трикстер исследование мифов североамериканских индейцев

Трикстер. Исследование мифов североамериканских индейцев

трикстер исследование мифов североамериканских индейцев

В настоящем издании представлен сакральный миф о трикстере североамериканских индейцев, сопровождаемый обширным культурологическим анализом известного американского антрополога Пола Радина, исследованием Карла Кереньи, посвященным сравнению образа трикстера в архаической и античной мифологии, и психоаналитическим портретом мифологемы трикстера, написанным Карлом Густавом Юнгом, специально для первого издания данной книги.

Немногие мифы имеют столь же широкое распространение, как тот, что наиболее известен под названием «Трикстер» и является предметом нашего рассмотрения. Лишь о немногих мифах мы можем с такой же уверенностью сказать, что они представляют собой древнейшее выражение человеческой мысли. Считанные единицы сохранили первоначальное содержание неизменным. Миф о Трикстере проявляет себя в отчетливой форме в мифологии как простейших, так и более сложно организованных племен аборигенов. Мы сталкиваемся с ним у древних греков, у китайцев, японцев, а также у семитских народов. Многие черты, присущие Трикстеру, запечатлены в фигуре средневекового шута и сохранились вплоть до настоящего времени, обнаруживая себя в спектаклях о Панче и Джуди и в клоунаде. Несмотря на постоянные переплетения с другими мифами, зачастую радикальное преобразование и переинтерпретацию, основной сюжет никогда не дает спутать себя ни с чем иным.

Трикстер. Исследование мифов североамериканских индейцев скачать fb2, epub бесплатно

трикстер исследование мифов североамериканских индейцев

816 Написав эту работу, я, если можно так выразиться, выполнил обещание, о котором на протяжении многих лет боялся вспоминать. Сложность проблемы и ее представления казалась мне слишком большой; слишком велика была интеллектуальная ответственность, без которой нельзя подходить к такому вопросу; да и моя научная подготовка была все-таки неадекватной. И если сейчас я преодолел свою неуверенность и, наконец-то, занялся этой темой, то прежде всего потому, что за эти несколько десятилетий мои познания в области синхронистичности значительно увеличились, а мои исследования истории символов, и, в особенности, символа рыбы, еще больше сблизили меня с этой проблемой, и, наконец, потому, что я в течение двадцати лет в своих работах намекал на существование этого феномена, не углубляясь в его обсуждение. Я бы хотел положить конец этому неудовлетворительному состоянию дел, попы­тавшись связно рассказать все то, что я знаю по этому вопросу. Я надеюсь, что меня не заподозрят в самонадеянности, если я потребую от читателя большей, чем обычно, открытости ума и доброй воли. Читателя ждет не только погружение в темные, сомнительные и обнесенные стеной предубеждения области человеческих ощущений, но и столкновение с интеллектуальными трудностями, которые, несо­мненно, возникнут в ходе объяснения столь абстрактного вопроса. Прочитав первые несколько страниц, любой читатель поймет, что здесь и речи не может быть о полном описании и объяснении столь сложного явления. Это всего лишь попытка подойти к проблеме таким образом, чтобы обнажить некоторые из ее многих аспектов и связей и проникнуть в очень загадочную область, которая имеет величайшее философское значение. Как психиатр и психотерапевт, я часто сталкивался с данным явлением и убедился в том, сколь много эти внутренние ощущения значат для моих пациентов. В большинстве случаев это были вещи, о которых люди не говорят из страха под­вергнуться насмешкам глупцов. Я был удивлен, когда узнал, сколько людей сталкивались с явлениями подобного рода и насколько тщательно они оберегали свой секрет. Так что мой интерес к этой теме имеет под собой как чисто человеческие, так и научные основания.

Источник

Трикстер исследование мифов североамериканских индейцев

Размер шрифта:
14 | 16 | 18 | 20 | 22 | 24

Цвет текста:
Установить
Цвет фона:
Установить

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ МИФ О ТРИКСТЕРЕ У ИНДЕЙЦЕВ ВИННЕБАГО

1 Трикстер совокупляется с женщиной перед началом войны

2 Трикстер хочет вступить на тропу войны в одиночку

3 Трикстер отбивает у своих товарищей охоту сопровождать его на тропе войны

4 Трикстер убивает бизона

5 Трикстер заставляет свою правую руку вступить в схватку с левой

6 Трикстер одалживает двух детей у своего младшего брата

7 Дети погибают, потому что Трикстер нарушает правила

8 Отец детей преследует Трикстера

9 Трикстер плывет по океану в поисках берега

10 Трикстер ловит рыбу

11 Трикстер подражает указывающему человеку

12 Танцующие утки и говорящий анус

13 Лисы поедают запеченных уток

16 Пенис послан через озеро

17 Трикстер летает на гигантской птице

18 Женщины спасают Трикстера

19 Трикстер и его товарищи решают, где поселиться

20 Превратившись в женщину, Трикстер выходит замуж за сына вождя

21 Их младший ребенок плачет и успокаивается

22 Трикстер посещает жену и сына

23 Трикстер и слабительная луковица

24 Трикстер падает в собственные испражнения

25 Деревья сбивают с толку Трикстера, ищущего воду

26 Трикстер принимает сливы, отражающиеся в воде, за сливы висящие на дереве

27 Пока матери ищут сливы, Трикстер поедает детей

28 Трикстер убеждает скунса прорыть лаз через холм

29 Трикстер заманивает матерей в лаз и съедает их

30 Дерево потешается над Трикстером, застрявшим между ветвей

31 Появляются волки и съедают пищу Трикстера, оставленную под деревом

32 Трикстер попадается на уловку мух, заманивших его в лосиный череп

33 Люди разбивают лосиный череп

34 Трикстер превращается в оленя, чтобы отомстить ястребу

35 Медведь становится жертвой хитрости Трикстера

36 Норка, перехитрив Трикстера, забирает себе мясо медведя

37 Трикстер безуспешно преследует норку

38 Трикстер лишается части своего пениса из-за бурундука

39Ненужные куски пениса брошены в озеро и превращаются в растения

40 Койот приводит Трикстера в деревню

41 Трикстер подражает ондатре-самцу, который превращает лед в корни озерных лилий

42 Трикстер подражает бекасу в ловле рыбы

43 Трикстер подражает дятлу в охоте на медведя

44 Трикстер подражает хорьку в охоте на оленей

45 Норка, следуя планам Трикстера, оскверняет дочь вождя

46 Одураченный койот привязан к лошадиному хвосту

47 Трикстер устраняет препятствия на Миссисипи

48 Трикстер заставляет водопад обрушиться на землю

49 Трикстер в последний раз ест на земле и удаляется на небо

ЧАСТЬ ВТОРАЯ МИФЫ О ТРИКСТЕРЕ, ДОПОЛНЯЮЩИЕ ОСНОВНОЙ ЦИКЛ

ЦИКЛ О КРОЛИКЕ У ВИННЕБАГО

КРАТКОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ МИФА О ТРИКСТЕРЕ У АССИНИБОЙНОВ [183]

КРАТКОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ МИФА О ТРИКСТЕРЕ У ТЛИНКИТОВ [185]

ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ
ПОЛ РАДИН
ПРИРОДА И ЗНАЧЕНИЕ МИФА

II ИСТОРИЯ И КУЛЬТУРА ВИННЕБАГО

III МИФОЛОГИЯ И ЛИТЕРАТУРНАЯ ТРАДИЦИЯ ВИННЕБАГО

IV ЦИКЛ О КРОЛИКЕ У ВИННЕБАГО И РОДСТВЕННЫЕ ЕМУ МИФОЛОГИЧЕСКИЕ ЦИКЛЫ

V ФИГУРА ТРИКСТЕРА У ВИННЕБАГО

VI ОТНОШЕНИЕ ВИННЕБАГО К ВАКДЖУНКАГЕ

VII ЦИКЛ О ВАКДЖУНКАГЕ КАК САТИРА

VIII ЦИКЛ О ВАКДЖУНКАГЕ В ЕГО ОТНОШЕНИИ К ДРУГИМ СЕВЕРОАМЕРИКАНСКИМ ЦИКЛАМ О ТРИКСТЕРЕ

КАРЛ КЕРЕНЬИ
ТРИКСТЕР И ДРЕВНЕГРЕЧЕСКАЯ МИФОЛОГИЯ

КАРЛ ГУСТАВ ЮНГ
О ПСИХОЛОГИИ ОБРАЗА ТРИКСТЕРА

Источник

Трикстер исследование мифов североамериканских индейцев

ВСТУПИТЕЛЬНЫЕ ЗАМЕЧАНИЯ

Немногие мифы имеют столь же широкое распространение, как тот, что наиболее известен под названием «Трикстер» и является предметом нашего рассмотрения. Лишь о немногих мифах мы можем с такой же уверенностью сказать, что они представляют собой древнейшее выражение человеческой мысли. Считанные единицы сохранили первоначальное содержание неизменным. Миф о Трикстере проявляет себя в отчетливой форме в мифологии как простейших, так и более сложно организованных племен аборигенов. Мы сталкиваемся с ним у древних греков, у китайцев, японцев, а также у семитских народов. Многие черты, присущие Трикстеру, запечатлены в фигуре средневекового шута и сохранились вплоть до настоящего времени, обнаруживая себя в спектаклях о Панче и Джуди и в клоунаде. Несмотря на постоянные переплетения с другими мифами, зачастую радикальное преобразование и переинтерпретацию, основной сюжет никогда не дает спутать себя ни с чем иным.

Совершенно очевидно, что в данном случае мы являемся свидетелями персонажа и темы (или нескольких тем), обладающих особенной и непреходящей привлекательностью и необычайной популярностью у людей со времен зарождения цивилизации. В форме, которую можно считать наиболее ранней и архаичной, а именно в той, которая обнаруживается у индейцев Северной Америки, Трикстер одновременно предстает как творец и разрушитель, дающий и отвергающий, обманщик и жертва обмана. У него нет сознательных желаний. Его поведение всегда диктуется импульсами, над которыми сам он не властен. Он не знает ни добра, ни зла, хотя и несет ответственность и за то, и за другое. Для него не существует ни моральных, ни социальных ценностей; он руководствуется лишь собственными страстями и аппетитами, и, несмотря на это, только благодаря его деяниям все ценности обретают свое настоящее значение. Однако, как повествует миф, все это характерно не только для Трикстера. Подобными чертами обладают и другие связанные с ним персонажи: животные, различные сверхъестественные существа и чудовища, а также человек.

Сам Трикстер часто отождествляется с некоторыми животными, такими, к примеру, как ворон, койот, кролик, паук — образы которых, однако, лишь отдаленно напоминают конкретных представителей животного мира. В основе своей его образ не обладает четко определенной и постоянной формой. В том виде, в каком он выступает в публикуемой здесь версии мифа, Трикстер предстает перед нами как еще только зарождающееся нечто, лишенное всяких пропорций, как фигура, несущая на себе слабый отпечаток чего-то свойственного человеку. В данной версии он обладает внутренностями, которые обернуты вокруг его тела, и таким же длинным пенисом, увенчанным мошонкой и также обвивающим тело. Однако о том, каков его конкретный облик — и это весьма показательно — нам ничего не сообщается.

Смех, юмор и ирония пронизывают все поступки Трикстера. Реакция слушателей-аборигенов на него и его поступки — смех с тенью ужаса на лице. И нет никаких оснований считать, что эта реакция вторична или является результатом позднейшего развития. Хотя всегда трудно сказать, смеется ли аудитория над ним самим, над его проделками или над тем скрытым смыслом, которым обладают для нее его поведение и поступки.

Как нам интерпретировать этого удивительного персонажа? Имеем ли мы здесь дело с работой мифопоэтического воображения, общего для всех людей, которое в определенный период истории рисует перед нами картину мира и самого человека? Есть ли это speculum mentis, в котором отражается борьба человека с самим собой и с миром, куда он был выброшен помимо собственного желания и согласия? Ответ ли это, или же едва уловимый намек ответа на вопросы, которыми задается человек — сознательно или бессознательно — со времен своего появления на земле?

На основании весьма обширных данных о жизни туземных племен, которыми мы располагаем на сегодняшний день, не просто справедливой, но почти проверяемой является гипотеза, согласно которой мы имеем в данном случае именно такое архаическое speculum mentis.

Источник

Читать “Трикстер. Исследование мифов североамериканских индейцев”

Исследование мифов североамериканских индейцев
с комментариями К.Г. Юнга и К.К. Кереньи

ВСТУПИТЕЛЬНЫЕ ЗАМЕЧАНИЯ

Немногие мифы имеют столь же широкое распространение, как тот, что наиболее известен под названием «Трикстер» и является предметом нашего рассмотрения. Лишь о немногих мифах мы можем с такой же уверенностью сказать, что они представляют собой древнейшее выражение человеческой мысли. Считанные единицы сохранили первоначальное содержание неизменным. Миф о Трикстере проявляет себя в отчетливой форме в мифологии как простейших, так и более сложно организованных племен аборигенов. Мы сталкиваемся с ним у древних греков, у китайцев, японцев, а также у семитских народов. Многие черты, присущие Трикстеру, запечатлены в фигуре средневекового шута и сохранились вплоть до настоящего времени, обнаруживая себя в спектаклях о Панче и Джуди и в клоунаде. Несмотря на постоянные переплетения с другими мифами, зачастую радикальное преобразование и переинтерпретацию, основной сюжет никогда не дает спутать себя ни с чем иным.

Совершенно очевидно, что в данном случае мы являемся свидетелями персонажа и темы (или нескольких тем), обладающих особенной и непреходящей привлекательностью и необычайной популярностью у людей со времен зарождения цивилизации. В форме, которую можно считать наиболее ранней и архаичной, а именно в той, которая обнаруживается у индейцев Северной Америки, Трикстер одновременно предстает как творец и разрушитель, дающий и отвергающий, обманщик и жертва обмана. У него нет сознательных желаний. Его поведение всегда диктуется импульсами, над которыми сам он не властен. Он не знает ни добра, ни зла, хотя и несет ответственность и за то, и за другое. Для него не существует ни моральных, ни социальных ценностей; он руководствуется лишь собственными страстями и аппетитами, и, несмотря на это, только благодаря его деяниям все ценности обретают свое настоящее значение. Однако, как повествует миф, все это характерно не только для Трикстера. Подобными чертами обладают и другие связанные с ним персонажи: животные, различные сверхъестественные существа и чудовища, а также человек.

Сам Трикстер часто отождествляется с некоторыми животными, такими, к примеру, как ворон, койот, кролик, паук — образы которых, однако, лишь отдаленно напоминают конкретных представителей животного мира. В основе своей его образ не обладает четко определенной и постоянной формой. В том виде, в каком он выступает в публикуемой здесь версии мифа, Трикстер предстает перед нами как еще только зарождающееся нечто, лишенное всяких пропорций, как фигура, несущая на себе слабый отпечаток чего-то свойственного человеку. В данной версии он обладает внутренностями, которые обернуты вокруг его тела, и таким же длинным пенисом, увенчанным мошонкой и также обвивающим тело. Однако о том, каков его конкретный облик — и это весьма показательно — нам ничего не сообщается.

Смех, юмор и ирония пронизывают все поступки Трикстера. Реакция слушателей-аборигенов на него и его поступки — смех с тенью ужаса на лице. И нет никаких оснований считать, что эта реакция вторична или является результатом позднейшего развития. Хотя всегда трудно сказать, смеется ли аудитория над ним самим, над его проделками или над тем скрытым смыслом, которым обладают для нее его поведение и поступки.

Как нам интерпретировать этого удивительного персонажа? Имеем ли мы здесь дело с работой мифопоэтического воображения, общего для всех людей, которое в определенный период истории рисует перед нами картину мира и самого человека? Есть ли это speculum mentis, в котором отражается борьба человека с самим собой и с миром, куда он был выброшен помимо собственного желания и согласия? Ответ ли это, или же едва уловимый намек ответа на вопросы, которыми задается человек — сознательно или бессознательно — со времен своего появления на земле?

На основании весьма обширных данных о жизни туземных племен, которыми мы располагаем на сегодняшний день, не просто справедливой, но почти проверяемой является гипотеза, согласно которой мы имеем в данном случае именно такое архаическое speculum mentis.

Данная работа — представление одного из мифов о Трикстере, распространенного среди виннебаго центрального Висконсина и восточной Небраски, говорящих на языке сиу. Для того, чтобы читатель мог получить более полное представление о предмете, во второй части мною добавлен миф виннебаго о Кролике, а также краткий обзор мифов о Трикстере у ассинибойнов и тлинкитов.

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ МИФ О ТРИКСТЕРЕ У ИНДЕЙЦЕВ ВИННЕБАГО

1 Трикстер совокупляется с женщиной перед началом войны

Некогда была одна деревня, в которой жил вождь, и он как раз собрался вступить на тропу войны[1]. Он призвал людей, которые должны были доставить все необходимое, чтобы развести огонь и подготовиться к торжеству. Вождь сказал им:

— Вы, кто должен доставить все необходимое для разведения огня, принесите мне четырех больших оленей.

Приказание было в скором времени выполнено и олени доставлены, и затем те, кто принес их — племянники вождя2 — немедленно поставили их вариться.

В это время начали прибывать приглашенные на пир. Ибо не сам ли вождь вступал на тропу войны? И все, кто был способен сражаться, тотчас решили следовать за ним.

Когда они закончили праздновать, вождь вдруг поднялся и покинул их, направляясь к своему жилищу. Гости же остались там, ожидая, когда он вернется. Когда, спустя некоторое время, он так и не появился, несколько человек пошли к его жилищу узнать, что случилось. Там, к их огорчению и ужасу, они обнаружили, что он совокупляется с женщиной[2]. Они вернулись к месту праздника и рассказали об увиденном остальным, после чего все разошлись по домам.

Некоторое время спустя опять поползли слухи, что вождь собирается вступить на тропу войны. Снова был отправлен человек, чтобы найти устроителей огня. Когда их привели к вождю, он приказал принести ему двух больших оленей и двух больших медведей. Вскоре его племянники вернулись, неся этих животных. Они убили в точности таких животных, каких было приказано, двух больших оленей и двух больших медведей. Племянники сразу же поставили мясо на огонь. Однако во время еды вождь — тот, ради кого был устроен праздник — снова покинул их. Когда гости еще ели, когда те, кто удостоился чести быть приглашенными на пир, еще не закончили пировать, вождь покинул их[3]. Некоторое время они ждали,

Источник

Кто такой трикстер и почему мы зачитываемся мифами об аморальных хитрецах

Локи и Эрида. Одиссей и Синдбад. Братец Кролик и паучок Ананси. Иван Дурак и Ходжа Насреддин. Образ трикстера, шутника, плута и бунтаря, развлечения ради нарушающего социальные нормы, по всей видимости, настолько фундаментален для человечества, что мы можем найти его почти почти в любой мифологии. Трикстеры могут быть очень хитрыми и совсем глупыми; их поступки могут приводить к катастрофическим последствиям, но они могут и не выходить за рамки безобидной шутки или преследовать благую цель, высмеивая несправедливость. Ключевым для этого персонажа является пренебрежение социальными границами: запреты и ритуалы, которыми регламентирована жизнь человека, для него — не более чем фикция и повод хорошенько повеселиться.

Мы часто называем трикстерами героев популярных фильмов и комиксов, музыкальных звезд и профессиональных политиков, но, как правило, не задумываемся о происхождении этого термина. Для того чтобы понять, почему похожий образ встречался в самых разных культурах и дожил до сегодняшнего дня, следует обратиться к его истокам в мифологии.

Вождь, отступник и путешественник

В 1920-х годах американский антрополог Пол Радин занимался изучением фольклора виннебаго, небольшой этнической группы индейцев, говорящих на языке сиу. Радин записал цикл из полусотни мифов о ваджункаге (хитреце — он перевел это слово как trickster), который позже лег в основу книги «Трикстер. Исследование мифов североамериканских индейцев», принесшей ему научную известность.

Другие народы, говорящие на языке сиу, называли такого героя иными словами, но сходство между приключениями всех этих персонажей оказалось столь поразительным, что впору было говорить о мифологическом цикле, являющемся общим достоянием всех североамериканских индейцев.

трикстер исследование мифов североамериканских индейцев

В начале цикла мифов о ваджункаге Трикстер предстает как вождь индейского племени, который сознательно нарушает все принятые среди виннебаго ритуальные нормы. Вождь племени виннебаго ни при каких обстоятельствах не может вступить на тропу войны, но именно с того, что он изъявляет такое намерение и объявляет по этому случаю пир, и начинается цикл мифов. Мужчине, отправляющемуся на тропу войны, строго-настрого запрещается заниматься сексом, а с праздничного пира он должен уходить последним. Сбежавшего с пира Трикстера его соплеменники находят совокупляющимся с женщиной в своем жилище.

Этот сюжет повторяется несколько раз, до тех пор, пока все его соплеменники, устав от этой бесконечной комедии, окончательно не убеждаются в том, что их вождь — дурной человек. Оставшись в гордом одиночестве, Трикстер пускается в странствие, на протяжении которого переживает десятки приключений. Голод, похоть, любопытство и желание сыграть над ближним злую шутку — вот мотивация Трикстера на протяжении всего пути.

Читайте также:

Мы ничего не знаем о том, каковы фигура и облик Трикстера. Его тело и гендер могут меняться, и даже собственными внутренностями он умеет обматываться снаружи.

Его пенис огромен, и он носит его в специальном коробе, так что когда ему хочется совокупиться, он может просто отстегнуть свой член и отправить на поиски «добычи».

Вместе с тем он занимается сексом не только с женщинами, но и с мужчинами или животными, и даже беременеет от них.

В одном из самых абсурдных и трогательных мифов цикла Трикстер встречает маленького лиса и еще двух животных и предлагает им вместе отправиться на поиски хорошего места для жизни. Поселившись на красивой поляне, они долгое время питаются фруктами, но с наступлением холодов пища заканчивается, и их положение становится очень тяжелым.

Неунывающий Трикстер решает прикинуться женщиной и выйти замуж за сына вождя в деревне неподалеку, где тепло и много еды: для этого он мастерит искусственную вагину из лосиной печени и груди из женских почек. Когда обман случайным образом раскрывается, не только сын вождя, но и все живущие в деревне мужчины оказываются опозорены. Трикстер и его друзья спасаются бегством, но животные, по крайней мере, успели наесться.

Продолжая путь, всё тот же Трикстер вскоре встречает двух женщин-енотов и множество их детей. Он выманивает их из дома, говоря, что знает место, где небо красным-красно от слив, и обещает присмотреть за их детьми, пока они не соберут плоды. За это время Трикстер сварил и съел маленьких енотов, а голову одного из них шутки ради посадил на деревянную палку рядом с домом. Когда обезумевшие от горя женщины хотят отомстить Трикстеру, он заманивает их внутрь полого холма, затыкает лаз травой и поджигает ее, довольный тем, что уж теперь-то наестся сала.

Трикстеру неведомы представления о добре и зле, он поступает так, как ему хочется в данный момент.

При этом хотя он в состоянии обидеться на героя, которому удалось обвести его вокруг пальца, и при случае постарается ответить ему еще более жестокой шуткой, он никогда не проявляет таких качеств, как ненависть, злоба или ярость. Ваджункаге часто ведет себя очень глупо и попадает в простые ловушки, но при этом ему удается обмануть койота — одного из самых хитрых животных в культуре североамериканских индейцев, которое также часто играет в их мифах роль Трикстера. Смех с тенью ужаса на лице — вот реакция, с которой индейцы виннебаго слушали истории о Трикстере.

Одна из функций образа Трикстера по Радину — выражение протеста. Рассказывая такие истории, индейцы могли беззлобно посмеяться над поведением вождей и утомительными обычаями: например, необходимостью соблюдать ритуальный пост по достижении половой зрелости.

Приверженцы культа Пейотля относятся к Ваджункаге с меньшим сочувствием: для них его образ сближается с Херешгуина, великим злым духом, отрицающим всё сотворенное Отцом Земли, и приобретает черты дьявола-искусителя.

Впрочем, Радин обращает внимание на явные заимствования в мифологии Пейотля из христианства.

Для большинства индейцев Трикстер не зол, но и не добр: он просто чужд миру людей и совершенно для него бесполезен, поэтому над его поступками смеются. Своим непомерным аппетитом, похотью и жаждой странствий он напоминает об архаических первобытных временах, когда отсутствовало различие между земным и божественным, человеческим и животным. Неудивительно, что в финальных историях цикла Ваджункаге покидает мир, населенный людьми.

трикстер исследование мифов североамериканских индейцев

Титан

После публикации исследования Радина религиовед и филолог-классик Карл Кереньи нашел в древнегреческой мифологии множество параллелей с историями о Трикстере. Черты этого персонажа мы видим в Прометее, каждое благое начинание которого оборачивается для человечества еще большими страданиями, ведь Зевс сначала лишает людей дара огня, а потом в наказание посылает на землю первую женщину — Пандору.

Хитрость Прометея оборачивается глупостью: его брат Эпитемей, проболтался Пандоре о существовании ящика, который она открыла из любопытства, выпустив наружу все беды и горести человечества. Однако и хитрость, и глупость — это качества Трикстера, которые проявляются в Прометее и Эпитемее, как если бы они некогда были одним культурным героем, разделившимся надвое, заключает Кереньи.

Ухмылку Трикстера мы видим и в образе Гермеса с его любовью к нарушению всяческих границ, жестоким шуткам и воровству.

Еще в младенчестве он снял с черепахи панцирь и, натянув на него несколько струн из овечьих кишок, сделал себе лютню, а затем, проголодавшись, похитил пятьдесят коров из стада своего брата Аполлона.

Всё же главное отличие Гермеса от Ваджункаге заключается, по мнению Кереньи, в том, что образ последнего слишком аморфен, чтобы исполнять трансцендентную роль бога. Его странствия должны закончиться до того, как на земле будет установлен порядок, и в последнем эпизоде своих приключений Трикстер отправляется на небо, возвращаться откуда он будет только в историях рассказчика.

Ловкий аболиционист

Многие из нас в детстве зачитывались «Сказками дядюшки Римуса», главный герой которых, Братец Кролик, добивается своего благодаря хитрости и с легкостью обводит вокруг пальца Братца Лиса, собирающегося им пообедать. Автор «Сказок», американский писатель Джоэль Харрис, скомпилировал их на основе фольклора рабов южных штатов США, которые, в свою очередь, привезли свои легенды и мифы из Черной Африки. Африканист Елена Котляр находит «кровных родственников» Братца Кролика в мифологиях десятков африканских племен. Это животные-трикстеры: Паук, Богомол, Черепаха, Антилопа, Гиена и многие другие.

Что общего во всех этих историях? Трикстер проявляет себя как удачливый обманщик и хитрец, он почти всегда одержим голодом и с легкостью идет на преступления, чтобы его утолить.

Трикстер крадет, обманывает, его проделки часто неоправданно жестоки и приводят к смерти жертв.

Историям о Трикстере чуждо морализаторство, это черта более позднего фольклора.

Черепаха-трикстер, например, нанимается в няньки к Леопарду, но, мучимая голодом, начинает есть его детей. Когда Леопард хочет проверить, всё ли в порядке с его детенышами, Черепаха всё время показывает ему одного и того же ребенка, а сама в это время питается оставшимися. Гиена просит Паука вылечить ей зубы, но когда тот залезает хищнице в пасть, крепко хватает его за руку. Паук предлагает Газели залезть в кипящий котел, чтобы отведать вкусный горячий напиток.

«Трикстер олицетворяет стихию юмора, находчивости, неистощимой изобретательности, он одурачивает всех, с кем сталкивается. Именно юмористическая стихия, стихия народной буффонады, по-видимому, делает трикстерские циклы одним из наиболее популярных жанров в африканском фольклоре», — пишет Елена Котляр в тексте «Фольклор народов Тропической и Южной Африки ».

Другой характерный для афроамериканцев герой-трикстер — Означивающая обезьяна, персонаж многочисленных песен и фольклорных историй, в которых, как правило, это животное фигурирует вместе со Слоном и Львом. Обезьяне удается вывести из себя своего главного врага, Льва, просто повторяя слова Слона, но в переносном значении, затем разъяренные животные вступают в схватку, а она смеется над своими проделками.

В книге «Означивающая обезьяна: Теория афроамериканской литературной критики», ставшей одним из самых известных исследований фольклора бывших рабов, филолог Генри Луис Гейтс-младший предполагает, что Означивающая обезьяна символизирует специфическое отношение афроамериканцев к языку.

Рабовладельцы вывозили африканцев из разных стран Черного континента, так что они не владели общим языком и не могли переговариваться так, чтобы этого не понимали их угнетатели.

И рабовладельцы, и рабы разговаривали по-английски, но последние, чтобы оставаться понятными только своими, широко использовали эзопов язык, подсказки, эвфемизмы и переносные значения слов.

Избавившись от своей изначальной абсурдной жестокости, истории о Трикстере стали примером того, как слабый, но хитрый персонаж может одолеть своего врага, то есть олицетворением смекалки и остроумия порабощенных африканцев.

Богатырь и волшебник

Дмитрий Гаврилов в обстоятельном исследовании «Трикстер. Лицедей в евроазиатском фольклоре » находит черты архетипа Трикстера даже в таких на первый взгляд далеких от него фигурах, как Илья Муромец и Мерлин.

Илья Муромец ассоциируется у большинства россиян с могучим насупленным бородачом с картины Васнецова, стоящим на страже порядка в родной стороне.

Как объясняет Гаврилов, фольклорный Илья Муромец чаще добивался успеха хитростью, чем силой, а нарушать общественные нормы любил куда больше, чем следить за их соблюдением.

Поведение былинного Ильи Муромца совершенно антисоциально: он отличается гиперсексуальностью, любит переодевания и кочевой образ жизни, безжалостно крушит церкви и сшибает с них золотые маковки и даже торгует нательным крестом. Поневоле начинаешь задумываться, что под обликом православного богатыря каким-то образом удалось спрятаться гораздо более древней и беспокойной хтонической силе.

«Илья всё равно, Идолище, или сам князь Владимир перед ним, богатыри ли — мазаны они одним миром перед таким переменчивым далеко не „чистоплюйным“ персонажем, как Муромец», — пишет Гаврилов. Апогеем трикстерского поведения Ильи Муромца становится его противостояние с князем Владимиром. В одной из былин он поит кабацкую голь дорогим вином, похищенным из его погребов, в отместку за то, что князь не позвал богатыря на пир, в другой — и вовсе крушит его имущество и церковные сооружения, а шубу Владимира волочит по земле, что для славян было традиционным способом унизить врага. Миссия трикстера, которую выполняет в данном случае Илья — разрушить социальный порядок, указав на его фундаментальную несправедливость.

трикстер исследование мифов североамериканских индейцев

Поведение Мерлина зачастую столь же далеко от рыцарственной морали, как поступки Ильи Муромца — от христианского благочестия. Вопреки рыцарской традиции сражаться с противником лицом к лицу и при свете дня, он советует людям короля Артура напасть на врагов, когда они спят в шатрах. Усыпив чарами короля Пелинора, сражавшегося с Артуром, он дарует победу неправому, да к тому же еще и похищает его коня. Он создает колдовскую кровать, которая делает безумным любого, кто на нее ляжет, и погибельное сидение: одно из кресел Круглого стола, на котором не сможет усидеть недостойный.

В конце концов, именно с поступка Мерлина, который трудно назвать моральным что по средневековым, что по нынешним временам и начинается записанная Томасом Мэлори «Смерть Артура». Когда король Утер Пендрагон, занемог от желания овладеть женой одного из своих вассалов, герцогиней Игрейной, Мерлин чарами придал ему облик ее мужа. От этого соития и родился будущий король Артур.

«На первый взгляд, его двойственная или даже многомерная натура и его мошеннические и клоунские черты придают ему качества Мефистофеля, однако его знание прошлого и предвидение будущего свидетельствуют о более высокой степени сознания по сравнению с Артуром и его рыцарями, которые, действительно, совершенно бездумны и бессознательны. Именно благодаря этой более высокой степени осознания Мерлин, как и Грааль, выступает в образе спроецированного сознания, позволяющего выставлять напоказ человеческие ошибки и преступления», — пишет Мэрион Вудман в статье «Волшебники, Трикстеры и клоуны: проявление маскулинности в зависимостях и пристрастиях».

Почему мифы о Трикстере настолько распространены и популярны? В юнгианской психологии Трикстер представляет собой одну из чрезвычайно древних архетипических структур психики. «Трикстер — это примитивное космическое существо божественно-животной природы, с одной стороны, превосходящее человека благодаря своим сверхчеловеческим качествам, а, с другой — уступающее ему из-за своего неразумия и бессознательности», — пишет Юнг.

Пол Радин видел в Ваджункаге воспоминания об первобытных временах человеческого существования, когда человек только осознавал свои тело и сексуальность и не был скован рамками этики и культуры. Его желания импульсивны и хаотичны, он стремится к немедленному удовлетворению своих потребностей, не задумываясь о том, чем они могут грозить окружающим. В то же время он парадоксальным образом не является и отрицательным героем, поскольку, как говорят индейцы сиу, Трикстер никогда не вступал на тропу войны.

Кереньи считал, что Трикстер — это воплощенный дух беспорядка.

«Его функцией в архаическом обществе, вернее, функцией мифологических сюжетов, о нем повествующих, является внесение беспорядка в порядок, и таким образом, создание целого, включение в рамки дозволенного опыта недозволенного», — писал он.

Образ хаотического бунтаря с абсолютно непредсказуемым поведением до сих пор популярен в массовой культуре: достаточно вспомнить хоть фильмы о Джокере, хоть рассчитанные на детей приключения Багза Банни. Постольку-поскольку давление норм, рамок и правил на современного человека не ослабевает, нам, так же как и индейцам сиу, требуется представлять себе героя, функция которого заключается в том, чтобы их нарушить и проверить все возможные границы на прочность.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *