троице сергиева лавра официальный сайт коронавирус
Расписание богослужений
В Трапезном храме Свято-Троицкой Сергиевой Лавры после поздней Божественной литургии в будние дни служат панихиды. В воскресные дни заупокойное богослужение совершают после ранней и поздней Литургии.
В крипте Успенского собора ежедневно (кроме двунадесятых и великих праздников, а также первой и Страстной седмиц Великого поста, Светлой седмицы и святок) совершают заказные молебны в 09:00 с водоосвящением и в 14:00 без водоосвящения.
В Троицком соборе служат молебны с акафистом преподобному Сергию в 08:30, 10:30, 12:30, 14:30, 16:30, 18:30.
В воскресенье — соборный молебен с акафистом преподобному Сергию в 17:00 (если нет всенощного бдения).
В пятницу — соборный молебен с акафистом Божией Матери в 17:00 (если нет всенощного бдения).
Освященное масло можно получить у дежурного за свечным ящиком в Троицком соборе.
Надкладезная часовня открыта ежедневно с 08:30 до 20:00.
Пятницкая часовня открыта ежедневно с 09:00 до 17:00.
В храме Воскресения Христова (подворье Троице-Сергиевой Лавры) Таинство Соборования совершается с понедельника по пятницу в 12:00, кроме праздничных дней.
Каждую пятницу после Божественной литургии совершается водосвятный молебен. В одну неделю — у иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша», в другую — у чтимой иконы святителя Спиридона Тримифунтского.
В храме в честь Покрова Божией Матери в Московской духовной академии по средам совершается акафист Покрову Божией Матери (кроме дней, когда служится всенощное бдение). Если происходит отдание Господского праздника, то в Покровском храме совершается акафист Иисусу Сладчайшему. Начало в 18:20.
В семинарском храме преподобного Иоанна Лествичника по средам (кроме дней, когда совершается всенощное бдение) чередуются акафист Иисусу Сладчайшему и параклисис Божией Матери. Начало в 18:20.
Коронавирус опустошает монастыри
В Троице-Сергиевой лавре очередной жертвой инфекции стал главный врач обители
Фото pixabay.com
На официальном сайте монастыря ничего подобного, конечно, не сообщается, однако известно, что лавра на Пасху (19 апреля) не закрывала свои двери для верующих, хотя к тому времени был обнародован особый наказ патриарха Московского и всея Руси Кирилла к непосещению мирянами храмов и монастырей начиная с 13 апреля При этом уже за неделю до пасхальных торжеств было известно, что среди монахов есть инфицированные коронавирусом. Заболел COVID-19 и ректор Московской духовной академии и семинарии епископ Звенигородский Питирим (Творогов). На своей странице в Facebook он подробно описал, когда и как смертоносная зараза могла проникнуть в стены учебного заведения и монастыря: «Великий понедельник. Утро. Врата Троице-Сергиевой лавры закрыты. Перед ними разгоряченная толпа, требующая открыть лавру. Протестующие ведут себя очень агрессивно, матерятся. Владыка Парамон открывает лавру на всю Страстную седмицу и на Пасху. Мор начался в Великую Пятницу. Самые лучшие священнослужители заболели, некоторые в тяжелой форме. Заболел владыка Парамон, заболел я, заболели лаврские старцы и один наш, академический. В Страстную Пятницу, как и положено, все мы были пригвождены ко кресту. А внизу, как и положено, толпа, требующая чуда. Чуда не произошло. Нас упрекают, что мы бросили людей. Это неправда. Мы могли ответить только одним образом – сами заболеть, чтобы люди, видя наши мучения, пожалели тех, кто еще здоров, пожалели своих епископов, священников, певчих».
27 апреля патриарх Кирилл обязал духовенство строго выполнять указания по профилактике коронавируса и возложил на священнослужителей личную ответственность за соблюдение всех необходимых мер. «В тех случаях, когда несоблюдение этих распоряжений и указаний повлечет за собой заражение человека коронавирусной инфекцией с последующей его смертью по причине этого заражения, виновный может быть привлечен к церковному суду, а в иных случаях — к церковно-административной ответственности в связи с намеренным игнорированием мер, позволяющих уберечь людей от массового заражения смертельной болезнью»,- говорится в тексте особого распоряжения главы РПЦ, опубликованного на официальном сайте Московского патриархата. Поскольку Троице-Сергиева лавра числится ставропигиальной обителью, то подчиняется она непосредственно патриарху.
Согласно информации Рабочей группы по координации деятельности церковных учреждений в условиях распространения коронавирусной инфекции при патриархе, на сегодняшний день жертвами COVID-19 стали как минимум 13 клириков РПЦ. Среди них митрополит на покое Иона (Карпухин) (4 мая), клирик храма преподобных Зосимы и Савватия Соловецких в Гольянове диакон Андрей Молчанов (3 мая), священник Петропавловского собора Минска протоиерей Евгений Корчуков (29 апреля), настоятель московского храма Рождества Пресвятой Богородицы в Крылатском протоиерей Георгий Бреев (29 апреля), насельник Московского подворья Соловецкого монастыря иеродиакон Никифор (Овчинников) (28 апреля) и другие. Однако по неофициальным данным, православных священнослужителей, умерших от коронавируса или с подозрением на него, в два раза больше. В ночь на 6 мая с подтвержденным коронавирусным диагнозом в Минске скончался настоятель храма Марии Магдалины протоиерей Иоанн Хорошевич.
Впрочем, COVID-19 не имеет конфессиональных предпочтений. 4 мая стало известно, что заболевание перенесли муфтий Дагестана Ахмад Абдулаев и вся его семья. 5 мая в Федерации еврейских общин России заявили, что с начала эпидемии в Москве скончались 16 членов общины. Еще 12 человек находятся в больницах, а 25 проходят лечение на дому.
Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.
Лавра уходит в небо. Памяти насельников Троице-Сергиевой Лавры
Архимандрит Илиан (Племенюк)
Архимандрит Илиан (Племенюк) умер 11 мая от осложнений, вызванных коронавирусной инфекцией. Ему было 76 лет.
Вспоминает архиепископ Амвросий (Ермаков):
— Отец Илиан — человек, которого я видел, можно сказать, с самой юности. Как только я приехал в Лавру, я видел, как он несет послушание за свечным ящиком в Троицком соборе, потом видел, как он вынимал просфоры в Сергиевском Трапезном храме и Успенском соборе. Я учился в Семинарии и Академии 9 лет, управлял хором в Лавре, где он служил, я его видел.
Но что поразительно: я ни разу, ни разу за эти годы его не слышал! Я не слышал его проповеди, даже возгласа его не помню. Я только его видел. Но я видел его человеком, который постоянно на послушании. Всегда спокойный, ровный, исполненный глубокого мира.
И вот что еще удивительно: когда он преставился, я почему-то непрестанно думал о нем два дня подряд. Именно о нем. И это приносило радость в сердце. О нем я думал больше всех, хотя знал намного больше тех лаврских духовников, которые тоже недавно почили; хотя с ними и общался, и мог бы о них что-то большее рассказать и вспомнить. Но именно об отце Илиане думал и размышлял как о своем, родном мне человеке.
Почему-то вот этот образ его молчания мне запомнился больше всего. Молчания и верности Христу, верности своему монашескому призванию, верности своему послушанию. Позже я о нем прочитал. Как оказалось, он за эти годы ни разу не только не пропустил свое послушание, но даже ни разу не опоздал. Мало кто помнит об этом.
Мой одноклассник рассказал мне о том, что он действительно был таким молчальником. Однажды он к нему обратился с просьбой и даже не ожидал, что от этого внешне сурового, молчаливого человека он вдруг почувствует такое удивительное тепло, и такую поддержку, и получит такой совет, который его просто окрылит и преобразит. После этого он тоже больше никогда не слышал отца Илиана.
Вот что происходит с человеком, который идет по пути обожения. Отец Илиан всегда прятался от фотографов, от каких-то лишних глаз, от внимания других, но сейчас я о нем рассказываю и мне просто хочется еще и еще о нем думать и говорить — послевкусие хорошее какое-то от этого.
Игумен Ферапонт (Апполонов)
Архимандрит Ферапонт (Аполлонов) умер 15 мая на 62 году жизни от осложнений, вызванных коронавирусной инфекцией.
«Отец Ферапонт ушел в монастырь словно для того, чтобы на деле показать значимость следующих слов святого апостола: «Кротость ваша да будет известна всем человекам» (Флп. 4:5), — пишут об игумене на сайте Троице-Сергиевой Лавры. — Он был поистине смиренным и кротким монахом. И теперь, когда мы разлучились с ним, эти слова можно приложить к его жизни во всей полноте. За христианскую кротость его любили многие братия и паломники, а теперь его добродетель станет известна всем человекам».
Игумен Ферапонт (в миру Игорь Юрьевич Апполонов) родился 4 декабря 1959 года, на праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы, в городе Королев Московской области. Крещен был в детстве в храме мучеников и бессребреников Космы и Дамиана.
В 1996 году Игорь был принят в братию Троице-Сергиевой Лавры в качестве послушника. Через год наместник Лавры архимандрит Феогност (Гузиков) совершил в Троицком соборе монашеский постриг над Игорем с наречением ему имени Ферапонт, в честь преподобного Ферапонта Белоезерского, Можайского, собеседника преподобного Сергия Радонежского.
Иеромонах Модест (Панченко)
Иеромонах Модест 14 мая он скончался от осложнений, вызванных Covid-19, в возрасте 45 лет.
Иеромонах Модест (в миру Роман Николаевич Панченко) родился 6 июня 1974 года в городе Днепродзержинск (Украина). Принял таинство Крещения в младенчестве в Свято-Покровском храме села Таромское Днепропетровской области. По окончании средней школы обучался в Днепродзержинском техническом университете. В 1996 году успешно поступил в Московскую духовную семинарию.
4 декабря 1999 года, на праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы, ректор Московских Духовных школ епископ Евгений (Решетников) совершил над Романом хиротесию во чтеца. На последнем курсе Семинарии Роман вступил в число братии Троице-Сергиевой Лавры и продолжил обучение в Московской духовной академии уже на заочном секторе.
Отец Модест занимался просветительской и миссионерской деятельностью. Батюшка преподавал Закон Божий в старших классах Православной гимназии имени преподобного Сергия в Сергиевом Посаде, был старшим преподавателем Центра образования военнослужащих Свято-Тихоновского православного государственного университета, преподавал на богословских курсах при Воскресенском подворье (храм апостолов Петра и Павла). Долгое время отец Модест был старшим священником в Школе-интернате имени преподобного Сергия в деревне Топорково, расположенной вблизи Сергиева Посада.
«Над трехлетним мальчиком по имени Алексий насмехались старшеклассники. Как-то раз они сильно обидели мальчика и убежали, а тот в слезах пришел в церковь, встал на колени перед иконой святителя Алексия и заплакал. В это же время в алтаре храма молился отец Модест. Услышав всхлипывания, похожие на детский плач, батюшка выбежал из алтаря, — пишут на сайте Троице-Сергиевой Лавры. — Тут он увидел Алешу у иконы, подошел к мальчику и встал на колени рядом с ним. После этого мальчик не отходил от отца Модеста ни на шаг. Вместе с батюшкой они решили все разногласия между ребятами. Потом Алеша постоянно встречал батюшку у ворот интерната, чтобы получить благословение раньше остальных ребят — для него отец Модест был самым родным человеком.
Схиархимандрит Рафаил (Иванов)
Схиархимандрит Рафаил (Иванов) ушел из жизни 12 мая после продолжительной болезни. Ему было 65 лет.
Схиархимандрит Рафаил (в миру Сергей Николаевич Иванов) родился в Челябинской области 17 июля 1955 года, в канун дня памяти преподобного Сергия Радонежского.
В 19 лет Сергей был призван в ряды Советской Армии на службу в инженерных войсках. В 1982 году Сергей успешно сдал вступительные экзамены и был зачислен в Московскую духовную семинарию. На последнем году обучения он подал прошение о поступлении в число братии Троице-Сергиевой Лавры и сразу же был пострижен в монашество.
С 1988 по 1989 год батюшка нес послушание в Финансово-хозяйственном Управлении Московской Патриархии, руководя реставрационно-строительным отделом. За ответственное выполнение послушания Патриарх Пимен удостаивает архимандрита Спиридона права ношения второго креста с украшениями.
В 1989 году архимандрита Спиридона назначают экономом Троице-Сергиевой Лавры.
Часто архимандрит Спиридон удалялся в Параклит — скит, который находится неподалеку от Лавры. Там он пребывал в уединении и сосредоточенном молитвенном общении с Господом Богом, к чему с самого начала своего монашеского подвига стремилась его любящая душа, рассказывает о нем сайт Троице-Сергиевой Лавры.
Схиархимандрит Никон (Деев)
Схиархимандрит Никон (Деев) 29 апреля преставился ко Господу в возрасте 84 лет после продолжительной болезни.
Схиархимандрит Никон (в миру Валентин Деев), в монашестве Никодим, родился на родине преподобного Никона Радонежского в городе Юрьев-Польский в 1936 году. В 1957 году, успешно сдав вступительные экзамены, юноша был зачислен в Московскую духовную семинарию. Обучаясь на последнем курсе Московской духовной академии, он был принят в братию Лавры и вскоре постригся в монашество в Троицком соборе от рук архимандрита Платона (Лобанкова; 1927–1975) с наречением имени Никодим, в честь праведного Никодима.
Основным послушанием отца Никодима было поминовение синодиков и записок на выемке святых просфор. Его он исполнял до того времени, пока онкологическая болезнь не стала прогрессировать.
С лета 2018 года батюшка слег — никуда не выходил. Молился, перебирая четки и слушая молитвенное правило, которое ему читали келейники. Только единственный раз, после того, как батюшку выписали из больницы, он на костылях дошел до мощей преподобных Сергия и Никона, с осознанием того, что поклоняется им в последний раз. Так и случилось. С этого времени и до самой смерти батюшка не покидал своей келии и с одра болезни не вставал.
В апреле 2020 года, в Великую Субботу, наместник Лавры епископ Парамон совершил постриг архимандрита Никодима в великую схиму с наречением имени возлюбленного ученика преподобного Сергия – преподобного Никона Радонежского, с чьей родины имел свои корни приснопамятный брат.
Архимандрит Лаврентий (Постников)
Архимандрит Лаврентий (Постников) ушел из жизни в возрасте 84 лет.
Архимандрит Лаврентий (в миру Михаил Иванович Постников) родился 25 октября 1933 года в Орловской области. Воспитывался в благочестивой семье, был крещен в младенчестве. Отца его забрали на фронт в самом начале Великой Отечественной войны; он скончался от рук фашистов. После героической смерти мужа мама Михаила воспитывала и ставила детей на ноги одна, а впоследствии приняла монашество с именем Варвара.
Вспоминает келейник старца иеромонах Памфил (Осокин):
— Отец Лаврентий каждую ночь в два часа вставал на молитвенное правило и читал его до братского молебна, который начинается в 5:30 утра. Когда меня, еще студента Московской духовной академии, поставили помогать ему, у батюшки уже слабло зрение, молитвы он поручал читать нам — тем, кто помоложе, а сам слушал. После вечерних молитв мы еще некоторое время читали жития святых, причем, если пробегая глазами, ты сокращал некоторые абзацы в особо длинных повествованиях, отец Лаврентий сажал тебя рядом и начинал пересказывать только что прочитанное тобою вслух и делал акцент именно на тех фрагментах, которые были опущены… И это могли быть даже малоизвестные жития — он все их прекрасно знал чуть ли не наизусть.
Иеродиакон Каллист (Косулин)
Иеродиакон Каллист отошел ко Господу в возрасте 57 лет утром 8 мая. У него была коронавирусная инфекция.
Иеродиакон Каллист (в миру Косулин Станислав Викторович) родился 22 июня 1962 года в Новосибирске. Таинство Крещения принял в возрасте 30 лет в Кафедральном Вознесенском соборе города Новосибирска.
В 2008 году Станислав Косулин подает прошение о принятии его в число братии Лавры.
Основное послушание отца Каллиста было на Ключарне Лавры. К исполнению этого послушания он подходил с большой ответственностью. Приходилось вставать раньше всех (чтобы выдать ключи всем пономарям храмов), а ложиться — позже всех (пока все храмы не закроются после уборок). Зимой же было необходимо просыпаться еще раньше, чтобы расчистить дорогу для братии к Ключарне.
Отец Каллист был добр и всегда старался поддержать братию в трудную минуту приветливым словом и искренней улыбкой.
Игумен Тихон (Барсуков)
Игумен Тихон (Барсуков), главный врач Троице-Сергиевой Лавры и Московской духовной академии, умер 6 мая от осложнений, вызванных коронавирусной инфекцией. Ему было 65 лет.
Игумен Тихон (в миру Александр Яковлевич Барсуков) родился на Алтае 11 ноября 1954 года. После окончания средней школы обучался в Алтайском государственном медицинском университете. Затем работал шесть лет в Медико-санитарном отделе №27 Третьего Главного управления Медздрава СССР. В 1987 году закончил Клиническую ординатуру в Москве и был принят на работу в Больницу восстановительного лечения Зеленограда.
В 37 лет принял крещение, а в 1996 году был принят послушником в Троице-Сергиеву лавру, где вскоре был пострижен в монахи. В 1998 году был возведен в сан иеромонаха, в 2010 — игумена.
В лавре отец Тихон исполнял послушание главного лекаря. «Каждый брат лавры и студент МДА мог обратиться за помощью к отцу Тихону и помощь незамедлительно оказывалась. Часто, уже заполночь, в кабинете отца Тихона горел свет и порой до утра детально разбирал и изучал выписки и эпикризы больных», — вспоминают в обители.
Игумен Игнатий (Амелькович)
Игумен Игнатий (Амелькович) ушел из жизни 26 апреля после продолжительной болезни в возрасте 75 лет.
Игумен Игнатий (в миру Иван Дмитриевич Амелькович) родился 14 марта 1945 года в Белоруссии, в деревне Болотчицы. В четыре года его тайно крестили дома.
В 1969 году Иван первый раз посетил Троице-Сергиеву Лавру, в эту же поездку он принял решение остаться в монастыре трудником. Тогда у монастыря была потребность в замене электропроводки. Молодому труднику было определено послушание электромонтера Лавры, которое он исправно исполнял девять месяцев.
В последние годы служения игумена Игнатия благословляли возглавлять престольные богослужения в храме в честь Явления Божией Матери преподобному Сергию в доме-интернате слепоглухих детей и молодых инвалидов города Сергиева Посада. Батюшка подходил к этому послушанию с большой ответственностью и сопереживал каждому ребенку.
В декабре 2018 года у игумена Игнатия было обнаружено онкологическое заболевание. Постепенно болезнь прогрессировала и давала осложнения. Но батюшка боролся изо всех сил, укрепляя себя молитвой и Святым Причастием.
Заражение Русского монашества коронавирусом делалось намеренно
Журналист не претендует на непогрешимость. Он лишь дает пищу для размышления тем, кто желает разобраться в вопросе коронавирусного беснования, охватившего все государства планеты и проникшего за церковную ограду.
В.Семенко одним из первых поднял тему, которая очень актуальна, но редко освещается в СМИ, – о преднамеренном заражении коронавирусом крупнейших монастырей России. Так считают многие монашествующие. Архимандрит одного из южных монастырей высказал твердое убеждение в том, что вспышки вызываются искусственно. (https://www.youtube.com/watch?v=ovdrY93aSwc).
Вначале автор обращает внимание на то, что число заболеваний вирусом среди священнослужителей и монашествующих РПЦ подозрительно высокое по сравнению с другими группами населения. «Для начала приходится констатировать, что процент заражения на церковной территории, в том числе в наиболее известных монастырях, сакральных центрах, а также среди известных священников, заметно выше, чем в среднем по стране, в том числе и в тех регионах, где располагаются данные церковные объекты».
Какова же причина? Ответ на этот вопрос автор пытается выяснить на конкретных примерах Дивеевского и Боровского монастырей, Оптиной пустыни, Троице-Сергиевой и Киево-Печерской Лавры. В числе первых он приводит свидетельство брата, трудящегося на послушании в Дивееве. Переболев коронавирусом в домашних условиях и победив болезнь, он
прямо утверждает, что заражение наступило в результате опрыскивания его каким-то веществом во время «дезинфекции» монастыря 24 апреля с.г. «космонавтами в скафандрах».
Именно после этого «опрыскивания» последовала массовая вспышка инфекции среди сестер и трудников славной обители. Владимир Семенко призвал церковные и светские власти провести расследование изложенных фактов.
Затем он рассматривает другой вопрос: возможно ли участие в этом «заражении» представителей каких-либо государственных структур, центральных или региональных. Со ссылкой на конкретный пример, когда члены администрации г. Усть-Кута были пойманы с поличным при поджоге леса, автор приходит к выводу, что в нынешних условиях возможности такого участия исключать нельзя.
В качестве косвенного подтверждения своей версии автор приводит тот факт, что «во всех крупных монастырях нашей Церкви (в России и на Украине) повальный «коронавирусный мор» наступал вскоре после обработки территории и помещений дезинфицирующим средством.
Так было, например, в Киево-Печерской Лавре, которая долго сопротивлялась «коронавирусной» истерии и держала двери открытыми для прихожан. Так было и в Оптиной пустыни, где до «обработки» и «тестов» имели место всего несколько случаев заражения братии в легкой форме, а после работы специалистов «в скафандрах» вирус был выявлен сразу у 40 человек! А в одном из московских монастырей «космонавты» побывали аж дважды».
Очень показательной является ситуация в Хотьковском женском монастыре, о которой нам известно со слов знакомых, близких к обители. Там одновременно заболело около 40 сестер. Примечательно то, что почти все они были на ранней Литургии. Насельницам, посетившим позднюю Литургию, удалось избежать заражения. Это обстоятельство наводит на мысль о том, что во время ранней Литургии в храме кто-то распылил неизвестное вещество (предположительно хлорциан), вызывающее симптомы заболевания.
Возможно, в одних случаях «специалисты» действовали при помощи «дезинфекции», а в других – через замаскированных агентов. Подтверждение этой версии находим в комментарии О. Букановой:
«Есть информация из достоверных источников из Сергиева Посада, что вирус вбрасывался на территории монастыря искусственно. Есть свидетели. Там видели парней, которые разбрасывают, лопают шарики с содержимым из желтого порошка, похожего на пыльцу… Вот почему, начиная со Страстной недели, свалились многие монахи Лавры. Вбросы также делаются на территории учебных заведений и детсадов».
Продолжая рассмотрение фактов, В. Семенко анализирует ситуацию в Пафнутьево-Боровском монастыре Калужской епархии. По свидетельству иеромонаха Романа (Кропотова), за день до тестирования всем насельникам обители раздали на подпись бумаги о том, что они больны коронавирусом. Они отказались подписывать заведомую ложь. Инцидент получил широкую огласку, и глава администрации Боровского района вскоре принес извинения за ошибку, допущенную якобы «из-за чрезмерной загруженности медработников».
В. Семенко резонно отмечает, что это ложь, поскольку на 1 мая во всем большом Боровском районе было 160 инфицированных, а после проведенного «тестирования» и «дезинфекции» в монастыре заболело сразу 15 человек.
В заключении статьи автор разбирает ситуацию в Троице-Сергиевой Лавре, где Великим постом практически не было коронавирусных больных. В день Пасхи, примерно с 15.00, отец наместник, уступая давлению извне, был вынужден закрыть монастырь для посещения паломников. После этого была проведена «санобработка территории» и взятие тестов у насельников, что и привело к массовому распространению среди них новомодной болезни.
На сегодняшний день, коронавирус, по словам медиков, обнаружен у всех (!) монахов Лавры, причем у большинства – в «безсимптомной» форме. При этом умерло 8 человек из числа монашествующих клириков». Среди них оказался и главный врач обители игумен Тихон (Барсуков), который был одним из наиболее активных противников кощунственных мер профилактики инфекции, предложенных в синодальной Инструкции (http://www.patriarchia.ru/db/text/5608418.html).
Все это очень похоже на месть братии монастыря, которая проявила наибольшую стойкость в сопротивлении коронабесию. Некоторые насельники обратили внимание и на то, что в Великую Пятницу над монастырем активно кружили вертолеты. Они не исключают возможность распыления с воздуха заражающих веществ.
Свою статью журналист завершает напоминанием читателю о том, что «все вышеизложенное является исключительно гипотезой, попыткой реконструировать реальную подоплеку событий», и что он не может настаивать на своих «сугубо оценочных суждениях». Выдвинутую им версию можно рассматривать как рабочую для будущего расследования всех темных обстоятельств этой истории.
В заключение отметим, что, например, в Оптиной пустыни, несмотря на козни слуг антихриста, заболели не все. Многих монахов Господь уберег от этой заразы. Так что беда не только в кознях и злобе врагов Церкви, но еще и в нашем маловерии. Будем помнить слова Господа о том, что верующие будут брать змей; и если что смертоносное испиют, не повредит им (Мк. 16,18).
По материалу Максима Сафонова (с некоторыми сокращениями)