троице сергиев монастырь на карте
Как добраться до Лавры
Из Москвы до Свято-Троицкой Сергиевой Лавры можно добраться несколькими способами: на электричке, автобусом, на автомобиле и даже пешком. Расскажем подробнее о каждом из них.
1. Как доехать на электричке до Троице-Сергиевой Лавры
Пригородный электропоезд — наиболее распространенный способ добраться до монастыря своим ходом. Для этого необходимо приехать на Ярославский вокзал (метро «Комсомольская») и оттуда отправиться на электричке до станции «Сергиев Посад» (направление Сергиев Посад, Александров или Балакирево).
Также путь в Сергиев Посад можно начать от станции Ростокино (на МЦК одноименная станция «Ростокино»).
Время в пути и стоимость
Среднее время в пути на обычной электричке, как правило, составляет полтора часа. Билет стоит около 200 рублей. Также несколько раз в день в Сергиев Посад с Ярославского вокзала отправляется экспресс. Дорога на нём займет около часа, однако цена билета выше, чем на обычный электропоезд.
Расписание электричек и точную стоимость билета смотрите здесь.
От железнодорожной станции в Сергиевом Посаде нужно пройти пешком в сторону Свято-Троицкой Сергиевой Лавры по Сергиевской улице, расстояние составляет около 1 км. По дороге, на Блинной горе, есть смотровая площадка, с которой открывается красивая панорама Лавры. Затем спуститься в подземный переход и выйти прямиком к монастырю.
Также можно воспользоваться городским общественным транспортом: автобусом или маршрутным такси. В этом случае вам необходимо доехать до остановки «Белый пруд», а затем пройтись немного пешком.
2. Как добраться на автобусе до Сергиева Посада
Автобус № 388 из Москвы до Сергиева Посада отправляется от улицы Космонавтов, дом 2А (метро «ВДНХ») каждые 20–25 минут. Автостанция находится возле гостиницы «Космос». Выйдите из метро направо, спуститесь в подземный переход через проспект Мира. Из перехода поверните направо, через сто метров на светофоре перейдите дорогу и слева увидите остановку автобусов.
Время в пути и стоимость
Стоимость проезда около 200 рублей. Среднее время в пути — 1 ч 20 мин, если нет загруженности дорог или пробок. Из столицы первый автобус отправляется в 6:40, последний рейс — в 22:50.
Автовокзал в Сергиевом Посаде находится на одной площади с железнодорожным вокзалом.
До Троице-Сергиевой Лавры нужно пройти пешком по Сергиевской улице около 1 км, затем перейти дорогу через подземный переход к монастырю.
Также можно воспользоваться городским общественным транспортом: автобусом или маршрутным такси. В этом случае вам необходимо доехать до остановки «Белый пруд», а затем пройтись немного пешком.
3. Как доехать на автомобиле до Лавры
На автомобиле доехать до Лавры достаточно просто. Расстояние от центра Москвы до Сергиева Посада составляет около 70 км. При отсутствии пробок дорога займет чуть более часа. Необходимо выехать на Ярославское шоссе (трасса М-8 «Холмогоры»), на 46-м километре повернуть на Сергиев Посад.
В Сергиевом Посаде нужно ехать по проспекту Красной Армии (центральная улица города). Дорога приведет к Лавре.
Парковки
На проспекте Красной Армии, напротив Вечного огня, есть автомобильные парковки. Территория круглосуточно охраняется и находится под видеонаблюдением, работает шлагбаум.
Парковки расположены на проспекте Красной Армии по направлению движения к центру города. Въезд на первую из трех стоянок расположен сразу за домом 91а. График работы — круглосуточный. Сумма пожертвования за парковку легкового автомобиля — 200 рублей в сутки; для грузового авто или автобуса — 500 рублей.
4. Пешая тропа из Москвы в Свято-Троицкую Сергиеву Лавру
Еще один способ добраться до монастыря — туристская экотропа «Дорога в Лавру» — преемница исторической дороги в Троицкую обитель.
В течение многих лет по этой дороге ходили и цари, и простой народ. По преданию преподобный Сергий Радонежский всегда путешествовал пешком, поэтому паломничество совершали также, пешком.
Маршрут проходит от стен Московского Кремля до Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. По этой дороге можно идти пешком или проехать на велосипеде.
Протяженность пешего маршрута в Лавру составляет 120 км. Его можно пройти частями, каждый раз возвращаясь к месту завершения предыдущей части (не все могут осилить это расстояние сразу ввиду отсутствия времени или сил). По дороге в Лавру есть возможность посетить и другие знаковые места. Например, село Радонеж, Покровский Хотьков монастырь или музеи-заповедники «Абрамцево» и «Мураново».
Посмотреть карту и узнать больше информации можно здесь.
Троице-Сергиева лавра
Троице-Сергиева лавра — визитная карточка, основное значимое место Сергиева Посада. Именно она дала начало становлению города и стала гордостью русского православия. С момента основания и во все последующие времена этот монастырь был и остается одним из главных притягательных духовных и культурных центров. Обойти, осмыслить и оценить все строения Лавры, а их более 50-ти, невозможно за одно-два посещения.
Монастырь всегда реконструировался, переделывался и обновлялся. Жизнедеятельность в нем ни на минуту не останавливалась и не замирала, и, наверное, ни одно здание не сохранило своего первозданного образа. В Лавру ведут несколько дорог, основными воротами являются Святые Врата с церковью Рождества Иоанна Крестителя, постройки XVII века.
Ежегодно тысячи верующих совершают паломничество в Троице-Сергиеву лавру, чтобы увидеть святыни монастыря, познакомиться с его историей и архитектурой, принять участие в богослужениях.
Расписание богослужений в Троице-Сергиевой лавре
Службы в храмах Троице-Сергиевой лавры проходят ежедневно.
Трапезный храм: в будни ранняя литургия в 6:15, поздняя литургия в 8:30, вечерня — в 16:45.
Успенский собор: в воскресенье и праздничные дни ранняя литургия в 5:30, поздняя — в 8:30; всенощное бдение в 17:00.
Троицкий собор: утренние службы в 5:30 и 6:30, в воскресенье и праздники — с 5:30, молебны преподобному Сергию по расписанию.
Также богослужения регулярно проводятся и в других храмах лавры: в Предтеченской церкви, храме Св. апостолов Петра и Павла.
Основное расписание служб в Троице-Сергиевой лавре — на этой странице официального сайта.
Храмы и соборы Троице-Сергиевой лавры
Главный соборный храм Лавры и древнейшее сооружение на территории комплекса — Троицкий собор, построен в XV веке на месте древнего храма, стоявшего над местом упокоения Сергия Радонежского. Троицкий Собор является одним из немногих, построенных в стиле раннего московского зодчества из белого камня. Изначально внутреннее убранство храма, его росписи были выполнены Даниилом Черным и Андреем Рублевым. Однако фрески, созданные ими, утрачены для наших поколений. Храм строился в 1422—1423 гг.
Крупнейшее здание монастыря — Собор Успения Божией Матери. Он построен в XVI веке и символизирует покорение и присоединение Астрахани и Казани. C конца XVI — начала XVII веков стал местом усыпальницы митрополитов Москвы. Доступен для посещения в часы служб, утром и вечером. В остальное время закрыт.
Успенский кладезь с часовней — храм второй половины XVII века, построен у юго-западного угла Успенского собора над обнаруженным святым источником.
Построенная в XV веке церковь во имя Святого Духа, сошедшего на апостолов. В середине XVII века с северной стороны к стене церкви был сооружен придел над прахом Максима Грека — знаменитого философа и писателя.
Церковь во имя преподобного Никона Радонежского (XVI век) построена в честь сподвижника и ученика преподобного Сергия. Она стоит на месте его захоронения. Позже дополнительно была пристроена палатка погребения св. Серапиона Новгородского. Она так и называется — Серапионова палатка.
Предтеченский храм у восточной стены обители (конец XVII века) — надвратная церковь, в которой регулярно проходят службы. Пятиглавие храма восстановлено в 1974 году.
Единственный шатровый храм Лавры — церковь Соловецких чудотворцев Зосимы и Савватия, располагается в западной части монастыря.
Трапезная церковь. Выстроена в XVIII веке в честь основателя Лавры святого Сергия.
Михеевский храм (XVIII век). Построен вплотную к Трапезной церкви в память о посещении святого места Пресвятой Богородицей. Сергию Радонежскому и его келейнику, преподобному Михею, было дано видение Божией Матери в сопровождении двух апостолов. Они были оповещены о процветании монастыря, когда их не станет. Во имя этого чудесного события построен сей храм. В нем находятся мощи св. Михея.
Смоленская церковь построена в XVIII веке в честь чудесного исцеления псаломщика, который страдал болезнью рук. Исцеление ему дала икона Богоматери Смоленской, которая была установлена на фасаде поварни монастыря. На этом месте был возведен храм, а икона стала считаться чудотворной и была помещена в иконостас.
Колокольня Троице-Сергиевой Лавры высотой 88 метров возведена в 1770 году, замыкает ансамбль Соборной площади лавры с северной стороны.
Другие постройки и достопримечательности Троице-Сергиевой лавры
Трапезная палата XII века. Изначально в ней размещались трапезные — большая и малая. Большая предназначалась для особых приемов, а в малой обедали обитатели монастыря.
Покои для царской семьи — «Царские чертоги» (XVII век). Здесь останавливался на отдых царь со свитой. Здание находится в ведении Духовной академии.
Построенное в XVII веке здание резиденции митрополитов. В настоящее время здесь находится резиденция патриархов.
Онлайн-карта Троице-Сергиевой лавры
Подворья Троице-Сергиевой лавры
Ближайшее к Лавре подворье находится — Пятницкое — в нескольких шагах от монастырского комплекса, в него входят древнейшие в городе храмы за пределами лавры — храм Параскевы Пятницы и Введенская церковь. В Сергиевом Посаде статус подворья Лавры имеют также Спасо-Вифанский монастырь, Храм в честь явления Божией Матери преподобному Сергию Радонежскому, Всехсвятское подворье.
Большинство представительств лавры располагается в малых населенных пунктах Сергиево-Посадского района: подворья имеются в селах Благовещение, Деулино, Радонеж, поселках Богородское и Лоза, городе Пересвет.
Действующие подворья монастыря за пределами Сергиево-Посадского района:
Подробно о подворьях и скитах, контакты храмов — на официальном сайте Троице-Сергиевой лавры.
Подворье Троице-Сергиевой Лавры в Москве
Московское подворье создано еще при жизни Сергия Радонежского. С этой обителью оказались связаны важнейшие события российской истории XVI–XIX веков: в монастыре крестил своего сына великий князь Василий III, к обители приходили на покаяние горожане, признавшие Лжедмитрия. Сейчас самая почитаемая святыня Московского Троицкого подворья — икона Божией Матери «Достойно есть».
Как добраться до Троице-Сергиевой лавры из Москвы
Из Москвы можно доехать на электричке с Ярославского вокзала до станции Сергиев Посад (1 час или 1 час 20–30 минут в пути).
Кроме того, от различных станций метро до Сергиева Посада курсируют рейсовые автобусы. В пути — от 1 часа 20 минут в зависимости от пробок.
Троице-Сергиева лавра: видео
Троице-Сергиева лавра на карте
Троице-Сергиева лавра находится в городе Сергиев Посад, который расположен на реке Кончуре в 80-ти км от Москвы. В 1345 году Сергей Радонежский заложил Троицкий монастырь на месте будущей Троице-Сергиевой лавры. В то время вся местность была покрыта дремучими лесами. Первоначально весь монастырский комплекс был выполнен из дерева. Монастырь представлял собой кельи расположенные по сторонам прямоугольной площади. В центре площади находилась трапезная и церковь.
Татары несколько раз совершали набеги на монастырь, а в 1408 году полностью сожгли его. Монастырь отстроили, а новую церковь освятили в 1412 году. С этого момента начало расти как богатство, так и значение монастыря. В 1422 году канонизация Сергия Радонежского совпала со строительством Успенского собора в монастыре. Причем он стал первым каменным зданием в монастыре.
Троице-Сергиева лавра на карте
Во время сооружения оборонительной линии вокруг Москвы в 1540-1560 годах укрепили и Троицкий монастырь. Деревянное укрепление монастыря заменили каменными стенами с башнями. В смутные времена в 1608-1610 годах монастырь был осажден польско-литовским войском. Но монахи смогли защитить монастырь отбив все атаки захватчиков. По окончанию смутного времени в монастырь стали поступать пожертвования. Эти средства пошли на укрепление монастыря.
Троице-Сергиева лавра. Карта интерактивная онлайн
Во время правления Петра Ι в монастыре по его приказу появилась новая трапезная, царские чертоги, Успенский кладезь с часовней и Надвратная церковь. В 1744 году монастырь получил статус «лавры», который отметил его высокое положение среди остальных православных монастырей. Пожар 1746 года уничтожил все деревянные постройки монастыря. В ходе очередного восстановления была построена пятиэтажная колокольня, церковь смоленской иконы Божьей Матери и Каличья башня. Кроме этого были перестроены несколько старых зданий.
Свято-Троицкая Сергиева лавра
+ скачать и распечатать карту-схему Троице-Сергиевой лавры
Приблизительное время чтения: 11 мин.
Тысячи людей со всего света приезжают в Троице-Сергиеву лавру — в монастырь, который семь веков назад основал преподобный Сергий Радонежский. Что мы знаем об истории этой великой святыни России? Какую роль она сыграла в судьбе нашего Отечества?
Возрождение страны
Основал монастырь преподобный Сергий Радонежский в XIV веке. Жил святой очень скромно, молился, трудился и воспитывал учеников, но оказалось, что для своего времени он стал одним из главных людей в России!
В те годы Русская земля была поделена на княжества, которые всё время друг с другом воевали. Это называется междоусобица. Князья без конца ссорились, выводили друг против друга войска, а порой и сами убивали людей, даже своих родственников. Это очень ослабило наш народ. Слабостью пользовалась Золотая Орда, которая тогда правила Русью: ордынские ханы всё время требовали дань, совершали набеги на наши города, сёла, деревни, грабили, убивали и жгли всё подряд.
Иногда русские князья побеждали захватчиков, порой против Орды восставали целые города. Тогда гнёт становился слабее. Но для большого сражения, которое бы совсем освободило наш народ от тяжёлого ига, время ещё не наступило. Сил было мало. Не хватало грамотных людей и книг. Даже простых ремесленников, мастеров было днём с огнём не найти. Монашеская традиция тоже была в упадке. А некоторых князей даже устраивала власть Орды — руками ханов они расправлялись со своими соперниками.
В те времена монастырь преподобного Сергия был ещё совсем небольшим. Маленькая деревянная церковь, монашеские кельи, несколько хозяйственных построек, а вокруг — глухие леса, в которых ни души. Порядки в монастыре были такие строгие, а жизнь такая непростая, что даже старший брат Сергия Радонежского Стефан не выдержал и ушел жить в московский монастырь. Но постепенно вокруг отшельника Сергия собрались другие монахи, у преподобного появились ученики, а слава о святом пошла по всей Руси и за ее пределы.
Монахи зарабатывали на жизнь своим трудом, пожертвований не брали. Сам преподобный Сергий, хоть и был сыном знатного боярина, трудился больше всех: каждый день ходил за два километра с вёдрами, чтобы с утра принести братьям воды, и плотничал, и дрова рубил, и одежду шил, и еду для братии готовил.
Преподобный говорил, что монаху, а тем более священнику, нельзя быть безграмотным неучем. Его небогатый монастырь даже на те деньги, какие имелись, в первую очередь покупал книги. И иконописцев здесь всегда принимали и опекали.
К простому и мудрому игумену приезжали за советом люди со всей страны. Преподобный жил один в лесной чаще, но когда к нему приходили за советом князья, он возвращался в обитель, чтобы помирить их, объяснял, что нельзя воевать с соседями. И даже сам ездил устанавливать мир между князьями в другие города — в Нижний Новгород, Рязань и на большое княжеское собрание в город Переяславль-Залесский.
Святой Сергий учил людей любить и прощать. И сам подавал пример смирения: когда монахи в монастыре стали спорить, кто из них главнее, Сергий потихоньку ушёл из обители, чтобы не быть причиной ссоры. Монахам потом с трудом удалось его вернуть.
Но это не значило, что святой всегда смирялся перед злом. Когда надо, он был твёрд и крепок в вере. Московский князь Дмитрий Иванович приехал однажды к Сергию за советом: покориться ханам Орды, зная, что Русская земля будет страдать всё больше, или дать отпор сильному, жестокому врагу? Преподобный не стал отговаривать князя от сражения. Наоборот, благословил Дмитрия и поручил двум своим монахам, Пересвету и Ослябе, отправиться вместе с войском.
Дмитрий победил ордынское войско в 1378 году на реке Воже, а потом, в 1380 году дал бой ордынцам за Доном, на Куликовом поле. С победы в Куликовской битве началось освобождение русских земель. А сам князь получил прозвище Донской.
Преподобного Сергия Радонежского прославили и его ученики. После кончины святого они разошлись по русским землям и создали новые обители. Знаменитые северные монастыри — и Соловецкий, и Кирилло-Белозерский, и другие — основали ученики преподобного Сергия. Выходцы из Троице-Сергиева монастыря осваивали северные земли, а вокруг северных монастырей возникали города.
70 учеников Сергия Радонежского причислены к лику святых.
Смута
Зачем в боковых воротах Троицкой церкви дыра? Почему её не заделают? Потому что это память. В ворота попало пушечное ядро. Случилось это в Смутное время, в начале семнадцатого века.
Смутное время — это когда одна династия русских князей и царей прервалась, а другая ещё не появилась. Россия осталась без сильной власти. На престоле всё время менялись князья, цари, появлялись разные самозванцы, которые хотели незаконно занять трон…
Вот сел на престол государь Василий Иванович Шуйский. Русская Церковь его признала. И Троице-Сергиев монастырь царя поддерживал. Но рядом с Москвой, в Тушине встал с большой армией самозванец Лжедмитрий II. Он выдавал себя за законного царевича, сына Ивана Грозного, которого на самом деле убили в детстве. В войске Лжедмитрия служили самые разные люди: беглые казаки, изменники-дворяне, поляки, литовцы… Все хотели отличиться и получить от фальшивого царевича награды и почести.
Лжедмитрий решил напасть на Троице-Сергиев монастырь. Зачем? Если бы он захватил обитель, он бы и Москву легко окружил, и быстро разбил бы оборону Шуйского. Но главное — самозванец понимал: если его поддержат в монастыре преподобного Сергия, ему и власть в стране захватить будет легко! А польские паны и казачьи атаманы, которые были рядом с Лжедмитрием, мечтали не столько о власти, сколько о сокровищах: думали, что ограбят монастырь и получат кучу денег.
Войска Лжедмитрия под управлением польско-литовского гетмана Яна Сапеги и пана Александра Лисовского осаждали монастырь Сергия Радонежского больше года — с октября 1608 по январь 1610. Что значит «осаждали»? Это значит — стояли под стенами монастыря, никому ни войти, ни выйти не давали, морили всех, кто был в обители, голодом, обстреливали, пытались сделать подкоп и время от времени штурмовали. И всё ждали, когда же защитники сдадутся.
Лжедмитрий надеялся, что защитники Лавры не станут рисковать жизнью ради царя Василия, а быстренько признают самозванца законным правителем и выдадут ему казну. Но участники обороны сдаваться не собирались! Ряды защитников таяли. Люди умирали от голода и ран. К лету 1609 года в монастыре из трехсот монахов осталось сорок, а способных воевать ратников — не больше двухсот. Подкрепление не могло прорваться в обитель. Вот в эти-то страшные дни и пробило пушечное ядро двери Троицкого храма — прямо во время богослужения.
Много полегло наших, но врагов — ещё больше! Стрелецкие отряды нападали на них, выбираясь из монастыря. Артиллерия била с монастырских стен, ратники осыпали неприятеля свинцом. Войска Василия Шуйского подпирали с внешней стороны. Каждый день случались стычки и бои. Пытались литовцы и поляки прорыть ход под стенами — не вышло… Измотались бойцы Лжедмитрия, устали.
7 августа 1609 года враги всё же решились на большой штурм. Армия Сапеги была уверена в победе, а двести защитников обители, голодных, израненных, ослабленных готовились к гибели. И вдруг… сами наступавшие стали бить друг друга! Как так? Оказывается, иностранные солдаты услышали в ночной тьме, как их союзники говорят по-русски, решили, что это противник, запутались в сигналах и… напали на своих! А из Троицкой обители их всех осыпали ядрами монастырские пушки! Ура! Штурм захлебнулся! А на помощь монахам уже спешило большое войско князя Скопина-Шуйского, сторонника царя Василия! Неужели осада закончится?
Да! Как писал летописец, 12 января 1610 года «…гетман Сапега и Лисовский со всеми польскими и литовскими людьми и с русскими изменниками побежали к Дмитрову, никем не гонимые, только десницей Божией. В таком ужасе они бежали, что и друг друга не ждали, и запасы свои бросали. И великое богатство многие после них на дорогах находили — не худшие вещи, но и золото, и серебро, и дорогие одежды, и коней».
Лавра выстояла! Враг бежал! И наш народ поверил в свои силы. Стойкость, смелость защитников монастыря Сергия Радонежского подарили им надежду, что неприятеля можно одолеть!
Всего через два года вокруг Троице-Сергиевой лавры собрались силы, которые помогли ополчению Минина и Пожарского дойти до Москвы и положить конец Смуте. А участники обороны обители потом признавались, что во время осады ночами видели на стене самого преподобного Сергия, который с молитвой обходил свою обитель.
Великий реформатор и великий монастырь
Об этом царь потом не забыл. Лавре помогал — построил там Трапезный храм с библиотекой на втором этаже, надвратную церковь и царский дворец. Во дворце сейчас находится Московская духовная академия, там учат будущих священников и богословов. Здания времён Петра выстроены в очень красивом стиле, который называется нарышкинское барокко.
История продолжается
К началу двадцатого века Троице-Сергиев монастырь был самым главным центром русского православия. Вокруг него вырос огромный город — Сергиев Посад. Вся жизнь города зависела от монастыря. Рядом появилась железная дорога. В Лавре было около четырёхсот монахов, а ещё студенты семинарии, паломники, работники-миряне.
Известный ученый и священник Павел Флоренский вместе с реставратором Юрием Олсуфьевым тайно вынесли из храма голову святого и спрятали её. Много лет смелые православные люди сохраняли святыню, передавая её друг другу, хотя в безбожные времена это было очень рискованно. Только после Великой Отечественной войны, когда обитель снова передали Церкви, голову вернули в монастырь.
Академия
Чем Лавра отличается от просто монастыря? В Лавре не только молятся и работают, там ещё и учат. В Троице-Сергиевой лавре в духовных школах готовят духовенство. Но так было не всегда. Советская власть после революции запретила духовные учебные заведения — семинарии. А для чего они нужны? Ведь церкви закрывали и разрушали, новым священникам и служить-то было негде. Даже Библию изучать было нельзя!
Но началась Великая Отечественная война. Главному властителю Сталину нужно было, чтобы его поддержали верующие. И он разрешил выбрать Патриарха, начать издавать «Журнал Московской Патриархии», сделал опять действующими некоторые храмы и… позволил опять готовить священников в семинариях.
В Троице-Сергиевой лавре после войны прошла первая за 26 лет литургия, а в 1949 году вновь открылись Московская духовная семинария и Академия. В монастыре опять появились монахи.
Церковь продолжали преследовать, но Лавру не закрывали: её оставили как «образцово-показательный» монастырь. Сюда даже привозили иностранцев, чтобы они увидели: в Советском Союзе христианская вера не под запретом!
В конце 80-х годов двадцатого века церковная жизнь начала возрождаться. И именно из Лавры вышли многие епископы, священники и настоятели новых монастырей. Обитель преподобного Сергия снова, как в самом начале, стала местом, из которого пошло духовное возрождение страны и Церкви.
Не самая большая церковь
Сегодня в Лавру каждый день приезжают тысячи паломников. В монастыре действует одиннадцать храмов, а литургия служится пять раз в день. Троицкий храм — не самый большой в Лавре, но сюда каждый день выстраивается длинная очередь из паломников, потому что в этом храме покоятся мощи преподобного Сергия.
Пока люди стоят в очереди, у раки* с мощами преподобного Сергия продолжается молитва: монахи читают ее, сменяя друг друга. В самом центре Лавры, в центре главного монастыря страны, разговор с Богом не прекращается ни на секунду.