троицкий храм на репне
Троицкий храм на Репне г. Коломна
Троицкий храм на Репне г. Коломна запись закреплена
Вторник. Вмч. Артемия.
Глава 9.
23 Ко всем же сказал: если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною.
24 Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее; а кто потеряет душу свою ради Меня, тот сбережет ее.
25 Ибо что пользы человеку приобрести весь мир, а себя самого погубить или повредить себе?
26 Ибо кто постыдится Меня и Моих слов, того Сын Человеческий постыдится, когда приидет во славе Своей и Отца и святых Ангелов.
27 Говорю же вам истинно: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие.
Флп., 242 зач., II, 16-23.
Глава 2.
16 Содержа слово жизни, к похвале моей в день Христов, что я не тщетно подвизался и не тщетно трудился.
17 Но если я и соделываюсь жертвою за жертву и служение веры вашей, то радуюсь и сорадуюсь всем вам.
18 О сем самом и вы радуйтесь и сорадуйтесь мне.
19 Надеюсь же в Господе Иисусе вскоре послать к вам Тимофея, дабы и я, узнав о ваших обстоятельствах, утешился духом.
20 Ибо я не имею никого равно усердного, кто бы столь искренно заботился о вас,
21 Потому что все ищут своего, а не того, что угодно Иисусу Христу.
22 А его верность вам известна, потому что он, как сын отцу, служил мне в благовествовании.
23 Итак я надеюсь послать его тотчас же, как скоро узнаю, что будет со мною.
Троицкий храм на Репне г. Коломна запись закреплена
Понедельник. Прор. Иоиля. Мч. Уара и с ним семи учителей христианских.
Глава 9.
18 В одно время, когда Он молился в уединенном месте, и ученики были с Ним, Он спросил их: за кого почитает Меня народ?
19 Они сказали в ответ: за Иоанна Крестителя, а иные за Илию; другие же говорят, что один из древних пророков воскрес.
20 Он же спросил их: а вы за кого почитаете Меня? Отвечал Петр: за Христа Божия.
21 Но Он строго приказал им никому не говорить о сем,
22 Сказав, что Сыну Человеческому должно много пострадать, и быть отвержену старейшинами, первосвященниками и книжниками, и быть убиту, и в третий день воскреснуть.
Флп., 241 зач., II, 12-16.
Глава 2.
12 Итак, возлюбленные мои, как вы всегда были послушны, не только в присутствии моем, но гораздо более ныне во время отсутствия моего, со страхом и трепетом совершайте свое спасение,
13 Потому что Бог производит в вас и хотение и действие по Своему благоволению.
14 Всё делайте без ропота и сомнения,
15 Чтобы вам быть неукоризненными и чистыми, чадами Божиими непорочными среди строптивого и развращенного рода, в котором вы сияете, как светила в мире,
16 Содержа слово жизни, к похвале моей в день Христов, что я не тщетно подвизался и не тщетно трудился.
Троицкий храм на Репне г. Коломна запись закреплена
Неделя 19-я по Пятидесятнице. Апостола и евангелиста Луки.
Обре́тение мощей прп. Иосифа, игумена Волоцкого, чудотворца.
5 вышел сеятель сеять семя свое, и когда он сеял, иное упало при дороге и было потоптано, и птицы небесные поклевали его;
6 а иное упало на камень и, взойдя, засохло, потому что не имело влаги;
7 а иное упало между тернием, и выросло терние и заглушило его;
8 а иное упало на добрую землю и, взойдя, принесло плод сторичный. Сказав сие, возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит!
9 Ученики же Его спросили у Него: что бы значила притча сия?
10 Он сказал: вам дано знать тайны Царствия Божия, а прочим в притчах, так что они видя не видят и слыша не разумеют.
11 Вот что значит притча сия: семя есть слово Божие;
12 а упавшее при пути, это суть слушающие, к которым потом приходит диавол и уносит слово из сердца их, чтобы они не уверовали и не спаслись;
13 а упавшее на камень, это те, которые, когда услышат слово, с радостью принимают, но которые не имеют корня, и временем веруют, а во время искушения отпадают;
14 а упавшее в терние, это те, которые слушают слово, но, отходя, заботами, богатством и наслаждениями житейскими подавляются и не приносят плода;
15 а упавшее на добрую землю, это те, которые, услышав слово, хранят его в добром и чистом сердце и приносят плод в терпении. Сказав это, Он возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит!
2_Кор., 194 зач., XI, 31 – XII, 9.
31 Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, благословенный во веки, знает, что я не лгу.
32 В Дамаске областной правитель царя Ареты стерег город Дамаск, чтобы схватить меня; и я в корзине был спущен из окна по стене и избежал его рук.
Глава 12.
1 Не полезно хвалиться мне, ибо я приду к видениям и откровениям Господним.
2 Знаю человека во Христе, который назад тому четырнадцать лет (в теле ли — не знаю, вне ли тела — не знаю: Бог знает) восхищен был до третьего неба.
3 И знаю о таком человеке (только не знаю — в теле, или вне тела: Бог знает),
4 что он был восхищен в рай и слышал неизреченные слова, которых человеку нельзя пересказать.
5 Таким человеком могу хвалиться; собою же не похвалюсь, разве только немощами моими.
6 Впрочем, если захочу хвалиться, не буду неразумен, потому что скажу истину; но я удерживаюсь, чтобы кто не подумал о мне более, нежели сколько во мне видит или слышит от меня.
7 И чтобы я не превозносился чрезвычайностью откровений, дано мне жало в плоть, ангел сатаны, удручать меня, чтобы я не превозносился.
8 Трижды молил я Господа о том, чтобы удалил его от меня.
9 Но Господь сказал мне: «довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи». И потому я гораздо охотнее буду хвалиться своими немощами, чтобы обитала во мне сила Христова.
Троицкий храм на Репне
Телефон: +7 (496) 612-52-14, 8 (917) 545-24-95
Как добраться
Из Москвы от автовокзала Котельники автобусом № 460 до остановки «Площадь Двух Революций», далее пешком.
От Казанского вокзала электропоездами Рязанского направления до станции «Коломна», далее трамваем № 9 до остановки «Площадь Двух Революций»
Историческая справка
Первые упоминания о Троицкой церкви относятся к 1572 г. Храм упомянут в рукописи ямских и межевых приправочных книг, выданную Коломенским Ямским приказом. Троицкий храм с пределом Рождества Пресвятой Богородицы был первоначально деревянным. Позже к храму был пристроен предел пророка Илии (упомянут в исторических документах 1680 г.). Около 1696 г. на месте деревянного храма возвели каменную. В селе жили ямщики, которые торжественно отмечали день Флора и Лавра, покровителя лошадей и домашних животных. К этому дню к храму приводили украшенных лентами лошадей. Этот обычай сохранялся до начала 20 в. в 1823 г. к храму пристроили каменный предел в честь пророка Божия Илии.
В 1823 г. началось строительство новой колокольни вместо старой обветшавшей. Колокольня был обновлена в 1823-25 гг. В 1868 г. храм перестроили, изменили форму главы и кровли, церковь обнесли железной оградой. В 1783 г. соборный дьякон Михаил Дроздов, отец будущего свт. Филарета Московского, был рукоположен в священника и определен к Троицкой на Репне церкви, куда семья переселилась в купленный для них дом. Дом семьи Дроздовых сохранился до настоящего времени. Церкив принадлежала деревянная сторожка, здание церковно-приходской школы, к храму была приписана часовня Страстной иконы Божией Матери. С 1902 г. при церкви действовала народная библиотека, с 1893 г. – здание Елизаветинских яслей. В советское время храм был закрыт, внутренне убранство, иконостасы уничтожены. В храме разместили строительный цех, затем реставрационные мастерские. Храм был возвращен верующим 1898 г., началось возрождение церкви. В настоящее время восстановлено внутренне убранство, ограда, благоутвроена территория. При храме действует Воскресная школа им. свт. Филарета Московского.
Троицкий храм (Репна)
Троицкий храм на Репне, построен в 1696 г. вместо деревянной церкви XVI в. В советский период храм был закрыт и разорен, в настоящее время полностью восстановлен.
Содержание
История [ править ]
Храм Пресвятой Троицы был построен в селе Репнинском на земле, принадлежавшей преподобной Ефросинии, супруге святого благоверного князя Димитрия Донского. В более поздние времена церковь получила другое название Пресвятой Троицы-на-Ямках, по причине большого поселения ямщиков. Отстроена церковь в камне в 1696 г. Ранее ее стены украшались кладкой из кирпича, а кровлю составляли несколько рядов кокошников. Позднее верх перекрыли главным сводом, а кокошники убрали. Сейчас храм венчается одной главой. В 1816 г. был устроен и освящен придел во имя пророка Илии. Также в теплой зимней трапезной располагается южный придел в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Сохранилось предание о особом праздновании в храме дня памяти святых мучеников Флора и Лавра. Эти святые особо почитались ямщиками. В 1783—1800 гг. настоятелем церкви был священник Михаил Дроздов, отец святителя Филарета, который отроком нес послушание в храме. Трудами священника Михаила Дроздова Троицкая церковь была обновлена. 30 июля 1823 г. началось строительство трехъярусной каменной колокольни.
К Троицкому приходу была приписана стоявшая неподалеку часовня. В ней находился особо почитаемый коломенцами образ Божией Матери, именуемой «Страстная». Эта икона чудом сохранилась (ныне — в храме Богоявления-в-Гончарах). В 1900 г. при храме существовала женская церковноприходская школа, основанная священником А.Орловым, имелась библиотека для воскресных школ города.
Последним настоятелем Троицкого храма был священник Иоанн Розанов. После закрытия Троицкого храма он был переведен в Богоявленскую церковь настоятелем, где и уберег последний действующий храм от закрытия, продав свой дом у Троицкой церкви и уплатив все налоги Богоявленской церкви. Отец Иоанн Розанов скончался в декабре 1951 г. и был похоронен на Протопоповском кладбище, верующие несли его гроб несколько верст на руках. Здание использовалось как цех по изготовлению горчицы, хрена и крахмала, позже — как реставрационная мастерская. Почти все фрески и росписи на стенах уничтожили, главный алтарь храма засыпали цементом и мусором. Разоренный и обветшавший храм передан Русской Православной Церкви в мае 1998 г., и сразу же началось его восстановление.
31 августа, в день памяти свв. Флора и Лавра, в Ильинском приделе совершена первая Божественная литургия.
В ноябре 1998 г. открылась воскресная школа.
Перед Пасхой в 1999 г. храму был подарен набор колоколов, отлитых в Воронеже, а в 2004 г. ещё один 140-килограммовый колокол прибыл из Екатеринбурга.
На сегодняшний день внешний облик Свято-Троицкого храма восстановлен полностью. Вокруг храма установлена кованая ограда.
В 2004 г. на месте разрушенной церковно-приходской школы была построена новая, в стенах которой работают воскресная, музыкальная школы, проходят городские школьные олимпиады.
С 2005 г. на базе школы преподавались курсы Основ Православной культуры для учителей юго-восточного региона Московской области. Внутри храма полностью восстановлена трапезная часть, главный алтарь украсился росписью в стиле XVI в., ведутся работы над созданием пятиярусного иконостаса.
2 декабря 2012 года митрополит Коломенский и Крутицкий Ювеналий совершил Великое освящение Троицкого храма на Репне.
Жизнь прихода [ править ]
Настоятель: священник Иоанн Николаевич Качанкин
Престольные праздники [ править ]
Как добраться [ править ]
Адрес: Московская область, г. Коломна, ул. Толстикова, д. 56. Троицкий храм.
Проезд: из Москвы от Казанского вокзала электропоездами Рязанского направления до станции «Коломна», далее трамваем № 9 до остановки «Площадь Двух Революций».
На автобусе: из Москвы от автовокзала Котельники автобусом № 460 до остановки «Площадь Двух Революций», далее пешком.
Коломна. Церковь Троицы Живоначальной на Репне.
Троицкая церковь
Карта и ближайшие объекты
Статьи
Когда здесь впервые был построен храм, документальных свидетельств не сохранилось. Из старинной рукописи, некогда хранившейся в храме, явствовало, что «в поместном приказе, в приправочных Коломенских книгах 1572 года написано: храм Живоначальной Троицы, да тёплый храм Рождества пречистыя Богородицы, а на церковной земле двор попов, да двор дьячков, да двор просфирницы, да на церковной земле тринадцать мест дворовых, а полевые земли к той церкви меж церковной земле в тех приправочных книгах не написано. » Впоследствии к деревянной Троицкой церкви пристроили придел Пророка Илии (упоминался в 1680 г.). Позднее вокруг церкви выросла слобода, в которой селились преимущественно ямщики (поскольку расположена она была на самом въезде в город с южной стороны). Бывшее село слилось с городом, получив название Ямской слободы, и церковь стала называться Троицей на Ямках.
В 1696 году на месте деревянного храма возвели каменный. Эта постройка в стиле московского барокко мало напоминала ныне существующий Троицкий храм. Она была пятиглавой, стены украшала резная кирпичная кладка, кровлю составляли несколько рядов кокошников. К западу от храма располагалась шатровая колокольня. Более всего изначальный Троицкий храм был похож на сохранившуюся до наших дней церковь Николы-на-Посаде. Позднее, перестраивая церковь, срубили кирпичную резьбу, верх четверика перекрыли сводом, а кокошники убрали. Сейчас храм венчается одной главой.
Яркую страницу в биографию храма вписал священник Михаил Дроздов, в 1783-1800 гг. бывший настоятелем церкви.
Недалеко от храма находился одноэтажный деревянный дом на каменном цоколе, куда в 1783 г. переехал Михаил Фёдорович вместе с женой Евдокией Никитичной и семимесячным сыном Василием, будущим святителем Филаретом, митрополитом Московским и Коломенским. В этом доме прошло всё детство и отрочество будущего владыки, вплоть до поступления в марте 1800 г. в семинарию Троице-Сергиевой Лавры. Храм Троицы-на-Репне был для Васи Дроздова таким же родным, как и храм Богоявления-в-Гончарах, где служил его дед, Никита Афанасьевич. Сейчас на месте дома Дроздовых стоит другой деревянный дом, но, как предполагают историки, остатки старого дома должны сохраниться внутри более поздней постройки.
Трудами священника Михаила Дроздова Троицкая церковь была обновлена. 30 июля 1823 г. началось строительство трехъярусной каменной колокольни. В 1851 году заново перестроили южный придел в честь Рождества Богородицы.
В 1900 г. священником А. Орловым при храме была учреждена женская церковно-приходская школа, имелась библиотека для воскресных школ города. Церковь обеспечивала не только катехизацию и нравственное воспитание подрастающего поколения, но и давала основы светских наук.
Последним настоятелем Троицкого храма до его закрытия и разорения в годы гонений был вдовый священник Иоанн Розанов, живший с пятью дочерьми в доме святителя Филарета. Он преподавал в церковной школе, подросшие дочери помогали ему. После закрытия Троицкого храма о. Иоанна перевели настоятелем в Богоявленскую церковь. Он уберёг последний действующий храм города от поругания: когда церковь хотели закрыть за долги (нечем было уплатить налог), батюшка продал свой дом у Троицкой церкви. Митрофорный протоиерей Иоанн Розанов скончался в глубокой старости, в декабре 1951 г. и был похоронен на Протопоповском кладбище. Его гроб из Богоявленской церкви на кладбище коломенцы несли на руках.
В советское время здание Троицкого храма использовалось как цех по изготовлению горчицы, хрена и крахмала, позже здесь была открыта реставрационная мастерская. Почти все фрески и росписи на стенах уничтожили, главный алтарь храма засыпали цементом и мусором.
Разоренный и обветшавший храм передан Русской Православной Церкви в мае 1998 г., и сразу же началось его восстановление. 31 августа, в день памяти свв. Флора и Лавра, в Ильинском приделе совершена первая Божественная литургия. В ноябре 1998 г. открылась воскресная школа. Перед Пасхой в 1999 г. храму был подарен набор колоколов, отлитых в Воронеже, а в 2004 г. ещё один 140-килограммовый колокол прибыл из Екатеринбурга. На сегодняшний день внешний облик Свято-Троицкого храма восстановлен полностью. Вокруг храма установлена кованая ограда.
В 2004 г. на месте разрушенной церковно-приходской школы была построена новая, в стенах которой работают воскресная, музыкальная школы, проходят городские школьные олимпиады. С 2005 г. на базе школы преподавались курсы Основ Православной культуры для учителей юго-восточного региона Московской области. Внутри храма полностью восстановлена трапезная часть, главный алтарь украсился росписью в стиле XVI в. (дипломная работа выпускницы факультета монументальной живописи Государственного академического художественного института им. В. Сурикова Василины Королёвой), ведутся работы над созданием пятиярусного иконостаса.
Троицкий храм на Репне, где вырос святитель Филарет (Дроздов)
26 декабря 1782 года у соборного дьякона города Коломны Михаила Федоровича Дроздова родился сын – знаменитый в будущем московский митрополит Филарет. Мальчик появился на свет в доме тестя, который был настоятелем Богоявленской церкви в Гончарной слободе, однако почти сразу после рождения сына Михаил Федорович Дроздов получил назначение в Троицкий храм на Репне, располагавшийся в южной части города. В Ямской слободе возле Троицкой церкви, где на протяжении 17 лет служил настоятелем отец, прошло детство и юность владыки Филарета.
Святитель Филарет (Дроздов) происходил из старинного рода священнослужителей той части Тульской губернии, которая, впоследствии вошла в пределы Московской области. Дед владыки Филарета Федор Игнатьевич Дроздов был священником в селе Кормовое нынешнего городского округа Серебряные Пруды. У него было трое сыновей: Михаил, Афанасий и Иван. Первый – отец святителя Филарета – переехал в Коломну, Афанасий стал настоятелем церкви в селе Карники Веневского уезда Тульской губернии, а Иван остался служить в Кормовом. Эти сведения о предках святителя Филарета были опубликованы в Тульских епархиальных ведомостях со слов его престарелой троюродной сестры Татьяны Афанасьевны (в девичестве Дроздовой), которая в 1860-е годы еще проживала в родовом селе Кормовое.
Дед святителя Филарета, упоминавшийся священник Федор Игнатьевич Дроздов умер в 1803 году в возрасте 81 года. Остаток дней он провел в доме старшего сына Афанасия в селе Карники. В 1860-х годах еще сохранялся надгробный камень над могилами этих двух священников – деда и дяди владыки Филарета. Эпитафия, текст которой приводился в Тульских епархиальных ведомостях, свидетельствовала о добром нраве Федора Игнатьевича Дроздова: «Христианин, остановись: здесь пастырь добрый твой сокрыт… Он всякого любил и кроток был душею. До старости растил разумных здесь овец, примерно чад учил своею добротою…»
Биограф митрополита московского Филарета Н.В. Сушков записал интересное предание из жизни Федора Игнатьевича Дроздова: «Будучи еще не стар и пользуясь добрым здоровьем, сдал свой приход своему старшему сыну, с благим намерением в мире отделиться от мира. Он удалился от всех знакомых и родных, повел жизнь уединенную, отшельническую, в посте и молитве, редко выходил из своего домика; видели его только в церкви. Не имея, по скудости, часов, он определял время келейной молитвы своей (3 раза в день) горением церковной восковой свечи».
Один из трех сыновей Федора Игнатьевича – Михаил Федорович Дроздов после женитьбы переехал в Коломну. Сначала он служил дьяконом в Успенском соборе, а в 1783 году был возведен в сан священника и назначен настоятелем в храм Троицы на Репне в Ямской слободе. Епархиальное начальство перевело его в этот коломенский храм вопреки мнению прихожан, которые продвигали на место другого кандидата. С самого начала новый священник встретился с неприязнью жителей Ямской слободы. Прихожане поначалу даже пытались заставить настоятеля удалиться: они почти не давали денег за совершение треб, не приносили пожертвования на большие церковные праздники, заставляя семейство Михаила Федоровича Дроздова жить в нужде.
Родители святители Филарета не роптали, переносили неприязнь людей как испытание, посланное Богом. Их евангельское терпение, по словам Н.В. Сушкова, в конце концов, победило злобу: «Прихожане и прихожанки образумились… сознались в своей несправедливости к отцу Михаилу. Они видели, что он заботиться о благолепии и чистоте Божьего дома; что он благоговейно, по чиноположению, всегда усердно совершает каждое служение Господу: что во всякое время, и днем и ночью, какая бы ни была погода, какое бы не было расстояние от его дома до призывающих священника… он, прерывая сон и отлагая свои дела, даже пищу, неудержимо спешит к ним с духовным пособием и утешением».
В 1800 году священник Михаил Дроздов был назначен протоиереем Успенского собора Коломны, где когда-то служил дьяконом. В звании соборного протоиерея он пробыл до своей смерти в 1816 году. Протоиерей Михаил Федорович Дроздов был погребен на городском кладбище у алтаря Петропавловской церкви. В советские годы это кладбище было уничтожено, на его месте создан мемориальный парк, однако Петропавловская церковь уцелела. С северной стороны храма в 1996 году был установлен памятный крест с именами отца и брата святителя: протоиерея Михаила Федоровича Дроздова и протоиерея Никиты Михайловича Дроздова.
Брат святителя Филарета Никита Михайлович Дроздов служил в Богоявленском храме Коломны в Гончарной слободе, где был прежде настоятелем их дед по матери Никита Афанасьевич. Здесь, по воспоминаниям современников, вместе с товарищами мальчик Василий – так звали в миру владыку Филарета – часто перелезал через забор за яблоками в сад соседей деда Никиты Афанасьевича.
Троицкая церковь на Репне приобрела свой нынешний облик в XIX столетии. Колокольня была построена в 1823, трапезная – в 1858, а основное здание – в 1868 году. Прежнее каменное здание Троицкой церкви в Ямской слободе относилось к 1696 году, при этом древнее село Репенское было известно еще с конца XIV века. Оно упоминалось в завещании великого князя Дмитрия Ивановича Донского, который передавал его жене, княгине Евдокии Дмитриевне.
До революции к Троицкому храму на Репне была приписана часовня во имя Страстей Господних, располагавшаяся неподалеку от храма (снесена в 1970-е годы). В часовне хранилась необычная святыня – резная икона Божией Матери Страстная. А.И. Некрасов в книге «Художественные памятники Москвы и городов Московской губернии» 1928 года упоминал эту часовню, которая в то время еще действовала: «Среди барочных произведений, но с чертами древних традиций надо отметить совершенно необычайные скульптуры Коломны. В городе по церквам встречаются резные из дерева Николы Можайские; но они ничто в сравнении с скульптурными произведениями в часовне на Гражданской улице… Прямо на вошедшего смотрит погрудное, почти в нормальную величину, изображение Страстной Божией Матери с Младенцем, резное из дерева и раскрашенное, но все же несколько плосковатое в иконных формах».
К счастью, эта коломенская святыня уцелела. После закрытия часовни и Троицкой церкви на Репне в конце 1930-х годов Страстная икона была перенесена в уже упоминавшийся храм Богоявления Господня в Гончарной слободе, где служили дед по матери и родной брат святителя Филарета, и где он и сам родился в декабре 1782 года. Этот храм не закрывался в советские годы, поэтому увидеть резную икону Страстной Божией Матери можно там и сейчас.