троицкий собор макарьевского монастыря
Свято-Троицкий Макарьевский Желтоводский женский монастырь Епархиальные монастыри РПЦ
История
Монастырь был основан в 1435 году иноком Нижегородского Печерского монастыря святым преподобным Макарием, Желтоводским и Унженским чудотворцем (1349-1444). Место для новой обители было выбрано на левом волжском берегу, в пойменных лугах у Желтого (Святого) озера, в устье реки Керженц, в 90 км от Нижнего Новгорода.
Святой Макарий, родившийся в Нижнем Новгороде, подростком пришел в Нижегородский Вознесенский Печерский монастырь для монашеского делания. По прошествии некоторого времени Макарий удалился из монастыря и много странствовал в поисках места для новой обители. Так на берегу Желтого озера возникло монашеское поселение. Но вскоре монастырь был разорен, иноки убиты, а сам Макарий взят в плен отрядом казанского хана. Отпущенный на свободу Макарий основал новую обитель на реке Унже, где и умер.
Обитель на берегу Желтого озера была возобновлена стараниями инока Тетюшского Казанского монастыря Авраамия, которому было чудесное явление преподобного Макария. В 1624 году в возрожденном монастыре была построена первая деревянная церковь.
В 1641 году у стен обители начала действовать знаменитая Макарьевская ярмарка, и с этого времени монастырь стал строиться и благоукрашаться благодаря пошлинным доходам и добровольным вкладам.
С 1651 по 1667 годы возводятся в камне все монастырские строения, дошедшие до наших дней. По мнению исследователей, зодчим монастырского ансамбля, возможно, являлся каменных дел подмастерье Максим Апсин. В 1677 году было завершено строительство мощной монастырской крепости, поставленной для защиты монастыря и ярмарки.
Во второй половине XVII века монастырь достиг своего наивысшего расцвета. Так, патриарх Антиохийский Макарий, посетивший обитель в 1666 году, назвал ее «вторым Иерусалимом». Дважды в монастыре побывали царские особы: император Петр I и императрица Екатерина Великая.
Из Макарьевской обители вышли такие известные исторические личности, как будущий патриарх Никон, Аввакум Петров, архиепископ Сибирский и Тобольский Симеон, протопопы Стефан Вонифатьев и Иван Неронов.
XIX век стал трудным для монастыря. В 1817 году Макарьевская ярмарка была перенесена в Нижний Новгород. Волжские воды стали приближаться к стенам обители, постепенно разрушая наружную линию его укреплений. Под угрозой полного разрушения в 1868 году обитель была закрыта. Через пятнадцать лет, в 1883 году, монастырь был восстановлен, но уже как женский.
В 1927 году монастырь закрыли, сестер разогнали. В 1928–1929 годах здесь был размещен детский дом, затем монастырские помещения стали сдавать в аренду разным советским организациям. В годы войны в монастыре размещался эвакогоспиталь, а в 1943 году обитель была передана Лысковскому зооветеринарному техникуму. За годы советской власти монастырские храмы и строения постепенно разрушались и приходили в упадок.
В 1990 году Свято-Троицкий Макарьевский Желтоводский женский монастырь был передан Нижегородской епархии. К 2005 году отреставрированы и освящены монастырские храмы. В настоящее время обитель переживает свое третье возрождение.
Свято-Троицкий Макарьевский Желтоводский монастырь
Главная
Этот сайт создан по благословению правящего Преосвященнейшего Силуана, епископа Лысковского и Лукояновского в августе 2014 года.
Несколько эпох возрождения пришлось пережить нашему древнему монастырю. Последнее началось с августа 1991 года, когда в обитель прибыли первые монахини. С тех пор монастырь на Желтых водах преобразился неузнаваемо. Насельницы обители будучи на самых разных монашеских послушаниях, присовокупили к ним и современные миссионерские труды. Сотни тысяч человек побывало почти за четверть века в нашем монастыре. И не только из разных уголков России, но и из Франции, Германии, Великобритании, США, Китая, Австралии, Канады, Италии, Израиля, Украины и многих иных стран. Господь приводит разные народы, даже разных вероисповеданий к Своему угоднику святому Макарию, дабы он наставил на путь спасения как можно больше людей… Потому, как в старину говорили о нашей обители — Волжская Жемчужина — так для многих приходящих монастырь стал по-настоящему жемчужиной наставления в Вере и Истине.
Поделиться:
Икона дня
Православный календарь
Прав. отрока Артемия Веркольского (1545). Прп. Гавриила Самтаврийского (1995) (Груз.).
Сщмч. Николая Любомудрова пресвитера (1918); сщмчч. Зосимы Пепенина, Иоанна Ганчева, Иоанна Речкина, Иоанна Родионова, Николая Фигурова, Леонида Никольского, Иоанна Талызина и Александра Орлова пресвитеров, Михаила Исаева и Петра Кравца диаконов и мч. Павла Бочарова (1937).
Флп., 242 зач., II, 16–23.Лк., 44 зач., IX, 23–27.Вмч.:2_Тим., 292 зач., II, 1–10.Ин., 52 зач., XV, 17 – XVI, 2.
Троицкий собор макарьевского монастыря
История
Основание монастыря
Калязинский Троицкий монастырь был основан в первой половине XV в. (не позднее 1434 г.) монахами Кашинского Клобукова монастыря. Обитель возникла на левом берегу р. Волги против древнего поселения Николы на Жабне. По имени своего основателя, монаха Макария, монастырь долгое время назывался Макарьевским, а по фамилии местного землевладельца – Калязинским.
Выбор места для устройства монастыря не был случаен: он создал монастырь «во своих местех» и «отчину свою, вси села, приложил тому монастырю». Начало обители было положено возведением монахами за 40 дней храма во имя Святой Троицы.
На первых порах калязинская вотчина формировалась не столько за счет благотворительности соседей, сколько благодаря тому, что преподобный Макарий сам выступил в роли ктитора, передав основанной обители собственные земли. Он и в дальнейшем проводил активную земельную политику. В архиве монастыря сохранились сведения о 14 сделках, совершенных от его имени, в которых, возможно, были задействованы его земли.
Развитие монастыря во многом объяснялись покровительством великого князя и епископа тверского. Троицкий монастырь был не единственным в Тверском княжестве, но именно ему суждено было стать самым богатым и влиятельным в округе.
Рост монастыря
Быстрый хозяйственный рост монастыря привел к росту популярности его настоятеля, который рассматривался братией и прихожанами уже не только как духовный пастырь, но и как благодетель, «господарь». К Макарию стали стекаться люди разного чина. Выдающийся церковный деятель XV в. Иосиф Волоцкий (основатель Иосифо-Волоколамского монастыря), обозревая русские монастыри, побывал ещё при жизни Макария в его обители, о чем позднее писал: «Видел же и блаженного старца Макария, игумена и создателя монастыря колязинского… и поведал он мне: когда говорит пришел я на это место и пришли со мной семь старцев от монастыря Клобуковского. Совершенствовались добродетелями и постническим и иноческим житием, также вели себя и все братья к ним примыкавшие. Они же всех просвещали, приучали к пользе и тем запрещали и возбраняли своим страстям следовать. И такое было тогда в монастыре благоговение и благочиние, все творилось по примеру отеческих и общежительных преданий».
Посетивший монастырь примерно в то же время старец Митрофан Бывальцев, возвращавшийся после девятилетнего пребывания на Афонской горе, говорил братии как он напрасно так долго трудился и странствовал, без успеха столько исходил и вдруг обнаружил, что в Макарием монастыре живущим можно спасти душу, потому что все здесь творится «подобно киновиям на святой Афонской горе сущим».
В 1466 г. тверской купец Афанасий Никитин по пути в Индию останавливался в монастыре и принял благословение Макария Калязинского. Отправление купеческого каравана из Твери было освящено братом Макария – епископом Геннадием. «Поидох от Спаса святого златоверхаго и с его милостию, – сообщал летописец, – от государя своего от великаго князя Михаила Борисовича Твсрскаго, и от владыки Геннадия Тверскаго… И поидох вниз Волгою. И приидох в монастырь Колязин ко святей Троицы живоначальной и к святым мучеником Борису и Глебу. И у игумена ся благословив у Макария и у святыя братии. И ис Колязина поидох на Углеч…».
Монастырская ограда
2 мая 1610 г. литовский военачальник Александр Юзеф Лисовский и русский изменник, атаман казаков Андрей Захарович Просовецкий, отступая из-под Суздаля, появились под стенами Калязинской обители и атаковали монастырь, в который спрятались и местные жители. На тот момент там находился русский воевода, участвовавший вместе с князем Михаилом Скопиным-Шуйским в Калязинской битве, защитник Троице-Сергиевой лавры Давид Жеребцов. Под его предводительством все находившиеся в обители храбро сражались с врагом. Но деревянные стены монастыря не выдержали осады, и участь осажденных была решена. В некоторых книгах указывается, что Жеребцов сдался в плен. Все до единого были убиты, монастырь был разграблен и подожжен. Мощи преподобного Макария разбросали по обители, а серебряную раку, подаренную царем Борисом Годуновым, забрали с собой. В огне пожара значительно пострадал Троицкий собор.
Калязинский монастырь был лишь одним из многих сожженных и разграбленных городов и поселений русской земли, но подвиг его был так велик, что его восстановлению центральная власть придавала первостепенное значение. Уже в 1610 г. Василий Иванович Шуйский пожертвовал в монастырь церковную утварь и облачение. В 1613 г. «великий печальник о русской земле, доблестный нижегородский гражданин» Козьма Минин сделал от имени вновь избранного царя Михаила Фёдоровича Романова крупный вклад, спеша поставить народного избранника под охрану святых покровителей земли русской, каковым по праву считался и Макарий Калязинский. Затем неоднократно и сам царь, и его мать «великая инокиня Марфа Ивановна» делали монастырю «дачи» о «многолетнем государевом здравии»
В течение четырёх лет, начиная с 1644 г., Марком Шарутиным и его сыном Иваном (авторами стены в Саввино-Сторожевском монастыре) была восстановлена монастырская ограда Троицкой обители, причем в нее были включены элементы оборонительного значения. Монастырская стена, с обустроенными бойницами и увенчанная зубцами, стала достигать в высоту до 10 аршин (чуть более 7 м), периметр её составил 345 сажень (ок. 750 м), толщина стен – 3 аршина 6 вершков (ок. 2,5 м). Стена прерывалась шестью башнями (четыре по углам и две по сторонам) различной архитектуры. Ещё одна башня высилась над Святыми вратами. Изнутри стены имели крытый переход, сообщающийся со всеми башнями. И ограда, и башни были крыты железом, а шпили башен покрывала английская жесть. К монастырской стене с внутренней стороны примыкали два ледника, экипажный сарай и другие службы.
В стене пробили трое ворот, ориентированных на юг, север и восток. Южные врата назывались Святыми, над ними, во внутреннем дворе, высилась надвратная Макарьевская церковь. С внешней стороны врат располагалась каменная четырёхугольная Часовая башня с деревянным верхом, со светлицей в шесть окон, и помещением в котором стояли «боевые часы». Снаружи над Святыми вратами была помещена икона Св. Троицы, по бокам от которой располагались памятные надписи. Над вратами со стороны монастыря был изображен свт. Арсений. Между Святых врат и надвратной Макарьевской церковью на рундуках располагалось десять чугунных пушек, разной величины, весом от 79 до 28 пудов, отбитых у поляков в Смутное время.
Именитые гости
Калязинский монастырь с годами превратился в крепость и стал иметь важное оборонное значение для Московского государства, защищая его северные рубежи.
Монастырь посещался именитыми особами Рюриковичей и Романовых. Трижды побывал в нем Иван Грозный, а в 1599 г. Калязинский монастырь посетил Борис Годунов с супругой и детьми. Семья царя издавна имела благоволение к обители. Целью посещения монастыря семьей Бориса Годунова было получить благословение святого угодника Божьего преподобного Макария на брак дочери царя с датским принцем Иоанном. Царь Борис пожаловал монастырю богатую серебряную раку, в которую были помещены святые мощи преподобного Макария. Дядя царя Бориса, боярин Дмитрий Иванович Годунов, в одно из своих посещений пожертвовал в монастырь старинную рукопись Псалтири с рисунками в лицах по полям (ныне хранится в Государственном историческом музее в Москве).
Троицкий Калязин монастырь называли «великой обителью» даже патриархи. Настоятели монастыря приглашались на земские и церковные соборы. Игумен Феодорит участвовал в соборе 1572 г. по случаю четвертого брака Ивана Грозного. Подпись игумена Феодосия стоит под грамотой на избрание царя Михаила Фёдоровича Романова. Архимандрит Сергий присутствовал при венчании на царство Федора Алексеевича. В числе настоятелей монастыря было много замечательных исторических личностей.
Смутное время
В 1609 г. монастырь на время становится центром освободительного движения русского государства от польско-литовских захватчиков. Монастырь на время стал ставкой предводителя русского воинства князя Михаила Васильевича Скопина-Шуйского. Здесь расположились отряды ополченцев из северных русских земель, которые строили оборонительные сооружения и обучались под командой шведских офицеров. Сюда ополчение под командованием М.В. Скопина-Шуйского прибыло после битвы под Тверью в июле 1609 г. Поход на Москву пришлось отложить из-за недостатка сил, князь пошёл вниз по Волге и 24 июля прибыл к монастырю. Здесь был разбит лагерь, в ставку стали стекаться новые силы ополченцев. 27 августа 1609 г. в Макарьевской обители были подписаны между Россией и Швецией две дополнительные договорные записи к Выборгскому договору (заключен 28 февраля 1609 г.) о союзничестве и взаимной военной помощи. В первой записи, завизированной князем Михаилом Васильевичем Скопин-Шуйским (1586-1610) и генерал-фельдмаршалом шведских войск Кристерем Абрахамссоном Сомме (1580 – после 1618), предписывалось шведским вспомогательным силам немедленно явиться в Калязин. Также подтверждалось, что русские не имеют притязаний на спорную в то время город-крепость Корела (отвоевана только в 1710 году, сейчас в границах г. Приозерска). Во второй записи были лишь уточнения по поводу первой и направлялась королю Швеции Карлу IX (1550-1611). Договорные записи скреплялись князем Михаилом Скопин-Шуйским и королевским секретарем Карлом Олафссоном.
Уже на следующий день, 28 августа 1609 г., под стенами Макарьевского монастыря разразилось сражение, вошедшее в историю под названием «Битва под Калязином». Главнокомандующий войсками Лжедмитрия II Ян Петр Сапега (1569-1611), осаждавший до этого Троице-Сергиеву лавру, решил захватить Макарьевскую обитель и разбить русское войско, бывшее в Троицком Калязине монастыре и окрестностях под командованием князя М.В. Скопина-Шуйского. Как пишет иеромонах Павел (Крылов), «князь Скопин, имевший и меньше сил, чем неприятель», смог дать отпор, откинув неприятеля на расстояние более чем на пятнадцать километров – до Троицкого Рябовского монастыря. На следующий день интервенты отошли к Троице-Сергиевой лавре. М.В. Скопин-Шуйский вышел к Москве спустя месяц.
В истории Калязина это событие не забыто до сих пор. Около Вознесенской церкви в 2009 г. был установлен памятник князю Михаилу Скопин-Шуйскому, на котором изображен портрет самого военачальника, сверху – птица скопа, попирающая польско-литовские знамена.
Свято-Троицкий Макарьевский Желтоводский монастырь
Свято-Троицкий Макарьевский Желтоводский монастырь — действующий женский монастырь, который расположен на левом берегу Волги в посёлке Макарьево Нижегородской области, примерно в 90 км от Нижнего Новгорода ниже по течению. Туристам, путешествующим по Волге на пароходе, белоснежные крепостные стены и золотые купола храмов видны издалека. Самые красивые виды на монастырь открываются именно с воды, как утверждают многие, посещавшие это место с экскурсиями. Храмовый комплекс относится к архитектурным памятникам России. В 2019 г. Банк России выпустил памятную серебряную монету номиналом 25 рублей «Свято-Троицкий Макарьевский Желтоводский монастырь, Нижегородская область».
Монастырь имеет многовековую историю, и в данный момент считается восстанавливаемым. Кроме монашества занимается миссионерской деятельностью. За время последнего возрождения монастыря здесь побывали сотни тысяч человек из разных уголков России, Франции, Германии, Великобритании, США, Китая, Австралии, Канады, Италии, Израиля, Украины и многих других стран, чтобы посмотреть на Волжскую жемчужину. Макарьевский женский монастырь является одним из самых посещаемых храмовых комплексов Нижегородской области. Помимо туристов в обитель приезжает большое количество паломников, желающих поклониться главе преподобного Макария и иконостасу с частичкой его мощей.
В мае 2018 г. из Успенского собора монастыря было похищено 10 ценных икон, среди которых были образы с частицами мощей преподобного Макария, а также мироточивый образ и Владимировская икона Божией Матери XVII в. Однако преступники были задержаны спустя две недели, иконы найдены и возвращены священнослужителям.
История Желтоводского монастыря в Макарьево
Датой основания монастыря считаются 1434—1436 гг. Инок Нижегородского Вознесенского Печерского монастыря Макарий, искавший уединения, решил поселиться на озере Желтые воды (при изменении русла озеро было поглощено Волгой). Позже к нему стали приходить миряне за советом и помощью, а со временем к Макарию присоединились и другие послушники, и было решено построить храм в честь Пресвятой Троицы. Однако уже в 1439 г. церковь была дотла сожжена войском Улу-Мухаммеда, все монахи убиты, а сам Макарий был уведен в плен. Однако хан приметил благоверного старца и отпустил его на свободу, а вместе с Макарием, по просьбе самого монаха, были отпущены еще около 400 человек из числа пленных.
Первое возрождение монастыря началось в 1620 г. старцем Аврамием, которому по преданию во сне трижды являлся святой Макарий и просил возродить обитель у Желтого озера. Вместе с царским благословением на постройку обители, старец получил и разрешение на строительство Макарьевской ярмарки. Удачное местонахождение монастыря на берегу судоходной Волги способствовало развитию бойкой торговли на ярмарке, а монашеские игумены прикладывали множество усилий для этого. Макарьевская ярмарка была самой крупной в России, и, возможно, во всей Европе. Так как торговля велась на монастырской земле, то все доходы с ярмарки шли на нужды церкви. На эти деньги и были возведены каменные строения и крепостные стены монастыря.
В 1700 г. по политическим причинам царь Петр Алексеевич издал указ, по которому вся прибыль от Макарьевской ярмарки перешла в государственную казну. В 1816 г. ярмарка таинственным образом сгорела, а с 1817 г. полностью переместилась в Нижний Новгород. Средств для существования и поддержания зданий в надлежащем порядке стало не хватать, и монастырь был признан заштатным. После большого пожара храмовые постройки было решено не восстанавливать, а монастырь расформировать. В 1868 г. обитель закрылась, все иконы были переданы Александро-Невскому Новоярмарочному собору.
Следующее возрождение обители произошло в 1883 г. Монастырь был частично восстановлен руками монахинь и прихожан, и к 1917 г. здесь проживало около 300 сестер. Однако с приходом советской власти монастырь ликвидировали, а монахини были вынуждены вести мирскую жизнь.
В 1928—1929 гг. в помещениях монастыря находился детский дом. В военное время монастырские постройки были переоборудованы под эвакуационный госпиталь, после чего здесь открылся ветеринарный техникум. Также в зданиях церквей держали скот и хранили корма для животных.
В 1990 г. монастырь планировалось превратить в туристический центр, однако в 1991 он все же перешел в подчинение Нижегородской Епархии, и в том же году было принято решение возобновить деятельность Макарьевского Желтоводского женского монастыря.
Архитектура
Монастырь привлекает к себе внимание своими укрепленными белыми стенами, на которых расположены дозорные башни. Попасть внутрь можно только через массивные ворота, которые одновременно служат входом в надвратный храм во славу архангела Михаила. В крепостных стенах расположены кельи монахинь и помещения административного и хозяйственного назначений.
Главный Храм обители — Собор во имя Святой Живоначальной Троицы. Он возведен по образцу Успенского собора московского Кремля. Внутри храма до сих пор можно увидеть следы наводнений от разлива Волги, которые происходили периодически, пока монастырь не защитили земляным валом. В храме обновленный иконостас, а вот многие фрески не восстановлены и по сей день.
Всего на территории монастыря расположено 6 старинных храмов: Троицкий собор, построенный в 1664 г.; храм во имя преподобного Макария Желтоводского 1809 г. постройки; надвратная церковь Архангела Михаила, основанная в 1674 г.; Успенская церковь с колокольней и трапезной, возведенная в 1654 г.; домовый храм во имя преподобного Григория Пельшемского, возведенный в 1786 г., и келейный храм во имя преподобного Антония Великого. Также на территории расположены древние могилы, скрытые в небольшом ухоженном саду.
Кроме храмового комплекса, монастырь имеет два подворья: собор Святого Преображения Господня в Лыскове и собор Казанской иконы Божией Матери в селе Макарьево.
Расписание богослужений можно посмотреть на официальном сайте Свято-Троицкого Макарьевского Желтоводского монастыря. Вход в обитель доступен с раннего утра до вечера. Входной платы нет, но церковь приветствует любые добровольные пожертвования.
Внутренний двор Макарьевского Желтоводского монастыря на панорамах Google Maps
Как добраться
Храмовый комплекс расположен в 88 км от Нижнего Новгорода в поселке Макарьево Лысковского района.
Из Лысково добраться в монастырь в теплое время года можно с помощью паромной переправы. От Лысково паром отправляется в 6:15, 8:15, 12:15, 15:15 и в 18:15. Весной и осенью первый и последний рейсы отменяются. Зимой можно перейти реку пешком по льду, или доехать на аэротакси.
Доехать до Макарьево из Нижнего Новгорода можно на автобусах, следующих с Канавинской автостанции до Михайловского. Можно добраться на собственном автомобиле по трассе К21, дорога займет меньше двух часов времени.
Те, у кого нет собственного автотранспорта, могут воспользоваться услугами такси или трансфера Kiwi.
Свято-Троицкий Макарьевский Желтоводский монастырь на видео
Свято-Троицкий Макарьевский Желтоводский монастырь: обзор и советы паломникам
Есть на Руси места благословенные, а есть откровенно святые, святость которых корнями уходит вглубь времен. Из этого славного созвездия – Макарьевский монастырь, основанный на берегу когда-то соседствовавшего с Волгой Желтого озера. Желтоозерскую территорию поглотили волжские воды, но заложенная иноком Макарием обитель отразила факт существования озерного края. Ее нарекли Желтоводской – как называли самого монаха, обосновавшегося тут в первой келье.
Историческая справка
Монастырская история началась в 1435 г. с построения небольшого бревенчатого храма в честь Святой Живоначальной Троицы. Скромному детищу келейника Макария жить судилось недолго – спустя 4-5 лет молельню сожгли воины казанского хана Улу-Мухаммеда. Почти все поселившиеся в нем «незаконно» с точки зрения татар монахи были убиты, а основатель постройки Макарий взят в плен. Однако скромность и кротость 90-летнего игумена настолько поразили хана, что он гневно отчитал военачальников.
Слова правителя звучали примерно так: «За что вы оскорбили и пленили такого доброго, не склонного к дурным поступкам мужа? Он никому не причинил зла – зачем было уничтожать его жилище?» Опасаясь гнева Аллаха, «единого над всеми», Мухаммед/Махмед велел не только освободить пленника, но и исполнить его просьбу – отпустить еще 40 поселенцев-мужчин, а с ними и женщин с детьми. Так началось шествие почти в 200 человек от Казани до града Унжеска под Костромой через Желтые Воды.
Вернувшись к останкам бывшей обители, Макарий с помощью узников похоронил убиенных своих собратьев, а потом двинулся дальше, к земле Галичской. Он удалился от города и устроил себе новую отшельническую келью – уже на правом склоне реки Унжи. Впоследствии тут был выстроен очередной Желтоводский монастырь – Макарьево-Унженский. Любвеобильный отец привлек сюда множество жаждущих монашеского уединения. К нему присоединялись, его готовы были слушать.
Умер Св. Макарий на 95-м году жизни, в июле 1444 г. Завещав своим чадам возвести монастырь на избранном когда-то им участке – в устье Свияги. Духовные наследники не успели выполнить завещания, но на том участие первооснователя в судьбе обители не закончилось. Восстановил прерванную цепочку монах Авраамий. Явившийся ему во сне дух Макария подсказал, где именно находится освященное место храма. При поддержке царя Михаила Федоровича из рода Романовых в 1620 г. начал возводиться уже каменный собор.
Огромную роль в успехе строительства сыграло открытие рядом бойкой «Макариевской ярмонки» и царское благословение на право использовать ее доходы на нужды монастыря. Создателем современного комплекса считают патриарха Никона – выходца из послушников, принявшего монашеский постриг. Пространство было обнесено могучей крепостью для защиты торгов и самого монастыря. В 1779 г. поселок вокруг этих объектов был преобразован в город, центр уезда, но позже уездным стали считать бывшее село Лысково.
За сотни последующих лет сооружение пережило много потрясений – от осады участниками Разинского бунта до атеистической волны ХХ века, в послереволюционную эпоху. В конце ХІХ столетия здания горели, затем были воссозданы, но уже со статусом женского монастыря. В 20-е годы прошлого века тут располагался детский дом, а в период Великой Отечественной войны – эвакогоспиталь. Десятилетия на полтора строение было передано Лысковскому зооветтехникуму, и под храмовыми башнями даже держали скот и сохраняли корма.
Свято-Троицкий Макарьевский женский Желтоводский монастырь сегодня
Территориально это похожая на кремль крупная крепость-квадрат с круглыми угловыми башнями и с воротами посредине каждой из четырех сторон. Постоянные ее обитатели – монахини-женщины и 20 девочек, живущих в церковном приюте.
Архитектурный аспект
В ансамбль основных строений входят роскошный Свято-Троицкий собор (период построения: 1658-1664 г.г.), аналог одноименного московского собора, и посвященная Пресвятой Богородице Успенская церковь 1654 года – с трапезной палатой и колокольней. Дополняют список привратная многоярусная башня-церковь Михаила Архангела (год возведения – 1674) и крепостные стены. В одну из них (южную) встроены были жилые кельи.
Кроме перечисленного, внутри имеются еще три помещения, носящие имена известных христианских деятелей: храм-келья пустынника Антония Великого, храм преподобного первооснователя пустоши Макария Желтоводского, смыкающийся с колоннадой тосканского ордена, и храм Григория Пельшемского. К монастырской композиции частенько причисляют и поселковую Казанскую церковь.
Что посмотреть
При входе взгляд останавливается на старинной надвратной иконе, а внутри главного красавца-храма – на потрясающей красоты древнерусских фресках (к сожалению, не полностью восстановленных) и золоченом иконостасе, расписанном сравнительно недавно. Колонны центрального зала хранят следы наводнений (последнее случилось в 1926 г.). Сегодня затопление внутренним помещениям не грозит – благодаря валу высотой в 5-7 м, защитившему ансамбль от волжских разливов.
Кому и чему поклониться
Из реликвий наиболее значимы мощи (почитаемая честная глава и фрагмент перста) преподобного Макария, Унженского чудотворца.
Из икон с сопровождающими их частицами мощей святых есть возможность почтить память:
Как доехать: дорога, экскурсии
Поездку из Нижнего Новгорода в поселок Макарьево Лысковского района можно осуществить на автобусе, автомобиле или водным путем – с помощью парома или теплохода (зимой возможен пеший переход по льду либо в аэротакси). Автоварианты востребованы более других.
Автобус и паром
Наиболее актуальный автобусный маршрут – от нижегородского автовокзала «Щербинки» до г. Лысково. Доехав до конца, от лысковской автостанции спускаются на волжскую пристань. Это далековато, и большинство путешественников нанимают такси. Паромная переправа – отличная возможность без задержек попасть в нужное место. Частота поездок – каждые 2-3 часа. Самый ранний маршрут в 6.15 утра, последний – в 18.15. Расписание Макарьево-Лысково стартует в 7.00, завершающий его рейс – в 19.00.
Теплоход
Предельно комфортный транспорт. Спросом пользуются одно- или двухдневные экскурсионно-прогулочные поездки с целью совместить доставку туристов до желанного пункта с продуманной экскурсионной программой. Курсируют прогулочные суда от Речного вокзала с начала мая по конец сентября.
Плавание очень приятное, сулящее массу возможностей полюбоваться живописными окрестностями и «нащелкать» море ярких снимков – природы и жемчужин зодчества на ее фоне.
Автомобиль
Популярных вариантов два – через лысковскую трассу М-7 в сторону Казани или мимо Бора.
Первая цепочка выглядит так: Кстово-Работки-Лысково, за ними – повернуть налево у магазина «Магнит» по направлению к рынку. Двигаясь по главной дороге, авто минует памятник Ленину, высокую белую церковь и выедет на участок с односторонним движением. Впереди окажется небольшая церквушка, за ней надо будет свернуть с магистрали вправо, к реке. Взору откроется паромная переправа. Машины оставляют на берегу: парковаться есть где. Это 100 км от Н.Новгорода.
Автомаршрут 2 – через Бор. Едут напрямик либо в объезд города. Промежуточные пункты выстроятся так: Бор-Плотинка-Ивановское, затем – Красный Яр и Валки. Следующий этап – мост через Керженец. Все время придется держаться главной трассы. Рассчитывайте преодолеть в целом около 120 км. Кстати, транспортное средство можно и переправить – как легковик (это, правда, дороговато), так и велосипед (последнее обойдется дешево).
Завершающий кусочек преодолевают пешком: от пристани до монастырских подворий – пара минут ходу.
Короткие автобусные ознакомительно-экскурсионные туры в Макарьевский монастырь из Нижнего организуют тоже – обычно в летний сезон.
Околомонастырские достопримечательности
Часть из них по-домашнему притягательна, обволакивает теплом и запоминается надолго.
Музей «Сказка»
Это частная «культурная точка» семьи Фоминых. С виду – милый жилой дом с башенками за уютной березовой оградкой. Дому-музею 50 лет. Обустроен он был художником Борисом Фоминым, нынешняя хозяйка коллекции – дочь увлеченного собирателя «сказочной» атрибутики.
В числе экспонатов – пейзажные полотна здешних мест, экзотические скульптуры из дерева и оригинальные проволочные картины, напоминающие кружевное плетение. Разброс героев широк – от Бабы-Яги до паука-великана и деревянного башмака.
Музей ткацкого станка
Метрах в 100 от монастыря, на улице Советской, находится этот симпатичный домик этнотехники и искусства ткачества. Любознательных посетительниц он заинтересует полезными мастер-классами. Функционирует мини-музей ежедневно с 9.00 до 18.00. Выходной день – понедельник.
Страусиная зооферма
Любви к экзотике нижегородцам не занимать, и ферма по выращиванию страусов в Макарьеве – прямое тому доказательство. Она вдвойне доходна, поскольку радует не только прибылью от мясопродукта, но и стала центром агротуризма. Для заезжей детворы такой поход в зоопарк – редкостное развлечение. От прибрежной зоны «монастырь-пристань» до площадки с длинноногими птахами везет автобус-ПАЗик, разрисованный их силуэтами.
О посещении птицефермы договариваются заранее, индивидуально. Обитателей птичьего царства (а это пестрая компания из взрослых особей, страусят и «сопутствующих» страусам-австралийцам цесарок с индюками) можно кормить, с ними разрешают пофотографироваться. Мясные блюда и яйца в фирменном меню имеются. А кроме перечисленного – перья и косметика с ингредиентами из жира птиц-экзотов.
Памятники
Сегодня гостей святого места на берегу Волги-матушки встречает основатель-покровитель обители святой Макарий Желтоводский, застывший под большим крестом в одеянии схимника. Со свитком-завещанием в левой руке, на котором начертано: «Вера без дел мертва». Авторство фразы-призыва приписывают апостолу Иакову. Автором художественного проекта стал Владимир Нагорнов – мастер, сумевший придать своему творению глубоко символический смысл.
Желающим же познакомиться с памятками более удаленными от крепости-святилища советуем отъехать в сторону Бора и подняться на «Моховые горы» – 50-метровую кручу. Там есть смотровая площадка-круг с «парным» монументом Горькому и Шаляпину. Впечатляют как сами бронзовые фигуры, так и захватывающая дух панорама. Однако включить в однодневный план этот объект можно лишь если вы на собственном авто: «догулять» туда пешочком сложно.
Кратко о времени и правилах службы
Дополнительная информация для паломников
Когда лучше приезжать и где остановиться
Монастырь открыт для экскурсий и паломничества круглый год, принимает гостей с раннего утра допоздна. Он неплохо отреставрирован, вход свободен, бесплатен. Пожертвования приветствуются. Теплоходные прогулки-круизы по Волге и Оке с заходом в Макарьево в летние месяцы регулярны, их продолжительность – от одного (если цель – исключительно Макарьевский монастырь) до 4-5 дней (если планируется охватить ряд культовых центров Поволжья).
Постельное белье, питание (двух- или трехразовое – на выбор), развлекательные мероприятия, экскурсионное обслуживание турфирмами обеспечиваются и входят в общую стоимость. Цены и расписания меняются и зависят от сезона и класса билета. Для оформления путевки понадобятся паспортные данные. С конца апреля до середины октября – лучший временной промежуток для посещения Макарьева приезжими со «светскими» приоритетами. Для серьезных мероприятий время года не ограничено.
Жилье паломнического типа всегда найдется в монастыре, еда проблемой не станет. Но договориться о проживании лучше заблаговременно, связавшись с матушкой настоятельницей. По приезде детали (сон-питание-службы-работа-послушничество) можно довольно быстро уточнить. Есть и поселковая гостиница неподалеку от храма, рядом с пристанью. Не пятизвездочная, понятно, но чистая, «домашняя», со спокойной обстановкой. Приезжайте – не пожалеете.