троице серафимовский женский монастырь

ТРОИЦЕ-СЕРАФИМОВСКИЙ МОНАСТЫРЬ

троице серафимовский женский монастырь
Троицкий собор Троице-Серафимовского монастыря. Фото не позднее 2012 г.

Женский монастырь во имя Всесвятой Живоначальной Троицы и преподобного Серафима Саровского в с. Совхозном Пятигорской епархии.

24 ноября 1895 года владелица Хомяковского хутора Нальчикского округа Екатерина Хомякова обратилась «с просьбой о разрешении ей построить в названном хуторе на свои средства церковь во имя Святой Троицы, при сем представила и план предполагаемой постройки. » Храм был закончен и освящен в 1902 году «в 15 верстах от станицы Зольской, Пятигорского отдела, по направлению к Эльбрусу, на возвышенном отроге горы Джинал. Церковь в имении г-жи Е. А. Хомяковой благолепна по наружному своему виду и богата внутренней своей обстановкой. «

При храме были возведены монастырские постройки и в 1907 году была создана женская монашеская община, просуществовавшая до 1928 года. Затем здесь разместились обсерватория и школа-интернат [2].

В 1995 году председатель Фонда культуры Кабардино-Балкарской республики Владимир Вороков выступил с инициативой возродить заброшенную Троицкую церковь. Начался сбор средств, вскоре пошли ремонтные работы. В 1998 году при храме возобновил свою деятельность Свято-Троицкий Серафимовский женский монастырь, который прошёл регистрацию в Министерстве юстиции 12 июля 1999 года. Сестринский корпус устроили в приобретенном епархией двухэтажном доме, расположенном рядом с храмом, возвели монастырскую ограду. Отреставрированная монастырская церковь стала собирать многочисленных богомольцев, на большие праздники люди приезжали со всей Кабардино-Балкарии и южных районов Ставропольского края. Фонд культуры Кабардино-Балкарии обратился к губернатору Ярославской области и в Ярославле были отлиты колокола для возрождающейся обители.

Монастырь развернул большую социальную работу среди местного, преимущественно мусульманского, населения: оказывал материальную поддержку малоимущим, устраивал благотворительные обеды, выделял продовольственную помощь многодетным семьям, организовывал учебно-воспитательный процесс в местной средней школе, помогал в обеспечении села водой и газом.

Источник

Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский монастырь

троице серафимовский женский монастырь

Кавказское Дивеево

Троицкий женский монастырь в горах Кабарды в народе называют Кавказским Дивеевым, возможно, потому, что женская община, образованная при Троицком храме в 1907 году, избрала своим покровителем преподобного Серафима, прославление которого состоялось за несколько лет до этого и было живо в памяти народа. Монастырь удивителен своей историей, архитектурным обликом, судьбами людей, с ним связанных. Его основала русская дворянка Екатерина Алексеевна Хомякова – дочь поэта, философа, богослова, историка Алексея Степановича Хомякова.

Слова отца: «Не строй десять университетов, создай одну обитель!» стали для дочери своеобразным заветом, может быть, не вполне осознанным в начале ее жизненного пути. Но воспитанная в духе любви и сострадания своему народу, на основах главенства духовных ценностей, она воплотила этот завет в дальнейшем.

Хомяковы часто бывали на Кавказе, с которым их связывали и дружеские, и родственные отношения. В семье воспитывался кабардинский мальчик Лукман (в крещении Дмитрий) Кадзоков, о котором заботились как о родном сыне. Хомяковы дали Лукману прекрасное образование: он стал первым кабардинцем, окончившим университет.

У родной сестры Екатерины – Софьи в Кисловодске была дача, где собирались многочисленные родственники, общество интересных, образованных людей, представителей разных народов. Взаимоотношения разных культур становились понятнее и ближе.

В то время на Кавказ приезжало немало переселенцев из дальних губерний России: их привлекали природа, климат и плодородные земли юга. Но не всем удавалось устроиться, часто люди теряли и то, что было нажито.

Специально для переселенцев в 1881 году Екатерина Хомякова приобретает участок земли неподалеку от Пятигорска на реке Золке и основывает хутор, населенный русскими крестьянами. Управлять хозяйством Екатерина Алексеевна приглашает местного жителя, кабардинца Астемира Шериева, сына старейшины аула Кармово. Несмотря на разницу происхождения, традиций и образа жизни их связывала глубокая дружба, уважение и взаимоподдержка.

После кончины Астемира Екатерина заботится о его вдове, близких. Исполняя предсмертное желание Астемира, она жертвует большую сумму денег на строительство мечети в его родном селении Кармово, приглашает известного архитектора Исмеля Алибекова. Воспитывавшаяся у вдовы Астемира – Селимхан Шериевой юная родственница Мазаго Шериева долго вспоминала помогавшую им Екатерину Алексеевну, рассказывая всем, что она: «гяур с крестом на шее и истинная мусульманка в душе».

В 1895 году Хомякова на личные средства начала строительство храма в честь Святой Троицы, по проекту академика С.У. Соловьева. Образцом послужил древний грузинский храм XII века в Гелати. Храм был облицован белым камнем и украшен резьбой с монограммами Христа. Маленькой Мцхетой называли созданное заботами Екатерины Алексеевны чудо – уменьшенную копию известного собора древней грузинской столицы. Линии его архитектуры так органично вписываются в пейзаж предгорий Большого Кавказа…

В 1902 году Свято-Троицкий храм был освящен. Колокола для него были отлиты в Москве на знаменитом колокололитейном заводе П.Н. Финляндского. Все иконы были выполнены в византийском стиле иконописцем и реставратором В.П. Гурьяновым. К сожалению, за прошедшее столетие росписи храма погибли полностью. Замечательный мраморный резной иконостас сохранился только фрагментами.

В 1904 году по прошению Хомяковой при Свято-Троицком храме была создана женская православная община с приютом для детей-сирот, школой и больницей для местного населения. Рядом был устроен чудесный сад: яблони, каштаны, березы, грецкий орех. Многие деревья плодоносят до сих пор. Источник в нижней части сада считали целебным. У кабардинцев вся местность называется Псынадаха, что значит «красивая вода».

В 1907 году женская община на хуторе Хомяковском была утверждена как Свято-Троицкая Серафимовская в честь преподобного Серафима Саровского. К осени 1910 года община превратилась в благоустроенную обитель с различными мастерскими. Старшей сестрой стала инокиня Ольга (Арнольд), воспитанница Санкт-Петербургского института благородных девиц. В 1911 году в мастерских обучалось 16 девушек. В годы Первой мировой войны приют при общине был расширен до 150 воспитанниц, за счет приема детей погибших воинов.

В конце 1920-х монастырь закрыли, община была преобразована в трудовую коммуну. Судьба основательницы монастыря Екатерины Хомяковой неизвестна с 1915 года. На территории хутора был организован совхоз, который посещал Н.С. Хрущев. Он потребовал уничтожить обветшавший храм, который использовали как склад. Но с Божьей помощью храм дожил до наших дней.

…В 1995 году по благословлению митрополита Ставропольского и Владикавказского Гедеона началось восстановление Троицкой обители. Настоятельницей была назначена монахиня Антония (Бобылева).

В 1998 году автору этих строк удалось побывать в восстанавливающемся Троицком монастыре и побеседовать с матушкой Антонией. Вспоминается туманный декабрьский день, рядом во дворе обители сложены стройматериалы: доски, камни, неподалеку небольшой костер, вокруг которого пьют чай и греются рабочие.

Рядом с Троицким храмом находится небольшой двухэтажный домик, в котором живут три монахини: матушка Антония, матушка Вера и матушка Надежда. Пока храм восстанавливается и служб в нем нет, правило они совершают в святом уголке, вычитывая, как полагается, весь суточный круг богослужений. Матушка Антония – вдова священника. Простота и приветливость ее располагают настолько, что маленькая комната с цветными занавесками, круглым столом, буржуйкой у окна, начинает казаться родным домом, где все принимают тебя как близкого человека.

– Десять лет назад у меня умер муж, и восемь, как я приняла монашество. Хотела быть в тайном постриге. В нашем роду все мужчины были в сане: священники, диаконы, а моя тетя еще молодой девушкой была принята в один из Киевских монастырей, две другие тети тоже были монахинями, жили во Владикавказе. Несколько лет назад собиралась в монастырь. Но где ни бывала – душа не лежала. И все думала: хоть бы у нас на Северном Кавказе открыли обитель…

Об этом месте ничего не знала, и, когда приехала, сразу мне понравился храм. Вспомнилась Грузия, Тбилиси, где мне приходилось часто бывать.

Однажды вечером к нам неожиданно приехали благочинный отец Иоанн Остапчук, отец Александр (Ищеин) – нынешний архиепископ Бакинский и Азербайджанский, и они стали меня убеждать возглавить общину зарождающегося женского монастыря. Было неловко: да кто я такая? Нужно молодых, ученых выдвигать, а я просто пойду на послушание, буду мыть, полоть и делать все, что потребуется. Когда пришел указ, всю ночь не спала, утром поехала к сыну – отцу Валентину и говорю ему: «Едем к владыке!» Доехали до Новопавловска, и вдруг пошел снег. Словно стена. Залепило стекло в машине. Хотели возвращаться, но я настояла. Проехали еще немного – сломался аккумулятор, машина сама остановилась. Позвонили владыке по телефону, он упокоил, сказал, что все будет хорошо.

В мае приехала сюда. Здесь все запущено, кругом бурьян, ночевать негде. Потом выкупили, отремонтировали несколько квартир. Теперь я здесь как дома. Я всегда мечтала, чтобы дом мой был рядом с храмом. Большинство местных жителей – очень хорошие люди. У них огороды располагаются недалеко от нас. Несут два ведра картошки – одно отдают нам. Благодарим, отказываемся, ведь детей у них помногу. А всё же делятся.

Недалеко от храма есть источник, вода в нем необыкновенно вкусная, местные жители часто ходят к нему за водой. Источник этот, как они рассказывают, еще при Екатерине Алексеевне был, основательнице храма.

Так и живем… Что говорить, монаху больше молчать нужно, глаза – вниз, послушание, смирение, терпение должно быть. Время теперь нелегкое, но уныния, слава Богу, пока не было.

Спустя несколько лет храм был восстановлен и освящен. Вокруг монастыря стали собираться не только монашествующие, но и община неравнодушных к этому святому месту людей. Завели свое маленькое хозяйство, огород. Необычная для этих мест архитектура храма, живописная местность и, конечно, радушие матушки Антонии стали привлекать паломников. В 2011 году епископом Пятигорским и Черкесским Феофилактом в монастырь на хранение была принесена частица пояса Пресвятой Богородицы.

Особенно много гостей бывает здесь на Троицу – престольный праздник обители.

В 2018 году 28 ноября игумения Антония отошла ко Господу. На ее место была назначена монахиня Тамара (Ушакова).

– Я приехала из Георгиевского монастыря, который находится в Ессентуках, – рассказывает матушка Тамара. Поначалу было очень страшно без опыта, без подготовки… Но меня подержали наш владыка – архиепископ Пятигорский и Черкесский Феофилакт и игумения Свято-Георгиевского монастыря Варвара (Шурыгина).

Монастырь у нас совсем небольшой: две монахини и послушница, да еще из Георгиевского приезжают к нам на помощь каждую неделю несколько монахинь – сестринская поддержка.

Если бывает священник, служим Литургию, а в остальные дни вычитываем суточный круг мирским чином. Когда случилась проблема с коронавирусом, мы закрыли ворота монастыря, но именно в это время, как никогда ранее, почувствовали, как мы нужны людям: многие звонили, кто-то приезжал, чтобы просто помолиться у ворот.

А в остальном монастырь живет тихой уединенной жизнью. Здесь особая атмосфера, тишина и красота кавказской природы – все вокруг располагает к молитве. Хотелось бы, чтобы сестер прибавилось… Надеемся, что когда закончим реконструкцию нашего небольшого келейного корпуса, это случится.

Источник

Свято-Троицкий Серафимовский женский монастырь

Свято-Троицкий Серафимовский женский монастырь

Расположен на отроге горы Джанал, в селе Совхозное Зольского района КБР, в 70км севернее Нальчика и 36км южнее Пятигорска.

троице серафимовский женский монастырь

троице серафимовский женский монастырь

Свято-Троицкий Серафимовский женский монастырь

троице серафимовский женский монастырь

Храм построен со звонницей, на которой висели пять небольших колоколов. Самый большой из них весил порядка 30-ти пудов. Колокола были отлиты в 1902 году в Москве на знаменитом колокололитейном заводе Финляндского.

Все иконы выполнены в строгом византийском стиле в Москве иконописцем и реставратором Двора Его Императорского Величества В.П. Гурьяновым. На верху иконостаса сиял позолоченный резной деревянный крест с рельефным резным медальонным изображением Христа в терновом венце, по обеим сторонам которого в особых мраморных постаментах располагались четыре синих лампады. Купол храма был украшен золотыми живописными звёздами, поддерживаемый четырьмя массивными каменными столпами, по левую и правую стороны в особых мраморных киотах размещены иконы Живоначальной Троицы и святых апостолов Петра и Павла, а над боковыми предалтарными арками – иконы Поклонение волхвов и Преображения Господня.

В самом алтаре на лампадной стороне престольного облачения был вышит вверху крест в сиянии, ниже него – древняя монограмма Спасителя и еще ниже вязью слова: «Сiе творите въ Мое воспоминанiе»… Стены храма были окрашены серой масляной краской, во всем храме строго выдержанный стиль «самоуглубления». Храм был также оснащён дорогой церковной утварью из чёрной воронёной стали, ковчегом, Евангелием, коврами, шитыми полотенцами и прочими ценными вещами».

В 1904 году по прошению Е.А. Хомяковой определением Священного Синода при Свято-Троицкой церкви открылся самостоятельный приход, а несколько позже при церкви создана женская православная община с приютом для детей сирот и больницей для окрестного населения. Община начиналась при двух монахинях, четырех послушницах и пяти приютянках в возрасте от двух до шести лет.

9 февраля 1907 года Высочайшим соизволением Государя Императора по определению Святейшего Синода утверждена женская община в честь преподобного Серафима Саровского (с 1908 году Свято-Троицкая Серафимовская община). К осени 1910 года община превратилась в благоустроенную обитель. Было приобретено 20 породистых коров из «горной Швейцарии». При общине открылся сыроваренный завод «с практическими курсами молочного хозяйства и с инструктором от казны», а также чулочно-вязальная и трикотажная мастерские, изготовлявших дамские пальто, фуфайки и пр. В 1911 году в них обучалось 16 девушек.

В конце двадцатых годов (1928?) монастырь закрыли, инфраструктуру разрушили. К современному периоду очень пострадал Троицкий храм. Хотя внешние стены храма были целы, но их тронули сырость, плесень. Внешняя облицовка стен частично разрушена. Кровли, окон, купола, у храма не было. Не было сводов, столпов. Внутреннее помещение храм было засыпано мусором почти до окон.

С 1995 года по благословению митрополита Ставропольского и Владикавказского Гедеона(☦ 2003г.) началось восстановление Свято-Троицкий обители. 7 марта 2000 года Священным Синодом РПЦ по прошению митрополита Ставропольского и Владикавказского Гедеона(☦ 2003г.) Свято-Троицкий приход в селе Совхозное Зольского района (Кабардино-Балкарская Республика) преобразован в Свято-Троицкий женский монастырь.

Настоятельницей была утверждена монахиня Антония (Бобылева). Понадобились десятилетия упорного труда насельниц, трудников и благотворителей монастыря, чтобы внешний вид храма Святой Троицы принял свой первоначальный облик. Постепенно приведена в порядок территория монастыря, выстроено красивое ограждение монастырских земель. Полностью выкуплен у местных жителей домик для монашеской обители. Посадили ёлочки, берёзы. Обустроили монастырское подворье. В феврале 2001 года освящены пять колоколов, отлитые в Ярославской области, и переданных в дар монастырю. В 2011 году епископом Пятигорским и Черкесским Феофилактом в монастырь на хранение принесён пояс Пресвятой Богородицы.

В 2000 году в 450 метрах от монастыря был открыт святой источник, освящённый в честь преподобного Серафима Саровского, явление которого неоднократно засвидетельствовано насельницами в монастырской истории.

троице серафимовский женский монастырь

Описание храма. В архитектуре храма синтезированы различные источники, включающие, наряду с армянскими и грузинскими прообразами, тенденции храмостроения Закавказья и Средней Руси XIX в.

Храм крестово-купальный, трёх-немфный, одно-аспидный, облицованный ракушечником.

В храм ведут две широкие каменные ступени, арка и массивная металлическая двухстворчатая дверь, над которой расположена звонница с 5-ю колоколами.

Внутренняя отделка храма выдержана в светло-зелёных и бирюзовых тонах.

Четырёхъярусный иконостас венчает Рублёвская икона Святой Троицы, списанная протоиереем Игорем Бобылевым (☦ 2009г.).

Северный и южный притворы однотонны с основным иконостасом.

На купольной части храма изображения Спаса Вседержителя (Пантократора).

Подкупольные и храмовые окна закрыты цветными витражами.

троице серафимовский женский монастырь

Святыни монастыря и храма. Источник Серафима Саровского. Архиерейская копия пояса Пресвятой Богородицы. Иконы с мощевиками: Преподобных Отцов Киево-Печерской Лавры; преподобного Никиты Столпника Переяславского; Васильевских новомучеников; новомучениц великой княгини Елизаветы и инокини Варвары. Местночтимые списки с чудотворных икон и образов: Божьей Матери «Достойно есть»; преподобного Серафима Саровского; святого Антония Великого.

Источник

Свято-Троицкий Серафимовский монастырь (Совхозное)

троице серафимовский женский монастырь

7 марта 2000 года Священным Синодом РПЦ по прошению митрополита Ставропольского и Владикавказского Гедеона Свято-Троицкий приход в селе Совхозное Зольского района (Кабардино-Балкарская Республика) преобразован в Свято-Троицкий женский монастырь.

Содержание

История [ править ]

Храм построен со звонницей, на которой висели пять небольших колоколов. Самый большой из них весил порядка 30 пудов. Колокола были отлиты в 1902 году в Москве на знаменитом колокололитейном заводе Финляндского.

троице серафимовский женский монастырь

Все иконы выполнены в строгом византийском стиле в Москве иконописцем и реставратором Двора Его Императорского Величества В.П. Гурьяновым. На верху иконостаса сиял позолоченный резной деревянный крест с рельефным резным медальонным изображением Христа в терновом венце, по обеим сторонам которого в особых мраморных постаментах располагались четыре синих лампады. Купол храма был украшен золотыми живописными звездами, поддерживаемый четырьмя массивными каменными столпами, по левую и правую стороны в особых мраморных киотах размещены иконы Живоначальной Троицы и святых апостолов Петра и Павла, а над боковыми предъалтарными арками – иконы Поклонение волхвов и Преображения Господня.

В самом алтаре на лампадной стороне престольного облачения был вышит вверху крест в сиянии, ниже него – древняя монограмма Спасителя и еще ниже вязью слова: «Сiе творите въ Мое воспоминанiе»… Стены храма были окрашены серой масляной краской, во всем храме строго выдержанный стиль «самоуглубления».Храм был также оснащен дорогой церковной утварью из черной вороненой стали, ковчегом, Евангелием, коврами, шитыми полотенцами и прочими ценными вещами».

В 1904 г. по прошению Е.А. Хомяковой определением Священного Синода при Свято-Троицкой церкви открылся самостоятельный приход, а несколько позже при церкви создана женская православная община с приютом для детей сирот и больницей для окрестного населения. Община начиналась при двух монахинях, четырех послушницах и пяти приютянках в возрасте от двух до шести лет.

9 февраля 1907 г. Высочайшим соизволением Государя Императора по определению Святейшего Синода утверждена женская община в честь преподобного Серафима Саровского (с 1908 году Свято-Троицкая Серафимовская община). К осени 1910 года община превратилась в благоустроенную обитель. Было приобретено 20 породистых коров из «горной Швейцарии». При общине открылся сыроваренный завод «с практическими курсами молочного хозяйства и с инструктором от казны», а также чулочно-вязальная и трикотажная мастерские, изготовлявших дамские пальто, фуфайки и пр. В 1911 году в них обучалось 16 девушек.

В конце двадцатых годов (1928?) монастырь закрыли, инфраструктуру разрушили. К современному периоду очень пострадал Троицкий храм. Хотя внешние стены храма были целы, но их тронули сырость, плесень. Внешняя облицовка стен частично разрушена. Кровли, окон, купола, у храма не было. Не было сводов, столпов. Внутреннее помещение храм было засыпано мусором почти до окон.

Архитектура [ править ]

В архитектуре храма синтезированы различные источники, включающие, наряду с армянскими и грузинскими праобразами, тенденции храмостроения Закавказья и Средней Руси XIX в.Храм крестово-купальный, трех немфный, одно аспидный, облицованный ракушечником.

В храм ведут две широкие каменные ступени, арка и массивная металлическая двухстворчатая дверь, над которой расположена звонница с 5 колоколами.

Внутренняя отделка храма выдержана в светло-зеленых и бирюзовых тонах.Четырех ярусный иконостас венчает Рублевская икона Святой Троицы, списанная протоиереем Игорем Бобылевым ( +2010 г.).Северный и южный притворы однотонны с основным иконостасом.

На купольной части храма изображения Спаса Вседержителя (Пантократора). Подкупольные и храмовые окна закрыты цветными витражами.

Современное состояние [ править ]

С 1995 году по благословлению митрополита Ставропольского и Владикавказского Гедеона началось восстановление Свято-Троицкий обители. 7 марта 2000 года Священным Синодом РПЦ по прошению митрополита Ставропольского и Владикавказского Гедеона Свято-Троицкий приход в селе Совхозное Зольского района (Кабардино-Балкарская Республика) преобразован в Свято-Троицкий женский монастырь.

Настоятельницей была утверждена монахиня Антония (Бобылева). Понадобились десятилетия упорного труда насельниц, трудников и благотоворителей монастыря, чтобы внешний вид храма Святой Троицы принял свой первоначальный облик. Постепенно приведена в порядок территория монастыря, выстроено красивое ограждение монастырских земель. Полностью выкуплен у местных жителей домик для монашеской обители. Посадили елочки, березы. Обустроили монастырское подворье. В феврале 2001 года освящены пять колоколов, отлитые в Ярославской области, и переданных в дар монастырю. В 2011 году епископом Пятигорским и Черкесским Феофилактом в монастырь на хранение принесен пояс Пресвятой Богородицы.

В 2000 году в 450 метрах от монастыря был открыт святой источник, освященный в честь прп. Серафима Саровского, явление которого неоднократно засвидетельствовано насельницам в монастырской истории.

Источник

Совхозное. Троицкий женский монастырь. Церковь Троицы Живоначальной.

Карта и ближайшие объекты

троице серафимовский женский монастырь

Статьи

Соловьев Сергей Устинович проектировал и строил храм Троицы Живоночальной на хуторе Хомяковой Е.А.
В храме Свято-Троицкого Серафимовского монастыря на правой колоне в рамке хранятся две фотографии – фасады храма после постройки (1902 год). На каждой фотографии указано, что автором проекта и строительства является академик, архитектор Соловьев Сергей Устинович. Тем не менее даже в монастыре не знают о том, кто был архитектором и строителем проекта. Матушка монастыря рассказывает, что храм строил брат Е.А. Хомяковой.

Ликвидируем этот пробел. Расскажем об архитекторе и строителе. Соловьев Сергей Устинович (1859-1912) – архитектор, плодотворно работавший в Москве. Создал ряд уникальных, типично московских памятников модерна, неоклассики и неорусского стиля. В 1879 г. окончил МУЖВЗ, а в 1883 г. – Академию художеств в Петербурге. Участвовал в реставрациях храма Василия Блаженного и Успенского собора в Кремле. Плодотворно работал в Москве (более 20 строений). Будучи художественно одарённым мастером, Соловьёв придавал всем своим произведениям черты подлинного искусства. Тонкий стилист, он удивительно точно отбирал те элементы архитектуры итальянского Ренессанса, древней Византии, Руси или классицизма, которые отвечали особенностям современной эстетики.

Разностилье работ Соловьёва объясняется как временем — расцвет его сил пришелся на годы перехода от эклектики к модерну и от модерна к ретроспективизму — так и объективными условиями работы. Соловьёв работал преимущественно на два круга заказчиков — на московские учебные заведения и на московские благотворительные учреждения семей Рахмановых, Третьяковых и Медведниковых. Разные потребности заказчиков обусловили разные стили построек — от краснокирпичной «провинциальной» эклектики до неоклассицизма и псковско-новгородского возрождения 1910-х гг, но всегда жестко ограниченные сметой. Пожалуй, только в собственном доме в Хлебном переулке архитектор дал волю чистому искусству.

СВЯТО-ТРОИЦКИЙ СЕРАФИМОВСКИЙ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ
…И безыменною молитвою о ней
Помянут верные в далекой стороне…

РОД ХОМЯКОВЫХ
Кабардино-Балкария. Зольский район. Село Совхозное. Подъезжая к селению, уже на горизонте засверкает в лучах солнца купол храма во славу Святой Троицы. Почти сразу внутри тебя возникнет вопрос: «Как среди пустынных полей, холмов и ветхих домов оказался здесь величественный храм старинной грузинской архитектуры?» Одинокий и гордый он, молча, хранит свою вековую историю…

Алексей Степанович Хомяков родился 1 (14) мая 1804 года в Москве на Ордынке, в приходе Егория, что на Всполье. Но детство его протекало в «дворянском гнезде» в Богучарове Тульской губернии. Здесь сохранились предания о давно минувших временах, о любви тишайшего государя к подсокольничему Петру Хомякову. Несомненно, на подростка оказал влияние рассказ и о том, как Кирилл Иванович Хомяков, умирая бездетным, предложил крестьянам самим избрать наследника из рода Хомяковых. Крестьяне, собрав нужные сведения о родственниках из рода Хомяковых, выбрали прадеда Алексея Степановича и утвердили его в правах наследства. Учился Хомяков в Московском университете, окончил его физико-математическое отделение в 1822 году с ученой степенью кандидата математических наук. С 1823 по 1825 год он находился на службе в кавалерийском полку. В 1828-1829 годах А.С. Хомяков участвовал в русско-турецкой войне, был ранен, по возвращении вышел в отставку и с того времени занимался общественно-литературной деятельностью. Вот что говорил после смерти Хомякова его командир: «… образование его было поразительно превосходное. Какое возвышенное направление имела его поэзия! Он не увлекался направлением века к поэзии чувственной. У него все нравственно, духовно, возвышенно. Ездил верхом отлично, по всем правилам берейторской школы. Прыгал через препятствия в вышину человека. На эспадронах дрался превосходно. Обладал силою воли не как юноша, но как муж, искушенный опытом. Строго исполнял все посты Православной Церкви, а в праздничные и воскресные дни посещал все Богослужения». По определению П.А. Флоренского, Хомяков был «целомудренный в выражении своей внутренней жизни, и даже до скрытности, весь цельный, и гордый своей цельностью, не допускавший в себе рефлексии над собою».

Исконная деревенско-помещичья свобода, богатство, независимость — от начальства, от литературного труда, от текущей политики — все это придавало особенную направленность его поискам идеальной жизни для человека вообще и для русского человека в частности. Поиски внутренней свободы привели Хомякова к учению, которое позже получило неточное название славянофильства. Факт рождения славянофильской идеологии Н.А. Бердяев рассматривал как явление, имеющее общенациональное значение: «Славянофильство — первая попытка нашего самосознания, первая самостоятельная у нас идеология. Тысячелетие продолжалось русское бытие, но русское самосознание начинается с того лишь времени, когда Иван Киреевский и Алексей Хомяков с дерзновением поставили вопрос о том, что такое Россия, в чем ее сущность, ее призвание и место в мире». Хомякова считают православным пророком, предвидевшим торжество Церкви. Он первый выявил и сформулировал национальные интересы России. В его личности и творчестве содержится колоссальная духовная и нравственная сила, необходимая для сохранения русской нации и возрождения России.

Музей 40-х годов вскоре был закрыт. Архив А.С. Хомякова оказался в Историческом музее, а фамильные портреты и картины до сих пор пылятся в запасниках Третьяковской галереи. После закрытия музея в хомяковском доме на Собачьей площадке размещалось Гнесинское музыкальное училище. Собачья площадка вместе с этим домом была снесена по команде Н.С. Хрущева при прокладке Нового Арбата.

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ СВЯТО-ТРОИЦКОГО СЕРАФИМОВСКОГО ЖЕНСКОГО МОНАСТЫРЯ

Екатерина Алексеевна, выстроив на своем участке усадьбу со всеми необходимыми хозяйскими службами, занявшись сельским хозяйством и скотоводством, и поставив их на рациональные начала, задумала окружить себя чисто православными людьми. Для этой цели она стала уступать участки своей земли за баснословно низкую цену, помогая поселенцам в строительстве домов. Таким образом, в окрестностях ее имения образовалась небольшая русская колония хуторян, состоявшая из 12 домов. Е.А. Хомякова способствовала и распространению в то время почти не практиковавшегося в этих краях садоводства, главным образом, из-за «отсутствия в массах самых простых сведений по садоводству». Хомякова доставала редкие декоративные и плодовые деревья, выписывая многие сорта из-за границы. Некоторые из них, например, ореховые деревья, французский шафран, редкие сорта березы, ель, каштан до сих пор растут в селе Совхозном.

Е.А. Хомякова поддерживала добрососедские отношения и с местным населением. В 1881-1902 годы управлял хутором Хомяковой кабардинец Астемир Шериев. Шериев был частным землевладельцем, владельцем кирпичного завода, построенного при содействии Хомяковой, и его хутор находился в 200 саженях от ее хутора. После смерти Астемира Шериева (1902) Екатерина Алексеевна и Талиб Кашежев (представитель кабардинской интеллигенции, революционер и просветитель) приняли живое участие в судьбе вдовы умершего Астемира Шериева, Селихман, узнав, что шариатом переход имущества по духовному завещанию не предусмотрен, они старались не допустить, чтобы братья покойного воспользовались имуществом своего брата согласно шариатским правилам. После смерти Шериева Хомякова поставила над его могилой железную ограду с замком, изготовленную в г. Пятигорске. Вплоть до 70-х годов ХХ века она оставалась единственной на сельском кладбище. Хомякова и здесь показала горцам пример почитания памяти усопшего. Рассказывают, что Астемир и Екатерина Алексеевна Хомякова глубоко симпатизировали друг другу. Отношения Екатерины Хомяковой и Астемира Шериева обрели в Кабарде статус легенды. Общеизвестный факт их связи наполнен особым романтическим содержанием, высоте которого вынуждены соответствовать даже носители сельской молвы. Знакомство Шериева и Хомяковой могло состояться в Кисловодске, куда наряду с другими жителями селения он довольно часто приезжал по торговым делам. Об этом, в частности, со слов очевидцев рассказывала его близкая родственница, Шериева Мазаго Батырбековна, которая воспитывалась у овдовевшей Селихман Шериевой. Мазаго хорошо помнила Хомякову, красивую смуглую женщину среднего роста, которая во всем им помогала. Мазаго запомнилась Е.А. Хомякова, как «гяур с крестом на шее и истинная мусульманка в душе».

Первоначальный проект храма был составлен знаменитым церковным зодчим Н.В. Султановым, но затем (при невыясненных обстоятельствах) за проект взялся известный академик и архитектор Сергей Устинович Соловьев (1859-1912), плодотворно работавший в Москве. Соловьев является автором проекта и строителем Свято-Троицкого храма на хуторе Хомяковой. В 1895 году чертежи проекта экспонировались на архитектурно-художественной выставке при II Съезде русских зодчих. А спустя десять лет два вида храма и план были опубликованы в Ежегоднике Общества архитекторов-художников (ОАХ) с подписью: «Церковь в имении Е.А. Хомяковой близ Пятигорска. Проект [ировал] и стр [оил] С.У. Соловьев, академ [ик] и архит [ектор] Москва. В отличие от Султанова, Соловьев на Кавказе до того не бывал. Очевидно, базой для проекта были исключительно увражи и фотографии, что вполне естесственно для академической школы. С.У. Соловьеву была чужда репликация того или иного древнего памятника. Он синтезирует в своем проекте целый комплекс источников, включающий, наряду с армянскими и грузинскими праобразами, современные тенденции храмостроения Закавказья и Средней Руси. В 1902 году строительство Свято-Троицкого храма было завершено. В этом же году храм был освящен, предположительно, священником Николаевской церкви станицы Зольской отцом Капитоном (Лавровым), который писал в своем рапорте: “Как приходской священник, заведовал Свято-Троицким Храмом в имении госпожи Хомяковой лично двенадцать лет служил при обстоятельствах сказанного Храма – возникновения, устроения и целях его назначения.”

По прошению Екатерины Алексеевны определением Священного Синода от 16 февраля 1904 г. при Свято-Троицкой церкви открылся самостоятельный приход из священника и псаломщика, которым было назначено 300 и 100 рублей в год серебром соответственно. Священный Синод при этом учел, что на содержание упомянутых лиц Хомякова уже выделила 800 рублей в год. Екатерина Алексеевна полагала, что в скором времени церковь будет зарабатывать за счет прихожан и новых поселений православных на кабардинские земли, но надежды ее не оправдались. Не оправдались надежды и на штатного священника, который страдал большими «нравственными недочетами». Тогда Е.А. Хомякова решает открыть при церкви женскую православную общину с приютом для детей сирот и больницей для окрестного населения. Община начиналась при двух монахинях, четырех послушницах и пяти приютянках в возрасте от двух до шести лет.

По рекомендации знакомых Екатерина Алексеевна для управления общиной пригласила некую рясопослушницу Екатерину Менцендорф. С тихой вкрадчивостью вошла она к Хомяковой в доверие и пыталась выхлопотать для себя рядом с общиной земли в 10 десятин для обеспечения своего будущего существования. Кроме того Менцендорф больше была занята своими делами, чем делами общины. В этот же период по приглашению Екатерины Алексеевны в общине поселилась бывшая начальница Знаменской женской общины, что на Святом Ключе близ г.Омска, мантийная монахиня Сидония, принявшая иноческое пострижение в известном Леснянском монастыре. При постоянном отсутствии послушницы Екатерины Менцендорф, все дела пришлось вести матушке Сидонии, которая находилась уже в преклонном возрасте. Вскоре послушница Менцендорф покинула общину, забрав с собой всех детей с их имуществом. Но поступили на воспитание новые дети сироты, и в 1906 г. (май, июнь) заведование и устройство Свято-Троицкой общины было передано монахине Сидонии, причисленной к Владикавказскому Покровскому женскому монастырю.

26 апреля 1910 года монахиня Сидония все книги, документы и бумаги передала своей заместительнице монахине Ольге в присутствии благочинного общины архимандрита отца Иерофея. Об этом же свидетельствует и тот факт, что Е.А. Хомякова составила доверенность, в которой подтверждала, что передает 40 десятин земли в дар и этот дар должна принять монахиня Ольга. А ввиду болезни Е.А. Хомяковой необходимо было срочно переоформить, ранее выданную монахине Сидонии, доверенность. Так, указом Владикавказского Епархиального Начальника от 3 сентября 1910 г. за № 407 «настоятельнице Свято-Троице-Серафимовской Общины монахине Ольге было определено выдать уполномочие с правом передоверия, предписав ей лично или через доверенное лицо совершить у нотариуса акт на закрепление подаренной земли Е.А. Хомяковой. В уполномочие это входило также решение всех социально-правовых и хозяйственных вопросов Общины. И уполномочие, что полностью или по частям она может передавать землю другим лицам по своему выбору».Так высоко было доверие Екатерины Хомяковой к Ольге Арнольд, которое та полностью оправдала.

В июне 1911 года для Свято-Троицкой Серафимовской общины был назначен священник Федор (Попов). В дальнейшем община вновь пользовалась услугами Второ-Афонского мужского монастыря. Благочинным Третьего Округа, куда относился и Свято-Троицкий храм, был священник Николай (Ольгин). В течение двух лет монахиня Ольга «высоко подняла культурно-просветительскую деятельность вверенной ей общины». Вместо маленького флигеля «поднялся красивый корпус длиною и шириною 12 на 18 сажень». Уже к осени 1910 года Троице-Сергиевская община превратилась в благоустроенную обитель. Благодаря стараниям энергичной инокини Ольги, Министерство земледелия и промышленности назначило пособие для оборудования при общине мастерских: чулочно-вязальной и трикотажной, изготовлявших дамские пальто, фуфайки и пр. В 1911 году в них обучалось 16 девушек. В том же году министерство «прислало на 4 тыс. руб. машин (стоимостью по 200-800 руб. каждая)». Мастерские имели учительниц «от казны», «образовался уже склад, и принимаются заказы».

В годы Первой Мировой войны монастыри были важным звеном в социальном служении. Еще 7 марта 1911 г. Святейший Синод издал постановление о привлечении монахинь и послушниц Православных Российских монастырей к деятельности Красного Креста по уходу за больными и ранеными в период войны и других общественных бедствий. В конце ноября 1915 г. при Владикавказском военном госпитале открылись (уже в шестой раз) курсы сестер милосердия для монахинь и послушниц Георгиевского, Крестовоздвиженского, Покровского монастырей. Начальник Терской области генерал-лейтенант Флейшер выразил желание, «чтобы женские монастыри командировали на эти курсы шесть монахинь, по две из каждого монастыря». Кроме делегирования слушательниц курсов, начальница Троице-Серафимовской общины Ольга Арнольд заявила о готовности открыть при общине лазарет для 150 раненых.

При общине действовала церковная школа грамоты, которую решено было преобразовать в «одноклассную с четырехгодичным курсом». По окончании школы грамоты детям предстояло заниматься в ремесленной школе. Специальность своих профессиональных занятий дети могли выбирать по желанию. По окончании учебы выпускники получали свидетельства о своих практических навыках, приобретенных в школе. Интересно отметить, что ученицы-сироты (а они имели преимущественное право поступления), закончившие школу и не пожелавшие остаться «дальше жить в обители», отпускались «в жизнь», причем каждой ученице выдавалась в собственность «та машина (стоимостью 200-800 руб.), которая была ея специальностью». В общине культивировались передовые методы земледелия. В частности, применялась «грядковая культура по способу агронома Демченко». Культурно-просветительская деятельность общины, очевидно, оказывала благотворное воздействие на окружающую ее среду. В этот период Е.А. Хомякова живет в Москве, но часто посещает свой хутор. Она принимает там гостей: брата Николая и сестру Ольгу Алексеевну с детьми. Оставшись одна, Екатерина Алексеевна поддерживает связь с родными в письмах, в которых обсуждает дела хутора, рассказывает о намерениях улучшить внутреннее убранство церкви, рассуждает о тревожных переменах в России и сетует на свое плохое самочувствие. В письме от 25 июля 1915 года она пишет брату Дмитрию, что собирается в Москву, так как скверно себя чувствует: «В такие минуты безотчетно боюсь удаляться от своих, невзирая на то, что уже ничего не могу делать ни для кого при моей старости и дряхлости»… 17 августа 1916 года она написала из хутора: «Я очень плохо пишу…, очень устаю,… простудилась в дороге из Москвы на Кавказ». Далее судьба Е.А. Хомяковой неизвестна, только слухи…

Свято-Троицкий женский монастырь в Терской области один из немногих, в деятельности которого государственные учреждения принимали активное участие. С таким трудом получивший официальное разрешение на существование, община оказала неоспоримое благотворное влияние на жителей округи, увеличение числа сирот принимаемых монастырем, не только давала приют и кров сиротам женского пола, но возможность получить специальность, стать кем-то значимым в жизни. В конце двадцатых годов (1928?) монастырь закрыли, инфраструктуру разрушили, пострадал и Троицкий храм. После закрытия монастыря Ольга (Арнольд) вернулась в Петербург, жила с дочерью в крохотной комнатке на Васильевском острове и умерла в самом начале 30-х годов XX века.

Автор: Золотухина Ольга Михайловна – к.т.н., доцент, академик РМА

Источники: архивные материалы Свято-Троицкого Серафимовского женского монастыря; материалы архивной службы при Правительстве Северная Осетия, Владикавказ; Архитектура старого Кисловодска. Книга С.Б. Боглачева и С.Н. Савенко
Материалы сайта: http://oiru.archeologia.ru/ex012.htm, http://kmvline.ru/arch_kislovodsk/63.php,http://www.hipersona.ru/scientists/sci-philosophers/2054-aleksey-khomyakov

В 1995 году председатель Фонда культуры Кабардино-Балкарской Республики (КБР) Владимир Халидович Вороков впервые выступил с инициативой возродить Свято-Троицкий храм, расположенный в селе Совхозном Зольского района. Заинтересовавшись судьбой представительницы древнейшего русского рода Екатерины Алексеевны Хомяковой, он создал телевизионный фильм «Я тебя никогда не забуду…», который вызвал большой резонанс. Было принято решение о начале сбора средств для его восстановления. За поддержкой обратились к президенту КБР Валерию Кокову, который проявил настоящую заинтересованность в возрождении храма.

В 1998 году матушка Антония (Бобылева) «возглавила» Свято-Троицкий приход в селе Совхозное, находясь до этого времени 10 лет в тайном постриге. Есть такая черта древнерусской праведности — особый «чин» вдовства. Русские княгини второй раз замуж не выходили. Многие вдовы постригались и уходили в монастырь после погребения мужа. Русская жена всегда была верна, тиха, милосердна, кротко терпелива, всепрощающа… Она поселилась около разрушенного Свято-Троицкого храма одна в шалаше из бурьяна, накрыв его клеенкой. Местность вокруг храма была заболоченной. Внешние стены храма были целы – их тронули сырость, плесень, частично снята облицовка стен. Кровли, окон, купола, у храма не было. Очень сильно пострадала внутренняя отделка. Не было сводов, столпов, стены ободраны, пол в ямах и бурьяне. По оставшимся фрагментам лепнины можно было понять, каким великолепием торжествовал этот храм до разрушения. Работу в приходе матушка Антония начала с осушения у храма заболоченных мест. Она пешком ходила из села Совхозное до автотрассы Пятигорск – Нальчик (не менее 10-12 км), а дальше ехала на перекладных до строительных баз – покупала песок, цемент, доски. А потом стала также привозить стройматериалы для восстановления храма. Матушка сама нанимала строителей, поднимала православных людей на помощь, руководила всеми строительными работами.

При отделке храма финансовая помощь поступала от владыки Феофана из Ставропольской и Владикавказской епархии. Неоднократно владыка Феофан помогал и рабочей силой. Большую физическую и материальную поддержку возрождающейся обители оказали прихожане Новопавловского прихода, Прохладненского прихода и храма Михаила Архангела в г. Майском (КБР), где они с батюшкой Николаем прослужили 19 лет (отец Николай был настоятелем храма Михаила Архангела). Отец Илья от Покровского собора Минеральных Вод помог строителями, которые сделали кровлю. Первую зиму матушка Антония жила в шалаше. Зима была лютая… Вскоре была выкуплена часть дома, прилегающая к монастырю, и в начале марта 1999 года матушка переселилась в комнату. Владимир Халидович Вороков, узнав, что матушка Антония живет при храме одна, провел для нее стационарный телефон. Так прошли три года отшельничества, труда, поста и молитвы, пока не пришли первые насельницы.

На заседании Священного Синода РПЦ от 7 марта 2000 года «Слушали: Прошение митрополита Ставропольского и Владикавказского Гедеона о преобразовании Свято-Троицкого прихода в селе Совхозное Зольского района (Кабардино-Балкарская Республика) в Свято-Троицкий женский монастырь. Постановили: Благословить преобразование Свято-Троицкого прихода в селе Совхозное Зольского района (Кабардино-Балкарская Республика) в Свято-Троицкий женский монастырь». Настоятельницей была утверждена монахиня Антония (Бобылева). Понадобились годы, чтобы внешний вид храма Святой Троицы принял свой первоначальный облик. Были отреставрированы купол и кровля, очищены стены, заменены металлические двери. Выполнены основные отделочные работы внутри храма. Проведена штукатурка стен, грунтовка, шпатлевка, покраска. Поставлен иконостас и выполнены основные работы по иконописи и убранству храма. Иконостас матушка оформляла вместе с сыном, миссионером, протоиереем отцом Игорем (1960-2009), им же написаны несколько икон, хранящиеся в храме. Рублевская икона Святой Троицы, списанная отцом Игорем, помещена над Царскими вратами.

13 февраля 2001 года в Свято-Троицком монастыре благочинный церквей Кабардино-Балкарии отец Леонид (Ахидов) в сослужении священнослужителей Ставропольской и Владикавказской Епархии освятили пять колоколов, отлитых в Ярославской области, и переданных в дар Свято-Троицкому храму. Колокола были отлиты в рамках дружеских и культурно-экономических связей, сложившихся у Кабардино-Балкарии с Ярославской областью еще в конце 80-х годов ХХ века и также при содействии руководителя Фонда культуры КБР Ворокова В.Х.
Местные власти выделили обители небольшой участок земли. От старого имения Е.А. Хомяковой и обители с сорока десятинами земли ничего не осталось…

Автор: Золотухина Ольга Михайловна – к.т.н., доцент, академик РМА
Источники: архивные материалы Свято-Троицкого Серафимовского женского монастыря; материалы архивной службы при Правительстве Северная Осетия, Владикавказ; Архитектура старого Кисловодска. Книга С.Б. Боглачева и С.Н. Савенко. Материалы сайта: http://oiru.archeologia.ru/ex012.htm
http://kmvline.ru/arch_kislovodsk/63.php, http://www.hipersona.ru/scientists/sci-philosophers/2054-aleksey-khomyakov

Церковь Святой Троицы освящена 15 сентября 1902 года.

Источник: Из писем Николая Алексеевича Хомякова О.А. Вонлярлярской.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *