троицкая церковь саввино сторожевского монастыря

Звенигород. Саввино-Сторожевский монастырь. Надвратная церковь Троицы Живоначальной.

Карта и ближайшие объекты

троицкая церковь саввино сторожевского монастыря

Статьи

Надвратная Троицкая церковь Саввино-Сторожевского монастыря

Церковь, построенная зодчим И.М. Шарутиным в 1652 г., составляет вместе с Красной башней и внутренним двориком своеобразные пропилеи монастыря. Кирпичный одноапсидный храм завершен декоративным шатром. Особый интерес представляет планировка и архитектурно-художественное оформление подклета, где расположена парадная двухмаршевая лестница, ведущая на Соборную площадь. Прием зрительного раскрытия собора через последовательное восприятие его по мере подъема по лестнице не имеет аналогов в древнерусском зодчества.

Из журнала «Православные Храмы. Путешествие по Святым местам». Выпуск №132. 2015 г.

Одной из первых построек семнадцатого века считается надвратная церковь Живоначальной Троицы. В середине семнадцатого века была разобрана древняя церковь преподобного Сергия Радонежского, престол которой был перенесён во вновь построенную, и таким образом сохранилась духовная связь между древней и обновляемой Обителью. 1 декабря 1651 года надвратная церковь была освящена во имя преподобного Сергия. В приезды на богомолье царской семьи церковь становилась домовым храмом государыни.

Троицкий храм можно отнести к одному из последних шатровых типа «восьмерик на четверике»: в 1652 году патриархом Московским становится Никон, запрещающий строить шатровые храмы, как несоответствующие церковному канону. В 1807 году иждивением Наталии Владимировны Шереметевой к церкви пристроена трапезная с приделом в честь Казанской иконы Божией Матери (родители Наталии Владимировны были погребены под нижним сводом трапезной). В 1857 году с северной стороны пристроен предел во имя четырёх Московских Святителей (позже разобран). В храме и трапезной после реставрационных работ открыли росписи девятнадцатого столетия.

Источник

Ансамбль Саввино-Сторожевского монастыря

троицкая церковь саввино сторожевского монастыря

Содержание:

Вокруг Рождественского собора группируются, тяготея к нему как к смысловому центру монастырского ансамбля, другие здания Саввино-Сторожевской обители.

В 1650 году появился указ царя Алексея Михайловича о начале в Саввиной обители большого строительства. Всего за шесть лет вокруг древнего Рождественского собора сформировался удивительный по своей красоте и «соразмерности» архитектурный ансамбль Саввино-Сторожевского монастыря, в котором каждое здание заняло свое, только ему предназначенное, место.

Территорию монастыря полностью перепланировали, увеличив почти вдвое. Обитель состояла теперь из двух дворов, парадного и хозяйственного. Центром парадной части (и всего комплекса в целом) остался собор Рождества Пресвятой Богородицы. Он, как и прежде, занимал самую высокую точку рельефа. Остальные здания, обращенные фасадами к соборному храму, расположились ниже по склону холма. Почти все они сохранились до наших дней.

Рождественский собор

троицкая церковь саввино сторожевского монастыря

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ

троицкая церковь саввино сторожевского монастыря

троицкая церковь саввино сторожевского монастыря

Дворец царя Алексея Михайловича

троицкая церковь саввино сторожевского монастыря

К западу от Рождественского собора, почти вплотную к нему, находится дворец царя Алексея Михайловича.

Государь со всем своим семейством подолгу живал в Саввино-Сторожевском монастыре, где настоятелем был его духовник архимандрит Никанор. В праздники стреляли из пушек, расставленных по стенам и башням монастырским, для чего особой слободой государь поселил около обители стрельцов.

Дворец строился в 1650—1654 годах на месте деревянных братских келий. Это была протяженная постройка, состоящая из семи клетей с отдельными входами. В центральной (парадной) части размещались покои царя: в северной части — кухня; остальные клети предназначались для царской семьи и свиты. Четыре клети имели верхний деревянный этаж, куда вели узкие лестницы, расположенные в толще стены. С южной стороны, выходящей на скат горы, во дворце было даже три этажа. Наличники окон и входы богато декорировали — каменных дел подмастерье Васько Лыко использовал при этом западноевропейские барочные мотивы.

При перестройке дворца в период регентства царевны Софьи Алексеевны его по всей длине надстроили вторым этажом, для чего разобрали крышу и тесовые терема. Второй этаж тогда представлял собой анфиладу покоев. Внутристенные лестницы были замурованы, а для входа на второй этаж устроили несколько наружных каменных крылец, из которых особым изяществом отличалось парадное.

Самая кардинальная перестройка была вызвана пожаром 1721 года. Здание очень долго стояло без кровли: возобновили его при императрицах Елизавете Петровне и Екатерине II. Матушка Екатерина в 1775 году повелела разместить в нем семинарию. Северную часть дворца при этом разобрали — за ветхостью.

Позже верхний этаж занимали настоятели и наместники монастыря.

Царицыны палаты

троицкая церковь саввино сторожевского монастыря

Невысокие Царицыны палаты в Саввино-Сторожевском монастыре были возведены за два года (строительство окончено в 1654 году) для царицы Марии Ильиничны Милославской — первой супруги царя Алексея Михайловича.

Строение это сохранило в себе неповторимое очарование жилого терема XVII века — его отличают старинная форма оконных и дверных проемов, белокаменное резное крыльцо, уютный интерьер с анфиладой сводчатых комнат и расписными порталами при переходе из одной комнаты в другую.

Одноэтажное здание Царицыных палат (изначально имевшее второй, деревянный, этаж) поставлено по левую руку от главного входа в монастырь на склоне холма. Со стороны крепостной стены оно имеет подклет, служивший для хозяйственных целей.

Парадная половина, выходящая окнами на Соборную площадь, делилась на три части, каждая — со своим входом. Центральная предназначалась для царицы, а боковые — для свиты. Хозяйственная половина окнами смотрела на монастырскую стену. Внутренняя отделка парадной половины характерна для дворцовых покоев того времени. Ее особенности — расписные потолки, обитые тканью стены, встроенные шкафы-ниши, резные деревянные столы и лавки, сундуки, многоцветные изразцовые печи.

Трапезная

троицкая церковь саввино сторожевского монастыря

Трапезная когда-то было одним из самых крупных зданий Саввино-Сторожевского монастыря, а ныне неприметное здание, расположенное при въезде в обитель со стороны северных ворот.

В XVII веке здание Трапезной воспринималось как настоящее архитектурное чудо. Необычными были размеры этого монументального четырехэтажного сооружения с углубленным в землю белокаменным подклетом, где помещался ледник и был вырыт глубокий колодец. В верхнем этаже поначалу размещалась богатая монастырская казна с тайниками для золота, серебра и иных драгоценностей, однако этот этаж пришлось разобрать через 150 лет после постройки, поскольку обрушились его перекрытия. Третий этаж занимала столовая палата громадной по тем временам площади (она составляла около 500 квадратных метров), в ней часто устраивались царские приемы.

Отапливалась Трапезная палата проходившими в стенах трубами кухонных печей (сами кухни находились в подклете). Освещение и вентиляция осуществлялись через окна, расположенные кругом (отметим, что окна были не слюдяные, а со стеклом — по тем временам роскошью особой). Передний фасад Трапезной снабдили архитектурными украшениями — в частности, карнизом, что являлось новинкой для XVII столетия. Парадный вход в Трапезную располагался со стороны Соборной площади в виде двухъярусных сеней, над которыми высилась трехшатровая многоярусная колокольня.

Звонница

троицкая церковь саввино сторожевского монастыря

Монастырская звонница напоминает сказочный терем — впору на ее фоне фильм-сказку снимать.

Звонница Сторожевской обители, возведенная с южной стороны Трапезной палаты, имеет четыре яруса, три шатра (поначалу была она двухъярусной — еще два яруса и башенки появились в XVII веке), широкую лестницу и парадное крыльцо.

Силуэт ее очень необычен: асимметрию в композицию вносят крыльцо с лестницей и часовая башенка, завершенная собственным четырехгранным шатром. На башне были установлены часы со звоном и часовой колокол, привезенные Алексеем Михайловичем из отвоеванного у поляков Смоленска и подаренные монастырю.

Преображенская церковь

Преображенская церковь составляет со Звонницей и Трапезной единый комплекс.

К восточной стене Трапезной палаты в Саввино-Сторожевском монастыре к 1693 году пристроили Преображенскую церковь, которую отличают пестрые изразцовые наличники в стилистике московского барокко, увенчанные орлами. Этот бесстолпный храм перекрыт сомкнутым сводом и имеет две разноразмерные апсиды.

В годы, когда обитель находилась в ведении санатория, в Преображенской церкви устроили кинозал. Сейчас ему возвращен первоначальный вид.

Троицкая надвратная церковь

троицкая церковь саввино сторожевского монастыря

Троицкая надвратная церковь в Саввино-Сторожевском монастыре построена в 1651 году, за время своего существования она претерпела ощутимые изменения.

Высокий подклет Троицкой церкви характерен для русской архитектуры того времени, а здесь, в силу особенностей рельефа местности, он был просто необходим. Первоначально у церкви имелась лишь одна апсида (сейчас их — три). С двух сторон шла галерея. В 1807 году к церкви пристроили небольшую трапезную (под ней находилась усыпальница графов Шереметевых) с Казанским приделом, а в 1857 году — еще один придел, освященный во имя четырех Святителей Московских. Симметрично к нему соорудили новый Казанский придел. При реставрации, происходившей в 1980-е годы, храму вернули первоначальный вид, при этом были открыты росписи XIX столетия.

Троицкий храм за счет использования голосников обладает великолепной акустикой. Кроме прочего, он считается одной из последних в России шатровых церквей. В 1652 году Патриарх Никон запретил строительство подобных храмов, мотивировав это тем, что они не соответствуют византийским традициям.

Братские корпуса Саввино-Сторожевского монастыря

троицкая церковь саввино сторожевского монастыря

По фасаду можно видеть такую же строгую и стройную систему членения стены на отсеки (по три окна в каждом), как и в царских хоромах. В XVIII столетии западное крыло разобрали и построили Малый келейный корпус, а над восточным крылом достроили второй этаж, украшенный в псевдорусском стиле. Кроме собственно помещений для братии, в Братском корпусе размещались больница,аптека и братская богадельня.

До 1782 года Больничные палаты находились в другом месте — к западу от Трапезной. О них сохранилось единственное описание, сделанное Павлом Алеппским. Судя по нему, устроены палаты были как «монастырек в монастыре»: с особыми воротами, многочисленными кельями и со своим храмом — церковью преподобного Иоанна Лествичника.

Стены и башни Саввино-Сторожевского монастыря

троицкая церковь саввино сторожевского монастыря

Стены Саввино-Сторожевского монастыря протяженность имеют около восьмисот метров, средняя высота — около восьми метров, толщина — 3,5 метра. Они снабжены тремя рядами бойниц, галереей боевого хода и шестью башнями (раньше их было семь).

На территорию ведут двое ворот — парадные (с восточной стороны) и хозяйственные (с севера). Из сохранившихся башен имена есть у четырех: восточная — Красная: юго-западная — Житная (служила зерновым складом); юго-восточная — Водовозная; южная, выступающая углом, — Усова. Утраченная башня называлась Больничной, ибо располагалась у Больничных палат. Все башни имели шатровое завершение, крытое тесом.

Самая красивая из башен (как то и из имени явствует) — Красная, над святыми вратами, прямоугольной, в отличие от прочих башен, формы. Вместе со стоящей рядом Троицкой церковью башня оформляет необычный вход в монастырь: двое ворот ее ведут в монастырский дворик, а он, в свою очередь, — в подклет Троицкой церкви. Оттуда широкая лестница выводит сразу на Соборную площадь. Из глубины подклета виден только Рождественский собор, с каждой ступенькой как бы вырастающий из холма, увеличивающийся в размерах и приближающийся к идущему. Таким оригинальным способом зодчие подчеркнули доминанту монастырского ансамбля — собор Рождества Пресвятой Богородицы.

Источник

Звенигород. Саввино-Сторожевский монастырь.

Карта и ближайшие объекты

троицкая церковь саввино сторожевского монастыря

Статьи

Соборный каменный храм, в честь Рождества Пресвятой Богородицы, уцелел без особых изменений до настоящего времени. Здесь почивают открыто мощи пр. Саввы в серебряной раке, устроенной царем Федором Алексеевичем в 1680 году. При раке находится массивная драгоценная лампада — дар в 1896 году Великого Князя Сергия Александровича и Великой Княгини Елизаветы Федоровны «святому молитвеннику о царях Богоизбранных». В юго-западном углу собора возвышается гробница — памятник над местом, где первоначально был погребен пр. Савва.

Церковь в честь Пресвятой Троицы построена царем Алексеем Михайловичем в 1652 году.

Величественная монастырская колокольня архитектурой своей напоминает высокий замок. В третьем ярусе ее между двумя пролетами находится великан колокол, который вылит по повелению царя Алексея Михайловича и весит 2125 пудов 30 фунтов. На западной стороне от собора возвышается старинное здание царского дворца, построенное царем Алексеем Михайловичем, который часто посещал монастырь и был самым усердным его жертвователем. Здесь в большой зале замечательны портреты всех царей.

В 1812 году монастырь пострадал от французов. В ризнице, наполненной множеством драгоценностей, хранятся: риза преподобного Саввы, шитая золотом и серебром, Евангелие в большой лист, печати 1644 годов — дар царя Алексея Михайловича, псалтирь рукописная, по которой обучался он, покров на гробницу преподобного Саввы и много других предметов древности.

Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году».

Первоначально был построен небольшой деревянный храм Рождества Пресвятой Богородицы и келья при нём. Добрая слава о житии Звенигородского игумена разносилась далеко окрест, и иноки стекались в обитель, ища духовного руководства. Строились новые кельи. Монастырь был обнесен деревянной оградой с воротами с северной стороны. Звенигородский князь Юрий Дмитриевич почитал преподобного Савву и покровительствовал обители. Князь получил благословение святого на далекий военный поход против камских булгар и, по предсказанию преподобного Саввы, вернулся победителем. В благодарность на устроение монастыря были даны монастырю села и деревни в Звенигородском и Рузском уездах.

В 1898 г. торжественно праздновалось 500-летие Саввино-Сторожевского монастыря. В 1918 г. в Звенигороде в результате действий местных властей, реквизировавших часть собственности монастыря, произошел вооруженный конфликт, повлекший человеческие жертвы. По «звенигородскому делу» были осуждены наместник монастыря игумен Макарий (Попов), священнослужители, миряне. В марте 1919 г. кощунственное вскрытие мощей преподобного Саввы вызвало протесты братии и жителей города. Последовали аресты. Мощи прп. Саввы были конфискованы, монастырь закрыт. В советское время в обители размещались различные учреждения: воинские части, санаторий, музей. Часть мощей прп. Саввы Сторожевского была сохранена в семье Успенских.

В 1985 г. святыня была передана в Московский Свято-Данилов монастырь. В 1995 г. монастырь был возрожден. Во время празднования 600-летия обители в 1998 г. Святейший Патриарх Алексий II торжественно перевез в него мощи преподобного Саввы. В настоящее время в Саввино-Сторожевском монастыре 30 монахов и послушников. Богослужения совершаются не только в самой обители, но и в 11 приписных к обители храмах, расположенных в Москве, Звенигороде, Кубинке (Одинцовский район), селах Саввинской слободе, Ершово, Молзино (Ногинский район Московской области). Трудами монахов возрождаются монастырские храмы, ведется реставрация дворца царя Алексея Михайловича, звонницы, крепостных стен и башен. При монастыре устроен детский приют, действуют двухгодичные богословские курсы для взрослых, открыта библиотека с читальным залом, фонды которой составляют 6,5 тысяч томов.

В дни Отечественной войны, 31 августа/13 сентября 1812 г., во время пребывания в Саввино-Сторожевском монастыре французов, предводителю двадцатичетырёхтысячного 4-го корпуса французской армии, принцу Италиискому, генералу Евгению Богарне, пасынку Наполеону, во время отдыха в Саввино-Сторожевской обители было видение. Евгений проспал весь день, а к вечеру проснулся и вдруг увидел, как в келью вошёл благообразный старец в чёрной монашеской одежде. Посмотрев на принца, тихим голосом монах сказал: «Не вели войску своему расхищать монастырское добро, особенно уносить что-то из церкви. Если исполнишь мою просьбу, Бог тебя помилует и ты возвратишься в отечество целым и невредимым». Обо всём этом случившемся он тут же записал в своём дневнике. Утром в соборной церкви он увидел икону с ликом прп. Саввы Сторожевского, в котором узнал своего ночного гостя. Принц поклонился мощам святого, опечатал храм и приставил 30 человек стражи, строго наказав ей пускать внутрь только монахов. Все ценности, похищенные за ночь, по приказу генерала были возвращены монастырю. В это же утро Евгений Богарне с войском ушёл из города, присоединившись к основной армии. Позже он принимал участие во многих сражениях. и всё же остался жив. Так сбылось обещание преподобного старца.

Из журнала: «Туризм и Отдых». Выпуск №40 (426), октябрь 2006

Дворец царя Алексея Михайловича

Дворец (палаты царя Алексея Михайловича) вошел в историю русской архитектуры как один из самых значительных памятников гражданского зодчества середины–конца XVII века. Сооружен в 1650-е годы для богомольных выходов в монастырь Государя. Учитывая сложный рельеф местности и значительные размеры здания (протяженность фасада около 100 м), строительство заняло несколько десятилетий. Первоначально Дворец имел иную планировку: для каждого члена царской семьи в нем были предусмотрены особые покои.

В решении помещений и фасадов Дворца запечатлены этапы развития русской архитектуры второй половины XVII века. Дворец был построен в царствование Алексея Михайловича: детали интерьеров парадных покоев царя сохранились в центральной части первого этажа. Здание подверглось серьезной перестройке в царствование Федора Алексеевича, а окончательная отделка и украшение его относятся ко времени правления царевны Софьи. В 1686–1687 г.г. Дворец по всей длине был надстроен вторым этажом, в котором парадные покои, в духе западноевропейской архитектуры, были устроены анфиладой и имели 13 изразцовых печей.

В XVII в. был сооружен переход между Дворцом и Рождественским собором, который вел в царскую молельню, устроенную на втором этаже в юго-западной части над галереей собора. Дворец сильно пострадал от пожара 1721-го года и долгое время стоял без кровли. Здание было возобновлено при императрицах Елизавете Петровне и Екатерине II, в 1775 г. подписавшей указ о создании в нем семинарии. Северная часть дворца «за ветхостью» была разобрана. В XIX в. окна второго этажа декорировали алебастровыми наличниками, сохранившимися на северном фасаде. В XIX в. верхний этаж дворца был отведен под покои настоятелей и наместников обители. Здесь же находились парадные залы с галереей царствующих и духовных особ: в большом зале были представлены портреты всех царей, начиная с Иоанна Грозного, а в покоях, выходивших окнами на Москву-реку, помещены портреты патриарха Никона, митрополита Платона и других церковных иерархов.

После Великой Отечественной войны помещения Дворца, отреставрированные по проекту архитектора В.И. Федорова, были заняты военным санаторием. Краткий период, на рубеже 1970-х – 1980-х г.г., в верхнем этаже Дворца располагалась художественная галерея народного художника России Б.Н. Яковлева. В современном виде Дворец возобновлен Звенигородским музеем и Саввино-Сторожевским монастырем по проекту архитектора В.М. Пустовалова. В настоящее время в нем находятся: приемная наместника, классы богословских курсов, библиотека монастыря, монастырские лавки, паломническая служба.

Палаты были построены для супруги царя Алексея Михайловича царицы Марии Ильиничны Милославской в середине XVII века. В настоящее время они представляют собой выходящую фасадом на соборную площадь нарядную бело-красную одноэтажную постройку из большемерного кирпича, стоящую на склоне холма и имеющую со стороны крепостной стены полных два этажа. В планировке и оформлении палат прослеживается влияние деревянного зодчества.

Грандиозная Трапезная палата сооружена в 1652–1654 г.г. в северной части монастыря. Она объединена в единый ансамбль с церковью Преображения Господня, домовой церковью русских государей, и звонницей. Одно из крупнейших сооружений этого типа, трапезная обители имела первоначально четыре этажа, считая сохранившийся до наших дней подвальный. В XVII в. здание воспринималось как чудо строительной техники, изумляло соотечественников и иноземцев. Необычной была величина монументального сооружения, с углубленным на 6 метров в землю белокаменным подклетом, где помещался ледник и был вырыт глубокий колодец. На втором этаже размещалась монастырская кухня, вокруг которой были кельи для служителей.

Казначейский корпус, находящийся на заднем дворе обители с северо-восточной стороны, был построен в середине XVII в. и предназначался для сопровождавших царя Алексея Михайловича в богомольных походах лиц приказной администрации. Здесь располагались также дьяки и подъячии, занимавшиеся ведением обширного монастырского хозяйства. Корпус назывался «казенной палатой». В XIX столетии двухэтажный перестроенный Казначейский корпус использовался Звенигородским духовным училищем. Здесь находились помещения для начальников и наставников училища. В послевоенное время, в период пребывания в стенах монастыря военного санатория, это был генеральский корпус. В настоящее время занят Звенигородским историко-архитектурным и художественным музеем.

Стены и башни были построены за четыре года (1650-1654) под руководством боярина Никиты Михайловича Боборыкина и подъячего Андрея Шахова. Над их возведением с 1652 г. трудились сотни каменщиков, кирпичников и работных людей из Дмитрова, Суздаля, Белозерска, Костромы, Владимира, Арзамаса и других городов, а также дворцовые крестьяне нескольких подмосковных уездов, в том числе и Звенигородского.

Над Святыми вратами на Красной башне в 1883 г. была устроена церковь во имя Алексия, Человека Божия и освящена в 1884 г. Церковь была теплой и предназначалась для служения ранних литургий в зимнее время. У подножья Красной башни проходили важные церковные церемонии: здесь встречали древний образ преподобного Сергия, приносимый из Лавры. Облик башни и Святых ворот запечатлены на картинах многих художников, в том числе И.И. Левитана и М.В. Якунчиковой.

В настоящее время в монастырь ведет два входа (в XVII в. их было четыре): помимо парадного входа под Красной башней, существуют северные ворота для повседневных хозяйственных нужд. Башни монастыря используются для хозяйственных надобностей обители: так, в Северо-западной находится монастырская лавка. Часть галереи боевого хода крепостной стены с Красной башней доступны для экскурсионного осмотра (обращаться в Паломническую службу монастыря).

Информация с сайта монастыря, http://savvastor.ru/

Стены и башни монастыря

В 2013-2016 г.г. выполнена реставрация стен и башен, а также устройство пешеходных дорожек вдоль стены, и смотровой площадки.

Информация с сайта Министерства культуры Российской Федерации, http://www.mkrf.ru

Дворец царя Алексея Михайловича

Строительство дворца Алексея Михайловича было начато в 1652-1654 г.г. Учитывая значительные размеры дворца и сложную инженерную ситуацию, работы по нему велись долго. Южная часть дворца практически вся была возведена на высоком подклете. Дворец частично на насыпном грунте, толщиной которого достигает до 2,5 м. Кроме того перепад отметок между восточным и западным фасадами в средней части здания составляет более 2,4 м. Покои царя, расположенные в центре здания, представляли собой анфиладу комнат вдоль восточной стены дворца, состоящую из сеней и трех жилых помещений. Вдоль западной стены размещались хозяйственные постройки.

За период своего существование дворец претерпел множество перестроек и подновлений. Была значительно изменена его планировка, разобрана северная пристройка, изменена конфигурация крыши, полностью утрачен первоначальный декор фасадов и архитектурное оформление интерьеров. Реставрационные работы были проведены в начале XX в. В эти годы был восстановлен архитектурный декор фасад и частично историческая планировка здания. При приспособления здания под спальный корпус военного санатория.

Реставрационные работы были продолжены в 80-х г.г. XX в. В этот период здания дворца планировалась приспособить под экспозиции Звенигородского историко-архитектурного музея.

При ремонтно-реставрационных мероприятиях в 2012-2015 г.г. была выполнена расчистка фасада от поздних цементных наслоений, реставрация лицевой кирпичной кладки фасада, докомпановка кирпичей на фасаде, инъектирование кирпичной кладки сложным раствором. Проведена антисолевая обработка кирпичной кладки, обработка и обмазка кирпичной кладки фасадов, грунтовка и окраска фасадов, отрывка траншей, устройство монолитного фундамента под крыльцо, воссоздание кирпичной кладки свода крыльца, воссоздание белокаменного цоколя крыльца, кирпичной кладки крыльца, белокаменных ступеней и площадки.

Выполнена гидрофибизация белокаменных поверхностей на фасаде дворца, теска фигурного кирпича и его установка, воссоздание резьбы на деревянных столбах крыльца, установка деревянных столбов крыльца, воссоздание стропильной конструкции крыльца, медной кровли на крыльце, расчистка медных прапоров и кровли от поздних наслоений и грязи, пайка швов кровли, подготовка и золочение медных прапоров.

Также проведена расчистка, обмазка сложным раствором, подготовка и окраска кирпичных труб, уборка с чердачного помещения завалов и мусора, расчистка деревянных поверхностей стропил и обрешетки от гнили и пыли, огне- и биозащита деревянных поверхностей чердака дворца, устройство деревянного каркаса под монтаж утеплителя, утеплителя на чердаке и обшивка чистовой доской, воссоздание слуховых окон и их монтаж, колонковое бурение скважин станками, бурение и заполнение скважин обойменным раствором, установка манжетных инъекторов, инъектирование цементно-бентонитовым раствором.

Информация с сайта Министерства культуры Российской Федерации, http://www.mkrf.ru

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *