троицкий собор макарьева желтоводского монастыря
Свято-Троицкий Макарьевский Желтоводский монастырь: обзор и советы паломникам
Есть на Руси места благословенные, а есть откровенно святые, святость которых корнями уходит вглубь времен. Из этого славного созвездия – Макарьевский монастырь, основанный на берегу когда-то соседствовавшего с Волгой Желтого озера. Желтоозерскую территорию поглотили волжские воды, но заложенная иноком Макарием обитель отразила факт существования озерного края. Ее нарекли Желтоводской – как называли самого монаха, обосновавшегося тут в первой келье.
Историческая справка
Монастырская история началась в 1435 г. с построения небольшого бревенчатого храма в честь Святой Живоначальной Троицы. Скромному детищу келейника Макария жить судилось недолго – спустя 4-5 лет молельню сожгли воины казанского хана Улу-Мухаммеда. Почти все поселившиеся в нем «незаконно» с точки зрения татар монахи были убиты, а основатель постройки Макарий взят в плен. Однако скромность и кротость 90-летнего игумена настолько поразили хана, что он гневно отчитал военачальников.
Слова правителя звучали примерно так: «За что вы оскорбили и пленили такого доброго, не склонного к дурным поступкам мужа? Он никому не причинил зла – зачем было уничтожать его жилище?» Опасаясь гнева Аллаха, «единого над всеми», Мухаммед/Махмед велел не только освободить пленника, но и исполнить его просьбу – отпустить еще 40 поселенцев-мужчин, а с ними и женщин с детьми. Так началось шествие почти в 200 человек от Казани до града Унжеска под Костромой через Желтые Воды.
Вернувшись к останкам бывшей обители, Макарий с помощью узников похоронил убиенных своих собратьев, а потом двинулся дальше, к земле Галичской. Он удалился от города и устроил себе новую отшельническую келью – уже на правом склоне реки Унжи. Впоследствии тут был выстроен очередной Желтоводский монастырь – Макарьево-Унженский. Любвеобильный отец привлек сюда множество жаждущих монашеского уединения. К нему присоединялись, его готовы были слушать.
Умер Св. Макарий на 95-м году жизни, в июле 1444 г. Завещав своим чадам возвести монастырь на избранном когда-то им участке – в устье Свияги. Духовные наследники не успели выполнить завещания, но на том участие первооснователя в судьбе обители не закончилось. Восстановил прерванную цепочку монах Авраамий. Явившийся ему во сне дух Макария подсказал, где именно находится освященное место храма. При поддержке царя Михаила Федоровича из рода Романовых в 1620 г. начал возводиться уже каменный собор.
Огромную роль в успехе строительства сыграло открытие рядом бойкой «Макариевской ярмонки» и царское благословение на право использовать ее доходы на нужды монастыря. Создателем современного комплекса считают патриарха Никона – выходца из послушников, принявшего монашеский постриг. Пространство было обнесено могучей крепостью для защиты торгов и самого монастыря. В 1779 г. поселок вокруг этих объектов был преобразован в город, центр уезда, но позже уездным стали считать бывшее село Лысково.
За сотни последующих лет сооружение пережило много потрясений – от осады участниками Разинского бунта до атеистической волны ХХ века, в послереволюционную эпоху. В конце ХІХ столетия здания горели, затем были воссозданы, но уже со статусом женского монастыря. В 20-е годы прошлого века тут располагался детский дом, а в период Великой Отечественной войны – эвакогоспиталь. Десятилетия на полтора строение было передано Лысковскому зооветтехникуму, и под храмовыми башнями даже держали скот и сохраняли корма.
Свято-Троицкий Макарьевский женский Желтоводский монастырь сегодня
Территориально это похожая на кремль крупная крепость-квадрат с круглыми угловыми башнями и с воротами посредине каждой из четырех сторон. Постоянные ее обитатели – монахини-женщины и 20 девочек, живущих в церковном приюте.
Архитектурный аспект
В ансамбль основных строений входят роскошный Свято-Троицкий собор (период построения: 1658-1664 г.г.), аналог одноименного московского собора, и посвященная Пресвятой Богородице Успенская церковь 1654 года – с трапезной палатой и колокольней. Дополняют список привратная многоярусная башня-церковь Михаила Архангела (год возведения – 1674) и крепостные стены. В одну из них (южную) встроены были жилые кельи.
Кроме перечисленного, внутри имеются еще три помещения, носящие имена известных христианских деятелей: храм-келья пустынника Антония Великого, храм преподобного первооснователя пустоши Макария Желтоводского, смыкающийся с колоннадой тосканского ордена, и храм Григория Пельшемского. К монастырской композиции частенько причисляют и поселковую Казанскую церковь.
Что посмотреть
При входе взгляд останавливается на старинной надвратной иконе, а внутри главного красавца-храма – на потрясающей красоты древнерусских фресках (к сожалению, не полностью восстановленных) и золоченом иконостасе, расписанном сравнительно недавно. Колонны центрального зала хранят следы наводнений (последнее случилось в 1926 г.). Сегодня затопление внутренним помещениям не грозит – благодаря валу высотой в 5-7 м, защитившему ансамбль от волжских разливов.
Кому и чему поклониться
Из реликвий наиболее значимы мощи (почитаемая честная глава и фрагмент перста) преподобного Макария, Унженского чудотворца.
Из икон с сопровождающими их частицами мощей святых есть возможность почтить память:
Как доехать: дорога, экскурсии
Поездку из Нижнего Новгорода в поселок Макарьево Лысковского района можно осуществить на автобусе, автомобиле или водным путем – с помощью парома или теплохода (зимой возможен пеший переход по льду либо в аэротакси). Автоварианты востребованы более других.
Автобус и паром
Наиболее актуальный автобусный маршрут – от нижегородского автовокзала «Щербинки» до г. Лысково. Доехав до конца, от лысковской автостанции спускаются на волжскую пристань. Это далековато, и большинство путешественников нанимают такси. Паромная переправа – отличная возможность без задержек попасть в нужное место. Частота поездок – каждые 2-3 часа. Самый ранний маршрут в 6.15 утра, последний – в 18.15. Расписание Макарьево-Лысково стартует в 7.00, завершающий его рейс – в 19.00.
Теплоход
Предельно комфортный транспорт. Спросом пользуются одно- или двухдневные экскурсионно-прогулочные поездки с целью совместить доставку туристов до желанного пункта с продуманной экскурсионной программой. Курсируют прогулочные суда от Речного вокзала с начала мая по конец сентября.
Плавание очень приятное, сулящее массу возможностей полюбоваться живописными окрестностями и «нащелкать» море ярких снимков – природы и жемчужин зодчества на ее фоне.
Автомобиль
Популярных вариантов два – через лысковскую трассу М-7 в сторону Казани или мимо Бора.
Первая цепочка выглядит так: Кстово-Работки-Лысково, за ними – повернуть налево у магазина «Магнит» по направлению к рынку. Двигаясь по главной дороге, авто минует памятник Ленину, высокую белую церковь и выедет на участок с односторонним движением. Впереди окажется небольшая церквушка, за ней надо будет свернуть с магистрали вправо, к реке. Взору откроется паромная переправа. Машины оставляют на берегу: парковаться есть где. Это 100 км от Н.Новгорода.
Автомаршрут 2 – через Бор. Едут напрямик либо в объезд города. Промежуточные пункты выстроятся так: Бор-Плотинка-Ивановское, затем – Красный Яр и Валки. Следующий этап – мост через Керженец. Все время придется держаться главной трассы. Рассчитывайте преодолеть в целом около 120 км. Кстати, транспортное средство можно и переправить – как легковик (это, правда, дороговато), так и велосипед (последнее обойдется дешево).
Завершающий кусочек преодолевают пешком: от пристани до монастырских подворий – пара минут ходу.
Короткие автобусные ознакомительно-экскурсионные туры в Макарьевский монастырь из Нижнего организуют тоже – обычно в летний сезон.
Околомонастырские достопримечательности
Часть из них по-домашнему притягательна, обволакивает теплом и запоминается надолго.
Музей «Сказка»
Это частная «культурная точка» семьи Фоминых. С виду – милый жилой дом с башенками за уютной березовой оградкой. Дому-музею 50 лет. Обустроен он был художником Борисом Фоминым, нынешняя хозяйка коллекции – дочь увлеченного собирателя «сказочной» атрибутики.
В числе экспонатов – пейзажные полотна здешних мест, экзотические скульптуры из дерева и оригинальные проволочные картины, напоминающие кружевное плетение. Разброс героев широк – от Бабы-Яги до паука-великана и деревянного башмака.
Музей ткацкого станка
Метрах в 100 от монастыря, на улице Советской, находится этот симпатичный домик этнотехники и искусства ткачества. Любознательных посетительниц он заинтересует полезными мастер-классами. Функционирует мини-музей ежедневно с 9.00 до 18.00. Выходной день – понедельник.
Страусиная зооферма
Любви к экзотике нижегородцам не занимать, и ферма по выращиванию страусов в Макарьеве – прямое тому доказательство. Она вдвойне доходна, поскольку радует не только прибылью от мясопродукта, но и стала центром агротуризма. Для заезжей детворы такой поход в зоопарк – редкостное развлечение. От прибрежной зоны «монастырь-пристань» до площадки с длинноногими птахами везет автобус-ПАЗик, разрисованный их силуэтами.
О посещении птицефермы договариваются заранее, индивидуально. Обитателей птичьего царства (а это пестрая компания из взрослых особей, страусят и «сопутствующих» страусам-австралийцам цесарок с индюками) можно кормить, с ними разрешают пофотографироваться. Мясные блюда и яйца в фирменном меню имеются. А кроме перечисленного – перья и косметика с ингредиентами из жира птиц-экзотов.
Памятники
Сегодня гостей святого места на берегу Волги-матушки встречает основатель-покровитель обители святой Макарий Желтоводский, застывший под большим крестом в одеянии схимника. Со свитком-завещанием в левой руке, на котором начертано: «Вера без дел мертва». Авторство фразы-призыва приписывают апостолу Иакову. Автором художественного проекта стал Владимир Нагорнов – мастер, сумевший придать своему творению глубоко символический смысл.
Желающим же познакомиться с памятками более удаленными от крепости-святилища советуем отъехать в сторону Бора и подняться на «Моховые горы» – 50-метровую кручу. Там есть смотровая площадка-круг с «парным» монументом Горькому и Шаляпину. Впечатляют как сами бронзовые фигуры, так и захватывающая дух панорама. Однако включить в однодневный план этот объект можно лишь если вы на собственном авто: «догулять» туда пешочком сложно.
Кратко о времени и правилах службы
Дополнительная информация для паломников
Когда лучше приезжать и где остановиться
Монастырь открыт для экскурсий и паломничества круглый год, принимает гостей с раннего утра допоздна. Он неплохо отреставрирован, вход свободен, бесплатен. Пожертвования приветствуются. Теплоходные прогулки-круизы по Волге и Оке с заходом в Макарьево в летние месяцы регулярны, их продолжительность – от одного (если цель – исключительно Макарьевский монастырь) до 4-5 дней (если планируется охватить ряд культовых центров Поволжья).
Постельное белье, питание (двух- или трехразовое – на выбор), развлекательные мероприятия, экскурсионное обслуживание турфирмами обеспечиваются и входят в общую стоимость. Цены и расписания меняются и зависят от сезона и класса билета. Для оформления путевки понадобятся паспортные данные. С конца апреля до середины октября – лучший временной промежуток для посещения Макарьева приезжими со «светскими» приоритетами. Для серьезных мероприятий время года не ограничено.
Жилье паломнического типа всегда найдется в монастыре, еда проблемой не станет. Но договориться о проживании лучше заблаговременно, связавшись с матушкой настоятельницей. По приезде детали (сон-питание-службы-работа-послушничество) можно довольно быстро уточнить. Есть и поселковая гостиница неподалеку от храма, рядом с пристанью. Не пятизвездочная, понятно, но чистая, «домашняя», со спокойной обстановкой. Приезжайте – не пожалеете.
Свято-Троицкий Макарьевский Желтоводский монастырь
Главная
Этот сайт создан по благословению правящего Преосвященнейшего Силуана, епископа Лысковского и Лукояновского в августе 2014 года.
Несколько эпох возрождения пришлось пережить нашему древнему монастырю. Последнее началось с августа 1991 года, когда в обитель прибыли первые монахини. С тех пор монастырь на Желтых водах преобразился неузнаваемо. Насельницы обители будучи на самых разных монашеских послушаниях, присовокупили к ним и современные миссионерские труды. Сотни тысяч человек побывало почти за четверть века в нашем монастыре. И не только из разных уголков России, но и из Франции, Германии, Великобритании, США, Китая, Австралии, Канады, Италии, Израиля, Украины и многих иных стран. Господь приводит разные народы, даже разных вероисповеданий к Своему угоднику святому Макарию, дабы он наставил на путь спасения как можно больше людей… Потому, как в старину говорили о нашей обители — Волжская Жемчужина — так для многих приходящих монастырь стал по-настоящему жемчужиной наставления в Вере и Истине.
Поделиться:
Икона дня
Православный календарь
Прав. отрока Артемия Веркольского (1545). Прп. Гавриила Самтаврийского (1995) (Груз.).
Сщмч. Николая Любомудрова пресвитера (1918); сщмчч. Зосимы Пепенина, Иоанна Ганчева, Иоанна Речкина, Иоанна Родионова, Николая Фигурова, Леонида Никольского, Иоанна Талызина и Александра Орлова пресвитеров, Михаила Исаева и Петра Кравца диаконов и мч. Павла Бочарова (1937).
Флп., 242 зач., II, 16–23.Лк., 44 зач., IX, 23–27.Вмч.:2_Тим., 292 зач., II, 1–10.Ин., 52 зач., XV, 17 – XVI, 2.
Свято-Троицкий Макарьевский Желтоводский монастырь
Свято-Троицкий Макарьевский Желтоводский монастырь — действующий женский монастырь, который расположен на левом берегу Волги в посёлке Макарьево Нижегородской области, примерно в 90 км от Нижнего Новгорода ниже по течению. Туристам, путешествующим по Волге на пароходе, белоснежные крепостные стены и золотые купола храмов видны издалека. Самые красивые виды на монастырь открываются именно с воды, как утверждают многие, посещавшие это место с экскурсиями. Храмовый комплекс относится к архитектурным памятникам России. В 2019 г. Банк России выпустил памятную серебряную монету номиналом 25 рублей «Свято-Троицкий Макарьевский Желтоводский монастырь, Нижегородская область».
Монастырь имеет многовековую историю, и в данный момент считается восстанавливаемым. Кроме монашества занимается миссионерской деятельностью. За время последнего возрождения монастыря здесь побывали сотни тысяч человек из разных уголков России, Франции, Германии, Великобритании, США, Китая, Австралии, Канады, Италии, Израиля, Украины и многих других стран, чтобы посмотреть на Волжскую жемчужину. Макарьевский женский монастырь является одним из самых посещаемых храмовых комплексов Нижегородской области. Помимо туристов в обитель приезжает большое количество паломников, желающих поклониться главе преподобного Макария и иконостасу с частичкой его мощей.
В мае 2018 г. из Успенского собора монастыря было похищено 10 ценных икон, среди которых были образы с частицами мощей преподобного Макария, а также мироточивый образ и Владимировская икона Божией Матери XVII в. Однако преступники были задержаны спустя две недели, иконы найдены и возвращены священнослужителям.
История Желтоводского монастыря в Макарьево
Датой основания монастыря считаются 1434—1436 гг. Инок Нижегородского Вознесенского Печерского монастыря Макарий, искавший уединения, решил поселиться на озере Желтые воды (при изменении русла озеро было поглощено Волгой). Позже к нему стали приходить миряне за советом и помощью, а со временем к Макарию присоединились и другие послушники, и было решено построить храм в честь Пресвятой Троицы. Однако уже в 1439 г. церковь была дотла сожжена войском Улу-Мухаммеда, все монахи убиты, а сам Макарий был уведен в плен. Однако хан приметил благоверного старца и отпустил его на свободу, а вместе с Макарием, по просьбе самого монаха, были отпущены еще около 400 человек из числа пленных.
Первое возрождение монастыря началось в 1620 г. старцем Аврамием, которому по преданию во сне трижды являлся святой Макарий и просил возродить обитель у Желтого озера. Вместе с царским благословением на постройку обители, старец получил и разрешение на строительство Макарьевской ярмарки. Удачное местонахождение монастыря на берегу судоходной Волги способствовало развитию бойкой торговли на ярмарке, а монашеские игумены прикладывали множество усилий для этого. Макарьевская ярмарка была самой крупной в России, и, возможно, во всей Европе. Так как торговля велась на монастырской земле, то все доходы с ярмарки шли на нужды церкви. На эти деньги и были возведены каменные строения и крепостные стены монастыря.
В 1700 г. по политическим причинам царь Петр Алексеевич издал указ, по которому вся прибыль от Макарьевской ярмарки перешла в государственную казну. В 1816 г. ярмарка таинственным образом сгорела, а с 1817 г. полностью переместилась в Нижний Новгород. Средств для существования и поддержания зданий в надлежащем порядке стало не хватать, и монастырь был признан заштатным. После большого пожара храмовые постройки было решено не восстанавливать, а монастырь расформировать. В 1868 г. обитель закрылась, все иконы были переданы Александро-Невскому Новоярмарочному собору.
Следующее возрождение обители произошло в 1883 г. Монастырь был частично восстановлен руками монахинь и прихожан, и к 1917 г. здесь проживало около 300 сестер. Однако с приходом советской власти монастырь ликвидировали, а монахини были вынуждены вести мирскую жизнь.
В 1928—1929 гг. в помещениях монастыря находился детский дом. В военное время монастырские постройки были переоборудованы под эвакуационный госпиталь, после чего здесь открылся ветеринарный техникум. Также в зданиях церквей держали скот и хранили корма для животных.
В 1990 г. монастырь планировалось превратить в туристический центр, однако в 1991 он все же перешел в подчинение Нижегородской Епархии, и в том же году было принято решение возобновить деятельность Макарьевского Желтоводского женского монастыря.
Архитектура
Монастырь привлекает к себе внимание своими укрепленными белыми стенами, на которых расположены дозорные башни. Попасть внутрь можно только через массивные ворота, которые одновременно служат входом в надвратный храм во славу архангела Михаила. В крепостных стенах расположены кельи монахинь и помещения административного и хозяйственного назначений.
Главный Храм обители — Собор во имя Святой Живоначальной Троицы. Он возведен по образцу Успенского собора московского Кремля. Внутри храма до сих пор можно увидеть следы наводнений от разлива Волги, которые происходили периодически, пока монастырь не защитили земляным валом. В храме обновленный иконостас, а вот многие фрески не восстановлены и по сей день.
Всего на территории монастыря расположено 6 старинных храмов: Троицкий собор, построенный в 1664 г.; храм во имя преподобного Макария Желтоводского 1809 г. постройки; надвратная церковь Архангела Михаила, основанная в 1674 г.; Успенская церковь с колокольней и трапезной, возведенная в 1654 г.; домовый храм во имя преподобного Григория Пельшемского, возведенный в 1786 г., и келейный храм во имя преподобного Антония Великого. Также на территории расположены древние могилы, скрытые в небольшом ухоженном саду.
Кроме храмового комплекса, монастырь имеет два подворья: собор Святого Преображения Господня в Лыскове и собор Казанской иконы Божией Матери в селе Макарьево.
Расписание богослужений можно посмотреть на официальном сайте Свято-Троицкого Макарьевского Желтоводского монастыря. Вход в обитель доступен с раннего утра до вечера. Входной платы нет, но церковь приветствует любые добровольные пожертвования.
Внутренний двор Макарьевского Желтоводского монастыря на панорамах Google Maps
Как добраться
Храмовый комплекс расположен в 88 км от Нижнего Новгорода в поселке Макарьево Лысковского района.
Из Лысково добраться в монастырь в теплое время года можно с помощью паромной переправы. От Лысково паром отправляется в 6:15, 8:15, 12:15, 15:15 и в 18:15. Весной и осенью первый и последний рейсы отменяются. Зимой можно перейти реку пешком по льду, или доехать на аэротакси.
Доехать до Макарьево из Нижнего Новгорода можно на автобусах, следующих с Канавинской автостанции до Михайловского. Можно добраться на собственном автомобиле по трассе К21, дорога займет меньше двух часов времени.
Те, у кого нет собственного автотранспорта, могут воспользоваться услугами такси или трансфера Kiwi.
Свято-Троицкий Макарьевский Желтоводский монастырь на видео
Макарьево. Троицкий Макариев Желтоводский монастырь.
Храмы монастыря:
Другие постройки и сооружения:
6. Южный келейный корпус (XVII в.)
7. Сестринский корпус
8. Ротонда на месте захоронения игумена Авраамия
9. Юго-западный (архимандритский) корпус
10. Хозяйственная постройка
11. Монастырская постройка
12. Келейный (?) корпус
13. Хозяйственная постройка
14. Галерея-переход
15. Монастырское кладбище
16. Некрополь (старые могильные плиты)
17. Ограда (XVII в.)
18. Восточная башня (XVII в.)
19. Юго-восточная башня (XVII в.)
20. Юго-западная башня (XVII в.)
21. Западная башня, надвратная (XVII в.)
22. Северная башня, надвратная (XVII в.)
23. Северо-восточная башня (XVII в.)
24. Северо-западная башня (разрушена)
25. Ограда бывшей западной территории монастыря (разрушена)
26. Руины Гостиного двора
27. Колодец
28. Защитная дамба
Карта и ближайшие объекты
Статьи
В 1928-1929 гг. здесь был размещен детский дом, затем монастырские помещения стали сдавать в аренду разным организациям. В годы войны в монастыре размещался эвакогоспиталь, а в 1943 г. монастырь был передан Лысковскому зооветеринарному техникуму. Только в январе 1992 года Свято-Троицкий Макарьево-Желтоводский монастырь был возвращен Нижегородской епархии, началось возрождение древней обители. Первой была восстановлена надвратная церковь Михаила Архангела, затем преподобного Макария, Желтоводского и Унженского чудотворца, приведены в порядок монашеские кельи, восстановлены стены и башни, спасена от падения и разрушения колокольня. Огромных средств требует Троицкий собор, в котором необходимо спасать фресковую живопись.
Троицкий Макарьев Желтоводский монастырь, общежительный, в городе Макарьеве. Основан в 1435 году преподобным Макарием (см. 25 июля); в 1439 году разорен татарами и запустел; возобновлен в 1883 году и стал женским. Близ монастыря находилось весьма большое и глубокое озеро, известное у местных жителей под именем «Желтые воды»; оно называлось также и «Святым». Есть предание, что преподобный Макарий крестил в нем язычников и магометан, принимавших христианскую веру. Ныне это озеро составляет русло реки Волги. В XVII веке в числе послушников обители был Никон, впоследствии патриарх Всероссийский. При монастыре общежительный епархиальный приют на 25 сирот с приготовительным классом.
Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году»
История монастыря начинается с XV века и связана она в первую очередь с его основателем преподобным и богоносным отцом нашим Макарием Желтоводским, которого примерно с 16 столетия стали называть еще и Унженским чудотворцем. Судя по древним его Житиям можно предположить, что ради Христа и в поисках уединения бывший инок Нижегородского Вознесенского Печерского монастыря Макарий мог поселиться в пустынном месте на озере Желтые воды, что было в нескольких верстах от Волги, на ее левобережье, примерно напротив Лысковской крепости, в конце 14 века. Сперва святой Макарий ставит храм в честь Пресвятой Троицы. Точная дата закладки церкви опять же неизвестна. Но по ряду археологических разведок можно сделать вывод, что построен храм был именно на том месте, где ныне высится нынешний собор Пресвятой Троицы. По всей вероятности сначала закладка, а потом и основание монастыря на Желтых водах стало возможно еще и потому, что в начале 1420-х годов в Лыскове был свой воевода, а Лысковская крепость на Оленьей горе подчинялась только Московскому князю. Как бы там ни было, но датой основания монастыря в честь Пресвятой Троицы на Желтых водах стал 1435 (по иным данным — 1434/6) год. В 1439 году обитель была уничтожена до основания, вся братия убита, а игумена Макария, 90-летнего старца, татары казанские взяли в плен. Однако хан Улу-Махмет, увидев избранника Божия, даровал ему свободу. Но святой старец испросил у хана 40 пленников мужчин, не считая женщин, детей и стариков. Так началось шествие под водительством св. Макария примерно в 200 (а может, и более) человек от Казани до Костромских приделов — града Унжеска через Желтые воды… на месте бывшей обители святой захоронил убиенную свою братию. На этом заканчивается история Желтоводской обители до 1620 года; но начинается основание иной Макарьевской, но уже Унженской обители. Из монастырских преданий известно, что монах Аврамий был родом муромчанин; постриг принял в монастыре при селе Большое Мурашкино; однако затем удалился в Тетюши, что неподалеку от Казани; в местный Казанский монастырь. Там он тяжко заболел, однако получил исцеление. И тогда в благодарность Богу, он ушел чуть ли не к Жигулевским горам в поисках подвигов уединения. Именно там к нему в сонном видении трижды являлся наш преподобный Макарий, говоря, чтобы Аврамий пришел на Желтые воды и возродил обитель Пресвятой Троицы.
Так, 1620-й год считается годом первого возобновления монастыря. Старец Аврамий, услышав, что на Унжу прибывает делегация во главе с первым царем из рода Романовых Михаилом Федоровичем в знак благодарности в освобождении патриарха Филарета (отца Михаила Федоровича) из польского плена — монах Аврамий поспешил к Унжескому монастырю. При этом старец Аврамий получил царское благословение на устроение Желтоводской обители, а также разрешение на владение монастырем Макарьевской ярмонки. Первая половина 17 века для монастыря была связана и с будущим патриархом Никоном. В некоторых источниках говорится, что он принял монашеский постриг именно у нас. Но это — ошибка. Будущий патриарх был около 8 лет послушником, но по настоянию своих родителей женился и принял священнический постриг. Служил около 2 лет в Лыскове, по всей вероятности, именно в храме Рождества святого великого Иоанна Пророка, Предтечи и Крестителя Господня (единственного на тот период храма, но уже через пару десятилетий Лысково украсилось шестью церквами). Именно из Лыскова будущий патриарх Никона вместе с семьей перебирается в Москву; ибо тогда Лысково называлось царским селом, по принадлежности государю. Макарьевский монастырь перенес единственную осаду, будучи втянутым в боевые действия 1670 года. Когда банды разбойников со своим атаманом Разиным, вовсе не несли мир и свободу русскому народу, но — грабежи, убийства, татьбу. Досталось тогда от предшественников революционеров и нашему Макарьевскому монастырю. Воры ворвались в пустой монастырь, надругались над святынями, устроили погром, и покинули обитель, записав себя в долгий список святотатцев… В это же время создается Нижегородская епархия. Первым епископом избирается монах Филарет. По всей вероятности, он был родом из Лыскова. Подвизался долгое время в нашем монастыре, где и принял монашеский постриг. Обитель на Желтых водах стала для него родной. И он, будучи уже в старости, заповедал похоронить себя именно в своей любимой обители. Но когда он умер, то нашлись ослушники и погребли тело первого Нижегородского митрополита Филарета в Нижегородском Кремле, в Спасо-Преображенском соборе. И что же сталось с останками бывшего макарьевского монаха? Они утеряны навсегда, потому что в советское время собор был уничтожен, вместе с ними и останки первого нижегородского митрополита (повезло только останкам Козьмы Минина, которые были перезахоронены в Михайловский собор Кремля). Между тем упокоение телес обрели в нашей обители архиепископы Антоний и Мефодий, также постриженники нашего монастыря. А также митрополит Афанасий. Он приехал защищать патриарха Никона, когда его низлагали патриархи Антиохийский и Константинопольский. Никона все-таки низложили, а митрополит Иконийский и Каппадокийский Афанасий впал в немилость, был посажен в тюрьму в Москве; но потом выпущен и по дороге на свою родину, остановившись в нашем монастыре, в нем и умер (по другим данным: был сослан именно к нам без права выезда за пределы не только России, но и Лысковского уезда…). В это же время в монастыре остановился, служил и немного пожил первый из двух патриархов, кто почтили монастырь. Его звали также Макарием и был он патриархом Антиохийским. Второй патриарх, кто служил неоднократно в нашем монастыре, живя при этом в Лыскове у своего же родственника князя Георгия Александровича Грузинского в начале 19 века, был Антоний II, последний католикос Грузии: после присоединения в 1801 году Грузии к России в 1811 году было упразднено патриаршество и автокефалия Грузинской Православной Церкви, она вошла в состав РПЦ.
Святой Антоний (он причислен к лику святых в 2011 году Грузинской Православной Церковью) уехал в Нижний Новгород, но часто жил в Лыскове. После его смерти останки были перезахоронены также в Свято-Преображенский собор Нижегородского Кремля. В советское время мощи его были уничтожены. В 1700 году по указу царя Петра Алексеевича все доходы от Макарьевской ярморки направляются в государственную казну. С этого времени Макарьвский Желтоводский монастырь начинает свой отсчет ко временам запустения и даже закрытия, что и произошло в 1868 году. Ибо для поддержания достойного порядка архитектурного комплекса нужны были такие же огромные деньги, как были затрачены и на его строительство. И хотя государь приезжал со своей супругой Екатериной в монастырь, однако финансовый вопрос остался прежним: государство платило дотацию монастырю. Во время (1760-е годы) упразднения многих монастырей (в Лыскове, к примеру, были закрыты оба: мужской и женский) не завидная судьба приуготовлялась и обители. После молебна в Троицком соборе, государыня преподнесла подарок монастырю: двуглавого орла — герб Российской Империи, как знак покровительства Дома Романовых над Свято-Троицким Макарьев-Желтоводским монастырем. И сей герб висел на фасаде Архангельской церкви вплоть до советской власти… Герб был конфискован ругателями и безбожниками, но слово Екатерины Великой имеет силу и поныне: монастырь как стоял, так и стоит на своем месте во всем своем благолепии!
В 1816 году при весьма странных обстоятельствах сгорает Макарьевская ярмарка. Ее переводят на то место, которое потом стало называться Макарьевской слободой Нижнего Новгорода; еще позднее ее нарекут уже Нижегородской ярморкой. А сегодня по каким-то причинам эстафета отдана ярморке посвященной Серафиму Саровскому (?!)…все на том же месте, где и была Макарьевская слобода… Финансовое положение монастыря становится плачевным до катастрофичности; ибо прежде получая дотации от государства, монахи стали заниматься арендой пустующих помещений внутри монастыря (благодаря именно этому жили неплохо многие не только макарьевцы, но и лысковцы, благодаря чему делали состояние, а затем сами становились, покупая лицензии, купцами)… Словом, монастырь начал ветшать, что называется, на глазах. В 1859 году в дни Святой Пасхи упал центральный купол Троицкого монастыря. К этому времени обитель походила на место запустения, о чем поведала очень подробно игуменья Серпуховского монастыря Митрофания, которая посетила монастырь в 1860-е годы по поручению государыни императрицы Марии Александровны, супруги государя императора Александра II. Нерадивость игумена и малочисленной на тот период братии Желтоводской обители усугублялась апатичностью и правящего архиерея Нижегородской епархии архиепископа Нектария. Это при его попустительстве случился раскол в Дивеевской обители, вплоть до того, что серафимовы сиротки перешли в Тамбовскую епархию; это по его указу хотели разобрать по камушку (!!) и Макарьевский монастырь, кирпич пустить на строительство архиерейского дома в Нижнем Новгороде, а оставшийся продать и деньги опять же на счет епархии. Благодаря именно архиепископу Нектарию обитель была упразднена в 1868 году…
Тем не менее, благодаря именно государыне императрице Марии Александровне и ее мужа Александра II, а также купечества Макарьева, Лыскова и Москвы архитектурный ансамбль монастыря не был уничтожен; он был в страшном состоянии (даже в советское время он выглядел куда лучше!), но все-таки выстоял свое лихолетье. Преподобному Макарию было не угодно перенести свое детище в иное место… И когда на престол заступил государь император Александр III, то одним из первых указов был указ о возрождении Макарьевского Желтоводского монастыря. Вот только в начале его хотели сделать обителью милосердия; для этой цели из Лыскова были переселены 15 сестер милосердия из Сретенской богадельни. Но уже в 1883 году было решено возрождать в монастыре монашество по заповедям Восточного Православия. Был приведен в должный вид Троицкий собор, в 1916 году был восстановлен главный купол Троицкого собора, рухнувшего за два года до падения Крепостного права. Восстановлен за год до падения Российской империи… Монастырь был закрыт в 1927 году; точнее уже не как монашеская община, а как трудовая артель. Новой власти не по вкусу были плоды трудов монахинь. В это время в Макарьевский уезд назначается первый и единственный епископ Макарьевский Александр (Щукин), причисленный РПЦ к лику святых в 2000 году.
Первое время владыка жил в Макарьевском монастыре; в самом городе организовал Воскресную школу, которую безбожники закрыли через год. После перенесения уездного центра в Лысково, епископ Александр переехал в Лысково и стал именоваться епископом Лысковским, служил в Вознесенском и Спасо-Преображенском соборах города. Он прошел Соловецкие лагеря, а свою жизнь закончил мученически будучи архиепископом Семипалатинским. Сестры разошлись по разным городам и весям; но большинство осталось в пределеах Лысковского района; некоторые поселились в Валках, иные в Лыскове. Макарьевский монастырь пытались превратить в приют, в годы Великой Отечественной тут был эвакогоспиталь, а потом долгие десятилетия — зооветтехникум. В начале 1990-х монастырь хотели сделать туристическим центром. Но милостию Божией, с 1991 года он начал в третий раз возрождаться именно как монастырь.
По материалам сайта «Свято-Троицкий Макарьевский Желтоводский монастырь» http://makaryzhelt.cerkov.ru/istoriya/
Далеко разносилась слава о Макарьеве с его знаменитой на весь мир ярмаркой, бывшей почти два века крупнейшим торгом, собиравшим товары не только со своей России, но и из Европы, Азии, Америки. Место ярмарки определялось монастырём, а торг дал ему не только известность, но и значительные богатства, на которые в ХVII веке был возведён прекрасный ансамбль, по своим архитектурно-художественным достоинствам лучший в Среднем Поволжье. В начале ХV столетия лишённый надёжных укреплений Нижний Новгород легко достался отрядам ордынцев под предводительством Улу-Махмета, возвращавшихся с большой добычей. Большинство жителей нижегородского края было угнано в неволю и только часть крестьян и ремесленников успела укрыться в заволжских непроходимых лесах от смерти или рабства.
Горечь и унижение пережил и нижегородец, получивший при пострижении в Печёрском монастыре имя Макарий. Родился он в 1349 году в Нижнем Новгороде, за Почайной, в Мироносицком приходе. В голодные годы начала ХV века, «когда глад бысть силен, на Москве оков ржи (стоил) по рублю, а на Костроме по два рубля, а в Нижнем по шти рублев», в поисках пропитания из города разошлись многие нижегородцы. У впадения в Волгу лесной реки Керженец, возле Желтоводского озера, ископал себе пещеру-кельюшку и Макарий. Вскоре к нему подселились ещё несколько странствующих монахов. Место оказалось чрезвычайно удобным: за приют, ночлег и помощь в ремонте судов проплывающие по Волге купцы оставляли богатые дары, прихватывая заодно и наработанные старцами лесные товары для продажи. Но в 1439 году монастырь был выжжен одним из отрядов Улу-Мухаммеда. Старцев перебили, а самого Макария, «яко тиха, мудра и незлюбива», отпустили с обязательством не возобновлять на Керженце монастырь. Макарий ушёл на реку Унжу и основал там другую обитель. А место у Жёлтых вод пустовало с тех пор почти двести лет. Только устные предания да «жития» Макария Унженского и Желтоводского передавались народной молвой.
Троицкий собор был завершён в 1664 году. Как и в московском образце, 12 сводов Троицкого собора и мощное пятиглавие поддерживается стенами, четырьмя круглыми столбами и двумя заиконостасными пилонами. Кровля с равными по высоте закомарами придавала зданию строгую величавость и изысканную простоту. Иконостас для собора резал призванный мастер Мелетий Иванов. В своём первозданном виде собор был интереснейшим образцом древнерусского зодчества, но последующие ремонты и поновления в течение более чем трёх столетий существенно исказили архитектуру верхней части здания.
Ещё во времена строительства собора, в 1661 году, по заказу ставшего к тому времени архиепископом Рязани Илариона, изографом Симоном Ушаковым была создана подписная икона с изображением новых строений монастыря. Можно полагать, Иларион стремился таким образом подчеркнуть своё значение и рачительность в жизни известного монастыря. Анализ архитектурного фона иконы не оставляет сомнений, что С. Ушаков видел монастырский комплекс и изобразил его во всех основных элементах схожим с реально существовавшими тогда строениями. Таким образом, икона 1661 года С. Ушакова не только произведение древнерусской живописи, но и исторический источник малоизвестного периода формирования архитектурного ансамбля Макарьев-Желтоводского монастыря.
Во время осады Макарьев-Желтоводского монастыря разинцами в 1670 году были серьёзно повреждены стены и башни крепости. Напуганные размахом народного движения монастырские власти сразу же после «умиротворения» округи приступили к усовершенствованию систем обороны. И прежде всего в 1671-1673 годах на средства того же Илариона перестроили надвратную Михайло-Архангельскую церковь. Учитывая её особое архитектурно-художественное и градостроительное значение в ансамбле, церковь возвели более высокой, стройной, поставив центральный световой барабан на вспарушенный свод и над ним ещё один, меньших размеров барабан с главкой. Тем самым была подчеркнута доминирующая роль центральной оси со «святыми» воротами. Убранство надвратной церкви несёт в себе черты господствовавшего тогда в художественной жизни России «узорочья», ярким представителем которого называют прежде всего крестьянина-зодчего приволжского села Кадницы Павла Сидоровича Потехина, создателя церкви Троицы в Останкино в Москве. Расположенное в 40 верстах от Макарьева село стало средоточием строительной артели из 78 каменщиков. Они работали как и в других городах, так и в Макарьеве. К 1677 году были отстроены все монастырские стены, в том числе и барбакан со стороны Волги. Завершив в основном в монастыре храмовое строительство, в 1680-х годах власти развернули каменные работы по возведению жилых корпусов, поварен, ледников и квасоварни. Так, в 1682 году московские каменщики Андрей Майсаров, Иван Константинов, Василий Исаков и другие подрядились возвести в Макарьев-Желтоводском монастыре в один строительный сезон жилые кельи с поварней, ледник с погребом и квасоварню. Мастера требовали от монастырских властей, чтоб к началу работ были полностью изготовлены «к тому каменному делу всякие припасы и подвязной лес. » В конце 1680-х годов среди жителей околомонастырской слободы появились свои опытные строители. Так, в апреле 1689 года слобожанин Семён Леонтьев «со товарищи» возводит архимандричий корпус, который сохранился до сегодняшнего дня. Кроме всего сказанного, в обители ещё в 1620 году возводится деревянная часовня. С ростом же признания монастыря на месте часовни отстроили каменную церковь. Именно для неё и была написана Симоном Ушаковым упоминавшаяся уже икона, помещённая в «серебряную ризу с золотым венцом, крашенным жемчугом и драгоценными камнями», как это значилось в описи.
Материал из брошюры: «Макарьев-Желтоводский монастырь на Волге». Изд-во Внешторгиздат, 1991 г.
Из журнала «Православные монастыри. Путешествие по святым местам». Выпуск №22, ООО «Де Агостини», 2009
Возрождение монастыря началось в 1620-х годах и было связано с учреждением Макарьевской ярмарки, получившей в 1641 году официальный статус и до 1700 года находившейся во владении обители. Основная часть каменных построек, дошедших до нашего времени, возводилась за сравнительно небольшой срок (с 1651-го по 1677 год), что и определило восприятие архитектурного ансамбля как единого целого. Можно предполагать, что зодчим ансамбля был «подмастерье каменных дел» Максим Апсин. Наглядное представление о том, как постепенно рос и расширялся монастырь, дают несколько сохранившихся икон XVII века, посвященных преподобному Макарию.
Архитектурной доминантой комплекса и его композиционным центром стал сооруженный в 1651-1658 годах шестистолпный с мощным, сдвинутым к востоку пятиглавием Троицкий собор (36,6х22,2 м). По мнению исследователей нижегородского зодчества (С.Л. Агафонов, Я.Л. Шаболдин), образцом для главного монастырского храма послужило новое здание Спасо-Преображенского собора, отстроенное в 1647-1651 годах в Нижегородском кремле. Несколько ранее, в 1651-1654 годах, в обители выстраиваются массивный (45,8х22,8 м) двухэтажный корпус трапезной с пятиглавой Успенской церковью. С западной стороны трапезной устраивается высокая шатровая колокольня.
В 1780-х годах, в одной из промежуточных башен (к западу от ворот) устраивается церковь Григория Пельшемского. Это нарушило конструкции башни и едва не привело к катастрофе. Последнее крупное строительство в обители было осуществлено незадолго до перевода ярмарки в Нижний Новгород. В 1808 году на месте старого придела у северной стены Троицкого собора возводится в классицистическом стиле Макарьевская церковь. С собором церковь соединена колоннадой тосканского ордера.
Ежегодное затопление низменной территории в период весенних паводков и размывание береговой линии (в результате приближения реки к южной части монастыря) негативно сказывалось на состоянии монастырского комплекса. С начала XIX века особенно заметно стал наблюдаться процесс разрушения дополнительных линий укреплений, когда при высоком паводке 1829 года обвалилась одна из угловых башен западного сектора. В 1868 году монастырь был закрыт и восстановлен лишь в 1883 году, но уже как женский. Территория монастыря сократилась до нынешних размеров (четырехугольник со сторонами около 200 м каждая), а ряд старых зданий, например, постройки хозяйственного назначения, размещавшиеся в северо-восточной части, к этому времени были утрачены. Прибрежный участок укрепляется каменной отмосткой.
В 1910-1912 годах производятся ремонтные работы в Троицком соборе, в котором еще в 1859 году обрушился центральный купол. Кроме заново поставленного барабана центральной главы, храм внутри получил дополнительную роспись. По сравнению с первоначальными фресками на стенах и сводах зала, выполненных в конце XVII – начале XVIII века, новая роспись не отличалась высоким качеством. Собор был полностью восстановлен в облике первой половины XIX века (с четырехскатной крышей и папертью).
В советский период времени монастырь продолжал функционировать до 1927 года, а затем был закрыт, ансамбль бывшей обители стал приходить в упадок. Во время Великой Отечественной войны (до августа 1943 года) в бывшем монастыре размещался эвакогоспиталь, затем большинство помещений арендовалось Лысковским ветеринарным техникумом, а часть построек были отданы под хозяйственные нужды (так, здание Троицкого собора использовалось как зернохранилище). К этому времени лишь одна (северо-восточная) из четырех угловых башен находилась в исправном состоянии, стены имели угрожающие трещины осадочного происхождения, церковь Михаила Архангела была близка к полному разрушению и т.д. Ситуацию усугубил пожар, случившийся в сентябре 1944 года.
В этом же году комплекс переходит под охрану Отдела архитектуры Горьковского облисполкома, а в мае 1947 года Постановлением Совета Министров РСФСР комплекс Макарьевского монастыря был отнесен к уникальным историко-архитектурным памятникам, находящимся под охраной государства.
Серьезные восстановительные работы начались с конца 1940-х годов и были связаны с ремонтом каменного откоса, сильно пострадавшего в паводок 1948 года. Вопрос общей реставрации памятника сдерживался неясностью с постройкой Чебоксарской ГЭС. Непосредственно реставрационные работы на комплексе начались в 1957 году и продолжались свыше двадцати пяти лет. В 1980-х годах устраивается бетонное береговое укрепление, значительно исказившее восприятие архитектурного ансамбля монастыря.
В декабре 1990 года Макарьевский монастырь передается в ведение Нижегородской епархии, а в 1991 году Священным Синодом Русской православной церкви принимается решение о его возобновлении как женской обители. В 1995 г. статус архитектурного комплекса Макарьевского монастыря – объект культурного наследия (памятник истории и культуры) федерального значения – был подтвержден Указом Президента РФ (№176 от 20.02.95 г.).
Макарьевский монастырь расположен в 88 км от Нижнего Новгорода ниже по течению реки Волги на левом-низком её берегу недалеко от впадения в неё реки Керженца. Главный вход в монастырь устроен с южной стороны, с реки через святые ворота с надвратной церковью Михаила Архангела над ними. К северу и западу от ансамбля монастыря расположен рабочий поселок Макарьево. Связь с районным центром Лысково осуществляется паромной переправой, с Нижним Новгородом – речным транспортом, а также автомобильной дорогой через село Валки. Соседство широкого пространства акватории реки, живописного высокого противоположного берега с архитектурным ансамблем монастыря, обнесённого мощной стеной с башнями, формируют единое территориальное целое.
Исторически монастырь имел градообразующее значение. При монастыре возникла ярмарка, затем слобода, преобразованная в екатерининское время в уездный город. Градоформирующее значение монастыря на протяжении многолетней истории его градостроительного развития менялось. Наиболее важное значение монастырь как градоформирующий объект имел в период существования крупнейшей в России Макарьевской ярмарки (со второй половины XVII-го по начало XIX века). В генеральном плане застройки уездного города Макарьево кварталы в виде геометрически правильных фигур, образовывавшие есть улиц, ориентировались на Макарьевский монастырь и ярмарку. Заложенные в этом проекте принципы застройки города стали основой для всех последующих корректировок генерального плана Макарьева. После смещения ярмарочного ансамбля к северо-западу от селитебной территории ансамбли Макарьевского монастыря и торговой ярмарки стали корреспондировать друг с другом. После пожара на ярмарке в 1816 году и перевода торжища в Нижний Новгород монастырь стал обособленным градостроительным образованием, в то время как значение композиционного центра поселка было отведено объёму приходской Казанской церкви.
К настоящему времени ансамбль Макарьевского монастыря имеет значение природно-культурного пространства, комплексного и интегрального объекта культурного и природного наследия. Неразрывная связь с живописными окрестностями позволяет классифицировать архитектурный ансамбль монастыря в совокупности с природным окружением как один из ярких примеров «культурного ландшафта» Нижегородской области.
Культурный ландшафт обладает специфической структурой, основой которой являются природный, градостроительный и культурный (социальный) аспекты. Первичным элементом является природный, поскольку природные особенности определили характер планировочного развития этой территории. Исторически ландшафтная ситуация была иной. На протяжении XVIII-XIX веков основное русло Волги менялось, в связи с чем оказалась затопленной территория первоначальной монастырской слободы, прилегающая с юга, а ансамбль монастыря оказался непосредственно на берегу Волги. Положение усугубилось с поднятием уровня воды Чебоксарской ГЭС, когда было сооружено бетонное укрепление и сделана насыпь вдоль стен монастыря.
В настоящее время монастырь, окаймлённый огибающей его Волгой и дугой холмов правобережья, занимает центральное место на обширной территории. В контрасте с плоским берегом и гладью воды сооружения ансамбля приобретают особую монументальность. Основной композиционной осью в пределах исследуемой территории является русло Волги. Сооружения монастыря экспонированы на реку, при этом природа и произведения человеческого труда слиты в единую объёмно-пространственную композицию. Комплекс Макарьевского монастыря является характерным примером средневекового русского монастырского зодчества, в полной мере отражающим своеобразие и характерность подобного типа архитектурных ансамблей.
Ландшафтное окружение монастыря чрезвычайно живописно и различно по краскам и фактурам: широкое водное пространство – гладь реки – сочетается с крутым склоном правого берега, поросшим деревьями, плавная береговая линия отвечает красоте окрестных лугов. Архитектурный облик сооружений выгодно оттеняется образом природного окружения: плавность очертаний волжского берега контрастирует с суровым обликом монастырских стен, крупного центрального собора.
Градостроительный аспект культурного ландшафта представлен комплексом монастырских сооружений. Сооружения ансамбля характеризуются цельностью и единством. Прямоугольная территория обнесена мощной каменной стеной с угловыми круглыми башнями и квадратными, расположенными по середине прясел. Со стороны Волги имеется дополнительное бетонное укрепление. Речной фасад имеет симметричную композицию. Центром композиции южной сены являются Святые ворота с надвратной церковью Михаила Архангела и примыкающими к ней с обеих сторон жилыми корпусами и башнями. Если смотреть с реки, объём надвратной церкви сливается в одно композиционное целое с главным Троицким собором, дополняя изящным абрисом строгий и лаконичный облик главного собора. С севера к Троицкому собору примыкает небольшая Макарьевская церковь, выдержанная в формах классицистической архитектуры. К востоку от собора, продолжая композиционную ось восток-запад, расположено двухэтажной здание трапезной с Успенской церковью и шатровой колокольней.
До настоящего времени сохранились корпуса архимандричьих келий, больничный корпус, монашеские кельи и церковь Григория Пельшемского, устроенная в квадратной башне между святыми воротами и западной угловой башней. Каждая монастырская постройка вписана в просторы природного окружения, а характер архитектурного облика сооружений сопоставим с особенностями ландшафта.
Социальный аспект культурного ландшафта проявляется в его информационной насыщенности. С Макарьевским монастырём связано имя крупного государственного деятеля XVII столетия – патриарха Никона, из стен Макарьевского монастыря вышла целая плеяда церковных деятелей, определявших и вдохновлявших идеологическую политику страны и составлявших ближайшее окружение царя Алексея Михайловича, а также хорошо по тем временам образованных людей, которые оставили заметный след в жизни России в 30-40- е годы XVII века. Несомненно, развитие и процветание монастыря было связано с проводившейся ежегодно Макарьевской ярмаркой, являвшейся почти два века крупнейшим торгом, собиравшим товары не только со всей России, но и из Европы и Азии. Благодаря превращению в крупный коммерческий центр не только Русского государства, но и всей Европы, Макарьевская ярмарка приносила монастырю стабильный высокий доход, в связи с чем монастырь постепенно превратился в крупный хозяйственный центр и один из лучших архитектурных ансамблей Поволжья. Таким образом, развитие этой территории обусловлено взаимодействием природных и социо-культурных процессов.
Современное социокультурное значение монастыря определяется в первую очередь обширным рядом исторических ассоциаций, а также чрезвычайно важным значением его как крупного объекта паломнического туризма и уникального архитектурно-художественного ансамбля, постоянно привлекающего внимание туристов.
Архитектурными доминантами ансамбля являются объёмы Троицкого собора и шатровой колокольни, пристроенной к трапезной. Группа вертикалей, образуемых мощным пятиглавием крупного собора, более изящным венчанием Успенской церкви и живописным шатром колокольни, позволяет ансамблю культовых сооружений господствовать над пространством живописных окрестностей. Мотив вертикалей поддержан завершениями надвратной церкви, выразительный абрис которой корреспондирует и оттеняет величественное венчание Троицкого собора. Следует отметить чрезвычайно ответственное положение монастыря – на низком пойменном берегу, в связи с чем созданы прекрасные условия для панорамного восприятия ансамбля. Он хорошо просматривается с дальних расстояний – с противоположного высокого берега Волги, а также с фарватера, красивые виды раскрываются со стороны посёлка Макарьево благодаря наличию незастроенного пространства перед ним. Смотровыми площадками также являются участки берега к западу и востоку от монастыря.
К диссонирующим объектам в пределах зоны восприятия ансамбля следует отнести сооружения деревоперерабатывающего предприятия, расположенного к востоку от монастыря.
Планировка поселка Макарьево до настоящего времени во многом определяется ландшафтными особенностями. Часть бывшего города застроена в соответствии с принципами регулярного строительства, при этом незастроенными до сих пор остаются участки, где это невозможно в силу наличия водоёмов, оврагов, пониженного рельефа – затопляемых участков. Относительно застройки поселка следует отметить, что большая часть исторической застройки к настоящему времени утрачена, активно ведётся строительство дач, облик которых не соответствует, а подчас и активно диссонирует с образом древнего монастыря. Современной архитектурной доминантой и композиционным центром поселка по прежнему является Казанская церковь, корреспондирующая с ансамблем Макарьевского монастыря.
Макарьевский монастырь на период конца XVII столетия, когда были возведены основные сооружения, и до настоящего времени представляет собой обширный и чрезвычайно целостный архитектурный ансамбль. Он включает в себя различные типы построек, выполненные в стилистике архитектуры конца XVII века. Ансамбль является ярким примером русского средневекового монастыря на берегу реки, на протяжении многих веков имевшей исключительно важное стратегическое, экономическое, и культурное значение. Основные сооружения сгруппированы по оси, заданной руслом реки, при восприятии со стороны реки композиция монастыря симметрична и уравновешена. Речной фасад монастыря включает основные строения: Троицкий монастырь, Успенскую церковь с трапезной и колокольней, надвратную Михайло-Архангельскую церковь. Мощным основанием для них стали массивные стены с машикулями. В настоящее время в северной части территории ансамбля монастыря имеются диссонирующие включения (гаражи, сараи), нарушающие образ монастыря при восприятии его с внутренней территории.
Планировка монастырской территории и архитектурный облик основных сооружений достаточно традиционен: монастырская территория имеет прямоугольную в плане конфигурацию, обнесена мощной крепостной стеной с круглыми угловыми башнями и квадратными (проездными). С южной стороны по сторонам от Святых врат имеются ещё две слабо выступающие квадратные башни, соединённые с келейными корпусами. Входная ось акцентирована пятиглавием надвратной церкви Михаила Архангела.
Шестистолпный пятиглавый Троицкий храм с тремя апсидами является мощной доминантой, организующей прилегающую застройку. Общее объёмно-пространственное решение собора восходит к типу Успенского собора в Московском кремле. Мощные круглые в плане столбы поддерживают своды, покрытые росписями. Приземистые сильно выступающие апсиды усиливают впечатление основательности и массивности объёма храма. С Троицким собором галереей соединена классицистическая Макарьевская церковь. Фасады церкви с западной и северной сторон украшены четырёхколонными портиками, основной объём завершён широким барабаном, перекрытым мощным куполом.
К обширному двухэтажному сооружению трапезной с востока примыкает объём Успенской церкви, а с запада – шатровая колокольня. Успенская трапезная церковь представляет собой двухэтажное здание, сводчатый потолок которого опирается на мощный квадратный в плане столб. Фасады завершены килевидными закомарами, кокошники также служат основанием для стройных барабанов. С запада к трапезной пристроена шатровая четырёхъярусная колокольня, соединённая галереей – один из интереснейших примеров русского шатрового зодчества XVII века. Ярус звона завершается кирпичным восьмигранным шатром с двумя рядами слухов. Корпуса келий расположены к югу и востоку от надвратной церкви.
Архитектурный образ монастырской территории характеризуется своеобразием и определяется гармоничным единством побеленных монастырских сооружений с живописным простором окружающего ландшафта. Архитектурное и природное своеобразие участка раскрывается как в облике построек, дающих представление о русском монастырском зодчестве, так и в красоте окружающего пейзажа – низкого пойменного берега Волги с выразительной береговой линей и противоположного – крутого, поросшего лесами. Выразительный опознаваемый облик этого пространства сформировался как результат объединения всех составляющих его аспектов. Следует добавить, что образ поселка как исторического поселения к настоящему времени утрачен практически полностью, и Макарьево стремительно превращается в заурядный дачный поселок.
Комплексные историко-библиографические и натурные исследования целостного фрагмента территории позволили прийти к определённым выводам в отношении историко-культурной ценности ансамбля Макарьевского монастыря и прилегающей территории, которые в свою очередь должны стать основой для принятия специальных режимов использования земель и градостроительных регламентов.
Степень представленности природного и архитектурного своеобразия на данном участке чрезвычайно высока. Целостный комплекс монастырских сооружений, выполненный практически в единой стилистике, воспринимается в неразрывном единстве с окружающим пейзажем, что дало основания отнести исследуемый участок к категории культурного ландшафта. Он имеет объективную ценность как носитель эстетической, научной, исторической информации. Сформировавшийся к настоящему времени выразительный образ монастыря, объединивший в себе природный и архитектурный компоненты, отличается гармоничностью, целостностью и своеобразием. Всё это обуславливает необходимость выдвижения требования увеличения мощности и полноты воздействия культурного ландшафта.
Макарьевский монастырь вместе с природным окружением является фрагментом информационно и эмоционально насыщенной исторической среды с высокой степенью сохранности планировочной структуры и ландшафтных особенностей. Следует отметить также ценность архитектурного ансамбля в своей данности и наличие высокого информационного и эстетического потенциала. Монастырь активно популяризируется, включается в паломнические маршруты. Исходя из этого, следует подчеркнуть необходимость сохранения и развития его комплекса в своих характерных чертах и параметрах, а также проведения специальных охранных мероприятий.
Комментарии и обсуждение
Проезд: Сюда можно добраться или через город Лысково или через Нижний Новгород. Из Нижнего Новгорода с Канавинской автостанции ходит автобус до Михайловского через Бор и Макарьево. Из Лыскова: летом — паромная переправа; зимой пешком по льду или на аэротакси («воздушная подушка»). Паром летом ходит из Лыскова в 6.15; 8.15; 12.15; 15.15 и в 18.15. Ранней весной и поздней осенью отменяются первый и последний рейсы. С пассажира берут от 40 до 80 рублей. За автомобиль от 300-400 рублей и выше. Телефон паромной переправы: 8930-8029-959.
По материалам сайта «Свято-Троицкий Макарьевский Желтоводский монастырь» http://makaryzhelt.cerkov.ru/kontakty/