троицкий храм воробьевы горы

Краткая история храма

Деревянный храм Троицы на Воробьевых горах существовал с древнейших времен и связан с историей древнего дворцового села Воробьево.

По летописи известно, что когда в XV веке село покупала великая княгиня Софья Витовтовна, супруга московского великого князя Василия I и дочь великого князя Литовского Витовта, храм уже стоял.

Первым известным нам священником деревянного храма Троицы был отец Тит, который являлся настоятелем с 1628 по 1632 гг. Деревянная Троицкая церковь в селе Воробьеве по приходным книгам Патриаршего Казенного Приказа 1628 г. писалась в числе «жилых» московских церквей — «за Деревянным городом». До 1690 г. Троицкая церковь писалась в Пречистенском сороке Москвы, а с 1691г. она уже писалась в Загородской десятине. К концу 1790-х годов храм сильно обветшал и по приказу Екатерины Великой был разобран. Последним священником деревянного храма Троицы был отец Никифор Васильев.

Ныне существующая кирпичная с белокаменным цоколем церковь сооружена в по проекту архитектора А. Л. Витберга, автора проекта храма-памятника Христа Спасителя на Воробьевых горах. Здание, построено в стиле поздне­го классицизма, как сказано в документах «. тщанием прихожан и доброхотных дателей. ». Первым настоятелем каменного храма был отец Иаков Ильин. Каменный храм был возведен вблизи прежнего, деревянного. На месте алтаря старого храма в 1811 году установили увенчанный крестом белокаменный памятник, который сохранился до наших дней. Крыльцо перед входом на западном фасаде колокольни и пристройки по её сторонам появились во время ремонтов здания в 1958—61 и 1998 гг. Территория церкви обнесена кирпичной оградой конца XIXв. с металлической решеткой.

В 1812 году здесь перед советом в Филях молился М. И. Кутузов. Здание уцелело во время наполеоновского нашествия.

До 1818 г. храм числился среди церквей московского уезда, а с 30 марта 1818 г. в Замоскворецком сороке г. Москвы.

троицкий храм воробьевы горыТроицкая церковь не только спаслась от социалистических разрушений, но даже не закрывалась в советское время, поэтому сохранился ее старинный интерьер. Более того, после известного большевистского запрещения колокольного звона во всей Москве именно в воробьевской Троицкой церкви продолжали звонить колокола. В очередной раз церковь уцелела при строительстве высотного здания МГУ в конце 1940-х— начале 1950-х годов. Сейчас храм на Воробьёвых горах имеет, как и прежде три придела — в честь Святой Троицы, святителя и Чудотворца Николая, преподобного Сергия Радонежского. Имеется так же приставной престол святителя Ионы, митрополита Московского, который находится в алтаре святителя Николая.

Источник

ЧТЕНИЕ ЕВАНГЕЛИЯ НА КАЖДЫЙ ДЕНЬ

Вторник 20-й седмицы по Пятидесятнице

(Флп.2:16–23; Лк.9:23–27)

троицкий храм воробьевы горы

23 Ко всем же сказал: если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною.
24 Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее; а кто потеряет душу свою ради Меня, тот сбережет ее.
25 Ибо что пользы человеку приобрести весь мир, а себя самого погубить или повредить себе?
26 Ибо кто постыдится Меня и Моих слов, того Сын Человеческий постыдится, когда приидет во славе Своей и Отца и святых Ангелов.
27 Говорю же вам истинно: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие.

16 содержа слово жизни, к похвале моей в день Христов, что я не тщетно подвизался и не тщетно трудился.
17 Но если я и соделываюсь жертвою за жертву и служение веры вашей, то радуюсь и сорадуюсь всем вам.
18 О сем самом и вы радуйтесь и сорадуйтесь мне.
19 Надеюсь же в Господе Иисусе вскоре послать к вам Тимофея, дабы и я, узнав о ваших обстоятельствах, утешился духом.
20 Ибо я не имею никого равно усердного, кто бы столь искренно заботился о вас,
21 потому что все ищут своего, а не того, что угодно Иисусу Христу.
22 А его верность вам известна, потому что он, как сын отцу, служил мне в благовествовании.
23 Итак я надеюсь послать его тотчас же, как скоро узнаю, что будет со мною.

Феофилакт Болгарский. Толкование на Евангелие от Луки

троицкий храм воробьевы горы( Лк. 9:23-27 ) Лк.9:23. Ко всем же сказал: если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною.

Лк.9:24. Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее; а кто потеряет душу свою ради Меня, тот сбережет ее.

«Кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее», то есть если кто захочет жить по-мирскому, тот умрет душой.

Лк.9:25. Ибо что пользы человеку приобрести весь мир, а себя самого погубить или повредить себе?
Лк.9:26. Ибо кто постыдится Меня и Моих слов, того Сын Человеческий постыдится, когда приидет во славе Своей и Отца и святых Ангелов.

Христа стыдится тот, кто говорит: как я буду веровать в распятого и поруганного Бога? А тот стыдится и слов Его, кто глумится над простотой Евангелия. Господь постыдится такового «во славе Своей», то есть во второе пришествие. Он говорит как бы так: как домовладыка, имея лукавого раба, стыдится звать его своим рабом, так и Я постыжусь наименовать Своим рабом того, кто отрекся от Меня.

Лк.9:27. Говорю же вам истинно: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие.

Поскольку Он выше сказал: «Кто потеряет душу свою ради Меня, тот сбережет ее», то теперь, желая показать, каких благ удостоятся таковые, говорит: «есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие», то есть ту славу, в какой имеют быть праведные. Сказал Он это о Своем Преображении. Ибо Преображение было образом будущей небесной славы, и как Иисус в Преображении чудно возблистал как молния, так и тогда праведники просияют подобным же образом (Мф.13:43). Есть, – говорит, – несколько таких (Иоанн, Петр и Иаков), которые не умрут прежде, чем увидят, в какой славе будут Мои исповедники. А увидят они это во время Преображения.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

троицкий храм воробьевы горыНе стыдись исповедать Господа Иисуса Христа воплотившимся Сыном Божиим и искупившим Своею крестною смертию, воскресением же и вознесением Своим открывшим нам вход в Царство Небесное. Если ты постыдишься, то и Он постыдится тебя, «когда приидет во славе Своей и Отца и святых Анге­лов» (Лк.9:26). Ныне в обществе пошла мода совсем не говорить о Господе и о спасении, тогда как в начале только и речей было, что об этих дорогих предметах. К чему больше лежит сердце, о том и речь охотнее течет. Неужели же к Господу меньше стало лежать сердце? Судя по речам, должно быть так. Одни совсем не ведают Его, другие холодны к Нему; опасаясь попасть на таких, и те, которые теплы ко Господу, не заводят о Нем речи, и священство молчит. И вышло, что речь о Господе Спасителе и о главном нашем деле – спасении – исключена из круга речей, принятых в обществе. Что ж, скажете, неужели только и говорить, что об этом? Зачем же только об этом? Обо всем можно говорить с этой точки зрения, так что речь вообще будет оттенена духом Христовым. Тогда и можно будет угадать, говорят ли христиане или язычники, а ныне вы этого не угадаете ни по речам, ни по писаниям. Пересмотрите все журналы, о чем только там не пишут? Но повести речь по-христиански никому нет охоты. Мудреное время!

СОВРЕМЕННЫЕ КОММЕНТАРИИ

(Лк.9:23–27)

Протоиерей Александр Шаргунов

Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною. Господь принес Себя в жертву за спасение всех, чтобы нам принадлежала вечная жизнь. Его любовь, Его сострадание к погибающим людям были столь велики, что Он пришел на землю и жил среди нас — совершенный Бог. Трудно было поверить в Божественную любовь, и Бог явил ее зримым образом, явившись как человек. И тогда люди, весь род человеческий, возвели Христа на Крест, чтобы испытать Его, узнать, что стоят эти знамения и чудеса, которые Господь совершал в Своей земной жизни. Они захотели убедиться, что Его любовь — до конца, что она не поколеблется среди предельных страданий. И любовь Христова раскрылась в полноте на Кресте. Теперь уже Сам Господь испытывает нашу ответную любовь к Нему, ставит нас перед выбором, решающим все, и мы должны явить в нашей жизни то, что раскрылось Крестом Христовым — славу Воскресения, которая дается нам в Церкви.

Христос говорит о том, что каждый из нас должен либо пожертвовать верностью Ему и Его Кресту, ради того чтобы приобрести земное благополучие и сохранить свою жизнь, либо пожертвовать своею земною жизнью и благополучием. В мире, лежащем во зле, другого варианта не существует. Каждый из нас рано или поздно встанет перед тайной Креста Христова и увидит, как Господь обнищал от всякого богатства, от самой жизни Своей, чтобы приобщить нас Своему богатству. И если Господь словом Своим и Крестом зовет нас следовать за Ним, можем ли мы предпочесть Его зов самой нашей жизни?

Все зависит от того, какие ценности являются для нас определяющими. Человек может выбрать не те ценности на всю жизнь. Он может быть готов пожертвовать честью ради выгоды, может желать материального успеха и мало задумываться о том, какою ценою этот успех достигается. За желанием обрести эти выгоды могут следовать самые страшные преступления. Как говорят святые отцы, есть люди, которым поразительным образом во всех их делах сопутствует успех. Но секрет этого успеха прост: они всякий раз отнимают что-то от своей души, для того чтобы прибавить это к своему земному богатству.

Человек может жертвовать принципами для того, чтобы его «приняли». Наша твердость часто досаждает другим. Чтобы понравиться всем, надо быть как все, в зависимости от того, какая идеология торжествует, какая атмосфера в обществе. В конце концов, все сводится к тому, чтобы сделать такой выбор, который диктует толпа: «Не Его хотим, но Варавву». Большинству могут нравиться не просто растлители, а убийцы, как это произошло, когда совершался суд над Христом, и как это произойдет, в конце концов, со всем человечеством, когда придет время антихриста: «Не Христа хотим, а Варавву, преступника. Он больше нам нравится».

Кто хочет сохранить себя, пусть помнит, что он должен руководствоваться не тем, что скажут люди, а тем, что скажет Господь. Наша судьба, и земная, и вечная, зависит не от того, что скажет о нас общество или даже весь народ, который тоже может быть обманут, а какой суд изречет о нас Господь. Человек может пожертвовать драгоценным ради дешевого. Как известно, дешевое всегда пользуется успехом — что нравится улице, то легко, само собой получается.

Человек может, например, предпочитать работу, которая приносит большие деньги и удобства, бескорыстному служению людям. Мы дожили уже до тех времен, которые можно сравнить только с первыми христианскими временами, когда не все равно было, где человек работает. Нельзя было трудиться, где угодно, потому что много было таких мест, которые были связаны со служением растлению, магии, — все общество было пронизано этим. И сегодня мы возвращаемся к такому же.

Женщина может предпочитать жизнь наслаждения жизни долга и труда. Необязательно быть профессиональной проституткой, что сегодня преподносится как самая престижная профессия, и как будто бы, по опросу молодежи, именно такой выбор делает новое поколение. Она может просто предпочитать жизнь, полную развлечений, многоскорбной жизни воспитания своих детей, несения креста семьи или несения креста одинокой жизни, посвященной Господу.

Мы не должны страшиться потерять жизнь за дело Христово. Кто хочет жизнь свою спасти, отвергаясь Христа или предавая заповеди Его, верность Церкви, тот погубит свою жизнь. Погубит все надежды на жизнь, которую Господь приобрел для него такою дорогою ценою. Но кто жизнь свою погубит, когда невозможно сохранить ее, не отрекаясь от Христа, — он спасет ее, он все приобретет. Он Господа приобретет и все приобретет, потому что все принадлежит Господу, и все хочет Господь дать человеку. Мы должны страшиться погубить наши души. Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, отрекшись от Христа, а душе своей повредит?

Дело Христово проходит испытание в мире сем и в роде сем, который назван прелюбодейным и грешным. Бывают времена и страны особенно прелюбодейные и грешные. Таким было время и место, в котором Спаситель наш жил на земле. Таким временем и местом, несмотря на то, что оно освящено кровью бесчисленного сонма новых мучеников и исповедников Российских, хотят сделать, и делают уже наше время и наше Отечество.

Дело Христово встречает сопротивление, и будет встречать еще большее сопротивление, и будет подвергаться все большему поруганию в этом мире, по мере того как умножается в нем грех. И приближается время, когда те, кто исповедует Христа и Крест Его, не смогут избежать презрения и насмешек. И немало будет таких, кто будет признавать, что Христос праведен, что дело Его истинное, — но они постыдятся, у них не хватит мужества исповедовать Господа. Они не смогут вынести, чтобы к ним относились с насмешкой и презирали их, чтобы они были отвержены всеми. И поэтому они отвергнутся от своего исповедания. И мы порой уже сейчас отвергаемся от своего исповедания, хотя, кажется, свобода — веруй, сколько хочется, как хочется. Отвергаемся, прежде всего, всяким своим грехом.

Приходит день, когда дело Христово явится как солнце перед всем миром. Теперь оно является в глазах многих незначительным и презираемым. И те, кто не хочет разделить с Ним теперь Христово бесчестие, не будут участвовать с Ним в Его славе. Приближаются великие испытания, и Царство Божие приближается, говорит Господь, которое откроется с силою и славою многою и сокрушит всех противляющихся ему. И будет великое множество людей с Господом, как говорит Откровение, от всех народов собранных, во всех веках, поющих победную песнь Господу. «Есть некоторые, — говорит нам сегодня Господь, — от стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как увидят Царство Божие, пришедшее в силе» — те, кто поклоняется Кресту Христову, славе Его любви, участвует в Его позоре, которым хочет окружить Его мир. Им будет принадлежать слава Господня вовеки.

Священник Дмитрий Барицкий

Об этом парадоксе устами одного из героев своих романов однажды хорошо и точно сказал Ф.М. Достоевский: «чем больше я люблю человечество вообще, тем меньше я люблю людей в частности, то есть порознь, как отдельных лиц». Но почему так получается? Ведь, вроде бы, какие благородные начинания! Какие возвышенные мотивы! Служить людям. Откуда же такой результат?

Евангелие ясно дает понять, что подвиг служения человечеству начинается с наведения порядка в собственной душе и в отношениях с теми, кто тебя окружает ежедневно. Этим и отличается добродетель христианская от добродетели мира сего. Всегда легче делать добро, когда ты не связан с теми, кому ты делаешь добро, лично. Легче благотворить тем, кто тебе ничем не насолил, при виде кого у тебя не возникают никаких личных ассоциаций. К такому добру тебя побуждает естественная человеческая жалость, а внешние трудности зачастую могут только воодушевит и придать мужества. Именно поэтому человек с таким энтузиазмом, энергией и самопожертвованием может отстаивать права животных, собирать на еду и медикаменты для голодающих детей Африки, объявлять голодовки, чтобы добиться равноправия всех слоев населения. Да и мало ли еще существует полезных для общества и человечества в целом инициатив, в которые можно уйти с головой? Ведь согласитесь, как это воодушевляет! Ощущаешь, что делаешь что-то значимое, даже великое.

Совсем иное, когда ты связан с человеком лично и у тебя по отношению к нему целый ворох неприятных воспоминаний, обид и взаимных неприязней. Одна женщина рассказывала, что с трудом подносит кружку воды старой больной матери, потому что, по ее выражению, «эта властная самодурная женщина своей тиранией изломала мне всю жизнь». Да и никто за эту кружку воды тебя не похвалит. Ведь всеми это воспринимается как должное.

Но Господь говорит, что именно это малое, незаметное, очень прозаичное и будничное служение и есть настоящий крест. Ведь для того, чтобы его понести, нужно преодолеть себя, переступить через свои комплексы, обиды, дурные воспоминания. Одним словом, исправить свое сердце. Нужна ежедневная внутренняя борьба, которая усугубляется тем, что, скорее всего, никто тебя за это не заметит и уж точно не похвалит. Но если этой работы не будет, можно прийти к очень печальным результатам. В итоге получится так, что столкнувшись с теми, за права кого ты боролся, ты просто не сможешь с ними ужиться, а возможно и люто возненавидишь.

Давайте же, дорогие друзья, в основу всякого своего начинания полагать эту кропотливую и незаметную работу над самими собой. Пусть целью нашей жизни станут не грандиозные свершения ради блага абстрактного человечества или его части, а тот мир, который мы приобрели в своем сердце и который смогли дать своим ближним и родным. Ведь именно о таких людях Господь говорит в сегодняшнем чтении «Говорю же вам истинно: есть некоторые…, которые не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие».

Священник Стефан Домусчи

Современный человек очень щепетильно относится к своей независимости, к ощущению, что он хозяин своей жизни, что он волен решать сам, где жить, кем быть, как себя вести, что считать для себя значимым, а чем пренебрегать. Конечно, и раньше рабство было хуже свободы, но в наше время ощущение автономности особенно обострено. В то же время, несмотря на стремление к тому, чтобы быть самостоятельным, человек очень любит чему-нибудь следовать. Появляется книга ученых, и мы слышим «ученые доказали» или «ученые опровергли», я уже не говорю о писателях, журналистах или блогерах. Наши профессии давно стали настолько узкими, что почти во всех остальных областях, кроме своей, мы вынуждены быть последователями других. При этом, быть последователем — значит изменять свое мнение или поведение в соответствии с мнением или поведением того, к кому ты прислушиваешься. Самым явным примером такого последования является мода в широком смысле слова: мода на одежду, мода на книги, мода на здоровый образ жизни, на консервативность или либеральность… Диву даешься от количества книг, сообщающих правила диеты, тайм менеджмента, успешного ведения бизнеса.

Среди всего этого разнообразия легко не заметить маленькую книгу, которая, впрочем, больше любых других изменила мир. Эта книга называется Евангелием. В ней, кстати, тоже есть кое-что о последовании, о том, чтобы последовать за Христом. О чем нам говорят современные пособия? Хочешь меньше болеть и быть здоровым? Хочешь лучше выглядеть? Хочешь все успевать? На фоне этих оптимистичных обещаний призыв Христа выглядит чем-то чудовищным: если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною.

Заметим, как строятся все эти фразы: если хочешь чего-то хорошего, высокого, положительного, — сделай то или другое. Христос говорит: если хочешь быть моим учеником, иди за мной на крест. Ценность, к которой он призывает — не успех, не слава, не комфорт, но ученичество.

До какого-то момента можно было надеяться, что он стремится к власти собирается стать политическим лидером, что будучи его учеником и пройдя вместе с ним через испытания можно будет в итоге сесть министром его правительстве стать его помощником наслаждаться славой и богатством… В место подобных обещаний, Христос призывает отвернуться себя, т.е. прекратить стремиться к своим меркантильным целям и увидеть свою жизнь в свете вечности, в свете Божьего замысла. Современные проповедники комфорта зацикливают человека на временном, но Христос знает цену всем этим фантазиям… Обращаясь к человеку они все время говорят ему: ты это то, что ты ешь, то, что ты пьешь, то, что ты носишь, то, что ты используешь… Но где же сам человек? Его нет, он есть потребности, которые они с радостью удовлетворяют…

Христос не отрицает потребностей человека, Он не призывает отказаться от еды или одежды, Он сам с кормит голодных и лечит больных…, но Он так же знает, что человек не сводится к потребностям. Зная, это Он спрашивает учеников: Ибо что пользы человеку приобрести весь мир, а себя самого погубить или повредить себе?

Этот вопрос звучит через века в сердце каждого из нас. Нас все время зовут к пользе, все убеждают приобрести весь мир, но что для нас действительно полезно и не потеряем ли мы себя, в погоне за исполнением своих желаний?

Вместо этого, Христос призывает нас взять свой крест и идти за Ним. И хотя многим, живущим в то время в иудее казалось, что жизнь Его закончилась позорной казнью на кресте, мы знаем, что она продолжилась победой и уже не закончится никогда. Эта победа ожидает и нас, если мы решим до конца последовать за Ним.

ПРОПОВЕДЬ ДНЯ

О искании своего и угодного Иисусу Христу
(Флп.2:16–23)

Протоиерей Вячеслав Резников

Сообщив Филиппийцам о намерении послать к ним Тимофея, Апостол Павел так мотивирует это решение: «Ибо я не имею никого равно усердного, кто бы столь искренне заботился о вас: потому что все ищут своего, а не того, что угодно Иисусу Христу». Однако же, хотя Апостол и говорит «все», но ведь есть же у него и иные сотрудники, о которых он с любовью вспоминает, и которых приветствует…

Очевидно, искать «своего» и искать «того, что угодно Иисусу Христу» – не исключает друг друга. Господь сотворил нас, чтобы мы разделяли с Ним радость вечного блаженства. Так что желать себе блага, искать «своего» – естественно для человека и угодно Творцу. Другое дело, что грех, извратив понятие о истинном благе, расколол сознание человека надвое. И одно почему-то стало называться «мое», а другое «не мое». Господь же и тут не отрицает права искать «своего». Он не укоряет за то, что не хотим быть судимыми, хотим, чтобы нам все прощалось, и чтобы нам в изобилии давалось нужное для жизни. Он подсказывает, как этого достичь: «Не судите, и не будете судимы; не осуждайте, и не будете осуждены; прощайте, и прощены будете; давайте, и дастся вам». «Ибо какой мерою мерите, такою же отмерится и вам». Иными словами, когда нить моей воли начинает искать «мое», Господь заводит ее через «не мое», через моего ближнего.

Но что происходит дальше. Вот, последовав Божьим словам, почувствовал некоторую привязанность к ближнему. Почувствовал, что «не мое» на самом деле не совсем не мое, и захотел устранить то, что по-видимому мешает ему стать совсем «моим», и сказал: «брат! дай я выну сучек из глаза твоего». И вот тут уже Господь завершает ваше соединение, замыкая на тебя самого нить твоей по-видимому благой воли. Он говорит:

Истинное единение достигается только таким, глубоким и основательным путем. В его основе – естественное искание своего личного блага и открытое Богом знание – каким путем этого блага достичь. И тогда даже в самых тяжелых обстоятельствах скажешь своим ближним: «если я и соделываюсь жертвой за жертву и служение веры вашей, то радуюсь и сорадуюсь всем вам. О сем и вы радуйтесь и сорадуйтесь мне».

Церковный календарь. 2 ноября

Читаем Евангелие вместе с Церковью. 2 ноября

Источник

Троицкий храм воробьевы горы

троицкий храм воробьевы горы

троицкий храм воробьевы горы

троицкий храм воробьевы горы

троицкий храм воробьевы горы

троицкий храм воробьевы горы

троицкий храм воробьевы горы

троицкий храм воробьевы горы

О НАШЕМ ХРАМЕ

троицкий храм воробьевы горыХрам Живоначальной Троицы на Воробьёвых горах — православный храм в честь Живоначальной (Святой) Троицы, расположенный в Западном административном округе (ЗАО) Москвы. Относится к Михайловскому благочинию Московской городской епархии Русской Православной Церкви.

Храм имеет три алтаря

Престольные праздники:

троицкий храм воробьевы горы Святыни:

Чтимая икона Божией Матери — «Благодатное Небо».

Богослужение

По будням и в субботу — Литургия в 8:00

Вечернее богослужение в 16:00

Исповедь — во время утреннего и вечернего богослужений

Воскресенье — после Литургии акафист перед иконой Божией Матери «Благодатное небо».

Деятельность

Огласительные беседы перед Крещением

суббота с 13.00 до 14.00

Воскресная школа

Встречи с настоятелем (чаепитие)

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *