троицкий собор мощи сергия радонежского

Троицкий собор (1422-23 гг.)

троицкий собор мощи сергия радонежского

Конструктивные особенности придают памятнику черты неповторимого своеобразия. Столпы собора сильно сдвинуты к востоку, его глава смещена к алтарной части, южный и северный порталы расположены ближе к апсидам. Такой архитектурный прием позволяет увеличить пространство центрального нефа, делая в то же время алтарную часть храма небольшой по размеру. Наклон стен, пилонов и барабана купола к центру храма, вытянутые арки верхней части собора создают впечатление увеличенной высоты сооружения. Вся система крестово-купольного храма здесь подчинена одной задаче — созданию единого целостного внутреннего пространства.

Андрей Рублев «с сотоварищи» написали иконы трех рядов иконостаса: деисусного, праздничного и пророческого чинов. Деисусный чин включает пятнадцать икон с изображениями святых, в том числе воинов-великомучеников Георгия и Димитрия, образы которых связаны с традицией общецерковного поминовения погибших воинов в Димитриевскую субботу. Истоки этой традиции восходят к молитве Преподобного Сергия Радонежского, во время которой он поминал имена погибших на Куликовом поле воинов князя Дмитрия Донского.

В праздничном ряду из девятнадцати икон на сюжеты евангельской истории от Благовещения Пресвятой Богородицы и Рождества Христова до Успения Пресвятой Богородицы центральное месте занимают две иконы «Причащение апостолов». Пророческий ряд включает шесть парных икон с поясными фигурами пророков и является древнейшим из известных нам изображений пророков в иконостасе.

троицкий собор мощи сергия радонежского

Примыкающая к собору западная паперть впервые упоминается в 1584 г. При входе в собор со стороны паперти рядом с расписным порталом можно увидеть фрески XVI в. с изображением преподобных Сергия и Никона Радонежских.

Железная дверь, ведущая в южный притвор, сохранила пробоину от ядра, полученную во время осады монастыря польско-литовскими войсками в 1608-1610 гг.

троицкий собор мощи сергия радонежского

Реставрация Троицкого собора началась в 1925 году с разборки позднейшей северной паперти и с восстановления белокаменной кладки северного фасада. Работами руководил архитектор Д.П. Сухов. В 1926 году им же восстановлены три из пяти ранее растесанных оконных проемов в апсидах храма.

В 1954 году, под руководством архитектора В.И. Балдина, возобновилась реставрация фасадов собора: они были очищены от наклеенного на них холста и масляной живописи XVIII-XIX вв., были восстановлены древние формы порталов и оконных проемов. В 1966 году данный этап реставрации был завершен восстановлением позакомарного покрытия.

Богослужения в Троицком соборе совершаются ежедневно:

— в воскресные и праздничные дни:

На Пасху, в дни Великого поста и в некоторые двунадесятые и престольные праздники богослужение совершатся по особому расписанию.

Источник

Где находятся мощи Сергия Радонежского в Москве?

троицкий собор мощи сергия радонежского

Как найти мощи Сергия Радонежского в Москве, чтобы поклониться останкам великого игумена земли Русской? Об этом Вы узнаете, если прочитаете нашу статью!

18 июля Церковью празднуется память преподобного Сергия Радонежского — одного из самых любимых и известных русских святых.

троицкий собор мощи сергия радонежского

Преподобный Сергий Радонежский

Мощи Сергия Радонежского в Москве

Нет смысла пересказывать житие игумена земли Русской — оно и так прекрасно известно. Также все знают, что мощи его почиют в созданной им обители — Свято-Троицкой Сергиевой Лавре в подмосковном Сергиевом Посаде. Если вы хотите поклониться любимому святому, но в середине недели выехать из Москвы не можете — не огорчайтесь. В нескольких московских храмах есть частицы мощей преподобного Сергия.

троицкий собор мощи сергия радонежского

Рака с мощами преподобного Сергия Радонежского в Троицком соборе Свято-Троицкой Сергиевой Лавры

На подворье Троице-Сергиевой Лавры, в храме Троицы Живоначальной (2-й Троицкий пер. 6а — от станции метро «Цветной бульвар» пешком) находится икона преподобного с частицей его мощей. Подворье представляет собой фактически небольшой монастырь, и службы здесь совершаются по монастырскому уставу.

троицкий собор мощи сергия радонежского

Подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры в Москве

В храме святителя Николая в Кленниках (метро «Китай-Город»), где служил святой праведный Алексий (Мечев) — также есть икона преподобного Сергия Радонежского с частицей мощей.

троицкий собор мощи сергия радонежского

Храм святителя Николая в Кленниках на Маросейке

Кажется символичным, что частица мощей Радонежского чудотворца находится в храме, бывшем в смутные революционные годы настоящим светом миру — именно здесь святой Алексий (Мечев) создал свою знаменитую общину. Напомним, что в начале века в Москве был создан и другой подобный «светильник» — Марфо-Мариинская обитель, и ее основательница — Великая Княгиня Елисавета Феодоровна — вспоминается Церковью в один день с преподобным Сергием, небесным покровителем ее супруга, Великого Князя Сергея Александровича, убитого террористом.

троицкий собор мощи сергия радонежского

Храм Илии Обыденного

В другой московской церкви — храме Илии Обыденного, никогда не закрывавшемся — среди многочисленных святынь тоже есть икона преподобного Сергия с частицей мощей.

В храме Владимирской иконы Богородицы в Виноградове на севере Москвы (Дмитровское шоссе, 170, проезд от метро «Петровско-Разумовская» или «Алтуфьево»), кроме того, что находятся частицы мощей преподобного Сергия Радонежского, в честь него освящен один из трех приделов.

В том же Северо-Восточном округе Москвы (Троицкое благочиние) на улице Костромская (дом 7 — район Бибирево) стоит храм преподобного Сергия Радонежского. История его создания интересна сама по себе.

Летом 1873 года в селе Бибирево бушевала эпидемия холеры. По селу монахи носили с молитвой чудотворную икону преподобного Сергия Радонежского. 13 июля образ вырвался из рук и пронесся по воздуху. После этого эпидемия отступила. 13 июля жители Бибирева стали почитать за праздник, в этот день совершались молебны преподобному — а вскоре было решено поставить храм в память о чудесном событии. В 1893 году новая церковь была освящена. Там и находится чтимая икона преподобного Сергия.

троицкий собор мощи сергия радонежского

Храм преподобного Сергия в Бибирево

Другое чудо, связанное с именем преподобного Сергия Радонежского, произошло несколько лет назад в храме Успения Пресвятой Богородицы в Архангельском-Тюрикове (Дмитровское ш., 120, кор.1, проезд: от ст. метро «Алтуфьево»). В 1995 году в церковь принесли темную доску, найденную в лесу. По словам дарителей, от иконы по ночам исходит странное свечение, пугающее их.

троицкий собор мощи сергия радонежского

Явление Божией Матери преподобному Сергию Радонежскому. Чудотворный образ в храме Успения Пресвятой Богородицы в Архангельском-Тюрикове

В храме свечение от иконы также иногда наблюдали, но было оно не пугающим, а, напротив, светлым и тихим, и в нем можно было различить образ Божией Матери. Постепенно стало возможным различить и другие фигуры. Через год стало окончательно ясно: это икона с редким сюжетом: «Явление Пресвятой Богородицы преподобному Сергию Радонежскому».

Вы прочитали статью Мощи Сергия Радонежского в Москве: где находятся? Читайте также:

Источник

Паломничество в Троице-Сергиеву Лавру. В гости к Преподобному…

Есть места, куда тянет, даже если ты там нико­гда не был. Это ощу­ще­ние непре­одо­ли­мо — ты сры­ва­ешь­ся, и мчишь­ся. Я четы­ре­жды вот так сры­ва­лась. Впер­вые — лет 20 назад. Да и то, осмот­реть­ся лишь успе­ли, а пора в доро­гу. Но каж­дый раз, уез­жая, пони­ма­ла – сюда не вер­нуть­ся невоз­мож­но. Про­шли годы, и я тут, в часе езды от люби­мой оби­те­ли. Какие там моро­зы, мне надо в гости к Пре­по­доб­но­му! Добра­лась неза­мет­но. И вот пере­до мною оби­тель. Тут все по-преж­не­му – на сол­ныш­ке сия­ю­щие купо­ла, при­зыв­ный звон коло­ко­лов, сует­ли­вые тол­пы палом­ни­ков, мол­ча­ли­во сосре­до­то­чен­ные бра­тия и это неве­ро­ят­ное притяжение…

троицкий собор мощи сергия радонежского

Крат­кий экс­курс по Лав­ре
Высве­чи­ва­ю­щие золо­том маков­ки 88-мет­ро­вой коло­коль­ни и лавр­ских хра­мов вид­ны дале­ко, еще на вок­за­ле! Уви­дев их, хочет­ся уско­рить­ся. Спус­ка­ешь­ся вниз, спра­ва — водо­ем­чик с уточ­ка­ми. Сле­ва – коло­дец со свя­той водой. Под­няв­шись по лест­ни­це, прой­дя через пере­ход, нако­нец, ока­зы­ва­ешь­ся напро­тив вхо­да в мона­стырь. Лав­ра, окру­жен­ная кир­пич­ны­ми сте­на­ми с баш­ня­ми, толь­ко изда­ли кажет­ся необъ­ят­ной (луч­ший обзор — с Крас­но­гор­ской пло­ща­ди). Внут­ри все плот­но, гла­за раз­бе­га­ют­ся – все хочет­ся уви­деть. Но палом­ник неволь­но ищет место, где почи­ва­ют свя­тые мощи.

Тро­иц­кий собор
Перед нами — глав­ный собор, ран­нее из лавр­ских соору­же­ний, где и были обре­те­ны свя­тые мощи Пре­по­доб­но­го. Бело­ка­мен­ный, вели­че­ствен­ный, Тро­иц­кий сра­зу при­ко­вы­ва­ет к себе вни­ма­ние. Тут все­гда очередь…

троицкий собор мощи сергия радонежского

Духов­ский храм
Когда ста­но­вит­ся ясно, куда вна­ча­ле мчать­ся, осмат­ри­ва­ешь­ся вокруг. Пер­вой в обзор попа­да­ет Духов­ский храм, к нему от само­го вхо­да ведет длин­ная дорож­ка. Лег­кий и строй­ный, в свое вре­мя он исполь­зо­вал­ся для обзо­ра мест­но­сти – чуть что, сра­зу зво­ни­ли в коло­ко­ла на дубо­вых брусьях.

троицкий собор мощи сергия радонежского

Успен­ский собор
Смот­ришь впра­во, и дух захва­ты­ва­ет от этой кра­со­ты и вели­чия. Пяти­ку­поль­ный Успен­ский собор с вели­ко­леп­ны­ми рос­пи­ся­ми кра­сив внут­ри и сна­ру­жи. Во вре­мя бого­слу­же­ний все­гда полон.

троицкий собор мощи сергия радонежского

Часов­ня Надкладезная
Она плот­но при­мы­ка­ет к Успен­ско­му собо­ру. Стро­е­ние с кре­стом и купо­ла­ми было заду­ма­но по типу четы­рехъ­ярус­но­го хра­ма. Постро­е­но над открыв­шим­ся источ­ни­ком целеб­ной воды, кото­рой и сего­дня запа­са­ют­ся приезжие…

Мона­стыр­ская тра­пез­ная с хра­мом Сер­гия Радонежского
Еще одна архи­тек­тур­ная доми­нан­та Лав­ры. Одно из круп­ней­ших и наряд­ных соору­же­ний сво­е­го вре­ме­ни с кра­си­вей­шей росписью.

Михе­ев­ский храм
Неболь­шая церк­вуш­ка воз­двиг­ну­та над гро­бом преп. Михея, уче­ни­ка и келей­ни­ка осно­ва­те­ля оби­те­ли; рас­по­ло­же­на у вхо­да в Тра­пез­ный храм. Пре­стол освя­щен во имя явле­ния Бого­ро­ди­цы Сер­гию Радо­неж­ско­го, кото­рое видел и преп. Михей…

Храм в честь преп. Нико­на Радонежского
Кра­си­вей­ший строй­ный храм постро­ен над гро­бом уче­ни­ка и пре­ем­ни­ка пре­по­доб­но­го Сер­гия, вплот­ную при­мы­ка­ет к Тро­иц­ко­му собору.

Конеч­но же, на этом спи­сок досто­при­ме­ча­тель­но­стей и соору­же­ний не кон­ча­ет­ся — Цар­ские чер­то­ги, 880-мет­ро­вая коло­коль­ня (кото­рую стро­и­ли 28 лет) с 42 коло­ко­ла­ми, вось­ми­гран­ная бароч­ная Смо­лен­ская цер­ковь, кор­пу­са Мос­ков­ской Духов­ной ака­де­мии с ака­де­ми­че­ским Покров­ским хра­мом, бога­дель­ни — эти и дру­гие соору­же­ния архи­тек­тур­но­го ансам­бля Тро­и­це-Сер­ги­е­вой Лав­ры нахо­дят­ся под охра­ной ЮНЕСКО.

троицкий собор мощи сергия радонежского

Угол­ки лаврские

троицкий собор мощи сергия радонежского

Когда попа­да­ешь в этот кру­го­во­рот людей, понять, поче­му он не нару­ша­ет­ся, слож­но – все живет по каким-то сво­им зако­нам. Спро­сить о чем-то слож­но. Тем более, у под­ви­за­ю­щих­ся тут – у них ни мину­ты покоя (кто-то водит экс­кур­сан­тов, дру­гие духов­но окорм­ля­ют, кто-то на послу­ша­нии и пр.). Но к мощам люби­мо­го свя­то­го и дру­гим свя­ты­ням при­ло­жить­ся успе­ва­ет каж­дый жела­ю­щий. Быст­ро сори­ен­ти­ро­вав­шись, каж­дый пони­ма­ет — при жела­нии, если нет дру­гих пла­нов, за несколь­ко часов мож­но обе­жать и все хра­мы, и почти все угол­ки лавр­ские. Да, да, кро­ме досто­при­ме­ча­тель­но­стей и хра­мов, на тер­ри­то­рии мона­сты­ря есть уди­ви­тель­ные места, почти неза­мет­ные люд­ско­му гла­зу. Их несколь­ко. Это и уют­ный дво­рик за Тро­иц­ким собо­ром, где с духов­ни­ком мож­но пого­во­рить, и кра­си­вая аллей­ка, на кото­рой так хоро­шо пораз­мыш­лять о смыс­ле жиз­ни, и моги­лы, рас­по­ло­жен­ные непо­да­ле­ку. Кста­ти, на тер­ри­то­рии оби­те­ли нема­ло захо­ро­не­ний. На папер­ти Успен­ско­го собо­ра — усы­паль­ни­ца рода Году­но­вых, непо­да­ле­ку – моги­лы лич­но­стей, свя­зан­ных так или ина­че с мона­сты­рем…

Экс­кур­сии

На потре­бу души
Я в послед­ний раз еха­ла, как и мно­гие из тех, с кем моли­лась бок о бок, не с тем, что­бы нафо­то­гра­фи­ро­вать­ся на фоне свя­тынь. Под­го­то­вить­ся к испо­ве­ди, креп­ко помо­лить­ся в том или ином хра­ме, при­нять Свя­тые Тай­ны и, конеч­но же, полу­чить тол­ко­вое вра­зум­ле­ние… Надо ска­зать, что на тот момент был Вели­кий пост, служ­ба про­сто потря­са­ю­щая, но про­дол­жи­тель­ная. Спа­си­бо жен­щине, рядом сто­я­щей, я мог­ла пери­о­ди­че­ски при­са­жи­вать­ся на ее склад­ной стуль­чик. Виде­ла, что мно­гие, кому не по силам высто­ять все 6 часов (с вечер­ней, утре­ней и оче­ре­дью к испо­ве­ди), берут с собой рас­клад­ные стуль­чи­ки. То есть это не запре­ще­но. А, как кто-то из свя­тых гова­ри­вал, что­бы думать на служ­бе не о ногах, а о молит­ве, мож­но и вот так – ино­гда себе поз­во­лить и такое…

троицкий собор мощи сергия радонежского

Опаз­ды­вать к служ­бе неже­ла­тель­но. Ведь и сам чув­ству­ешь себя не в сво­ей тарел­ке – ни при­ло­жить­ся к ико­нам, ни све­чу поста­вить, да и для осталь­ных пере­дви­же­ние по хра­му — иску­ше­ние. Ну и о пра­ви­лах не будем забы­вать – ходить во вре­мя служ­бы, раз­го­ва­ри­вать нель­зя! И не толь­ко из ува­же­ния к дру­гим – со сво­им уста­вом в чужой мона­стырь, как гово­рит­ся в извест­ной посло­ви­це, не ходят. Надо зара­нее при­об­ре­сти све­чи и подать записки.

Ну и хоро­шень­ко изу­чить, когда какой храм открыт. Есть при вхо­де в Лав­ру рас­пи­са­ние, есть рас­пи­са­ния рабо­ты и в каж­дом хра­ме (отдель­ные – общие, и отдель­но – празд­нич­ные, воскресные).

троицкий собор мощи сергия радонежского

Буд­ни
В Тра­пез­ном хра­ме вечер­нее бого­слу­же­ние начи­на­ет­ся в 16.45, литур­гии – в 6.15 ран­няя, а в 8.30 – поздняя.
Вос­кре­се­нья и праздники
В Успен­ском собо­ре
все­нощ­ное бде­ние начи­на­ет­ся в 17.00, ран­няя литур­гия – в 5.30. а позд­няя – в 8.30.
Пани­хи­ду тут слу­жат после обе­их Литургий
Заказ­ной моле­бен мож­но отслу­жить в крип­те Успен­ско­го собо­ра, но не в дву­на­де­ся­тые празд­ни­ки — в 9 утра с водо­свя­ти­ем, а в час дня — без водосвятия

Тро­иц­кий собор
Будни

5.30–6.30 – бра­тия слу­жит моле­бен у раки с моща­ми пре­по­доб­но­го Сер­гия; утрен­ние молит­вы и полунощница
Вос­кре­се­нья и праздники
5.00–6.30 — моле­бен с ака­фи­стом пре­по­доб­но­му Сергию
6.30 — сред­няя литургия
В 8.30, 10.30, 12.30, 14.30, 16.30 и 18.30 начи­на­ют­ся молеб­ны с ака­фи­стом преподобному17.00 – по вос­кре­се­ньям (если нет все­нощ­но­го бде­ния) начи­на­ет­ся собор­ный моле­бен с ака­фи­стом преподобному
17.00 – по пят­ни­цам (если нет все­нощ­но­го бде­ния) нача­ло собор­но­го молеб­на Божи­ей Мате­ри с акафистом
ИСПОВЕДЬ: начи­на­ет­ся око­ло 21.00 нака­нуне вос­кре­се­нья, дву­на­де­ся­тых и вели­ких празд­ни­ков после все­нощ­но­го бде­ния с лити­ей, в 8.30 – в Успен­ском собо­ре в день празд­ни­ка слу­жит­ся допол­ни­тель­ная литургия
8.00 до 20.00 – часы рабо­ты Над­кла­дез­ной часовни
9.00 до 17.00 – часы рабо­ты Пят­ниц­кой часовни

Бого­слу­же­ния на Пас­ху, Вели­ким постом и в ряд дву­на­де­ся­тых и пре­столь­ных празд­ни­ков совер­ша­ют­ся по осо­бо­му расписанию.

Все дета­ли – по тел. 8 (496) 540–53-34 (но тут обсуж­да­ют­ся толь­ко общие вопро­сы, об осталь­ном луч­ше гово­рить в канцелярии).

Надврат­ный храм во имя рож­де­ства св. Иоан­на Предтечи
Будни

6.00–7.30 – испо­ведь, 1‑я смена
8.00–10.00 – испо­ведь, 2‑я смена

Вос­кре­се­нья и праздники
8.00–10.00 – испо­ведь, 2‑я смена
5.00–8.00 – испо­ведь, 1‑я смена

Храм во имя Покро­ва Божи­ей мате­ри в Мос­ков­ской духов­ной академии
Будни

16.45 — вечер­нее богослужение
6.00 — испо­ведь в испо­ве­дальне Академии
6.20 — литургия
Вос­кре­се­нья и праздники
17.00 — все­нощ­ное бдение
7.00 — исповедь
7.45 — литургия

18.20 – в сре­ду (если нет все­нощ­но­го бде­ния) совер­ша­ет­ся ака­фист Покро­ву Божи­ей Матери

Цер­ковь в честь преп. Иоан­на Лествич­ни­ка в семинарии
Буд­ни
16.45 — вечер­нее богослужение
В при­тво­ре церк­ви испо­ве­ди нет
6.20 — литургия

Вос­кре­се­нья и праздники
17.00 — все­нощ­ное бдение
7.00 — испо­ведь в при­тво­ре церкви
7.30 — литургия

Сре­да, 18.20 – (если нет все­нощ­но­го бде­ния) чита­ют­ся по оче­ре­ди ака­фист Иису­су Слад­чай­ше­му и парак­ли­сис Божи­ей Матери

Храм св. ап. Пет­ра и Павла
Еже­днев­но: вечер­нее бого­слу­же­ние – в 17.00, литур­гия – 7.40, собо­ро­ва­ние – 12.00. По чет­вер­гам, пят­ни­цам и суб­бо­там (но не в дву­на­де­ся­тые празд­ни­ки) в 12.00 архи­манд­рит Гер­ман совер­ша­ет чин изгна­ния злых духов. Все дета­ли по тел. (496) 547–36-45.

Как добрать­ся
Надо ска­зать, что к послед­ней поезд­ке я гото­ви­лась взве­шен­нее. Во-пер­вых, была чет­кая цель – испо­ведь, при­ча­стие и окорм­ле­ние. Во-вто­рых, мне была извест­на доро­га. Кста­ти, моск­ви­чам (как и жите­лям реги­о­на, и тем, кто при­ез­жа­ет на сто­лич­ные вок­за­лы) добрать­ся в Сер­ги­ев посад неслож­но. Пер­вое, это элек­трич­ка, кото­рая домчит из Моск­вы (Яро­слав­ский вок­зал) или дру­гой при­го­род­ной стан­ции до места за час с неболь­шим. (Но элек­трич­ки Санкт-Петер­бург — Сер­ги­ев Посад нет.) Поез­да идут каж­дые 10–40 минут (я бы посо­ве­то­ва­ла уточ­нить рас­пи­са­ние, осо­бен­но если ехать с пере­сад­кой: мне из Под­ли­пок ехать надо было до Мытищ, а тут я опоз­да­ла на 2 мину­ты, и при­шлось ждать пол­ча­са сле­ду­ю­щий поезд). Цена биле­та – от 160 до 210 руб. (апрель-май 2016).

Рас­пи­са­ние дви­же­ния поез­дов есть в интер­не­те или в спра­воч­ном Сер­ги­во-посад­ско­го вок­за­ла (тел. +7 (496) 540–58-78).

Вто­рое, авто­бус, кото­рым от Моск­вы дое­хать мож­но за такое же почти вре­мя и за те же день­ги. Доби­рать­ся до мона­сты­ря точ­но так, как и с желез­но­до­рож­но­го вокзала.

Тре­тье, свой транс­порт. Этот спо­соб мне пока незна­ком, но, гово­рят, это быст­ро и удоб­но, ведь вокруг несколь­ко пар­ко­вок. Как с вок­за­ла идти в мона­стырь? Пеш­ком. Боять­ся не надо, не заблу­ди­тесь! Во-пер­вых, вам внят­но объ­яс­нят доро­гу. Во-вто­рых, это может не пона­до­бить­ся – с обо­их вок­за­лов ясно про­смат­ри­ва­ют­ся маков­ки лавр­ских хра­мов. Сло­вом, встав спи­ной к вок­за­лу, куда вы при­бы­ли на элек­трич­ке (авто­вок­зал по ход­жу дви­же­ния будет сле­ва от вас), надо повер­нуть напра­во и дви­гать­ся пря­мо по улоч­ке, пока перед вами не откро­ет­ся див­ная пано­ра­ма. (На фото вид­но, как дви­гать­ся пря­мо от вокзала.)

Прой­дя мимо ряда гости­ниц и ресто­ран­чи­ков, спу­сти­тесь в под­зем­ный пере­ход, дви­гай­тесь нале­во и, под­няв­шись по дру­гой лесен­ке, очу­ти­тесь пря­мо перед вхо­дом. Далее – Лав­ра!

Ну и, в‑третьих, мною почти реше­на была про­бле­ма про­жи­ва­ния. Какая бы цель не сто­я­ла – поис­по­ве­дать­ся, при­ча­стить­ся, полу­чить духов­ное окорм­ле­ние, позна­ко­мить­ся побли­же с Лав­рой или пора­бо­тать тут во сла­ву Божию, этот вопрос важ­но про­ду­мать зара­нее и тща­тель­но. При­ят­но было читать сло­ва наше­го насто­я­те­ля, пат­ри­ар­ха Кирил­ла о том, что стро­и­тель­ство и вос­ста­нов­ле­ние гости­ниц для палом­ни­ков, где за неболь­шую пла­ту чело­век мог бы пере­но­че­вать, долж­но стать при­о­ри­те­том. Но, пока суд да дело, надо само­му думать, как и где выгод­нее оста­но­вить­ся. Бла­го, есть из чего выби­рать. В том чис­ле свет­ские част­ные и Лавр­ские гости­ни­цы. Кста­ти, как ока­за­лось, одно­го звон­ка туда мало — номер надо забро­ни­ро­вать. Если бы мне в тот раз не помог­ли слу­жи­тель­ни­цы гости­ни­цы, куда я дозво­ни­лась, но не забро­ни­ро­ва­ла место, ноче­вать бы мне на ули­це. Итак…

Част­ный сек­тор. Лич­но я не дове­ри­лась бы пред­ло­же­ни­ям, кото­рые дела­ют незна­ко­мые люди на под­хо­де к Лав­ре. Раз­ве что по реко­мен­да­ции от зна­ко­мых, пото­му как и интер­не­ту не дове­ряю. Рас­ска­жу то, что слы­ша­ла от дру­гих. Посу­точ­ная пла­та (назы­ва­ли даже сум­му в 250 руб. за ноч­лег и выше – зави­сит от усло­вий, уда­лен­но­сти и др.) зна­чи­тель­но дешев­ле. Но, опять же, выбор зави­сит от цели поезд­ки (поис­по­ве­до­вать­ся, при­ча­стить­ся и проч.), пред­по­чте­ний и потреб­но­стей (кто-то и без благ циви­ли­за­ции обой­тись может, а кому-то без них – нику­да), вре­ме­ни пре­бы­ва­ния и возможностей.

СОВЕТ: Выгод­но посе­лить­ся в недо­ро­гой отдель­но сня­той квар­ти­ре, част­ном доме или в апар­та­мен­тах. Очень удоб­ный, на мой взгляд, вари­ант – ни от кого не зави­сишь, мож­но поку­шать при­го­то­вить, гостей при­гла­сить и пр. Но важ­но, что­бы рядом!

Гости­ни­цы. Не буду ука­зы­вать цену, пото­му что она меня­ет­ся в зави­си­мо­сти от дня. В вос­кре­се­нье ли, буд­ни или празд­ник: ночь в одно­мест­ном номе­ре с зав­тра­ком сто­ит в сред­нем 2–3 тыс. руб. Но мож­но попасть на акции, когда цена сокра­ща­ет­ся на 25–40 процентов.

Чем бли­же, тем, разу­ме­ет­ся, доро­же, а зна­чит, функ­ци­о­наль­нее и ком­форт­нее. Прав­да, гово­ря о послед­нем фак­то­ре, ого­во­рюсь. Высто­яв длин­ней­шую служ­бу и оче­редь к испо­ве­ди, я вышла из хра­ма после деся­ти вече­ра. Ночь. Ног не чув­ствую (даже в обу­ви без каб­луч­ка!). Упасть бы и уснуть. Но мне надо идти по пустын­ной ули­це минут 20! А там (запла­тить за ноч­лег при­шлось 2200!) уже ни до кон­ди­ци­о­не­ра, ни до теле­ви­зо­ра, ни до дру­гих благ.

СОВЕТ: Смыс­ла тра­тить­ся на уда­лен­ное про­жи­ва­ние с ком­фор­том нет. А если уж и пла­тить, то за близость.

Ста­рая гости­ни­ца Лав­ры

Боль­шин­ство палом­ни­ков (осо­бен­но груп­па­ми) рас­по­ла­га­ют­ся в кра­си­вом крас­но-кир­пич­ном зда­нии Воз­не­сен­ской гости­ни­цы или в Ста­рой гости­ни­це Лав­ры. Тут все­гда рады гостям. В трех­этаж­ном зда­нии 79 номе­ров, в каж­дом из них — ико­ны и свя­тое Писа­ние, плюс пре­ле­сти жиз­ни — теле­фо­ны, интер­нет, удоб­ства, бес­плат­ная пар­ков­ка и пр. Надо ска­зать, что и сто­ит все это неде­ше­во. Насколь­ко я пом­ню, сут­ки в одно­мест­ном номе­ре обхо­дят­ся от 2500, дет­ки до семи лет бес­плат­но. Зав­трак (и доволь­но сыт­ный), прав­да, вклю­чен, а осталь­ные тра­пезы на усмот­ре­ние — в буфе­те или тра­пез­ной. Но самое глав­ное — бли­зость к Лав­ре, а это так акту­аль­но после про­дол­жи­тель­но­го сто­я­ния на молит­ве или экскурсии.
СОВЕТ: Посколь­ку гости­ни­ца рабо­та­ет по бро­ни, надо сюда зво­нить и бро­ни­ро­вать хотя бы за месяц место. Груп­пы пла­тят дешевле.
Адрес: пр. Крас­ной Армии, 133
Теле­фо­ны: +7 (496) 549 9000, +7 (496) 541 43 00

Воз­не­сен­ская гостиница

Здесь все попро­ще, посколь­ку есть, кро­ме ком­форт­ных номе­ров, вари­ан­ты мало­бюд­жет­ные — на 3–8 чело­век с двухъ­ярус­ны­ми кро­ва­тя­ми и удоб­ства­ми на эта­же. Пото­му сюда часто засе­ля­ют­ся не по одно­му, а по 4–8 чело­век – так дешев­ле. Пла­та начи­на­ет­ся от 500 руб. (на момент мое­го пре­бы­ва­ния в апре­ле). Очень выгод­но про­жи­вать еще и из-за бли­зо­сти тра­пез­ной. Но по рас­сто­я­нию эта гости­ни­ца чуть даль­ше, чем Ста­рая гости­ни­ца Лав­ры.
Адрес: ул. Воз­не­сен­ская, 3
Теле­фо­ны: +7 (496) 549–90-94, 8–916-641–69-09
СОВЕТ: Посколь­ку гости­ни­ца рабо­та­ет по бро­ни, надо сюда зво­нить и бро­ни­ро­вать место хотя бы за месяц, если вы еде­те в какой-то из праздников!

Палом­ни­че­ская слобода

Если вы огра­ни­че­ны в день­гах, то, как и палом­ни­ки, при­ез­жа­ю­щие в оби­тель, труд­ни­ки, ока­зы­ва­ю­щие мона­сты­рю помощь, батюш­ки и мона­хи, може­те вос­поль­зо­вать­ся бес­плат­ным ноч­ле­гом в Палом­ни­че­ской сло­бо­де. Тут про­быть раз­ре­ша­ет­ся 1–3 дня, а после (да и вооб­ще по пово­ду про­жи­ва­ния, рабо­ты во сла­ву Божию и т.д.) надо испра­ши­вать бла­го­сло­ве­ния у намест­ни­ка или бла­го­чин­но­го. Кро­ме вас, в сло­бо­де могут про­жи­вать до 720 палом­ни­ков. Кста­ти, даже если вы и не как труд­ник при­е­ха­ли сюда, потру­ди­тесь все же во сла­ву Божию (если може­те), взяв бла­го­сло­ве­ние на это.
СОВЕТ: если вы буде­те сту­чать­ся в две­ри любо­го из зда­ний, кото­рые види­те на фото, знай­те – вам могут не открыть. Пото­му луч­ше пере­зво­нить по теле­фо­нам и уточнить!
Адрес: Пожар­ный пере­улок, 2А.
Теле­фон: +7–496-544–59-42, + 7 (496) 540–56-81

И еще несколь­ко недо­ро­гих гости­ниц для групп паломников

Гости­ни­ца при церк­ви во имя Архан­ге­ла Миха­и­ла в кило­мет­ре от оби­те­ли. Недо­ро­го, удоб­ства на эта­же, платные.
Адрес: пер. Бере­зо­вый, 21
Теле­фон: + 7 (496) 540–25-49

Гости­ни­ца при Хра­ме Всех Свя­тых в кило­мет­ре от мона­сты­ря. В кельях по 4 кро­ва­ти. В тра­пез­ной – бес­плат­ное пита­ние, про­жи­ва­ние сто­ит от 150 руб. (цену надо уточнять).
Адрес: Север­ный тупик, 12
Теле­фон: +7–964-710–78-46
СОВЕТЫ
· Спрос на такое про­жи­ва­ние огро­мен, а пото­му жела­тель­но (осо­бен­но в празд­нич­ные дни) забла­го­вре­мен­но зво­нить и спро­сить, на какое чис­ло может осво­бо­дить­ся место.
· Дета­ли — в палом­ни­че­ском спра­воч­ном цен­тре (рядом с вхо­дом в Надврат­ный Пред­те­чен­ский храм). Теле­фон: + 7 (496) 540–53-34 (но тут толь­ко общие вопросы).

Что взять с собой
Кто-то ска­жет, что думать о зем­ном, отправ­ля­ясь в палом­ни­че­скую поезд­ку, неле­по. Мол, молит­во­сло­ва да чето­чек доста­точ­но… Да, молит­во­слов, Еван­ге­лие – это наши посто­ян­ные спут­ни­ки. Но, укла­ды­вая в сле­ду­ю­щую поезд­ку в сум­ку все на потре­бу души, я не забы­ла и о дру­гих вещах, отсут­ствие кото­рых све­ло бы на нет мое палом­ни­че­ство. Это доку­мен­ты, руч­ка и тет­ра­доч­ка, зонт, лекар­ства, буты­лоч­ка воды, теле­фон и заряд­ка, день­ги (мел­ки­ми купю­ра­ми – на тре­бы, для пожерт­во­ва­ний, на обрат­ный путь, на мило­стынь­ку и на покуп­ки (тут мно­го полез­но­го мож­но купить). Не забудь­те бла­го­сло­ве­ние у духов­ни­ка или при­ход­ско­го свя­щен­ни­ка испро­сить. Но сове­тую соби­рать­ся с уче­том сво­их ситуаций.

Как и во что одеваться

В чем ехать? В чем спать ложить­ся по при­ез­де или в доро­ге? В чем в храм идти? Я теперь во все­ору­жии. Все по пого­де, все так при­го­тов­ле­но, что­бы не мялось, выгля­де­ло по слу­чаю, было по пого­де и, глав­ное — соот­вет­ствен­но пра­ви­лам оби­те­ли. Полу­раз­де­тым вход сюда закрыт. Зна­е­те, дико смот­рят­ся даже рядом с вхо­дом в Лав­ру жен­щи­ны в брю­ках и маеч­ках, в обтя­ги­ва­ю­щих корот­ких юбках или пла­тьях, а муж­чи­ны – в шор­тах, спор­тив­ных костю­мах и май­ках. Жен­щи­нам сле­ду­ет покры­вать голо­ву, оде­вать­ся в коф­ты и блуз­ки, при­кры­ва­ю­щие шею и грудь, в длин­ную юбку. Муж­чи­ны при вхо­де в оби­тель сни­ма­ют голов­ной убор, оде­ва­ют­ся в брю­ки и в рубаш­ки с длин­ным рукавом.

Что каса­ет­ся обу­ви, то под­го­товь­те ту, что не жмет, не натрет, в чем удоб­но будет и в доро­ге, и в молит­ве (осо­бен­но во вре­мя длин­ных мона­стыр­ских бого­слу­же­ний). Я поня­ла это, когда после бого­слу­же­ния мча­лась в гости­ни­цу – явно не ту обувь взя­ла с собой, ноги натерла…

Как и где питаться

Голод­ны­ми не оста­не­тесь! Кста­ти, мож­но и не отвле­кать­ся на пита­ние – взять с собой что-то такое, что не нуж­да­ет­ся в тер­ми­че­ской обра­бот­ке, не ско­ро­пор­тя­ще­е­ся. Но, если пове­зет снять недо­ро­го жилье, тут мож­но гото­вить из про­дук­тов, взя­тых с собой или куп­лен­ных на мест­ном рыноч­ке. Это акту­аль­но, если пред­сто­ит при­ча­стие, кото­ро­му пред­ше­ству­ет пост. Хотя пост­но поку­шать мож­но и в Мона­стыр­ской тра­пез­ной, кото­рая рас­по­ло­же­на пря­мо при вхо­де в Лав­ру, сле­ва. В одну дверь вой­де­те, лег­кие пере­ку­сы полу­чи­те (типа чая, кофе, соков, ква­са и све­жей выпеч­ки), а в дру­гую попа­де­те — серьез­нее потра­пез­ни­ча­е­те. Лег­кий обед обой­дет­ся в 150–200 руб., ужин и зав­трак – и того мень­ше. Те, кто живет в гости­ни­це (во мно­гих из них зав­трак вклю­чен в сто­и­мость), могут питать­ся в ресто­ра­нах и кафе, рабо­та­ю­щих на их территории.

Да и в горо­де мно­го кафе, где пред­ла­га­ет­ся раз­ное меню. Все зави­сит от цели поезд­ки (зна­ком­ство с мона­сты­рем, экс­кур­сии или при­ча­стие и т.д.), от коли­че­ства дней пре­бы­ва­ния. На день мож­но с собой и не брать ниче­го – тут все есть на тер­ри­то­рии. А если ехать на более про­дол­жи­тель­ное вре­мя, надо про­ду­мать, что из про­дук­тов взять, или в кафе и ресто­ра­нах питаться.

Кста­ти, вый­дя из лавр­ских ворот и перей­дя через под­зем­ку, вы попа­да­е­те в недо­ро­гую сто­ло­вую-тра­пез­ную «Воз­не­сен­ская» (удоб­но питать­ся палом­ни­че­ским груп­пам; инфор­ма­ция по тел. +7 985 929–35-49). «Тра­пез­ные пала­ты» и кафе тоже ждут палом­ни­ков и гостей в Ста­рой гости­ни­це Лав­ры.

Как вести себя на тер­ри­то­рии мона­сты­ря

Мно­гие едут в Лав­ру, что­бы лич­но уви­деть вели­чай­ший памят­ник исто­рии, куль­ту­ры и архи­тек­ту­ры, кото­рый до это­го лице­зре­ли на кар­тин­ках. Но, забыв, что это, преж­де все­го, мона­стырь, без ува­же­ния отно­сят­ся к суще­ству­ю­щим пра­ви­лам. Меж­ду тем, здесь не курят, не шумят, не сорят, не сквер­но­сло­вят и при­ня­то с ува­же­ни­ем отно­сить­ся к бра­тии и сотруд­ни­кам оби­те­ли. В хра­ме мобиль­ный теле­фон выклю­ча­ют. Во вре­мя служ­бы не фотографируют.

Есть опре­де­лен­ный поря­док в пода­че запи­сок — до служ­бы, а не во вре­мя нее. Све­чи и тре­бы в оби­те­ли мож­но взять бес­плат­но. Но, если есть воз­мож­ность, подай­те на храм, пора­бо­тай­те во сла­ву Божию…

Обра­щать­ся к насель­ни­кам неудоб­но – они все­гда заня­ты и спе­шат. Но уж если и слу­чит­ся вопрос, вна­ча­ле поин­те­ре­суй­тесь, мож­но ли его задать. Посколь­ку тут есть послуш­ни­ки, мона­хи рясо­фор­ные и ман­тий­ные, схи­мо­на­хи, кото­рые могут слу­жить диа­ко­на­ми и свя­щен­ни­ка­ми, к ним и обра­ща­ют­ся соот­вет­ству­ю­щим обра­зом: к намест­ни­ку — отец намест­ник или отец Ефрем (реже – батюш­ка), в офи­ци­аль­ной обста­нов­ке — «ваше высо­ко­пре­по­до­бие» или ваше Пре­по­до­бие (если иеро­мо­нах). А вот как называют:
бла­го­чин­но­го — отцом бла­го­чин­ным с добав­ле­ни­ем име­ни или батюшкой,
духов­ни­ка — отцом (с добав­ле­ни­ем имени),
эко­но­ма, риз­ни­че­го, каз­на­чея, кела­ря, име­ю­щих свя­щен­ни­че­ский сан, – батюш­кой; если они не руко­по­ло­же­ны, но в постри­ге, гово­рят — отец эко­ном и пр.,
иеро­мо­на­ха, игу­ме­на, архи­манд­ри­та — отцом (с име­нем), батюшкой,
мона­ха с постри­гом – отцом,
послуш­ни­ка – бра­том (а пожи­ло­го — отцом),
схим­ни­ков с саном — отцом схи­ар­хи­манд­ри­том и пр.

В Лав­ре все­гда хоро­шо – солн­це ли, дож­дик или мороз. Кста­ти, при­е­хав сюда на пару часов имен­но в мороз­ный день, я див­ным обра­зом полу­чи­ла от мона­ха ответ на боль­ной вопрос. Воз­вра­ща­ясь уми­ро­тво­рен­ная домой, диву дава­лась — и зачем загра­ни­цу люди едут? Здесь, рядом, такое чудо! Прав­да, Гос­подь каж­до­го (даже не живу­ще­го цер­ков­ной жиз­нью) при­во­дит сюда про­мыс­ли­тель­но. Кто зна­ет, может зав­тра тот, кто бес­печ­но пози­ру­ет сего­дня на фоне лавр­ской досто­при­ме­ча­тель­но­сти, при­е­хав сно­ва в гости к Пре­по­доб­но­му, оста­нет­ся тут навсе­гда. Ведь душа, при­пав один раз к неис­ся­ка­е­мо­му источ­ни­ку бла­го­да­ти, уже не может без нее…

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *