троицкий монастырь в чернигове

Троицко-Ильинский монастырь

Троицко-Ильинский монастырь

Троицко-Ильинский монастырь — один из крупнейших монастырских комплексов Украины. На его территории объединились два монастыря – Ильинский, основанный в XII веке Антонием Печерским, и Троицкий, построенный гораздо позже, в XVII веке.

Сэкономь на путешествии!

Основные моменты

Храм расположен в живописном месте, на крутом берегу Десны. Он включает в себя ряд подземных помещений – монашеские кельи, некрополи и подземные храмы. Общая протяженность этого уникального комплекса составляет 350 метров. Все подземные архитектурные сооружения размещены на двух основных уровнях. Главные святыни монастыря – келья Антония Печерского, гробница с костями монахов и старинный крест.

Наземная часть комплекса представлена Ильинской церковью и Троицким собором, их роскошные фасады с грушевидными куполами выполнены в стиле украинского барокко. Заслуживает внимания колокольня монастыря, построенная в барочном стиле. Ее высота составляет 58 метров, с верхнего уровня сооружения открывается обширная панорама Чернигова.

В настоящее время в подземельях Троицко-Ильинского монастыря продолжаются археологические раскопки и проводятся увлекательные экскурсии.

Пещеры и Ильинская церковь

Еще в дохристианские времена славяне справляли на Болдиных холмах, где расположен монастырь, свои обряды. Здесь хоронили богатых жителей Чернигова, поэтому еще в 9-11 вв. на Болдиных холмах появился курганный могильник, который сейчас считается одним из крупнейших в Украине. Площадь могильника 1,2 га, на ней расположено 230 курганов.

Преподобный Антоний Печерский основав Киево-Печерский монастырь стал его руководителем. Долгое время он пользовался поддержкой Великого князя Изяслава Ярославича. Около 1069 года киевские жители подняли бунт против князя и Антоний вынужден был воспользоваться приглашением черниговского князя Святослава Ярославича и переселиться на время в Чернигов. Он поселился в пещере и вместе с князем Святославом основал пещерную обитель. Но через некоторое время восстание в Киеве закончилось, на престол вернулся Изяслав и Антоний снова отправился в столицу.

Пещерный монастырь освятили в честь Пресвятой Богородицы, но после постройки над южным входом в пещеры Ильинской церкви, монастырь стали называть Ильинским.

Дата постройки Ильинской церкви в письменных документах не зафиксирована, известно лишь, что возвели храм в 12 веке. Это один из пяти черниговских храмов построенных в домонгольское время (из сохранившихся).

Ильинская церковь была возведена в типичном для того времени русско-византийском стиле. Но до наших дней она дошла существенно перестроенной. Главные изменения в архитектуре церкви произошли в 16-18 веках. В тот период она приобрела современный вид и формы украинского барокко.

В 1910 году рядом с церковью, над входом в пещеры построили колокольню, которую сейчас рассматривают как составной элемент комплекса Ильинской церкви.

Пещеры Троицко-Ильинского монастыря называют Антониевыми. Они имеют общую разведанную протяженность 350 метров и четыре яруса. Но доступными являются только два яруса, еще два являются заваленными и исследуются перманентно.

В средневековые времена Антониевы пещеры были своеобразной крепостью для жителей Чернигова. В них горожане прятались во время татарских набегов.

После монголо-татарского нашествия пещерный монастырский комплекс пришел в упадок. Лишь в 17 веке на средства черниговского полковника Степана Подобайло была проведена реконструкция полуразрушенных, в то время, Антониевых пещер. Началась их новая жизнь.

Троицкий монастырь (нагорная часть обители)

Строительство Троицкого монастыря началось с Введенской трапезной церкви (служба службой, а обед по расписанию). Возвели церковь в 1677-1679 годах на средства черниговского полковника Василия Дунина-Борковского. Позже храм был несколько перестроен (вероятно после пожара 1731). Затем храм перестраивался еще несколько раз. Со временем он несколько потерял черты украинского барокко (именно в этом стиле его строили), в частности путем замены куполов и шатрового верха пристройки входа (сеней).

Родился Иоганн-Баптист в Кракове. Сначала работал в цехе каменщиков, а потом начал частную практику архитектора. К первым известным его зданиям относят монастырское сооружение в польском селе Голомб (гмина Пулавы, Люблинское воеводство).

С Вильно Зауэр вернулся в Краков, но не надолго, ведь из-за финансового кризиса в Польше должен был искать себе новых заказчиков. Таким заказчиком стал черниговский архиепископ Лазарь Баранович, который пригласил специалиста для проектирования и построения главного храма Троицкого монастыря.

Зауэр был европейским архитектором, поэтому строил собор в стиле модного в то время европейского барокко. Но заказчики хотели украинский стиль, поэтому архитектор приложил немало усилий, чтобы сделать европейское барокко украинским. Прежде всего был выполнен соответствующий внешний декор, а купола сделали грушевидными.

Строительство собора началось в 1679 году. Финансирование осуществлялось черниговской казацкой старшиной, в частности Дуниным-Борковским. Позже строительство финансировал гетман Иван Мазепа. Закончили собор в 1695 году.

Почти параллельно со строительством Троицкого собора Зауэр строил Спасо-Преображенский собор этого монастыря, заказчиком которого был гетман Иван Самойлович. Строительство этого сооружения Зауэр закончил также в 1695 году. А умер архитектор в 1700 году.

Из-за многочисленных пожаров Троицкий собор неоднократно реконструировался. 20 век он встречал всего с тремя куполами (главным и двумя над центральным входом). Уже в 80-е годы 20 века после реставрации собору вернули первоначальный вид.

Еще одной выдающейся постройкой Троицко-Ильинского монастыря является колокольня. Ее построили вместе с монастырскими стенами и угловыми башнями в формах барокко в 1771-1775 гг. Высота колокольни 58 метров. С верхнего яруса колокольни видно почти весь Чернигов.

Посетителям

Адрес: г. Чернигов, ул. Успенского, 33
Телефон: +38 (0462) 64-31-89
Работает: 10:00-18:00

На территорию Троицко-Ильинского монастыря вход бесплатный. Платным является вход в пещеры и на колокольню. Но и то и другое стоит посетить. Посетите. Вряд ли пожалеете.

Источник

Свято-Троицкий собор (Чернигов)

троицкий монастырь в чернигове

Свято-Троицкий кафедральный собор в Чернигове — кафедральный собор Черниговской епархии Украинской Православной Церкви. Ранее входил в комплекс Троице-Ильинского монастыря. Построен в стиле украинского барокко в 1695 году.

Содержание

История [ править ]

Троицкий собор в Чернигове входит в комплекс Троицко-Ильинского монастыря, основанного на Болдиных горах в XI в. Антонием Печерским. После монголо-татарского нашествия монастырь был возрожден в 1649 г. по инициативе полковника С. Подобайло.

Описание [ править ]

Кафедральный Свято-Троицкий собор (1679-1695) – одно из лучших произведений украинского барокко. В основу здания положен план древнего «ядра» Успенского собора Киево-Печерской Лавры: 3 продольных нефа и 3 апсиды, 6 опорных столпов. При этом, однако, многие детали плана творчески переработаны: боковым лучам «вписанного креста» (его образуют центральный продольный и 2-й с востока поперечный нефы) соответствуют выступы на северном и южном фасадах, к углам западного фасада примыкают башни с винтовыми лестницами на хоры.

На уровне верхнего (из 2-х) яруса фасадов западный поперечный неф сужен: образованный таким путем «перешеек» между основной частью собора (увенчанной 5-главием) и западными башнями (над которыми поднимаются еще 2 главы) деликатно «разряжает» монолитность здания, не лишая его цельности.

Торжественность и стройность храма дополняют богатая деталями отделка фасадов и «многоступенчатый» силуэт куполов. Свято-Троицкий собор стал первым в своем роде на землях Украины: в подражание ему в кон. XVII – нач. XVIII вв. были воздвигнуты храмы Мгарского, Киево-Братского и Киевского Николо-Пустынного монастырей (после пожара 1731 г. собор сохранил только 3 главы – центральную и 2 западные, но во 2-й пол. ХХ в. были воссозданы и 4 утраченные).

В интерьере храма сохранились росписи XVII-XIX вв.; сильное впечатление производят 2-ярусные аркады по сторонам П-образных хоров; современный иконостас (вместо утраченного 1730-х гг.) сооружался поэтапно: 1-2-й ярусы – в 1942 г.; 3-4-й – в 1947-1949 гг.; при этом среди икон есть написанные в 50-60-х и 80-х гг. ХХ в.; из более 60-ти установленных здесь икон, 25 написаны игуменией Амвросией (Иваненко). Под собором расположена крипта с бывшими усыпальницами свт. Филарета (Гумилевского) и прп. Лаврентия Черниговского.

Святыни [ править ]

Уроженец Правобережной Украины, сын священника Никиты и его супруги Марии, питомец Киево-Могилянской Академии, в 1650-х гг. архидиакон и наместник Киево-Софийского митрополичьего монастыря, в 1662-1664 гг. –игумен Свято-Онуфриевского Корсунского монастыря, в 1664-1688 гг. – игумен Киево-Выдубицкого монастыря, с 1688 г. – архимандрит Елецкого Черниговского монастыря, с 1692 г. – архиеп. Черниговский (до 1693 г. – в качестве викария при архиеп. Лазаре).

В годы земной жизни – строгий к себе подвижник (однажды, умеряя его категоричность в защите выдубицких имений при тяжбе с заслуженным лаврским архимандритом Иннокентием Гизелем, владыка Лазарь временно запретил о. Феодосия в священнослужении, и в ответ тот проявил всецелое послушание – даже не касался епитрахили, пока не был вновь допущен к служению), добрый и мудрый пастырь, а после кончины – чудотворец (с кон. XVII в. и в последующие столетия при его мощах засвидетельствовано множество чудес) небесный ходатай за паству перед Богом, свт. Феодосий был торжественно причислен к лику святых в 1896 г.; в дни канонизации мощи подвижника перенесли из крипты под Борисо-Глебским собором в соседний Спасский.

троицкий монастырь в чернигове

В 1921 г. святыню отняли у верующих и позже отправили в Ленинградский музей истории религии. По воспоминаниям игумении Амвросии (Иваненко, †2006), во время поездки на Валаам в кон. 1960-х гг. она узнала, что «Дорогу жизни» времен блокады Ленинграда иногда называют «Дорогой свт. Феодосия», а вскоре услышала в Чернигове разговор нескольких военных, один из которых рассказал товарищам, что в дни блокады на одном из заседаний военной администрации Ленинграда прозвучал таинственный голос: «Просите святителя Феодосия, он вам поможет», – после чего мощи подвижника отыскали и перенесли в Никольский собор. В 1946 г. святыню доставили в Свято-Троицкий собор Чернигова, а затем – в Спасский собор, в 1961 г. – в алтарь закрытого Свято-Троицкого собора, в 1962 г. – в его подвал, в сер. 1980-х гг. – в Воскресенский храм, в 1988 г. – в Свято-Троицкий собор.

Подвижник родился в с. Лесное Конобеево Шацкого уезда Тамбовской губернии, в семье священника Григория и Анастасии Конобеевских (относительно даты рождения документы содержат разночтения: 1799, 1802, 1805 гг.); о новорожденном Димитрии (мирское имя свт. Филарета) местный юродивый молвил: «У попа Гришки родился сын Митюшка, и он будет звонить, звонить на всю Россию». В детстве Димитрий однажды упал с колокольни, но чудом остался невредим. Во время учебы в Шацком духовном училище и Тамбовской семинарии Димитрий получил фамилию Гумилевский, которая в переводе с латыни означает «маленький», «кроткий». Имея тонкую натуру, хорошую память, высокую работоспособность и духовную настроенность, студент Гумилевский был замечен священноначалием и направлен в Московскую духовную академию. Здесь у него окончательно определился интерес к исторической науке. Одновременно, под влиянием Московского митрополита свт. Филарета (Дроздова), Димитрий избрал монашеский путь и в 1830 г. принял постриг с именем Филарет. В том же году иеромонах Филарет стал преподавателем МДА, в 1835-1841 гг. он – ее ректор в сане архимандрита, в 1841-1846 гг. – епископ Рижский (викарий Псковской епархии), в 1846-1859 гг. – епископ (с 1857 г. архиеп.) Харьковский, с 1859 г. – Черниговский. Пастырь и проповедник, ученый и литератор, свт. Филарет всегда старался облегчить тяжелое положение семей простого приходского духовенства, особенно сирот. Невзирая на широкое признание его научных трудов (ок. 150-ти работ, многие из которых стали классическими), прямой и ранимый характер свт. Филарета, неприятие им приспособленчества в сложной системе взаимоотношений Церкви с властями империи, были причиной многих скорбей архипастыря. Своей кончиной он исполнил слова Христа: Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих (Ин 15:13), – во время вспышки холеры на Черниговщине, владыка выехал в зараженный район для оказания помощи пастве, и сам стал жертвой эпидемии, которая вскоре прекратилась («Филарет как бы отдал себя в искупление за многих», – отметил его современник).

Богослужения [ править ]

7.00– акафист одному из святителей: Феодосию/Филарету/Лаврентию. Божественная литургия.

17.00– вечернее богослужение.

Вс: 7.00 — Божественная литургия.

10.00 — Божественная литургия.

17.00 — вечернее богослужение и акафист с водосвятием.

Источник

Свято-Троїцький кафедральний собор (м. Чернігів)

Официальный сайт собора

троицкий монастырь в чернигове

троицкий монастырь в чернигове

Свято-Троицкий кафедральный собор

Четверг, 19.10.2017 11:15

■ Свято-Троицкий кафедральный собор является доминантой архитектурного ансамбля Троице-Ильинского монастыря, расположенного на Болдиных горах и основанного в кон. XI в. прп. Антонием Печерским. Впоследствии стал кафедральным собором епархии и является таковым в наше время.

Предистория строительства.

В XVII веке при архиепископе Лазаре (Барановиче) Черниговская епархия, территориально совпадавшая с автономной Левобережной Украиной, обрела более высокий статус в структуре Киевской Митрополии. В связи с этим, возрождая церковный Чернигов как 2-й после Киева центр Православия в Южной Руси, владыка Лазарь задумал расширить Свято-Ильинский монастырь, подчеркнуть его историческое родство с Киево-Печерской Лаврой посредством архитектурного сходства.

Для этого на плато выше усадьбы храма св. Илии в1677 г. было начато создание ансамбля барочных сооружений, осуществленное в 2 этапа: первый этап во 2-й пол. XVII и второй во 2-й пол. XVIII вв. При обители действовала типография, в 1679 г. перевезенная из Новгород-Северского в Троице-Ильинский монастырь Чернигова.

О соборе.

троицкий монастырь в чернигове

С 1679 по 1695 год проходило строительство одного из лучших произведений украинского барокко-Троицкого собора. В основу здания положен план древнего «ядра» Успенского собора Киево-Печерской Лавры:

троицкий монастырь в чернигове

3 продольных нефа и 3 апсиды, 6 опорных столпов. При этом многие детали плана творчески переработаны. Боковым лучам «вписанного креста» (его образуют центральный продольный и 2-й с востока поперечный нефы) соответствуют выступы на северном и южном фасадах, к углам западного фасада примыкают башни с винтовыми лестницами на хоры. На уровне 2-го яруса фасадов западный поперечный неф сужен: образованный таким путем «перешеек» между основной частью собора (увенчанной 5-главием) и западными башнями (над которыми поднимаются еще 2 главы) деликатно «разряжает» монолитность здания, не лишая его цельности. Торжественность и стройность храма дополняют богатая деталями отделка фасадов и «многоступенчатый» силуэт куполов. Свято-Троицкий собор стал первым в своем роде на землях Украины: в подражание ему в кон. XVII – нач. XVIII вв. были воздвигнуты храмы Мгарского, Киево-Братского и Киевского Николо-Пустынного монастырей.

После пожара 1731 г. собор сохранил только 3 главы – центральную и 2 западные, но во 2-й пол. ХХ в. были воссозданы и 4 утраченные).

троицкий монастырь в чернигове

В интерьере храма сохранились росписи XVII-XIX вв.

троицкий монастырь в чернигове

Сильное впечатление производят 2-ярусные аркады по сторонам П-образных хоров.

Современный иконостас (вместо утраченного в 1730-х гг.) сооружался поэтапно: 1-2-й ярусы – в 1942 г.; 3-4-й – в 1947-1949 гг.; при этом среди икон есть написанные в 50-60- 80-е гг. ХХ в.

троицкий монастырь в чернигове

Из более 60-ти установленных здесь икон 25 написаны игуменией Амвросией (Иваненко). Под собором расположена крипта с бывшими усыпальницами свт. Филарета (Гумилевского) и прп. Лаврентия Черниговского. В наши дни крипта является историческим местом упокоения Черниговских архиереев и выдающихся людей.

Собор окружают надгробия: у северо-западного угла храма – каменные часовни на могилах дипломата Григория Щербины (погиб в Сербии в 1903 г.) и семьи Стефановичей (нач. ХХ в.).

Юго-западнее храма (на противоположной стороне основной аллеи) – стела с крестом на могиле митрополита Черниговского Антония (Вакарика, †2003), который управлял епархией 30 лет (при нем в 1990-х гг. возрождены многие православные святыни края).

У южной стены – памятник классику украинской литературы Леониду Глебову (†1893, обелиск с крестом 1899 г. заменен в 1939 г. бюстом на постаменте).

С Троицким собором связаны судьбы многих подвижников. Закладку совершал в 1679 году архиеп. Лазарь (Баранович, †1693), а освящение в 1695 году– его соратник и преемник свт. Феодосий (Углицкий, †1696).

В 1729-1730 гг. в монастыре подвизался будущий сщмч. Арсений (Мацеевич), митрополит Ростова Великого (преставился в 1772 г. в заточении – после резкой критики отчуждения церковных земель правительством Екатерины II), с 1859 г. здесь проживал свт. Филарет (Гумилевский) – выдающийся архипастырь, богослов и историк (составитель фундаментального «Историко-статистического описания Черниговской епархии»), почивший на Черниговской кафедре в 1866 г. (когда в епархии появилась холера, он отправился в опасные районы для ободрения паствы и сам оказался жертвой болезни, однако с его кончиной эпидемия прекратилась).

Новое время.

После гонений и разрухи, нанесенной Советской атеистической властью, в 1988 г. Свято-Троицкий собор с прилегающей территорией вновь был возвращен Церкви. После этого храм Св. Троицы стал кафедральным собором Черниговской епархии (прежде таковым был Спасский); в северном крыле келий расположилась резиденция архиерея, в собор перенесли мощи свт. Феодосия, в 1989 г. в старом архиерейском доме открылосьЧерниговское духовное училище регентов и псаломщиков, в связи с чем палата при Введенской церкви вновь стала трапезной (теперь училищной), восточное крыло келий – 2-м студенческим общежитием (1-е разместилось в главном училищном здании, вместе с учебными кабинетами). В 1993 г. состоялись обретение мощей и канонизация прп. Лаврентия, в 2009 г. – свт. Филарета. Их мощи покоятся в соборе и доступны для молитвенного поклонения.

Источник

Троицко-Ильинский монастырь (Чернигов)

Из Википедии — свободной энциклопедии

Тро́ицко-Ильи́нский монасты́рь (укр. Троїцько-Іллінський монастир ) — православный монастырь Черниговской епархии Украинской православной церкви, расположенный в Чернигове, в живописной местности на Болдиной горе.

По преданию, Ильинский монастырь на Болдиной горе основан около 1069 года Антонием Печерским. Разрушен в 1239 году татарами.

Вновь основан в 1649 году епископом Лазарем Барановичем и вскоре отстроен на средства черниговского полковника Степана Пободайла. Со второй половины XVII века был кафедрой черниговских архиепископов. В 1679 году в монастырь была переведена Новгород-Северская типография.

Семиглавый собор Святой Троицы, давший обители новое название Троицкой, построен в 1679—1689 годах на средства черниговского полковника Василия Дунин-Борковского. Строительными работами руководил мастер Иоганн Баптист из Вильно. Собор освящён в 1695 году в присутствии гетмана Ивана Мазепы.

В 1786 году монастырь закрыт и превращён в архиерейский дом. Соборный храм в результате многочисленных перестроек утратил барочный декор и четыре боковые главы. При советской власти здания были отобраны у церкви.

В 1942 году была создана женская монастырская община. Монастырь как девичья обитель действовал до 1962 года. Сейчас на его территории действуют Черниговское епархиальное управленние, школа регентов-псаломщиков, музей «Антониевы пещеры». Из зданий сохранились следующие:

Неподалёку от Троицкого собора, на Болдиной горе — могилы Леонида Глебова и Михаила Коцюбинского.

Источник

Чернигов. Троице-Ильинский монастырь.

Карта и ближайшие объекты

троицкий монастырь в чернигове

Статьи

Ильинский Троицкий монастырь, в 1 версте от Чернигова. Основан в 1069 году; в 1239 году был разрушен Батыем; в 1694 году восстановлен; в 1790 году обращен в архиерейский дом. Здесь находится чудотворная Ильинская — Черниговская икона Божией Матери. Она была написана иноком Геннадием (Дубенским) в 1658 году. Богоматерь изображена на иконе в полурост; лик Ее написан в греческом стиле; на левой руке Ее покоится Богомладенец, благословляющий правою рукою, левая же Его рука лежит на Его левом колене; на главах Богоматери и Богомладенца находятся царские короны. На трех финифтовых дощечках, укрепленных внизу иконы, находятся следующие надписи: на первой — « Сей святой образ Божией Матери, именуемыя Илиинскою — Черниговскою, написан 1658 года»; на второй — «Чудодействие течение слез на оном образе видимо было 1662 года с 15 по 24 число месяца Апреля»; на третьей — «В 1662 году было нашествие татар на град Чернигов, но к сему чудотворному образу не могли прикоснуться руки нечестивых сарацин». Ильинская икона Богоматери источала и источает множество чудес и доселе. Великое усердие народа проявляется к сей иконе в следующие дни: в день Пресвятой Троицы (храмовый день), 16 апреля (день прославления ее) и в день пророка Ильи.

Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году»

Во время Великой Отечественной войны, в период оккупации Чернигова, было разрешено открыть Троицкую обитель. По зову старца собрались послушницы, просто верующие люди, и приступили к восстановлению обители. Люди трудились самоотверженно и уже в день Архистратига Михаила 21 ноября 1941 года состоялось первое богослужение в церкви Феодосия, расположенной под Троицким собором. А в 1942 году был освящен и главный престол Троицкого собора. На хорах регентовал сам будущий преподобный, величественный храм огласился стройным пением.

Что поражало в даре о. Лаврентия? Четкий, определенный ответ на все сомнения и вопросы. И когда однажды близкий к нему человек осмелился спросить: «Батюшка, откуда вы знаете, что нужно ответить каждому обращающемуся к Вам, и всегда это бывает правильное решение?» Он ответил: «На мысль полагает Бог, и ответ в сказанном сразу». Известны его предсказания о войне, о грядущем мире, о будущем России. Скончался схиаpхимандpит Лаврентий 19(6) января 1950 года. 9/22 августа 1993 года Освященным Архиерейским Собором Украинской Православной Церкви Московского Патриархата схиархимандрит Лаврентий Черниговский был причислен к лику святых в чине преподобного. Чудотворные и цельбоносные мощи угодника Божия Лаврентия пребывают ныне в Троицком соборе города Чернигова.

Как архитектурный ансамбль, Троице-Ильинский монастырь стал складываться начиная с последней трети ХVII века. Завершился этот процесс возведением четырёхъярусной колокольни в духе елизаветинского барокко (1771-1775). Её вогнутые фасады обильно декорированы, а с верхних ярусов открывается захватывающий вид на город Чернигов и сам монастырь. Судя по всему, образцом для неё послужила колокольня Богородице-Рождественского собора в Козельце, построенного несколько раньше, в 1752-1763 годах, по заказу Н.Д. Разумовской, матери А.Г. и К.Г. Разумовских. Ходили слухи, что в составлении проекта колокольни этого храмового ансамбля участвовал Растрелли.

Из журнала «Православные Храмы. Путешествие по Святым местам». Выпуск №84, 2014 г.

Троицко-Ильинский монастырь, расположенный в городе Чернигове, является один из самых выразительных архитектурных ансамблей Украины. Его ансамбль состоит из двух, объединенных ландшафтом и архитектурой, частей – бывшего Ильинского монастыря (ХІ – ХУІІ в.) и Троицкого монастыря, возведенного в 1677-1780 годах на самом высоком плато Болдиных гор (название произошло от древнерусского «болд», что означает дуб).

Согласно летописи, начало монастырю положил в 1069 году монах Антоний Печерский. Основание монастыря было тесно связано с острым соперничеством между двумя наибольшими культурными и политическими центрами государства – Киевом и Черниговом. В Киеве в то время уже существовал Печерский монастырь, который приобрел большую популярность, и черниговский князь Святослав Ярославич, стремясь противопоставить свою столицу «матери городов русских», при помощи Антония решил создать на Болдиных горах монастырь, подобный Печерскому.

«Ископанные» Антоном Печерским и его последователями в яру Болдиных гор пещеры со временем стали пещерным христианским монастырем, который первоначально именовался Богородичным (монастырь Божьей Матери), который известен сегодня во всем мире как памятник подземного строительства «Антониевы пещеры». К XII веку монахи нарыли достаточно продолжительные подземные тоннели и частично перебрались возводить постройки на поверхности, одной из первых которой стала каменная Ильинская церковь. С того же времени обитель стала именоваться Ильинской. Интенсивное развитие монастыря продолжалось вплоть до 1239 года, покаместь Чернигов не был разрушен монголо-татарами. Затем наступил период упадка, который продолжался вплоть до XVI столетия, пока по приказу черниговского полковника С. Подобайло (и за счет его средств) в 1649 году святыня не была восстановлена. В результате реставрации она бала перестроена и получила форму трехкупольного, наиболее распространенного на Украине в казацкий период, храма.

Спустя некоторое время в связи с тем, что число братии Ильинского монастыря и паломников чудотворной иконы Ильинской Богоматери увеличилось, по инициативе известного политического и церковного деятеля, писателя конца XVІІ века черниговского архиепископа Лазаря (Барановича) вблизи Ильинской обители с 1672 года началось строительство нового Троицкого мужского монастыря, который в 1679 году был объединен с Ильинской обителью и стал именоваться Троицко-Ильинским монастырем.

Ансамбль обители складывался на протяжении XVII-XIX веков. Построение этого величественного комплекса стало возможным также и потому, что Троицко-Ильинский монастырь был большим феодальным хозяйством, которому принадлежало почти 10 тысяч крепостных, 24 села, 30 мельниц, 31 завод, в том числе кирпичные заводы. Соединен был Троицкий монастырь с Ильинским «галерею, устроенною на каменных арках и столбах». Однако в 1786 году, по указу Екатерины ІІ имения монастыря были секуляризованы, а ему самому была отведена особая роль: на его территории должен был разместиться Черниговский университет – этому способствовало наличие в монастыре типографии и библиотеки, насчитывавшей более 11 тысяч книг. Но после смерти светлейшего князя Г. Потемкина (особенно озабоченного этим вопросом) указ не выполнялся и поэтому в 1790 году по приказу императрицы он стал резиденцией черниговского епископа (переселившегося из Борисоглебского монастыря).

В 1918 году монастырь снова закрыли (до 1929 года продолжал функционировать только Троицкий собор как приходской храм), а его территория и строения использовались черниговским зоотехникумом.

В ноябре 1941 года монастырь вновь открылся, как действующий женский монастырь. Поскольку в ходе войны (во время бомбардировок 1941 и 1943 годов) сооружения обители сильно пострадали, то по её завершению епархией в нём были проведены текущие ремонтные работы. Однако в 1961 году монастырь вновь закрыли и с 1967 года его архитектурный комплекс был включен в состав Черниговского Государственного архитектурно-исторического заповедника. Но, как говорится, нет худа без добра: в рамках восстановления культурно-исторического наследия под руководством известных архитектора Марионилы Говденко и реставратора живописи Владимира Бабюка в обители на профессиональной и качественном уровне были проведены реставрационные работы. А в канун празднования тысячелетия крещения Руси, в 1988 году, после окончания реставрационных работ строения бывшего Троицкого монастыря были вновь возвращены Черниговской епархии.

Несмотря на то, что монастырская жизнь в стенах обители нынче так и не восстановлена, это место и сегодня является центром религиозной жизни Черниговщины: бывший монастырь является резиденцией Черниговского архиепископа (УПЦ МП), а Свято-Троицкий собор – кафедральным собором данной епархии; в доме настоятеля с 90-х годов ХХ века действует духовное училище, которое готовит священников и регентов-псаломщиков не только для местной церкви; в его стенах организуется и проводится активная миссионерская работа епархии. А «Антониевы пещеры» хоть и являются составной частью Черниговского архитектурно-исторического заповедника, но помимо просветительской работы, которая в них проводится (исторические раскопки, экскурсии), в его храмах в церковные праздники проходят богослужения.

Благодаря тому, что монастырь расположен на одной из возвышенностей Болдинских гор, он виден практически со всех сторон города, а с его колокольни открывается впечатлительная панорама городских окрестностей. Интересен и сам архитектурный монастырский ансамбль, как пример гармоничного сочетания различных эпох и образов жизни (церковной и светской).

Он включает с себя:

Свято-Троицкий собор, который раннее являлся главным храмом монастыря, а в настоящее время – кафедральный собор Черниговской епархии УПЦ (МП). Церковь была построена талантливым вильнюсским зодчим Иоганном-Баптистом Зауэром в 1671-1696 годы (освящена в 1695 году) в стиле украинского барокко, на средства гетмана Украины Ивана Мазепы. В основу собора положен тип крестовокупольного храма. По обеим сторонам западного фасада имеются две башни, которые увенчаны высоким верхом. Стены строились с устройством ниш, больших фигурных окон, треугольных и полциркулярных сандриков. Роспись храма неоднократно уничтожалась (кроме центрального купола) пожарами, восстанавливалась и опять ими уничтожалась. В окончательном виде она была восстановлена в 1974-1985 годах, в ходе реставрации собора (по проекту архит. М. М. Говденко). В храме имеется 3 престола: главный – во имя Св. Троицы, правый – во имя вмц. Варвары, левый – во имя праведных Иоакима и Анны. До 2003 года кафедральному собору принадлежал скит в селе Вересочь Куликовского района, который с того года был воссоздан, как Лаврентия Черниговского женский монастырь.

Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы с трапезной (Введенская церковь) с трапезной, построенной в 1677-1679 годах. Она является, пожалуй, единственной среди сохранившихся на Левобережной Украине трапезных церквей с двумя куполами.

Часовню-усыпальницу Стефановичей (черниговских дворян), построенную приблизительно в 1905 году.

Церковь Илии Пророка, сооруженную в XII веке на склоне Болдиных гор как крестильню возле входа в Антоньевы пещеры, которая вместе с ними положила основание Ильинскому монастырю. Просторно-плановое решение Ильинской церкви уникальное для строительства храмов домонгольского периода – это однонефная, однобанная, бесстолпная церковь. Возможно, это была первая такая каменная церковь, построенная в эпоху Киевской Руси, и единственная из такого типа храмов, сохранившаяся на территории Украины с тех времен. После причиненных во время нашествия орд Батыя повреждений храм был восстановлен и достроен: в XVI веке приобрел две дополнительные бани и ризницу с южной стороны атиды; в середине XVII века получил трехбанное многоярусное завершение и приобрел черты украинского барокко. Рядом с церковью в 1908-1910 была построена колокольня, которая органично вписалась в природно-архитектурный ландшафт.

Три другие церкви – Феодосия Тотемского, Антония Печерского и Николы Святоши размещены непосредственно в Антониевых пещерах. Данные пещеры были основаны в 1069 году, как пещерный монастырь, а их интенсивное развитие продолжалось вплоть до разрушения Чернигова монголами-татарами (1239). Они представляют собой комплекс подземных переходов и помещений общей протяженностью 350 метров, которые размещаются в толще Болдиных гор (в границах современного города) и глубиной залегания – от 2 до 12 метров (относительно поверхности). Все подземные сооружения находятся на двух основных уровнях, наибольший интерес из которых представляет его нижний ярус (восточнее алтаря церкви Феодосия Тотемского) протяженностью около 100 метров. Он сохранился в земляном варианте за исключением трех метров, укрепленных кирпичной кладкой возле выхода на поверхность. Этот участок был также значительно перестроен. Известно, что данная часть комплекса в разное время служила подземным некрополем и местом обитания монахов-отшельников.

Церковь Феодосия Тотемского – является главным подземным храмом Троицко-Ильинского монастыря. Её стены и своды оформлены в стиле украинского барокко (полуциркульные ниши, карнизы, полуколонны, арки, пилястры), а интерьер подобен фасаду Троицкого собора. Она является самой большой подземной церковью на Левобережной Украине: наибольшая его высота – 8,5 м, длина – 15,5 м. Церковь имеет хоры, расположенные за сводом в северной ее части.

Две других подземные церкви, имеют более простую архитектуру: Антония Печерского (длина – 11,7 м, ширина – 4 м, высота – 2,68 м) состоит из трех помещений – притвора, нефа и алтаря. Помещение, расположенное перед входом в эту церковь, несмотря на свой обыденный вид, является удивительным памятником архитектурно-акустического искусства. В форме ротонды с выступами в стене, оно, очевидно, играло роль церковного клироса. Монахи, что исполняли церковные песнопения, располагались в выступах этого помещения и когда начинали петь, звуки удивительным образом «собирались воедино» под его куполом и, отражаясь от него, разлетались по всем помещениям и лабиринтам пещеры, усиливая своё звучание. А чтобы было слышно пение на другом уровне пещер, под потолком было сделан специальный вентиляционный ход. Церковь Николы Святоши. Что интересно, в пещерах круглогодично, независимо от погоды на горе, температура постоянно держится на отметке +5 градусов.

Главными святынями Антониевых пещер традиционно считаются келья Антония Печерского и гробница с костями монахов, которых убили в 1239 году монголо-татары, а в Ильинской церкви – чудотворная Ильинская икона Черниговской Богоматери.

Кроме того, в состав архитектурного ансамбля монастыря также входят: 58-метровая колокольня, построенная в 1775 году перед входом в монастырь (рядом со святыми вратами). Выполненная в силе барокко, она имеет 5 ярусов, а чтобы подняться до самого верха, нужно пройти 195 ступеней. Имя её архитектора неизвестно, но по некоторым сведениям, при её строительстве использовались проектные чертежи Иоганна Шеделя, автора Великой Лаврской колокольни (Киево-Печерской Лавры).

Архиерейский дом (дом настоятеля) – двухэтажный дом, где нынче располагается духовное училище; Святые врата; кельи (северо-восточные), где проживают слушатели училища; хозяйственный корпус и вспомогательные помещения; кирпичная ограда с башнями, построенные в XVIII веке (вместо деревянных); церковная лавка, сделанная уже в настоящее время, но в существующем монастырском стиле.

Долгое время Троицкий монастырь являлся ещё и некрополем. Под Троицким собором (в подвале, в пяти больших помещениях, разделенные стенами-сводами) и вокруг него нашли вечный покой черниговские иерархи, государственные и культурные деятели, представители знатных фамилий (Милорадовичей, Кочубеев и др.), в том числе: около алтаря (внутри собора) покоятся мощи святых Феодосия Углицкого и Лаврентия Черниговского; возле храма, среди других – могила выдающегося украинского писателя-баснописца Леонида Глебова, дипломата и ученого Григория Щербины, архиепископа Черниговского и Нежинского Антония.

Комплекс верхнего плато включает собор, трапезную и кельи XVII в., колокольню и архиерейский дом XVIII в., ограду с башнями и воротами XVII-XVIII вв., хозяйственный корпус XVIII в., пекарню, хозяйственный корпус с ледником, кухню XVIII в. Центром композиции этого комплекса является Троицкий собор, вокруг которого образуется парадный двор.

Древнерусская архитектура, обогащенная формами барокко, создала предельно выразительный по пластике ансамль, органично слившийся с ландшафтом. Ансамбль интересен как в целом, так и отдельными постройками. В состав ансамбля входят типологически уникальные гражданские постройки: ледники, пекарня, кухни сооружения XVIII в., дошедшие до нас в единичных образцах.

Памятник реставрируется (архитекторы М. М. Говденко, В. И. Маркиз, В. И. Лукьянченко).

Колокольня, 1771-1775 г.г.

Фасады памятника имеют строгую декоративную обработку. Прямоугольные оконные проемы обрамлены плоскими наличниками с выступающим замковым камнем. Здание имеет развитый профилированный карниз и цоколь. В 1983 г. произведены натурные предреставрационные исследования. Сооружение представляет редкий пример комплекса служебных усадебных построек, включающих ледник.

Кельи, середина XVIII в.

В 70-80-х годах XVIII в. к первоначальному объему пристроено северное крыло из кирпича, которое меньше пострадало от перестроек. Перекрытия северного корпуса плоские по деревянным балкам, фасады расчленены ритмично расположенными лопатками. Прямоугольные окна обрамлены наличниками с выступающими Замковыми камнями и надоконными сандриками П-образного очертания, прямоугольного сечения, вплотную примыкающими к венчающему карнизу памятника. Планировка в результате приспособления здания в XIX-XX в. под хозяйственные и жилые помещения изменилась.

Архиерейский дом, 1750 г.

Здание много раз ремонтировалось и перестраивалось в XIX и XX в.в. В годы Великой Отечественной войны пострадало от пожара. Первоначально формы здания и его конструкции, перекрытия первого и второго этажей были сводчатые, на южном и северном фасаде были ризалиты. В XIX в. их соединили торцевые стены. Кирпичный, двухэтажный, Н-образный в плане, перекрытия плоские, железобетонные, крыша скатная, покрыта кровельной сталью. Фасады завершает профилированный карниз. Стены расчленены плоскими лопатками. Прямоугольные оконные проемы расположены в неглубоких нишах с профилированным обрамлением. Развитый междуэтажный карниз опоясывает здание.

Ильинские ворота, начало XVIII в.

Ильинские ворота в литературе ошибочно отождествлялись со зданием типографии. От первоначального объема сохранился первый ярус и южная часть второго. Перестройки и ремонты: 40-е годы XVIII в., 70-е годы XVIII, XIX в. Сооружение из кирпича, прямоугольное в плане, двухъярусное, в центральной части первого яруса проезд, перекрытый полуциркульным сводом, по бокам проезда два прямоугольных в плане помещения, перекрытия плоские деревянные. Помещения первого этажа освещаются через четыре оконных проема с арочными перемычками (по два в каждом) в западной стене. Вход во второй этаж через деревянный объем. В настоящее время завершается реставрация памятника. Восстановлены первоначальные планировка первого яруса, вход на второй этаж. Верхний ярус башни и крыша сохранены в формах конца XVIII в.

Памятник представляет оригинальный пример въездной башни. Существенное значение для ам самбля памятник имел также и потому, что он объединял ансамбли Ильинского и Троицкого монастырей при помощи деревянной галереи.

Ограничивает обширное плато на вершине одного из отрогов Болдиных гор. Ограда и башни дошли с некоторыми утратами: от северной башни остались фрагменты юго-восточной и юго-западной стен, восточная башня переделана в XIX в., к ней пристроен одноэтажный корпус. Сооружались в два этапа. Сначала было возведено северо-восточное прясло ограды с северной и восточной квадратными в плане башнями (не сохранилась) и юго-западный участок стен. Строительство закончено к 1719 г.

В 1982-1983 г.г. реставрированы северо-западное прясло ограды, южная и западная башни, участок северо-восточного прясла между северной башней и Ильинскими воротами, а также проведена консервация остатков северной башни. Стены и башни ансамбля лишены оборонных черт и выполняют функции ограды с угловыми архитектурными акцентами. Расположенные по бокам колокольни ворота решены в ярковыраженных барочных формах.

Памятники градостроительства и архитектуры Украинской ССР

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *