троицкий собор в сергиевом посаде
Троицкий собор Сергиева Посада
Троицкий собор летом, Сергиев Посад Ольга Ребикова
Троицкий собор — самый главный храм Троице-Сергиевой лавры, самое древнее сооружение на его территории. Несмотря на компактный размер (высота от фундамента до верхушки креста всего 30 м), церковь создает иллюзию довольно массивного сооружения. Возможно, это связано с особенностями Троицкого храма — простая, можно даже сказать, аскетичная архитектура строения гармонично дополняется идеально выверенными пропорциями, немногочисленными, но броскими деталями. В этой воздвигнутой в 1423 г. церкви хранятся мощи Сергия Радонежского, основателя монастыря.
Что посмотреть
Собор одноглавый, с тремя невысокими апсидами. Его белоснежные стены выведены из тщательно вытесанных каменных блоков, мощь которых нарочито подчеркнута углубленными порталами и узкими окнами. Единственная декоративная деталь храма — переплетающийся орнаментный пояс из трех лент, обвивающий фасады и барабан.
А вот внутри собор куда более интересен. Рассеянный солнечный свет, идущий из 10 окон-щелей в барабане, мягко освещает многочисленные фрески и образа уникального 5-ярусного иконостаса — ровесника церкви.
В отличие от иконостаса, почти без изменений дошедшего до наших дней, аутентичная роспись храма была утеряна. Удалось сохранить лишь небольшой фрагмент у алтаря. Основная же часть выполненных по технологии 15 века росписей относится к 1635 г.
Практическая информация
Адрес: Сергиев Посад, Красногорская пл., Лавра. Веб-сайт.
Первые службы в Троицком соборе начинаются в 5:30 по будням и в 6:20 в воскресные и праздничные дни.
Троицкий собор
Троицкий собор — первое каменное здание, построенное в Сергиевой Лавре, и один из немногих сохранившихся до наших дней храмов московского зодчества XIV — первой половины XV в. Собору свойственны все важнейшие особенности этого архитектурного стиля, выросшего из зодчества
Близкий к кубу четверик Троицкого собора с тремя высокими равными высоте четверика алтарными апсидами утвержден на мощном белокаменном цоколе и, подобно древним храмам Владимира и Суздаля, целиком сложен из белого камня. Блоки обработаны и подогнаны друг к другу столь тщательно, что швы между ними едва различимы. Стены сложены с заметным наклоном внутрь, что придает собору пирамидальную форму, дополнительно подчеркнутую соответствующей формой оконных откосов и порталов. Эта особенность добавляет облику собора мощь и высоту. Плоскости фасадов с трехчастным членением широкими плоскими лопатками, — особенность раннемосковской архитектуры. Фасады по традиции завершены закомарами, но с московской особенностью, — вертикальным зубцом над каждой. Это так называемые «килевидные закомары». Очертания закомар повторяются в завершениях перспективных порталов, колонки которых в средней части украшены «дыньками» или «бусинками», что также характерно для раннемосковского зодчества. Над четвериком Троицкого собора возвышается высокий световой барабан, несущий шлемовидную главу и крест. При внешней ясности, простоте форм и декора Троицкий собор — сложнейшее архитектурное сооружение. Если снаружи наклон его стен начинается от цоколя, то внутри — только от арок порталов, благодаря чему наклон, оставаясь незаметным, облегчает обзор фресковой живописи. Сложна и искусно выполнена кладка арок и сводов, имеющих необычные параболические очертания. Четыре подпружные арки, соединяющие опорные столпы и несущие световой барабан и главу, подняты заметно выше сводов; так зодчие увеличили высоту подкупольного пространства собора, высота которого от пола до купола не так уж и велика — 23 метра.
Троицкий собор не только первый каменный храм Лавры и уникальный памятник архитектуры. Подобно тому, как Преподобный Сергий Радонежский есть начало и духовная опора Лавры, Троицкий собор — «похвала» Преподобному — есть исходная точка архитектурного ансамбля Сергиевой Лавры. Достаточно присмотреться к издавна сложившейся планировке Лавры. В плане ее территория близка к прямоугольнику, площадь которого пересекают две главные дороги. Обе начинаются от Троицкого собора. Одна, начинаясь от храма Преподобного Сергия, приводит к Святым вратам на западной стороне Лавры. Другая дорога от Троицкого собора ведет к Каличьим воротам на северной стороне обители. Расходясь от Троицкого собора почти под прямым углом, названные дороги определяют и прямоугольную планировку территории Лавры, и место расположения ее основных зданий.
Почитание Преподобного Сергия находило выражение в особом отношении к Троицкому собору: поколения насельников и богомольцев Лавры, стремились украсить собор, выделить его в ряду других храмов Лавры и тем выразить любовь и уважение игумену Земли Русской. В 1510 г., возвратившись из успешного похода на Новгород и Псков, великий князь Василий III приказал обить главу Троицкого собора железом. В тот же год, на праздник Св. Троицы, он прибыл в монастырь и «поставил свещу негасимую у Сергиева гроба». В мае 1556 г. великий князь Иван IV (Грозный) посетил Лавру перед походом на крымских татар. Быть может, именно тогда, накануне вероятного сражения с опасным врагом, он вспомнил пожертвование своего отца и «велел у Живоначалныя Троицы у болшой церкви верх золот рядити…». Наконец, около 1720 г. была позолочена и вся кровля Троицкого собора. Золоченые глава и кровля Троицкого собора еще более выделяли его среди окружающих зданий Лавры, многие из которых вплоть до второй половины XVIII столетия покрывались тесом.
Троицкий собор (1422-23 гг.)
Конструктивные особенности придают памятнику черты неповторимого своеобразия. Столпы собора сильно сдвинуты к востоку, его глава смещена к алтарной части, южный и северный порталы расположены ближе к апсидам. Такой архитектурный прием позволяет увеличить пространство центрального нефа, делая в то же время алтарную часть храма небольшой по размеру. Наклон стен, пилонов и барабана купола к центру храма, вытянутые арки верхней части собора создают впечатление увеличенной высоты сооружения. Вся система крестово-купольного храма здесь подчинена одной задаче — созданию единого целостного внутреннего пространства.
Андрей Рублев «с сотоварищи» написали иконы трех рядов иконостаса: деисусного, праздничного и пророческого чинов. Деисусный чин включает пятнадцать икон с изображениями святых, в том числе воинов-великомучеников Георгия и Димитрия, образы которых связаны с традицией общецерковного поминовения погибших воинов в Димитриевскую субботу. Истоки этой традиции восходят к молитве Преподобного Сергия Радонежского, во время которой он поминал имена погибших на Куликовом поле воинов князя Дмитрия Донского.
В праздничном ряду из девятнадцати икон на сюжеты евангельской истории от Благовещения Пресвятой Богородицы и Рождества Христова до Успения Пресвятой Богородицы центральное месте занимают две иконы «Причащение апостолов». Пророческий ряд включает шесть парных икон с поясными фигурами пророков и является древнейшим из известных нам изображений пророков в иконостасе.
Примыкающая к собору западная паперть впервые упоминается в 1584 г. При входе в собор со стороны паперти рядом с расписным порталом можно увидеть фрески XVI в. с изображением преподобных Сергия и Никона Радонежских.
Железная дверь, ведущая в южный притвор, сохранила пробоину от ядра, полученную во время осады монастыря польско-литовскими войсками в 1608-1610 гг.
Реставрация Троицкого собора началась в 1925 году с разборки позднейшей северной паперти и с восстановления белокаменной кладки северного фасада. Работами руководил архитектор Д.П. Сухов. В 1926 году им же восстановлены три из пяти ранее растесанных оконных проемов в апсидах храма.
В 1954 году, под руководством архитектора В.И. Балдина, возобновилась реставрация фасадов собора: они были очищены от наклеенного на них холста и масляной живописи XVIII-XIX вв., были восстановлены древние формы порталов и оконных проемов. В 1966 году данный этап реставрации был завершен восстановлением позакомарного покрытия.
Богослужения в Троицком соборе совершаются ежедневно:
— в воскресные и праздничные дни:
На Пасху, в дни Великого поста и в некоторые двунадесятые и престольные праздники богослужение совершатся по особому расписанию.
Троицкий Собор Троице Сергиева монастыря (лавры) в Сергиевом Посаде. Фото, история
Троицкий Собор Троице-Сергиева монастыря — это храм при монастыре имени прп. Сергия Радонежского (Троице-Сергиевой лавры) и самое древнее из зданий, сохранившихся до наших дней. Главной и наиболее ценной святыней храма остаются мощи основателя – преподобного Сергея Радонежского.
Происхождение названия и его значение
Храм со столь замысловатым названием был основан преподобным Сергием Радонежским на территории собственного монастыря и назван в честь Священной Живоначальной Троицы.
Только вот изначально это была самая простая, хлипкая, деревянная церквушка, каких были тысячи. А вот уже богатый, белокаменный собор, построенный лишь спустя столетие, в свою очередь, был назван в честь преподобного основателя лавры, его учениками.
История Троицкого Собора
Сразу же после основания Троицкой Лавры, на её территории была возведена небольшая деревянная церквушка, в 1340 году освященная в честь Святой Троицы. После этого лавра спокойно доживает свой век до начала следующего столетия – а это более шестидесяти лет. За это время сам основатель, преподобный Сергий, успевает скончаться. Это происходит двадцать пятого сентября 1392 года.
В 1408 году случается важнейшее историческое событие, определившее судьбу монастыря: в монастырь вторгаются татарские войска, он подвергается разграблению и осквернению, а в конце и сожжению, ордынским темником Едыгеем.
Большинство внутренних построек, в том числе деревянная церковь, были утрачены безвозвратно.
Несмотря на это, ученик и преемник Сергия Радонежского, преподобный Никон, выстраивает церковь заново.
Так что двадцать пятого сентября 1411 года освящается уже новый деревянный храм.
Но поворотным моментом стало то, что при строительстве церкви были найдены мощи преподобного Сергия, что и послужило идеей для строительства настоящего белокаменного собора, который бы увековечил память основателя Троицкого монастыря, очень почитавшегося в те годы у московских князей. Последние и заложили средства в строительство храма.
Начато оно было в 1422, а полностью закончено уже в 1425 году. По сравнению с другими храмами внутреннего ансамбля Троице-сергиевой лавры, данное возведение не кажется большим и выглядит несколько приземистым. Современники так же отмечали, что храм не отличался высотой.
Сегодня сложно сказать, было ли решение строить столь компактное сооружение вынужденным, или то была личная воля преподобного Никона. Однако все посещавшие собор, так или иначе отмечали тесноту внутреннего убранства.
Впрочем, ничего такого уж необычного в этом нет: в те времена строительство крупных каменных церквей вообще не было особенно распространено, а размеры самого храма достигали всего 9 сажен (19,2 м) в длину (включая алтарь) и 6 сажен (12,8 м) в ширину.
Никон с самого начал собирался украсить стены церкви живописными портретами и иконами. Расписать внутреннее убранство сооружения взялись известные творцы тех времён – монахи Московского Андронникова монастыря, можно сказать, являвшегося филиалом Троицкого Храма, также выстроенного Преподобным Никоным.
Современные исследования подтверждают, что оба этих великих художника и иконописца участвовали в создании иконостаса, а также привлекли к работе художников из собственных кругов; но выяснить точное происхождение старинных икон сегодня практически невозможно.
Единственное, что точно известно, это то, что знаменитая икона «Троица» 100% была написана Андреем Рублёвым. Именно эта икона является главной святыней монастыря.
Революция Октября стала ещё одним трагическим историческим явлением, вмешавшимся в обыденную жизнь Троицкой лавры, хоть по сравнению с татарским нашествием масштаб разрушений оказался не столь масштабным.
В 1920 году советское правительство закрыло собор, Сергиева рака была вскрыта, а мощи изъяты и обнажены, на всеобщее обозрение. Исторические свидетельства говорят о том, что верующие прикладывались к останкам, отворачивая взгляд от «наготы» (непокрытых мощей).
Тогда же, на рубеже 20-х-30-х годов, существовала непосредственная угроза полного уничтожения святых мощей, которые на тот момент были переданы в московские и сергиево посадские музеи. Антирелигиозные организации, ведя идеологическую пропаганду, угрожали кремировать священные останки. К счастью, варварство не было осуществлено.
После войны наступает второе рождение Троицкого собора: осуществляется масштабная реконструкция, проводятся серьёзные восстановительные работы по возвращению исконного облика собора, утерянного в военную пору. Реконструкция была завершена в 60-х годах.
А на рубеже веков Патриарший архитектурно-реставрационный центр, созданный на территории лавры, начал преображать и благоустраивать окружающие храм территории. При этом в самом соборе были отбелены фасады, возвращена в нормальное состояние кровля четверика и апсид, восстановлена позолота и многое другое.
Современный статус Троицкого Собора
Троицкий Собор Троице Сергиева монастыря считается одним из действующих кафедральных соборов России. Каждый день, когда не проходит великий Пост, здесь проводятся молитвы и богослужения, в том числе Божественная литургия, а также осуществляется молебен с акафистом пр. Сергию Радонежскому у раки с мощами.
В пятницу, в 5 часов дня, тут проходят храмовые молебены с акафистом матери божьей в дату о её явлении основателю. В Никоновом приделе, возведенном над никоновской могилой, проходят служения каждое 30-е ноября — это день памяти прп. Никона, игумена Радонежского, чудотворца.
Троицкий храм, Западенская паперть, Никонов придел и Серапифонова палатка, примыкающая к Никоновскому приделу, являются ценнейшими объектами исторического наследия всех народов России, а также градостраительными памятниками Фед. значения, как отдельная единица архитектурного ансамбля Троицесергиевского монастыря.
В 1993-м году, комитетом всемирного наследия ООН, археологический ансамбль монастыря был включён в перечень объектов мирового наследия ЮНЕСКО.
Архитектура Троицкого Собора
Главным смыслом строительства собора, по задумке Никона, было запечатление памяти о Сергии. Поэтому белокаменное, златоглавое строение, построенное над прахом основателя Троицкого монастыря, было выполнено не жалея денег, хотя и без чрезвычайного расточительства.
Орнамент на апсиде Троицкого собора Свято-Троицкой Сергиевой Лавры.
Деньги на строительство были не проблемой, ведь Троице-сергиева лавра была популярной у многих московских князей, которые уважали память преподобного, и готовы были потратить любые средства для его увековечивания.
Огромную роль сыграл князь московский Дмитрий Донской, крещённый, к слову, самим Сергием Радонежским, который в будущем стал победителем куликовской битвы и спасителем русской земли. Таким образом, но постройку собора были брошены немалые силы.
Храм был выстроен в обычном для тех времён стиле московского церковного зодчества, конца XIV — начала IV веков, который характеризовался неимением притвора и венчавшим постройку крупным единоглавым куполом.
При этом у храма есть интересные архитектурные особенности, которые не были характерны для данного стиля: деление фасадов не соответствовало храмовому пространству, круглый барабан с венчающим его куполом-шлемом смещается к алтарю.
Хотя вся постройка конструктивно не очень крупногабаритная, её стены сформированы таким образом (со всеми этими завитушками, кокошниками и прочими украшениями), создают внешний эффект масштаба и визуально увеличивают собор. Это касается как внутреннего убранства, так и внешней стороны.
Изнутри здание расписано лучшими представителями иконописи тех времён: например, в росписи поучаствовали великие иконописатели Андрей Рублeв и Дaниил Чёрный.
История Троицкого собора Троице-Сергиева монастыря тесно связана с многочисленными перестройками и внешними изменениями. Связано это, в первую очередь, с необыкновенной популярностью храма у первых лиц страны.
Например, в 1510 году князь владимирский и московский Василий III, после успешного похода на Псков, приказал обить железом кровлю собора. А царь Иван IV, во время молебена, после взятия Казани в 1552 году, повелел озолотить купол.
В течение следующих столетий к собору были пристроены различные приделы: склеп, трапезная, Никоновский придел. Уже в XVIII веке была снова проведена реконструкция: заменена кровля, перекрашены фасады, внутреннее оформление тоже регулярно меняли. Таким образом, храм постоянно менял свой облик.
Иконостасы Троицкого Собора
Троицкособорный иконостас — это уникальный предмет церковного исторического наследия. Многоярусный (пятиярусный) иконостас, имеющий исключительную историческую ценность. Самые ценные произведения, помещённые в иконостас, были созданы мастерами под руководством Андрея Рублева и Данилы Черного.
Самой важной, известной и ключевой работой Андрея Рублёва, на которую также есть указание и в летописных источниках — это всемирно известная икона «Троица». На ней легендарный иконописец потрясающим образом воплощает образ триединого бога. Ряд исследователей считает, что авторству Андрея принадлежат от 2 до 5 перемещенных в иконостас произведений.
К ним относятся отображения:
Иконостас Троицкого Собора Троице Сергиева монастыря
Считается, что иконы апостолов ближе всего к «Троице «по художественной манере, поэтому именно они признаются основными кандидатами на признание авторства Рублёва. Всего в иконостасе лавры размещено семьдесят четыре иконы.
Так как три иконы Звенигородского чина, приписываемые Рублёву, и Рублёвские произведения иконостаса Владимирского Успенского Собора помещены в Третьяковскую галерею, то Свято-Троицкий собор остаётся единственным храмом, сохраняющим иконы если не самого преподобного Андрея, то по крайней мере его близкого окружения, непосредственно в самом храме.
Святыни Троицкого Собора
Троицкий Собор Троице Сергиева монастыря остаётся домом для ряда православных святынь. В их числе — мощи Сергия Радонежского, молельный зал украшает колоссальное медное паникадило XV века, а в Алтаре хранится стальное архиерейское кресло XVIII века.
Про мощи следует сказать, что сначала они были помещены в скромную деревянную раку. Однако при возникновении проблем с деревянным материалом, в XVI-м веке, было начато изготовление большой, тяжёлой серебряной раки. А в XIX-м веке для неё соорудили крышку.
Медное позолоченое паникадило, украшающее храмовое пространство, было подарено храму Иваном IV. Люстра обильно украшена изображениями богоматери, апостолов и ангелов
Ещё одна святыня храма появилась в XVIII веке: Митрополину Платону было дарено позолоченное кресло из стали, сделанное тульскими мастерами по специальному заказу. Кресло было передано в храм и по сей день остаётся здесь в качестве святыни.
Интересные факты и легенды
Троицкий Собор Троице Сергиева монастыря окружён интереснейшими мифами и легендами.
История, подлинность которой достоверно установить нельзя, по апокрифическим источникам произошла после того, как несколько священнослужителей и членов прихода, под руководством служителя лавры отца Павла Флоренского, а также искусствоведа-мирянина Юрия Олсуфьева, узнав о грядущем надругательстве над святыней и опасаясь страшного исхода, по благословенью патриарха Тихона, решили проникнуть в собор и похитить голову Сергия Радонежского, подменив её черепом из семейного склепа семьи Трубецких, который располагался на территории монастыря…
По другой версии, план по выкрадыванию головы пр. Сергия заговорщики осуществили в 1920-м году, уже после того, как мощи были выставлены на всеобщее обозрение.
Голова основателя монастыря была перевезена в ризницу, после чего, Юрий Олсуфьев, проживавший в Сергиевом Посаде, оставил святыню на сохранение у себя дома, где она находилась до 1928 г, пока не была закопана им в саду.
Преследование властей заставило его бежать, однако то, что знал только сам Олсуфьев — адрес и расположение священной реликвии, он успел передать новгородцу Павлу Огурцову (в будущем — новгородскому епископу Сергию), ставшему членом священной миссии.
Павел Огурцов не отрёкся от своей миссии и приехал в указанное место, в поместье Олсуфьева в Сергиевом Посаде, где отыскал назначенное место в саду и откопал великий клад — дубовый ларец, в котором хранилась голова преподобного Сергия.
Нужно понимать, что всех активных участников сопротивления рано или поздно вылавливали и наказывали. Первым был отец Павел Флоренский, осуждённый в 1933-м году, а в 1938-м году был отправлен в тюрьму и Олсуфьев. Главным хранителем священного предмета остался П.Огурцов, который накануне своего отправления на фронт перевёз главу под село Виноградово, что в городском округе Мытыщи.
Тем не менее, ещё до начала ВОВ мощи вернулись в раку и были переданы Троицкому собору, однако сам собор на тот момент являлся просто частью экспозиции Загорского исторического музея. Однако по окончанию войны советская власть заметно смягчила отношение к лавре и уже в 1946 году монастырь был вновь открыт, а позже туда были возвращены и мощи преподобного Сергия.
Тогда, в праздник пасхи, тяжёлую раку с мощами, которая весила до шесятидесяти пудов, на одних руках дотащили до Успенского собора и провели первую за долгое время службу. Таким образом Троице-Сергиевская Лавра окончательно вернулась в лоно Русской Православной Церкви.
Адрес, как добраться до Собора
Троицкий Собор Троице Сергиева монастыря: Московская Обл, Сергиев Посад.
Расписание богослужений
Собор работает каждый день с 05:00 до 21:00. Здесь ежедневно проводится Божественная литургия (начинается в 6:30, за исключением будней в Великий Пост — в дни поста все службы переносятся в Успенский Собор, в выходные дни), молебен акафистом у мощей С. Радонежского (проводится с 05:30 по 20:30).
Если есть желание попасть в Серапионову палату, либо Никонов придел, то нужно договариваться индивидуально. Также есть возможность попасть в предел вместе с организованной туристической группой — для этого нужно подавать соответствующее заявление.
Будни:
Время | Служба |
5:30 | молебен у раки преподобного. Сергия и полунощиница |
6:15 | ранняя Литургия |
9:30 | поздняя Литургия |
16:45 | вечерняя служба |
Пятница:
17:00 | молебны с акафистом богородицы | только не во время всенощного бдения |
Воскресение:
Время | Служба |
5:30 | ранняя литургия |
6:20 | средняя литургия |
17:20 | молебны с акафистом преподобному сергию |
17:20 | всенощное бдение |
Троицкий Собор Троице Сергиева монастыря регулярно проводит экскурсии и является популярным местом у паломников и туристов со всего мира. Несмотря на плотный график богослужений, монастырь всегда рад гостям.
Оформление статьи: Владимир Великий