соревнованиях по водному туризму и в водном походе; техническое описание маршрута и уметь его составлять для степенных походов и походов первой категории сложности; будут знать как собираются средства сплава (байдарка, катамаран); тактику прохождения спортивных дистанций дисциплины «Водный туризм»; смогут пользоваться картой при прохождении маршрута, измерять расстояние на местности, определять крутизну склона, высоту объекта, азимут на объект; смогут оказывать первую доврачебную помощь, сопровождать пострадавшего; буксировать судно по воде и суше; грамотно распределять свои силы на соревнованиях, в условиях водного туристского похода и экспедиции; быстро оценивать обстановку, адекватно реагировать на возникающие нестандартные, в том числе экстремальные ситуации. Ребята получат навыки гребли, необходимые для участия в соревнованиях по водному туризму.

Педагог: Кашинова Ольга Глебовна

ОФП с элементами туризма

Возраст: 8-18 лет

Один из критериев готовности к путешествию или соревнованию по туризму – физическая подготовленность. Дети и подростки изучат основы техники общеразвивающих физических упражнений и техники выполнения туристских соревновательных этапов с постепенным увеличением нагрузки, что поможет им адаптироваться к условиям и требованиям похода или туристского соревнования. Ребята узнают правила техники безопасности в туристическом походе; изучат основные элементы техники разных видов туризма, основы техники выполнения общеразвивающих физических упражнений, технику движения в походе; научатся правильно ставить ногу при ходьбе, пользоваться спортивным снаряжением на занятиях и соревнованиях, выполнять требования страховки и самостраховки.

Педагог: Афанасьев Владимир Геннадьевич

Основы спортивного ориентирования

Возраст: 8-18 лет

Дети и подростки изучат основы техники безопасности в природных условиях, противопожарной безопасности в лесу, действия спортсмена при потере ориентировки; виды спортивных карт и условные знаки; основные правила соревнований по спортивному ориентированию; правила поведения спортсмена на соревнованиях и тренировках. Ребята смогут читать спортивную карту; обращаться со спортивным компасом и применять его на практике; без существенных ошибок преодолевать тренировочные трассы невысокой сложности; успешно участвовать в соревнованиях клубного и районного масштабов.

Педагог: Чернышов Игорь Леонидович

Спортивный туризм

Возраст: 8-18 лет

Дети и подростки изучат основы спортивного туризма, ориентирования на местности получат знания, умения и навыки, в необходимые для участия в пеших туристских походах, экспедициях и туристско-краеведческих слетах. Ребята узнают: основные термины и понятия, применяемые в туризме; основы безопасности и правила поведения в туристическом путешествии; классификацию экстремальных условий природной среды; элементы начальной топографической подготовки; условные знаки, применяемые для карт по спортивному ориентированию; виды костров и их назначение; технические и тактические приемы прохождения дистанции по спортивному ориентированию; основные правила техники безопасности на занятиях и соревнованиях по беговым лыжам; основные упражнения на развитие выносливости, силы, быстроты и ловкости.

Смогут грамотно упаковать рюкзак для участия в походе выходного дня; подобрать себе оптимальную одежду и обувь для участия в походе выходного дня; расставить палатку и приготовить себе спальное место; развести костер и приготовить на нем пищу при участии или консультации педагога; заготовить дрова для костра; установить групповой тент для защиты от дождя; завязать и применить на практике шесть туристских узлов; самостоятельно составить список личного снаряжения для участия в пешем походе; определить масштаб топографической карты; определить расстояние по топографической карте; собрать аптечку для похода выходного дня; сориентировать карту на местности; определить точку стояния на карте; определить азимут на ориентир; читать карты по спортивному ориентированию. Дети научатся оказывать доврачебную помощь условно пострадавшему при вывихе и закрытом переломе; оказывать помощь условно пострадавшему при общем переохлаждении; выполнять упражнения для развития силы, быстроты и ловкости; преодолевать основные естественные препятствия в равнинных районах; взаимодействовать в туристской группе; составлять памятку экоповедения туриста; строить временное убежище; очищать воду естественным способом.

Педагоги: Афанасьев Владимир Геннадьевич, Кузнецова Аделя Абдулбариевна

Спортивный туризм. Совершенствование

Возраст: 9-18 лет

Участие в соревнованиях межрайонного, городского и всероссийского уровня способствуют проверке и повышению технической и тактической подготовленности туристов, предоставляет обучающимся возможность приобрести практический опыт самообслуживания, который является немаловажным в процессе социализации. Дети и подростки узнают термины и понятия, применяемые в практике соревнований по спортивному туризму; алгоритм безопасности туристического путешествия и поведения в экстремальных условий природной среды; элементы топографической подготовки, необходимые для турпоходов и соревнований; условные знаки, применяемые для карт по спортивному ориентированию; тактические приемы прохождения дистанции по спортивному туризму; применение теоретических знаний по спортивному туризму на практике; смогут применять полученные знания в повседневной жизни; принимать решения и отвечать за них; быстро оценивать обстановку и адекватно реагировать на сложившуюся ситуацию; работать с топографической картой; читать топографические карты и проходить дистанции по спортивному ориентированию; проходить дистанции с учетом оптимальной работы на ее технических этапах; оказать доврачебную помощь условно пострадавшему; взаимодействовать в туристской группе.

Педагоги: Афанасьев Владимир Геннадьевич, Кузнецова Аделя Абдулбариевна

Техника и тактика спортивного ориентирования бегом

Возраст: 10-18 лет

Спортивное ориентирование является технически сложным видом спорта, в котором в равной степени сочетаются высокая длительная физическая нагрузка на выносливость и интенсивная интеллектуальная деятельность в процессе скоростного ориентирования на незнакомой местности. Наиболее распространенным в мире является летнее ориентирование бегом.

Подростки узнают основы техники безопасности в природных условиях, противопожарной безопасности в лесу; профилактические средства, направленные на предотвращение перетренированности; объективные данные самоконтроля: вес, рост, динамометрию, спирометрию; субъективные данные самоконтроля: самочувствие, сон, аппетит, работоспособность, настроение; взаимосвязь физической, технической, тактической, волевой, психологической подготовок; значение систематизации круглогодичного тренировочного процесса; обоснование принципов постепенности, повторности, разносторонности, индивидуализации в процессе тренировки; специфические особенности бега ориентировщика; разновидности спортивных карт, общие черты и отличия карт; понятия технических приемов: грубый азимут, точный азимут, линейное ориентирование, точное ориентирование; смогут обращаться со спортивным компасом и применять его на практике; выступать в соревнованиях по спортивному ориентированию; определять свое место нахождения в текущее время, восстанавливать ориентировку после ее потери; определять и контролировать направление с помощью компаса и карты, по объектам местности, по углу пересечения линейных ориентиров и углу схода с них; выполнять бег с учетом характера местности: открытая, закрытая, горная, заболоченная; ориентировать карту; определять расстояние на карте; определять и контролировать направление с помощью компаса и карты, по объектам местности, по углу пересечения линейных ориентиров и углу схода с них.

Педагог: Чернышов Игорь Леонидович

Техника и тактика спортивного ориентирования на лыжах

Возраст: 10-18 лет

Спортивное ориентирование в современном виде существует в четырёх способах передвижения. В нашей стране – относительно северной и традиционно лыжной – именно лыжное ориентирование наиболее важно, именно оно, в перспективе, может войти в программу зимних Олимпийских игр. Подростки изучат основы техники безопасности в природных условиях; виды и масштабы спортивных карт для зимних соревнований и условные знаки; методы выхода из трудной ситуации при потере ориентировки; технику конькового и классического хода; правила поведения участника на соревнованиях и тренировке; смогут обращаться с планшетом и компасом, закрепленном на нем, и применять его на практике; преодолевать тренировочные трассы невысокой сложности без существенных ошибок; передвигаться по лыжням классическим или коньковым ходом; преодолевать тренировочные трассы невысокой сложности без существенных ошибок; выступать в соревнованиях по спортивному ориентированию; использовать полученные навыки в походах и экспедициях.

Педагог: Чернышов Игорь Леонидович

Спортивное ориентирование через игру

Возраст: 6-12 лет

Важная ступень перед переходом к обучению по программе «Основы спортивного ориентирования». Повторение здесь физических упражнений производится при помощи игр, что значительно повышает эмоциональность учебной работы, увлекает юных воспитанников и заметно повышает эффективность работы. Изученное повторяется и закрепляется в условиях, очень близких к соревнованиям на местности, параллельно с этим, развиваются общие физические качества и морально-волевые качества (воля, честность, дисциплинированность). Также развиваются специальные физические качества, необходимые в дальнейшем для совершенствования в данном виде спорта. Дети и подростки узнают правила поведения во время тренировочных занятий и участия в соревнованиях; условные знаки спортивных карт; основные понятия в географии; об экологии, познакомятся с Красной книгой России; как организовать палаточный лагерь; карту и компас; смогут пользоваться картой и компасом; проходить спортивный лабиринт в помещении и на свежем воздухе; работать в коллективе; ориентироваться в городе и на местности, без карты и компаса; выполнять основные упражнения по ОФП.

Педагог: Чернышов Игорь Леонидович

ОФП для юных туристов

Возраст: 6-9 лет

Туристское путешествие или дальний поход всегда увлекательны, но сопряжены с определенными трудностями, поэтому и предъявляют к участнику похода определенные требования: к выносливости, к физической и моральной подготовке. К концу обучения дети узнают основные элементы техники разных видов туризма, основы техники выполнения общеразвивающих физических упражнений, технику движения в походе. Научатся: правильно ставить ногу при ходьбе; пользоваться спортивным снаряжением на занятиях и соревнованиях, выполнять требования страховки и самостраховки.

Туристский поход

Возраст: 8-18 лет

Программа включает в себя обучение туристским навыкам, подготовку к совершению походов выходного дня по Подмосковью, степенных и категорийных походов в период школьный каникул. Занятие в туристской группе воспитывает умение жить и работать в коллективе, самостоятельность, умение принимать решения и нести за них индивидуальную ответственность. Дети и подростки узнают нормы туристского поведения на маршруте; правила проведения туристских походов (пеших и лыжных); основные правила личной гигиены в походе и на тренировках; случаи применения наиболее распространённых растений; обучающиеся смогут подготовиться к туристскому походу; безопасно преодолевать препятствия на местности самостоятельно и с использованием технических средств; обустраивать различные типы укрытий при помощи стандартных средств (тент, палатка); обустраивать безопасный бивуак; пользоваться аптечкой; распознавать наиболее распространенные растения.

Педагог: Афанасьев Владимир Геннадьевич

Школа безопасности

Возраст: 8-18 лет

Безопасность – одна из самых главных потребностей человека и общества. Для этого нужно уметь грамотно действовать в любой экстремальной и чрезвычайной ситуации, которые возникают всегда внезапно, а главное – уметь их предупредить. Туристская деятельность является наиболее эффективной формой обучения безопасному поведению в природной и городской среде, поэтому обучение начинается с освоения туристско-краеведческих умений и навыков как основного гаранта безопасного поведения, по мере совершенствования этих навыков ребенок переходит к изучению вопросов поведения при возникновении экстремальной ситуации.

Ребята узнают нормы поведения в экстремальных ситуациях; правила безопасности жизни в полевых условиях: в населенном пункте, в условиях города и на маршруте; нормы поведения в коллективе и в обществе; основные правила личной гигиены в походе и на тренировках; сформируют туристские навыки (укладка рюкзака, установка палатки, разведение костра; вязание узлов), пользоваться аптечкой; оказывать первую доврачебную помощь пострадавшему, разбираться в экологической обстановке своей местности; уметь работать с аварийно-спасательным оборудованием; подавать сигналы бедствия; уметь преодолевать локальные природные препятствия; действовать в условиях чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера;
преодолевать дистанции ориентирования в заданном направлении; преодолевать водные препятствия.

Педагог: Афанасьев Владимир Геннадьевич

Юный спасатель

Возраст: 12-18 лет

Программа разработана для обучающихся, желающих получить знания начальной профессиональной подготовки по специальности «Аварийно-спасательное дело». Приоритетность задач спасения жизни и здоровья людей воспитывает в ребенке способность эффективно действовать в повседневной жизни, стремление прийти на помощь и готовность предупредить несчастный случай среди своего детского и взрослого окружения. Основой для подготовки юных спасателей является туристско-краеведческая деятельность, т.к. она способствует развитию наблюдательности и готовности участвовать вместе с группой в решении задач по предупреждению чрезвычайных ситуаций природного и др. характера. По окончании обучения дети узнают основы техники безопасности при бивуачных работах; условные топографические знаки; 10 узлов для связывания веревок разного диаметра; смогут обращаться с топором, пилой, альпенштоком; укладывать рюкзак; устанавливать палатку; разводить костер; свободно преодолевать локальные препятствия с помощью альпинистского снаряжения.

Подростки изучат основы пожарно-прикладного спорта, аварийно-спасательского дела, устройство и принципы работы аварийно-спасательного оборудования, научатся подавать сигналы бедствия, выкладывать вертолетные знаки, работать по спасению пострадавших в природной и техногенной среде, использовать основные приемы ведения аварийно-спасательных работ, получат навыки радиосвязи.

Педагог: Афанасьев Владимир Геннадьевич

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *