тригорское храм георгия победоносца
LiveInternetLiveInternet
—Рубрики
—Музыка
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Статистика
Пушкинские горы. Часть 5: Усадьба Тригорское и городище Воронич.
Пушкинские горы. Часть 5: Усадьба Тригорское и городище Воронич.
Тригорское получило свое название по трем холмам. На одном из них расположена деревня Воронич, где в пушкинские времена жили казенные крепостные крестьяне, на другой – городище Воронич с остатками крепости XIV-XVI веков и церковью великомученника Георгия Победоносца (Егорьевской), а на третьем – усадьба Тригорское, которое принадлежало Прасковье Александровне Осиповой-Вульф.
Пушкинские горы, Тригорское. Панорама усадьбы и городища Воронич
Там, у раздолья, горделиво
Гора треххолмная стоит;
На той горе, среди лощины,
Перед лазоревым прудом,
Белеется веселый дом
И сада темные куртины,
Село и пажити кругом.
Н.М.Языков. «Тригорское»
Тригорское сыграло важную роль в судьбе Пушкина. Прасковья Александровна была дальней родственницей поэта: ее старшая сестра Елизавета была замужем за двоюродным братом матери Пушкина, Яковом Исааковичем Ганнибалом. Но, главное, она стала для Александра Сергеевича добрым другом, в ее доме он находил покой и сочувствие. Во времена михайловской ссылки отец Пушкина фактически шпионил за сыном, и поэт, чтобы не обострять и без того напряженные отношения, подолгу гостил в Тригорском.
… Быть может (сладкое мечтанье!),
Я к вашим возвращусь полям,
Приду под липовые своды,
На скат тригорского холма,
Поклонник дружеской свободы,
Веселья, граций и ума.
Пушкин, 1817 г.
Первым владельцем Тригорского был генерал-майор Максим Дмитриевич Вындомский, которому в 1762 году императрица Екатерина Великая за верную и ревностную службу пожаловала земли Егорьевской губы. В 1780 году имение переходит его сыну, Александру Васильевичу Вындомскому, который после выхода в отставку в 1792 году поселяется здесь. В 1813 году оно переходит его дочери, Прасковье Александровне.
На тот момент Прасковья Александровна была за мужем за тверским помещиком Николаем Ивановичем Вульфом. В этом браке у них родилось пятеро детей: Анна, Алексей, Евпраксия, Михаил и Валериан. Однако в 1813 году Прасковья Александровна овдовела, и в 1817 году вторично вышла замуж за отставного чиновника почтового ведомства, статского советника Ивана Сафроновича Осипова. В этом браке появились Мария, Екатерина и падчерица Александра (Алина).
В июне 1825 года здесь Пушкин познакомился с Анной Керн, племянницей Прасковьи Александровны, которой посвящены знаменитые строки:
Я помню чудное мгновенье:
Передо мной явилась ты,
Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты…
Усадьба была обустроена Александром Максимовичем Вындомским. При нем были возведены усадебные постройки, полотняная фабрика, обустроен пейзажный парк в английском стиле. Однако к 1820-м годам старый усадебный дом обветшал, и большая семья на время ремонта перебралась в здание полотняной фабрики. Ремонт затянулся, а в 1850-е годы старый господский дом и вовсе сгорел. Так неказистое внешне здание, «не то сарай, не то манеж», стал «приютом, в сиянье муз одетым». Тригорское описано Пушкиным в романе «Евгений Онегин» как дом Лариных.
После смерти Прасковьи Александровны Осиповой-Вульф в 1859 году имение перешло к ее сыну Александру Николаевичу Вульфу, затем к ее дочери Марии Ивановне Осиповой и внучке Софии Борисовне Вревской.
В 1918 году имение было разграблено и сожжено. В 1962 году был восстановлен дом-музей, в 1996-1998 году проведена реконструкция усадебных построек и парка.
Пройдемся по парку Тригорского, посмотрим на усадебный дом и поднимемся на городище Воронич!
На развилке дорог в Михайловское и Тригорское встречает камень:
Пушкинские горы. Камень на развилке дорог
Само Тригорское — это усадьба с разнообразными постройками, большим парком с «затеями», величественные виды на долину реки Сороть и окрестности и древнее городище Воронич на соседнем холме.
Пушкинские горы, Тригорское. Дом в усадьбе
В парке Тригорского на древнем кургане растет величественный «дуб уединенный». Вообще в свое время на Псковщине было много дубрав, которые были вырублены немцами в годы Великой отечественной войны.
Пушкинские горы, Тригорское. Дуб на кургане
Интересная парковая «затея» — огромные зеленые солнечные часы:
Пушкинские горы, Тригорское. Солнечные часы
В парке множество извилистых дорожек, потаенных уголков, прудов.
Пушкинские горы, Тригорское. Пруд в парке
Пушкинские горы, Тригорское. Парк
Пушкинские горы, Тригорское. Мостик в парке
Пушкинские горы, Тригорское. Пруд в парке
На холме — баня, соломенная крыша которой в целях пожарной безопасности покрыта землей, поросшей мхами и лишайниками:
Пушкинские горы, Тригорское. Баня
Пушкинские горы, Тригорское. Окошко бани
Внизу вьется река Сороть. С возвышенности открывается красивый вид на окрестности. То тут, то там расставлены скамейки. Одна из них — «скамья Онегина», где, по преданию, происходило объяснение между Онегиным и Татьяной.
Пушкинские горы, Тригорское. Река Сороть
Дорога постепенно подходит к огромному усадебному дому, который действительно чем-то напоминает сарай. С двух концов к нему пристроены портики — один нарядный, другой поскромнее.
Пушкинские горы, Тригорское. Дом Осиповых-Вульфов
Пушкинские горы, Тригорское. Усадебный дом
Пушкинские горы, Тригорское. Дом Осиповых-Вульфов
В самом усадебном доме фотографировать не разрешено. Внутри он очень обширный. В большой столовой за столом собиралась большая семья Осиповых-Вульфов, их соседи, друзья. Частым гостем был Пушкин.
В саду близ дома — «затея» дуб-беседка: вокруг огромного ствола ажурная беседка:
Пушкинские горы, Тригорское. Дуб-беседка
От дома открывается вид на соседний холм, где высится вал городища Воронич и церковь великомученника Георгия Победоносца. Издали кажется, что между холмами вовсе и нет лощины.
Пушкинские горы, Тригорское. Городище Воронич
Пушкинские горы, Тригорское. Храм Георгия Победоносца
Отойдя от дома, дорога спускается вниз, в распадок между холмами. Фотография не передает, увы, всей величины этих холмов.
Пушкинские горы, Тригорское. Храм Георгия Победоносца на городище Воронич
Пушкинские горы, Тригорское. Городище Воронич
Пушкинские горы, Тригорское. Распадок между холмами
Пушкинские горы, Тригорское. Храм великомученника Георгия Победоносца
Поднимаемся на холм Воронич. Там две дороги — одна пологая, другая крутая.
С холма во всей красе открывается вид на усадебный дом Тригорского:
Пушкинские горы, Тригорское. Дом Осиповых-Вульфов
Внутри ограды храма Георгия Победоносца — могила первого директора заповедника «Пушкинские горы» С.С.Гейченко и его супруги. Отсюда открываются широкие виды на окрестности: долину Сороти, дорогу на Михайловское…
Пушкинские горы, Тригорское. Дорога
Пушкинские горы, Тригорское. Река Сороть
Пушкинские горы, Тригорское. Вид со стороны храма на долину реки Сороть
Тригорское храм георгия победоносца
Другое
Действия
5 200 записей
+7 (917)123-64-21,Марк Александрович Р.
Средства от пожертвований пойдут на строительство нашего Храма.
Молитвы перед образом Казанской иконы Божией Показать полностью. Матери помогают во многих жизненных затруднениях, пред Казанской иконой заступничества Матери Божией просят при унынии, печали и бедствиях, когда с напастями уже не хватает сил бороться.
Молитвами перед образом Казанской иконы Божией Матери, исцеляются от различных телесных немощей и болезней.
+7 (917)123-64-21,Марк Александрович Р.
Средства от пожертвований пойдут на строительство нашего Храма.
С ВОСКРЕСНЫМ ДНЁМ! МИРА, ТЕПЛА, РАДОСТИ!
— Митрополит Лонгин (Жар)
БРАТИЯ и СЕСТРЫ.
Настоятель нашего Храма отец Марк, сердечно БЛАГОДАРИТ ВСЕХ за активный сбор денежных средств на строительство крыльца.
СБОР ЗАКРЫТ!
Показать полностью.
Сейчас,пока позволят погодные условия, предстоит уборка территории и отсыпка щебнем дорожек,далее предстоит запуск тепла и работа внутри Храма.
Рекомендуемая сумма пожертвования:кирпичик-1000 руб.
Есть пожертвования на купол- 300 руб.и на кровлю- 500 руб.
Оформить пожертвование можно в церковной лавке Храма,выдаётся именной сертификат.
За человека, чьё имя указано, будут молиться на каждом богослужении как за строителя до тех пор, пока будет стоять Храм.
+7 (917)123-64-21,Марк Александрович Р.
ПОДДЕРЖИТЕ СТРОИТЕЛЬСТВО ХРАМА ВО ИМЯ Великомученника ГЕОРГИЯ ПОБЕДОНОСЦА,14-й квартал,г.Тольятти, ЗАКАЖИТЕ ИМЕННОЙ КИРПИЧ.
НИЗКИЙ ПОКЛОН ВСЕМ,КТО ПОМОГАЕТ НАШЕМУ ХРАМУ И ПОДДЕРЖИВАЕТ НАС В ТАКОЕ НЕПРОСТОЕ ВРЕМЯ.
ХРАНИ ВАС БОГ!!
Поделитесь с друзьями и поддержите доброе дело репостом, этим вы помогаете строительству нашего Храма.
Спаси Господи!
Тригорское храм георгия победоносца
Храм Великомученика Георгия Победоносца (на Псковской горе).
Поговорим о православной столице. О нашей первопрестольной Москве, о храмах Святого Георгия.
На Псковской горке, что на улице Варварке
Статуя Георгия была не первым произведением искусства, посвященным великомученику. Уже в 1462 году, а по некоторым данным еще в конце XIV века неподалеку от Кремля, в местечке, чуть позже названном Псковской Горкой, на улице Варварке, стояла церковь Покрова Божьей Матери. Эту церковь часто называли по приделу церковью Георгия Великомученика (Страстотерпца).
Очень важно еще раз напомнить, что практически все церкви Святого Георгия, возводимые в Москве до 20 века, назывались именно так: церковь Святого Георгия Великомученика. К великомученику шли христиане, но не к Победоносцу! Потому что добрые люди в церковь ходят не за победами…
В 1658 году на белокаменном фундаменте старой церкви мастера возвели новый храм, которому народ дал название «Егорий каменный». Место здесь было бойкое, о чем говорят «приметные названия церкви, очень образные в русском народе, часто одним словом или выражением дававшем удивительно точную, запоминающуюся характеристику и места, и времени.
«На Псковской горке». Горка тут была всегда, но Псковской ее назвали после того, как здесь стали селиться псковичи. Вот – история. Великий князь Московский Василий III (1479 – 1533) присоединил Псков к Москве, пересилил псковскую знать в стольный град, к себе под бочок, в полукилометре от Кремля, чтобы они быстрее привыкли ко всему московскому да забыли о Псковской вечевой республике и не буянили. Жили псковичи, а теперь уже москвичи, на берегу реки Москвы, работали, рожали детей, время шло – время вечевых республик и удельных княжеств на Руси ушло.
Сейчас вряд ли сыщешь среди обитателей столицы «выходцев из Пскова», а Псковская горка осталась. И на ней стоит церковь Святого Георгия.
В двадцатом веке в России церкви остались не у дел. Даже те, которые не были снесены великим людским ураганом. Сия участь не минула церковь Георгия Великомученика на Псковской горке.
Долгое время она «стояла на государственной охране под №61, а у государства без нее дел было много. Не ремонтировали ее долгие годы. На крыше дерево проросло, в рост пошло, крыша на колокольне сгинула, будто ветром ее сдуло, купола продырявились, на колокольне купол накренился. В 1964 году на берегу Москвы-реки построили громадный параллелепипед из стекла и бетона – гостиницу «Россия». Мелкие старые улочки на его фоне снесли. Но церковь оставили, реставрировали, получилось красиво! Вдоль строгой стеклобетонной гостиничной стены, противоположной от берега реки, протянулась от Храма Василия Блаженного «церковная улица», на краю которой стоит церковь Георгия Великомученика, словно страж стоит при въезде на территорию гостиницы. Охранять-то в Москве есть что! В 1967 году, когда строители приступили к сооружению северного пандуса, неподалеку от церкви на семиметровой глубине был обнаружен глиняный кувшин с уникальным кладом серебряных монет!
Отреставрировали церковь под руководством Е. А. Дейстфельда в 1965 – 1972 годах. Радовались люди, глядя на стража «России».
В 1991 году церковь возвращена верующим, и начались здесь ремонтно-восстановительные работы.
На Большой Дмитровке
«Известна каменной с 1462 года» церковь Георгия Великомученика на Большой Дмитровке. В начале XVI века в старой Дмитровской слободе поселилась знать. Уютный склон покатого холма занял Ю. З. Кошкин-Кобылин, дядя царицы Анастасии Романовны. Его небесным покровителем являлся Святой Георгий. Быть может, поэтому девичий монастырь, который основали после его смерти тетка царицы Ф. Ю. Романова, получил название Георгиевский. Позже и переулок назвали Георгиевским. В 1690 году на месте старой возвели новую большую церковь.
Москва. Церкви Казанская и Георгиевская (позади) бывшего Георгиевского монастыря, что на Большой Дмитровке. 1881 год. Найденов Н. А. Москва. Соборы, монастыри и церкви. Ч. II: Белый город. М., 1882, N 15
Жизнь в девичьем монастыре текла по тихим свои законам, но в 1812 году вошли в Москву Наполеоновские полки, и все перевернулось вверх дном. Четвертого сентября французы ворвались в Георгиевский — женский! — монастырь, разграбили церкви, похватали все, что плохо лежало, и спокойно отправились дальше грабить. Игуменье монастыря удалось за день до этого закопать ценное имущество, к тому же солдаты не рискнули разграбить ризницу. И все же последствия нашествия французов были для монастыря печальными. Монастырь упразднили, церкви стали приходскими, а на территории построили дома для служителей храмов.
В 1930 году правительство издало указ о сносе Георгиевского собора. Его обмерили, сфотографировали, на некоторое время передали таксопарку, затем снесли и построили на склоне школу, тоже важный для города объект. Икону Георгия Великомученика передали церкви Воскресения Словущего на Успенском Вражке, а недавно Москва приняла на государственную охрану кельи монастыря.
В 1990 году археологи в одном из гробов погоста обнаружили золотой крест и две пряжи, датированные XVI веком. Конечно же, восстановить церковь Святого Георгия на Большой Дмитровке не удастся, но радует другое. Буквально, на глазах у москвичей в краткие сроки было отремонтировано здание первой городской электростанции, построенной по проекту архитектора В. Шер в 1883 году на бывшей территории монастыря. Мало кто помнит о первоначальном предназначении этого длинного дома, но после реставрации с введением в экстерьер стилизации под церковное строение, он притягивает внимание снующих людей. У парадного входа на здании герб Москвы и надпись: «Выставочный зал. Малый манеж».
В Старых Лучниках
Церковь Георгия Великомученика, что в Старых Лучниках, известна с 1460-х годов. Тогда здесь было урочище Лучники, обитатели которого по одним сведениям делали боевые луки, а по другим — торговали луком. Впрочем, одно другому не мешает, и третьему — тоже! Сюда, на лужки, москвичи выгоняли коров, и место это называлось в XVII веке «старой Коровьей площадкой». Буренкам здесь было хорошо, потому что лужки находились рядом с церковью Георгия («Егория в Лужках»), а он издавна считался на Руси покровителем домашнего скота. Об этом качестве святого мы говорили, оно подчеркивает мирный характер Егория, предрасположенность его к тем, кто каждый день выходит в поле, выгоняет на лужки скот в надежде, что Егорий в случае необходимости выручит, подсобит.
И, видно, подсоблял, если сюда в течение нескольких столетий люди коров своих выгоняли.
В начале XVII века мастера возвели каменную церковь. Она за три века повидала всякое. Неподалеку от урочища Лучники находился еще один «Старый тюремный двор». Никто пока не сказал, что Егорий был покровителем преступников, но разве может считаться Святым даже самый великий из проповедников веры, если он хоть раз отвернет свой взор от глаз заблудшего, потерявшегося в житейской круговерти человека?! Нет. Это не святость. Недаром несколько церквей Георгия Великомученика поставили рядом с тюремными дворами.
В тридцатых годах XX века люди разобрали завершения церкви и колокольни, но полностью уничтожать не стали. Большие стройки на этой стороне улицы не намечались, и здание пригодилось для цеха закрытого заводика, который лет двадцать выполнять здесь план.
В настоящее время в церкви, полуразрушенной, фасадными окнами с грустью посматривающей на крепкое здание Политехнического музея, появились люди в спецовках. Они мечтают восстановить церковь в Старых Лучниках. Коров сюда, конечно же, никто больше гонять не будет, но к Святому Георгию прихожане ходить будут с великой радостью.
На Всполье («В Ордынцах»)
Церковь Иверской Божьей Матери, по приделу «Георгия Великомученика, что на Всполье» («в Ордынцах») известна тем, что еще до воцарения Романовых она получала ругу, жалованье от казны. В конце XVII века на месте деревянной поднялась церковь каменная, а в 1802 году на средства капитана Ивана Савинова возвели главный храм. Тогда-то Иверский придел переименовали в Георгиевский. Но почему боевому капитану пришла такая мысль? Дело в том, что Павел I не признал учрежденный Екатериной II, своей матушкой, «императорский военный орден Великомученика и Победоносца» (о нем мы расскажем позже). Более того, новый повелитель хотел ввести новую систему наград, в которой места для ордена Святого Георгия не предназначалось. Любой человек, вспомнив кавалеров ордена, русских полководцев и воинов, а также высочайший статус награды, удивился бы подобному решению. Офицеры же смириться с этим не могли. Капитан Савинов потратил свои средства на восстановление храма, и прав ли был капитан? На этот вопрос ответили прихожане церкви: через несколько лет все они называли храм по имени Георгия Великомученика.
Обновляли церковь несколько раз, но в начале тридцатых годов XX столетия ее закрыли, а чтобы свято место не пустовало, разместили в ней клуб авторемонтного завода, затем отдали помещение современным художникам, и лишь в 1992 году в церкви возобновились богослужения.
На Всполье, что на Малой Никитской
На другом Всполье, что на Малой Никитской, в начале XVII века стояла церковь Георгия Победоносца. От нее получил название еще один Георгиевский переулок. В 1655 году построен каменный храм, он неоднократно реставрировался, обновлялся, последний раз в 1868 году.
В 1922 году переулок назвали Вспольным, а еще через десять лет снесли церковь, построили на ее месте массивное здание для Центрального дома радиовещания и звукозаписи. И даже следа не осталось в местном ландшафте, заботливо заставленном кирпичными постройками, от тех времен, когда приходили москвичи в церковь, что на Всполье на Малой Никитской, где когда-то жил в хоромах боярин Н. И. Романов, двоюродный брат царя Михаила Федоровича.
Жил он с размахом, любил чужеземные безделицы. Одна из них сыграла свою роль в истории. Однажды, посетив село, принадлежавшее когда-то чудаковатому боярину, Петр I нашел в старом сарае английский бот. С него русские умельцы скопировали два бота. Один плавал по Москве-реке, веселил публику. На другом царь и первые российские матросы тренировались морскому делу на Плещеевом озере. Размеры озера небольшие, шесть на девять верст, волна не океанская, но частая, своенравная. Многому научил моряков английский бот Н. И. Романова, после смерти которого в обширном его дворе построили каменную церковь Георгия. Ботику поставили на берегу Плещеева озера памятник, чудака-боярина вспоминают редко, а уж о церкви Георгия, в которой за три с лишним века помолилось Богу много людей, не знает уже никто. Потому что мемориальные доски церквам ставить не принято.
На Красной горке, что на Моховой
Церковь Георгия на Красной горке, что на Моховой «известна по ладанной книге с 1619 года». Основала ее Марфа, мать Михаила Федоровича. Она же назначила для служителей ругу. Через десять лет церковь сгорела. В 1657 году на ее месте возвели новую.
Здесь в 1816 году был освящен «придел мученицы Татианы», в день которой 12 января (25 — по новому стилю) 1755 года основан был Московский университет. В XIX веке церковь три раза перестраивалась и обновлялась. В тридцатых годах XX столетия ее снесли. В 1934 году архитектор И. Жолтовский возвел на ее месте жилое здание. На стенах его памятных надписей делать не думают. Но московские студенты всех поколений будут вечно помнить свой праздник — Татьянин день.
В Яндове (на улице Осипенко)
Церковь Георгия Великомученика и Победоносца в Яндове (на современной улице Осипенко, 6) построили в начале XVII века перед Смутным временем.
В древности по этой улице протекала река Москва, русло ее медленно передвигалось с юга на север к Боровицкому холму. Место чудное для любителей природы. Но для строителей — хлопотное. В XVI—XVIII веках этот район во время весенних паводков полностью заливался водой, она долго не спадала, образуя небольшие озерки. От них назвали Озерковскую набережную и переулок. Постоянная заболоченность местности дала название другой знаменитой улице — Балчуг («Бал-чек» на татарском болото, грязь). А Яндова — низкие, медные луженые братины для пива, браги, меда. В них- подавали питье на пирах, а также в кабаках.
Первый «царев кабак» в Москве появился именно в этом районе по указу Ивана Грозного, которому хотелось, чтобы его опричники кутили неподалеку от Государева сада, ворота которого выходили на Балчуг, к дверям кабака. Это место было очень выгодным. Здесь находились Мясной, Калачный, Солодовый ряды, лавки с другими продуктами, и Святой Георгий на пересечении Садовнической улицы и Балчуга был просто необходим.
В 1653 году построили каменную церковь. А в 1701 году на Балчуг налетел пожар. Он уничтожил торговые лавки и дворы, сгубил много людей. Через несколько лет здесь вновь забурлила. Люди восстановили порушенное огнем, но в 1730 году пожар опять налетел на Балчуг, и вновь люди взялись за топоры, пилы, молотки. В 1783 году по весне за дело принялась вода, она снесла и разрушила деревянные и каменные постройки, в том числе колокольню церкви Георгия. В 1806 году на средства Демидова колокольню восстановили.
Ремонтировалась и обновлялась церковь Георгия в Яндове регулярно, до 1917 года, когда ее закрыли, но, слава Всевышнему, не сломали. В семидесятых годах храм отреставрировали и покрасили почему-то в черный цвет. Эту оплошность, впрочем, быстро исправили, церковь перекрасили в желтый солнечный колер, и в таком виде она приняла прихожан.
В селе Коломенском на реке Москве
Церковь Великомученика Георгия в селе Коломенском на реке Москве построена в XVI веке. На окраине современной столицы жизнь в те века протекала по сельским законам, хотя порою бурные ветры заносили сюда воинствующих людей, и были в окрестностях битвы, лилась кровь. В XV—XVII веках здесь находилась великокняжеская, затем царская усадьба. В 1606 году в селе расположился лагерем И. И. Болотников. В 1662 году в Москве вспыхнул так называемый «медный бунт». Восставшие направились в село Коломенское, где царь Алексей Михайлович обещал людям уменьшить налоги, провести расследование злоупотреблений, возникших после выпуска в 1654 году огромного количества медных денег, что резко ухудшило положение народа. Восставшие повернули назад, встретились с новой партией недовольных горожан, возвратились в село. Теперь царь ввел в дело войска. Жертв было много. «Медный бунт» подавили жестоко, но медные деньги все же отменили.
В селе Коломенском провел детские годы Петр I. В XVIII веке для обработки царских садов здесь устроили Штатную и Садовую слободы.
Церковь Великомученика Георгия обновлялась постоянно, в последний раз в 1966—1967 годах под руководством архитектора Н. Н. Свешникова.
В Грузинах
Церковь Георгия Великомученика в Грузинах построили по просьбе грузинского царя Вахтанга Левановича, перебравшегося в Москву в 1725 году с сыновьями Бакаром и Георгием и большой свитой. Русский царь Петр II выделил из казны средства для обустройства новых поселенцев. Царевич Георгий построил церковь Георгия. Ее освятили в 1760 году, но через двадцать лет пожар уничтожил храм. В 1788 году на средства прихожан и С. П. Васильева началось строительство каменной церкви. В 1793 году она приняла прихожан. Придел Георгия Великомученика освятили в 1800 году.
Строительство и расширение храма продолжалось до начала двадцатого века. А в 1922 году его закрыли, колокольню разрушили, здание отдали электротехническому техникуму и лишь в 1991 году вернули верующим.
На Кадетском плацу (1 Краснокурсантский проезд)
Церковь Георгия Победоносца при военно-фельдшерской школе в здании на Кадетском плацу (1 Краснокурсантский проезд) построили в 1885 году. За столетие дом подрос на этаж, с боку к нему пристроили здание медицинской службы, но даже гвоздика, даже кирпича от храма Святого Георгия здесь почему-то не осталось.
На Хамовническом плацу
Церковь Георгия Победоносца Сумского полка на Хамовническом плацу построили из дерева в 1910 году под руководством архитектора Н. И. Бони. Вероятно, со временем здесь воздвигли бы и каменную церковь, но храму не повезло, пожалуй, больше всех московских церквей: через семь лет его снесли.
Церковь Георгия Победоносца на Хамовническом плацу. Архив ЦИГИ
Долгое время Хамовнический (Фрунзенский) плац не интересовал градостроителей, но в 1958 году через него проложили Комсомольский проспект, по которому носятся ежедневно сотни тысяч машин.
Александр Торопцев