троицкий собор александро невской лавры архитектура
Троицкий собор Александро-Невской лавры
Фото Троицкого собора Александро-Невской лавры
Основное здание в архитектурном ансамбле Александро-Невской лавры – Троицкий собор. Это – один из самых красивых храмов Санкт-Петербурга.
Проект здания в 1776 году разработал И. Старов. Предложенная архитектором концепция очень приглянулась императрице Екатерине II. В 1778-ом году в присутствии митрополита Петербургского и Новгородского Гавриила (Петрова) прошла церемония торжественной закладки первого камня в фундамент будущего собора.
Основные работы были завершены в 1786 году, после чего строители приступили к отделке храма. Освещение Троицкого собора прошло в 1790-ом году. Под салют из пушек в здание торжественно внесли мощи св. Александра Невского.
Троицкий собор – храм с одним куполом и двумя башнями, выполняющими роль колоколен. Архитектурно здание относится к раннему классицизму.
Купол Троицкого собора – один из крупнейших в Петербурге. Он установлен на массивную башню-барабан с игольчатыми окнами. Башни-колокольни дополняют архитектурный облик здания. Старов поместил башни по обе стороны от главного входа. Над входом находится массивный портик, поддерживают который шесть дорических колонн.
Расцветка фасада – классическая, желто-белая. Стены украшены пилястрами и виде белых колонн. По просьбе Старова знаменитый скульптор Ф. Шубин создал панно-барельефы, изображающие библейские сцены. Панно были закреплены над южным и северным портиками здания.
Над главным входом расположено панно «Жертвоприношение Соломона». Массивные деревянные двери архитектор заключил в небольшой белоснежный портик, в верхней части которого находится скульптурная группа: два золотых ангела держат в руках орден св. Александра Невского.
Изнутри главный зал собора представляет собой крест. Высокий свод поддерживают огромные колонны, разделяющие вестибюль на три прямоугольных помещения. В шестнадцать окон купольного барабана льется дневной свет.
В Троицком соборе установлен уникальный иконостас, выполненный из мрамора итальянским мастером А. Пинкетти. Иконы написали И. Акимов, Г. Угрюмов и Я. Меттенлейтер.
Дошедшая до нас роспись соборных стен относится к 1862-ом году, ее выполнил художник П. Титов. Лепнину для стен изготовил Д. Фонтана. Многочисленные скульптуры святых угодников были созданы Ф. Шубиным.
Алтарь Троицкого собора украшен изображением Богородицы авторства Р. Менгса. Над местом, где во время богослужения полагалось находиться членам императорской фамилии, разместили портрет Екатерины II работы Д. Левицкого.
В революционные годы Троицкий собор Александро-Невской лавры подвергся разорению, много предметов интерьера было утрачено. В 1933 году в храме начала работу выставка научных достижений, позднее здесь был организован склад.
Храм был возвращен церкви в 1956-ом году, после чего началась его реставрация. В наше время Троицкий собор – особо охраняемый объект культурного наследия России.
Троицкий собор Александро-Невской лавры
Аудиогид
Фотографии
Строительство
Место под строительство было выбрано не случайно. Согласно историческим летописям, на месте будущего монастыря располагалась деревня Вихтула. Считается, что именно здесь, на месте впадения Черной речки в Неву, 15 июля 1240 года состоялась историческая битва дружины Александра Невского со шведами.
Идея постройки монастыря впервые появилась у Хутынского архимандрита Феодосия, который поведал ее князю Меншикову. Последний же рассказал о ней Петру І, пообещав отдать часть своих имений под монастырские земли.
Строительство монастыря было начато по указу Петра І 20 февраля 1712 года. Как и многие строительства тех времен, возведение монастыря продолжалось достаточно долго – до 90-х годов 18 столетия. День проведения первой Литургии, 25 марта 1713 года, принято считать днем начала существования святой обители.
Создание проекта будущего монастыря было возложено на Доменико Трезини, а наблюдением за строительством было возложено на Христофа Конрата. В 1712 году начали появляться первые деревянные постройки, а 25 марта 1713 года было проведено освящение церкви.
Монастырь выполнял не только духовные функции. К 1720 году в его стенах была открыта типография, а 1721 году школа, позднее ставшая семинарией, а после – академией.
Проект монастыря был готов уже в 1715 году, а через год его утвердил Петр І.
Христофор Конрат занимался его строительством до 1 июля 1720 года, после чего ему пришлось уехать. Вместо него руководство строительством в свои руки взял Теодор Швертфегер. Им был составлен новый проект главного монастыря. Причиной тому стала непредусмотрительность архитектора Трезини. Согласно первому проекту, собор должен был быть расположен фасадом в сторону Невы, а входом на восток. Такое расположение противоречило правилам строительства православных храмов, согласно которым вход в храм должен располагаться на западе, а алтарь на востоке.
В 1717-1723 годах вместо Благовещенской церкви был возведен каменный храм, который в наши дни является самым старым строением на территории лавры.
Немного позднее мощи Александра Невского из Владимира были перенесены в Александро-Невский монастырь.
Работы над тремя уступами главной линии монастырского комплекса были завершены 1725 году. Работы над южной частью были начаты в конце 1727 года.
Возведение главного Троицкого храма шли не равномерно: то ускоряясь, то останавливаясь. Однако, когда собор был уже почти достроен, он оказался неугоден императрице, и по ее приказу его разобрали вплоть до фундамента.
Здания Просфорного (северо-западного) и Семинарского (юго-западного) корпусов построены к 1762 году. Позднее, с западной стороны Благовещенской церкви был пристроен двухэтажный павильон.
В 1756 году вокруг монастырского двора началось строительство циркумференции, спроектированной итальянским архитектором Джузеппе Венероне. Он же создал проект нового главного собора.
Отделка интерьера Федоровской церкви была завершена к 1766 году, а освящение было совершено в 1770 году.
Завершение строительства циркумференции состоялось в 1774 году, благодаря чему территория монастыря стала замкнутой практически полностью. Оставалось «заполнить брешь» на месте главного храма. В феврале 1776 года Екатериной ІІ был утвержден новый проект храма, созданный Иваном Егоровичем Старовым. 30 августа 1778 года в присутствии императрицы произвели закладку Свято-Троицкого собора.
По проектам того же архитектора были возведены въездные ворота с надвратной церковью, перепланирована площадь перед лаврой и построены два одноэтажных дома, сохранившихся до наших дней.
Освящение Свято-Троицкого собора состоялось 30 августа 1790 года. Раку с мощами Александра Невского из Благовещенской церкви перевезли в том же году
Внутреннее убранство
Автором внутреннего убранства принадлежит руке Федора Ивановича Шубина. Кроме его прекрасных скульптур, в соборе хранятся работы Рафаэля Менгса, Антониса ван Дейка,Питера Пауля Рубенса.
Наивысший статус – статус лавры, монастырь получил 18 декабря 1797 года по указу императора Павла І.
К началу 20 века в Александро-Невской лавре было возведено 16 церквей. К счастью, с приходом советской власти монастырю удалось избежать тотального разгрома и разорения, однако ее ценности были изъяты. Сам комплекс был взят под охрану государства, что, однако, не помешало организовать во многих его помещениях различные мастерские. Мощи Святого князя Александра Невского перенесли в музей религии и атеизма находящийся при Казанском соборе, а серебряную раку переместили в Эрмитаж.
В 1930 году на основе некрополя был основан Музей городской скульптуры. Музеем городской скульптуры была занята Благовещенская церковь с 1948 года.
Возвращение Свято-Троицкого собора церкви произошло 5 апреля 1956 года.
На сегодняшний день Никольское кладбище является единственным действующим местом захоронения при Александро-Невской лавре.
Мощи Александра Невского были возвращены собору в 1989 году.
Интересные факты
Оказывается, Невский проспект, без которого невозможно себе представить современного Петербурга, был основан в 1712-1713 годах. В те времена это была обычная просека устроенная монахами от монастыря до Новгородского тракта для удобства связи с Адмиралтейской частью города.
На своей территории монастырь насчитывает четыре кладбища: Лазаревское (Некрополь XVIII века), Тихвинское (Некрополь мастеров искусств), Никольское, Казачье кладбище (Коммунистическая площадка). Здесь были похоронены самые известные личности Российского государства.
Удивителен тот факт, что после постройки Свято-Троицкий собор ни разу не подвергался капитальному ремонту и не менял внутренний вид.
Когда в 1800 году в Благовещенской церкви хоронили Александра Васильевича Суворова, многие сомневались, сможет ли пройти балдахин катафалка с гербом под сводом лавры. По легенде, эти переживания развеял один из ветеранов суворовских походов: «Не бойтесь, пройдёт! Он везде проходил». И оказался прав.
Как известно, Суворов в быту был неприхотлив и скромен. Даже после смерти он оставил своим потомкам пример удивительной краткости. На могильной плите, вместо многих пышных фраз, написана лишь одна: «Здесь лежит Суворов».
Троицкий собор Александро-Невской лавры. История строительства. Ч.2.
А.В.Чекмарёв
как иконографический образец
Часть 2. Новая святыня столицы
Статья опубликована в сборнике «Санкт-Петербург и архитектура России. Архитектура в истории русской культуры». Вып. 7. М., 2007. С. 317-362.
Троицкий собор Александро-Невской лавры. Западный фасад. Фото начала 20 века
Вид Александро-Невского монастыря. Рисунок М.И. Махаева. 1747 г.
Св. Александр Невский (с панорамой Александро-Невского монастыря). икона 1740-х гг. ОИРК ГЭ
[14] На ней запечатлен, казалось бы, обреченный на снос храм, да еще с появившимися наверху колоколен фигурами ангелов с крестами. Вообще изобразительная иконография первого Троицкого собора весьма многочисленна. Еще в 1723-1724 гг. по повелению первого настоятеля монастыря Феодосия (Яновского) была исполнена гравюра П.Пикарта с видом всего ансамбля и собора Швертфегера в его центре. Пять листов были поднесены императорской семье на церемонии встречи мощей Александра Невского в столице, еще двести гравюр предназначались для «прочих знатных особ». [15] Об актуальности образа швертфегеровского собора в 1730-1750-е гг. свидетельствуют также многочисленные иконы этих лет, изображающие Александра Невского на фоне панорамы монастыря с якобы завершенным соборным храмом. [16]
Несколько неожиданно видеть прямую реплику Троицкого собора в церковных заказах самой императрицы Елизаветы. 1752 годом датируется оставшийся неосуществленным проект церкви Воскресения Словущего для царской усадьбы в Покровском-Рубцове под Москвой.
Авторство его связывается с Ф.-Б.Растрелли, выполнявшим другие работы для этой резиденции, [17] а сам чертеж принадлежит «архитекторскому ученику Полицмейстерской канцелярии» Василию Заболоцкому. [18]
Проект церкви Воскресения Словущего в дворцовом селе Покровское-Рубцово. Чертеж В. Заболоцкого. 1752 г. ГНИМА им. А.В. Щусева
Проект двухколоколенного храма для Фонтанного подворья Троице-Сергиевой лавры в Санкт-Петербурге. Чертеж П.А. Трезини. 1751 г.
Вид Александро-Невской лавры. Раскрашенная гравюра И.А. Иванова. Начало 19 в.
Модель Троицкого собора. НИМРАХ
Модель Троицкого собора. НИМРАХ
Примечательно, что Старов не был стеснен необходимостью вписаться в размеры предыдущей постройки, его храм стоит на новых фундаментах. Это вновь подтверждает отнюдь не утилитарный характер повторения двухбашенности. Императрица воспроизвела идущую от Петра базиликальную схему с двухколоколенной папертью, наполнив архитектурный образ новым содержанием. Прямое следование петровским заветам соединилось здесь с качественно новым звучанием римской темы.
[12] См.: Т.П.Федотова. К проблеме пятиглавия в архитектуре барокко первой половины 18 века // Русское искусство барокко. Материалы и исследования. Под ред. Т.В.Алексеевой. М., 1977. С.70-87.
[13] При постановлении о разборке Троицкого собора Сенатом было указано «соборную церковь на том ли месте и по прежнему ль плану и фасаду по модели строить, о том доклад учинить Ея Императорскому Величеству от Сената, и когда о том указ получен будет, тогда, что всей суммы будет на то строение потребно, о том подать в Сенат из Канцелярии от строений доношение, по которому об отпуске денег и определение будет учинено» (Свято-Троицкая Александро-Невская лавра. Кн.2. С.86).
[15] Свято-Троицкая Александро-Невская лавра. Кн.1. С.294.
[16] А.Г.Побединская. Черты барокко в русской иконописи 18-19 веков (по материалам собрания ОИРК) // Русское искусство барокко. Новые материалы и исследования. Сборник статей. СПб., 1998. С.111-126.
[17] Авторство Растрелли представляется сомнительным, учитывая довольно низкий уровень архитектуры изображенной церкви. Документально известно, что Растрелли проектировал дворец в Покровском-Рубцове. См.: Ю.Денисов, А.Петров. Зодчий Растрелли. Материалы к изучению творчества. Л., 1963. С.13, 28, 154-155.
[18] Зодчие Москвы времени барокко и классицизма. (1700-1820-е годы). Сост. А.В.Крашенинников. М., 2004. С. 95.
[19] На южном щите выполненной по заказу Елизаветы Петровны раки св. Александра Невского есть надпись: «Державнейшая Елизавета, отеческого ко святым почитания подражательница, к нему благочестием усердствуя, сию мужества и святости его делами украшенную раку из первообретенного при ее благословенной державе серебра сооружить благоволила в лето 1750» (Свято-Троицкая Александро-Невская лавра. Кн.2. С.195.
[20] Первоначальные предположения о том, что это варианты проекта католической церкви на Невском проспекте, опровергнуты в кн: А.Н.Петров. С.И.Чевакинский и петербургская архитектура середины 18 века // Русская архитектура первой половины 18 века. Исследования и материалы. По ред. И.Э.Грабаря. М., 1954. С.362-363; Г.И.Вздорнов. Архитектор Пьетро Антонио Трезини и его постройки // Русское искусство 18 века. Материалы и исследования. Под ред. Т.В.Алексеевой. М., 1968. С.81-82.
[21] Свято-Троицкая Александро-Невская лавра. Кн.2. С.114.
[22] ЦГИАП. Ф.19. Оп.119. Е.х.49. Дело о предоставлении архитектором Фельтеном проектов Петропавловского собора и Троицкого собора Александро-Невского монастыря.
[23] Эта фраза написана на аллегорическом парадном портрете Екатерины II работы А.Рослина (1776, ГЭ), где императрица изображена на фоне скульптурного изображения Петра Великого.
[25] См.: Д.О.Швидковский. Архитектура и политика в эпоху Екатерины II // Архитектура в истории русской культуры. Вып.3. Желаемое и действительное. М., 2001. С.99-108; Е.И.Кириченко. «Греческий проект» Екатерины II в архитектурном пространстве Российской империи //18 век – ассамблея искусств… С.244-260; Е.И.Кириченко. Греческий проект Екатерины II в пространстве российских столиц и их окрестностей //Архитектура в истории русской культуры. Вып.3. Желаемое и действительное. С.109-123.
[26] Н.Белехов, А.Петров. Иван Старов. Материалы к изучению творчества. М., 1950 С.73.
Троицкий собор Александро-Невской Лавры
до 1917 года
Содержание
История
Первый храм
Место Троицкого собора было определено первоначальным проектом Д. Трезини.
Проект однокупольного храма был создан Т. Швертфегером. В 1719 году начались подготовительные работы к строительству, а 17 (28) июня 1722 года состоялась закладка собора. К 1731 году храм был вчерне готов.
При осадке здания в сводах образовались трещины, и работы пришлось остановить. В 1744 году постройку было велено «разобрать до подошвы». Собор был разобран в 1753—1755 годах «под смотрением» Ивана Росси.
Строительство нового храма
В 1763 году было решено разработать проекты нового собора. В конкурсе участвовали такие архитекторы как Ж.-Б. Валлен-Деламот, А. Ф. Вист, А. Ф. Кокоринов, Ю. М. Фельтен, С. А. Волков и X. Кнобель. Ни один из проектов не получил «апробации» Екатерины II.
Через одиннадцать лет, 15 (26) ноября 1774 года, составление проекта было поручено архитектору И. Е. Старову. Проект, представленный Екатерине II, был утвержден в феврале 1776 года. И. Е. Старов был назначен руководителем строительства.
Торжественная закладка храма была произведена 30 августа (10 сентября) 1778 года митрополитом Гавриилом (Петровым) в присутствии Екатерины II.
В 1782 году на одной из двух двухъярусных башен-колоколен установлены куранты; на другой башне был повешен 13-тонный колокол, отлитый в 1658 году для Иверского монастыря.
Вчерне собор был завершён в 1786 году.
30 августа (10 сентября) 1790 года, в день святого благоверного князя Александра Невского, митрополит Гавриил (Петров) освятил собор. На освящении, вместе с кавалерами ордена ордена святого Александра Невского, присутствовала императрица. В тот же день из Благовещенской церкви под пушечные выстрелы были перенесены в собор мощи благоверного князя.
Капитульный храм
С самого освящения собор был капитульным (орденским) храмом ордена святого Александра Невского.
9 (20) октября 1790 года под южной башней был освящен придел во имя благоверного князя Александра Невского (упразднён в 1838 году).
Для кавалеров ордена в 1791 году в прилегающей к собору части Фёдоровского корпуса был устроен зал.
В 1797 году над входом в храм было укреплено рельефное изображение ордена.
В 1847 году в соборе поставили калориферное отопление, и в нём стали служить зимой.
После 1917 года
В 1922 году в рамках компании по изъятию церковных ценностей из собора было вынесено большое количество утвари и украшений.
16 августа 1933 года Леноблисполком принял решение о закрытии собора и передаче его Политпросвету под Дом чудес и технических достижений. Последняя служба состоялась 7 декабря.
В 1940-е годы часть здания занимали 1-е районное жилищное управление Смольнинского района и Музей городской скульптуры, а другую — склад.
Собор был возвращён верующим в 1955 году собор возвратили верующим. 12 сентября 1957 года, после ремонта, храм был освящён митрополитом Елевферием (Воронцовым).
В 1957—1960 и 1986—1988 годах в соборе происходили реставрационные работы.
3 июня 1989 года крестным ходом в храм были торжественно возвращены мощи святого Александра Невского.
Архитектура, убранство и устройство собора
Однокупольный храм с двумя двухъярусными башнями-колокольнями решён в формах раннего классицизма. Внутреннее пространство собора, крестообразное в плане, разделено на три нефа массивными пилонами, поддерживающими своды. Собор увенчан куполом на высоком барабане. В общую композицию включены две монументальные колокольни, возвышающиеся по сторонам лоджии главного входа, оформленной портиком из 6 колонн римско-дорического ордера. Фасады обработаны пилястрами и неглубокими филёнками.
Над южным и северным входами помещены барельефные панно, изображающие события из Ветхого и Нового заветов, исполненные скульптором Ф. И. Шубин; над главным входом в центре — «Жертвоприношение царя Соломона в день освящения Иерусалимского храма»; ниже находится скульптурная группа, изображающая ангелов с орденским знаком святого Александра Невского.
Внутри здание сочетает базиликальную форму с крестово-купольной и в плане представляет собой латинский крест.
Главный неф декорирован приставными коринфскими колоннами с золочеными капителями. Основное освещение происходит через шестнадцать окон барабана, поддерживающего купол.
Иконостас в виде полукруглой ниши с царскими вратами в глубине, выполнен А. Пинкетти из белого итальянского мрамора. Бронзовые детали сделал П. П. Ажи, а образа в царских вратах написали И. А. Акимов и Я. Меттенлейтер. В написании остальных образов иконостаса участвовал Г. И. Угрюмов.
В парусах — изображения четырех евангелистов, написанные Я. Меттенлейтером.
Первоначальную роспись интерьера исполнил Ф. Д. Данилов, но она была вскоре частично утрачена в связи с долгим отсутствием отапливания в соборе; и в 1806 году А. делла Джакомо заменил её другой, используя эскизы Д. Кваренги. В 1862 году П. С. Титов заново расписал своды по эскизам Ф. Г. Солнцева.
Лепка была поручена Ф. Ламони и Д. Фонтана, 20 барельефов и статуи святых — скульптору Ф. И. Шубину. В западной части собора был помещён мраморный барельеф митрополита Гавриила (Петрова).
В алтаре, за престолом, находился образ Благовещения Пресвятой Богородицы кисти Рафаэля Менгса. Над южными вратами — картина «Спаситель Благословляющий» Антониса ван Дейка, на восточной стене — «Воскресение Христово» Питера Пауля Рубенса. Картины Ван Дейка, Бассано, Гверчино, Строцци и других были переданы в собор из Эрмитажа в 1794 году по указанию Екатерины II. Ко дню освящения Екатерина II подарила также образ «Моление о чаше», отчеканенный из золота в Италии.
Над царским местом висел портрет Екатерины II кисти Д. Г. Левицкого, напротив — портрет Петра I.
Над ракой святого Александра Невского находилась большая икона кисти И. Г. Адольского.
У гробницы стоял серебряный аналой с киотом, где лежали иконы и «ковчежцы» с частицами мощей. Он был подарен собору в 1806 году императором Александром I. Слева от раки находился образ Владимирской Божией Матери, которому предание приписывало принадлежность самому Александру Невскому, справа — Нерукотворный Спас с частицей Ризы Господней.
В 1862 году в собор из Таврического дворца поступила малахитовая сень для плащаницы, изготовленная в Париже в 1827—1828 годах в мастерской П.-Ф. Томира.
Большое серебряное паникадило, весившее около 210 килограмм, было пожертвовано Екатериной II.
Чтимые святыни
Традиции
С начала XX века установился обычай: ежегодно, 25 октября (7 ноября), в день кончины П. И. Чайковского, исполнять написанную им для смешанного хора литургию Иоанна Златоуста. [1]