Тройник для проводов авто
Соединение проводов в автомобиле. Соединители.
В электротехнике для соединения или подсоединения проводов существует куча различных клемм и соединителей. Рассказывать обо всех, так клава сотрется. Поэтому, немного о наиболее часто применяемых в автомобиле.
Если просто необходимо соединить пару проводов и сделать соединение разборным, то достаточно взять подходящие по габаритам и конструкции клеммы, обжать в клеммах провода и поженить “папу” с “мамой”.
В том же Китае за недорого можно купить специальный инструмент для обжима контактов и наконечников, по-научному – кримпер. Цена кримпера пляшет в пределах 10-20$ (здесь речь не идет о профессиональном инструменте для авто и электро мастерских).
После небольшой тренировки можно получить вполне удовлетворительный результат:
Если же предстоит разовая работа по обжиму клемм, то покупать кримпер смысла нет. Вполне надежно можно обжать клеммы и при помощи бокорезов либо иного подобного инструмента (4 и 5 контакты на фото выше). В данном конкретном случае использовал затупившиеся от постоянной работы бокорезы.
Так же в продаже есть различных диаметров соединители для обжима проводов в виде медной трубки с покрытием. Дополнительно соединители могут быть уже одеты в термоусадочную трубку.
Соединить можно как два, так и большее количество проводов в одном месте:
Для обжима используется специально предназначенные для такого вида соединений кримперы, либо можно воспользоваться вот таким нехитрым инструментом:
Опять-таки такой вид соединения проводов требует защиты от влаги и соприкосновения с другими проводниками электричества.
Лично мне данный вид соединения не нравиться по разным причинам и его использую очень редко.
Довольно хорошее соединение проводов можно получить при помощи наконечника ножевой клеммы, как соединяя пару проводов вместе, так и подсоединяя провод к штатной проводке автомобиля.
Очищается от изоляции небольшой участок провода, к которому будет выполнено подсоединение, и используется подходящего размера ножевая клемма, у которой необходимо отрезать хвостовик (на фото линия реза показана красной штриховой линией):
Далее следует обжим кримпером, бокорезами или еще чем ни будь, не забывая про гидро и электро изоляцию.
И в завершение рассказа о соединителях остановлюсь еще на одном, так называемом скотчлоке.
Штуковина занятная и предназначена для быстрого соединения двух проводов:
На первый взгляд все выглядит респектабельно:
А вот так все выглядит после вскрытия:
Часть жил у красного провода (1,5 мм кв.) повреждена, а у желтого-зеленого провода (0,75 мм кв.) даже не прорезана изоляция. Это произошло из-за того, что у скотчлоков есть своя размерная линейка для соединения проводов в зависимости от площади сечения проводника. Различаются такие скотчлоки по цвету. Если типоразмер скотчлока подобран неправильно, то тут будет либо недорез проводников, что плохо, либо перерез проводника, что не допустимо. Ну, и данный соединитель предназначен для соединения двух проводов только одного и того же сечения.
Чем еще плохо такое соединение, так это невозможностью выполнить защиту мест соединения проводов от влаги. Поэтому, такие китайские штучки в автомобиле лучше не применять.
Соединение проводов в авто: пайка, скрутка, обжим?
Этот вопрос посещает, пожалуй, каждого, кто впервые сталкивается с задачей самостоятельного дооснащения своего любимца всякой, полезной для авто, всячиной.
Я не был исключением, и прежде чем шаловливыми ручками лезть свеженький продукт немецкого автопрома, решил основательно подготовиться, дабы не кусать потом локти.
Основные требования к соединениям я бы обозначил следующие:
— физическая прочность;
— электрическая надежность (низкое сопротивление);
— во многих случаях герметичность.
Рассмотрим по порядку основные варианты:
Пайка
Главная проблема здесь — активное окисление соединения в условиях уличной эксплуатации, что в конце концов приводит к разрушению соединения. Конечно, можно защитить соединение, но в этом случае затраты времени и сил будут неоправданно большими. К тому же, концерн VAG официально запрещает использование пайки при ремонте. На изображении ниже:
1. Официальное руководство по ремонту ElsaWin для автомобилей VAG группы
2. Программа для саморазвития для механиков автомобилей всё той же VAG группы SSP-91
3. Указание для службы сервиса по установке дополнительных электрических аксессуаров TPI 2028026
Отбрасываем этот способ соединения и идем дальше.
Дополнение 1:
В каментах многие защищают пайку как вид соединения.
Вынужден пояснить: я не против этого соединения. Если его правильно выполнить, скорее всего оно переживет автомобиль. НО — далеко не у каждого хватит знаний и опыта для этого! Да и для опытного человека пляски с паяльником под торпедой — весьма сомнительное удовольствие. Именно поэтому я читателям не советую этот метод.
Дополнение 2:
Если вы в своих силах уверены и намерены пользоваться именно пайкой, то вот вам рецепт от FirstHant :
Если нужно качественное, надежное и долговременное соединение-
— провода зачищаем и правильно скручиваем
— качественно пропаиваем. (паяльники на 12 вольт — не редкость, как и преобразователи 12-220)
— удаляем остатки флюса
— соединение промазываем специальным полиуретановым или цапон-лаком
— затягиваем в термоусадку
— фиксируем соединение с двух сторон
Дополнение:
В каментах FirstHant отлично расписал процесс изготовления правильной скрутки:
если правильно делать — зачищать на пару сантиметров, провода скрещивать, отступив 5 мм от изоляции и зачищенный конец наматывать плотно, виток к витку на другой провод, т.е. от места «скрещивания» до изоляции. Такая скрутка механически прочная, растянуть ее невозможно — только оборвать провод. Провода обязательно должны быть из одинаковых металлов. Для защиты от окисления можно смазать густой смазкой, без фанатизма.
Зачищать лучше специальной приспособой, типа такой www.chipdip.ru/product/ht-766-tl-766/. Сила сжатия регулируется, в зависимости от прочности изоляции.
Наружные соединения защищать изолентой нельзя! Собирается под ней влага, уходит плохо, соединение быстро разрушается.
Обжим
Важное замечание: практически все производители рекомендуют именно обжим в качестве основного способа соединения проводов при ремонте, VAG группа — в том числе (с применением оригинальных соединительных муфт — о них ниже).
Плюсы:
— простота соединения;
— физическая прочность соединения;
— при использовании особых муфт — изоляция+герметизация одним действием без использования дополнительных материалов.
Минусы:
— оригинальный провод придется резать;
— необходим кримпер — специфический (хоть и не сильно дорогой) инструмент;
— оригинальные муфты хоть и очень хороши, но дОроги — стольник за штуку +/- (благо, теперь есть аналоги).
К этой же категории отнесу прокалывающие ответвительные зажимы. О них дальше.
Долго для меня было загадкой, как выполняются штатно соединения нескольких проводов внутри жгута. Выглядит такое соединение вот так:
И вот недавно наткнулся на видео, как это работает:
Так или иначе, очевидно, что «на коленке» повторить такое соединение не получится, поэтому продолжаем.
Процесс соединения проводов обжимом
Для соединения используются муфты. Вот они:
Муфты бывают изолированные и неизолированные. Будем использовать изолированные.
Изолированные бывают как минимум двух видов: с пластиковой изоляцией (доступны повсеместно за копейки) и с термоусаживаемой изоляцией.
Особенность её в том, что снаружи термоусадка, а внутри слой клея-герметика. Сначала зажимаем, потом усаживаем до выступания с торцов муфты клея. Соединение получается надежным, изолированным и герметичным. Такие муфты поставляются в оригинале VAG-ом, на них маркировка производителя DuraSeal.
000 979 940 — Муфта соединительная для проводов от 0,35 до 0,5 кв.мм
000 979 941 — Муфта соединительная для проводов от 0,5 до 1,0 кв.мм
000 979 942 — Муфта соединительная для проводов от 1,5 до 2,5 кв.мм
Дополнение 0:
Для подключения к проводке есть еще один способ, позволяющий полностью сохранить оригинальную проводку, но требующий инструмента. Он будет описан в конце статьи.
Дополнение 1:
С удивлением для себя обнаружил, что есть аналоги от боша, причем намного дешевле VAGа!
Bosch 1 987 532 035 — 0,5-1,0мм
Bosch 1 987 532 000 — 0,5-1,5мм
Bosch 1 987 532 001 — 1,5-2,5мм
Bosch 1 987 532 002 — 4,0-6,0мм
Дополнение 2:
Не так давно наши китайские друзья научились делать аналогичные вещи. Заказать можно, например, вот тут. Ценник, не очень китайский, но в РАЗЫ дешевле оригинала. Герметика внутри чуть меньше, чем в оригинале, но в целом работают как надо. Маст хэв)
Кримпер (он же пресс-клещи) нужен с насадкой «под изолированные наконечники» (если покупать, то лучше брать с трещеткой для фиксирования на определенном моменте зажима — несколько упрощает манипуляции).
Постановка задачи:
Про гофры и разветвители проводки
Ещё немного свистулек и берюшек.
Машину я уже получил, но что-либо делать с ней не стал — апатия. И вообще, надо бы навести порядок в уже сделанном. И вот о чём сегодня речь.
С момента как я разобрал последюю коробку свистулек и берюшек прошло уже пара недель, а я тогда заказал гофр оригинальных VAG под эти свистульки, потому что есть мнение, что они, свистульки и берюшки, только туда становятся нормально. Ещё есть мнение, я его, кстати разделяю, что большая часть этого барахла останется невостребованным. Вот эти моменты я и собрался сейчас прояснить.
Места для разветвителей проводки.
Когда машина была без двигателя, моему взору открылось несколько мест, куда же те разветвители проводки совать. Вот одно из них. То есть, можно, конечно, так оставить, потому что это всё «не для этой машины», а можно сделать красиво.
Гофры штатные есть, они порваны, надорваны, погрызены. Но они по-заводу есть, то есть для этой машины. А «делятся» эти гофры по-заводу, опять же, наиболее причудливым образом.
Вот реально, из одной толстой гофры выходит пять поменьше.
Тут даже есть датчик неподключенный, не для этого двигателя. Но его не выкорчевали СТОшники.
А это я наколхозил, я это уже показывал выше, но это вид с другой стороны. У нас принято так делать — синяя изолента, расово верная. Всё остальное — не для этой машины.
А вот, уже в собранном виде, из толстой гофры выходят две маленьких. Теперь у меня такое чувство, что тех разветвителей ещё и может нехватить.
А теперь про гофры.
Так вот, прошло пара недель, заказанные гофры начали потихоньку съезжаться ко мне.
Гофра VAG 22mm.
Что интересного заметил: у разных поставщиков, по приблизительно одной и той же цене, длина гофры может быть разная. На кого «нарвёшься» в экзисте — однозначно непонятно. Вот пример.
Почему это называется «труба масляная» мне безразлично, мне ехать, а не шашечки.
А вот беспородные дворовые гофры с авторынка. Остались у меня от моих прошлых подходов к подкапотке.
А вот породистая гофра Cargo, её характеристики:
Physical information
Material Polypropylene
Colour Black
Length/m 25
ID mm 10.7
OD mm 16
А вот, что мне пришло.
Не 25 метров, да и куда мне столько, обмотаться что ли? Вот ещё один экземпляр, в другом размере. Physical information
Material Polypropylene
Colour Black
Length/m 25
ID mm 7.4
OD mm 10.2
А вот снова VAGи приехали. Тоже труба масляная, как и предыдущая. Но, хоть код и тот же, длина разная. Наверное, поставщик попался не жадный.
Но если там бирки фирменные, или похожие на них, то следующая гофра VAG приехала просто куском, даже без упаковки, и скотчем к ней «приляпан» листок бумаги, на котором шариковой ручкой начертан номер.
Я даже расшифровывать не стал какая это труба. В принципе, мне сгодится и так. Но вы же понимаете, слоган «только оригинальные запчасти» и всё такое… Вот ещё один вид породистой гофры.
Больше ничего не приехало, пока.
Игрища с детальками.
Теперь надо попробовать спарить их. Я взял породистый разветвитель и гофру с рынка.
Вот так это выглядит близко.
На удивление оно защёлкнулось и держится крепко.
А вот в одно отверстие породистого разветвителя входит толстая гофра ваг, а с другой стороны в него входит гофра Cargo потоньше. Кстати, таких разветвителей у меня один, а надо, судя по всему, штуки три.
И, надо сказать, это всё держится более чем хорошо.
Поигрался. Хватит.
Текущий пробег: 285032 км.
Update 27/11/2019
Гофры, ранее заказанные, продолжают подвозить. Заказал два куска толстой гофры. И вот, что приехало.
В экзисте многое зависит от поставщика: если он не жадный, то отмотает от бобины он гофры нормально так…
Update 22/01/2020
Был на рынке, купил 3 метра вот этой маленькой беспородной рыночной гофры. Наконечник на неё сел уверенно.
Текущий пробег: 296162 км.
Update 06/02/2020
Ещё заметил: некоторые разветвители имеют на боках выступы, похожие на крепления куда-то, а другие не имеют.
Нашёл в каталоге нечто, похожее на кронштейн и выкупил его.
Примерил — он явно не отсюда.
Что ж, это не повод опускать руки.
Update 09/02/2020
Ещё попробовал срастить разветвитель с колодками реле и предохранителей (там тожде есть усики для зацепления).
Надо ли говорить, что ничего не получилось.
Update 21/02/2020
Вот ещё один вид кронштейна выкупил.
Можно примерить и обломаться.
Ни на один из разветвителей он не подходит. И вообще, похоже, что у разветвителей один тип и размер крепления.
Текущий пробег: 299428 км.
Update 28/07/2020
Вот ещё держатель для гофры купил.
Купил, чтобы разобраться, есть ли куда в машине его прикрепить…
Текущий пробег: 323000 км.
Подготовка правильного разветвителя 12v ПРИКУРИВАТЕЛЬ
2.5_t AWD 350hp (до этого — Лада Ока)
Санкт-Петербург, Россия
Собственно начну!
Давайте посмотрим на наши авто! У всех стоят регистраторы, навигаторы, антирадары, зарядки для телефонов, инверторы… Ну, если не у всех, то у 80% людей точно.
Вечно болтаются провода, так как устройств больше чем одно то естественно мы ставим тройники. Получается паутина из проводов которую мы прячем под торпеду.
Но вот замечали ли вы что напряжение с прикуривателя не исчезает ни после глушения авто ни после того как авто само себя обесточивает. И наши родные блоки питания устройств стоят под напряжением.
Примерно с пол года у моего друга Alva-Toretto перестал заряжаться телефон. Достали тройник, а там… О УЖАС Блок питания ОПАЛИЛСЯ. В голове мелькнула жуткая картина с возможными последствиями. И было принято решение отгородить себя от этой проблемы.
Начинаем!
1- покупаем любой тройник прикуривателя!
я купил такой:
2- Для исключения дальнейших проблем мы его вскрываем, проверяем, как собрано, и перевиваем все провода. Они там, на соплях держатся, и меняем провод, которым соединим с прикуривателем на нужную нам длину.
3- рисуем схему со своими требованиями к устройствам (я делал с запасом +1 устройство), в схеме используем реле, которое и будет контролировать работу нашего тройника.
вот сама схема:
4- берем реле на 4 контакта. На двух напаиваем контакты папа, на одном кольцо, землю. И один не трогаем от подключится к «+» который появляется при зажигании. Как вариант можно подключить к «+» который исчезает когда авто уходит в режим энергосбережения!
5- Тройник прикуривателя! С него мы имеем 2 минуса (мама и папа) и 3 плюса все мамы. (1 «+» запасной).
Получаем вот такую картину:
В итоге все устройства, которые запитаны через тройник будут запускаться ТОЛЬКО С ПОВОРОТОМ КЛЮЧА! Собственно чего я и добивался данной переделкой.
Сегодня вечером будет УСТАНОВКА, с полным отчетом что и куда!
Про разветвители жгутов проводки VAG
Накупил плюшек. Теперь доволен.
Эти плюшки нужны, чтобы собрать проводку под капотом и в багажнике хорошо. Даже лучше, чем хорошо. Как не дураки на заводе не собирают. На самом деле собирают, но на другом заводе. Но это не важно. Важно, что всё это можно купить и сделать для себя.
И вот я купил. Я купл все, которые были в каталоге по штуке. Но экзист что-то снял, что-то вёз полтора месяца и я забыл, что заказал, а в списке заказов провалилось вниз, и я в итоге перезаказал и т.д. Что-то дозаказал, потому что подумал, что надо больше. Поэтому у меня теперь накопилось этих плюшек приличное количество, я их сложил в коробку и надо бы это всё разобрать, что есть что. Тем более время есть.
Итак, что это тут у нас в багажнике прислонилось к боковой стенке? Да это же недавно купленный органайзер используется.
В нём та самая коробка с плюшками. Потому что картонная коробка, сама по себе, в багажнике может быть (и будет) повреждена, а её жалко.
В коробке чего только нет из всяких VAG-держателей проводки, вот это, может быть, сможет держать жгут телевизора, надо бы проверить.
Я решил начать с простого: разложить всё и дублирующие друг друга детали складывать в один пакет. Так и пакетов меньше хранить и я буду видеть сколько чего у меня есть. Потому что может что-то надо докупить…
Что-то для меня новое, я сам таких деталек никогда не видел. Что-то старое. Такие штуки я уже использовал, когда делал проводку для блока питания, который нужен для насоса, который нужен чтобы накачать мячик.
В общем, потратил я на разбор купленного некоторое время, вот сколько пакетиков освободил.
И хоть у машины сейчас проблемы с двигателем, какой бы результат ни был: новый двигатель или этот отремонтируют — всё равно проводку нужно менять. Проводка нужна любому двигателю.
Собственно, что же теперь имеется в наличии для этой задачи…
Y-образные распределители гофрированной трубы.
Размеры отверстий в мм.
22-17-13
1 шт.
В собранном виде это выглядит так.
Таких штук оказалось 5. Размеры отверстий: 7,5-7,5-4,5 мм.
Больше Y-образных купить не удалось.
T-образные распределители гофрированной трубы.
Вот четыре маленьких (под маленькие гофры) соединителя. Размеры отверстий: 7,5-7,5-7,5 мм.
Ещё четыре, но у этих вход для гофры чуть больше. Размеры: 10-7,5-7,5 мм.
Из них можно причудливые конфигурации собрать, повеселее, чем на заводе сделали бы.
Ещё три штуки чуть большего размера: 13-10-10 мм.
И вот я хочу спросить у тех, кто разбирается в этих деталях ваговских: а что у них на боках за выступы? Такое чувство, что их можно вешать на какие-то «кронштейны». Таким образом гофру с проводкой крепить жёстко к чему-то. Ладно, может быть удастся пролить свет на это.
Таких удалось выкупить шесть. Размеры: 13-13-7,5 мм.
А таких только две. Размеры отверстий: 13-7,5-13 мм.
А такая штука только одна. Размеры отверстий: 17-13-13 мм.
Да, я смотрю, чем больше держатель — тем вероянее, что в коробке он один. Наверное цена на них была высока или я не знаю. 1 шт. Размеры отверстий: 22-22-4,5 мм.
Ещё одна одна штука. Размеры отверстий: 22-13-17 мм.
Вообще, если смотреть по номерам, то много пропусков. Экзист, оказывается, много позиций снял. Ну и ладно, у меня не конвейр могу обойтись и этими. Вот только докупить надо по паре, наверное к тем, что по одной.
Последний держатель проводки в гофре. Размеры отверстий: 22-22-13 мм.
Сложил я их в «новую коробочку». А что осталось в старой — то надо ещё сортировать. Но разветвителей проводки там уже нет, только наконечники и серединки. И гофр надо прикупить тоже, да. Без гофр никуда.
Текущий пробег: 284921 км.
Update 25/12/2019
Ещё парочка приехала.
Что интересно, у них второе отверстие овальное, не под гофру, похоже что.
Надо разбираться как оно и зачем. И где штатно применяется.
Update 10/02/2020
Про предыдущий разветвитель, что код имеет N90 702 301, вот про него картинка, здесь он имеет номер 17. Но картинка, похоже, не оторбражает реальную действительность 1:1.
Зато из описания становится ясно, что это для отверстий 22X22X8,5. А по картинке он похож больше на тот, что номер 18. Но 18-й — по описанию для отверстий 7,5-4,5 (без третьего отверстия), очень интересный — заказал один на пробу, если придёт — посмотрим на него.
Вот ещё более противоречивая картинка, на ней наш подопытный имеет номер 49.
Хоть на картинке он и выглядит наконечником, но описание у него: «Соединитель гофрированной трубы с боковым отверстием 22X22X8,5«. По картинке в него приходит одна большая труба, а выходит две маленьких. При этом номера наконечников у маленьких труб (42 и 39) — это: наконечник 10мм. и наконечник 4,5мм. соответственно. С другой стороны приходит труба (судя по наконечнику номер 38) как раз 22мм. Как и в описании, собственно. То есть здесь должен стоять развервитель 22Х10Х4,5. И такого разветвителя я в каталоге не нашёл (само собой разумеется), есть только 22Х22Х4,5. Понято, что есть и другие 22, но нет такого T-образного, чтобы был с переходом на 10 или с другим третьим переходом но тоже на 4,5. Есть переход на 10 у Y-образного: 22Х17Х10, но у Y-образных нет перехода с 22 на 4,5. Как разобраться в этом бардаке — я вообще не пойму.
Update 06/06/2020
Ещё один нашёл (и выкупил) интересный экземпляр: переход с малого на ещё более малый и отверстие для выхода провода без гофры.