три спаса в августе картинки
Благодатный Спас: традиции особых летних праздников (2 фото)
Август месяц – очень хлебосольный и щедрый на урожай. Поэтому неудивительно, что именно на этот период выпадают три особенных праздника. Почему праздник называется Спас, и как его желательно проводить?
Касаемо версий, объясняющих происхождение названия, есть разногласия. Но все же большинство исследователей сходится во мнении, что название «Спас» – это сокращение от слова Спаситель. В народе больше популярна версия, в соответствии с которой августовские праздники получили такое название из-за того, что для наших предков это была пора делать запасы на зиму.
Медовый Спас – 14 августа
Первый Спас получил такое название благодаря тому, что пасечники начинают сбор меда нового года. Соты принято брать с собой в храм на службу, освящать и угощать затем родных, друзей, соседей. Этот Спас имеет еще одно название – Маковый, поскольку коробочки мака к этому времени уже созревают и готовы для сбора.
Яблочный Спас – 19 августа
Второй Спас в народе часто называют праздником урожая. С этого дня начинается сбор зимних яблок. Первые сорванные плоды по традиции складывали в корзину и несли в храм для освящения. Затем из яблок готовили специальные постные блюда.
Ореховый Спас – 29 августа
В последний – Ореховый, или как его еще называли, Хлебный Спас пекли хлеба, используя муку нового урожая. Крестьяне в этот день отправлялись в лес и начинали сбор урожая орехов, которые уже созрели, и их можно было запасать для длительного хранения.
Запреты в праздник Спаса
Конечно, традиции и верования за века изменились, но если рассмотреть их с практической точки зрения, то определенно можно обнаружить и рациональное зерно. Итак, в праздничные дни нельзя было:
1. Купаться в естественных водоемах. Хотя фактически запрет действовал со 2 августа – Ильина дня. Конечно, не везде, но на большинстве территорий с приходом третьего летнего месяца вода в озерах и прудах уже становилась прохладной, мутноватой и не очень чистой.
2. В первые два Спаса есть пищу животного происхождения, поскольку начинался Успенский пост.
3. Праздновать широко, шумно и с размахом. Фактически это были дни, по которым можно было судить, богатыми ли окажутся запасы, и сытой ли будет зима. Поэтому безудержное веселье не приветствовалось, а за праздничным столом надо было вести себя спокойно и благодарно
4. Работать, заниматься уборкой, ссориться, ругаться.
Собственно, от ссор, скандалов и ругани лучше воздерживаться вне зависимости от праздника. Ведь хорошее настроение, гармония и позитив спасают не только в Спас, но и в любой другой день.
Три Спаса в августе: Медовый, Яблочный, Ореховый – отмечаем «Праздник урожая» с Мосприродой
Мероприятия, посвященные трём Спасам, пройдут на природных территориях и в эколого-просветительских центрах, а также онлайн на страницах социальных сетей подразделений Мосприроды.
Традиционно в августе, в последний месяц лета, отмечают три крупных праздника, три Спаса: Медовый, Яблочный и Ореховый. Эти христианские праздники в народной традиции тесно связаны со сбором урожая мёда, яблок и орехов. С 13 по 30 августа специалисты Мосприроды проведут в честь Спасов различные мероприятия, посвященные традициям этих праздников и природным явлениям, которые их сопровождают. Жителей ждут квесты, викторины, мастер-классы, игры, конкурсы и другие экологические занятия
Все мероприятия бесплатные. Напоминаем, что в группах действуют ограничения по количеству человек и соблюдаются меры предосторожности. Участие по записи.
11:00 – «Праздник урожая. Три Спаса» в рамках кружка «Зелёная школа мельника Кузьмы» в ПИП «Кузьминки-Люблино» (ЮВАО, м. Кузьминки, ул. Кузьминская, д. 10, стр. 1). В гостях у Кузьмы юные ученики весело и с пользой проведут эти летние каникулы, а старшие – освежат и обновят свои знания о природе и окружающем мире. Присоединиться к кружку можно с любого занятия. На этом уроке ребята узнают в ходе лекции с презентацией о традициях празднования сбора урожая на Руси и трех Спасах: Медовом, Яблочном и Ореховом, а так же примут участие в тематическом мастер-классе. Мероприятие для детей от 4 до 12 лет. Для справок: 8-495-377-35-93.
12:00 – 15:00 – «Медовый спас» в Бирюлевском дендропарке (ЮАО, м. Царицыно, ул. Липецкая вл. 5а, «Домик пасечника»; проезд от метро на А 761, 689, 203 до остановки «Бирюлевский дендропарк»). В программе мероприятия: мастер-класс по изготовлению мыла с медом, прополисом, а также «Цветочное чаепитие» с дегустацией меда, рассказ о цветах медоносах и об их пользе. Мероприятие пройдет в «Домике пасечника» 55.594948, 37.679243. Мероприятие 6 +.
11:00 – «Образ яблока в сказках и мифах» в ПИП «Битцевский лес» (ЮЗАО, м. Новоясеневская, Новоясеневский тупик, д. 1). Квест, приуроченный к Яблочному спасу. Мероприятие 4 +. Дополнительная информация по телефону: 8-495-426-00-22.
15:00 – экологическая интерактивная программа «Дары лета: Спас Медовый, Яблочный, Ореховый. » в Комплексном заказнике «Зеленоградский» (ЗелАО, м. Ховрино, Никольский проезд, за д. 2, вольерный комплекс «Дом лани»). Знакомство с праздниками народного календаря (Медовый, Яблочный и Ореховый Спас), связанными с урожаем и природными «дарами лета», их особенностями и пользой в формате познавательного квеста, экологических игр и викторин. Мероприятие 7 +. Запись: ecopros_zel@mail.ru
11:00 – «Зеленая игротека» в ПЗ «Долина реки Сетунь» (ЗАО, м. Славянский бульвар, ул. Кременчугская, напротив д. 38, к. 1). Праздник сбора урожая «Яблочный спас». Мастер-класс «Наливное яблочко». Раскрашиваем одноразовую тарелку по мотивам русских народных сказок. Мероприятие 6 +. Запись: 8-499-730-41-71.
12:00 – квест «Образ яблока в сказках и мифах» в экоцентре «Битцевский лес» (ЮЗАО, м. Новоясеневская, Новоясеневский тупик, д. 1, стр. 3). Квест, приуроченный к Яблочному Спасу и сезону сбора урожая. Мероприятие 6 +. Запись: 8-916-306-56-50 и epts-bittsles@eco.mos.ru.
11:00 – «Зеленая игротека» в ПЗ «Долина реки Сетунь» (ЗАО, м. Славянский бульвар, ул. Кременчугская, напротив д. 38, к. 1). Праздник урожая: Ореховый Спас. Мастер-класс «Готовь сани летом, а телегу – зимой». Ребята учатся делать елочные игрушки из природных материалов: орехов и желудей. Мероприятие 6 +. Запись: 8-499-730-41-71.
09:15 – занятие «Медовый Спас». Тематическое занятие, посвященное традициям празднования и природной основе мероприятия. О сборе урожая мёда. Где искать: Вконтакте(@ecosvao), Фейсбук (@mosprirodasvao), Инстаграм (@mospriroda_svao) ДПТ САО, СВАО и Сокольники.
11:45 – тематическое занятие «Медовый спас». Где искать: Инстаграм (@troparevotepliystan) ДПТ, Вконтакте (@troparevo_teplyistan), Фейсбук (@TroparevoTeplyiStan) ДПТ «Тропарёво» и «Тёплый стан».
11:45 – пост «Медовый Спас: история праздника». Где смотреть: Вконтакте (@eco_vorobyovygory), Фейсбук (@ecocenter.vorobyovygory), Инстаграм (@ecocentervg) экоцентра «Воробьёвы горы».
15:00 – мастер-класс «Ложка меда» по росписи деревянной заготовки акриловыми красками в точечной технике. Где искать: Инстаграм (@moskvoretsky_park), Вконтакте (@moskvoretskypark), Фейсбук (@moskvoretsky) ДПТ «Москворецкий».
09:15 – занятие «Яблочный Спас». Тематическое занятие, посвященное традициям празднования и природной основе мероприятия. О сборе урожая яблок, их пользе и применении. Где искать: Вконтакте(@ecosvao), Фейсбук (@mosprirodasvao), Инстаграм (@mospriroda_svao) ДПТ САО, СВАО и Сокольники.
11:45 – тематическое занятие «Яблочный спас». Где искать: Инстаграм (@troparevotepliystan) ДПТ, Вконтакте (@troparevo_teplyistan), Фейсбук (@TroparevoTeplyiStan) ДПТ «Тропарёво» и «Тёплый стан».
11:45 – пост «Яблочный Спас: история праздника». Где смотреть: Вконтакте (@eco_vorobyovygory), Фейсбук (@ecocenter.vorobyovygory), Инстаграм (@ecocentervg) экоцентра «Воробьёвы горы».
11:45 – тематическое занятие «Ореховый спас». Где искать: Инстаграм (@troparevotepliystan) ДПТ, Вконтакте (@troparevo_teplyistan), Фейсбук (@TroparevoTeplyiStan) ДПТ «Тропарёво» и «Тёплый стан».
Три Спаса в августе: Медовый, Яблочный, Ореховый
П оследний летний месяц очень богат не только щедрыми дарами природы, но и православными праздниками. Август — солнечный, щедрый, бархатный месяц. Наши предки называли его – жнивень, серпень (время разгара жатвы).
Август последний месяц лета, с его приходом начинается ощущение того, что осень уже не за горами. Погода в августе становится непостоянной: то ярко светит солнце, то льет, не переставая дождь, то ветер с ног сбивает. Август богат праздниками, Спасами. Слово «Спас» означает Спаситель или по-другому Иисус Христос. В честь него и были названы летние торжества, которые традиционно празднуются христианами:
На Руси всегда уважали тех, кто на поле трудился и хлеб растил. Празднуя любой Спас, русский человек в первую очередь имеет ввиду праздник земли, природы и урожая.
Медовый Спас
Самый первый Спас августа неизменно отмечается 14 августа и совпадает с началом Успенского поста.
В основе первого Спаса — праздник с длинным названием — Происхождение Честных Древ Животворящего Креста Господня.
Традиция отмечать его пришла к нам из Константинополя — именно здесь хранилась часть креста, на котором был распят Иисус. Раз в году реликвию выносили из храма и шли с ней крестным ходом по столице «для освящения мест и отвращения болезней». Позже такие процессии распространились и на Руси, только наши предки носили самый обычный крест.
Прошло время – и к празднику Креста Господня присоединилось новое торжество. А началось всё с чуда…
В 1164 году совершенно независимо и на значительном расстоянии друг от друга византийский император Мануил и русский князь Андрей Боголюбский разгромили врагов. И было обоим победителям одно и то же знамение: от креста Христова, иконы Владимирской Богоматери и образа Спаса, находившихся среди войска, исходило сияние. Мануил и Андрей отправили друг другу сообщения о своей славной победе и поразительном зрелище. Каково же было их изумление, когда выяснилось, что чудо ниспослано было сразу обоим! В честь этого великого события и была установлена дата первого Спаса. Вскоре два торжества — праздник Креста Господня и Спаса — слились воедино.
14 августа 988 года (1 августа по старому стилю) отмечают как день начала Крещения Руси. С тех пор по традиции в это время чистились старые колодцы или освящались новые, затем совершался крестный ход на реки, пруды, озёра для освящения воды. После этого уже купались сами и купали скотину, чтобы смыть грехи и быть здоровее.
Этот Спас ещё называется Медовым из-за того, что к этому дню в ульях соты уже наполнены свежим мёдом и пора приступать к сбору. Только с медового Спаса разрешено было есть освящённый церковью мёд.
Говорят, даже сам воздух в день Первого Спаса пропитывается медовым ароматом. Ведь Первый Спас — медовый, это праздник пчеловодов. Лишь после освящения первый мед готов к употреблению. Россияне издавна уважали мед, ведь он — один из самых полезных и вкусных продуктов. По легенде, медовый напиток излечил от паралича самого Илью Муромца.
Часть меда обязательно оставлялась в церкви, часть шла на угощение нищим, а также разносилась по домам бедных соседей.
С этого дня пчеловоды начинали собирать мед из переполненных ульев. Затем лакомство несли в церковь, чтобы освятить, только после этого пробовали мед и угощали им близких. Отсюда берет начало первое, самое известное название Спаса — Медовый.
К 14 августа начинались сборы мака, из которого делались различные угощения для праздничного стола. Так Спас получил свое второе название — Маковый, или Маковей. Маковый Спас народная традиция связала с церковным днем поминания семи ветхозаветных мучеников Маккавеев.
В этот день просили Господа и святых о хорошем урожае и неголодной зиме. Освящали воду в источниках и собирали травы для оберегов.
Отмечался Спас скромно, ведь к началу августа еще полным ходом шли работы, связанные со сбором урожая – и времени для пышного праздника не было. После тяжелого трудового дня устраивались торжества, сопровождавшиеся танцами и песнями, а на столе стояли угощения с медом и маком, а также медовуха.
Яблочный Спас
Праздник урожая, который ежегодно отмечается 19 августа, приурочен к большой церковной дате — Преображению Господню.
Согласно поверью, природа с этого дня поворачивалась к осени и отворачивалось от лета. Земля преображалась и давала людям новый урожай плодов. Яблоки, собранные в конце лета, несли в церковь, чтобы освятить, а после приготовить из них постные угощения.
В этот праздник — день Преображения Господня — прославляется объединение божественного и человеческого начала в лице Иисуса Христа. По легенде, для поддержания веры в учениках Своих, когда они увидят Его страдания, Иисус Христос показал им Свой божественный лик.
Незадолго до распятия Иисус Христос взошел на высокую гору с тремя учениками: Иаковом, Петром и Иоанном, чтобы помолиться. Вдруг они увидели, что Иисус как будто преобразился: лицо Его воссияло как солнце, а одежды стали белоснежными. Тогда же явились им два пророка, Илия и Моисей, и вели беседу с Ним о том, что Его ждёт. Необычайной радостью при этом наполнились сердца учеников.
С тех пор 19 августа в христианские храмы идут на божественную литургию люди, одетые в белое — это цвет Преображения.
Яблочный Спас – это символ преображения природы перед наступлением осени. Считается, что с середины августа ночи становятся холодными. По народным приметам, яблоки заканчивают созревать только ко дню Спаса — до тех пор собирать можно только падалицу, а верующие люди совсем не едят яблок до этого дня.
Существует поверье, что, если родители до Второго Спаса не съедят яблочка, на том свете их детям будут раздавать гостинцы (в том числе и райские яблочки). А если родители ели яблоки — то нет. Потому большинство родителей, дети которых умерли, считают большим грехом есть яблоки до 19 августа. А с этого дня можно срывать разные фрукты нового урожая, в том числе яблоки.
Вообще, собирают плоды для того, чтобы освятить: в России это яблоки, а первые христиане традиционно к алтарю приносили виноград.
В деревнях принято варить яблочное варенье, печь пироги с яблоками и угощать ими всех соседей и знакомых. Считается, что яблоки, освящённые в Преображение, имеют особую силу: люди, откусывая и проглатывая первый кусочек, загадывали желания — считалось, что они обязательно сбудутся.
Про Яблочный Спас ещё говорят — «первые осенины», то есть знамение осени. Этот праздник — напоминание о духовном преображении каждого из нас.
Ранее принято было после церковной службы раздавать освященные яблоки всем присутствующим на ней. Передавали их домой для больных и немощных, угощали всех юродивых и бездомных, отдавали нищим и обездоленным.
По преданию, две птицы прилетают к яблоне из райского сада: Алконост и Сирин, птица радости и птица печали. Сирин-птица первой начинает летать к яблоне и клевать яблоки, взмахивая крыльями, покрытыми мёртвой росой. Поэтому тому, кто сорвёт яблоко раньше срока, может попасться именно такое, на которое попала та роса. Алконост-птица прилетает ко дню Спаса, стряхивает со своих крыльев живую росу. И все яблоки на деревьях с этого дня преображаются, становятся целительными, в них, по преданию, появляется живительная сила.
Как видим, религиозные традиции тесно переплелись в нем с языческими обрядами. Этим праздником условно проводится черта между летним сезоном и осенью, щедрой на дары и приносящей с собой преображение природы. Название праздника произошло от имени Спасителя, ценой своей жизни принесшего людям, уверовавшим в него, надежду на вечную жизнь и благодать прощения.
Часть освященных яблок в этот день несли на кладбище и клали на могилы умершим родственникам и близким людям. Освящали также хлебные колосья, которые от этого хорошо хранились до следующего года.
Девушки, заговаривали яблоки, чтобы в этом году выйти замуж и стать счастливыми. Вкушая плоды, они загадывали жениха, приговаривая: «Что загадано — то надумано! Что надумано — то сбудется! Что сбудется — не минуется!».
Несмотря на то что работы в полях еще продолжались, Яблочный Спас особо почитался, поэтому устраивались народные гуляния с песнями и плясками.
Третий спас в августе
Третий Спас августа, который в народе называют Хлебным, или Ореховым.
Праздник отмечают 29 августа. Считалось, что к этому дню поспевала лещина (ее собирали в лесу и тоже святили в церквях), а также пекли первый хлеб из зерна нового урожая.
С 29 августа разрешено было есть орехи этого года. Считалось, что самый первый сбор лесных орехов необходимо освятить в церкви и раздать страждущим и неимущим, чтобы обрести благодать и здоровье в будущем.
Хлебным называется Спас потому, что накануне праздновалось Успение Пресвятой Богородицы, а с ним заканчивали жать хлеб. В этот день пироги пекли только из новой муки.
Существует также церковное название — Спас Нерукотворного образа Христа Спасителя. В православной традиции эта история связана с больным царем Эдессы Авгарием и посещением его Фаддеем после того, как посланный им художник не сумел изобразить Христа. Тогда Христос умыл лицо, отер его платом, на котором остался отпечаток, и вручил его художнику. Этот нерукотворный образ впоследствии не раз творил чудеса, исцелял людей, пока не был утерян в ходе четвертого Крестового похода.
Как следует из названий, главные блюда в этот праздник – свежеиспеченный хлеб из муки нового урожая и орехи. Хлеб подавали на праздничный стол и угощали им близких людей и соседей. Первым хлеб должен был попробовать самый старший мужчина в семье.
На третий Спас люди шли в лес собирать орехи, после весь собранный урожай высыпали на холст, а рядом стелили скатерть, на которой были угощения. Праздник отмечался на природе в большом кругу гостей.
После трех Спасов пора прощаться и с летом. Позади прекрасная пора, но впереди ещё лучше, дай Бог!
Спас: медовый, яблочный и ореховый
Спасибо что зашли на наш сайт, перед тем как начать чтение вы можете подписаться на интересную православную mail рассылку, для этого вам необходимо кликнуть по этой ссылке «Подписаться»
Спас – что это? Когда отмечают Медовый, Яблочный и Ореховый (Хлебный) Спас? Чему обязаны праздники своим названием? Какие молитвы читать на Спас? Об иконографии и происхождении праздников, а также о народных традициях и суевериях.
Спаситель, Его иконы и праздники
На самом деле слово «Спас» имеет несколько значений:
Спас Нерукотворный: икона
Не сотворенный рукотворно образ Божий считается первой православной иконой, занимающей особое место в истории иконописи.
История возникновения иконы
Иконография: Спас Нерукотворный Датировки: XII в. Вторая половина XII в.Иконописная школа или художественный центр: Новгородская школа Происхождение: Возможно была написана для церкви Св. Образа на Добрыниной улице на Софийской стороне в Новгороде. Потом находилась в Успенском соборе Московского Кремля.Материал: Дерево, темпера. Размеры иконы: высота 77 см, ширина 71 см. Изображение лика Христа в крестчатом нимбе, занимает почти всю плоскость доски. Нимб кроме нижнего края касается полей иконы. Взгляд больших глаз обращен влево. Высокие дуги бровей изогнуты. Волосы волнистые, коричневые, пряди обозначены параллельными черными и золотыми линиями, внизу образуют по два завитка. Борода и усы нанесены тонкими черными линиями. В живописи лика преобладают темные золотистые охры. Оборотная сторона Инв. № 14245 © Государственная Третьяковская галерея, Москва Литература: Государственная Третьяковская Галерея. Каталог собрания. Древнерусское искусство X — начала XV века. Том I. № 8.
Икона обязана своим происхождением Самому Иисусу Христу. Об этом находим упоминание в трудах богослова Евсевия Кесарийского, современника Иисуса Христа, проживавшего в Палестине.
Случилось так, что старый царь Эдессы Авгарь сильно занемог. Тогда он призвал к себе слугу и повелел ему отправиться к Иисусу Христу, слава о чудесах которого распространилась далеко за пределы Палестины. Старый царь надеялся, что получит исцеление, если Господь благословит его. Но письмо, написанное Спасителем, не принесло долгожданного облегчения и не изменило состояния старого правителя Эдессы.
Так, благодаря божественной силе, а не человеческому творчеству и мастерству, появилась первая нерукотворная икона, сравнимая разве что с Туринской плащаницей. Сей плат был доставлен Авгарю, и тот тотчас же исцелился, едва прикоснувшись к изображению.
Иконография
Классический вариант иконы представляет собой портрет Иисуса, который выполнен на полотне. Согласно канону, иконописцы используют два способа изображения образа: на убрусе (светлый фон) и на чрепии, то есть черепице (темный фон).
Каждая деталь: волосы Христа, фон и т.п. несут свою смысловую нагрузку. Главные особенности изображения иконы Спас Нерукотворный:
О чем молиться перед иконой Спаса Нерукотворного
Обо всем, что важно для верующего.
Какие молитвы читать?
Молиться можно как своими словами, так и молитвами из Молитвослова. Стоит вспомнить главную молитву христианина, которую дал нам сам Господь и которая записана в Евангелии с Его слов: «Отче наш». А можно обращаться к Спасителю со словами: Господи, спаси и сохрани!
Молитва перед иконой «Спас Нерукотворный»
О Преблагий Господи Иисусе Христе, Боже наш! Ты древле человеческаго естества Твоего лице пресвятою водою омыв и убрусом отер, чудесне оное на том же убрусе изобразити и Едесскому князю Авгарю во исцеление недуга его послати благоволил еси.
Се и мы ныне, грешнии раби Твои, душевными и телесными недуги нашими одержимии, лица Твоего, Господи, ищем и с Давидом во смирении душ наших зовем: не отврати лица Твоего от нас, и уклонися гневом от рабов Твоих, Помощник нам буди, не отрини нас и не остави нас.
О Всемилостивый Господи, Спасителю наш!
Вообрази Сам Себе в душах наших, да во святыне и правде жительствуеши,
будем сынове Твои и наследницы Царствия Твоего, и тако Тебе, Премилостиваго Бога, нашего, купно со Безначальным Отцем Твоим и Пресвятым Духом, славити не престанем во веки веков. Аминь.
День почитания иконы
29 августа по новому стилю
Существуют и другие иконы Иисуса Христа, называемые Спасами:
Спас в Силах
Иконография: Спас в Силах Датировки: XIX в. Материал: Дерево, темпера.Размеры иконы: высота 77 см, ширина 62,5 см Икона с ковчегом. Спас изображен сидящим на престоле, на левом колене развернутое Евангелие, правая рука в благословляющем жесте. Фигура и престол вписаны в красный четырехугольник с головками херувимов и зеленоватую мандорлу с белильными облаками. По углам — символы евангелистов. Лик Христа моделирован мягко с притенениями под нижними веками и нижней губой. Фон светлая охра. По полю надпись полууставом: » ГДЬ ВСЕДЕРЖИТЕЛЬ». Инв. № КМЗ НВ 7889. © Костромской государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник.
Спас на престоле
Иконография: Спас на престоле Датировки: XV в. Вторая половина XV в.Иконописная школа или художественный центр:
Три спаса в августе по порядку: медовый, яблочный и хлебный (ореховый)
Эти названия закрепились в миру за тремя православными праздниками, которые празднуют в конце лета, а именно: в августе.
Какого числа Медовый Спас
Первый, или Медовый Спас отмечается 14 августа. День этот особо примечателен тем, что включает в себя целый ряд важных в духовном плане событий. Это торжество Происхождения (Изнесения) Честных Древ Животворящего Креста Господня, празднество Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице, память мучеников Маккавейских, и начало Успенского поста.
В этот же день в храмах во время богослужений освящают мед. Вот почему в просторечии этот день называют Медовым Спасом, а также маковеем. Также по традиции совершается малое водосвятие.
О празднике Происхождения Древа Честного и Животворящего Креста Господня
Не стоит путать этот праздник с Воздвижением Животворящего Креста Господня, суть, смысл и дни празднования у них совершенно разные.
Вот, что говорится в греческом часослове от 1897 года:
«Предъисхождение», то есть «несение впереди». Таким образом, употребление закрепившегося на практике слова «происхождение» лексически неверно, здесь более подходит слово «изнесение».
Этот обычай соединился с другим: водосвятием, его совершали в тот же день, по старому стилю – 1 августа. Отсюда еще одно название – Спас на воде.
Молитва Честному Животворящему Кресту
Да воскреснет Бог, и расточатся врази Его, и да бежат от лица Его ненавидящии Его. Яко исчезает дым, да исчезнут; яко тает воск от лица огня, тако да погибнут беси от лица любящих Бога и знаменующихся крестным знамением, и в веселии глаголющих: радуйся, Пречестный и Животворящий Кресте Господень, прогоняй бесы силою на тебе пропятаго Господа нашего Иисуса Христа, во ад с шедшаго и поправшаго силу диаволю, и даровавшаго нам тебе Крест Свой Честный на прогнание всякаго супостата. О, Пречестный и Животворящий Кресте Господень! Помогай ми со Святою Госпожею Девою Богородицею и со всеми святыми во веки. Аминь.
Празднество Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице
Торжество Происхождения (Изнесения) Древа Честного и Животворящего Креста Господня тесно связано с другой знаменательной датой в православном календаре: празднеством Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице Марии. По незнанию можно подумать, что оба эти праздника суть едины и не имеют особенностей, а потому и празднуются в один день. Мысль же эта в корне не верна.
Данное празднество имеет свою историю. Установление его связывают с победой князя Андрея Боголюбского над болгарами, по случаю знамений от икон Спасителя, Богородицы и Честного Креста Господня во время этих сражений. Кроме того, в этот же день греческий князь Мануил разгромил сарацин. Предание гласит, что в бою князь узрел чудное видение: будто бы лучи от икон озаряют его войско огненным светом. Свою победу он полностью приписал Божественному покровительству.
В память об этих чудесных победах был установлен праздник Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице.
Молитва Всемилостивому Спасу
Владыко Господи Святый, в Вышних живый и всевидящим Твоим оком призираяй на всю тварь! Тебе приклоняем выю души и тела, Тебе молимся, Святе святых, простри руку Твою невидимую от святаго жилища Твоего, и благослови́ вся ны, и прости нам всякое согрешение вольное и невольное, словом или делом содеянное. Даруй нам, Господи, умиление, даруй слезы сокрушенныя души во очищение многих грехов наших, даруй велию Твою милость миру Твоему и нам, недостойным рабом Твоим, яко благословено и препрославлено есть Имя Твое ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.
Молитва пресвятой Богородице
О, Пресвятая Госпоже Владычице Богородице, вышши еси всех Ангел и Архангел, и всея твари честнейши, помощнице еси обидимых, ненадеющихся надеяние, убогих заступнице, печальных утешение, алчущих кормительнице, нагих одеяние, больных исцеление, грешных спасение, христиан всех поможение и заступление. О, Всемилостивая Госпоже, Дево Богородице Владычице, милостию Твоею спаси и помилуй святейшия патриархи православныя, преосвященныя митрополиты, архиепископы и епископы и весь священнический и иноческий чин, и вся православныя христианы ризою Твоею честною защити; и умоли, Госпоже, из Тебе без семене воплотившагося Христа Бога нашего, да препояшет нас силою Своею свыше, на невидимыя и видимыя враги наша. О, Всемилостивая Госпоже Владычице Богородице! Воздвигни нас из глубины греховныя и избави нас от глада, губительства, от труса и потопа, от огня и меча, от нахождения иноплеменных и междоусобныя брани, и от напрасныя смерти, и от нападения вражия, и от тлетворных ветр, и от смертоносныя язвы, и от всякаго зла. Подаждь, Госпоже, мир и здравие рабом Твоим, всем православным христианом, и просвети им ум, и очи сердечнии, еже ко спасению; и сподоби ны, грешныя рабы Твоя, Царствия Сына Твоего, Христа Бога нашего; яко держава Его благословена и препрославлена, со Безначальным Его Отцем, и с Пресвятым, и Благим, и Животворящим Его Духом, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.
Почему Медовый Спас называют Маковым или Маковеем?
14 августа Православная Церковь чтит память святых мучеников Маккавеев. В народе произошло переосмысление значения этого слова, в связи с его созвучием слова «мак», который созревает к этому времени. Григорий Богослов в своих учениях говорит о том, что мало кто из христиан чтит память семи братьев и матери их, так как пострадали они до Христа. Подробно об их подвиге можно прочитать в Ветхом Завете, во Второй Книге Маккавейской, в шестой и седьмой главах.
Братья погибли за веру, подвергнув себя мучительным пыткам.
Семи мученикам Маккавейским молятся:
Молитва мученикам Маккавеям
Болезньми святых, имиже о Тебе пострадаша, / умолен буди, Господи, / и вся наша болезни исцели, / Человеколюбче, молимся.
Премудрости Божия столпи седмочисленнии, / и Божественнаго Света светильницы седмосвещнии, / Маккавеи всемудрии, / прежде мучеников превелии мученицы, / с нимиже всех Богу молитеся / спастися почитающим вас.
Какого числа Яблочный Спас
Второй, или Яблочный Спас отмечается 19 августа. В православной традиции приурочен он к празднику Преображения Господня. В этот день в храмах совершается благословение плодов нового урожая (не только яблок, но и винограда, злаков и проч.)
Церковный праздник Преображение Господне
Преображение Господне – один из двунадесятых праздников, то есть важнейших в жизни православных христиан, когда вспоминаются различные события из земной жизни Иисуса Христа и Богородицы.
О нем подробно упоминается в трех Евангелиях: от Марка, от Матфея и от Луки.
Когда Христос открыл своим ученикам о том, что Ему предстоит пострадать за избранный народ, быть убитым и воскреснуть на третий день, Петр начал прекословить учителю. Апостолам было трудно понять как возможно такое чудо, оттого в сердцах их поселилось смятение.
Тогда Господь, по прошествии шести дней после этого разговора, выбрал из двенадцати учеников троих: Петра, Иакова и Иоанна и взошел с ними на гору Фавр. Там Он, преклонив колени, стал молиться Отцу Своему небесному. И внезапно лицо Христа просияло, а одежды стали белыми как снег. Так случилась чудесная метаморфоза, называемая Преображением.
Свидетелями его стали пророки Илия и Моисей, явившиеся перед оторопевшими учениками во плоти. Они вели беседу со Христом о предстоящем ему мученическом пути. Еще более были изумлены ученики, когда из возникшего рядом облака раздался глас:
Ослепленные апостолы пали ниц, ибо больше не могли выдержать яркого света, исходящего от Учителя. Христос же прикоснулся к ним, промолвив: «Встаньте и не бойтесь». Поднявшись с земли, ученики никого не увидели, кроме Него.
Так Христос показал Своим ученикам, что в Нем соединяется человеческое и божественное начало, тем самым укрепив их в вере.
Значение праздника
Праздник Преображение имеет личное отношение к каждому верующему: уподобляясь апостолам, с их человеческой, а значит несовершенной природой, способны ли мы причаститься к божественному откровению, узреть Фаворский свет? Стремление к этому свету и должно составлять смысл нашей духовной жизни.
Христос своим преображением показал, что добровольно ступил на уготованный Ему путь, принял мученический венец.
Иконография
Сюжет иконы Преображение Господне – канонический.
Иконография: Преображение Господне Датировки: XVI в. Первая половина-середина XVI века.Происхождение: Из Спасо-Преображенского собора Спасского монастыря в Ярославле. Материал: Ковчег, паволока, левкас, темпера. Размеры иконы: высота 118 см, ширина 92 см Надписи золотом: на нимбах Христа – ω О Н; на фоне: рядом с Христом — IC XC; вверху – ПРЕωБРАЖЕНЇЕ Г(ОСПОД)А Н(А)ШЕГО IС ХР(ИСТ)А; справа от Моисея – МОVСЕ[И]; слева от Ильи – И[ЛИ]Я; рядом с упавшими апостолами – ПЕТРЪ, IωАН, IАКωВ; рядом с Христом и апостолами, поднимающимися на гору — ВО ВРЕМ¤…ТЪ [И?]…У ПЕ // ТРА И «КОВА Їω…[ГОР]У ВЫСОКОУ И ПРЕω // БРАЗИС¤…РЕ[Д] НИ[МИ] (Мф. XVII, 1; Мк. IX, 2); рядом с Христом и апостолами, спускающимися с горы, — ЗАПОВh[Д]А ИСОУС УЧ(Е)НИКОМЪ // СВОИМЪ И(С)ПОВhДАИТЕ СЕГО Д // ОН ДЕ ЖЕ С(Ы)НЪ Ч(Е)Л(О)В(Е)Ч(ЕС)К(ИИ) И // З М(Е)РТВЫХЪ ВОСКР(Е)СНЕТЪ (Мф. XVII, 9; Мк. IX, 9). Доска липовая, из пяти частей, с тремя врезными встречными шпонкам. Поставлена на учет в 1976 году.Реставратор Д.М. Тюлин (Ярославский филиал ЦГРМ, 1920-е гг.) Рядом с Христом и апостолами, спускающимися с горы, внизу, оставлен нераскрытый фрагмент живописи под олифой.Инв. № ЯМЗ 40943, ИК-139. © Ярославский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник Литература:1. Владимир, иеромонах. Ярославский Спасо-Преображенский монастырь. Ярославль. 1913. С. 13;2. Анисимов А.И. Реставрация памятников древнерусской живописи в Ярославле 1919-1926 гг. М., 1926. С. 7. Илл. 3;3. Государственный Ярославо-Ростовский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник. Каталог. М., 1964. С.17. Кат. 13;4. Ростово-Суздальская школа живописи. М., 1967. С. 109-110. Кат. 99. Илл. на с. 25;5. Ростово-Суздальская живопись XII-XVI веков (альбом). М., 1970. Илл. 39;6. Даен М.В. Новооткрытый памятник станковой живописи эпохи Ивана Грозного. [С. 207-225] // Древнерусское искусство. Художественная культура Москвы и прилежащих к ней княжеств XIV-XVI вв. М., 1970. С. 225;7. Воейкова И.Н., Митрофанов В.П. Ярославль. Л., 1973. С. 32. Илл. 24;8. Попов Г.В., Рындина А.В. Живопись и прикладное искусство Твери XIV-XVI вв. М., 1979. С. 196, сноска 275;9. Ярославская иконопись XIII-XVIII веков. Каталог выставки. Ярославль. 1981. Кат. 7;10. Масленицын С.И. Ярославская иконопись. М., 1983. С. 23, табл. 25;11. Болотцева И.П. Статьи и исследования. Ярославль. 1996. С. 7;12. Покровский Н.В. Евангелие в памятниках иконографии. М., 2001. С. 292;13. Анкудинова Е.А., Мельник А.Г. Спасо-Преображенский собор в Ярославле. М., 2002. С. 87. Илл. 19;14. Иконы Ярославля 13-16 веков. М., 2002. С. 48. Кат. 19;15. Блажевская С.Е. Спасо-Преображенский монастырь в Ярославле. М., 2003. С. 76. Илл. на с. 24;16. Болотцева И.П. Ярославская иконопись второй половины XVI-XVII веков. Ярославль. 2004. С. 43, 45, 50;17. Юрьева Т.В. Ярославский иконостас. Ярославль. 2007. С. 98. Илл. 62 на с. 95.18. Иконы Ярославля XIII – середины XVII века. М., 2009. Т. 1. Кат. 33.
В центре ореола – Иисус Христос в белых одеждах. По бокам пророки: Моисей (как правило, его изображают молодым) и старец Илия. В руках у Моисея – скрижали Завета. Внизу полотна – павшие ниц апостолы. От фигуры Спасителя исходят лучи света. Они делят икону на противопоставленные друг другу стороны: землю и небо, божественное и земное, как намек на божественное и человеческое естество Христа.
В некоторых вариантах детали могут незначительно изменяться. Так, пророки не стоят по бокам, а выходят: Моисей из гроба, а Илия из облака. По свидетельству богословов, это имеет символическое значение. Поскольку Сын Божий начальник и живым и мертвым, то Моисей должен был известить о Славе Христовой усопших, а Илия – живых.
По бокам иконы можно встретить также сцены из Евангелия: Христос восходит на гору с учениками и сходит с нее. Интересная деталь: в редких случаях апостолы изображаются на иконе дважды: взирающими на чудо Преображения и традиционно павшими ниц. Спаситель же поднимает их, словно говорит согласно евангельскому тексту ««Встаньте и не бойтесь» (Мф. 17: 7)»
Древнейшая и известнейшая в России икона праздника Преображение Господне датируется началом XV в., написана Феофаном Греком и хранится в Третьяковской галерее (Москве).
Почему этот день называют Яблочный Спас?
На Руси получил название «Яблочный Спас». Когда-то в Израиле и Греции существовал обычай приносить в этот день в храм для освящения гроздья винограда. В России же виноград встречался не везде, и люди заменили его яблоками. Традиция эта соблюдается до сих пор. Существует даже специальная молитва: «На освящение начаток овощей (плодов)».
Поскольку время празднования приходится на пост (Успенский) запрещается вкушать скоромное, но можно есть рыбу.
Молитвы на Яблочный Спас
Тропарь Преображения Господня
Преобразился еси на горе, Христе Боже, показавый учеником Твоим славу Твою, якоже можаху, да возсияет и нам, грешным, Свет Твой присносущный молитвами Богородицы, Светодавче, слава Тебе.
Кондак Преображения Господня
На горе преобразился еси, и якоже вмещаху ученицы Твои, славу Твою, Христе Боже, видеша, да егда Тя узрят распинаема, страдание убо уразумеют вольное, мирови же проповедят, яко Ты еси воистинну Отчее сияние.
Ореховый (хлебный) Спас
Иконография: Спас Нерукотворный Датировки: XVIII в. Начало XVIII века.Материал: Дерево, левкас, темпера. Размеры иконы: высота 58 см, ширина 46,3 см В среднике иконы изображен плат с запечатленным на нем ликом Спасителя. КП 0233. © Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева
Третий Спас, он же Хлебный, он же Ореховый. Завершает собой двухнедельный Успенский пост, отмечается 29 августа.
История праздника или почему Третий Спас называют Спасом на полотне
В этот день православная церковь празднует перенесение Нерукотворного Образа Иисуса Христа. Это событие неразрывно связано с историей возникновения иконы.
До 944 г святыня хранилась в Эдессе, но, когда город попал под власть арабов, образ был перенесен в Константинополь, считавшийся в то время столицей православия.
Почему же Третий Спас называют Спасом на полотне? По преданию, когда Спаситель вытер лицо полотенцем, на нем сохранился отпечаток Его Божественного лика. Эта икона особо почитается в русском православии.
Почему Третий Спас называют Ореховым и Хлебным?
Все опять же приурочено к сборам урожая. На Руси было принято освящать всякий природный дар, а к этому времени в полях как раз заканчивалась жатва и, кроме того, начинался массовый сбор орехов. Святили хлеб, испеченный из муки нового урожая, орехи, злаки. Третий Спас замыкает собой Успенский пост, после него начинается осенний мясоед.
Храмы в честь Спаса
Собор Воскресения Христова
Довольно часто рассматриваемое слово встречается в названии храмов. Его принято употреблять в случае, если храм (собор) посвящен Иисусу Христу. Самый яркий пример: Собор Воскресения Христова на Крови в Санкт-Петербурге или, как более привычно для обывателя, Спас-на-крови.
Как видим, значение у данного слова при кажущемся многообразии всего одно – Спаситель.