троицкий храм в троице голенищево
Nav view search
Навигация
Искать
Слово Патриарха
Благодарим за пожертвование
Карта Сбербанка: 5469380022735673
Карта оформлена на Настоятеля Храма протоиерея Сергея Анатольевича Правдолюбова.
Официальные документы РПЦ
О храме
О богослужении
Рубрика настоятеля
Новомученики
Приходская жизнь
«Киприановский источник»
Библиотека
Духовенство
Протоиерей Сергий Правдолюбов
Протоиерей Сергий Правдолюбов Родился в 1950 году в городе Спасске Рязанской области в семье священника. В 1967 году закончил среднюю и музыкальную школу по классу скрипки в г. Касимове. Поступил в московское музыкально-педагогическое училище имени Гнесиных, откуда призван служить в армию. После нее закончил семинарию, и в 1978 году — Московскую духовную академию. Защитил кандидатскую диссертацию по библеистике. Служил диаконом и протодиаконом в Николо-Хамовническом храме г. Москвы, а потом священником в Никольском храме в Ржавках (г. Зеленоград). Преподавал в Московской духовной академии (доцент кафедры Литургики) и Православном Свято-Тихоновском Богословском институте (профессор, заведующий кафедрой Литургики). С 1990 года настоятель храма Живоначальной Троицы в Троицком-Голенищеве в Москве, который много лет пришлось восстанавливать.
Протоиерей Николай Кабанов
Протоиерей Николай Кабанов Родился 4 августа 1954 года в городе Горьком (ныне Нижний Новгород).
Крещен 7 декабря 1978 года в храме Ризоположения в селе Леоново (Москва). Небесный покровитель — святитель Николай Мирликийский. День тезоименитства — 19 декабря.
В 1972–1974 годах проходил срочную службу в рядах СА в войсках связи. В настоящее время старший лейтенант запаса. В 1986 году по линии военкомата участвовал в ликвидации аварии на чернобыльской АЭС.
В 1980 г. окончил Геологический факультет МГУ имени М.В. Ломоносова.
С 1989 по 1991 год — алтарник в Николо-Хамовническом храме, а с 1991 по 1993 год — алтарник храма Живоначальной Троицы в Троицком-Голенищеве.
Иерей Алексий Меркишин
Иерей Алексий Меркишин Родился 12 января 1971 года в Москве. Крещен в младенчестве, в феврале 1971 года в храме Илии пророка в Черкизове. Небесный покровитель — святитель Алексий, митрополит Московский. День тезоименитства — 25 февраля.
В 1994 году закончил Московский авиационный институт по специальности «Радиоэлектроника». С 1994 года по 1996 год кратковременно работал: учителем математики в московской средней школе № 914; программистом; санитаром; кружководом в школе-интернате.
В 1996 году пришел на работу в храм Живоначальной Троицы в Троицком-Голенищеве. Участвовал в работах по ремонту храма, с 1997 по 2010 год выполнял обязанности алтарника. С января 2005 по январь 2008 года являлся казначеем храма.
Иерей Максим Крижевский
Иерей Максим Крижевский Родился в Одессе 3 июля 1971 года.
В 1995 году окончил Одесскую Государственную Морскую Академию, работал судовым механиком Черноморского морского пароходства, энергетиком Центра международной спутниковой связи.
С 1999 по 2002 год был псаломщиком в храме Покрова Пресвятой Богородицы в с. Кунье, Курской епархии. В 2002 году поступил на Миссионерский факультет ПСТГУ. В 2007 году окончил ПСТГУ по специальности «Религиоведение».
В 2005 году принят алтарником в храм Живоначальной Троицы в Троицком-Голенищеве. Епископом Ставропольским Кириллом на Фомину Неделю 2010 года был рукоположен в сан диакона.
6 мая 2013 года, в понедельник Светлой седмицы, день памяти святого великомученика Георгия Победоносца в храме на Поклонной горе Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл рукоположил отца Максима в сан иерея.
Протодиакон Борис Поваров
Протодиакон Борис Поваров Родился в Вологде 3 марта 1963 года. После окончания школы поступил в Московский институт электронной техники (МИЭТ) на физико-технический факультет. Отработав 3 года на Вологодском оптико-механическом заводе по распределению, продолжил обучение в аспирантуре МИЭТ, которую закончил в 1992 году. 17 января того же года крестился в Покровском храме села Головково. Помогал в восстановлении храма и принимал участие в богослужениях: звонил на колоколах, пел на клиросе, потом был чтецом и уставщиком до мая 1994 года. С мая по ноябрь 1994 года был алтарником в храме Живоначальной Троицы в Троицком-Голенищеве.
27 ноября 1994 года рукоположен во диакона. В 1995–1999 гг. учился на Заочном Секторе МДС.
В 2004 году, накануне праздника Входа Господня в Иерусалим, награжден двойным орарем. В 2009 г., в Великую Среду, Святейшим Патриархом Кириллом возведен в сан протодиакона.
Храм Троицы Живоначальной в Троицком-Голенищеве (Москва)
Мiръ Россия Москва Храм Троицы Живоначальной в Троицком-Голенищеве (Москва)
Церковь Троицы Живоначальной в Троицком-Голенищеве — православный храм, построен в 1644—1645 годах по проекту Антипы Константинова в старинном патриаршем селе Голенищеве (после постройки переименованного в Троице-Голенищево) на реке Сетуни на месте церкви Иоанна Богослова, сооружённой в XV веке.
Содержание
История [ править ]
Село Голенищево, впервые упоминаемое в 1406 году, было загородной летней резиденцией святого Киприана, митрополита Московского и Киевского. В 1474 году митрополитом Геронтием была сооружена церковь Иоанна Богослова. В XVII веке уже существовала деревянная Троицкая церковь с приделом святителя Леонтия. В 1644—1645 годах Ларионом Ушаковым по проекту нижегородского зодчего Антипы Константинова на её месте возведён каменный храм. Боковые приделы сооружены несколько позже. Колокольня и трапезная построены в 1660 году. В 1860 году колокольня была перестроена и несколько сдвинута, а придел мученика Агапия продлён новой трапезной.
Во время Отечественной войны 1812 года село было захвачено наполеоновскими войсками, в храме размещалась конюшня. В пожаре погиб древний иконостас, но некоторые иконы уцелели благодаря тому, что незадолго до событий были переданы в поновление. В 1898—1902 годах храм был несколько обновлён. В советское время храм был закрыт в 1939 году, иконостас был взят в пользование Сергеем Эйзенштейном для съёмок картины «Иван Грозный», после чего обратно в храм не вернулся.
В церкви Троицы Живоначальной на Воробьёвых горах, не закрытой в то время, был устроен отдельный престол Агапия и Ионы, куда перенесли антиминсы приделов голенищевской церкви. В храме разместили склад сырья и готовой продукции 3-й картонажной фабрики, затем он был передан в аренду Гостелерадио СССР, некоторое время в храме вёлся приём макулатуры и стеклотары. В 1970-х годах храм был отреставрирован. В 1990 году начался процесс передачи церкви. Первый молебен состоялся 8 января 1991 года. К концу года территория храма была освобождена, разобраны складские помещения, началось строительство перекрытий и этажей в колокольне. Богослужения возобновлены в 1992 году.
В середине 1990-х годов в церкви производились ремонтно-восстановительные работы, в ходе которых было возвращено искажающее первоначальный облик храма позднее железное покрытие центрального шатра, которое было удалено реставраторами в конце 1970-х. В это же время был расчищен Ионинский ключ со стороны реки. В 1999 году к трапезной части храма была пристроена деревянная часовня-крестильня в честь святителя Киприана.
В настоящее время каждую субботу и воскресенье, а также по церковным праздникам в храме проходит литургия, действуют воскресная школа, приходская библиотека, аудио- и видеотека с записями проповедей, богослужений. Приход шефствует над Домом ребёнка в Матвеевском. Издаётся ежемесячный приходской листок «Киприановский источник».
3 июня 2012 в день Святой Троицы епископ Бронницкий Игнатий провёл в храме первое после возобновления прихода богослужение архиерейским чином.
Современное состояние [ править ]
Приход храма Живоначальной Троицы в Троицком-Голенищеве в течении нескольких лет оказывает материальную помощь расположенному в Смоленской области социально-реабилитационному центру для несовершеннолетних «Исток». Периодически в этот детдом от прихода отправляют машину с одеждой, обувью, канцтоварами, продуктами и т.п. Летом этого года приход помог центру в организации детского летнего лагеря.
Описание [ править ]
Церковь в Троицком-Голенищеве представляет собой образец шатрового каменного храма. Храмы шатрового типа начали строиться на Руси в начале XVI века и были запрещены в ходе церковной реформы патриарха Никона в 1653 году. Центральный шатёр обшит железом в позднейшее время. Четверик основного объёма завершается килевидными закомарами. С запада и юга он окружён галереей. К нему на уровне апсид примыкают два придела, посвящённые Ионе, митрополиту Московскому и священомученику Агапию. Главы, завершающие шатры, поставлены на узкие восьмерики, украшенные едва заметным ажурным рядом кокошников. Приделы имеют отдельные апсиды, шатры приделов украшены рядами ложных слуховых отверстий.
Святыни [ править ]
Престольные праздники [ править ]
28 июня — святителя Ионы, митрополита Московского
В честь святителя Тихона, Патриарха Всероссийского — через 21 неделю после Троицы
Как добраться [ править ]
Адрес: 119285, Москва, Мосфильмовская, 18А
Проезд: От метро «Киевская» троллейбусами №№ 17, 34, автобусом № 119 (конечная остановка на вокзальной площади, близ башни с часами) —до остановки «Троицкое-Голенищево», (9-я от Вокзала). До этой же остановки можно ехать 34-м троллейбусом от метро «Университет» или «Юго-Западная», троллейбусом № 7 от метро «Киевская» или «Октябрьская».
Nav view search
Навигация
Искать
Слово Патриарха
Благодарим за пожертвование
Карта Сбербанка: 5469380022735673
Карта оформлена на Настоятеля Храма протоиерея Сергея Анатольевича Правдолюбова.
Официальные документы РПЦ
О храме
О богослужении
Рубрика настоятеля
Новомученики
Приходская жизнь
«Киприановский источник»
Библиотека
Подкатегории
Иконостас Троицкого храма в Троицком-Голенищеве С 1998 по 2005 гг. в главном храме постепенно установлен пятиярусный тябловый иконостас, украшенный басмой. Проект иконостаса создан нашим прихожанином иконописцем Алексеем Вронским. Все иконы написаны им самим с помощниками и выполнены в одном иконописном стиле Московской школы XVI в. Благодаря этому новый иконостас конца XX — начала XXI вв. гармонирует с архитектурным пространством XVII в. и участвует в богослужении.
Иконостас являет собой образ мироздания. В нем запечатлены события от сотворения мира до Будущего века. И что слово повествования, по выражению свт. Василия Великого, предлагает для слуха, то молчаливая живопись показывает через изображения.
В нашем храме представлена традиционная система пятиярусного иконостаса, сложившаяся в XV–XVI вв.
Самый верхний ряд — Праотеческий — представляет Ветхозаветную Церковь — праотцев, отцев веры, от Адама. В Праотеческом ряду нашего иконостаса десять праотцев: Адам, Авель, Сиф, Иаков, Иосиф Прекрасный, Ной, Сим, Иафет, Исаак и Иов Многострадальный. В центре — Господь Иисус Христос Ветхий Денми. Это изображение Христа в полноте Отчей славы, которое утверждено словами Самого Господа: «Видевший Меня видел Отца» (Ин. 14, 9).
За ним следует ряд Пророческий. В него включены пророки Ветхого Завета, писания которых содержали указания на Пришествие Мессии (Давид, Соломон, Иеремия, Иезекииль, Даниил, Гедеон, Исайя, Аввакум, Моисей, Иаков). Они изображены со свитками их пророчеств о главном событии мировой истории — воплощении Сына Божия от Девы. В центре Пророческого чина располагается икона Богоматери «Знамение» как символ исполнения всех пророчеств.
Праздничный ряд являет исполнение пророчества — пришествие Христа в мир и дело спасения человечества. В Праздничном ряду нашего иконостаса представлены иконы, изображающие земную жизнь Христа и Богоматери, — расположенные в хронологическом порядке евангельские события от Рождества Пресвятой Богородицы до Успения Божией Матери и икона Покрова Пресвятой Богородицы.
Деисусный чин (от греческого слова «деисис» — «моление») — самый крупный ряд иконостаса. Это главная тема иконостаса, и расположенная в центре икона «Спас в силах» являет нам образ Господа Иисуса Христа во время Его второго Пришествия в силе и славе. Он восседает на троне, как Судия, как Спаситель мира, как Царь Царей и Господь Господствующих. Справа и слева Ему предстоят святые и силы небесные, а также все приходящие на суд. Ближе всех ко Христу — Богоматерь, Она — одесную (то есть по правую руку) от Сына, Она ходатайствует перед Ним за весь человеческий род. Напротив Нее — Пророк и Предтеча Иоанн Креститель, проповедовавший скорое пришествие Царства и покаяние перед первым пришествием Христа на землю. Богоматерь — как первый человек Нового Завета, Иоанн Креститель — последний пророк Ветхого Завета. Ветхий и Новый Завет, символизируемый в образах Крестителя и Богородицы — во Христе обретает полноту, единство, исполнение и воплощение, равно как и соединение милости (Богородица) и истины (Иоанн Предтеча).
Далее деисусный чин развивается следующим образом: напротив Пресвятой Богородицы — архангел Гавриил (вновь повторяется схема Благовещения, но поскольку она «проходит» через центральный образ Христа, она обретает особую символическую напряженность); напротив Предтечи — архангел Михаил (оба эти образа олицетворяют духовную брань — архистратиг Михаил, как предводитель небесного воинства, Предтеча, как покровитель подвижников и аскетов). Вслед за архангелами изображены апостолы Петр и Павел, Первоверховные апостолы, основоположники Церкви, которая есть Тело Христово. Далее следуют святые — покровители нашего храма и прихода, молящиеся за род людской: мч. Агапий, свт. Киприан, митрополит Московский, свт. Иона, митрополит Московский и свт. Тихон, патриарх Московский и всея России.
И завершает иконостас местный ряд, в центре которого располагаются Царские врата. Царскими они называются потому, что символизируют вход в Царство Божье. Царство Божье открыто нам через Благую весть, поэтому на Царских вратах дважды изображена благовещенская тема: сцена Благовещения с Девой Марией и Архангелом Гавриилом в навершии дверей, а также четыре евангелиста, благовествующие миру. Справа от Царских врат главная храмовая икона — Святой Троицы, а слева — икона Пресвятой Богородицы «О Тебе радуется…».
Царские врата в нашем храме выполнены по древнему образцу — со столбиками, на которых крепятся створки дверей. На столбцах вертикальными рядами изображены диаконы и святители.
На диаконских дверях изображены: Благоразумный Разбойник — на северной, и праотец Авраам и души праведных на лоне Авраамовом — на южной.
Над местным рядом в нашем иконостасе поставлен ряд небольших икон, пожертвованных в разное время нашими прихожанами. Справа расположены иконы Господа нашего Иисуса Христа и святых мужей, а слева — иконы Пресвятой Богородицы и святых жен. А также отдельные иконы некоторых двунадесятых праздников.
В Тихоновском приделе в 1995–96 гг. был поставлен одноярусный деревянный резной иконостас. Разработка проекта иконостаса, резьба по дереву, написание икон, — весь объем работ был выполнен нашим прихожанином художником Ильей Кручининым. Иконостас сочетает в себе новые иконы, написанные в архаической манере, и иконы XIX в.
В 1999–2000 гг. для Ионинского придела тем же иконописцем был написан двухярусный иконостас в том же иконописном стиле.
О высоком иконостасе и иконе «О Тебе Радуется» (ссылка на материал в рубрике; оттуда ссылка на публикации)
МОСКОВСКИЙ ТРОИЦКИЙ ХРАМ В ТРОИЦКОМ-ГОЛЕНИЩЕВЕ
Московский Троицкий храм в Троицком-Голенищеве, 2010 год. Фотография с сайта sobory.ru |
Московский храм во имя Живоначальной Троицы в Троицком-Голенищиве
В XV веке митрополитом Геронтием в Голенищеве была выстроена церковь Иоанна Богослова; позднее на его месте и была построена новая деревянная Троицкая церковь, а село Голенищево получило двойное название – Троицкое-Голенищево.
Во время войны 1812 года церковь горела; в ней наполеоновские солдаты устроили конюшню. В этом пожаре погиб старинный иконостас, но древние иконы чудом сохранились – как раз перед началом войны они были отданы в поновление иконописцу, который смог сберечь их. В 1815 году Троицкий храм и Ионинский придел были восстановлены и заново освящены.
В 1860 году была построена новая колокольня. Реставрация в начале ХХ в. не лишила храм его прежнего своеобразия.
С 1924 по 1932 год в храме служил сщмч. Александр Орлов (+ 1937).
В 1939 году храм был закрыт, иконостас был взят режиссером С.Эйзенштейном для съемок фильма «Иван Грозный», и больше в храм не вернулся. Куда он исчез – неизвестно. Антиминсы приделов были перенесены в соседнюю церковь Троицы в Воробьеве, где был устроен отдельный престол Агапия и Ионы.
В 1970-х гг. склада в храме уже не было, здание пустовало и постепенно приходило в окончательный упадок. Позднее храм был сдан в аренду Гостелерадио.
В 1990 году начался процесс передачи храма верующим, и 7 января 1992 г. в нем прошло первое богослужение.
Заново был расчищен Ионинский ключ, находящийся ниже храма, со стороны реки. Церковное здание почти полностью отреставрировано.
В течение полутора лет трудами и пожертвованиями прихожан возле Троицкого храма построена часовня-крестильня. В конце ноября 1999 года в ней были совершены первые таинства Крещения. Теперь все желающие могут принять Святое Крещение троекратно погружаясь в воду с головой.
Московский Троицкий храм в Троицком-Голенищеве, 2006 год. Фотография Прудниковой Н.А. с сайта temples.ru |
Архитектура храма
Нынешняя церковь Троицы была построена по «чертежу» Антипы Константинова, строившего и Теремной дворец в Кремле. Помощником у него был взят Ларион Михайлович Ушаков.
В плане церковь довольно близка к церкви Покрова Богородицы в Медведкове – два придела примыкают с двух сторон на уровне апсиды, а с запада и юга основной объем окружен галереей. Симметричные приделы являют собой уменьшенные копии основного объема – они также увенчаны шатрами, хотя и с несколько иным декором, и имеют отдельные апсиды. Южный придел посвящен Ионе Митрополиту Московскому, северный – св. мученику Агапию. Главы, венчающие центральный шатер и приделы, небольшие, поставленные на узкие изящные барабаны, украшенные едва заметным ажурным рядом кокошников. Кокошники окружают и шатры приделов. Вокруг главного шатра нет такого украшения: он поставлен на более простой восьмерик, а четверик нижнего яруса храма завершается килевидными закомарами. Отличаются и шатры приделов и основного объема. Центральный шатер – гладкий, обшитый железом, а придельные украшены рядами ложных слуховых отверстий, придающих им бóльшую ажурность и нарядность по сравнению с главным. Уникальны для тех времен были треугольные фронтоны над апсидами приделов.
Шатровая колокольня была построена в 1860 г. вместо «ровесницы» храма, также шатровой обветшавшей колокольни; новую немного сдвинули к западу – ее предшественница помещалась в северо-западном углу здания. Тогда же придел св. Агапия был продлен новой трапезной.
konono
sergunja
Церковь Троицы в Троицком-Голенищево в сентябре 2014-го года.
Первые упоминания о селе Голенищево на берегу Сетуни восходят ко второй половине XIV века и связаны с именами святителей Алекcия и Киприана, митрополитов Московских. При Алексии на голенищевской земле был разбит сад, подле которого стояли кельи и клети. Преемник Алекcия, Киприан, и вовсе жил в Голенищево, посвящая досуг переводу церковных книг с греческого на славянский. Здесь же он и преставился в 1406-ом году.
В 1812-ом году Голенищево захватили французы. В храме устроили конюшню, а потом там случился пожар, в котором погиб древний иконостас (уцелело лишь несколько икон).
В 1939-ом году храм закрыли. Антиминсы (платки из шёлковой или льняной материи с зашитой в них частицей мощей какого-нибудь православного мученика) перенесли в церковь Троицы на Воробьёвых горах, а иконостас позаимствовал Сергей Эйзенштейн для съёмок картины «Иван Грозный» да так и не вернул обратно. В голенищевском храме устроили склад сырья и готовой продукции 3-ей картонажной фабрики, затем передали в аренду Гостелерадио СССР, затем использовали как пункт по приему макулатуры и стеклотары.
В 1990-ом году церковь вернули верующим. Первый молебен в ней отслужили 8-го января 1991-го года, регулярные богослужения возобновились в 1992-ом. В 1999-ом году к трапезной части храма пристроили деревянную часовню-крестильню в честь святителя Киприана. Сегодня в храме действуют воскресная школа и приходская библиотека, аудио- и видеотека с записями проповедей и богослужений. Приход шефствует над Домом ребенка в Матвеевском. Издается ежемесячный приходской листок «Киприановский источник».
Колокольня Троицкой церкви и жилой дом на Мосфильмовской. Кто выше?