три препятствия в обучении
ТРИ ПРЕПЯТСТВИЯ В ОБУЧЕНИИ!
Когда-то давно я познакомилась с трудами Рона Хаббарда. Да, он считается отцом основателем сайентологии, но речь сейчас не о ней.
Рон Хаббард описал три основных препятствия, которые мешают успешному изучению любого предмета. Несмотря на кажущуюся простоту этих трех препятствий, я бы назвала их одними из важнейших факторов образования.
В пользе знаний всех трех препятствий я убедилась сама лично и могу смело рекомендовать своим друзьям и подписчикам убедиться в этом самим.
ПЕРВОЕ ПРЕПЯТСТВИЕ: ОТСУТСТВИЕ МАССЫ
Попытка обучить кого-либо, не имея массы (или объекта), с которой он будет иметь дело, может сделать обучение чрезвычайно трудным. Это первое препятствие в обучении.
Например, если кто-то изучает тракторы, то печатная страница или устное объяснение не заменят настоящий трактор. Отсутствие трактора, с которым можно сопоставить то, что написано в книге, или хотя бы картинок с изображением трактора, может стать причиной того, что человек перестанет понимать этот предмет.
Средство для преодоления этого препятствия — это предоставить саму вещь или хотя бы ее изображение.
В приведённом выше примере это был бы трактор или приемлемая замена для него.
Некоторые преподаватели инстинктивно поняли это, но, как правило, это применялось только в отношении учеников младших классов, и этому, конечно же, никогда не придавалось того значения, которого это заслуживает на любом уровне образования.
ВТОРОЕ ПРЕПЯТСТВИЕ: НАРУШЕНИЕ ПРИНЦИПА ПОСТЕПЕННОСТИ
Следующее препятствие — нарушение принципа постепенности в обучении. То есть, если студента вынуждают предпринимать новое действие, когда он ещё не понял предыдущего действия, то в результате возникнет замешательство.
Если на простом примере, то нарушение принципа постепенности, это как доверить перебрать двигатель с инжектором мастеру, который раньше ремонтировал только вазовские движки с карбюратором.
Это препятствие в обучении очень заметно в предметах, связанных с практической деятельностью.
ТРЕТЬЕ ПРЕПЯТСТВИЕ: НЕПОНЯТОЕ СЛОВО
Третье препятствие в обучении — самое важное из этих трёх — это непонятое слово.
Непонятое определение, неверно понятое определение или слово, которое не определено, могут полностью заблокировать понимание человеком предмета и могут даже заставить его бросить этот предмет.
Препятствие, связанное с непонятым словом, является гораздо более важным, чем два других. Именно непонятое слово чаще отталкивает от желания учиться.
Когда читатель доходит до конца страницы и осознаёт, что он не помнит того, что он только что прочитал, — это проявление непонятого слова, и такое слово всегда будет найдено прямо перед тем материалом, который он не помнит.
От себя добавлю, что неоднократно сталкивалась с тем, что прочитав страницу не могла вспомнить, что было написано. Причина — в тексте есть слово, которому ваш мозг не смог дать четкое определение и зацепился за него, из-за чего весь дальнейший прочитанный текст не запомнился, так как мозг все это время пытался найти определение.
Это легко понять, понаблюдав за людьми, которые читают, если вы видите, что человек начал зевать, трясти ногой, чесать репу, значит надо искать непонятое слово.
В учебе сына я также применяю эти знания, любое непонятое слово мы с ним проясняем, знакомимся со всеми дефинициями, составляем с каждой дефиницией предложение, чтобы ребенок четко понимал значение слова и мог дать ему определение.
Это всеобъемлющее открытие применимо к любой сфере деятельности и широко открывает двери в образование.
Успехов в учебе, мои хорошие) Теперь вы знаете, как обучиться практически всему, что вы захотите.
Технология обучения (саентология)
Суть методики «технология обучения» в основном сводится к описанию «трёх препятствий в обучении» («отсутствие массы», «слишком крутой градиент» и «непонятые слова») и способов их преодоления. [2]
Содержание
Цель обучения
Особо подчёркивается, что «технология обучения» имеет прикладную ориентацию («является практическим обучением, а не академическим»). Эффективность любого обучения в предложенной Хаббардом педагогической концепции определяется уровнем сформированности умений и навыков. Поэтому в качестве цели обучения предлагается формирование умения применять полученные знания на практике, что противопоставляется таким умениям, как сдать экзамен или правильно ответить на заданый вопрос, которые, согласно концепции Хаббарда, являются сутью «академического обучения».
Также внимание уделяется сознательности обучения: в начале работы по «технологии обучения» учащимся предлагается к усвоению тезис («данное», в дианетической терминологии) «вы не сможете изучить какой-либо предмет, если считаете, что уже всё знаете об этом предмете». Таким образом, отсутствие у ученика представления о границах собственного знания рассматривается как одно из «препятствий обучению». Но если ученик признает, что он ещё не знает всего об изучаемом предмете, то это препятствие считается преодолённым. [3]
Три препятствия в обучении
Отсутствие массы
Дидактические принципы наглядности и опоры на личный опыт в «технологии обучения» получили известность как проблема «отсутствия массы». Под «массой» здесь имеется в виду материальность изучаемого предмета, его данность ученику в чувственных восприятиях. Проводится чёткое разделение абстрактных понятий, умозрительных сведений об изучаемом объекте (его «значимости») и его чувственного образа, наглядного представления (его «массы»). Подразумевается, что усваивать абстрактные сведения ученик способен только о тех объектах, с которыми уже имел ранее практическое взаимодействие в своём опыте, или по крайней мере о которых у него имеется отчётливое чувственное представление.
В технологии обучения имеет место разграничение массы и значимости изучаемого предмета. Под «массой» имеются ввиду настоящие физические объекты. Под «значимостью» имеются ввиду теория или идеи предмета. Если студент изучает поезда, то массой был бы поезд. Когда студент изучает поезда, как они работают, различные приспособления в поездах, то есть изучает значимость, но ни разу не видел поезда, то есть отсутствует масса, то у него возникают трудности.
Индикаторы
«Индикаторами» в дианетической терминологии называют признаки, по которым можно определить, что ученик (в дианетической терминологии любой ученик называется «студент») столкнулся с той или иной трудностью.
Такое отсутствие массы может привести к тому, что студент будет чувствовать себя раздавленным. Это может заставить его физически согнуться, почувствовать что-то вроде головокружения, что жизнь его покидает, почувствовать скуку и раздражённость, ощутить давление на лицо, головную боль, необычные процессы в животе, боль в глазах.
Решение
Для создания необходимого чувственного образа («массы») предмета применяется широкий спектр иллюстративных материалов.
Для преодоления этого препятствия студенту необходимо предоставить массу изучаемого предмета или его приемлемую замену — поезд, или его фотографию, или фильм.
Принцип постепенности (изучение по градиенту)
Дидактический принцип постепенности присутствует в «технологии обучения» практически в своём классическом виде.
Градиент — это постепенный подход к чему-либо, предпринимаемый шаг за шагом, уровень за уровнем. При этом каждый шаг или уровень усваивается легко, так что в конце концов сложный материал может быть изучен с относительной лёгкостью. Термином «градиент» также называют каждый шаг при таком подходе. [5] Примером слишком крутого градиента может послужить ситуация, когда студент пытается изучить предмет не изучив предварительные требования — студент пытается изучить алгебру до того, как полностью разобрался с арифметикой. Другой пример — для ребёнка может оказаться слишком сложно сразу научиться ездить на двухколёсном велосипеде, но если прикрепить дополнительные два маленьких колеса к заднему колесу, то через некоторое время он сможет ездить и без них.
Индикаторы
Когда студент сталкивается со слишком крутым градиентом при изучении предмета, у него может появиться некоего рода замешательство или ощущение, что голова идёт кругом [6] (состояние умственного колебания или неустойчивости).
Решение
Обычным предлагаемым решением является возвращение к посильному материалу с повторной проработкой перехода от него к более сложному. Однако такой приём действительно эффективен только там, где присутствует чётко выстроенная по ступеням сложности программа, где каждая следующая часть однозначно строится на предыдущих (например, как имеет место в стандартной программе изучения дианетики, преподаваемой в саентологической организации). В реальной педагогической практике зачастую бывает сложно сразу определить, какие именно пробелы в знаниях мешают ученикам двигаться дальше. В таком случае работа с «принципом градиента» начинает сближаться с работой со следующим принципом — «непонятными словами» (выясняется, какие именно единицы знаний отсутствуют, из тех которые требуются для понимания дальнейшего).
Для того, чтобы справиться со слишком крутым градиентом необходимо найти место, где студент чувствовал себя хорошо и всё понимал как раз перед тем, как у него появилось замешательство. После этого надо внимательно посмотреть, что студент упустил в том материале. После того, как это будет найдено и прояснено студент сможет учиться дальше. Если студент в замешательстве относительно второй главы, то можно смело предположить, что он не полностью понял первую главу. Другими словами, студенту нужно вернуться к изучению более раннего материала.
Непонятое слово
Принцип преодоления «непонятных слов» является, пожалуй, самой оригинальной педагогической находкой «технологии обучения», не имеющей прямой аналогии в классической дидактике. Сам Хаббард называет это, третье, «препятствие в обучении» важнейшим.
При изучении иностранного языка часто возникают трудности из-за того, что грамматические термины родного языка, которые используются для описания грамматики [7] иностранного, являются непонятыми. Такие слова необходимо прояснить.
В связи с прояснением «непонятных слов» следует обратить внимание на два момента.
Индикаторы
Прочитав непонятое слово и пропустив его у студента может появиться ощущение пустоты, усталости, ощущение «не здесь», что-то вроде нервной истерии (избыточное беспокойство), замешательство и неспособность понять или изучать предмет. Изучение пропуская непонятые слова приводит к широкому спектру умственных последствий, и само по себе является основным фактором глупости и многих других нежелательных состояний. Если студент не имел непонятых слов в обучении, то его талант мог бы проявиться, а мог бы и не проявиться, но у него была бы способность действовать в той области, которую он изучал. Глупость является следствием непонятых слов.
Решение
Найти и прояснить непонятое слово. Процедура прояснения слова следующая:
Технология обучения в церкви саентологии
Признание за пределами церкви саентологии
Программы «Прикладного образования», основанные на технологии обучения Хаббарда, были признаны государственными образовательными учреждениями некоторых стран. Например, «Прикладное образование» получило аккредитацию от Министерства образования Италии в 2005 году как организация, которую итальянские учителя могут выбрать для посещения с целью повышения уровня своего образования, в качестве альтернативы государственному университету. [8] [9]
Технология обучения
Столкнувшись с кризисом образования, Л. Рон Хаббард предложил свои методы обучения. Созданные в результате почти сорока лет работы в качестве преподавателя, эти методы впервые отражают всестороннее понимание реальных препятствий в обучении. Л. Рон Хаббард разработал точную технологию, позволяющую преодолеть эти препятствия и благодаря этому стать способным изучить и применять знания в любой области.
Поскольку она основана на том, что свойственно каждому человеку, её эффективность не зависит от социальных, экономических, культурных или расовых различий. Более того, она даёт неизменные результаты на всех возрастных группах. Существует три основных учебника по технологии обучения: «Руководство по основам обучения», «Навыки обучения для жизни» и «Учись учиться». Их различие состоит лишь в способе подачи материала. Первый предназначен для юношеского возраста и старше, второй – для подростков, а третий предлагает основы технологии обучения для детей от восьми до двенадцати лет.
«Целью любого общества, когда речь заходит о проблемах образования, является повышение способностей, инициативы и общего культурного уровня, а вместе с этим и уровня выживания общества. И когда общество забывает хотя бы о чём-то из этого, оно уничтожает себя собственными средствами образования».
Суть в следующем: технология Л. Рона Хаббарда для обучения и повышения грамотности одинаково действенна как в начальной школе, так и средней школе, в профессионально-техническом училище и в университете, не говоря уже об офисах руководителей мультинациональных корпораций. Более того, её результаты неизменны во всех областях, поскольку три препятствия к пониманию неизменны у всех обучающихся.
Первое препятствие в обучении:
отсутствие массы, то есть самого́ физического объекта, который человек изучает
Второе препятствие в обучении:
слишком крутой градиент
Третье препятствие в обучении:
весь текст после того слова, которое человек не понял или понял неправильно, превращается в пустоту
Вкратце эти препятствия таковы. Первое препятствие в обучении Л. Рон Хаббард назвал отсутствием массы и объяснил, что, когда человек изучает что-то, не имея массы, то есть самого́ физического объекта, который он изучает, это вызывает конкретные физиологические реакции. Таким образом, например, если человек пытается изучить работу трактора, не имея перед собой настоящего трактора или его приемлемой замены (ею может служить изображение или модель), он будет страдать от различных неприятных реакций, включая головную боль и головокружение.
Для решения этой проблемы Л. Рон Хаббард разработал прояснение слов. Оно включает полную технологию того, как справляться с непонятыми словами, и правильно определяется как «действие по устранению невежества, непонимания, ложных дефиниций слов и препятствий к использованию слов». Более того, рассмотрев всю совокупность его методов преодоления трёх препятствий к обучению, то есть технологию обучения, можно сказать, что в ней есть всё, что нужно знать, чтобы усвоить любой предмет или освоить любой навык.
Третье препятствие в обучении:
непонятое слово
Третье и самое серьёзное препятствие в обучении – это непонятое слово. Непонятое слово – это слово, которое либо не понято, либо неверно понято.
Непонятое слово вызывает совершенно иной набор реакций.
Когда вы пропускаете слово, которое вы не понимаете, вы можете ощутить пустоту в голове, которую очень легко заметить и распознать. Это ощущение отсутствия осознания, памяти или понимания, как будто ваш разум пуст.
Непонятое слово может также вызвать упадок сил (чувство очень сильной усталости и нехватки энергии).
Непонятое слово – это то, что может заставить человека чувствовать себя глупым или тупым в любом предмете.
Третье препятствие в обучении, непонятое слово, – самое важное из этих трёх препятствий. Оно влияет на вашу способность действовать.
Непонятые слова уменьшают вашу способность действовать.
Проявления непонятого слова
Проявление – это то, что происходит, либо существует, что можно увидеть.
Чтобы показать, как это работает, давайте рассмотрим пример того, как вы, будучи студентом, пропускаете слова в своём обучении, которые вы не понимаете.
Существует два отдельных проявления, которые возникают из-за непонятого слова:
Первое проявление
Когда вы не понимаете какое-либо слово, то часть текста, которая следует сразу за этим словом, представляет собой пустоту в вашей памяти.
Это всегда можно проследить обратно до слова, находящегося как раз перед пустотой. Вернитесь туда, где вы впервые почувствовали пустоту и посмотрите прямо перед этим, чтобы найти слово, которое вы не полностью поняли. Затем вы сможете понять значение непонятого слова, посмотрев его в словаре и выяснив, что оно значит. Делая это, вы чудесным образом обнаружите, что часть текста, которую вы изучали, больше не является пустотой. Это чистое волшебство.
Вот пример: «Наше внимание привлекли ропаки, ослепительно сверкавшие в лучах восходящего солнца».
Вам кажется неясным всё предложение, тогда как на самом деле ваше непонимание произошло исключительно из-за одного слова, которое вы не поняли, – «ропак». Оно означает «льдина, стоящая вертикально или наклонно среди сравнительно ровной ледяной поверхности».
Когда вы понимаете слово «ропак», всё предложение становится понятным.
Второе проявление
Неправильно понятая дефиниция, либо непонятая дефиниция, либо слово, для которого вы не смогли найти значение, может даже привести к тому, что вы откажетесь изучать предмет, и вынудить вас внезапно бросить его или даже покинуть эту область. Это называется бегством. Бегство – это когда вы неожиданно бросаете делать что-то или внезапно уходите откуда-нибудь.
Внезапные уходы с изучения предмета или с курса или внезапное оставление класса – это результат непонятых слов.
Все мы знаем людей, которые с энтузиазмом принимались за обучение, а спустя некоторое время оказывалось, что человек бросил учёбу, потому что «было скучно» или он «ожидал совсем другого». Например, он собирался освоить какой-то навык или закончить вечернюю школу и получить аттестат, но так и не достиг того, чего хотел достичь.
Неважно, насколько разумно выглядят его объяснения, факт в том, что он перестал изучать предмет или ушёл с курса. Это было бегство.
Человек сбегает по одной основной причине – из-за непонятого слова.
Хотя об этом препятствии – непонятом слове – рассказано здесь в последнюю очередь, оно является самым важным и оказывает наиболее сильное воздействие.
Действие, заключающееся в нахождении значений и обретения понимания слов, которые были не поняты, может вызвать самые поразительные результаты.
Эта технология непонятого слова открывает врата к образованию.
Технология обучения (Саентология)
Технология обучения (Саентология)
Технология обучения в основном описывает «три препятствия в обучении» (отсутствие массы, слишком крутой градиент и непонятые слова) и способы как справиться с ними. [2]
Содержание
Цель обучения
Применение технологии обучения Хаббарда является практическим обучением, а не академическим. Поэтому целью обучения по технологии Хаббарда является применение изучаемых знаний на практике, что отличается от таких целей академического обучения как сдать экзамен или правильно ответить на заданый вопрос. Первое очень важное данное технологии обучения является следующим: «вы не сможете изучить какой-либо предмет если считаете, что уже всё знаете об этом предмете». Если студент может решить, что он ещё не знает всего об изучаемом предмете, то это препятствие легко преодолевается. [3]
Три препятствия в обучении
Хаббард утверждает, что существует три главных препятствия в обучении: отсутствие массы, слишком крутой градиент и непонятые слова. [4]
Отсутствие массы
В технологии обучения имеет место разграничение массы и значимости изучаемого предмета. Под «массой» имеются ввиду настоящие физические объекты. Под «значимостью» имеются ввиду теория или идеи предмета. Если студент изучает поезда, то массой был бы поезд. Когда студент изучает поезда, как они работают, различные приспособления в поездах, т.е. изучает значимость, но ни разу не видел поезда, т.е. отсутствует масса, то у него возникают трудности.
Индикаторы
Такое отсутствие массы может привести к тому, что студент будет чувствовать себя раздавленным. Это может заставить его физически согнуться, почувствовать что-то вроде головокружения, что жизнь его покидает, почувствовать скуку и раздражённость, ощутить давление на лицо, головную боль, необычные процессы в животе, боль в глазах.
Решение
Для преодоления этого препятствия студенту необходимо предоставить массу изучаемого предмета или его приемлемую замену — поезд, или его фотографию, или фильм.
Другой пример более сложной пластилиновой демонстрации — требуется изобразить, что Иван кидает мяч Грише и в то же время думает, что Гриша словит мяч. Демонстация выполняется так: лепится фигура человека одна рука которого отведена в сторону как для броска, к ней прикрепляется ярлык с надписью «Иван»; лепится круглый шар, вкладывается в руку Ивана и помечается ярлыком «мяч»; лепится тонкая петля, один конец которой прикрепляется к голове Ивана, и помечается ярлыком «мысль», а сама петля кладётся на горизонтальную поверхность; лепится фигура другого человека, помечается ярлыком «Гриша» и помещается внутрь петли; лепится второй круглый шар, помещается в руки Гриши и помечается ярлыком «мяч»; лепится стрелка из пластилина указывающая в направлении броска, помечается ярлыком «стрелка»; лепится третья фигура человека с протянутыми руками, помечается ярлыком «Гриша» и помещается на некотором расстоянии от пластилиновой стрелки.
Принцип постепенности (изучение по градиенту)
Градиент — это постепенный подход к чему-либо, предпринимаемый шаг за шагом, уровень за уровнем. При этом каждый шаг или уровень усваивается легко, так что в конце концов сложный материал может быть изучен с относительной лёгкостью. Термином «градиент» также называют каждый шаг при таком подходе. [5]
Индикаторы
Когда студент сталкивается со слишком крутым градиентом при изучении предмета, у него может появиться некоего рода замешательство или ощущение, что голова идёт кругом [6] (состояние умственного колебания или неустойчивости).
Решение
Для того, чтобы справиться со слишком крутым градиентом необходимо найти место, где студент чувствовал себя хорошо и всё понимал как раз перед тем, как у него появилось замешательство. После этого надо внимательно посмотреть, что студент упустил в том материале. После того, как это будет найдено и прояснено студент сможет учиться дальше. Если студент в замешательстве относительно второй главы, то можно смело предположить, что он не полностью понял первую главу. Другими словами, студенту нужно вернуться к изучению более раннего материала.
Непонятое слово
Непонятое слово является третьим и самым важным препятствием в обучении. Непонятым словом в технологии обучения Хаббарда считается слово которое не понято или неправильно понято. Непонятое слово необязательно будет сложным или техническим термином. Общеупотребительные слова, значения которых знают все, такие как «или», «по», «на», часто являются непонятыми.
При изучении иностранного языка часто возникают трудности из-за того, что грамматические термины родного языка, которые используются для описания грамматики [7] иностранного, являются непонятыми. Такие слова необходимо прояснить.
Индикаторы
Прочитав непонятое слово и пропустив его у студента может появиться ощущение пустоты, усталости, ощущение «не здесь», что-то вроде нервной истерии (избыточное беспокойство), замешательство и неспособность понять или изучать предмет. Изучение пропуская непонятые слова приводит к широкому спектру умственных последствий, и само по себе является основным фактором глупости и многих других нежелательных состояний. Если студент не имел непонятых слов в обучении, то его талант мог бы проявиться, а мог бы и не проявиться, но у него была бы способность действовать в той области, которую он изучал. Глупость является следствием непонятых слов.
Решение
Найти и прояснить непонятое слово. Процедура прояснения слова следующая:
Технология обучения в церкви саентологии
Признание за пределами церкви саентологии
Программы «Прикладного образования», основанные на технологии обучения Хаббарда, были признаны государственными образовательными учреждениями некоторых стран. Например, «Прикладное образование» получило аккредитацию от Министерства образования Италии в 2005 году как организация, которую итальянские учителя могут выбрать для посещения с целью повышения уровня своего образования, в качестве альтернативы государственному университету. [8] [9]
Delphi Schools, runs a number of primary, middle, and secondary schools throughout the country which utilize the Study Tech; the founding Delphian School in Oregon, and seven other Delphi Academy campuses. The Oregon and Los Angeles schools offer a full secondary education and award high school diplomas to graduates. The founding Delphian School in Oregon is registered with the State of Oregon Department of Education and is listed as «privately accredited». [12] It is a candidate member of the Pacific Northwest Association of Independent Schools (PNAIS). According to PNAIS, «Candidate Members are schools the PNAIS Board of Governors have approved as being able to meet the PNAIS Major Standards within a five-year period.» [13] The Los Angeles Delphi Academy, along with the remaining Delphi schools are listed with their respective state education departments but none carry accreditation from their respective regional or national acceditation bodies.
Study Tech is used at Hubbard College of Administration International, an unaccredited post-secondary school that grants a specialized associates degree.