троицкий храм в плесе
Плёс. Церковь Троицы Живоначальной.
Троицкая церковь
Карта и ближайшие объекты
Статьи
Из книги «Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Ивановская область. Часть 3», М, Наука, 2000, с. 92-95.
Причт: священник и псаломщик. Средства содержания его: проценты с общего капитала в 2202 руб., доход от богослужений и треб священника 300 руб., псаломщика 100 руб. Священник помещается в своем доме, псаломщик в церковном. Церковной земли: усадебной 887 кв. сажень, под церковью и оградою 770 кв. сажень; планы на землю и межевая книга есть.
Прихожан муж. пола 263, жен. пола 285, приход частью торговый, частью фабричный, частью сельскохозяйственный. В приходе три деревни: Выголово, Попково и Василево, в расстоянии 3-4 верст от города.
«Краткие статистические сведения о приходских церквах Костромской епархии». Справочная книга, Кострома, Губернская типография 1911 г.
Деревянная Троицкая церковь стояла на этом месте с 1628 г. В 1712 г. она заменена новой, в 1778 г. было уже два деревянных храма – летний и зимний (Введенский). В 1808 г. на месте первого из них была поставлена каменная приходская церковь Троицы в Плёсе. Она построена в стиле барокко. В 1828 г. рядом с первым храмом сооружена зимняя каменная Введенская церковь, над самым спуском подъездной дороги к бывшему оборонительному рву крепости, решенная в стиле русского провинциального ампира.
Плёс. Храмовый комплекс Троицкой слободы.
Троицкая церковь (зимняя и летняя)
Храмы комплекса:
Карта и ближайшие объекты
Статьи
ХРАМОВЫЙ КОМПЛЕКС: ЦЕРКВИ ТРОИЦЫ И ВВЕДЕНИЯ, 1-я треть 19 в. ул. Корнилова, 7.
Расположен на юго-западной окраине, в бывш. Троицкой слободе, на небольшой площади при въезде в город из Иванова. Важный планировочный акцент нагорной части города. Деревянная Троицкая церковь известна на этом месте еще в 1628 г., в 1712 г. она заменена новой. В 1778 г. здесь уже было два деревянных храма: летний и зимний (Введенский). В 1808 г. на месте первого из них была поставлена каменная церковь Троицы, в 1828 г. на средства купцов Г.С. и Д.В. Частухиных сооружен зимний каменный Введенский храм. В посл. четв. 19 в. к северо-западу от него построен двухэтажный дом причта. Церкви стоят рядом, параллельно друг другу. Доминирует в комплексе более крупная стройная Троицкая церковь. Стоящая к северу от нее невысокая Введенская дополняет ансамбль своими монументальными формами. Оба храма кирпичные, побелены по кладке, стены дома причта выполнены в лицевой кладке.
Из книги «Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Ивановская область. Часть 3», М., Наука, 2000, с. 92-95.
Троицкий храм и Введенская церковь находятся бок о бок и встречают всех въезжающих в город со стороны Иваново. О деревянной Троицкой летней церкви есть упоминание в документах первой четверти ХVII века. В 1808 году её разобрали по причине ветхости и на этом месте начали возводить каменный храм, строительство которого завершилось в 1812 году, накануне наполеоновского нашествия. Получилось великолепное строение в стиле барокко, двусветное, увенчанное пятью крупными главами. Троицкая церковь удивительно похожа на Воскресенскую, будто проектировал обе один и тот же архитектор. И это не удивительно, ведь строились они практически параллельно, в одни годы.
Из журнала «Православные Храмы. Путешествие по Святым местам». Выпуск №259, 2017 г.
Существует мнение, что клеевая роспись, сохранившаяся в храме по сей день, создана художниками из Санкт-Петербурга в 1870-х годах. Мастера Академии художеств копировали в своём творчестве западноевропейскую живопись. Используя свет, струящийся в храм отовсюду, оформители с помощью ярких чистых красок и тонкого письма подчеркнули оптимистическое настроение церкви.
Рядом с Троицкой церковью в 1828 году на средства купцов Гавриила Семеновича и Дмитрия Васильевича Частухиных была построена тёплая зимняя Введенская церковь. Так же, как и её «сестра», каменная церковь Введения Пресвятой Богородицы сменила здесь деревянную. Храм ниже соседнего вдвое. Маленькая главка расположена на широком купольном основании четверика. И трапезная, и алтарная части имеют угольную форму и двускатные кровли с фронтонами на торцах. Высота их занижена относительно основного объёма. Приземистый четверик чуть вытянут в направлении север-юг. Внешнее убранство Введенской церкви более лаконично, чем наряд Троицкой. Выделен только портик на восточной части апсиды.
Храмы и церкви Плеса
Успенский собор
На Соборной горе расположен самый древний храм города, Успенский собор. Сначала он был деревянным, но в 1695 г. он сгорел. А через четыре года (в 1699 г.) был построен новый, кирпичный собор (зимний). С 1828 г. Успенский собор стал входить в Соборный комплекс: рядом с зимним храмом был возведен Казанский собор, который в ХХ в., к сожалению, был разрушен.
Успенский собор является действующим, здесь проводятся службы.
Церковь Святой Варвары
Варваринская церковь расположена в Заречье и названа в честь Святой Варвары Великомученицы. Ранее здесь стоял деревянный храм, первые упоминания о котором были еще в 1694 г. Но официальной датой возведения Варваринской церкви считается 1821 г., год возведения колокольни. В советские времена церковь была закрыта, здесь располагались столярная мастерская и металлообрабатывающий цех. Из-за этого церковь сильно пострадала. В 80х годах была проведена реставрация. Сейчас это действующий храм.
И.И.И Левитан запечатлел Варваринскую церковь на своем полотне «Вечер. Золотой Плёс».
Троицкая и Введенская церкви
Несколько лет назад комплекс был отреставрирован. Церкви действующие.
Воскресенская деревянная церковь
Очень изящная деревянная церковь, расположена на горе Левитана. До начала ХХ в. здесь стояла церковь Петра и Павла, сгоревшая в 1903 г. Именно та церковь очень впечатлила И.И. Левитана в первый же его приезд в Плёс. Художник увековечил церковь Петра и Павла на своих полотнах «Часовня. Плёс» и «Деревянная церковь в Плесе при последних лучах солнца». Но наиболее известна эта церковь благодаря картине «Над вечным покоем». На полотне изображено озеро Удомля (под Вышним Волочком). Местная церквушка не впечатлила художника и он написал вместо нее плёсскую Петропавловскую церковь.
Сейчас на месте сгоревшей церкви стоит клетская деревянная церковь, установленная в 1982 г. Эта церковь очень похожа на Петропавловскую.
Храм Воскресения Христова (Воскресенская)
Изначально церковь была деревянная. Но после победы России в Отечественной войне 1812 года, в знак уважения к героям-победителям в 1817 году деревянный храм был построен в камене. Эта церковь очень живописна и чаще всех изображается на открытках города. В советское время храм был закрыт. Здесь размещались склад, потом столярная мастерская. Позже в 60х годах здесь создали картинную галерею. Красоту храма можно проследить во многих художественных фильмах, которые были сняты в Плесе, таких как: «Жестокий романс», «Китайский сервиз», «Золотой теленок», «Два капитана».
Сегодня это действующая церковь.
Воскресенская часовня (Михаила Архангела)
Часовня Михаила Архангела находится рядом с Церковью Воскресения Христова. И они очень органично смотрятся рядом друг с другом. Часовня представляет собой небольшую клетскую деревянную церковь. В 1825 году она была возведена в селе Антоново Ивановской области, а в 1989 году перевезена в Плёс.
Никольская часовня (часовня Николая Чудотворца)
Эта небольшая часовня имеет форму восьмигранника. Дата постройки 1892 г. Расположена часовня на пересечении Варваринской и Никольской улицы. Очень гармонично смотрится в окружении невысоких деревянных домов.
Часовня не функционирует в настоящее время.
Преображенская церковь
Эта церковь была построена в 1849 г. Раньше здесь располагался Спасо-Преображенский монастырь. Церковь расположена на ул. Островского и несколько удалена от исторической части города. С Волги открывается на нее красивый вид.
Троицкий храм в плесе
Плёс. Потаённая Россия
Церковь «Над вечным покоем» 1699 г.
Деревянная Воскресенская церковь перевезена в Плёс из Ильинского р-на Ивановской обл. в 1982 г. и поставлена на месте своей ровесницы, изображенной на знаменитой картине Левитана и сгоревшей в 1903 г.
Успенский собор 1699 г.
Провинциальный вариант московского барокко. Шатровая колокольня построена в конце XVIII в.
Преображенская церковь 1849 г.
Кладбищенская церковь, построенная в стиле классицизма на месте Спасо-Преображенского монастыря. Росписи XIX в.
Троицкая церковь 1808 г.
Летняя церковь. Первая каменная приходская церковь в Плёсе. Построена в стиле барокко на месте деревянной церкви XVII в. Росписи XIX в.
Введенская церковь 1828 г.
Зимняя церковь. Построена на месте деревянной церкви XVII в. в стиле ампир.
Варваринская церковь 1821 г. с Никольским приделом 1892 г.
Построена в стиле классицизма на месте деревянной церкви начала XVIII в. Росписи XIX в.
Воскресенская церковь 1817 г.
Построена в стиле классицизма в честь победы над Наполеоном на месте двух деревянных церквей.
Никольская часовня
Расположена на углу ул. Варваринской и ул. Никольской. Восьмигранная шатровая часовня выстроена в 1892 г. в русском стиле.
Церковь Архистратига Михаила 1825 г.
Деревянная клетская церковь, крытая красным тёсом по слегам. Изящная главка — осиновый лемех.
© Потаённая Россия 2021
Новости Плёса. Люди. События. Проекты. Использование материалов «Потаённая Россия» разрешено только с предварительного согласия правообладателей. Сайт может содержать контент, не предназначенный для лиц младше 16 лет.
Троицкий храм в плесе
Памятник архитектуры XIX века (1-я треть 19 в.).
Храмы ансамбля:
Летняя церковь Троицы Живоначальной
Зимняя церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы
Важный планировочный акцент нагорной части города. Деревянная Троицкая церковь известна на этом месте ещё в 1628 г., в 1712 г. она заменена новой. В 1778 г. здесь уже было два деревянных храма: летний и зимний (Введенский). В 1808 г. на месте первого из них была поставлена каменная церковь Троицы, в 1828 г. на средства купцов Г.С. и Д.В. Частухиных сооружён зимний каменный Введенский храм. В последней четверти 19 в. к северо-западу от него построен двухэтажный дом причта. Церкви стоят рядом, параллельно друг другу. Доминирует в комплексе более крупная стройная Троицкая церковь. Стоящая к северу от неё невысокая Введенская дополняет ансамбль своими монументальными формами. Оба храма кирпичные, побелены по кладке, стены дома причта выполнены в лицевой кладке.
Нарядное барочное убранство храма состоит из поставленных на высокие постаменты пилястр в простенках и на углах объёмов (здесь они сдвоенные), развитых антаблементов в завершениях и ярусов рамочных наличников с ушами и лучковыми сандриками. Боковые входы акцентированы двухколонными портиками с фронтонами. В декоре аттика место традиционных кокошников заняли фигурные филенки, разделенные короткими лопатками (с нишками на угловых). Грани двух нижних ярусов колокольни также декорированы филенками; углы их раскрепованы, а грани среднего яруса завершены фронтонами. В третьем ярусе с трёхчетвертными колонками по сторонам арок сохранились металлические решётки ограждения.
На южной и северной стенах композиции расположены в два яруса. В верхнем между окнами первого и второго света помещены сцены, иллюстрирующие евангельские блаженства. На восточных выступающих простенках, кроме того, изображены митрополиты.
В лаконичном фасадном убранстве выделяется портик на восточной стене алтаря из четырёх трёхчетвертных колонок тосканского ордера. Стены завершены простыми карнизами с крупными сухариками на гранях фронтонов. Своеобразный триглифно-метопный фриз с круглыми розетками, украшавший барабан под карнизом, ныне упрощён, розетки утрачены. Сильно вытянутые по вертикали прямоугольные окна заключены в рамочные наличники, соединённые с простыми прямоугольными сандриками. Выделяются композиции из трёх окон на боковых фасадах четверика: в их простенках поставлены пилястры, а сверху они объединены крупной арочной нишей с подобием клинчатого архивольта. Необычен небольшой киот на северной угловой пилястре трапезной: две гранёные полуколонки с фронтоном.
Беляев, 1863, с. 146; Холмогоровы, 1902, с. 1-2; ИАК, 1909, с. 222; Моисеев, 1970 с. 14; Казаринова, 1978, с. 64-65; Шлычков, 1983, с. 48-51.
Из книги «Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Ивановская область. Часть 3», М, Наука, 2000, с. 92-95.
Архитектурный ансамбль Троицкой
и Введенской церквей
(город Плёс)
Фотографии являются ссылками,
которые увеличивают их в новом окне