троицкий собор в архангельске где находится на карте
Свято-Троицкий Антониево-Сийский мужской монастырь
Антониево-Сийский монастырь заслуженно считается одним из наиболее крупных и известных в Архангельской области. Расположенный в Холмогорском районе, он привлекает внимание не только верующих, но и путешественников, желающих познакомиться с историей родного края, а также побыть в месте столь уединенном и живописном.
Считается, что монастырь долгое время был центром культурной, духовной и даже экономической жизни северной части России. Здесь останавливались многие исторические личности, а также активно развивалась рукописная школа, часть из трудов которой в настоящее время хранят крупнейшие архивы нашей страны. Не может ускользнуть от внимания и огромный библиотечный фонд, сформировавшийся в течение долгой жизни монастыря. Стоит также отметить, что именно здесь был создан выдающийся памятник древнерусской культуры — Сийский иконописный подлинник с 500 изображениями-прорисями с икон западно-европейских гравюр.
В настоящее время к местным святыням организуется паломничество. Помимо участия в храмовом богослужении, паломники смогут посетить места подвигов основателя обители Антония. Также на территории монастыря расположены ферма, конюшня, теплицы, пекарня и даже столярная мастерская, в деятельности которых совершающие паломничество могут принять участие.
Библиотека Антониево-Сийского монастыря
Особое внимание следует уделить библиотеке монастыря, которая формировалась в течение нескольких веков. Прежде всего, стоит отметить, что она включала в себя самое большое собрание рукописных и печатных книг на Русском Севере после Соловецкой обители. Здесь можно было найти библейские и богослужебные книги, творения отцов и учителей церкви, житейную литературу, памятники церковного права и полемики, а также учебники по космографии, географии, языкознанию и даже искусству. Кроме того, любителей истории заинтересует тот факт, что библиотека пополнялась известными историческими личностями. Среди них можно выделить Ивана Грозного, благодаря которому в Антониево-Сийском монастыре появилось Евангелие от Луки с толкованием Феофилакта Болгарского.
В ХХ веке весь архив был передан в Архангельское древлехранилище, а в настоящее время фондодержателями многих рукописных трудов являются Библиотека Академии наук, Российская национальная библиотека и Российская государственная библиотека.
Лишь мачая часть книг, в том числе и современных, доступна для скачивания на официальном сайте. Помимо духовного чтения, все желающие также могут ознакомиться с несколькими изданиями о монастыре.
История создания
Монастырь был основан в 1520 г. преподобным Русской церкви Антонием Сийским, обосновавшимся на этом тогда еще пустынном месте с разрешения великого князя владимирского и московского Василия III. Носивший в миру имя Андрей, основатель стал первым игуменом Сийской обители и затем в 1579 г. был причислен к лику святых.
Спустя несколько десятков лет после возведения первой часовни, в 1587 г., пришла первая грамота на возведение в этой части полуострова каменного собора, строительство которого растянулось на целых четыре царствования — храм был полностью готов только спустя 20 лет. В этот же временной период (1601—1605 гг.) на территории монастыря пребывал в заключении боярин Федор Никитич Романов, сын которого впоследствии стал первым царем из династии Романовых, поэтому место привлекает не только верующих, но и историков с разных уголков России.
Интересно, что к обители Антониево-Сийского монастыря до 1613 г. относился Ивановский Емецкий монастырь, который располагался в Холмогорском уезде в 180 км от Архангельска вплоть до его полного уничтожения князем Пронским, опасавшимся вторжений польских войск.
Сийский монастырь в допетровское время являлся одним из крупнейших духовных центров Русского Севера. В его книжном собрании были представлены такие уникальные рукописи, как Сийское евангелие XVI в., а также иллюстрированные святцы. В послереволюционный период, однако, рукописи были изъяты у монахов и перевезены в Архангельский областной архив, а в 1958 и 1966 гг. были переданы в Российский государственный архив древних актов в Москве.
Стоит также отметить, что в 1730 г. в монастыре останавливался первый крупный русский естествоиспытатель Михайло Ломоносов, которому был подарен тулуп, чтобы скрасить долгий путь в Москву.
В 1923 г. Антониево-Сийский монастырь был закрыт постановлением местного управления. Территория же была использована для нужд колхоза, а также в качестве зоны отдыха работников лесной промышленности, дома для детей-инвалидов и дома престарелых. В 1970-х гг. здесь разместился пионерский лагерь «Автомобилист».
В 1992 г. монастырь был официально передан Русской православной церкви, и вскоре началось восстановление святой обители.
Подворье Сийского монастыря
Антониево-Сийский монастырь включает в себя несколько архитектурных памятников. Основным является четырехстолпный пятиглавый Троицкий собор, который был заложен в 1589 г., а достроен лишь в 1606. Храм сочетает в себе элементы новгородского и московского зодчества: своды в невысоких арках, аркатурные звенья, широкий антаблемент, расположенный под закомарами. Невооруженным глазом легко определить, что средняя глава значительно доминирует над остальными. Спустя примерно сотню лет после постройки собор перекрыли на четыре ската и изменили форму его центральной главы.
Вторым объектом является шатровая Благовещенская церковь, которая была заложена в 1638 г. с трапезной и келарской палатами. Строительство церкви заняло около пяти лет. Интересным является тот факт, что новое построение было возведено на месте ранее существовавшего деревянного храма и во многом повторяет его архитектуру. Об этом свидетельствует наличие элементов деревянного храмового зодчества. Например, высокий шатер на небольшом восьмигранном построении, двухчастный алтарь, а также две маленькие главки над престолами, которые впоследствии были утрачены.
Позднее, в период с 1661 по 1687 год, были также построены Святые врата, являющиеся главным входом в монастырь, и Сергиевская церковь с двухэтажными кельями. Целиком все основные строительные работы завершились только к 1699 г.
Как добраться до Антониево-Сийского монастыря
Антониево-Сийский монастырь расположен в 160 км от Архангельска и в 27 км от посёлка Брин-Наволок. Его точные координаты на карте — 63.552697, 41.555699. Добраться до монастыря можно как на личном автомобиле, так и на автобусе. Стоит отметить, что от остановки общественного транспорта до пункта назначения придётся пройти пешком еще около 8 км. От автовокзала Архангельска до остановки «Сия», которая является ближайшей к монастырю, следуют автобусы № 520 (Архангельск — Каргополь), № 503 (Архангельск — Емецк), № 505 (Архангельск — Вельск) и № 511 (Архангельск — Котлас).
Чтобы доехать до Антониево-Сийского монастыря на личном автомобиле, для начала нужно выехать через Северодвинский мост на трассу М-8 «Архангельск-Москва». Затем следовать по нему через село Брин-Наволок до 151 км и свернуть по указателю «Антониево-Сийский монастырь» направо. В целом дорога из Архангельска займет около двух часов.
Антониево-Сийский монастырь на панораме Google-карт
Антониево-Сийский монастырь на видео
Свято-Троицкий храм (Архангельск)
Церковь Троицы Живоначальной (Троицко-Кузнечевская церковь) в Архангельске — старинный храм на берегу реки Кузнечихи, памятник архитектуры федерального значения. Церковь Троицы Живоначальной была построена вместо двух обветшавших деревянных церквей, Троицкой и Богоявленской, на средства стрелецкого и гайдуцкого полков, которые обороняли Новодвинскую крепость.
Содержание
История [ править ]
История Свято-Троицкого храма связана с первой в России морской крепостью.
12 июня 1701 года в устье Северной Двины на острове Бревенник состоялась закладка Новодвинской крепости. В 1702 году по указу Петра-I для усиления гарнизона крепости два полка, стрелецкий и гайдуцкий, были переведены из г.Холмогоры на остров Бревенник. Там же, силами личного состава полков были возведены две деревянные церкви — Троицкая и Богоявленская.
Незадолго до окончания Северной войны, в 1716 году, большая часть гарнизона крепости, а также стрелецкий и гайдуцкий полки, были переведены на правый берег реки Кузнечихи в район бывшей здесь деревни Кузнечихи. Сюда же были перевезены Троицкая и Богоявленская церкви. На новом месте они были освящены 4 июля 1717 года.
Со временем обе церкви обветшали и на общем собрании «полковые штаб и обер-офицеры со унтер-офицеры и рядовыми солдаты решили воздвигнуть каменную церковь» и, собрав необходимые средства и материалы, 20 июня 1745 года «испросили благословенную грамоту» у архиепископа Варсонофия на строительство нового храма. Немногим более чем за два года была закончена постройка каменного храма и был освящен придел Архистратига Михаила, а 15 октября — главный престол первого этажа – в честь праздника Богоявления. Верхняя Троицкая церковь была освящена много позже — 20 сентября 1764 года, а придел Иоанна Предтечи — неделей раньше, 13 сентября. Таким образом новый каменный храм, как наследник двух деревянных храмов Троицкого и Богоявленского, представлял из себя как бы два храма под одной общей крышей — зимний, теплый на 1 этаже, и летний, верхний. По названию главного престола верхнего этажа весь храм стал именоваться церковью Живоначальной Троицы или Троицкой Кузнечевской церковью, по месту расположения храма.
До 1810 года церковь находилась в ведении батальонного командира, затем перешла в епархиальное ведомство, но прихожанами ее по-прежнему оставались военные, в т.ч. до 1863 г. полубатальон военных кантонистов. На протяжении многих лет в храме свято хранились воинские реликвии — четыре полковых знамени петровского времени (одно из которых – знамя Холмогорского стрелецкого полка – хранится в Архангельском краеведческом музее), царский вклад — два покрова, один воздух и пелена, а также многие предметы церковного обихода. В этом храме проходили церемонии обрядов войск Архангельского гарнизона. В числе жертвователей на строительство Троицкого храма значились представители известных русских фамилий: Ромодановский В.Г., Прозоровский П.С., Милославский И.Б., Хованский П.И. Последний, согласно завещания, был похоронен у стен храма.
В 1761 году, 6 июня, также силами и средствами военных была заложена 3-х-ярусная колокольня, соединенная с основным зданием храма, которая была «устроена над входом в верхнюю церковь».
Богослужения в Свято-Троицком храме велись без малого два века. Когда именно состоялось последнее богослужение достоверно не установлено, однако известно, что по постановлению президиума Северного крайисполкома от 23 февраля 1930 года Троицко-Кузнечевская церковь г.Архангельска должна была быть переоборудована под общежитие «и другие общественно-культурные нужды». Также известно, что в 1936 году в помещении храма размещалась школа шоферов и общежитие рабочих трикотажной фабрики, позднее мыловаренный завод и обувная фабрика, а с 1952 г. здание храма было передано для реконструкции под камнерезный завод.
За годы советской власти храм подвергся варварскому разграблению, разделив судьбу большинства российских храмов. Были изъяты все материальные ценности храма, его утварь и убранство. В годы правления Хрущева, решением обкома партии, «как занимающее ответственный участок набережной, ради лишения культового вида» здание церкви было лишено главки, осветительного барабана, а колокольня — верхнего яруса. В результате храм, имевший высоту до кончика креста центральной главки 38 метров, стал ниже на 20 метров.
Последние 30 лет перед закрытием храма настоятелем был протоиерей Николай Данилович РОДИМОВ (1856-1938).
6 октября 2006 г. на заседании Священного Синода Русской Православной Церкви протоиерей Николай Родимов канонизирован в лике новомучеников Российских за веру пострадавших. 10 ноября 2007 года во время Божественной литургии, отслуженной епископом Архангельским и Холмогорским Тихоном, прошел чин прославления протоирея Николая Родимова.
Возрождение Свято-Троицкого храма началось в 1992 году с передачи его Архангельской епархии. В октябре 1994 года настоятелем храма был назначен священник Алексей Денисов, с этого времени здесь стали проводиться регулярные молебны, с июня 1995 года воскресные всенощные бдения, а 6 августа 1995 г.состоялось малое освящение и первая литургия. Силами членов общины и добровольных помощников, под руководством настоятеля, в храме возродилась богослужебная жизнь.
Современное состояние [ править ]
При храме действует Воскресная школа.
Воскресная школа в Троицком храме образовалась вскоре после начала регулярных богослужений — осенью 1995 года. Первоначально в ней занимались 15 детей и 3 педагога.
В настоящее время школу по воскресениям посещают более 80 детей, занятия проводят 8 педагогов. Всего в воскресной школе 6 возрастных групп.
Святыни [ править ]
В храме хранятся частицы мощей: преподобных Кирилла и Марии Радонежских, великомученицы Варвары, праведного Алексия Мечева старца Московского, святителя Афанасия (Сахарова), святителя Феодосия Черниговского, святой блаженной старицы Матроны Московской.
Начиная с Великого поста 2000 года в храме неоднократно имели место случаи истечения елея и мира от икон и их благоухания.
Впервые елееточение было отмечено перед Великим постом в 2000 году на иконах: Казанской Божией Матери и Спас Нерукотворный на чрепии — местные лики иконостаса; Спасителя и Евангелистов на Царских вратах; Спас в Силах в деисусном чине; Спас в Силах на горнем месте в алтаре; Пресвятой Троицы над клиросом; Владимирской иконы Божией Матери над канунником. Тогда же отмечено истечение елея от латунного креста на южных диаконских вратах.
Всю 1-ю седмицу Великого поста 2000 года, а также в августе 2001г., имело место обильное истечения елея от иконы Спас Нерукотворный на чрепии — местный лик на иконостасе.
Все перечисленные иконы являются современными полиграфическими изображениями, наклеенными на деревянную основу.
6 января 2002 г. на всенощном бдении (Рождество Христово) капли елея появились на иконе Богородицы «Споручица грешных».
Удивительнейшее чудо явил Господь нам на этой иконе 27 октября 2002 г., в день памяти св. Отцев VII Вселенского Собора. Утром, вскоре после начала проскомидии, на изображении кисти Богородицы, держащей руку Богомладенца, появилось благоухающее миро в виде четко очерченного креста. Одновременно аналогичное изображение креста из благоухающего мира появилось и на стекле рядом лежащего киота с иконой «Святцы».
Кроме того елееточение от данной иконы отмечалось: 13.09.03 г. (праздн. Положения честного пояса Пресвятой Богородицы); 7.03.04г. (вечером — праздн. 1-го и 2-го обретения честной главы Иоанна Предтечи, отмечено благоухание елея); 14.03.04 г. (воскресение, неделя Крестопоклонная) вновь отмечено истечение благоухающего елея в правом нижнем углу иконы, на изображении ризы Богородицы; 7.08.05 г. — перед началом Литургии (успение праведной Анны, матери Пресвятой Богородицы). И в дальнейшем неоднократно имели место случаи елееточения от данной иконы.
2 и 3 февраля 2002 г. (суббота и воскресение) елееточение отмечалось от праздничной иконы «Воскресение Христа с праздниками в клеймах».
24 февраля 2007 г. (суббота) перед Литургией впервые было отмечено елееточение от иконы святой мученицы царицы Александры Федоровны Романовой. Потеки масла обнаружены были на изображении ладони левой руки Александры Федоровны. Данная икона была написана и пожертвована храму в 2006 году. Подобное явление имело место и 9 марта 2007 г. (1-е и 2-е обретение главы Иоанна Предтечи) перед Литургией, на иконе вновь появился елей.
Наибольшее же случаев елееточения (более 10 раз с мая 2001 г.) зафиксировано от иконы Спасителя, лежащей на аналое напротив входа в храм. Все случаи истечения елея от этой иконы имели место либо в субботу вечером на всенощном бдении, утром в воскресение перед Литургией, либо в великие и двунадесятые празднки. Во всех случаях елей истекал с изображения кисти Спасителя, держащей Евангелие, либо от изображения Евангелия. В некоторых случаях отмечалось благоухание. А 20 мая и 15 сентября 2001 г. елей на иконе (на изображении Евангелия) выступил в виде четко очерченного креста.
15.02.2004 г., в праздник Сретения Господня, перед началом Литургии отмечено истечение благоухающего мира, которое исчезло к концу службы. Кроме того имели место факты елееточения и других икон, в том числе: 12.10.2002 г. в день празднования Владимирской иконы Божией Матери — на одноименной иконе, лежащей на аналое перед алтарем, а также на лежащей рядом иконе Воскресения Христова; 23.10.2002 г., память прп. Амвросия Оптинского, сразу после окончания Литургии на стекле киота с иконой Преподобного обнаружены капли елея с потеками; 28.11.2002 г., память св. апостола Филиппа и новомучеников российских, вскоре после окончания Литургии обнаружены обильные потеки елея на стекле киота с иконой «Святцы». За период с 2000 г. были и другие случаи елееточения икон в нашем храме, не записанные по различным причинам.
1Но самое удивительнейшее чудо явил нам Господь в субботу 6 ноября 2004 года, 2когда на всенощном бдении во время елеепомазания множество прихожан через открытые царские врата ясно увидели на ризе престола изобразившийся из складок ткани и отбрасываемых ими теней лик Христа, имеющий большое сходство с ликом на Туринской плащанице.
Свидетелем этого чуда был и настоятель храма отец Алексей Денисов. Более того, впервые явленное чудо удалось запечатлеть с помощью фотоаппарата, что вы и можете видеть здесь.
Престольные праздники [ править ]
Как добраться [ править ]
Адрес: 163045, г. Архангельск, ул. Комсомольская, 1
Архангельск. Церковь Троицы Живоначальной.
Троицкая церковь
Карта и ближайшие объекты
Статьи
Последние 30 лет перед закрытием храма настоятелем был протоиерей Николай Данилович Родимов (1856-1938). 6 октября 2006 г. на заседании Священного Синода Русской Православной Церкви протоиерей Николай Родимов канонизирован в лике новомучеников Российских за веру пострадавших. 10 ноября 2007 года во время Божественной литургии, отслуженной епископом Архангельским и Холмогорским Тихоном, прошел чин прославления протоирея Николая Родимова.
Возрождение Свято-Троицкого храма началось в 1992 году с передачи его Архангельской епархии. 6 августа 1995 г. состоялось малое освящение и первая литургия.
Церковь Троицы Живоначальной (Троицко-Кузнечевская церковь) в Архангельске — старинный храм на берегу реки Кузнечихи, памятник архитектуры федерального значения.
Церковь Троицы Живоначальной была построена вместо двух обветшавших деревянных церквей, Троицкой и Богоявленской, на средства стрелецкого и гайдуцкого полков, которые обороняли Новодвинскую крепость. Храм имел два этажа: на верхнем находилась Троицкая церковь с приделом Иоанна Предтечи, в нижнем — Богоявленская церковь с приделом Михаила Архангела. В 1761 году к храму была пристроена колокольня.
В 1810 году храм перешел от батальонного управления в епархиальное ведомство. Тем не менее большинство прихожан составляли военные. В храме хранились четыре полковых знамени петровского времени и проводились военные церемонии Архангельского гарнизона.
В советские годы церковь была разграблена, верхняя часть купола и колокольни сбиты, а в здании последовательно располагались школа шоферов, рабочее общежитие, мыловаренный и камнерезный заводы. В 1992 году храм был передан Архангельской епархии, а в 1995 году проведено первое богослужение.
Церковь Троицы Живоначальной была построена вместо двух обветшавших деревянных церквей, Троицкой и Богоявленской, на средства стрелецкого и гайдуцкого полков, которые обороняли Новодвинскую крепость. Храм имел два этажа: на верхнем находилась Троицкая церковь с приделом Иоанна Предтечи, в нижнем — Богоявленская церковь с приделом Михаила Архангела. В 1761 году к храму была пристроена колокольня.
В 1810 году храм перешел от батальонного управления в епархиальное ведомство. Тем не менее большинство прихожан составляли военные. В храме хранились четыре полковых знамени петровского времени и проводились военные церемонии Архангельского гарнизона.
В советские годы церковь была разграблена, верхняя часть купола и колокольни сбиты, а в здании последовательно располагались школа шоферов, рабочее общежитие, мыловаренный и камнерезный заводы. В 1992 году храм был передан Архангельской епархии, а в 1995 году проведено первое богослужение. При храме активно действует социально-благотворительная служба, продолжается реставрация здания. Троицкая и Богоявленская церкви изначально располагались в Новодвинской крепости на острове Бровенник в устье Северной Двины. В 1716 году охранявшие крепость стрелецкий и гайдуцкий полки были переведены на берег Кузнечихи. Деревянные церкви были разобраны и перенесены на новое место.
Последний настоятель храма протоиерей Николай Данилович Родимов был расстрелян в 1938 году, а в 2006-м — канонизирован в чине новомучеников и исповедников Российских.
Через тринадцать лет после революции церковь была закрыта «ввиду малочисленности» и приспособлена, как значилось в распоряжении Президиума Северного крайисполкома от 23 февраля 1930 года, под общественные и хозяйственные нужды. Здесь размещались общежитие, пожарная часть, школа шоферов, мыловаренный завод, обувная фабрика и, наконец, камнерезная мастерская. К последней четверти ХХ века здание бывшего храма являло печальное зрелище. В 1981 году историк архангельской архитектуры Ю. А. Барашков писал о Троицком храме: «Остатки этого сооружения сохранились на углу набережной и улицы Комсомольской. Здание утратило первоначальный облик, но и сейчас в нём читается бывшее назначение и похожесть на подобные культовые сооружения Архангельска ХVIII века». Однако время повернулось вспять.
В наши дни восстановлен внешний облик храма. В верхнем храме проведены сложные и дорогостоящие работы, полностью отреставрирован нижний храм в честь Богоявления с приделом Архистратига Михаила. Белокаменный иконостас первого этажа изготовлен и установлен местными мастерами. Иконы для иконостаса написаны талантливыми сийскими иконописцами, одна из них, в местном ряду, икона священномученика Николая Родимова, последнего настоятеля Троицкой церкви перед её закрытием в годы советской власти.
Из журнала «Православные храмы. Путешествие по святым местам». Выпуск №210, 2016 г.
Основное здание церкви увенчано двумя стоящими один над другим барабанами-восьмериками: крупный нижний восьмерик является основным световым, в каждой его грани по вертикальному окну; верхний восьмерик существенно меньше нижнего, в нём четыре окна по сторонам света. Над верхним восьмериком возвышается позолоченная главка с крестом. Второй, меньший по размерам, барабан-восьмерик когда-то имел восемь окон, как это видно на плане церкви 1879 года. Хотя уже в начале ХХ века, судя по фотографиям, окон было четыре. Вероятно, эти окна света в храм не давали, они были скорее декоративными и освещали только интерьер малого восьмерика. Оба объёма украшены многопрофильным карнизом с тройными сухариками. Декоративным элементом большего восьмерика также являются ширинки в его нижней части. Восьмерики были разобраны в хрущёвское время, восстановлены недавно по фоторафиям и в целом повторяют первоначальные объёмы. С востока к четверику храма примыкает двухэтажная апсида. Её ширина чуть меньше ширины четверика. По размеру первый и второй этажи равны между собой. Обшая высота апсиды (без учёта конической кровли) равняется примерно трём четвертям высоты четверика. Оба яруса апсиды украшены карнизами.
Из журнала «Православные храмы. Путешествие по святым местам». Выпуск №210, 2016 г.
Комментарии и обсуждение
Троицкая и Богоявленская церкви изначально располагались в Новодвинской крепости на острове Бровенник в устье Северной Двины. В 1716 году охранявшие крепость стрелецкий и гайдуцкий полки были переведены на берег Кузнечихи. Деревянные церкви были разобраны и перенесены на новое место.
Последний настоятель храма протоиерей Николай Данилович Родимов был расстрелян в 1938 году, а в 2006-м — канонизирован в чине новомучеников и исповедников Российских.
От некоторых икон в храме иногда само собой истекает благовонное масло — миро.