троице сергиева лавра архитектура

Храмы и соборы Лавры

троице сергиева лавра архитектура

Колокольня (1741 – 1770)

троице сергиева лавра архитектура

Троицкий собор (1422-23 гг.)

троице сергиева лавра архитектура

Успенский кладезь с часовней (1644 г. – кон. XVII в.)

троице сергиева лавра архитектура

Успенский собор (1585)

троице сергиева лавра архитектура

Храм в честь преподобных Зосимы и Савватия Соловецких (1635 – 1637)

троице сергиева лавра архитектура

Церковь в честь Рождества святого Иоанна Предтечи (1693-1699 гг.)

троице сергиева лавра архитектура

Церковь в честь Сошествия Святого Духа на апостолов (Духовская церковь, 1476-1477 гг. )

троице сергиева лавра архитектура

Церковь в честь Явления Пресвятой Богородицы со святыми Апостолами Преподобному Сергию Радонежскому (Михеевская церковь, 1734 г.)

троице сергиева лавра архитектура

Церковь во имя преподобного Никона Радонежского (1623)

троице сергиева лавра архитектура

Церковь преподобного Сергия с Трапезной палатой (Трапезная церковь, 1686-1692 гг.)

троице сергиева лавра архитектура

Церковь Смоленской иконы Божией Матери Одигитрии (1746 – 1753)

Меню раздела

Богослужения

2 ноября 2021 г. (20 октября ст. ст.)
( Поста нет.)

16:45 Вечернее богослужение
(9-й час, вечерня и утреня с 1-м часом)

Сергиевский Трапезный храм

ID] => 191 [IBLOCK_ID] => 28 [

IBLOCK_ID] => 28 [NAME] => Храмы и соборы Лавры [

NAME] => Храмы и соборы Лавры [DESCRIPTION] => [

DESCRIPTION] => [SECTION_PAGE_URL] => /about_lavra/khramy-i-sobory-lavry/ [

SECTION_PAGE_URL] => /about_lavra/khramy-i-sobory-lavry/ [SORT] => 100 [

SORT] => 100 [DETAIL_PICTURE] => [

DETAIL_PICTURE] => [DESCRIPTION_TYPE] => text [

DESCRIPTION_TYPE] => text [CODE] => khramy-i-sobory-lavry [

CODE] => khramy-i-sobory-lavry [EXTERNAL_ID] => [

EXTERNAL_ID] => [IBLOCK_TYPE_ID] => information [

IBLOCK_TYPE_ID] => information [IBLOCK_CODE] => about_lavra [

IBLOCK_CODE] => about_lavra [IBLOCK_EXTERNAL_ID] => [

IBLOCK_EXTERNAL_ID] => [GLOBAL_ACTIVE] => Y [

GLOBAL_ACTIVE] => Y [UF_SECTION_INDEX] => 0 [

UF_SECTION_INDEX] => 0 [UF_PREVIEW_PHOTO] => [

Источник

Архитектура и иконопись

Рассказывает об особенностях архитектурных памятников Троице-Сергиевой Лавры и о знаменитых иконописцах, работавших в Троицком монастыре.

Благодаря особому почитанию преподобного Сергия московскими государями, на протяжении веков власти Троицкого монастыря имели возможность приглашать для работы лучших зодчих, мастеров каменного дела и иконописцев. В результате сложился уникальный архитектурный ансамбль. В 1993 году архитектурный ансамбль Троице-Сергиевой Лавры вошел в список памятников Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Экскурсия «Архитектура и иконопись Троице-Сергиева монастыря» знакомит с истоками и догматическими основами православного искусства.
— рассказывает об особенностях архитектурных памятников Троице-Сергиевой Лавры.
— уделяет особое внимание Андрею Рублеву и другим знаменитым иконописцам, работавшим в Троицком монастыре.

Экскурсия предполагает осмотр территории монастыря и посещение основных храмов.

Экскурсовод расскажет о внутреннем убранстве церквей, об иконах и фресках.

Продолжительность экскурсии – 1 час 30 минут.

Троице-Сергиева Лавра – это действующий мужской монастырь. В экскурсионные программы могут быть внесены изменения с учётом богослужебной жизни обители.

Российские паломники и туристы

Взрослые

Группа от 1 до 6 чел.Группа2400 руб.
Группа свыше 6 чел.1 чел.400 руб.

Дети 7-18 лет

Группа от 1 до 10 чел.Группа2500 руб.
Группа свыше 10 чел.1 чел.250 руб.

Примечание: на каждые 10 детей 7-18 лет, 1 взрослый сопровождающий бесплатно.
Дети до 7 лет – бесплатно.

Источник

Троицкий собор (1422-23 гг.)

троице сергиева лавра архитектура

Конструктивные особенности придают памятнику черты неповторимого своеобразия. Столпы собора сильно сдвинуты к востоку, его глава смещена к алтарной части, южный и северный порталы расположены ближе к апсидам. Такой архитектурный прием позволяет увеличить пространство центрального нефа, делая в то же время алтарную часть храма небольшой по размеру. Наклон стен, пилонов и барабана купола к центру храма, вытянутые арки верхней части собора создают впечатление увеличенной высоты сооружения. Вся система крестово-купольного храма здесь подчинена одной задаче — созданию единого целостного внутреннего пространства.

Андрей Рублев «с сотоварищи» написали иконы трех рядов иконостаса: деисусного, праздничного и пророческого чинов. Деисусный чин включает пятнадцать икон с изображениями святых, в том числе воинов-великомучеников Георгия и Димитрия, образы которых связаны с традицией общецерковного поминовения погибших воинов в Димитриевскую субботу. Истоки этой традиции восходят к молитве Преподобного Сергия Радонежского, во время которой он поминал имена погибших на Куликовом поле воинов князя Дмитрия Донского.

В праздничном ряду из девятнадцати икон на сюжеты евангельской истории от Благовещения Пресвятой Богородицы и Рождества Христова до Успения Пресвятой Богородицы центральное месте занимают две иконы «Причащение апостолов». Пророческий ряд включает шесть парных икон с поясными фигурами пророков и является древнейшим из известных нам изображений пророков в иконостасе.

троице сергиева лавра архитектура

Примыкающая к собору западная паперть впервые упоминается в 1584 г. При входе в собор со стороны паперти рядом с расписным порталом можно увидеть фрески XVI в. с изображением преподобных Сергия и Никона Радонежских.

Железная дверь, ведущая в южный притвор, сохранила пробоину от ядра, полученную во время осады монастыря польско-литовскими войсками в 1608-1610 гг.

троице сергиева лавра архитектура

Реставрация Троицкого собора началась в 1925 году с разборки позднейшей северной паперти и с восстановления белокаменной кладки северного фасада. Работами руководил архитектор Д.П. Сухов. В 1926 году им же восстановлены три из пяти ранее растесанных оконных проемов в апсидах храма.

В 1954 году, под руководством архитектора В.И. Балдина, возобновилась реставрация фасадов собора: они были очищены от наклеенного на них холста и масляной живописи XVIII-XIX вв., были восстановлены древние формы порталов и оконных проемов. В 1966 году данный этап реставрации был завершен восстановлением позакомарного покрытия.

Богослужения в Троицком соборе совершаются ежедневно:

— в воскресные и праздничные дни:

На Пасху, в дни Великого поста и в некоторые двунадесятые и престольные праздники богослужение совершатся по особому расписанию.

Источник

Архитектура Троице-Сергиевой Лавры. Исторический очерк

О древнейшем облике монастыря известно очень немногое. Жития преподобного Сергия Ра­донежского, написанные в первой половине XV в. Епифанием Премудрым и Пахомием Сербом, едва ли не единствен­ный наш источник не столько исторический, сколько литературный.

Вскоре после сооружения каменной трапезной была заме­нена и другая деревянная постройка: в 1476-1477 гг. псков­ские мастера построили Духовскую церковь на том месте, где стояла деревянная Троицкая церковь, перенесенная сю­да после постройки Троицкого собора. Основная «диспози­ция» зданий осталась, следовательно, неизменной на протя­жении XV в.

В XVI в., в век Ивана Грозного, монастырь значительно изменил свой внешний вид. В 1540-1550 гг. были сооружены по почину Москвы мощные каменные стены, превратившие монастырь в неприступную крепость. К ним были отодвину­ты северные и восточные кельи, и на освободившейся терри­тории выросла к 1585 г. громада пятиглавого Успенского со­бора, напоминавшего все о той же «державной руке» Мос­квы: формы Успенского собора у Троицы перекликаются с формами Успенского собора в Московском Кремле.

Монастырь интенсивно строился и перестраивался. Но основная идея композиции осталась той же. Успенский собор был задуман как новый большой собор Живоначальной Тро­ицы, в который надлежало перенести мощи преподобного Сергия. Но позднее Иван Грозный оставил эту мысль, боясь, что постройка «может быть неугодной преподобному Сер­гию».

В XVII в. исторические события первого десятилетия по­казали, что Троицкий монастырь, действительно, стал пер­воклассной крепостью. С 23 сентября 1608 г. по 12 января 1610 г., в течение почти шестнадцати месяцев, его безуспеш­но осаждали польско-литовские отряды Сапеги и Лисовского.

В XVII в. в монастыре существовало два значительных въезда. Со стороны Московской дороги на востоке были Свя­тые ворота с надвратной церковью за ними, а рядом с ними в 40-50-х годах XVII в. были устроены ворота Успенские. Другим въездом служили северные, Каличьи, ворота. К ним подходила дорога, шедшая из Углича. Свое название во­рота получили от «калик перехожих», странствующих бого­мольцев.

Последние десятилетия XVII в. ознаменованы в архитек­турной истории монастыря появлением следующих соору­жений: надкладезная часовня около Успенского собора (точ­ная дата постройки неизвестна), новая трапезная (1686-1692 гг.), новый царский дворец (по всей вероятности, также построенный около этого времени). Монастырь сохраняет свое значение крепости.

Значение крепости монастырь утратил к середине XVIII в. Указ об уничтожении Оружейной палаты, находившейся между церковью Смоленской иконы Божией Матери и Каличьей башней, был дан уже в 1742 г. и приведен в исполне­ние в 1779 г.

В первой половине XVIII в., до митрополита Платона, по­явились две новые небольшие и изящные постройки: Михеевская церковь (1734 г.) около трапезной и церковь Смолен­ской иконы Божией Матери (1746-1748 гг.) на месте старой поварни.

В 1920 г. декретом СНК за подписью Ульянова (Ленина) монастырь был закрыт и Лавра была обращена в музей. В 1940 г. СНК РСФСР вынес специальное постановление, по которому весь комплекс За­горского историко-художественного музея в черте крепост­ных стен был объявлен музеем-заповедником с выделением вокруг наружной линии древних монастырских стен запрет­ной зоны для строительства в 30 метров.

Остается сказать еще лишь одно: восстановление древних памятников Лавры в их художественно совершенном виде не есть «реставрация для реставрации». Это есть школа русско­го народного зодчества, одинаково поучительная для рядо­вого строителя-каменщика и для художника-архитектора, да и зрелый мастер-архитектор найдет для себя немало поучительного в богатом архитектурном наследии Троице-Сергиевой Лавры.

Источник

Свято Троице-Сергиева Лавра

Вряд ли среди русских монастырей можно найти хотя бы один более известный, чем Троице-Сергиева Лавра, расположенная примерно в 80 км от Москвы, в городе Сергиев Посад, который с 1920 по 1992 года назывался Загорском.

История Сергиевой Лавры кратко

Монастырь был основан в середине 14 века святым Сергием Радонежским. Авторитет этого человека был поистине огромен. Он оказал очень серьезное влияние на духовную жизнь России как своего века, так и последующих времен. По мере того, как последователи преподобного Сергия развивали и распространяли его учение, монастырь пользовался все большим влиянием. Вплоть до 18 века включительно, он все время рос и застраивался. Практически все разновековые постройки сохранились до сегодняшних дней.

В 1920 году монастырь был закрыт. Монахи вынуждены были скрываться, многие из них были убиты. Некоторые нашли убежище в Черниговском скиту, находящемся неподалеку (Лавре тогда принадлежали многочисленные пустыши и небольшие обители, расположенные поблизости). После Второй Мировой войны религиозная жизнь в Троице-Сергиевой Лавре возобновилась.

Архитектурный ансамбль Троице-Сергиевой Лавры

Архитектурно-исторический вид Лавры, создаваемый в течение 15-19 веков, охраняется и нашим государством и ЮНЕСКО. Хотя кроме Лавры в Сергиевом Посаде есть и другие памятники, достойные созерцания и восхищения, но Лавра остается сердцем и основным ядром притяжения посетителей города.

Комплекс архитектурных строений Лавры расположен на довольно большой территории, обнесенной мощными кирпичными стенами, длина которых составляет 1,5 км. Высота же их доходит до 14 метров, ширина – до шести.

Здания, строившиеся здесь в течение целых четырех столетий, неоднократно видоизменялись: они разрушались и восстанавливались, менялся внешний облик их отдельных частей. Сегодня архитектурный ансамбль Лавры, приведенный реставраторами к общему знаменателю – восхищает туристов своей монументальностью, красотой и гармоничной соразмерностью.

Троицкий собор

Троицкий собор – одна из вершин раннемосковского стиля древнерусского зодчества, которое соединяет в себе традиции Византии и особые качества русского мышления – поэтичность, образность, стремление к совершенству. Невысокий, четырехстолпный, белокаменный, с одной главой и тремя апсидами храм чем-то схож с богатырем из русской былины в золотом шлеме, мужественно стоящим на защите своего народа.

Церковь Преподобного Никона Радоженского

Если посмотреть на юг от Троицкого собора, то перед вами предстанет, возведенная в начале 17 века, Церковь преподобного Никона Радонежского. Под основанием церкви находится захоронение продолжателя дела Сергия. Архитектурно храм являет с Троицким собором как бы единое целое. Внутри он оформлен фресками.

Церковь Сошествия Святого Духа

Духовную церковь, или же Церковь Сошествия Святого Духа на апостолов, можно увидеть в направлении на северо-восток от Троицкого собора. Построена она при Иване Третьем во второй половине 15 века псковскими мастерами. Это не просто церковь, а церковь-звонница, которая удивляет своей красотой и гармонией. Функционально в средние века она служила сторожевой башней. В оконных арках видны колокола, которые при угрозе нападения предупреждали братию об опасности.

Успенский собор

Надкладезная часовня

Эта небольшая и аккуратная часовня, в которой бьет целительный источник, находится около Успенского собора. Сооружение часовни напоминает игрушечный четырёхъярусный храм, для декорирования которого использована цветная роспись и каменная резьба.

На фоне белокаменных стен монументального Успенского собора красно-белая часовня выглядит очень легкой и нарядной.

Больничная церковь

Это церковное сооружение с палатами сооружено во имя преподобных Зосимы и Савватия (основателей Соловецкого монастыря). Об этом нам напоминает шатровый купол храма, повторяющий такой же купол Соловецкого Преображенского собора. Наличие множественного декора делают внешний вид церкви и палат нарядными, что является отличительной чертой архитектуры 17 века.

Здесь доживали свою жизнь старые и больные монахи, а также тяжелораненые и искалеченные во время боев с польскими захватчиками. Позже церковь стала домовым храмом Наместника. В бывших больничных палатах ныне расположены библиотека, наместнические покои и Соборная палата.

Трапезная церковь

Грандиозная Трапезная церковь во имя Преподобного Сергия была сооружена к 300-летию его смерти при Петре Первом во второй половине 17 века. Это прекрасный образец модного тогда стиля русского барокко или, как его еще называли, «нарышкинского».

Такого нарядного внешнего оформления церковных строений в допетровской Руси еще не было. Внутренний интерьер также изобилует роскошной лепниной и росписью, выполненной, правда, только в 19 веке.

Храм занимает восточную часть здания, а западная его часть – это очень представительный трапезный зал, в котором после богослужений проходили торжественные обеды для царей и приближенных к ним лиц во время их паломничества в монастырь.

Царские Чертоги с церковью Покрова Божией Матери

Также во второй половине 17 века возводятся Царские Чертоги с церковью Покрова Божией Матери – здание из двух этажей для размещения знатных лиц на время их пребывания в Лавре.

В декоре здания использован белый камень и полихромные изразцы. По своим формам и шахматной раскраске оно повторяет Трапезную церковь, и создает вместе с ней законченную композицию. Позднее это здание было занято Духовной академией.

Церковь в честь Рождества святого Иоанна Предтечи

Церковь явления Пресвятой Богородицы

Это самая маленькая церковь Лавры. Небольшие ее размеры и скромный внешний вид оттеняют праздничность расположенной сзади Трапезной церкви.

Церковь Смоленской иконы Божьей Матери Одигитрии

Это круглая церковь, созданная в стиле елизаветинского барокко и очень гармонично вошедшая в храмовый ансамбль Лавры. Очень примечательно внутреннее убранство храма, где присутствует и мрамор, и роспись голубой краской, и множество жемчужных, золотых и серебряных украшений, и даже несвойственные русской церкви скульптурные изображения святых.

Колокольня

В начале 40-х годов 18 века, при Елизавете Петровне, началось возведение величественной колокольни (арх. Д.В. Ухтомский), которая знаменита своей высотой (почти 90 метров) и красотой.

На центральной площади, именуемой Соборной, вы можете подойти к обелиску с солнечными часами и овальными досками, стороны которых заполнены текстами, рассказывающими о роли Свято-Троицкой Сергиевой Лавры в событиях истории нашей страны, и еще раз с ними ознакомиться.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *