троица украшение иконы фото
Троица украшение иконы фото
Школа рукоделия запись закреплена
Школа храмовой флористики «ХрамФлора»
Основы Храмовой флористики
Сейчас Храмовая флористика очень развивается, появляются различные школы, курсы, но, к сожалению, не у всех есть возможность обучаться.
В данное статье, хотелось бы поделиться своими знаниями и рассказать об основных нюансах Храмовой флористики.
1. Благословение настоятеля храма, который украшаете или принимаете участие на оформление цветами.
То есть любое оформление, как и любое дело начинается с молитвы и благословения.
2. Для украшения церкви используются только живые цветы, иногда — засушенные, но не искусственные. Для подпитки растений служат специальные губки — «оазисы».
Это в католических храмах принято пышное флористическое оформление,
В протестантских церквях Англии или Германии нередко проводятся выставки цветов, праздники урожая, что определяет и приемы цветочного убранства. У нас цветы в храме это дополнение к празднику.
6. В церковь стараются не вносить ничего, что напоминает об орудиях пыток Христа, поэтому в оформлении храма избегают колючих растений. Украшая храм, лучше выбирать достаточно простые формы — не стоит, например, делать сложные работы на каркасах или композиции, далеко уходящие от классических пропорций. Даже самые лучшие образцы западноевропейского цветочного дизайна в русской церкви не уместны, поскольку не соответствуют ее духу и архитектурному стилю.
В оформлении храмов обычно используются классические круглые или вертикальные формы.
7. Очень ВАЖНОЕ значение имеют при оформлении Православных праздников Цветовые нюансы:
При оформлении православного храма к Праздникам цветами особое внимание уделяем их цветовой гамме, так как облачение престола и богослужебные облачения духовенства бывают разного цвета в зависимости от празднований, которые совершаются во время богослужения, – белого, красного, желтого, зеленого, синего, фиолетового, черного.
Все эти цвета символизируют духовное значение праздников в честь святых и священных событий.
8. Каждый праздник имеет свои особенности декора.
На Рождество русский храм убирается обычно ветками или даже целыми деревцами ели.
На Крестопоклонной неделе украшается цветами Крест Господень. А после нее в храме, среди других, ставят красные и лиловые цветы ( в том числе гортензию в горшках или корзинках), что готовит верующих к приближению Страстной седмицы.
В Страстную пятницу тщательно украшают плащаницу. Композиции около нее делают в корзинах, вазах, на подсвечниках. Плащаница сначала стоит в храме, чтобы верующие могли подойти и поклониться, а затем ее обносят вокруг храма. Если ее обвивают гирляндой, то работа должна быть выполнена очень чисто и надежно. Выбирают стойкие белые цветы, например, головки гвоздик, мелких хризантем с небольшим количеством зелени.
На Пасху церковь убирают особенно красочно. Здесь уместно радостное, но гармоничное многоцветие. Сейчас во многих храмах из горящих лампочек выкладывают слова «Христос Воскресе!», но это же делается и с помощью цветов.
9. Основные объекты при оформлении храма цветами:
В православных храмах цветами в первую очередь украшают аналойную икону, а также особо почитаемые храмовые иконы, выносной крест, плащаницу, подсвечники, паникадило и хорос (церковные светильники), иногда — орлец (круглый коврик для архиерея).
На сегодняшний день школы и курсы храмовой флористики действуют во многих городах России. В Москве такие курсы существуют при храме в честь св. ап. Иакова Зеведеева в Казенной слободе, храме в честь Илии пророка в Обыденном переулке, храме в честь святых благоверных князей Петра и Февронии в Марьино и нескольких других.
Однако ведущим учебным заведением в этой области считается Школа церковной флористики при храме в честь свт. Николая в Измайлово (подворье Данилова монастыря). Она действует с января 2010 года.
В завершение статьи хочу предложить Вашему вниманию пошаговый мастер-класс от выпускниц курсов Храмовой флористики при Храме Святых блг. кн. Петра и Февронии Муромских в Марьино и пригласит Вас в нашу группу ВКОНТАКТЕ. Здесь Вы найдете массу полезной информации по храмовой флористике: примеры оформления икон к разным праздникам, статьи, фото, видео, вопросы на Ваши ответы) Здесь Вы так же можете поделится своими фото.
Ссылка на группу https://vk.com/public100628146
Всех кто желает получить знания как практические, так и теоретические, приглашаем к нам на Курсы Храмовой флористике при храме свт.бл.кн. Петра и Февронии Муромских в Марьино.
Пошаговый мастер-класс от выпускниц курсов Храмовой флористики при Храме Святых блг. кн. Петра и Февронии Муромских в Марьино
1. Берем фанеру. Размер фанеры на 7-10 см больше иконы с каждой украшаемой стороны. По периметру фанеры делаем отверстия для крепления флористической губки.
2. Оборачиваем фанеру тканью (фетр для цветов)
3. Через отверстия продеваем проволоку
4. Замачиваем оазис, плотно оборачиваем его пленкой и крепим проволокой к фанере
5. Устанавливаем зелень таким образом, чтобы скрыть техническую конструкцию. Затем устанавливаем крупные цветы.
6. Далее более мелкие цветы
7. Завершаем композицию, устанавливая самые мелкие цветы.
Как правильно замочить оазис.
Для этого в достаточно большую посуду наливаем воду (прохладную или комнатной температуры). Отрезаем кусок «оазиса» необходимого размера. Сухой оазис осторожно кладём на поверхность воды и дожидаемся его полного погружения в воду.
Ни в коем случае не нажимайте на оазис. Он должен сам самостоятельно погрузиться в воду. Затем оборачиваем оазис полиэтиленовой плёнкой
икона размером 70 на 70
— цветы: роза 3 пачки (всего 30 шт)
— хризантемы 4 пачки желтая и белая( мелкая) всего 20 шт
-зелень (салал 2 пачки)
-пиафлор 2.5 кирпича. Нарезали на четверти.
Особенности и символика цвета в иконе «Троица» Андрея Рублёва
Продолжая тему цвета в иконописи, мне хотелось бы рассказать о цвете на примере иконы святой Троицы. Она была недавно написана мною со знаменитой «Троицы» А. Рублёва. Я думаю каждый с ней знаком.
Цвет этой иконы, конечно же, символичен в общей цветовой гамме — он созвучен краскам природы, весны, только наступающего лета ещё со свежими красками зелени и чистотою голубого неба присущими празднику Троицы. «Эту ничему в мире не равную лазурь — более небесную, чем само небо, мы считаем творческим содержанием «Троицы», — писал известный ученый священник Павел Флоренский. Приступить к ней было непросто, ведь это одна из самых прекрасных икон, созданых человеком, по мнению некоторых искусствоведов и богословов. Во-первых, икона была позолочена сусальным золотом — из прошлой публикации мы знаем, что золотой фон, нимбы и другие золотые детали означают свет фаворский, нетварный, неземной. Цвет Божественного присутсвия.
Краски хотелось взять для нее особенные и как-то подчеркнуть ее красоту и невесомость. Краски в иконописи — своего рода ритуал — готовятся вручную из натуральных минералов перетертых до степени порошка. Когда-то и сам святой Андрей Рублёв собирал цветные охры, драгоценные камушки, чтобы придать своим образам на иконе неповторимый цвет, в то же время взятый из самой природы, которую также создал Господь. Сейчас, конечно, минералы редко кем собираются, а чаще приобретаются в магазине уже в растолчёном виде, но это был не тот случай. Для такого случая у меня и были припрятаны пигменты, доставшиеся мне от моего прадедушки иконописца. Их названия уже затерялись, но натуральное происхождение выдавал особенный цвет — таким необычным цветом я и хотела подчеркнуть её символическую красоту.
Цветов красок в этой иконе используется немного, сама по себе она проста, но в то же время цвета чистые и невесомые. Обывателю может показаться, что палитра иконы богата, но опытные мастера знают, что этот эффект происходит от того, что краски в иконописи практически не смешиваются, а наносятся чистым цветом, но прозрачно — лессировками. Краски наложены слоями: на одну накладывается другая, поверх нее следующая. Потом еще и еще. Этим приемом мастер достигал того, что из-под одного живописного слоя просвечивает другой, и икона обретает объем, становилась словно живой.
Какие же цвета присутсвуют в «Троице» и в чём их символизм по отношению именно к этой иконе? В «Троице» краски звучат во всю мощь. В первую очередь в глаза нам кидается яркий голубой цвет — в иконе Рублёва это была драгоценнейшая ляпис-лазорь, которая высоко ценилась и очень дорго стоила. В иконе этот цвет присутствует у всех 3-х ангелов как символ неземной сущности Бога. В предыдущей публикации я рассказывала, что ей писались дорогие одежды. Голубой же цвет как символ чистоты использовался в написании одежд Богородицы. Сочетание «лазоревого» и зеленого в одеждах Бога Сына символизирует его двойственную природу: божественную и человеческую.Это же сочетание красок мы видим на одеждах крайнего Ангела. Для того, чтобы передать эту Божественную сущность в цвете я и использовала перешедший мне по наследству красочный «лазоревый», как его называли в старину, пигмент, так как для нашего времени он редок, и в иконе я этим хотела показать необыкновенную природу Ангелов Троицы символизирующих Единого в трёх лицах Бога.
Но Рублев не желал остановиться на утверждении одного цвета; он стремился к цветовому созвучию. Вот почему рядом с сияющим голубым он положил насыщенное темно-вишневое пятно. Этим глубоким и тяжелым тоном обозначен тяжело свисающий рукав среднего ангела, и это соответствие характера цвета характеру означаемого им предмета придает колориту иконы осмысленно-предметный характер. Бордовый, багряный, как мы уже говорили раньше, символизирует богатый, царский цвет и в тоже время цвет крови, мученичества.
Цветовому контрасту в одежде среднего ангела противостоит более смягченная характеристика его спутников. Здесь можно видеть рядом с малиновым рукавом нежно-розовый плащ, рядом с голубым плащем — зелено-голубое сочетание одежд, но и в эти мягкие сочетания врываются яркие отсветы голубого. Его присутствие в пробелах, разделке одежды также напоминает нам, что перед нами не простые путники, остановившиеся в жаркий день в тени маврийского дуба, а сам Бог показался нам в своём триединстве. От теплых оттенков одежд боковых ангелов остается только один шаг к золотистым, как спелая рожь ангельским крыльям и ликам, от них — к блестящему золотому фону. Рыжие крылья разделаны золотым ассистом, который также показывает неземное происхождение троицы ангелов.
О символизме предметов на иконе «Троицы» можно было бы говорить дополнительно и написать ещё целую статью, но так как мы сегодня говорим о цвете, я опущу эту тему, оставлю лишь фотографии для того, чтобы вы могли еще раз взглянуть на эту прекрасную икону моими глазами — так, как увидела её сегодня я.
Если вам интересны мои публикации, добавляйтесь в мой круг! Также рада буду вашим вопросам про иконопись, и постараюсь на них отвечать кратко или отдельной темой. С самыми добрыми пожеланиями к вам, ваш мастер Мария Финогенова.
Описание и значение иконы Святой Троицы, в чем помогает и куда вешать образ
Для православных верующих число «три» имеет особое значение: христиане крестятся, повторяют молитвенные тексты, совершают определенные обряды по 3 раза. Это связано с библейскими канонами, прописанными основоположниками религиозного учения. Единство Бога, который обладает тремя лицами, равными по своей силе, символически изображено на самых известных иконах, изображающих Святую Троицу.
История происхождения
Основой для создания иконописного изображения Троицы послужило описание из Книги бытия, известное как «Гостеприимство Авраама». Оно повествует о встрече Авраама с тремя ангелами, троицей, которые сообщили ему о скором рождении сына.
Эта мысль стала краеугольным камнем в основании христианского догматизма. Пресвятая Троица является символом триединства Бога. Существует несколько икон, изображающих Святую Троицу. Каждая из них обладает отличительными чертами.
Значение в православии
Сначала на изображениях присутствовали все участники встречи: троица путников, Авраам, жена Сара. Позднее произошли заметные изменения, иконописцы сделали акцент на троице, потому что именно они стали олицетворением высших небесных сил. Книга Бытия рассказывает о встрече Авраама, описывая подробности. После возвещения о рождении сына, который даст продолжение всему иудейскому народу, два странника отправились в Содом и Гоморру, а один из путников остался с Авраамом.
В Новом Завете имя Авраама часто упоминается при описании земной родословной Иисуса Христа. Его называют «сыном от семени Аврамова», что подразумевает осведомленность Авраама о сошествии Божественного сына на землю. Существует несколько вариантов изображения Пресвятой Троицы, которые обладают особым смыслом:
Иконография
Каждая из икон, посвященных явлению Святой Троицы, обладает особенными характерными чертами. Единственное, что объединяет все изображения – это прообраз, то есть ставшая основой встреча Авраама и Троицы.
Зырянская
Это изображение создано святителем Стефаном. Подпись сделана на языке народов коми, икона имеет отличительные особенности:
Ветхозаветная
Основой послужили изображения на стенах римских катакомб. На них рисовали равноправных спутников Авраама в одинаковых одеждах, а также самого гостеприимного хозяина, который был расположен чуть ниже гостей и представал в виде преклоняющего голову мирянина.
Рублева
Самая известная икона Андрея Рублева, которую считают исказившей канон и положившей начало новому пониманию. Одна из особенностей изображения – использование солнечных и светлых красок. Этот список стал одним из выдающихся достижений русской иконописи.
Смысловым и символическим центром иконы стало изображение чаши на трапезном столе, напоминающей об евхаристии. Это акцент на жертве Иисуса, о принятии грехов на себя и предстоящих мучениях на Голгофе.
Симона Ушакова
Основой для изображения стала «Святая Троица» Андрея Рублева с некоторыми изменениями. Ангельская троица прорисована так, чтобы передать бренность бытия и материальность земного мира. Трапезный стол заполнен тарелками с блюдами, кувшинами.
Упоминание о бытийном характере встречи сделало эту икону светским изображением, принизив христианское значение. «Троица» Симеона Ушакова хранится в Третьяковской галерее.
В бытии
Сцены бытия составлены из изображения гостеприимства Авраама, сотворения Адама и Евы, постройки Ноева ковчега, а также других жизнеописаний. На полотне прорисованы ветви дуба, Авраам, Сара, трапезный стол, собранный хозяином для вестников.
Ветхозаветная с хождением
Хождение схематично подчеркнуто фигурами на заднем плане. Кроме того, нижняя часть посвящена Исааку. Отрок восседает рядом с бараном, который был принесен в жертву позднее, после просьбы Бога к Аврааму.
14 век
Икона Святой Троицы нарисована неизвестным автором. На ней изображен триединый Бог в обличии окрыленных ангелов. Сара и Авраам прислуживают за столом, склоняя головы перед гостями.
В окладе
Это икона Святой Троицы, написанная Андреем Рублевым, которая покрыта золотом или окладом. Прием сокрытия деталей датирован периодом правления Ивана Грозного, а при Борисе Годунове к золотому полотну было добавлено украшение сапфирами. Осадок был полностью снят в первой половине XX века реставраторами. Под слоем золота обнаружили Рублевскую легендарную икону «Святая Троица».
Тициан
Тициановское изображение Святой Троицы относят к группе светских икон. Отец и Сын со Святым духом восседают на небесах с символами власти в руках, возле их ног расположились ангелы, которые ожидают указаний.
Ренессанс
Святую Троицу также изображают, как приватный разговор между Богом Отцом и Сыном. При этом Бог указывает на присутствие нетленного Святого духа в отдалении. Святую Троицу окружают херувимы, небеса нарисованы светлыми, ясными.
Новозаветная
Новозаветная Троица трактуется одним из двух вариантов:
Информация! После синода, который прошел во второй половине XVI века, изображения Бога были запрещены, поэтому новозаветные иконы Святой Троицы не получили распространения.
Неканоничные образы
Существует множество списков и светских иконописных рисунков, которые раскрывают символизм Святой Троицы вне канонического понимания. Имена многих художников-живописцев стали известны благодаря полотнам на религиозную тему.
Коронование Богоматери
Вопрос причисления девы Марии к лику святых волновал многих христиан. Считают, что она была коронована и после смерти вознеслась к раю. Наиболее известны полотна, на которых:
Поклонение Святой Троице
Первой половиной XVI века датируют создание обширной панорамы, посвященной Святой Троице. Она представляет распятого Христа, Отца, распростершего над Сыном руки, и Святого духа, как парящего голубя. Ниже прорисованы спасенные жертвой Иисуса люди, оставшиеся на земле после судного дня.
Фреска Мазаччо
Шедевр живописного искусства эпохи Возрождения, посвященный Святой Троице, представляет собой фреску, показывающую сцену распятия. Над головой Христа находится Отец, а в ногах покоится гроб с мощами Адама. По сторонам от креста творит молитву мать Иисуса и святой Иоанн.
Иеронима Косидо
Средневековая традиция изображать триединство представляет собой рисунок одного лица с тремя парами глаз, тремя нижними частями лица. Этот стиль изжил себя через несколько десятилетий после появления. Основоположником этого приема с изображением Святой Троицы был Иероним Косидо.
Тайны Троицы Андрея Рублева
Рублевская икона «Живоначальной Троицы» содержит более 10 библейских символов, которые иносказательно зашифрованы рукой мастера:
Справка! Андрей Рублев после смерти был причислен к лику святых.
Как правильно разместить в доме
При создании домашнего иконостаса рекомендуют соблюдать строгую иерархию. Иконописное изображение Святой Троицы можно вешать на стены с восточной стороны. Троица призвана оберегать покой семьи, защищать дом от бед и врагов.
О чем можно просить
Молитвы перед иконой Святой Троицы совершают с просьбой помочь укрепить веру, найти утерянный смысл.
Икона Святой Троицы помогает решить многие проблемы, избежать губительной участи, найти правильное решение.
Как правильно молиться перед образом
Домашнее обращение к Святой Троице связывают с соблюдением основных правил:
Тексты молитв
Традиционные молитвы, обращенные к Святой Троице, взывают к одному из ликов или упоминают всех одновременно. Востребованной является молитва, обращенная через Святую Троицу к Богоматери.
«О премилосердый Боже, Отче, Сыне и Святый Душе, в нераздельной Троице поклоняемый и славимый, призри благоутробно на раба Твоего (имя), болезнею одержимаго; отпусти ему вся согрешения его; подай ему исцеление от болезни; возврати ему здравие, силы телесныя; подай ему долгоденственное, благоденственное житие, мирные Твои примерные блага, чтобы он вместе с нами приносил благодарные мольбы Тебе, Всещедрому Богу, Создателю моему.
Пресвятая Богородица, всесильным заступлением Твоим помоги мне умолить сына Твоего, Бога моего, об исцелении раба Божия (имя). Все святые, ангелы Господни, молите Бога о больном рабе Его (имя). Аминь. Пресвятая Троице, помилуй нас; Господи, очисти грехи наша; Владыко, прости беззакония наша; Святый, посети и исцели немощи наша, имене Твоего ради. Господи, помилуй (Трижды). Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу, ныне, присно, во веки веков. Аминь».
«Пречисте, нескверне, безначальне, невидиме непостижиме, неизследиме, непременне, непобедиме, неизчетне, незлобиве Господи, един имеяй безсмертие, во свете живый неприступном: сотворивый небо, землю, море, вся созданная на них, прежде еже просити, всем прошения подаваяй, Тебе молимся, Тебе просим, Владыко Человеколюбче, Отца Господа, Бога, Спаса нашего Иисуса Христа, нас ради человеков, нашего ради спасения сшедшаго с небес, воплотившагося от Духа Святаго, Марии Приснодевы, Преславныя Богородицы: Иже первее убо словесы уча, последи же и делы показуя, егда спасительную страсть претерпе, подаде нам подписание смиренным, грешным, недостойным рабом Твоим, мольбы приносити Тебе, в выи колен преклонениих, о своих гресех, о людских неведениих.
Сам Многомилостиве Человеколюбче, услыши ны, воньже аще день призовем Тя, изряднее же в день сей пятдесятный, воньже по Вознесении Господа нашего Иисуса Христа на небеса, седении одесную Тебе Бога и Отца, низпосла Святаго Духа на святыя Своя ученики, апостолы, Иже седе на едином коегождо их, исполнишася вси неистощимыя благодати Его, глаголаша языки иными величия Твоя, и прорекоша. Ныне убо молящихся Тебе услыши нас, и помяни нас смиренных и осужденных, и возврати пленение душ наших, Твое милование имея о нас молящееся. Приими нас припадающих Тебе, и вопиющих: согрешихом, к Тебе привержени есмы от утробы, от чрева матере нашея, Ты еси Бог наш. Но яко исчезоша в суете дние наши, обнажихомся Твоея помощи, лишихомся всякаго ответа, но дерзающе на щедроты Твоя, зовем: грехи юности нашея неведения не помяни, от тайных наших очисти нас, не отрини нас во время старости, внегда оскудети крепости нашей: не остави нас, прежде даже нам в землю не возвратитися, сподоби к Тебе возвратитися, и вонми нам благоприятием и благодатию.
Возмери беззакония наша щедротами Твоими, сопротив постави бездну щедрот Твоих множеству согрешений наших. Призри с высоты святыя Твоея Господи, на предстоящия люди Твоя, и чающия еже от Тебе богатыя милости. Посети нас благостию Твоею, избави нас от насильства диаволя: утверди живот наш святыми Твоими и священными законы. Ангела, верна хранителя пристави людем Твоим, всех собери в Твое Царствие. Даждь прощение уповающим на Тя: остави им нам грехи. Очисти нас действом Святаго Твоего Духа: разруши яже на нас козни вражия».
«Пресвятая Троице, единосущная Державо, всех благих Вина, что воздадим Тебе за вся, яже воздала еси нам грешным и недостойным прежде, неже на свет произыдохом, за вся, яже воздаеши коемуждо нас по вся дни, яже уготовала еси всем нам в веце грядущем! Подобаше убо, за толикия благодеяния, щедроты, благодарити Тя не словесы точию, но паче делы, храняще и исполняюще заповеди Твоя: мы же, страстем нашим и злым обычаем внемше, в безчисленныя от юности низвергохомся грехи и беззакония. Сего ради, яко нечистым и оскверненным, не точию пред Трисвятое лице Твое безстудно явитися, но ниже имени Твоего Пресвятаго изрещи довлеяше нам, аще бы не Ты Сама благоизволила, во отраду нашу, возвестити, яко чистыя и праведныя любящи, и грешники кающияся милуеши и благоутробне приемлеши. Призри убо, о Пребожественная Троице, с высоты Святыя Славы Твоея на нас, многогрешных, и благое произволение наше, вместо благих дел, прииими; и подаждь нам духа истиннаго покаяния, да возненавидевше всякий грех, в чистоте и правде, до конца дней наших поживем, творяще пресвятую волю Твою, славяще чистыми помыслы, благими деяньми сладчайшее, великолепое имя Твое. Аминь».