троицкие озерки коломенский район храм

Троицкий храм села Троицкие Озерки (современный вид, строительство храма)

троицкие озерки коломенский район храм

Адрес: Московская область, Городской округ Коломна, село Троицкие Озерки

Храмовые праздники: День Святой Троицы (Пятидесятница) – преходящий праздник на 50-й день после Пасхи, свт. Дмитрия Ростовского (5 июня, 4 октября, 10 ноября)

Настоятель: священник Виктор Александрович Волков

Крест приписан: к Троицкому храму села Троицкие Озерки

Электронная почта: hram-trozerki@bk.ru

Телефон: 8-906-719-68-92

Как добраться

От Москвы электропоездом с Казанского вокзала до станции «Голутвин» (г. Коломна), далее автобусом № 30 до остановки «Троицкие Озерки».
От Москвы от автовокзала «Котельники» автобусом № 460 до остановки «Голутвин» (г. Коломна), далее автобусом № 30 до остановки «Троицкие Озерки».

Историческая справка

Каменная церковь Пресвятой Троицы с колокольней была построена не позже XVIII в. В церкви было два престола: во имя Живоначальной Троицы и свт. Димитрия Ростовского. В нач. XX в. церковный причт состоял из священника и псаломщика. Приходской храм относился к 6-му благочинническому округу Коломенского уезда Московской губернии. Церковь закрыта в 1930-е гг. В селе служил новомученик Андрей Владимирович Шершнев, расстрелянный 8 декабря 1937 г. По свидетельству старожилов, церковь была разрушена в годы Великой отечественной войны, Кирпич использовали для строительства скотных дворов, иконы сожгли. В 2006 г. настоятель Никольского храма в с. Горки о. Валерий Наволокин благословил установить на месте разрушенного Троицкого храма поклонный Крест. Крест был установлен на пожертвования местных жителей 9 мая 2007 г. От Троицкого храма осталась только часть кирпичной стены, которая находится недалеко от поклонного Креста.

Источник

Строительство нового храма

троицкие озерки коломенский район храм

Сегодня в Троицких Озёрках митрополит Крутицкий и Коломенский Павел совершил освящение закладного камня храма Пресвятой Троицы. Строительство нового храма ведётся на старом фундаменте прежней Троицкой церкви, разрушенной в советские годы. Репортаж нашего корреспондента.

Троицкие Озёрки – село на границе городского округа Коломна. Как можно догадаться из названия, некогда там находился храм в честь Святой Троицы. В советские годы он был закрыт, а бывший настоятель, священник Сергий Бажанов расстрелян в 1937 году и погребён в Бутове, в общей могиле. В годы войны храм был окончательно разобран, а со временем и место засыпано и заросло травой. Прошёл не один десяток лет, прежде чем местные жители решили восстановить церковь.

— В 2006 году поставили Поклонный крест в память о разрушенном храме. Здесь и кладбище на территории было. Потом наши жители села обратились к владыке Петру, нашему епископу, что мы хотим восстановить храм в этом селе. И братия монастыря сюда приехала, и начались службы около Поклонного креста.

Поклонный крест был установлен на месте разрушенного храма, где сохранились остатки каменных блоков и несколько надгробий с кладбища.

— Решили посмотреть, какой он, храм. Определили место, периметр, где он стоял, нашли старый фундамент. Нашли весь старый фундамент – цоколь, нашли другие артефакты: нашли плитки, какие-то колонны резные… Белокаменные были резные в храме. Единственное, что: у нас нет изображения самого храма старого. Как он выглядел – восстановить мы не можем». Так что храм восстанавливают на старом фундаменте, но облик его будет другой. Приход Троицкого храма зарегистрирован с 2017 года, а средства на строительство собирают всем миром: и жители села, и спонсоры, помогают и местные предприятия. Действует и известная форма пожертвования – «именные кирпичики.

Сейчас имена буквально написаны на кирпичах, впоследствии список жертвователей будет замурован в стену храма. По традиции, в основание строящегося храма кладётся закладная грамота, где указано, когда, при каком патриархе и епископе был заложен этот храм.

— Основася сия церковь в честь Пресвятой Троицы при Святейшем Патриархе Московском и всея Руси Кирилле, при святительстве Высокопреосвященнейшего Павла, митрополита Крутицкого и Коломенского, в лето от сотворения мира 7529-е, и от Рождества же по плоти Бога-Слова 2021 года, месяца августа, в шестой день.

На закладке храма присутствовали временно исполняющая полномочия главы городского округа Коломна Людмила Мордовская с заместителями, духовенство Коломенской епархии, жители Троицких Озёрок.

— Мы положили камень и грамоту в основание этого храма, испросили у Бога благословения на дальнейшее строительство храма в честь Святой Живоначальной Троицы. И мы верим и надеемся, что этот храм будет построен и освящён, и будет являться ещё одним источником живой воды, дабы каждый, кто пожелает найти путь в Царство Божие, кто пожелает найти утешение в своих житейских сложных обстоятельствах, может приходить сюда, и будет приходить сюда, к этому источнику, и здесь черпать силы.

При закладке храма молятся о том, чтобы он стоял непоколебимо, и был вместилищем Божьей благодати и истины. Но ничего из этого не даётся автоматически, всё зависит от веры людей, живущих на этой земле. И если оскудеет вера, если люди перестанут быть «живыми камнями», устрояющими дом Божий, по слову апостола, не устоит и рукотворный храм, как не устоял его предшественник на этом фундаменте. И об этом всём нам надлежит помнить.

Источник

Троицкие Озёрки. Церковь Троицы Живоначальной.

Троицкая церковь

Карта и ближайшие объекты

троицкие озерки коломенский район храм

Статьи

Церковь Троицы Живоначальной в селе Троицкие Озерки была построена не позже XVIII века. В 1862 году в церкви был устроен придел Димитрия Ростовского. Старожилы помнят Троицкую церковь с характерной кованой оградой, мелодичным колоколом и внушительным иконостасом. Говорят, что вся территория возле храма была выложена керамической плиткой. По периметру росли липы и цвела сирень (две липы сохранились до наших дней). На селе был свой священник, учитель, лекарь, кузнец и мельник.

В 2006 году настоятель церкви с. Горки о. Валерий Наволокин дал благословление на установку Поклонного креста на месте утраченного храма. 9 мая 2007 года на пожертвования местных жителей Поклонный крест был установлен и освящен. В низине за крестом сохранился кусок кирпичной стены разрушенного Троицкого храма.

Епископ Луховицкий Петр. Из истории Троицкого храма в селе Троицкие Озерки.

Одной из порушенных православных святынь Коломенского края является церковь Пресвятой Троицы в селе Троицкие Озерки, ныне административно относящегося к Коломенскому городскому округу Московской области. О существовании храма осталось ничтожное число документальных свидетельств, затруднительно установить даже облик святыни, ибо исторические фотографии не сохранились. Трудами Общества любителей церковной истории имени священноисповедника Феодосия, епископа Коломенского – краеведческого объединения при Богородице-Рождественском Бобреневом мужском монастыре, по крупицам собраны архивные документы, рассказывающие о храме, в архиве Российской академии наук (АРАН, г. Москва), Государственном архиве Тульской области (ГАТО, г. Тула), Российском государственном историческом архиве (РГИА, г. Санкт–Петербург), Центральном государственном архиве города Москвы (ЦГАМ, г. Москва), Центральном государственном архиве Московской области (ЦГАМО, г. Москва) и Коломенском муниципальном районном архиве (КМРА, г. Коломна). Найденные источники позволяют охарактеризовать общее состояние и развитие духовной жизни села Троицкие Озерки в период с конца XVIII по начало XX в.

Село это, расположенное на берегу реки Оки, – одно из старейших поселений Коломенского края, о чем свидетельствуют археологические находки. Предположительно в первой половине XVIII в. тщанием местных жителей была возведена каменная церковь Пресвятой Троицы с колокольней, которая затем многие десятилетия служила центром духовной жизни приходского округа, включавшего село Троицкие Озерки и деревню Щегловка Коломенского уезда. Впрочем, деревянная церковь явно существовала здесь и ранее; возможно, не одно столетие.

В начале XIX в. каменный Троицкий храм значительно обветшал. В 1826 г. местный благочинный сообщал: «на Троицкой церкви в клиросных местах размялась крыша, отчего в церковь проходит течь. Стены местами позеленели и штукатурка обвалилась. Иконостас ничем не покрашен. Колокольня никогда не запирается». Последующий затем ремонт кровли позволил избежать разрушения стен.

Во второй половине XIX в., предположительно в 1862 г., Троицкий храм был реконструирован и дополнился боковым приделом во имя святителя Димитрия Ростовского. Описание облика Троицкого храма содержится в страховой описи от 20 июля 1910 года, найденной в фондах Российского государственного исторического архива. С помощью страховой описи удалось установить, что длина одноэтажного каменного храма составляла 13 саженей 1 аршин 10 вершков (28,8 м), ширина – 4 сажени (8,5 м), высота – 4 сажени 11/2 аршина (9,6 м). Здание церкви обрамляли 17 окон. Северный, южный и западный входы затворялись 3 железными дверями. Имелись двухъярусная колокольня высотой 5 саженей 1 аршин 5 вершков (19,6 м) и глава с 8 малыми световыми окнами. Крыша была покрыта железом, окрашенным масляной краской. Отопление помещений производилось изразцовой печью. Стены церкви были от штукатурены. Главный иконостас достигал в высоту и ширину по 12 аршин (8,5 м). Иконостас придела святителя Димитрия Ростовского был более низкий: в высоту составлял 9½ аршин (6,7 м), в ширину 3 аршин 5 вершков (2,3 м). Прилегающая к храму церковная усадьба не отличалась застройкой и включала лишь каменный сарай с покрытой железом крышей. Собственно говоря, вышеуказанные сведения – единственное письменное описание утраченного храма. Известно, что в церковно-каноническом отношении в XIX – начале XX вв. приход села Троицкие Озерки относился к 6-му благочинническому округу Коломенского уезда Московской епархии.

С введением волостного деления в пореформенное время село было отнесено к Парфентьевской волости Коломенского уезда Московской губернии. Характерно, что местный церковный причт отличался скудностью материального содержания. Так, в 1819 г. сообщалось: «Содержание священников худое. А церковнослужители имеют посредственное содержание». Приходской священник проживал доме, построенном местным помещиком, и получал от прихожан ругу – ежегодное натуральное обеспечение, преимущественно продуктовое, а именно «пшеницы 12 четвертей (36 л); овса 9 четвертей (27 л); круп гречневых четверть и 4 четверика (104,8 л); мяса свиного 3 пуда (49 кг). Сверх того, для посева дается поле. Затем излишняя пахотная земля, священнику принадлежащая, отдается внаем в его пользу. Для топки получает дрова в нужном количестве». К 1830 г. ситуация с ружным содержанием священника существенно не изменилась: «ржи 12 четвертей; крупы гречневой четверть и четыре четверика; овса 10 четвертей (31,2 л); свиного мяса 3 пуда; через 2 года 5 аршин сукна (35 м). Сверх сего для посева в поле десятину и в двух по тому же обрабатывают крестьяне; равно и сенных покосов, сколько на часть священника принадлежит, но причетники свою часть обрабатывают сами». Дьячок и пономарь в 1819 г. имели собственные деревянные дома, устроенные на церковной земле. В 1830 г. дома у причетников были «господские» – то есть собственностью помещика, но располагались на церковной земле. На 1913 г. «квартирный вопрос» не был полностью разрешен: священник проживал в собственном доме, а псаломщик своего жилья не имел. Земельные владения храма не могли полностью обеспечить содержание причта. В 1819 г. церковной пашенной и сенокосной земли насчитывалось 36 десятин. В 1911 г. было учтено церковной земли: усадебной – 3 десятины (32776,2 кв. м), пахотной – 31 десятина (338687,4 кв. м), сенокосной – 3 десятины и под дорогой 1000 кв. саженей (4552,25 кв.), а всего 37 десятин 1000 квадратных саженей (408792 кв. м или почти 0,4 кв. км)17. Именно поэтому в начале XX в. причт Троицкого храма получал ежегодное денежное содержание от Святейшего Синода: священник – 294 рубля, псаломщик – 98 рублей. Дополнительно на содержание духовенства шли ежегодные процентные отчисления в размере 29 рублей 12 копеек с капитала в ценных бумагах в размере 733 рублей. В 1911 г. кружечных сборов было получено 225 рублей. В 1912 г. доходы возросли до 250 рублей. А в 1913 г. наблюдалось их сокращение до 180 рублей. По причине малочисленности и бедности приходского населения штат местного церковного причта никогда не отличался многолюдством. В XVIII в. и первой половине XIX в. он состоял из священника, дьячка и пономаря. С 70-х гг. XIX в. утвержден двухсоставный причт из священника и псаломщика.

В ходе изучения документальной истории Троицкого храма села Троицкие Озерки установлены имена тринадцати клириков в сане пресвитера и шестнадцати церковнослужителей (дьячки, псаломщики и пономари), состоявших в местном причте с конца XVIII в. по 30-е гг. XX в. Священник Гавриил Семенов, 1714 года рождения. Упоминается в клировых ведомостях 1787–1789 гг. Священник Михаил Васильев, 1753 года рождения. Упоминается в клировой ведомости 1790 г. Священник Евграф Федорович Архангельский, 1796 года рождения. Настоятель Троицкого храма в 1819–1841 гг. Сын дьячка. Окончил Перервинскую духовную семинарию с аттестатом второго разряда. 28 мая 1819 г. посвящен митрополитом Московским и Коломенским Серафимом в сан священника и определен на настоящее место. 10 июня 1832 г. утвержден в качестве депутата епархиального съезда духовенства. Состоял в браке с Натальей Васильевной Архангельской. В браке родились дети: Пелагея, Иван, Александр, Владимир. Священник Павел Озерецковский, настоятель Троицкого храма в 1869–1895 гг. Священник Феодор Мячков, исполнял обязанности настоятеля Троицкого храма в 1896 г. Священник Александр Флерин, настоятель Троицкого храма в 1896–1904 гг. Священник Григорий Зачатейский, настоятель Троицкого храма в 1905–1911 гг. Священник Лебедев, настоятель Михаило-Архангельского храма села Коробчеево, в 1911 г. – временно исполняющий обязанности настоятеля Троицкого храма. Священник Алексий Горский, 1891 года рождения, настоятель Троицкого храма в 1912–1915 гг. Происходил из духовного сословия, сын протоиерея. В 1910 г. по состоянию здоровья выбыл из 5-го класса Московской духовной семинарии. В 1911 г. сдал экзамены за 5-й, 6-й классы и назначен на настоящее место. С 1912 г. состоял в должностях заведующего и законоучителя местной церковно-приходской школы. Состоял в браке с Еленой Владимировной Горской, 1889 года рождения. Священник Владимир Соловьев, настоятель Троицкого храма в 1916–1917 гг. В 1918–1923 гг. настоятелем Троицкого храма служил священномученик Сергий Петрович Бажанов. Он родился 3 февраля 1883 г. в селе Сандыри Коломенского уезда Московской губернии в семье псаломщика. Обучался в Московской духовной семинарии. В 1918 г. был рукоположен в сан священника в причт села Троицкие Озерки. В 1923 г. переведен в причт Иоанно-Предтеченского храма села Городищи Коломенского уезда. В 1930 г. переведен в причт Никольского храма селе Городня Луховицкого района Московской области. Имел иерархические награды: набедренник, скуфью, камилавку. 3 июня 1932 г. тройкой ОГПУ приговорен к трем годам заключения в исправительно-трудовом лагере. 25 октября 1937 г. тройкой НКВД приговорен к расстрелу. Убит 31 октября 1937 г. и погребен на Бутовском полигоне. В 1926 г. в качестве местного настоятеля упоминается священник Иоанн Иванович Нефедов. Вероятно, последним настоятелем Троицкого храма являлся священномученик Андрей Владимирович Шершнев. Он родился 1869 г. в селе Нижнее Маслово Зарайского уезда Рязанской губернии в семье крестьянина. Обучался в учительской семинарии. В 1898–1921 гг. работал школьным учителем. 10 августа 1931 г. был рукоположен в сан священника. В 1932–1933 гг. служил настоятелем Троицкого храма села Троицкие Озерки. В 1933–1934 гг. служил в Введенском храме села Чанки Коломенского района. В 1935–1937 гг. вновь священствовал в селе Троицкие Озерки. 27 ноября 1937 г. был арестован и заключен в коломенскую тюрьму. 8 декабря 1937 г. убит на Бутовском полигоне. Установлены имена четырех клириков, служивших в причте Троицкого храма в должности дьячка. Дьячок Игнат Савельев, 1752 года рождения, клирик Троицкого храма в 1789–1819 гг. В 1770–1789 гг. состоял в местном причте в должности пономаря. Дьячок Михаил Леонтьевич Скворцов, 1778 года рождения, клирик Троицкого храма в 1828–1834 гг. Сын дьячка. Определен из 1-го класса Московской духовной академии. 17 декабря 1803 г. назначен в причт Знаменского храма село Кунцово Московского уезда на должность пономаря. В 1805 г. переведен в причт Космо-Дамианского храма на Покровке в Москве на должность пономаря. 15 марта 1828 г. по указу Московской духовной консистории под №1442 определен на настоящее место. Вдов с 1834 г. Состоял в браке с Елизаветой Никитичной Скворцовой. В браке родились дети: Евдокия, Федор, Павел. Дьячок Василий Петрович Соболев, клирик Троицкого храма, упоминается в 1837 г. Дьячок Никон Федорович Троицкий, клирик Троицкого храма в 1841–1844 гг. Стали известны имена девятерых церковнослужителей, состоявших в причте Троицкого храма в должности псаломщика. Псаломщик Иван Ильинский, клирик Троицкого храма в 1871–1883 гг. Псаломщик Александр Другов, клирик Троицкого храма в 1872 гг. Псаломщик Алексей Озерецковский, клирик Троицкого храма в 1884–1885 гг. Псаломщик Иван Покровский, клирик Троицкого храма в 1886–1887 гг. Псаломщик Сергей Казанцев, клирик Троицкого храма в 1894 г. Исполняющий должность псаломщика запрещенный священник Иоанн Боголепов, клирик Троицкого храма в 1895–1906 гг. Псаломщик Владимир Розанов, клирик Троицкого храма в 1907–1908 гг. Псаломщик Александр Васильев, клирик Троицкого храма в 1909–1911 г. Псаломщик Семен Сетин, 1880 года рождения, клирик Троицкого храма в 1912–1919 г. Происходил из крестьян. В 1897 г. окончил полный курс Калужского духовного училища. В 1912 г. назначен в местный причт. Состоял в браке с Клавдией Ивановной Сетиной, 1880 года рождения. В браке родились дети: Павел (1903), Сергей (1908), Александр (1910), Евгений (1911). Трое клириков служили в местном причте в должности пономаря. Пономарь Данила Савельев, 1756 года рождения. Упоминается в клировых ведомостях 1787–1790 гг. Пономарь Михаил Петрович Новлянский, 1781 года рождения, клирик Троицкого храма в 1804–1841 гг. Сын священника. Обучался в грамматическом классе Коломенской духовной семинарии. 24 марта 1804 г. посвящен в стихарь Преосвященным Августином, епископом Дмитровским в местный причт. Состоял в браке с Гликерией Михайловной Новлянской. В браке родились дети: Наталья, Никита (обучался в Коломенском духовном училище на содержании отца), Евдокия. Пономарь Павел Лебедев, клирик Троицкого храма в 1869–1870 г.

Охарактеризуем население прихода села Троицкие Озерки. В XIX – начале XX вв. подавляющее большинство жителей принадлежало к крестьянскому сословию. Только в 30-е гг. XIX в. зафиксирована незначительная группа «дворовых людей» – прислуги помещика Алексея Дмитриевича Ляпунова (15 человек, или 3,13% от всего местного населения). Население прихода в 1819–1913 гг. существенно возросло, с 390 до 878 человек (на 488, или в 2,25 раза), что соответствует общей тенденции демографического развития России в указанное время. Примечательно, что женское население прихода всегда численно превосходило мужское, в среднем на 9–16%. Исключением стал 1833 г., когда было зафиксировано равное число жителей обоего пола (240 мужчин и 240 женщин). В конфессиональном отношении местные жители строго придерживались православного исповедания.

Примечательно, что несмотря на сложное материальное положение, церковный причт села Троицкие Озерки активно осуществлял общественное служение. По инициативе священника Павла Озерецковского 26 октября 1893 г. была учреждена церковно-приходская одноклассная школа, размещавшаяся в арендуемом доме. На ее ежегодное содержание прихожанами отпускалось до 60 рублей. В 1911 г. в ней имелось 90 учащихся – 49 мальчиков и 41 девочка. В 1912 г. насчитывалось 84 ученика – 45 мальчиков и 39 девочек. В 1913 г. обучалось 92 ученика – 47 мальчиков и 45 девочек. Кроме того, при Троицком храме действовала церковно-приходская библиотека из 60 изданий. Из церковных старост синодальной эпохи известно только имя крестьянина Прокопия Андреевича Мелореева, состоявшего в должности с 1903 г. Октябрьская революция и начавшаяся после нее борьба с религией стали причинами гибели Троицкого храма. После установления советской власти приход села Троицкие Озерки просуществовал еще значительное время. В 1926 г. «общество верующих» при Троицкой церкви насчитывало 183 человека. Председателем церковного совета являлся Осип Кузьмич Воробьев. Разрушение Троицкого храма пришлось на период Великой Отечественной войны. В 1942–1943 гг. его разобрали, а камень использовали для строительства скотных дворов.

Начало возрождения духовной жизни в селе Троицкие Озерки приходится на 2007 г., когда группа местных жителей самостоятельно расчистила площадку на месте разрушенного Троицкого храма и установила поклонный крест. Однако дальнейшее формирование местной общины затянулось на несколько лет. Новым толчком к развитию церковной жизни стало учреждение благочиния Коломенского округа (указом Управляющего Московской епархией митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия №1553 от 24 марта 2016 г.), объединившего обширные сельские территории Коломенского муниципального района Московской области. В августе 2016 г. к благочинному церквей Коломенского округа обратилась группа местных жителей с просьбой помочь в восстановлении храма. Именно с этого времени началось формирование приходской общины на правах религиозной группы, в которую записалось 52 человека, в их числе 35 женщин и 17 мужчин, что составило до трети всего населения села (по данным 2010 г., здесь проживало 147 человек). С августа 2016 г. у поклонного креста братией Богородице-Рождественского Бобренева мужского монастыря регулярно служатся молебны и панихиды.

22 ноября 2016 г. между Бобреневым монастырем и Зарудненским домом культуры Коломенского района был подписан договор, согласно которому были выделены помещения в клубе села Троицкие Озерки для устроения молитвенной комнаты. 24 декабря 2016 г. в новоустроенной молитвенной комнате братией Бобренева монастыря была отслужена Божественная литургия. Первую в селе с 1930–х гг. Литургию совершил иеромонах Макарий (Белов) в сослужении иеродиакона Иоанна (Четвертнова). 9 декабря 2017 г. состоялось учредительное собрание православного прихода села Троицкие Озерки Коломенского района. Под председательством благочинного церквей города Коломны и Коломенского округа епископа Луховицкого Петра инициативная группа местных жителей постановила создать приход Троицкого храма села Троицкие Озерки, сформировала Приходское собрание и Приходской совет. Указом митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия в новообразованный приход настоятелем назначен священник Виктор Волков.

Итак, приход села Троицкие Озерки развивался на протяжении нескольких столетий, но религиозные гонения советской эпохи уничтожили как сам приход, так и разрушили его святыню – церковь Пресвятой Троицы. Однако промыслом Божиим и трудами местных жителей возможно его восстановить и возродить полноценную духовную жизнь.

Источник

Троицкие Озерки

Автор: Т. К. Залата

Село Троицкие Озерки (Троицкое, Озерки тож) располагается на берегу реки Оки.
Название села, по всей видимости, имеет топографическое происхождение, что обусловлено наличием неподалеку от села озер Гоголь (Гоголино), Березовка и Заводи. Приставка «Троицкое», видимо, появилась позднее, с появлением в селе церкви Троицы Живоначальной (не ранее XVIII в.). Ранее здесь был храм, но Христорождественский.
Местность Троицких Озерков издавна заселена людьми. Так, в районе этого села найдены артефакты, принадлежащие дьяковской археологической культуре (VII в. до н. э.)[1].
Письменные упоминания о Троицких Озерках можно встретить начиная со второй половины XVI века. в Писцовых книгах Московского государства:

«За кн. Борисом Петровичем Засекиным, а преж того в поместье было за Карпом за Жеребытичевым: с. Озерко, а в нем церк. Рождества Христово, древена, клетски, стоит без пенья: пашни худ. земли 10 четьи, да пер. 50 четьи в поле, а в дву потомуже; да у села же озрк. Гоголино, вдоль полверсты, а поперек четь версты, а инде мене того, да в лугах озрк. Кленское Глухое»[2].

До конца XVIII в. Троицкое, Озерки тож, относилось к Похрянскому стану Коломенского уезда.
При проведении генерального межевания в 1767 г. установлено, что:

Тем же лицам принадлежал и Омлековский заливной луг [4]. Обширный Минин луг находился во владении Коллегии экономии, а ранее — Богоявленского Голутвина монастыря (очевидно, до секуляризации земель — Прим.) и представлял в большинстве своем мелкую лесную поросль (в общей сложности, 250 десятин из 327)[5].
А вот озеро «Заводи», располагающееся неподалеку, в 60-е гг. XVIII в. принадлежало другим владельцам:

«Заводи, озеро Коломенского уезда, Похрянского стана, общее владение лейб гвардии капитана, князя Александра Бакаровича Грузинского, лейб гвардии капитана порутчика Петра Игнатьевича Полтавцова, вдовы, капитанши Анны Александровны Бахметевой, межевал 3 ноября 1769 г. Ваксель. Озеро 4 д. 416 с.»[6].

После губернской реформы 1781 г. село Троицкое-Озерки вошло в состав Парфентьевской волости.
В середине XIX в. о Троицких Озерках в письменных источниках встречается такая информация:

«Троицкое, село 1-го стана, Ляпунова, Дмитрия Алексеевича, малолетнего, крестьян 202 души мужского пола, 196 женского, 1 церковь, 50 дворов, 109 верст от столицы, 12 от уездного города, на проселочной дороге»[7].

В «Списках населенных мест по сведениям 1859 года» Троицкое (Озерки) значится как село при безымянном озере при одной православной церкви, при количестве дворов 12[*] и населении в соотношении 245 лиц мужского пола и 240 — женского[8].

————— [*] Возможно, в «Списках населённых мест по сведениям 1859 года» опечатка: дворов не 12, а 64. 64 двора указано следующей строкой — в сведениях по д. Щегловке.
—————

Известно, что уже в середине XIX в. близ Троицкого Озерков была паромная переправа к селам Старые и Новые Пирочи (см. рис. 1).
В селе Троицкое-Озерки была церковно-приходская школа. В соответствии с Отчетом епархиального наблюдателя о состоянии церковных школ Московской епархии за 1901-1902 гг.[9], 1898— 1899 гг.[10] в числе «особенно ревностных по службе» учителей отмечали и Марию Нехотенову, учителя Троице-Озерковской школы.
Помимо Марии, в преподавательском составе школы был и законоучитель, священник Александр Александрович Флерин[11].
По данным переписи 1883 года в приходе Троицкого-Озерков насчитывалось 572 человека, а в 1897 году — 652[12].
Исходя из достаточно подробных статистических сведений о жизни крестьян села Троицкое, Озерки тож, вместе с близлежащей деревней Щегловкой, становится видно, что оно было достаточно крупным: так, по данным на 1894 г., в селе насчитывалось 120 дворов занимающихся хлебопашеством и 8 — тех, кто не занимался этой деятельностью; мужских душ — 125, женских — 186, детей — 283; по ревизии мужского пола — 264. На отхожих промыслах, если верить статистике, находилось 35 человек[13]. Причем известно, что большая часть тех, кто уходил куда-либо на работу, были рабочие Коломенского машиностроительного завода братьев А. Е. И Г. Е. Струве под с. Бобреневым Коломенского уезда[14].
По состоянию на 1894 г.[15]в Троицком-Озерках была винная лавка.
Следует отметить, что при с. Троицкие Озерки в пустошах Шандрово и Тешилово находились земельные владения товарищества крестьян соседней деревни Поповки Егорьевского уезда Рязанской губернии (рис. 1):
1. Егор Евдокимович, Григорий Алексеевич, Ульян Федорович, Прасковья Эрастовна, Анна и Авдотья Семеновны (две последние — несовершеннолетние) Брысины;
2. Федосья Давыдова, Авдотья, Анна и Наталья Васильевы;
3. Иван Платонов, Анна Тимофеевна Чернова и Иван Васильевич Ходин, Нефедов Федор Григорьевич, Иванов Николай Иванович;
4. Михаил и Никифор Филимоновы и Яков Иванов;
5. Филипп и Ермолай Григорьевич Григорьевы и Есрил Евстигнеевич и вдова Авдотья Васильевна Юдина.
Судя по составу земель, львиную долю владений составлял дровяной лес (около 5 десятин), остальные же площади занимали заливные луга при р. Оке (примерно 1,5 десятины), использовавшиеся под сенокос. В лесу находилась лесная сторожка с тесовой крышей.

троицкие озерки коломенский район храм Рисунок 1: Извлечение из Топографической карты Московской губернии (составлена с топографической съемки, произведенной в 1852 и 1853 годах и гравирована в военно-топографическом депо. 1860. Составлено Ф. Ф. Шубертом. Ряд 8, л. 8.

Также при с. Троицкое, Озерки тож, был земельный участок крестьянина этого села Егора Алексеевича Тарасова[16].
Село Троицкие Озерки вошло в состав справочника «Волости и важнейшие селения Европейской России» 1886 года:

«Троицкие Озерки, с. б. вл., при оз. Большом, дв. 91, д. 555; ц. пр.»[17].

В Памятных книжках Московской губернии за разные годы отражены основные справочные данные о селе Троицком Озерках: количество населения, наличия тех или иных важных объектов, удаленность в верстах от уездного и волостного центра, а также от железных дорог.
Так, по состоянию на 1899 г., население села составляло 264 человека[18], а в 1912 г.[19] число дворов достигало 140.
С приходом советской власти в село образовался Троице-Озерковский сельсовет Парфентьевской волости. На тот момент население Троицких Озерков составляло 898 человек (411 мужчин и 487 женщин) при количестве хозяйств 178[20].
31 июля 1959 г. Троицкие Озерки были переданы в состав Пестриковского сельского совета (с 3 февраля 1994 г. — Пестриковского сельского округа)[21].
В сентябре 2003 года Пестриковский сельский округ преобразовали, передав некоторые населенные пункты, включая и Троицкие Озерки, в Макшеевский сельский округ[22].
С 15 февраля 2015 года село Троицкие Озерки входит в состав сельского поселения Зарудненское Коломенского района на основании Закона Московской области от 15.02.2005 № 43/2005-ОЗ[23]. Макшеевский сельский округ был упразднен.
Неподалеку от села располагается грузо-пассажирская пристань «Озерки» на р. Оке, 6 км ниже устья Москвы-реки. По состоянию на 1967 г., значительный грузооборот на пристани составляли лесные материалы и трикотаж[24].

Церковь Троицы Живоначальной села Озерки

Церковь Троицы Живоначальной была каменной и, по всей видимости, появилась в селе не ранее XVIII в. Ранее упоминалось о деревянном храме Рождества Христова клетского типа, который существовал уже в XVI в.
О том, как выглядела церковь, помнят старожилы: по их словам, храм был очень ухоженным, имел кованую ограду и мощеный плиткой двор, а весной утопал в цветущей вокруг сирени[25].
В 1813 году священник Знаменской церкви села Ильинского Коломенской округи Михаил Никифоров подал прошение в Московскую духовную консисторию о назначении его священником в приход церкви Живоначальной Троицы села Озерки.
М. Никифоров пояснил, что находится «при возобновлении святых Икон в Московском большом Успенском соборе» с 3 июня 1813 года.

«Означенное же сего Ильинское, в коем я нахожусь священником, прошлаго 1812-го года, во время нашествия неприятельскаго в Россию, от происходивших отяготительных обстоятельств пришло в беднейшее положение»[26].

Узнав о вакантном месте священника в Озерках, М. Никифоров и составил данное прошение.
В ответе на прошение была приложена справка с выпиской из ревизских сказок 1811 года о состоянии прихода, а также о возрасте служивших на тот момент в храме. Церковь была одноприходная (при ней 41 приходской двор).
11 марта 1813 года священник церкви Михаил Васильев умер, а на момент рассмотрения прошения (сентябрь-октябрь 1813 года) при церкви числились дьячок Игнатий Савельев 59 лет и пономарь Михаил Петров 30 лет[27].
О самом же просителе консисторские чиновники указали, что этот священник «показан оной же округи в селе Парфеньеве 54 лет»[28]. Больше ни на что сослаться чиновники не смогли, так как «за разграблением неприятелем Консисторскаго Архива дел не оказалось»[29].
К 1870-м гг. церковь Живоначальной Троицы в Озерках имела уже два прихода, в которых насчитывалось 89 дворов, душ мужских — 283, женских — 307, а также придел Димитрия Ростовского (1862 г.) [30].
В первой половине XIX в. священником церкви в Троицких-Озерках был Евграф Архангельский. Сохранилось дело, рассмотренное Московской духовной консисторией, от 29 июля 1834 года. Это была жалоба супруги священника Натальи Васильевой на жену пономаря Лукерью Павлову, «что она 15 того июля при народе обзывала ее поносными и ругательными словами»[31]. Ссора произошла на почве ругани между пономарихой и попадьей; последняя была, как показало консисторское следствие, в нетрезвом виде и оскорбляла взрослую дочь пономаря, называя ее дурой, которую «не возьмет замуж и мужик»[32].
В Консистории постановили пономарихе Павловой за то, что прилюдно в церкви и в присутствии духовного отца оскорбляла жену священника, «положить 50 поклонов и испрашивать у попадьи христианского прощения до полного примирения»[33]. Однако и для попадьи дело не кончилось только лишь этим: о. Е. Архангельского под подписку обязали обеспечить хороший надзор за супругой, чтобы удерживал ее от неприличных поступков[34]. Также в определении Московской духовной консистории было отмечено, что «пьяная попадья не заслуживает, чтобы у нея публично просили прощения при народе. Благочинному, прибыв на место, призвать в церковь, не во время богослужения и без народа, причет, попадью, пономариху и пономареву дочь исполнить назначенное в сем определении число поклонов, потом пономарихе испросив прощения у попадьи, а наконец попадье испросить прощения у пономаревой дочери»[35].
Отдельной вехой истории церкви села Троицкое Озерки можно назвать период лихолетья и гонения советской власти на религию. Особую роль сыграл протоиерей Сергей Петрович Бажанов (1883 — 1937), уроженец с. Сандыри Коломенского района, причисленный к лику святых в качестве священномученика (рис. 2). С 1918 по 1923 гг. он был священником Троицкой церкви села Озерков. В 1932 г. его приговорили к трем годам исправительно-трудового лагеря — о. Сергий принимал участие в строительстве Беломорско-Балтийского канала. После того, как о. Сергий Бажанов отбыл наказание и вновь вернулся к своим священническим обязанностям, его арестовали вновь и уже приговорили к расстрелу на печально известном Бутовском полигоне[36].

троицкие озерки коломенский район храм Рисунок 2: Священник Сергей Петрович Бажанов. Источник: http://www.fond.ru/userfiles/person/1037/1295900939.pdf

По рассказам местных жителей, церковь Троицы Живоначальной разобрали в начале Великой Отечественной войны (1941 — 1942 гг.). Кирпич от храма использовали для строительства скотных дворов, а иконы были сожжены[37].
Сегодня о церкви Живоначальной Троицы напоминает лишь небольшой кусок кирпичной стены. Рядом с этим артефактом 9 мая 2007 года был торжественно установлен Поклонный крест при благословении священника о.Валерия Наволокина.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *