троице лыково деревня в москве

Остров Троице-Лыково: как живет деревня в мегаполисе?

троице лыково деревня в москве

– Алло, такси? Будьте добры, 1-я Лыковская, дом номер …, у калитки.

– У калитки? А подъезд?

– Да нет тут подъездов, это отдельный дом, деревянный, рыжий забор, недалеко – колонка.

– Деревянный? А это Москва?

Диспетчер недоумевает: внутри МКАД, семь минут до метро – и частный дом, калитки, колонки, заборы. Это как?

Целый день на огороде

троице лыково деревня в москве

Раиса Сергеевна первый раз приехала в Троице-Лыково пятьдесят лет назад/ Ольга Чумаченко

По эту сторону высокого ребристого забора у дома на 1-й Лыковской – много необычного для жителя мегаполиса.

Справа от калитки – палисадник, слева лежит садовый инструмент – лопаты, грабли, тяпки… На стене – шланги и лестницы, внизу вёдра и корзины.

– Летом целый день на огороде, с утра полить надо, потом полоть, в общем, до самой ночи не покладая рук, – говорит хозяйка, Раиса Коваленко.

– Зелень выращиваем, кабачки, – подключается к разговору её муж Валерий Коваленко. – Картошки немного сажаем. А помидоров и огурцов на всю зиму накрутили, дочке с семьёй дали, они на Живописной живут.

Построили комнату из ракетных ящиков

троице лыково деревня в москве

В нескольких сотнях метров отсюда высятся многоэтажки/ Ольга Чумаченко

Раиса Сергеевна первый раз приехала в Троице-Лыково пятьдесят лет назад, когда вышла замуж, а Валерий Алексеевич здесь родился.

– Здесь был колхоз, потом совхоз имени Кирова, птицефабрика, в школу ходили около церкви: в царское время там была богадельня, – говорит Валерий Алексеевич. – Мы здесь до седьмого класса учились, потом я перешёл в 159-ю школу в Серебряном Бору. Мостов не было, переправлялись через речку, летом её можно было вброд перейти – штаны в одну руку, портфель – в другую – и пошёл. После того, как русло расширили, пустили катер.

По специальности и Раиса, и Валерий – радиоэлектронщики. Свою комнату и терраску пристроили к родительскому дому Валерия в 70-е годы. Можно сказать, из подручного материала.

– В 70-х годах никаких стройматериалов не было, ни доски, ни гвоздя не купишь, – говорит Раиса Сергеевна. – Я работала в «ящике», где делали радиоэлектронные блоки для ракет. Оборудование нам привозили в деревянных ящиках, их разбирали и выбрасывали. Я попросила – и начальник разрешил собрать все и увезти. Из этих досок сделали комнату и терраску, утеплили.

Без газа

троице лыково деревня в москве

Жители деревни пользуются газовыми баллонами/ Ольга Чумаченко

С точки зрения быта жизнь в деревне в черте городе сложнее, чем в квартире. На улице, слева от крыльца – колодезные крышки. Это – автономная канализация, два раза в год приезжает машина, откачивает содержимое.

Когда-то в доме топили печку, сейчас под каждым окном – электрическая батарея. А вот готовить на электрической плитке Раиса Сергеевна так и не привыкла.

– Всю жизнь мы пользовались газовыми баллонами, их заправляли на площадке напротив автозаправки, но потом это прекратилось, – говорит жительница.

Раису Сергеевну и Валерия Алексеевича выручает зять: берёт баллоны, ездит заправлять. Но машины есть не у всех, в селе много пенсионеров.

– Мы очень хотим, чтобы у нас организовали заправку! А ещё лучше – провести газопровод. По соседству, на 2-й Лыковской, построили коттеджи для многодетных семей, там газ есть, почему бы не сделать ответвление к нам? Здесь совсем близко, – говорит Раиса Сергеевна.

Дачи членов правительства

троице лыково деревня в москве

Свою комнату и терраску супруги пристроили к родительскому дому в 70-е годы/ Ольга Чумаченко

Без особой натяжки Троице-Лыково можно назвать территорией контрастов. Ещё в 30-е годы здесь появились дачи, где жили известные люди, члены правительства.

– У нас в классе училась Этери Орджоникидзе, дочка Серго Орджоникидзе, приёмный сын Кагановича, Юрий, был несколькими годами старше, – говорит Валерий Алексеевич. – Неподалёку были дачи Микояна, Жукова, Берии.

Сейчас в Троице-Лукове живут Иван Охлобыстин, Юрий Куклачёв, на 1-й Лыковской находится дом Солженицыных.

В списке охраняемых деревень Москвы

троице лыково деревня в москве

Летом супруги целый день на огороде/ Ольга Чумаченко

Троице-Лыково внесено в «Список охраняемых деревень Москвы» и является единственным селом в пределах МКАД, снос которого пока не планируется. А раз так – здесь нужно наладить нормальную жизнь.

С доставкой газа. С тротуарами. С нормальным транспортным сообщением – единственный автобус №137, который ходит из Троице-Лыкова до метро «Строгино» и «Тушинская», иной раз опаздывает.

По дальнему краю участка Коваленко – бетонный забор. А в нескольких сотнях метров – стеной высятся многоэтажки.

– Здесь мы как на острове. Я когда вечером выхожу – вокруг сплошные окна горят. А у нас тишина, воздух, никакой суеты. А что окружены со всех сторон – так это же Москва.

Источник

Троице-Лыково: село в десяти минутах от метро

Исторический урбанист, научный сотрудник «Музея Москвы» Павел Гнилорыбов предлагает прогуляться по одному из самых необычных уголков столицы – настоящему московскому селу.

троице лыково деревня в москве

Фото: Москва 24/Антон Великжанин

Выходим на поверхность станции «Строгино» и видим стандартные панельные дома серий П-30 и П-46. Район застраивали в 1970–1980-е годы, с первого взгляда он ничем не отличается от десятков таких же московских окраин. Но любопытство подстегивает дальнейшие поиски – в десяти минутах ходьбы находится настоящее живое московское село Троице-Лыково. До Московской кольцевой – всего несколько километров, а здесь – буйство зелени, вода, красивые дома с невысокими заборчиками, церкви, маленькие магазинчики. Давайте и мы пройдемся по местным достопримечательностям, удивляясь, как это все до сих пор сохранилось.

Строгинский залив

троице лыково деревня в москве

Фото: Москва 24/Антон Великжанин

У этого водоема множество названий, но все говорят об искусственном происхождении: Строгинский залив первоначально был большим песчаным карьером. Здесь работали заключенные Дмитровского лагеря, добывавшие материалы для строительства будущего канала «Москва-Волга». Позже его заполнили водами водохранилища, так что вода в заливе – волжская. Строгинский залив – самый широкий водоем столицы, он тянется с запада на восток примерно на два километра. В прибрежной части обустроены прогулочные зоны, можно заняться спортом, посидеть в кафе, понаблюдать за яхтами, покормить уток. А еще раньше здесь работала настоящая лодочная переправа до Серебряного Бора.

Церковь Троицы Живоначальной

троице лыково деревня в москве

Фото: Москва 24/Антон Великжанин

Чем деревня отличается от села? Правильно, наличием церкви. В Троице-Лыкове два храма, но самый древний вошел во все учебники по русскому искусству. Заказчиком выступил родственник Петра Великого Мартемьян Кириллович Нарышкин. В бурные десятилетия второй половины XVII века он умело ушел от стрелецкого мятежа 1682 года (тогда погибли его братья), сделал карьеру при дворе и начал возводить чудесную церковь «иже под колоколы». В таких церквях колокольня и основной объем храма совмещены. Мартемьян Кириллович не увидел готового здания: он умер в 1697 году, а церковь закончили в 1703-м. Здание часто приписывают известному зодчему Якову Бухвостову, но достоверных документов, подтверждающих этот факт, пока не найдено. Позже усадьбой вокруг церкви владели Разумовские – они и разбили великолепный парк, Бухвостовы, Карзинкины. Бутурлины строят рядом великолепный Успенский храм. При Карзинкиных в имении появился чудесный деревянный дом в неорусском стиле, сейчас его попытались восстановить (вышло так себе). После внимательного осмотра церквей обязательно загляните в местную трапезную – она и центр жизни села, и действительно неплохой вариант для обеда. Здесь вкусная выпечка, потрясающая рыба, монастырский квас.

троице лыково деревня в москве

Фото: Москва 24/Антон Великжанин

Улочки села

Во многом Троице-Лыково сохранило свою идентичность благодаря близости правительственных дач – так, в последние годы жизни здесь обитал Александр Солженицын. Но улицы села сохранили колорит, совершенно Москве не свойственный. Так, тут нет крупных сетей, а владельцы маленьких магазинов привыкли к постоянным покупателям. Горизонт не испорчен высокой застройкой – под индивидуальное жилищное строительство здесь можно купить участки за 30–40 миллионов рублей (это немало, но все равно дешевле набившего оскомину поселка Сокол, куда с суммой меньше 100 миллионов не подступишься). Есть даже полусгоревшие дома, медленно ветшающие с каждым годом. Коренные жители Троице-Лыкова гордятся своими фамилиями – здесь до сих пор живут династиями Крутовы, Горбышевы, Шевалдышевы.

троице лыково деревня в москве

Фото: Сергей Бобылев/ТАСС

В XIX веке местные занимались тем, что продавали певчих птиц, занимались речными перевозками, сельским хозяйством. Женщины пряли и ткали, мужчины на лето нанимались в услужение к ближайшим владельцам усадеб – например, помогали косить Карзинкиным. Здесь сложилось свое крепкое сообщество – скажем, когда в селе организовали рабфак для приезжих из Туркменистана, на южан смотрели с недоверием. Но со временем подружились – на карте Троице-Лыкова можно найти Туркменский проезд.

Село живет: в центре стоит ухоженный памятник воинам Великой Отечественной, рядом туристы «щелкают» церковь, весело смеются воспитанницы местной гимназии. Троице-Лыково было поглощено Москвой еще в 1960 году, но лишь административно. Бродишь по его улочкам и понимаешь – локальная идентичность тут жива.

Источник

Московские деревни. Троице-Лыково

Самое большое село Москвы находится на северо-западе, в Строгине

троице лыково деревня в москве

Торговцы певчими птицами, 200 детей-туркмен и Солженицын на госдаче

В начале XVI в. на месте Троице-Лыкова находилась деревня Черевково, которую Василий Шуйский, в свою недолгую бытность московским царем, пожаловал князю Борису Михайловичу Лыкову. Лыков построил в Черевкове храм во имя Живоначальной Троицы и переименовал село в Новое Троицкое. «Старое» Троицкое, стоявшее в двух верстах южнее, получило, в свою очередь, название Черев(п)ково.

В 1690 г. молодой государь Петр I подарил село Троицкое вместе с деревнями Черепково, Рублево, Мякинино и Острогино своему дяде Мартемьяну Кирилловичу Нарышкину — при Нарышкиных на месте деревянного храма появился каменный.

Во второй половине XVIII в. Троице-Лыково стало быстро расти, и, несмотря на эпидемию чумы 1771 г., к 1800 г. численность его населения достигла 340 человек. Некоторые его жители занимались сельским хозяйством, другие продавали в Москве в Охотном ряду певчих птиц, третьи сплавляли лес по Москве-реке или обслуживали речную переправу. Женщины вязали колпаки и чулки и плели кружева.

троице лыково деревня в москве

От Нарышкиных село перешло к Разумовским, затем — к Бутурлиным и, наконец, в 1876 г. — к купцам Карзинкиным. Юлия Матвеевна Карзинкина отдала усадебное здание под богадельню, а себе выстроила трехэтажный дом в 47 комнат по проекту архитектора Ивана Ропета.

После революции усадьбу национализировали. В марте 1922 г. здесь отдыхал Ленин, и вскоре после этого имение передали Московскому зоосаду, который, впрочем, подарком так и не воспользовался. Некоторое время усадьба использовалась как дом отдыха для сотрудников ГПУ, а в 1924 г. его место занял Туркменский дом просвещения: сюда привезли больше двухсот детей-туркмен, которым планировали дать образование и использовать для строительства социализма в Средней Азии.

троице лыково деревня в москве

Местное население было возмущено наездом «бусурман», расселенных на территории трех православных храмов. В один из дней Масленицы в Троице-Лыкове завязалась грандиозная драка, которая достигла такого накала, что в церквях стали бить в набат. Постепенно, однако, страсти улеглись — жители села подружились с туркменами, а Дом просвещения был преобразован вначале в туркменский рабфак (рабочий факультет), а позже — и вовсе в туркменский дом отдыха. Память об этих учреждениях сохранилась в названии Туркменского проезда.

В 1942 г. усадьбу передали Суворовскому музыкальному училищу, а в 1980-е начали создавать на месте училища профилакторий Института атомной энергии им. Курчатова — но дело кончилось тем, что осенью 1990 г. дом Карзинкиной сгорел.

В 1960 г. село вошло в состав Москвы и замечательно сохранилось до наших дней. С середины 1990-х гг. и до своей смерти в 2008 г. там (на госдаче Сосновка-2) жил Александр Солженицын.

троице лыково деревня в москве

Дома с мезонинами, сирень, коттеджный поселок, золотые черепа и остатки вертолета

Троице-Лыково — крупнейшее среди московских сел и, безусловно, одно из самых живописных. Тут есть собственный продуктовый магазин, частные автосервисы и конюшни и даже маленький демонстрационный зал компании IMP Gold, занимающейся нанесением металлопокрытий — там можно полюбоваться на сияющие золотом черепа и автомобильные диски. В недалеком будущем, возможно, появится и собственная станция метро.

Дома стоят вдоль трех главных улиц: 1-й и 2-й Лыковских и Одинцовской — старинные деревянные дома с мезонинами и резными наличниками перемежаются дачными домиками, обитыми вагонкой, каменными дворцами за двухметровыми заборами и совсем убогими сарайчиками. Бросается в глаза, что некоторые участки разделены между двумя владельцами — один вставляет в окна своей половины дома стеклопакеты и кроет крышу металлочерепицей, а второй оставляет все как есть — старые деревянные рамы и листовое железо на крыше.

В Туркменском проезде стоит единственный в селе многоквартирный жилой дом (№20) — двухэтажный, желтый, на восемь квартир.

Через дорогу от частного сектора, на высоком берегу Москвы-реки, находится территория бывшей усадьбы Карзинкиных. Посреди запущенного парка стоят два узорчато-резных белокаменных храма — Успения и Троицы, а рядом с ними — руины усадебных строений, старые деревянные избы, новое здание воскресной школы, склады стройматериалов, животноводческая ферма и невесть как попавшие сюда остатки вертолета.

троице лыково деревня в москве

С севера вплотную к селу подступают жилые кварталы района Строгино — новые дома по улице Твардовского буквально подминают под себя узкие улочки Троице-Лыкова. На заборах висят объявления о продаже участков, дома полуобвалились, а сельские улицы упираются в лестницы, ведущие к дверям небоскребов. Там же можно найти самый лучший в деревне вид: на улице Твардовского, в овраге между башнями «Лазурный блюз» и «Лазурный блюз – 2», сохранился крошечный оазис сельской застройки — это место, северо-западная оконечность Троице-Лыкова, называется Соколиной Горой: за покосившимися заборами, кустами сирени и деревенскими крышами видны церковные колокольни, и все это — на фоне масштабной стройки, нависшей над окружающим пространством.

На западе находятся промзоны, автоцентры и гипермаркет Мetro. Широкий проспект Маршала Жукова (за МКАД — Новая Рига) уходит под землю, немного не дойдя до села, и выныривает уже в Крылатском, в районе Живописного моста.

От южных границ Троице-Лыкова начинается Рублевский лес, который тянется до самого Рублевского шоссе. В лесу у реки стоят номерные госдачи Сосновка; кроме того, здоровый кусок лесного массива отхватил себе дом отдыха ОАО «Российские железные дороги». 2-я Лыковская улица на юге начинается с неприступных дворцов за глухими заборами. Рядом между лесом и промзоной втиснут коттеджный поселок, построенный, по слухам, на месте старой вертолетной площадки. Напротив строят комплекс таунхаусов для многодетных семей. Вид на трубы строгинской электростанции вместе с царящим вокруг безлюдьем и шумом невидимого автобана усугубляют безрадостную атмосферу южной оконечности поселка.

троице лыково деревня в москве

Геннадий, владелец автомастерской:

«Дом у нас старинный, послевоенный. Вся наша большая семья в нем живет. Рядом с домом у меня своя маленькая автомастерская, «для своих», так сказать. Через дорогу автосервис покрупнее (там гараж выкрашен зеленой краской), его держат кавказцы. Вот что, наверное, переменилось здесь за последние годы — стало много приезжих. А вообще — как жили, так и живем. Ничего особенного близость Москвы не изменила. Жизнь в селе самая обыкновенная, ничем не примечательная. Разве что здесь до сих пор сохранились островки природы. Под холмом Москва-река. Не знаю уж, чистая она или нет, но я в ней купаюсь и ловлю рыбу, к столу. Рыбы здесь много — плотва, окунь, лещ, жерех, щука и даже стерлядь. Рублевский лес великолепный. Как подсохнет земля, идешь по лесу — пахнет сосновой хвоей, вокруг ландыши цветут. Идешь и кайфуешь».

Тимур, работает в Москве:

«Моя жена местная, а я родом из Грузии, переехал в Троице-Лыково в 1997 году. Домики здесь еще лет 10–15 назад были попроще — одни сельские избы, никаких тебе коттеджей. Да и село раньше было больше: дома стояли на месте АЗС «Роснефть» и дальше, до улицы Твардовского. Так было в 1970-е годы, а потом начали строить Строгино и ту часть деревни снесли. На другом конце тоже кое-что подчистили, чтобы построить коттеджи для многодетных семей. А в остальном как жили, так и живем. Без телефона, газа и канализации. Отапливаем дом дровами и углем. Землю в собственность оформляем много лет. Властям это не нужно — тянут, как могут, за нос водят.

троице лыково деревня в москве

Раньше я работал в автосервисе. Когда-то на его месте стояло два дома, а потом их выкупил один еврей и устроил там автосервис. Один дом он снес, второй сам сгорел, еврей разорился, а автосервис так и живет. Рекламы нет, люди узнают по сарафанному радио.

В Троице-Лыкове сохранились местные родовые кланы — Горбышевы, Крутовы, Шевалдышевы. Их предки здесь жили еще до революции.

Между собой мы почти не общаемся. В этом плане здесь как в городе: здороваешься только с соседом, да и то через забор. В гости друг к другу не ходим. Каждый сам по себе. Да и работы в селе почти нет».

Владимир Алексеевич, пенсионер:

«Лет десять назад в Троице-Лыково из Америки приезжала женщина из рода Карзинкиных, немолодая уже, — прямая родственница тех, которые владели имением. А про бывшую владелицу усадьбы, Карзинкину, рассказывали, что, когда наступало время покоса, местные мужики очень ждали, когда она пригласит их работать на свои луга — во-первых, она хорошо платила за работу, но главное, каждому вечером наливала по стакану водки. Так что мужики ходили кругами каждый год, спрашивали друг друга: «Когда косить-то будем?»

троице лыково деревня в москве

Многие местные свои дома продают и перепродают. И много приезжих — порой ощущение такое, что находишься в Средней Азии».

троице лыково деревня в москве

Екатерина, владелица конюшни:

«В Троице-Лыкове мы родились и выросли. Чем занимаются местные жители? Работают в Москве, а свободное время проводят на огородах. Многие держат кур и коз, кое-кто даже овец. А еще лошадей. У нас вот своя конюшня. Мы организуем конные прогулки, учим правильному обращению с лошадьми, лечим животных, испорченных неграмотным обращением. Частные конновладельцы ставят к нам своих лошадей, чтобы восстановить им здоровье и психику. Наша конюшня не единственная в Троице-Лыкове. Есть несколько на другом конце села, там с десяток лошадей живет. У некоторых, которые живут в коттеджах, свои мини-конюшни. Одним словом, лошадей в Троице-Лыкове хватает. Это наша местная специализация.

Рождаемость детей здесь — будь здоров. Только в нашей семье шестнадцать человек. Живем все в одном доме. А быт у нас сельский. Все приходится делать самим. Ни газа, ни водопровода, ни центрального отопления. Из городских благ — только электричество. Хотя уличное освещение здесь — тоже одно название. На нашем конце улицы горит единственный фонарь, а рядом стройка, и контингент населения соответствующий: гастарбайтеры, цыгане. Ходить страшновато. Цыгане раньше жили здесь табором, и это был тихий ужас. Потом их куда-то прогнали, кажется, на другой конец села. Они стирают прямо в Москве-реке, купаются без одежды, на замечания не реагируют. Гоняют по всему селу на старых «жигулях» без глушителей. Куда это годится?

троице лыково деревня в москве

Из недавних перемен больше всего возмущает строительство жилых комплексов в двух шагах от нашего дома. Застройщикам, кажется, нет дела до местных жителей. Дороги на этом конце села совершенно убиты строительной техникой — раньше от бензоколонки можно было нормально проехать, а теперь только в жаркую погоду, когда грязь превращается в пыль. Они должны отремонтировать дороги, а вместо этого выбрасывают в овраг строительный мусор. При этом новые дома смотрят прямо на кладбище — ничего не скажешь, отличный вид. На месте оранжевых башен раньше была тропинка, по которой сельские жители ходили в город и обратно. Теперь вместо тропинки обходной путь, который зимой превращается в каток; люди, пардон, в овраг на задницах съезжают. На месте стройки раньше стояли гаражи, и они нам больше нравились. Их и видно не было из-за деревьев. А за гаражами до самого МКАДа было большое поле, мы туда гулять ходили. А от стройки только шум, грязь и запустение.

Еще обидно, что закрыли парк. Раньше мы там всей семьей гуляли. А сейчас кругом заборы, собаки. Куда еще можно пойти? В лес или на пляж. Но на пляже вечно собирается всякая пьянь, приятного мало.

троице лыково деревня в москве

А в домиках в овраге под улицей Твардовского никто не живет. Там остались участки, на них кто-то кроликов разводит, кто-то держит хозяйственный инвентарь. Южный конец села у нас, наоборот, элитный. Там в шикарных коттеджах живут богатые люди. И никто ничего строить там не станет, а тем более мусор выбрасывать на улицу. Между прочим, Александр Солженицын, когда жил в Троице-Лыкове, всегда был на стороне простых жителей: добивался, чтобы к нам провели газ, чтобы сделали общедоступным парк. И знаете, его влияние ощущалось — жилось действительно спокойнее.

И все-таки несмотря ни на что замечательно жить на своей земле. Это, наверное, единственный плюс сельской жизни. Можно выйти на улицу прямо в пижаме и с чашкой кофе и не думать, как на тебя посмотрят. Потом свое хозяйство, свой уклад. А что, скажите, делать в городе, в четырех стенах?»

троице лыково деревня в москве

От м. «Щукинская»: на автобусе №137 до конечной остановки «Троице-Лыково».

От м. «Строгино»: выход из последнего вагона, затем пешком до ближайшей автобусной остановки на Таллинской улице. Оттуда на автобусе №137 до конечной остановки «Троице-Лыково».

Источник

Усадьба Троице-Лыково в Москве и церковь Троицы Живоначальной

Троице-Лыково (Троицкое-Лыково) – один из самых красивых и дорогих уголков Москвы. В прошлом здесь, в излучине Москва-реки, располагались огромные пойменные луга, над которыми на отрогах холмов были построены старинные усадьбы. В 1930-е годы неподалеку пролегла лента канала Москва-Волга (ныне канал имени Москвы). Троице-Лыково и находящийся рядом Серебряный бор превратились в излюбленные места отдыха москвичей. Однако уже в наше время нашлись силы, которые решили закрыть старинную усадьбу с уникальным памятником архитектуры для свободного доступа граждан.

троице лыково деревня в москвеБывшая усадьба Троице-Лыково. Здесь не рады гостям 🙁

Поскольку на территории бывшей усадьбы фотографировать запрещают, фотографий получилось не так много и для написания этой статьи пришлось частично воспользоваться фото из интернета.

История усадьбы Троице-Лыково

История Троице-Лыкова начинается в 1610 году, когда Василий Шуйский, в то время царь Московский, пожаловал дворцовое село Троицкое князю Борису Михайловичу Лыкову-Оболенскому (1576-1646). Тот перенес его и деревянную Троицкую церковь на две версты севернее, ближе к Москва-реке, назвав это место Новым Троицким. Прежнее место, Старое Троицкое, получило название Черевково (Черепково). На месте алтаря бывшей церкви была поставлена часовня, которая была снесена к Московской Олимпиаде 1980 года.

Лыковы принадлежали к древнему знатному роду Оболенских. Прадед князя, Иван Владимирович Оболенский, носил прозвище «Лыко». От него и пошли Лыковы. Супруга князя, Анастасия Никитична, принадлежала к знатному роду Романовых: приходилась родственницей царице Анастасии – первой жене царя Ивана Грозного и была сестрой патриарха Филарета, отца первого русского царя из династии Романовых Михаила Федоровича. Благодаря такому родству Лыковы стали одной из первых фамилий московской знати. С 1619 по 1642 годы Борис Михайлович Лыков ведал важнейшими государственными Приказами – Каменным, Сибирским, Казанского дворца, Ямским, Монастырским, был одним из участников Семибоярщины – переходного правительства Русского царства.

Согласно писцовым книгам 1646 года, в Троицком-Лыкове стояли двор боярский, двор скотный, 16 дворов задворных людей, а в них 27 человек. После смерти Бориса Михайловича село перешло в дворцовое ведомство.

В 1690 году владельцами Троицкого, а также Черепкова, Рублева и других деревень становятся Нарышкины, братья царицы Натальи Кирилловны, которым, соответственно, Петр I приходился племянником. В 1698-1703 годах на насыпном холме над Москва-рекой, в самом высоком месте усадьбы, на месте старого храма была возведена парадная каменная Троицкая церковь в стиле «нарышкинского барокко».

троице лыково деревня в москвеТроицкая церковь

По некоторым данным, автором проекта мог быть русский зодчий Яков Григорьевич Бухвостов, один из основоположников нарышкинского стиля. На это указывает документ, гласящий: «Да помяни Господи мастеры здатели Святые церкви сия рабов твоих каменодельцев Михаила да Митрофана да Якова…», обнаруженный в архиве профессором В.С.Топоровым. Кроме того, композиция и декор Троицкого храма близки Спасской церкви в Уборах и Входоиерусалимской надвратной церкви в Новом Иерусалиме, автором которых является Яков Бухвостов. По преданию, Петр I заложил камень в основание строящегося храма.

троице лыково деревня в москвеТроицкая церковь

Троицкая церковь стоит на невысоком подклете-гульбище, со всех сторон украшенным балюстрадой. Церковное здание представляет собой обычную для времени строительства ярусно-пирамидальную композицию «восьмерик на четверике». На восьмерике поставлен более узкий ярус, в котором располагаются колокола, соединяя, тем самым, в одном здании церковь и колокольню — «церковь иже под колоколы». Венчает храм узорчатый барабан с одной главкой. С востока и запада к зданию пристроены симметричные алтарная часть и западный притвор, увенчанные главками на двухъярусных барабанах. Красочные, не повторяющие друг друга наличники обрамляют окна. Стены покрыты белокаменными украшениями. Кованые двери и ставни были украшены растительным орнаментом. Кресты были позолочены мастерами Оружейной палаты Алексеем и Борисом Маеровым.

троице лыково деревня в москвеТроицкая церковь, вид с запада троице лыково деревня в москвеТроицкая церковь троице лыково деревня в москвеТроицкая церковь, деталь троице лыково деревня в москвеКолонны троице лыково деревня в москвеНаличник окна троице лыково деревня в москвеСеверный фасад, деталь троице лыково деревня в москвеСеверный фасад

Внутреннее убранство храма было не менее роскошным. Высокий резной девятиярусный иконостас в барочном стиле украшали резные виноградные лозы с гроздьями, диковинные растения и плоды. Вдоль стен идут два яруса хоров, из верхнего яруса можно попасть на колокольню. Царское место, устроенное в западной части хора, представляет собой фонарь с венчающей его короной. Стены внутри первоначально были расписаны под мрамор.

В 1935 году Троицкий храм получил статус памятника архитектуры мирового значения и был взят на учет Лигой Наций.

троице лыково деревня в москвеЦарское место троице лыково деревня в москвеИконостас Троицкой церкви, фото с сайта www.art-sobor.ru

После раздела недвижимости между братьями Нарышкиными в 1732 году, Троице-Лыково перешло к капитану Ивану Львовичу Нарышкину (1700-1734), а затем – к его дочери Екатерине Ивановне (1729-1771). Благодаря её браку с Кириллом Григорьевичем Разумовским (1728-1803), имение в 1749 году перешло во владения Разумовских.

В историю граф Кирилл Григорьевич Разумовский вошел как генерал-фельдмаршал, блистательный вельможа при дворе императриц Елизаветы Петровны и Екатерины Великой, президент Петербургской Академии Наук. При нем и его сыне Алексее Кирилловиче (1748-1822), который увлекался ботаникой, в усадьбе был заложен регулярный парк.

К началу XIX века население села Троицкое увеличилось до 339 человек. Местные жители занимались сельским хозяйством, торговлей на московских рынках, обслуживали переправу на Москва-реке и сплавляли лес. Славились и кружева, изготовленные в Троицком.

Во время Отечественной войны 1812 года французская кавалерия и мародеры разорили усадьбу. Из Троицкого храма были вывезены многочисленные церковные ценности, в частности, святой антиминс. Однако благодаря партизанам, действовавшим неподалеку, награбленное удалось отбить и вернуть в усадьбу. Утраченным оказалось только старинное паникадило, которое распилили на куски. Взамен него император Александр I прислал новое бронзовое паникадило с хрустальными подвесками. 14 февраля 1813 года усадебные храмы были вновь освящены и в них возобновились богослужения.

В 1834 году владельцем Троицкого-Лыкова стал граф Николай Александрович Бутурлин (1801-1867). В 1851-1852 годах был построен каменный зимний храм Успения Пресвятой Богородицы, выполненный в русско-византийском стиле, а также кирпичный господский дом и оранжереи.

В 1876 году Троицкое-Лыково приобрел купец и промышленник, владелец московских доходных домов и гостиниц, почетный гражданин Иван Андреевич Карзинкин (1790- после 1869). После его смерти усадьбу унаследовал его сын, тульский дворянин и владелец чайной компании Сергей Иванович Карзинкин (1847-1887). После его смерти усадьба отошла к его вдове, Юлии Матвеевне Карзинкиной (1850-1915).

При Юлии Матвеевне в усадьбе развернулось большое строительство. На обрыве над Москва-рекой по проекту архитектора Ивана Павловича Ропета (Петрова) был построен сказочный деревянный дом в старинном русском стиле, украшенный затейливой резьбой (к несчастью, сгоревший в 1990 году). Облик этого дома можно отчасти представить по другому сохранившемуся творению Ропета — бане-теремке в Абрамцеве.

троице лыково деревня в москве

В усадьбе помимо хозяев жили многочисленные гости и странники. Здесь бывали братья Васнецовы, Третьяковы, Гнесины, подолгу гостила семья Шаляпиных.

За домом был разбит красивый сад, парк с «затеями» — рекой, прудами, островками, беседками, парковой скульптурой. Кроме того, в усадьбе были построены конюшни, каретный сарай, овчарня, скотный двор, свинарник, птичник, кузница с мастерской и водокачкой, амбар с подвалом, зернохранилище, деревянная баня, каменная оранжерея с теплицей и биологическая станция.

В 1876 году при Успенской церкви на средства купцов Корзинкиных была открыта богадельня, в 1891 году — лечебница для бедных. Юлия Матвеевна Карзинкина основала школу, сиротский приют, детскую больницу. В 1879 году была отремонтирована Троицкая церковь: заново позолочены иконостас и центральная главка, поновлена роспись, оштукатурены и побелены наружные стены.

По данным на 1884 год, в селе насчитывалось 88 крестьянских домов, в которых проживали 371 мужчина и 397 женщины, имелось одно земское училище, один конный завод, одна лавка и один трактир. Троицкое-Лыково в то время получило новое название – Карзинкино, и некоторое время в московских путеводителях можно было встретить два названия – новое и старое. В 1899 году заботы об усадьбе взял на себя сын Юлии Матвеевны, Сергей Сергеевич Карзинкин.

В начале 1900-х годов Успенская зимняя церковь была перестроена в псевдорусском стиле по проекту архитектора Семена Кулагина. Были построены колокольня, двухэтажная трапезная, приделы на хорах в честь Казанской иконы Божией Матери и преподобного Серафима Саровского (не сохранились).

троице лыково деревня в москвеУспенская церковь троице лыково деревня в москвеУспенская церковь троице лыково деревня в москвеВнутреннее убранство Успенского храма в Троице-Лыково. Фото с сайта tl.strogino.ru

К 1904 году Троицкое-Лыково насчитывало уже 125 дворов, в которых проживало 610 человек. В 1914 году по распоряжению Юлии Матвеевны Карзинкиной главный усадебный дом был отдан под богадельню, а Карзинкины переехали в деревянный дом Ропета. В 1915 году, перед своей смертью, Юлия Матвеевна Карзинкина завещала усадьбу Свято-Троицкой общине, которая вселилась сюда в 1917 году и открыла здесь Свято-Троицкий женский монастырь.

Удивительно, но Карзинкины благоволили революционным настроениям. У них часто собиралась революционно настроенная молодежь, Сергей Сергеевич был знаком с Лениным, оказывал финансовую помощь РСДРП и революционерам.

После революции усадьбу национализировали, некоторые из рода Карзинкиных эмигрировали. Вскоре монастырь прекратил свое существование, хотя община, преобразованная в коммуну, просуществовала до 1929 года. В марте 1922 года в Троице-Лыкове на протяжении почти трех недель отдыхал В.И.Ленин, поскольку ГПУ сочло, что пребывание вождя революции в Горках было опасным. Троице-Лыково даже рассматривалось в качестве одного из вариантов резиденции Ленина.

По словам Н.К.Крупской, во время прогулок они много разговаривали на антирелигиозные темы, и, возможно, именно здесь Ленин написал статью «О значении воинствующего материализма». В 1929 году деревянный дом, где жил Ленин, сгорел.

Затем бывшая усадьба была передана московскому зоопарку, который предложением так и не воспользовался. Потом здесь разместился дом отдыха сотрудников ГПУ. В 1924 году Троице-Лыково передали под Туркменский дом просвещения. О том периоде напоминает название — Туркменский проезд. Сюда привезли более 200 детей-туркмен и расселили в бывших храмах. Местные жители были возмущены таким соседством. В один из дней на Масленицу произошла такая большая драка, что в церквях стали бить в набат.

Впрочем, со временем страсти улеглись, местные жители и туркмены сдружились. Дом просвещения был преобразован сначала в туркменский рабфак, а затем – в Туркменский дом отдыха. В 1936 году сгорел деревянный Успенский храм.

троице лыково деревня в москвеДеревянный Успенский храм (не сохранился)

Осенью-зимой 1941 года, когда линия фронта подошла близко к Москве, по заданию Академии архитектуры были организованы обмеры и фиксация лучших архитектурных памятников Подмосковья. Обмерами Троицкой церкви занимался знаток «нарышкинского барокко» Василий Иванович Подключников. В 1945 году, уже после его смерти, был опубликован альбом «Три памятника XVII столетия. Церковь в Филях. Церковь в Уборах. Церковь в Троицком».

В 1942 году усадьба была передана Суворовскому музыкальному училищу. В 1960-е годы Троице-Лыково вошло в состав Москвы, но сумело сохранить свой дачный облик. Была снесена лишь северная часть села, находящаяся за оврагом – сейчас здесь высятся многоэтажки района Строгино. В настоящее время Троице-Лыково внесено в «Список охраняемых деревень Москвы» и является единственным селом в пределах МКАД, снос которого в ближайшее десятилетие не планируется.

троице лыково деревня в москвеТроице-Лыково

троице лыково деревня в москвеРуины дома Ропета

На рубеже 1980-90-х годов храмы на территории бывшей усадьбы были переданы Русской Православной Церкви. Они были восстановлены, начались регулярные богослужения. Казалось бы, на этой оптимистичной ноте можно было бы и закончить рассказ. Если бы не одно «но».

Таинственная стройка, или посторонним вход воспрещен

Я приехала в усадьбу Троице-Лыково с экскурсией. У входа на территорию стояла рамка металлоискателя. Это было странно, но не более. Сразу за ней ко мне подошел охранник, и, указывая на мой зеркальный фотоаппарат, запретил снимать на территории. Правда, милостиво разрешил нашей группе фотографировать на телефоны.

троице лыково деревня в москвеОхранники ЧОПа у входа на территорию бывшей усадьбы

Разумеется, я была возмущена. Перед нами стояли старинные памятники архитектуры. Откуда запрет именно на съемку зеркальным фотоаппаратом?

Невзирая на запреты охранников, я все-таки стала фотографировать, тем более что экскурсовод сказал, что еще две недели назад такого запрета не было. Охранники стали ходить за нами, пристально следя, чтобы мы не нарушали запрет на фотосъемку. Наверное, можно было бы согласиться с ними и фотографировать на телефон. Но беда в том, что мой телефон садился. Да и сам этот запрет был в высшей степени абсурден.

троице лыково деревня в москвеОхранники в Троице-Лыково повсюду сопровождали нашу группу, пристально следя, чтобы мы не фотографировали на фотоаппараты

Когда мы вошли в Троицкую церковь, они встали с двух сторон, зорко следя, чтобы мы ничего не фотографировали внутри. Запретили они фотографировать снаружи и некое здание в старинном стиле, которое назвали «Гимназией». На мои просьбы показать письменный официальный запрет на фотосъемку зеркальным фотоаппаратом мне ответили отказом, мотивируя, что они люди подневольные, им начальник запретил и прочее-прочее.

троице лыково деревня в москвеСлева — здание Гимназии, которую по непонятным причинам запрещают фотографировать. По слухам, месяц обучения в ней стоит 15 тыс. рублей без питания

Естественно, настроение было подпорчено. Если бы не запрет охранников на фотосъемку, я спокойно сфотографировала бы храмы, прослушала замечательную экскурсию и затем написала бы статью про красоты этого места. Вместо этого они заострили моё внимание на серьезной проблеме.

Уже дома я стала разбираться, в чем же дело. Оказалось, что нынешняя ситуация весьма далека от идеала.

Доступ на территорию Троице-Лыково регулируется следующими законодательными актами:

1. Постановление правительства Москвы № 1012 от 1998 года «О проектных предложениях по установлению границ особо охраняемых природных территорий: природного парка «Москворецкий», природно-исторического парка «Останкино» и комплексного заказника «Петровско-Разумовское»,

2. Согласно закону № 48 от 2001 года «Об особо охраняемых природных территориях г. Москвы» Троице-Лыково признан зоной особо охраняемого ландшафта и зоной охраны историко-культурных объектов.

3. Федеральный закон № 73 от 2002 года «Об объектах культурного наследия народов России» гарантирует свободный доступ на территорию любому гражданину.

В интернете можно найти немало свидетельств того, как в Троице-Лыково нарушаются права граждан: ограничивается вход на территорию, запрещается фотосъемка. Из бесед с теми, кто неоднократно бывал здесь прежде, выяснилось, что уничтожены многие деревья в парке, часть территории огорожена и там ведется непонятное строительство.

С 1992 года здесь бесчинствовал «священник» Стефан Пристая, закрывший территорию от обычных граждан и превративший парк в гигантскую помойку, где были уничтожены сотни деревьев, кустарников и тысячи квадратных метров почвенного покрова. … В 2012 году усилиями общественности эти факты получили широкую огласку. Однако власти города вместо привлечения г-на Пристая к суду за совершённые преступления и расторжения договора аренды с РПЦ как недобросовестным арендатором передали усадьбу в прямое ведение патриарха Кирилла (Гундяева). Подробнее: http://openbereg.ru/?p=5749

В апреле 2013 года храмовый комплекс на территории храма Успения Пресвятой Богородицы в усадьбе Троице-Лыково был передан в качестве подворья Покровскому ставропигиальному женскому монастырю, расположенному в Москве у Покровской заставы.

Мне очень бы хотелось узнать у настоятельницы монастыря, почему на территории запрещается фотографирование на хороший фотоаппарат памятника архитектуры, который находится в списке Всемирного наследия ЮНЕСКО. Еще хочется понять, почему вообще запрещают фотографировать на территории монастырей и в храмах объекты культурного наследия. Когда идет служба, запрет понятен и обоснован. Но в другое время? Ведь наверняка многие, кто прочтут эту статью или увидят фотографии Троицкого храма в интернете, захотят увидеть его воочию, запечатлеть фото на память. И что же? Получат нагоняй от охранников. Будет ли после этого у человека доброе отношение к РПЦ? Ведь многие просто развернутся и уйдут. И больше никогда не вернутся сюда, помятуя о том гадливом чувстве, что это место для избранных небожителей. И еще, думаю, если бы я была здесь не в составе экскурсионной группы, а самостоятельно, охранники бы не стали церемониться и наверняка могли бы отобрать дорогостоящий фотоаппарат.

Усадьба Троице-Лыково на карте

Относительно того, когда можно попасть на территорию бывшей усадьбы, я не могу ничего сказать. Возможно, самый простой способ — это с экскурсией. Есть надежда, что по крайней мере своими глазами вы увидите все основные достопримечательности.

PS. К сожалению, вынуждена закрыть комментарии к этой статье по причине неадеквата некоторых комментаторов.

© Сайт «Дорогами Срединного Пути», 2009-2021. Копирование и перепечатка любых материалов и фотографий с сайта anashina.com в электронных публикациях и печатных изданиях запрещены.

Онлайн-сервисы, которые помогают мне путешествовать:
Дешевые авиабилеты: Aviasales
Гостиницы и базы отдыха: Booking
Туристическая страховка: Cherehapa
Экскурсии на русском языке: Tripster и Sputnik8

Хотите узнать больше о Китае?
Об этом я пишу в своем телеграм-канале «Срединный Путь»

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *