троица в католицизме и православии различия
Католический Символ веры: текст, особенности, сходства и отличия с православным
Конфликт между Западной и Восточной христианскими церквями берет свое начало в IX столетии. В то время во главе восточных христиан стоял Фотий, а на папском престоле пребывал Николай I. Официальными причинами для конфликта являлись вопросы о законности избрания Фотия патриархом. Однако многие историки полагают, что истинной подоплекой стали политические интересы папства на Балканских землях.
Окончательный раскол христианских церквей произошел в 1054 году. Периодически обе стороны предпринимали попытки к преодолению его последствий, но безуспешно. Хотя взаимные анафемы и потеряли свою актуальность в 1965 году, поскольку были сняты как Вселенским Патриархом Афинагором, так и Папой римским Павлом VI, воссоединения христиан так и не случилось.
Каждая из церквей считает себя «единой святой, кафолической и апостольской». Разумеется, каждая из них несет людям собственный Символ веры. В это понятие входит не только внешний вид распятия или же манера оформления церковных залов, его суть гораздо глубже.
Чем является Символ веры?
Символ веры, католический и православный, это совокупность главных религиозных догматов, образующая стержневую систему учения в целом. Иными словами, в христианстве под данным термином понимается краткое изложение обязательных и неизменных истин, не подлежащих оспариванию или сомнениям.
Символ веры – понятие во многом схожее с Соборными изложениями, однако, оно обособлено от этих церковных документов. Соборные вероизложения подразумевают под собой результат труда присутствующих на них первосвященников. Первичные же догматы вероисповедания лежат в основе работы всех, когда-либо имевших место быть, Соборов.
Также Символом веры является и текст особой молитвы, появившейся в IV столетии и ставшей результатом работы двух Вселенских Соборов. В этом молении выражены все непреложные для христиан истины, именно поэтому оно так и называется. Иными словами, данная молитва перечисляет имеющиеся в религии Символы веры.
Как появилось это понятие?
Символ веры – термин западный. Впервые он упоминается в текстах испанского епископа и богослова Амвросия Медиоланского, который крестил Августина Аврелия. Епископ использовал данное выражение в своем послании, обращенном к занимавшему в то время папский престол Сирицию I.
В восточной христианской традиции принято другое понятие – учения или же исповедания веры. Однако многие богословы, в том числе и относящиеся к ортодоксальной церкви, полагают, что оба термина должны быть в употреблении, поскольку не противоречат один другому. Понятия не являются и полностью аналогичными.
С течением времени, при выделении некоторых церковных учений, к примеру, англиканского, понятие Символа веры расширялось. Сегодня существует несколько догматов вероучений, однако в основе каждого из них лежат Символы, озвученные учениками Христа, апостолами. Однако, сформулирован Апостольский Символ веры был лишь во втором столетии. Он выступил противовесом распространяющимся идеям докетизма и составлен был на основе катехизиса, используемого при свершении таинства крещения в то время.
Символ веры в католицизме
Для человека, не относящего себя ни к одной из христианских конфессий, очевидны внешние различия между католицизмом и православием. Однако, не только в них заключается разница между ортодоксальной и западной традициями. К примеру, католический Символ веры текст молитвы, его выражающей, имеет совершенно другой.
Католическая молитва, выражающая основные истины христианства, называется Credo. В переводе с латыни это означает «верю». Молитва эта является ординарной частью мессы, и услышать католический Символ веры на русском языке можно посетив воскресное служение в любом из храмов, где практикуются чтения не только на латыни. К примеру, в Москве можно сходить на мессу в собор Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии на Малой Грузинской улице. Русский вариант текста этой молитвы также представлен на иллюстрации.
В основе Credo лежит Никео-Константинопольский Символ вероучения. Наряду с ним в католичестве признается Афанасьевский Символ веры. Он был составлен Афанасием Великим в четвертом столетии и насчитывает сорок параграфов. Читается этот католический Символ веры на праздновании Троицы.
В чем основное отличие между православным и католическим учениями?
Отличий между католицизмом и ортодоксальной религиозной традицией очень много. Помимо тех, которые очевидны внешне, имеются и более глубокие, касающиеся непосредственно религиозного мировоззрения.
К примеру, католический Символ веры, как совокупность непреложных истин, включает понятие о чистилище. Последователи латинского обряда верят не только в Рай и Ад, но и в наличие на Небесах особого места, в котором оказываются души людей, не достаточно праведно проведших жизнь, но и не имеющие страшных прегрешений. То есть, в этом месте оказываются души, нуждающиеся в очищении, перед тем как они будут допущены в Царствие Небесное.
Те, кто придерживается ортодоксальных христианских традиций, совершенно иначе представляют себе путь души после окончания земной жизни. В православии имеется понятие Ада и Рая, а также мытарств, через которые проходит дух человека до воссоединения со Всевышним или же погружения в вечные муки.
В чем разница между молитвами?
Символ веры православный и католический отличия имеет и в восприятии Троицы. Выражение разницы присутствует в соответствующем молитвенном тексте и даже имеет собственное наименование – Filioque. По-русски этот термин звучит так – «Филиокве».
Что это такое? Это специфическое дополнение к догматическому тексту Никео-Константинопольского Символа веры. Принято оно было в одиннадцатом столетии и стало одним из главных поводов для раскола Церкви на Западную и Восточную.
Суть этого дополнения заключается в формулировке исхождения Святого Духа. В Западной традиции она звучит так – «от Отца и Сына». Ортодоксальное вероучение же полагает, что Святой Дух исходит от Отца.
Что еще отличает католицизм от православия?
Не только в воззрении на загробную жизнь и словах молитвы имеет отличия, как совокупность догматов, Символ веры. Молитва католическая, без сомнения, определяет основную духовную разницу, а именно отличное восприятие Троицы. Однако, имеется и еще одно, весьма важное расхождение в вероучениях, относящееся к земной организации Церкви.
Хотя католический Символ веры, как молитвенный текст, и не упоминает о положении Папы, в перечень непреложных истин оно все же входит. В Западной религиозной традиции принято считать Папу априори непогрешимым. Соответственно, каждое изречение понтифика является для верующих непреложной истиной, не подлежащей оспариванию или же обсуждению.
В ортодоксальной же традиции Патриарх не имеет абсолютной власти. В том случае, если высказывания, действия и решения его идут вразрез с православными представлениями, Архиерейский Собор вправе лишить человека духовного сана. Историческим примером этого может стать судьба патриарха Никона, лишившегося своего звания в XVII столетии.
Еще одним заметным отличием между Церквями является положение служителей. В православии далеко не каждый духовный сан подразумевает отказ человека от интимной жизни. Католические церковнослужители же связаны обетом безбрачия.
Распространенные заблуждения в вопросе о внешних различиях
Как правило, для людей, не особо вникающих в богословские тонкости вероучений, различия между католическими и ортодоксальными конфессиями сводятся к внешне очевидным нюансам. Действительно, расхождение в проведении богослужений, внешнем виде священников и обустройстве храмов имеются, но далеко не все из них на самом деле могут считаться отличиями.
К примеру, наличие в церкви органа и использование его при богослужении большинство людей ассоциируют с католицизмом. Между тем, в Греции, земли которой являются колыбелью ортодоксальных конфессий, орган используется повсеместно.
Очень часто на вопрос о том, в чем различие между православной и католической церковными службами, люди отвечают фразами о том, что в западных храмах сидят, а в восточных стоят. На самом же деле данное утверждение верно лишь отчасти. В каждой православной церкви, у стен вблизи выхода из молитвенного зала имеются скамьи. Каждый прихожанин, испытывающий нужду в том, чтобы присесть, вправе ими воспользоваться. А в церквях Болгарии и вовсе принято сидеть на служениях, точно так же, как и в католических храмах.
Имеются ли различия между Распятиями и крестными знамениями?
Хотя, как ортодоксальный, так и католический Символ веры — это перечень непреложных истин, основных догматов учения и молитва, их упоминающая, у большинства людей с данным понятием ассоциируется Распятие.
Действительно, что еще может являться символом христианской веры для человека, как не его нательный крестик? К тому же, именно Распятие является главным компонентом церковного молитвенного зала в обоих конфессиях.
Казалось бы, какие отличия могут быть в Распятии? Крест и Иисус присутствуют и в католичестве, и в православии. Однако различия между тем, как исполняется изображения Распятия, имеются, и их не так уж и мало. Также очевидным для всех людей различием является и то, как осеняют себя крестным знамением верующие.
Различия между Распятиями
Крест, как символ веры в католической церкви, имеет четырехугольную форму. Ортодоксальные кресты могут иметь и шесть, и восемь углов.
Что же касается изображения Распятия, то главное отличие заключается в количестве гвоздей. На католических изображениях их три штуки, а на ортодоксальных – четыре.
Различны и трактовки образа Иисуса. В Западной традиции принято изображать его натуралистично, страдающим и умирающим человеком. Ортодоксальные изображения же представляют Иисуса на кресте торжествующим и исполненным величия.
Кто как крестится?
Крестное знамение также вполне можно считать одним из символов веры, важным для каждого христианина. Это молитвенный, особый жест, которым верующие люди призывают на себя или других благословение Божие.
И католики, и православные крестятся правой рукой. В ортодоксальной традиции принято совершать знамение через правое плечо. Иными словами, православные крестятся справа налево. Католики же поступают наоборот, осеняя себя крестным знамением слева направо.
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
Троица в католицизме и православии различия
Споры католиков и православных
В двух основных христианских католиков и направлениях (православии и православных католицизме) сложились различные представления о взаимоотношениях членов троицы. И это объясняется опять- таки вполне реальными историческими условиями, в которых развивались эти религиозные направления.
В 395 году ослабленная жесточайшими внутренними противоречиями и нескончаемыми опустошительными войнами Римская империя, на территории которой тремя с половиной столетиями раньше возникло христианство, распалась на две части.
В западной части империи, вскоре завоеванной германскими и соседними с ними племенами, со временем образовались самостоятельные феодальные государства. В восточной части (в Византии) надолго сохранилась сильная императорская власть. Дальнейшее развитие восточных и западных областей некогда единой империи пошло разными путями.
Вполне естественно, что разделение Римской империи на две части наложило серьезный отпечаток и на дальнейшую судьбу христианства.
Становление феодальных отношений в западных областях бывшей Римской империи совершалось более стремительными темпами, чем в восточных. Приспосабливаясь к быстро меняющейся обстановке, западная церковь соответственно изменяла свое вероучение, обряды, толкование христианских догматов и постановлений вселенских соборов.
Застойность общественной жизни в восточных областях бывшей Римской империи обусловила и застойность (консерватизм) идеологии. Кстати, этот консерватизм идеологии со временем становится традицией в церковной жизни православия.
Особенности политической жизни двух частей бывшей Римской империи сказались и на понимании основного догмата христианства.
И все же, несмотря на отказ главы западной церкви принять поправку к символу веры, формула «филиокве» получила право на существование в Испании, Италии и Германии. В IX веке католические миссионеры попытались распространить ее и в восточных областях бывшей Римской империи. Эти попытки вызвали ожесточенное сопротивление со стороны Константинопольского патриарха Фотия. На соборе, созванном в 866 году, патриарх Фотий добился осуждения подобных изменений в символе веры. Трудно сказать, когда была принята формула «филиокве» в самом Риме. Во всяком случае, до 1014 года она не встречается в официальных католических документах.
В 1054 году произошло окончательное разделение христианства на православие и католицизм. Воспользовавшись ослаблением Византии, римский папа Лев IX потребовал от восточной церкви признания притязаний римской церкви на южные области Италии. Константинопольский патриарх Михаил Керуларий ответил отказом. За этим последовали взаимные анафемы и обвинения в ереси. Но христианские церкви не любят показывать земные (а в данном случае просто корыстные) мотивы своих расхождений. Михаил Керуларий в своем послании упрекал католическую церковь в принятии формулы «филиокве» и считал ее еретическим искажением символа веры. Давний спор об похождении святого духа оказался очень удобной ширмой, которая могла прит крыть не очень-то красивый повод разделения церквей. С этого момента догматическое расхождение церквей, которому раньше придавали не очень большое значение, все чаще и чаще стало выдвигаться на первый план.
Католическая Троица: какого числа и чем отличается от православной
Когда католики празднуют Троицу в 2021 году, историю и традиции торжества вы узнаете в этой статье.
Какого числа католическая Троица 2021 году
В какой день католики будут отмечать День Святой Троицы, зависит от празднования дня Воскресения Иисуса Христа. Так как Пасха ежегодно выпадает на разные даты, то и день Троицы тоже не имеет точной фиксированной даты.
Пятидесятница в 2021 году у западных христиан отмечается 23 мая, а Троица (седьмой день по Пятидесятнице) – в воскресенье, 30 мая.
В римском литургическом календаре праздники сошествия Святого Духа и День Святой Троицы называют «торжеством».
Троица: католики и православные – в чем отличие?
В католицизме День Святой Троицы празднуют в следующее воскресенье за Пятидесятницей (в 57-й день после Пасхи). А в православии светлый праздник наступает ровно через 50 дней после дня Воскресения Христова (торжественное воскресенье является первым днем отсчета). Поэтому Троицу называют еще иначе – Пятидесятница.
В католической церкви цвет облачения священников как на Троицу, так и в другие великие праздники, белый. В православных церквах в этот праздник священники надевают одежду зеленого цвета. Он символизирует очищение, зарождение новой жизни и обновление природы.
Троица: история праздника
На 50-й день после Воскресения Христова апостолы собрались в Сионской горнице в Иерусалиме. Перед ними в свете и сиянии появился Святой Дух. Он наделил их благодатью, озарением и возможностью исцелять людей от любых болезней. Более того, апостолы стали говорить на всех языках мира, неся каждому человек на земле Слово Божье.
Данный праздник прославляет Святую Троицу:
В традиции западных христиан день Троицы входит в «цикл Пятидесятницы». Первым торжеством считается появление Святого Духа. Потом отмечается непосредственно День Святой Троицы. На 11-й день по Пятидесятнице чтится праздник Тела и Крови Христовых. На 19-й отмечается день Пресвятого Сердца Иисуса. И завершается этот цикл на 20-й день Пятидесятницы праздником Непорочного Сердца Девы Марии.
Традиции Троицы
«Чем отличается Католическая Церковь от Православной?»
Какие же проблемы между Русской православной церковью и Римско-Католической церковью остаются неразрешенными?
Чем вообще отличается Католическая Церковь от Православной»? На этот вопрос католики и православные отвечают несколько по-разному. Как именно?
Католики о православии и католицизме
Суть католического ответа на вопрос о различиях между католиками и православными сводится к следующему:
Католики – это христиане. Христианство делится на три основных направления: католичество, православие и протестантизм. Но не существует единой Протестантской Церкви (протестантских деноминаций в мире несколько тысяч), а Православная Церковь включает в себя несколько независимых друг от друга Церквей. Так, кроме Русской Православной Церкви (РПЦ), есть Грузинская Православная Церковь, Сербская Православная Церковь, Греческая Православная Церковь, Румынская Православная Церковь и т.д. Управляются Православные Церкви патриархами, митрополитами и архиепископами. Не все Православные Церкви имеют общение друг с другом в молитвах и таинствах (что необходимо для того, чтобы отдельные Церкви были частью единой Вселенской Церкви согласно катехизису митрополита Филарета) и признают друг друга истинными церквями. Даже в самой России Православных Церквей несколько (сама РПЦ, Русская Зарубежная Православная Церковь и т.д.). Из этого следует, что мировое православие не имеет единого руководства. Но православные считают, что единство Православной Церкви проявляется в едином вероучении и во взаимном общении в таинствах.
Католики об отличиях католической и православной церквей
1) Первое отличие между Католической и Православной Церквями состоит в различном понимании единства Церкви. Для православных достаточно разделять одну веру и таинства, католики в добавление к этому видят необходимость в едином главе Церкви – Папе;
2) Католическая Церковь отличается от Православной Церкви своим пониманием вселенскости или кафоличности. Православные утверждают, что Вселенская Церковь «воплощена» в каждой поместной Церкви, возглавляемой епископом. Католики добавляют, что эта поместная Церковь должна иметь общение с поместной Римско-католической Церковью, чтобы принадлежать к Вселенской Церкви.
3) Католическая Церковь исповедует в Символе Веры, что Дух Святой исходит от Отца и Сына («филиокве»). Православная Церковь исповедует Духа Святого, исходящего только от Отца. Некоторые православные святые говорили об исхождении Духа от Отца через Сына, что не противоречит католическому догмату.
4) Католическая Церковь исповедует, что таинство брака заключается на всю жизнь и запрещает разводы, Православная Церковь в отдельных случаях разводы допускает;
6) Католическая Церковь приняла догмат о Непорочном Зачатии Девы Марии. Это означает, что даже первородный грех не коснулся Матери Спасителя. Православные прославляют святость Богородицы, но считают, что она была рождена с первородным грехом, как и все люди;
7) Католический догмат о взятии Марии на небеса телом и душой является логическим продолжением предыдущего догмата. Православные тоже верят в то, что Мария на Небесах пребывает душой и телом, но догматически это в православном учении не закреплено.
8) Католическая Церковь приняла догмат о главенстве Папы над всей Церковью в вопросах веры и морали, дисциплины и управления. Православные не признают главенства Папы;
9) В Православной Церкви главенствует один обряд. В Католической Церкви этот обряд, возникший в Византии, называется византийским и является одним из нескольких. В России более известен римский (латинский) обряд Католической Церкви. Поэтому часто за различия между РПЦ и Католической Церковью ошибочно принимают различия между литургической практикой и церковной дисциплиной византийского и римского обрядов Католической Церкви. Но если православная литургия сильно отличается от мессы римского обряда, то на католическую литургию византийского обряда очень похожа. И наличие в РПЦ женатых священников тоже отличием не является, так как они есть и в византийском обряде Католической Церкви;
10) Католическая Церковь провозгласила догмат о безошибочности Папы Римского в вопросах веры и морали в тех случаях, когда он в согласии со всеми епископам утверждает то, во что Католическая Церковь уже верила в течение многих веков. Православные верующие считают, что безошибочными являются лишь решения Вселенских Соборов;
11) Православная Церковь принимает решения только первых семи Вселенских Соборов, в то время как Католическая Церковь руководствуется решениями 21 Вселенского Собора, последним из которых был Второй Ватиканский Собор (1962-1965).
Православный взгляд на православие и католицизм, их общность и различия
Окончательное разделение Единой Христианской Церкви на православие и католицизм произошло в 1054 году.
И Православная, и Римско-Католическая церкви считают только себя «единой святой, кафолической (соборной) и апостольской Церковью» (Никео-Цареградский Символ веры).
Официальное отношение Римско-Католической церкви к Восточным (Ортодоксальным) церквям, не состоящим с ней в общении, включая поместные православные церкви, выражено в Декрете Второго Ватиканского собора «Unitatis redintegratio»:
«Немалое число общин отделилось от полного общения с Католической Церковью, иногда не без вины людей: и с той, и с другой стороны. Однако тех, кто рождается ныне в таких Общинах и исполняется веры во Христа, нельзя обвинять в грехе разделения, и Католическая Церковь приемлет их с братским уважением и любовью. Ибо те, кто верует во Христа и должным образом принял крещение, находятся в известном общении с Католической Церковью, пусть даже неполном. Тем не менее, оправдавшись верой в крещении, они сочетаются Христу и, следовательно, по праву носят имя христиан, а чада Католической Церкви с полным основанием признают их братьями в Господе».
Официальное отношение Русской православной церкви к Римско-католической церкви выражено в документе «Основные принципы отношения Русской Православной Церкви к инославию»:
Диалог с Римско-Католической Церковью строился и должен строиться в будущем с учётом того основополагающего факта, что она является Церковью, в которой сохраняется апостольское преемство рукоположений. В то же время, представляется необходимым принимать во внимание характер развития вероучительных основ и этоса РКЦ, нередко шедшего вразрез с Преданием и духовным опытом Древней Церкви.
Основные расхождения в догматике
Триадологические:
• Православие не принимает католическую формулировку Никео-Константинопольского символа веры филиокве, где речь идёт об исхождении Духа Святого не только от Отца, но и «от Сына» (лат. filioque).
• Православие исповедует два различных образа бытия Святой Троицы: бытие Трех Лиц в Сущности и Их проявление в энергии. Римо-католики, как и Варлаам Калабрийский (противник св. Григория Паламы), считают энергию Троицы тварной: купина, слава, свет и огненные языки Пятидесятницы полагаются ими тварными символами, которые, однажды зародившись, затем перестают существовать.
• Западная Церковь считает благодать следствием Божественной Причины, подобным акту творения.
• Святой Дух в римо-католицизме трактуется как любовь (связь) между Отцом и Сыном, между Богом и людьми, в то время как в Православии любовь есть общая энергия всех Трех Лиц Святой Троицы, иначе Святой Дух терял бы ипостасный облик при Его отождествлении с любовью.
В Православном Символе Веры, который мы читаем каждое утро, о Святом Духе говорится следующее: «И в духа Святого, Господа Животворящего, Иже от Отца Исходящего…». Эти слова, как впрочем, и все остальные слова Символа Веры находят себе точное подтверждение в Священном Писании. Так в Евангелии от Иоанна (15, 26) Господь Иисус Христос говорит, что Дух Святой исходит именно от Отца. Спаситель говорит: “Когда же приидет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит”. Мы верим в единого Бога в Троице Святой поклоняемого – Отца и Сына и Святого Духа. Бог один по существу, но троичен в лицах, которые еще называют Ипостасями. Все три Ипостаси равночестны, равнопокланяемы и равнославимы. Отличаются они только своими свойствами – Отец нерожден, Сын – рожден, Дух Святой исходит от Отца. Отец является единственным началом (ἀρχὴ) или единственным источником (πηγή) для Слова и Святого Духа.
Мариологические:
• Православие отвергает догмат о непорочном зачатии Девы Марии.
• В католицизме значение догмата имеет гипотеза о непосредственном творении душ Богом, что служит опорой для догмата о непорочном зачатии.
• Православие отвергает также католический догмат о телесном вознесении Богородицы.
Прочие:
• Православие признает Вселенскими семь Соборов, прошедших до великой схизмы, католицизм признает Вселенскими двадцать один Собор, в том числе проходившие после великой схизмы.
• Православие отвергает догмат о непогрешимости (безошибочности) Римского папы и его главенство над всеми христианами.
• Православие не принимает учение о чистилище, а также учение о «сверхдолжных заслугах святых».
• Существующее в православии учение о мытарствах отсутствует в католицизме.
• Теория догматического развития, сформулированная кардиналом Ньюменом воспринята официальным учением Римско-Католической Церкви. В православном богословии проблема догматического развития никогда не играла той ключевой роли, которую она приобрела в католическом богословии с середины XIX в. Догматическое развитие начало обсуждаться в православной среде в связи с новыми догматами I Ватиканского собора. Некоторые православные авторы считают приемлемым «догматическое развитие» в смысле все более точного словесного определения догмата и все более точного выражения в слове познанной Истины. В то же время это развитие не означает, что прогрессирует или развивается «понимание» Откровения.
При некоторой нечеткости в определении окончательной позиции к этой проблеме, просматриваются два аспекта, характерных для православной интерпретации проблемы: тождественность церковного сознания (Церковь знает истину не меньше и не иным образом, чем знала ее в древние времена; догматы понимаются просто как осмысление того, что существовало в Церкви всегда, начиная с апостольского века) и обращение внимания к вопросу о природе догматического знания (опыт и вера Церкви шире и полнее ее догматического слова; о многом Церковь свидетельствует не в догматах, но в образах и символах; Предание во всей его полноте является гарантом свободы от исторической случайности; полнота Предания не зависит от развития догматического сознания; напротив, догматические определения являются только частичным и неполным выражением полноты Предания).
В православии существуют две точки зрения на католиков.
• Первая считает католиков еретиками, исказившими Никео-Константинопольский символ веры (путём добавления (лат. filioque).
• Вторая — схизматиками (раскольниками), отколовшимися от Единой Соборной Апостольской Церкви.
Католики, в свою очередь, считают православных схизматиками, отколовшимися от Единой, Вселенской и Апостольской Церкви, но не считают их еретиками. Католическая Церковь признает, что поместные Православные Церкви — истинные Церкви, сохранившие апостольскую преемственность и истинные таинства.
Некоторые различия между византийским и латинским обрядом
Существуют обрядовые различия между наиболее распространённым в православии византийским литургическим обрядом и наиболее распространённым в Католической церкви латинским обрядом. Однако обрядовые различия, в отличие от догматических, не носят принципиального характера — существуют католические церкви, использующие византийскую литургию в богослужении (см. Грекокатолики) и православные общины латинского обряда (см. Западный обряд в православии). Различные обрядовые традиции влекут за собой различные канонические практики:
В латинском обряде распространено совершение крещения путём окропления, а не погружения. Немного отличается крещальная формула.
Отцы Церкви во многих своих трудах говорят именно о погружательном Крещении. Святитель Василий Великий: «Великое Таинство Крещения совершается тремя погружениями и равными им по числу призываниями Отца, Сына и Святаго Духа, чтобы и образ смерти Христовой отпечатывался в нас и просветились души крещаемых через предание им Боговедения»
Так крестил в Петербурге в 90-е годы о. Владимир Цветков — до позднего вечера, после Литургии и молебна, не присев, ничего не вкушая, пока не причастит последнего крещаемого, готового к Причастию, а сам сияет и говорит уже почти шепотом: «Шестерых покрестил», как будто «Шестерых я сегодня родил во Христе и сам заново родился». Сколько раз это можно было наблюдать: в пустом огромном храме Нерукотворного Спаса на Конюшенной, за ширмой, на закате дня, батюшка, никого не замечая, пребывая где-то, откуда его не достать, ходит вокруг купели и водит за собой вереницу таких же отрешенных, облаченных в «ризы правды» наших новых братьев и сестер, которых не узнать. А батюшка уже совсем нездешним голосом славит Господа так, что все оставляют свои послушания и сбегаются на этот голос, доносящийся из другого мира, которому теперь сопричастны новокрещенные, новорожденные, запечатленные «печатью дара Духа Святаго.(о. Кирилл Сахаров).
Миропомазание в латинском обряде совершается после достижения сознательного возраста и называется конфирмацией («утверждением»), в восточном обряде — сразу же после таинства крещения, с которым объединено в единое чинопоследние (за исключением приёма немиропомазанных при переходе из других конфессий).
Окропительное крещение пришло к нам из католичества.
В западном обряде для таинства исповеди широко распространены конфессионалы, отсутствующие в византийском.
В православных и грекокатолических храмах алтарь, как правило, отделён от средней части храма иконостасом. В латинском обряде алтарём именуется сам престол, расположенный, как правило в открытом пресвитерии (но может сохраняться алтарная преграда, ставшая прообразом православных иконостасов). В католических храмах отступления от традиционной ориентации алтаря на восток значительно чаще, чем в православных.
В латинском обряде долгое время вплоть до II Ватиканского собора было широко распространенно причастие мирян под одним видом (Телом), а священнослужителей под двумя видами (Телом и Кровью). После II Ватиканского собора вновь распространилось причастие мирян под двумя видами.
В восточном обряде детей начинают причащать с младенчества, в западном к первому причастию подходят только в возрасте 7-8 лет.
В западном обряде Литургия совершается на пресном хлебе (Гостия), в восточной традиции на квасном хлебе (Просфора).
Крестное знамение у православных и грекокатоликов совершается справа налево, и слева направо у католиков латинского обряда.
У западных и восточных священнослужителей различаются богослужебные облачения.
В латинском обряде священник не может быть женатым (за исключением редких, особо оговорённых случаев) и обязан перед рукоположением дать обет безбрачия, в восточном (как для православных, так и для грекокатоликов) целибат обязателен только для епископов.
Великий пост в латинском обряде начинается с пепельной среды, а в византийском с чистого понедельника. Рождественский пост (в западном обряде — Адвент) имеет разную продолжительность.
В западном обряде принято продолжительное стояние на коленях, в восточном — земные поклоны, в связи с чем в латинских храмах появляются скамейки с полочками для коленопреклонений (сидят верующие только при ветхозаветных и апостольских чтениях, проповеди, оффертории), а для восточного обряда важно, чтобы перед молящимся оставалось достаточное для земного поклона пространство. При этом в настоящее время и в грекокатолических, и в православных храмах в разных странах распространены не только традиционные стасидии вдоль стен, но и ряды скамеек «западного» типа параллельно солее.
Вместе с отличиями, между богослужениями византийского и латинского обряда существует соответствие, внешне скрытое за различными названиями, принятыми в Церквях:
В католичестве принято говорить о пресуществлении (лат. transsubstantiatio) хлеба и вина в истинные Тело и Кровь Христовы, в православии чаще говорится о преложении (греч. μεταβολή), хотя термин «пресуществление» (греч. μετουσίωσις) также употребляется, а с XVII века соборно кодифицирован.
Восточные и западные христиане используют различные Пасхалии, поэтому даты Пасхи совпадают только в 30 % случаев (при этом некоторые восточнокатолические церкви используют «восточную» Пасхалию, а Финляндская Православная Церковь — «западную»).
В католичестве и православии существуют праздники, отсутствующие в другой конфессии: праздники Сердца Иисуса, Тела и Крови Христовых, Непорочного Сердца Марии и др. в католичестве; праздники Положения честной Ризы Пресвятой Богородицы, Происхождения честных древ Животворящего Креста и др. в православии. Следует иметь в виду, что, например, ряд праздников, считающихся значимыми в Русской Православной Церкви, отсутствуют в других поместных православных церквях (в частности, Покрова Пресвятой Богородицы), причём некоторые из них имеют католическое происхождение и переняты уже после раскола (Поклонение честным веригам Апостола Петра, Перенесение мощей святителя Николая Чудотворца).
Православные не совершают коленопреклонения в воскресение, а католики совершают.
Католический пост менее строг, чем православный, при этом его нормы официально послаблялись с течением времени. Минимальный евхаристический пост в католицизме составляет один час (до II Ватиканского Собора обязательным был пост с полуночи), в православии — не менее 6 часов в дни праздничных ночных служб (на Пасху, Рождество и т.д.)и перед Литургией Преждеосвященных Даров («однако воздержание перед причащением с полуночи от начала данных суток весьма похвально и его могут держаться имеющие физическую крепость» — согласно постановлению Священного Синода Русской Православной Церкви от 28 ноября 1968 года), а перед утренними Литургиями — с полуночи.
В отличие от православия, в католичестве принят термин «благословение воды», тогда как в восточных Церквях — «освящение воды».
Православное духовенство, преимущественно, носит бороду. Католическое духовенство, как правило, безбородо.
В православии усопшие особо поминаются на 3-й, 9-й и 40-й день после смерти (первым днём принимается сам день кончины[20]), в католицизме — на 3-й, 7-й и 30-й день.