троицкий храм в кургане
Приход Святой Троицы. Курганская епархия.
Все самое важное и интересное из жизни прихода Святой Троицы.
В приходе работает воскресная школа «Покров», действует сестричество милосердия во имя святого праведного Иоанна Кронштадтского.
Службы в нашем храме совершаются практически ежедневно. Будем рады каждому! Но если не удается придти, у вас есть возможность подать записки через эту группу нашего прихода в сообщении сообществу или в личном сообщении администраторам. Пост с расписанием богослужений закреплён в ленте и всегда отображается первым, как главное, что происходит в жизни прихода.
А также на Литургии:
☦️Проскомидия о здравии/упокоении
☦️Заказная обедня о здравии/упокоении
☦️О недужных
☦️На всякое прошение
☦️На начало всякого дела
☦️О путешествующих
☦️Об умножении любви (о враждующих)
☦️Благодарственная молитва ко Господу
☦️Высшая Пресвятой Богородице
Пожертвования свободные. Ваши вопросы о требах оставляйте в комментариях и сообщениях сообществу.
Кроме того, принимаем пожертвования на:
— кормление людей без определенного места жительства;
— помощь многодетным семьям;
— помощь детям в областном социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних.
Номер карты Сбербанка:
2202 2008 1987 4585
Приход Святой Троицы. Курганская епархия. запись закреплена
РАСПИСАНИЕ БОГОСЛУЖЕНИЙ
в Свято-Троицком храме г. Кургана
с 1 по 7 ноября 2021 года
1
Показать полностью.
ноября
понедельник
Седмица 20-япо Пятидесятнице
Мч. Уара
8.30 Исповедь
Часы, Литургия
Панихида
Протоиерей Михаил Кучеров
3
ноября
среда
16.00 Вечерня Утреня с полиелеем
Акафист Казанской иконе Божией Матери
Исповедь
Протоиерей Михаил Кучеров
4
ноября
четверг
Празднование Казанской иконе Божией Матери
8.30 Исповедь
Часы, Литургия
Панихида
16.00 Вечерня Утреня славословная
Исповедь
Протоиерей Михаил Кучеров
5
ноября
пятница
Апостола Иа́кова, брата Господня по плоти
8.30 Исповедь
Часы, Литургия
Панихида
16.00 Вечерня Утреня Парастас
Исповедь Протоиерей Михаил Кучеров
6
ноября
суббота Димтриевская родительская суббота 8.30 Исповедь
Часы, Литургия
Панихида
Молебен мч. Уару
12.00 Огласительные беседы
16.00 Всенощное бдение
Исповедь
Протоиерей Михаил Кучеров
7
ноября
воскресенье
Неделя 20-я по Пятидесятнице
Мчч. Маркиа́на и Марти́рия
8.30 Исповедь
Часы, Литургия
Акафист свт. Николаю Чудотворцу
12.00 Огласительные беседы
Крещение
Протоиерей Михаил Кучеров
* В расписании возможны изменения
Приход Святой Троицы. Курганская епархия. запись закреплена
Святой мученик Уар жил в Египте на рубеже третьего и четвертого веков. Он был военачальником и тайным христианином. В то время гонения на христиан стали особенно жестокими. Но Уар, не страшась возможного наказания, часто посещал заключенных. По ночам он приносил узникам пищу, перевязывал их раны, и ободрял как мог. Однажды в тюрьму после пыток доставили семь христианских учителей. Всю ночь воин проговорил с мучениками. На следующее утро осужденных повели на казнь. Уар не оставил их, он присоединился к заключенным и вместе с ними пошел на эшафот.
По материалам из открытых источников.
Приход Святой Троицы. Курганская епархия. запись закреплена
СОЦИАЛЬНОЕ СЛУЖЕНИЕЦЕНТР ГУМАНИТАРНОЙ ПОМОЩИ «НАДЕЖДА»
«Уповай на Господа и твориблагостыню…» (Пс. 36. 3)
Троицкий собор город Курган
Троицкий собор город Курган запись закреплена
Mishel Proto запись закреплена
Троицкий собор город Курган запись закреплена
Господь не судит пересудчиков фарисеев, а снисходительно толкует им, что ученики сделали поступок, который всякий, рассудив как следует, может извинить. И всегда почти так бывает: рассуди о поступке ближнего и найдешь, что он совсем не имеет того важного, ужасающего характера, который показался тебе в нем с первого раза.
Святитель Феофан Затворник.
Троицкий собор город Курган запись закреплена
Святитель Иоанн Тобольский проповедовал, вел подвижническую жизнь, не жалея собственных сил, но всегда снисходил к немощам других, был полон сострадания. Его никогда не видели праздным, и больше всех других трудов святитель Иоанн предавался молитве. Святой редко бывал в домах богатых людей, он любил тайно помогать бедным, особенно вдовам.
Показать полностью. Святитель посылал им милостыню через других людей или приходил к ним ночью и стучал в окно со словами: «Прими это во имя Иисуса Христа!» Он навещал также заключенных в темнице и всегда был там, где скорбь или нужда.
Заранее зная день своей кончины, святитель Иоанн отслужил последнюю литургию 10 июня 1715 года. После этого он пригласил духовенство и городских бедняков на трапезу, за которой сам прислуживал. Потом, простившись со всеми, святитель удалился в свою келью. Когда к нему пришли просить благословения благовестить к вечерне, нашли его усопшим. Святитель Иоанн скончался в молитве, стоя на коленях перед Черниговской иконой Божией Матери.
В тот же день в далеких и пустынных степях его друг Филофей сказал сподвижникам: «Наш брат Иоанн только что преставился. Вернемся же в Тобольск!» Мощи святителя были положены в Тобольском соборе, где от них совершилось множество чудес. Святитель Иоанн был официально канонизирован Церковью через два века после кончины – в 1916 году.
Троицкий собор город Курган запись закреплена
Троицкий собор город Курган запись закреплена
26 октября Православная Церковь празднует день иконы Божьей Матери «Иверская». Одна из самых известных чудотворных старинных икон, оберегающая всех верующих и приходящих с молитвами о помощи. История иконы уходит к IХ веку и наполнена многочисленными чудесами.
Показать полностью.
Икона подверглась издевательствам и была пронзена кинжалом нечестивых иконоборцев. В те времена православные святыни уничтожались. Если быть точнее, было это при императоре Феофиле, который приказал уничтожить все атрибуты христианства, чтобы искоренить веру на корню. Вдова хранившая образ спасла святыню опустив ее в реку. Спустя столетие, уже в Х веке икону увидели монахи Афонского монастыря. Она в огненном зареве сияла в морской пучине и никто из монахов не мог подплыть к ней и взять её. День и ночь они усердно молились о благословение и принятии иконы монастырем, пока в одну ночь монах не услышал голос Богородицы, велевший без страха, пройдя по волнам, принять икону в свои руки. И поныне святой образ находится в стенах святого Афона.
Икона ни раз не покидала стен монастыря, но есть поразительное пророчество, что Иверская икона Божьей Матери покинет стены Афонского монастыря перед Вторым Пришествием.
От святы́я ико́ны Твоея́,/ о Влады́чице Богоро́дице,/ исцеле́ния и цельбы́ подаю́тся оби́льно,/ с ве́рою и любо́вию приходя́щим к ней./ Та́ко и мою́ не́мощь посети́,/ и ду́шу мою́ поми́луй, Блага́я,// и те́ло исцели́ благода́тию Твое́ю, Пречи́стая.
Троицкий собор город Курган запись закреплена
Курганская епархия
Троицкий собор город Курган запись закреплена
Внешняя жизнь старца Амвросия в Оптинском скиту протекала следующим образом. День его начинался часа в четыре-пять утра. В это время он звал к себе келейников, и читалось утреннее правило. Оно продолжалось более двух часов, после чего келейники уходили, а старец, оставшись один, предавался молитве и готовился к своему великому дневному служению.
Показать полностью. С девяти часов начинался прием: сперва монашествующих, затем мирян. Прием длился до обеда. Часа в два ему приносили скудную еду, после которой он час-полтора оставался один. Затем читалась вечерня, и до ночи возобновлялся прием. Часов в 11 совершалось длинное вечернее правило, и не раньше полуночи старец оставался, наконец, один. Отец Амвросий не любил молиться на виду. Келейник, читавший правило, должен был стоять в другой комнате. Однажды, один монах нарушил запрещение и вошел в келлию старца: он увидел его сидящим на постели с глазами, устремленными в небо, и лицом, осиянным радостью.
Выражения Преподобного старца Амвросия Оптинского:
Жить — не тужить, никого не осуждать, никому не досаждать, и всем моё почтение.
Иди — куда поведут, смотри — что покажут, и всё говори: да будет воля Твоя!
Праведных ведёт в Царство Божие апостол Пётр, а грешных — Сама Царица Небесная.
Читайте «Отче наш», но не лгите: «…остави нам долги наша, яко же и мы оставляем…»
Отчего человек бывает плох? Оттого, что забывает, что над ним Бог.
В церкви не должно говорить. Это злая привычка. За это посылаются скорби.
Древних христиан враг искушал мучениями, а нынешних — болезнями и помыслами.
Троицкий собор город Курган запись закреплена
Музей истории города Кургана
Духовная жизнь Кургана
Троицкая церковь
Троицкий собор город Курган запись закреплена
Курганская епархия
Митрополит Даниил совершил чин отпевания новопреставленных игумена Серафима и схимонахини Иоанны
19 октября митрополит Курганский и Белозерский Даниил и митрополит Орловский и Болховский Тихон совершили Божественную литургию в соборе Вознесения Господня в городе Звенигороде. Архипастырям сослужили клирики собора.
Игумен Серафим и схимонахиня Иоанна отошли ко Господу на праздник Покрова Пресвятой Богородицы 14 октября.
В своём слове перед началом чина погребения митрополит Даниил подчеркнул, что Пресвятая Богородица сотворила милость, дав возможность брату и маме скончаться в Её праздник. «Многие мне говорили, что это нужно было заслужить у Бога, чтобы в такой день, вдвоём уйти на Небо».
Архипастырь, напомнил слова святителя Феофана Затворника, предложил посмотреть на усопших не эгоистичными глазами людей, которым хочется, чтобы их родные оставались с ними. «Бог забирает человека в самый лучший для него момент, и человек с небес говорит нам – порадуйтесь за нас нашей радостью. Мы теперь уже в той жизни. Вы ещё будете идти, спотыкаться, набивать шишки, а у нас уже наступил покой!».
Игумен Серафим (в миру – Дмитрий Григорьевич Доровских) родился 16 августа 1957 года. В 1975 году окончил среднюю школу № 4 города Воронежа.
11 июля 2003 года пострижен в монашество с наречением имени в честь преподобного Серафима Саровского в домовом храме Похвалы Божией Матери епархиального управления города Южно-Сахалинска епископом Южно-Сахалинским и Курильским Даниилом.
Служил в Южно-Сахалинской епархии. В 2006 году возведён в сан игумена.
В 2007 году почислен за штат Южно-Сахалинской епархии, с правом перехода в Московскую епархию. 20 сентября 2007 года был принят в клир Московской епархии и назначен в штат Александро-Невской церкви города Звенигорода Московской области.
Нес послушание в отделе по реставрации и строительству Московской епархии. С 20 декабря 2019 года служил настоятелем Михаило-Архангельского храма села Бушарино.
Свято-Троицкий храм г. Курган
Свято-Троицкий храм г. Курган
История Свято-Троицкой церкви, как и история города Кургана, берет свое начало с основания Царева Городища.
Изначально на территории поселка Энергетиков, где находится нынешний Свято-Троицкий храм, располагался Царев Курган — насыпь, окруженная рвом, образованная на берегу реки Тобол. Когда Царево Городище, как называли в XVII в. город Курган, стояло еще на Арбинском яру, одной из первых там была выстроена церковь. Предположительно, названа она была во имя Святой Живоначальной Троицы, а в просторечии Троицкая. Во время многочисленных налетов церковь грабилась неоднократно, а может быть, и сжигалась. Перенеся слободу в конце XVII в. ниже по Тоболу, жители на месте первоначальной Троицкой церкви поставили деревянный крест-распятие и поддерживали его сохранность до тех пор, пока на его месте не построили часовню во имя Св. Троицы.
Как видно исторически развитие Кургана началось именно с этой части города, где была построена первая в городе (к сожалению, разрушенная) церковь во имя Святой Живоначальной Троицы.
В советское время значительная часть православных верующих, проживающая в п.Энергетиков, не имели подходящего помещения для проведения богослужений.
В декабре 1999 года на территории поселка Энергетиков в городе Кургане был зарегистрирована новая религиозная община – Свято-Троицкий приход. В 2005 году Администрацией города Кургана под храм передано отдельно стоящее одноэтажное здание бывшего рентгенкабинета.
В апреле 2006 года была проведена первая Литургия в храме Пресвятой Троицы.
С 2006 года и по настоящее время настоятелем прихода является священник Михаил Кучеров.
С 2010 года при Свято-Троицком храме действует самая большая воскресная школа «Покров» со своим отдельно стоящим зданием. Здание находилось в плачевном состоянии, но совместными усилиями педагогов, родителей, прихожан и старших воспитанников был проведён ремонт и здание подготовлено к началу нового учебного года. С обретением своего помещения появилась возможность значительно расширить сферу деятельности воскресной школы и охватить гораздо большее количество детей. Если ранее занятия проводились только по воскресениям и включали изучение Закона Божия, то в 2010 году при воскресной школе были открыты коллективы дополнительного образования детей, занятия в которых проходят в течение всей недели.
В 2014 году Свято-Троицкому приходу г.Кургана передано заброшенное муниципальное здание бывшего детского сада с целью организации в нем православного детского сада и расширения деятельности воскресной школы. В настоящее время проводится большая работа по восстановлению этого здания. В перспективе детский сад будут посещать около 300 детей.
Курганская Троицкая церковь
К началу 60-х гг. XVIII в. Курганская слобода (Царево Городище или Царев Курган) представляла собой крупный населенный пункт на левом берегу Тобола в южной части Ялуторовского дистрикта Сибирской губернии. В гражданском отношении слобода являлась административным центром для окружающих ее сел и деревень. Такими же центрами были расположенные по Тоболу слободы Утятская, Иковская, Белозерская и Усть-Суерская. Но в отличие от них Царево Городище уже в 40-е гг. XVIII в. было центром одноименного заказа, или духовного правления, объединявшего церковные приходы обширного округа на юге дистрикта, и состоявшего, в свою очередь, в ведении Тобольской духовной консистории. В этой части Тобольской епархии заказные правления находились также в Ялуторовской слободе, в Далматовском и Рафайловском монастырях и в селе Воскресенском, принадлежащем Тобольскому архиерейскому дому.
Причиной для такого возвышения Царева Городища среди прочих слобод было, вероятно, то обстоятельство, что со времени основания во 2-й половине XVII в. оно являлось важным военно-стратегическим пунктом в составе Ишимской укрепленной линии. В Царевом Городище в первом среди слобод по среднему течению Тобола была выстроена около 1689 г., когда слобода еще находилась на Арбинском яру близ Царева кургана, деревянная церковь во имя покровителя Сибири Великомученика Димитрия Солунского. Вскоре слобода была перенесена в более удобное место на 7 верст ниже по течению, где в начале XVIII в. строится деревянный кремль с башнями, а само поселение окружается укреплениями с бастионами. Отсюда на охрану границы выезжали караулы из числа находящейся в слободе роты драгун.
В 1-й половине XVIII в. в слободе размещались главная квартира войск Ишимской пограничной линии и штаб-квартира Сибирского драгунского полка. В то время гарнизон Курганской слободы был одним из самых крупных в Зауралье. Другие же слободы по Тоболу в военном отношении находились в статусе форпостов Сибирского драгунского полка. После строительства в середине XVIII в. Пресногорьковской оборонительной линии и прекращения набегов кочевников Царево Городище утрачивает значение военной крепости, но остается центром заказа и местом пребывания комиссара, в ведении которого состояли слободы Курганская, Утятская и Иковская. Во 2-й половине XVIII в. Царево-Городищенский заказ неоднократно ликвидировался и объединялся с Ялуторовским (точные границы между ними долгое время не были определены). После образования в 1782 г. в составе Тобольской губернии Курганского уезда и присвоения Курганской слободе статуса города за Царево-Городищенским заказом окончательно закрепляется наименование Курганского духовного правления, которому теперь были подчинены церковные приходы всего уезда.
Троицкая церковь Кургана, начало XX века
Значительных перестроек основных объемов Троицкого храма за всю его историю не было, но некоторые изменения внешнего и внутреннего облика церкви в разные годы производились. Первый известный капитальный ремонт здания был проведен в 1-й половине 1830-х гг. с переустройством кровли, обновлением иконостасов и, очевидно, пристройкой ризницы и сторожки. В 1858 г. епископ Тобольский и Сибирский Феогност ходатайствовал перед Синодом о разрешении расширить теплые приделы храма из-за их крайней тесноты по вновь составленному для этого проекту «с некоторым изменением прежнего плана». Площадь приделов при этом должна была увеличиться за счет уменьшения размеров прилегающих к ним кладовой и сторожки. Кроме того, предполагалось перекрыть на церкви и колокольне купола и крыши новым железом, устроив вместо ветхих новые золоченые главы, возобновить потемневший иконостас окраской и позолотой, устроить новые полы в храме и выстроить новую каменную ограду с чугунными решетками. Проект этот был направлен в Главное управление путей сообщения и публичных зданий, где признан не вполне удовлетворительным, а взамен составлен новый, более подходящий к архитектуре церкви. Очевидно, им предусматривалось объединение помещений трапезы и приделов путем разборки разделяющих их стен. Новый проект был Высочайше утвержден и летом 1859 г. отослан в Тобольскую духовную консисторию для исполнения предположенных работ. По каким-то причинам расширение и ремонт Троицкого храма несколько лет не начинались. Только в 1863 г. архиепископ Тобольский и Сибирский Варлаам при обозрении церквей епархии обратил на это внимание и предписал местному благочинному и церковному причту срочно взяться за дело. Капитальный ремонт был проведен в 1864 г. при материальной поддержке старосты храма курганского купца Дмитрия Ивановича Смолина. В 1891 г. Троицкую церковь «за обветшалостью» снова капитально ремонтировали внутри и снаружи. В 1901-1905 гг., когда старостой был курганский купец Иван Павлович Колпаков, производится очередной ремонт. При этом в 1901 г. по благословению епископа Тобольского и Сибирского Антония в алтарях были сняты престолы для того, чтобы выложить под ними фундаменты. По окончании этих работ состоялось повторное освящение придельных алтарей, а в 1902 г. был подготовлен к освящению и главный престол.
Первоначально вся кровля Троицкого храма и кресты на нем были деревянными, какими они значатся в составленной в 1806 г. описи церковного имущества. К концу 1820-х гг. крыша была уже ветхой, отчего из-за «дождевой течи» даже имелись повреждения в сводах, поэтому в 1833 г. усердием прихожан она была перекрыта железом. Видимо, тогда же или несколько позднее деревянные кресты были заменены железными. По описанию 1884 г. шатровая на четыре ската кровля храма из окрашенного зеленой краской листового железа была исправлена в 1864 г., но и до этого она была такой же. Главный храм завершался сквозным гладким граненым фонарем, устроенным прямо над сводами. На нем покоилась гладкая без всяких украшений круглая шея, стоящая на скатах фонаря. Подобные же завершения, но в меньших размерах, имели колокольня и алтарные апсиды. Церковные главы были утверждены на венцах шеек, несколько напоминающих заостренные сверху шатры. Всего глав было пять: одна над колокольней, одна над главной церковью и три над алтарями. Венцы были покрыты железом и окрашены зеленой краской, каковыми были и до ремонта церкви в 1864 г., а сами главы – позолочены; на них – железные восьмиконечные кресты без всяких украшений. Изначально кресты снабжены были каждый четырьмя цепями, но в 1864 г. цепи были сняты, а сами кресты вызолочены. В 1890 г. купол главного храма был переделан. В 1914 г. главы и кресты на всей церкви заново вызолотил А.Е. Краснов. На колокольне к началу 80-х гг. XIX в. находилось 10 колоколов. Самый большой из них в 158 пудов был отлит в 1845 г. шадринским купцом Григорием Шишкиным и пожертвован храму вольноотпущенным крестьянином Вязниковского уезда Федором Яковлевичем Бухариным. В начале XX в. колоколов значилось уже 11, самый крупный из них весил 303 пуда.
Фото начала XX века
Сведений о внутреннем убранстве Троицкого собора сохранилось немного. Как упоминалось в документах 1778 г. полы в главной церкви и в трех алтарях были первоначально кирпичными. Несколько позже они были покрыты чугунными плитами. В приделах, трапезной части и в остальных помещениях пол всегда был деревянным и неоднократно ремонтировался. Стены храма сначала были просто побелены, росписи сделаны позднее. Из документов церкви видно, что в куполе главного храма в 1857 г. уже имелось изображение Всевидящего Ока Божия в окружении шести херувимов, выполненное туринским мещанином Иваном Тюленевым. В 1864 г. стены Троицкого придела местами были расписаны иконописными священно-историческими изображениями. В 1879 г. стенная живопись здесь поновлялась шадринским мещанином Иваном Васильевичем Прямоносовым. Но более богатые росписи на стенах главного храма и в алтаре выполнены в 1901 г. тобольским губернским секретарем Василием Васильевичем Логиновым, удостоенным звания учителя рисования Императорской Академии художеств. И.В. Прямоносов выполнил орнаментальные работы, а в куполе написал образ Господа Саваофа. Таким образом, Троицкий придел оказался богато украшен живописными ветхозаветными и новозаветными сценами и орнаментом, который, скорее всего, был растительным. По описанию середины 1920-х гг. вся церковь изнутри была выкрашена белой масляной краской, кроме главного храма, расписанного живописью.
Иконостасы главной и придельных церквей Троицкого собора всегда были деревянными. Когда и кем они были изготовлены изначально, неизвестно. Об алтарной преграде Христо-Рождественского придела, устроенной еще в XVIII столетии, сведений не сохранилось. Можно лишь предположить, что по составу икон она была характерна для своего времени и, кроме местного ряда, включала праздничный и пророческий ярусы с Распятием вверху. В 1783 г. причтом Христо-Рождественской церкви был заключен контракт со священником с. Рафайловского Ялуторовского уезда Захарием Ершовым, в котором он в качестве подрядчика обязался поновить иконостас и, между прочим, написать 14 новых икон двунадесятых праздников. Был ли сам Ершов живописцем или только руководителем работ, неизвестно. В начале XIX в. для главного Троицкого алтаря устраивается трехъярусный золоченый иконостас, местами отделанный резьбой с тридцатью резными фигурами ангелов. В царских вратах помещаются иконы Благовещения и четырех Евангелистов, а вверху – Господа Саваофа, над которым расположилось резное «сияние» с предстоящими ангелами. В иконах алтарной преграды звучала тема Праздников и Страстей Господних, завершающихся Воскресением и Распятием. Иконостас для Димитриевского придела был изготовлен также в три яруса, простой работы, без резьбы. В Христо-Рождественском приделе иконостас, видимо, был переделан ранее подрядчиком Ершовым.
Именно эти иконостасы увидел в 1837 г. присутствовавший на богослужении в Троицком соборе Наследник престола Великий князь Александр Николаевич, будущий император Александр II. Он прибыл в Курган в ночь с пятого на шестое июня, накануне Троицына дня. В качестве воспитателя его сопровождал поэт В.А. Жуковский, который был другом живших на поселении в Кургане декабристов. Друзья собрались в доме М.М. Нарышкина, расположенном рядом с Троицким храмом, и проговорили до утра. Декабрист Н.И. Лорер вспоминал: «Стали благовестить к обедне, Жуковский ушел будить Наследника. Только что он ушел, как прибегает к нам опять объявить, что Его Высочество желает, чтобы и мы были в церкви. тут, в храме Божием, мы. в первый раз видели нашего. Наследника. Он стоял на ковре один, скромно и усердно молился. Ему едва минуло 18 лет, и он был прекрасен. ».
В последующие годы в этих иконостасах чистили оклады, промывали и золотили резьбу. Они украшали храм до 1891-1901 гг., когда екатеринбургская мастерская Павла Феоктистовича Короткова по контракту, заключенному в 1890 г., не заменила их тремя новыми алтарными преградами. Скорее всего, они были изготовлены с богатой золоченой резьбой, а иконы выполнены в стиле академической живописи, что характерно для работ этой мастерской. Можно предположить, что иконы местного ряда Коротков использовал из иконостаса Чернобровиных, т.к. они находились под окладами и хорошо сохранились, тем более что в этом же году местные иконы главного иконостаса поновлял В.В. Логинов.
Каменные лавки при Троицком храме впервые упоминаются в 1829 г. в количестве трех. В 1831 г. указом Курганского духовного правления было предписано свечи для всех церквей уезда покупать в специально построенной при Троицкой церкви лавочке. В 1835 г. на южной стороне церковной ограды значатся уже 4 каменные лавки, а в течение XIX столетия число их вырастает до 7. Лавки, обращенные фасадом на внешнюю сторону ограды, сдавались в аренду купцам во время ежегодных Дмитриевской и Рождественской ярмарок. Доход от аренды лавок и устраиваемых рядом балаганов поступал в пользу церкви. К концу 80-х гг. XIX в. лавки эти «по ветхости и малопоместительности» перестали соответствовать своему назначению, поэтому назрел вопрос их коренного переустройства. В конце XIX в. курганский купец 1-й гильдии Иван Иванович Дерягин начал переговоры с причтом церкви о перестройке лавок в магазин. С обоюдного согласия в 1898 г. в Тобольскую духовную консисторию был направлен проект нового магазина, который был утвержден 31 августа 1899 г. Дерягин с сыновьями обязались за свой счет выстроить на церковной земле магазин с условием его последующей аренды. К началу 1900 г. лавки были перестроены и заключен контракт на аренду магазина Дерягиным в течение 40 лет. В 1910 г. принадлежащее церкви торговое помещение описывалось как кирпичное, с выкрашенными снаружи стенами и крытое железом под зеленой краской. Кроме лавок, в церковной ограде имелся построенный к 1893 г. в северо-западном углу каменный одноэтажный дом с пятью помещениями, в которых размещались кладовая, библиотека и церковный архив.
К началу 20-х гг. XX в. в среде духовенства Тобольской епархии наметился раскол, вызванный стремлением тяготеющей к обновленчеству части причтов отдельных уездов отделиться от прежнего епархиального центра и образовать собственные епархии. 24-25 июля 1922 г. в Курганской Троицкой церкви прошел уездный съезд духовенства и мирян, на котором было принято решение прекратить всякое общение с Тобольским епархиальным начальством, оставшимся в ведении патриарха Тихона, и образовать самостоятельную обновленческую Курганскую епархию, перешедшую вскоре под управление Уральской митрополии. Местом пребывания нового епархиального управления на долгие годы стал городской Богородице-Рождественский собор. Община же Троицкой церкви, формально состоявшая с 1922 г. в ведении Курганской епархии, в 1925 г. порывает с обновленчеством и переходит в подчинение «тихоновского» Ялуторовского епископа Серафима (Коровина). С этого времени Троицкий храм становится объединяющим центром для «тихоновцев» Кургана и его округи. В декабре 1926 г. по предложению Заместителя Патриаршего местоблюстителя митрополита Сергия (Страгородского) была открыта Курганская «тихоновская» кафедра, а в январе 1927 г. в город прибыл епископ Курганский Алексий (Орлов), викарий Тобольской епархии, местом пребывания которого стала Троицкая церковь. В сентябре 1927 г. его сменил епископ Георгий (Анисимов). В январе 1928 г. большая часть прихожан перешла в его ведение, зарегистрировав Троицкое общество «сергиевского» течения. Но уже в феврале 1928 г. договор с этой общиной на пользование храмом Курганским горсоветом был расторгнут. Под давлением Уральского облисполкома Троицкая церковь и все имущество передавались общине, находящейся под управлением поддерживаемого властями и ОГПУ митрополита Свердловского Григория (Яцковского), основателя «григорианского» раскола. Троицкая община «тихоно-сергиевской» ориентации была вынуждена проводить богослужения в частных домах. К середине 1930-х гг. эти общины, вероятно, постепенно слились и все прихожане Троицкой церкви стали относиться к «сергиевскому» течению, будучи формально зарегистрированными как «григорианцы». С закрытием в январе 1935 г. Богородице-Рождественского собора руководство Курганской обновленческой епархии обратилось к городским властям с ходатайством о совместном с «тихоновцами» пользовании Троицкой церковью. В феврале того же года горсовет удовлетворил ходатайство, храм был разделен на две самостоятельные единицы – летнюю и зимнюю церкви. Обновленческая община получила в свое распоряжение главный Троицкий придел, а «тихоновская» – более обширное помещение трапезной с теплыми приделами. Обновленцы ходатайствовали о передаче им всего здания. В апреле 1935 г. горсовет постановил ликвидировать «тихоно-сергиевскую» Троицкую общину, как не состоящую на регистрации, а занимаемое ей помещение передать в распоряжение горкомхоза. Решение это должно было быть утверждено Челябинским облисполкомом, но сведений о том, как разрешилось дело, не имеется.
В 1920-е – 1930-е гг. серьезных изменений внутреннего и внешнего облика Троицкой церкви не происходило, но храм постепенно утрачивал принадлежавшее ему имущество. В 1922 г. комиссией по изъятию церковных ценностей, вместе с драгоценной утварью были конфискованы серебряные ризы с икон во всех приделах. После прошедшей в начале 1930-х гг. компании по сдаче колокольной меди на нужды государства в распоряжении прихожан остались только 3 колокола, звон которых был запрещен властями в 1934 г. К 1926 г. в ведение горкомхоза было изъято помещение магазина, а в 1927 г. – дом на углу церковной ограды. В том же году дом этот был предоставлен горсоветом Троицкой общине под квартиру «тихоновского» епископа. В 1935 г. обновленческая община города ходатайствовала о предоставлении этого помещения под епархиальное управление. В 1936 г. прихожанами в храме был проведен ремонт, но в январе 1937 г. комиссия горсовета, произведя осмотр здания, дала заключение о его непригодности для продолжения богослужений из-за наличия большого количества трещин в стенах и сводах, появившихся от неравномерной осадки фундамента и конденсации водяных паров «по причине отсутствия вентиляции».
В феврале 1937 г. горсовет «ввиду серьезной угрозы обрушения сводов здания, во избежание могущих в связи с этим быть человеческих жертв» просил Курганский райисполком возбудить перед Челябинским облисполкомом вопрос о закрытии церкви. Вопрос был решен положительно и в мае 1937 г. Троицкая церковь была закрыта, а в июне началось изъятие церковного имущества. Часть утвари была распродана с торгов, часть передана в музей, часть просто разобрана по домам. До апреля 1940 г. здание занимал склад конторы «Заготзерно» и оно было засыпано хлебом. Потом храм был передан Курганскому районному музею, но сведений о его пребывании в церкви не имеется.
В годы Великой Отечественной войны в храме размещалось Сталинградское танковое училище, после войны – магазины, склады и столовая, а в угловом доме – горком комсомола. Послевоенным генпланом города на прилегающей к Троицкому храму территории было предусмотрено устройство предмостной площади. При этом здание бывшей церкви, как «не имеющее архитектурной ценности», предполагалось снести, за исключением притвора под колокольней, который намечалось реконструировать под трибуну. Но план этот не был осуществлен, и к концу 1940-х гг. в церкви продолжали работать магазины: промтоварный, хлебный, «Динамо» и «Союзохота». Размещение различных учреждений потребовало неоднократной перепланировки всего здания, внутренняя отделка которого была при этом уничтожена. К этому времени кресты с куполов были сняты, церковная ограда полностью разобрана. В первоначальном виде сохранялся только угловой дом, используемый под жилые квартиры.
Троицкая церковь Кургана, 1956 г.
В середине 1950-х гг. здание продолжало использоваться для городских нужд, в нем находились промтоварные магазины и база кинопроката. Между тем, с 1944 г. верующие города активно начинают добиваться передачи им храма и возобновления богослужений. В октябре 1956 г. Совет Министров РСФСР разрешил открыть Троицкую церковь, но областные и городские власти приняли решение о разборке здания «в связи с его аварийным состоянием».