трудности на пути внедрения новой формы обучения

7 основных проблем современного дистанционного обучения

Внедрение любого новшества сопровождается рядом сложностей. Несмотря на то, что дистанционное образование существует уже довольно длительное время, активно использоваться оно начало лишь в последние 5 лет. Притом некоторые страны столкнулись с новым способом обучения буквально в 2019-2020 учебном году в связи с острой необходимостью (коронавирусная пандемия).

трудности на пути внедрения новой формы обучения

Внедрение любого новшества сопровождается рядом сложностей. Несмотря на то, что дистанционное образование существует уже довольно длительное время, активно использоваться оно начало лишь в последние 5 лет. Притом некоторые страны столкнулись с новым способом обучения буквально в 2019-2020 учебном году в связи с острой необходимостью (коронавирусная пандемия).

В России дистанционное обучение до этого момента использовалось лишь в высших учебных заведениях в качестве «нового отделения», наравне с очным и заочным. Но в связи с серьезной эпидемиологической обстановкой «дистанционное взаимодействие» было установлено практически повсеместно: в школах, СУЗах и ВУЗах, на рабочих местах.

Давайте поговорим, кому все же подходит данный вид «образовательного взаимодействия» и с какими проблемами сталкиваются учащиеся, преподаватели и система образования в целом.

Особенности дистанционного образования в России

В настоящее время Интернет является неотъемлемой частью для каждого человека. Он позволяет не только общаться с людьми, невзирая на расстояние, но и учиться, работать в любом удобном месте.

Дистанционное обучение в России появилось около 10-15 лет назад с развитием Интернет-технологий, но более совершенную и современную форму оно обрело сравнительно недавно. Данный формат не предполагает посещения учебного учреждения, прохождение предметов преимущественно на самостоятельной (больше письменной) основе, слабый контакт между преподавателем и учащимся.

трудности на пути внедрения новой формы обученияЧто нужно для обучения в дистанционном формате?

При такой форме обучения между учащимися, педагогами нет живого общения. Все необходимые вопросы, нюансы они решают посредством виртуального контакта: онлайн-связь, чат, электронная почта, телефонные переговоры, скайп (видеосвязь) и пр.

Для школьников дистанционное обучение было организовано следующим образом: онлайн-урок (заранее записанный видеоурок или видеосвязь), где учитель разъясняет тему, показывает примеры решения задач и выдает домашнее задание. Далее учащемуся предстоит выполнить упражнения и выслать их на определенный адрес или выложить в определенную виртуальную папку. По статистике, сложнее всего пришлось учащимся начальных классов, которые еще слабо знакомы с компьютерными технологиями и необходимыми программами. Не менее сложно пришлось и старшеклассникам: освоение серьезных предметов (особенно углубленно) давалось непросто.

По результатам 2019-2020 года опытные педагоги отметили, для кого дистанционная форма обучения будет более приемлема:

Достоинства и недостатки дистанционного образования

Новшества всегда внедряются постепенно и сопровождаются выявлением слабых и сильных сторон. В дистанционном обучении также присутствуют как преимущества, так и изъяны.

трудности на пути внедрения новой формы обученияПреимущества дистанционной формы обучения

К числу явных достоинств нового формата освоения учебной программы относят:

К числу очевидных недостатков онлайн-образования можно отметить:

Источник

Проблемы перехода на дистанционное обучение в Российской Федерации глазами учителей

Содержание

Результаты исследования

Введение

В марте 2020 г. в России было принято решение о переводе образовательных учреждений на дистанционный формат работы в связи с необходимыми мерами по предотвращению распространения коронавирусной инфекции. В этот период в информационном пространстве развернулась активная дискуссия на тему готова ли система школьного образования к этому переходу. С трудностями организации работы в удаленном режиме столкнулись все участники образовательного процесса. Особая нагрузка в этот период легла на учителей, которые были вынуждены за короткий период перенести привычные им уроки в онлайн-среду. Возникли различного рода проблемы, в том числе связанные с отсутствием у детей и учителей компьютеров или смартфонов с выходом в интернет. В то же время не все учителя оказались готовы выработать новые модели коммуникации с учениками и проведения уроков через различные средства для дистанционной работы.

Для понимания того, как учителя перестроились на новый формат работы и как часто в их работе возникают различного рода трудности было проведено наше исследование. В качестве задач мы ставили перед собой:

Исследование может быть интересно региональным органам управления образованием в качестве объективной оценки перехода на дистанционное обучение и для выстраивания комплексной работы по устранению наиболее острых проблем. Помимо этого, качественная оценка ситуации в различных регионах позволяет определить и впоследствии распространить наиболее успешные практики.

Полевой этап и эмпирическая база исследования

Полевой этап проходил с 26 марта по 10 апреля. Метод сбора данных – онлайн-опрос. Анкета распространялась при поддержке Общероссийского профсоюза образования, управления общего образования НИУ ВШЭ, ИД «Комсомольская правда», интернет-издания для директоров школ «Директория.Онлайн» и в сотрудничестве с Институтом образования НИУ ВШЭ.

За этот период было опрошено 22,6 тыс. учителей из 73 регионов страны. Кроме того, отдельно был проведен анализ текущей ситуации в некоторых регионах: Саратовской области, Краснодарском крае, Забайкальском крае, Мурманской области, Омской области и в Республике Саха (Якутия). Основное исследование было проведено в разрезе по населенным пунктам с разной численностью населения. Были рассмотрены отдельно города-миллионники, крупнейшие и крупные города с населением более 250 тыс. человек, большие города с населением 100–250 тыс. человек, малые и средние города и отдельно сельская местность. В некоторых случаях мы укрупняли категории и рассматривали 3 группы: города-миллионники, все остальные города и сельскую местность, на которую пришлось около половины опрошенных респондентов.

Использование онлайн-платформ

До перехода на дистанционное обучение 64% опрошенных учителей пользовались образовательными онлайн-платформами регулярно или время от времени. В основном они обращались к онлайн-платформах, когда возникала необходимость отработки сложных тем по своему предмету и для выполнения домашних заданий. Также около половины учителей время от времени и чаще применяли различных онлайн-ресурсы во время школьных уроков.

Среди наиболее популярных онлайн-сервисов до перехода на дистанционное обучение были: Учи.ру, Российская электронная школа, InternetUrok, Яндекс.Учебник, ЯКласс (Рис. 1).

Рис. 1 Ресурсы, которыми пользовались учителя до перехода на дистанционное образование

В период перехода школ на дистанционное обучение доля тех, кто использует онлайн-ресурсы в своей работе, увеличилась с 64% до 85%. При этом 3/4 педагогов, которые прежде не пользовались никакими образовательными онлайн-ресурсами, стали их применять (Рис. 2, Рис.3). Из них 47% отметили, что, скорее всего, продолжат пользоваться ими и в будущем в своей работе.

Наиболее популярными платформами, которые сегодня используются школами, названы Учи.ру, Российская электронная школа, ЯКласс, Яндекс.Учебник. Причем на момент проведения исследования платформа была Учи.ру наиболее популярна в небольших городах и в сельской местности, а Российская электронная школа — в городах-миллионниках (Рис. 4). Наиболее популярными платформами для видеосвязи пользуются в основном в городах-миллионниках и в крупных городах.

*Другое: Инфоурок, Инфоурок, Решу ЕГЭ/ОГЭ/ВПР, Дневник.ру, региональные образовательные платформы, электронная почта, электронный дневник, социальные медиа: ВК, Viber, WhatsApp

Рис. 4 Наиболее используемые онлайн-сервисы в период дистанционного обучения

Среди учителей нельзя выделить единственный источник выбора и получения информации о платформах, которые они могут использовать в своей работе. Однако чаще всего учителя сами подбирают удобный для себя и учеников ресурс. В то же время распространен канал получения информации о платформах через рекомендации от других учителей. 26% учителей по России централизованно выбирают одну или несколько платформ всей школой (Рис. 5). Однако необходимо учитывать, что это эти источники информации не исключат друг друга.

Рис 5. Источники информации при выборе образовательной платформы

Учителя, которые на момент исследования не использовали средства дистанционного обучения, в основном объясняли это техническими проблемами, которые есть у учеников: «У большинства детей в моем классе нет даже мобильного интернета, не говоря уже о высокоскоростном, а компьютер есть только у троих». Или тем, что у них самих отсутствует необходимая техника: «У меня дома 1 ноутбук, которым пользуется мой сын, выпускник 11 класса, и после него занимается другой сын, ученик 9 класса».

Те же, кто регулярно проводил дистанционные занятия, среди наиболее острых проблем называли (Рис. 6):

Рис. 6 Основные проблемы, с которыми сталкиваются учителя в процессе проведение дистанционных занятий

Нагрузка учителей и проведение видеоуроков

Смена привычных практик преподавания и работы с детьми является стрессом для всех участников образовательного процесса. 84% учителей считают, что их нагрузка увеличилась с переходом школ на дистанционное обучение. 59% отметили, что увеличилась и нагрузка на детей. (Рис. 7, Рис.8).

Это может быть связано, в первую очередь, с тем, что учителям пришлось быстро осваивать новые форматы обучения, к занятиям теперь нужно готовиться по-другому, нарушились привычные практики проведения уроков и взаимодействия с коллегами по школе, с учениками и родителями. Во вторую, с тем, что далеко не все из них знают и умеют пользоваться всеми возможностями, которые предоставляют образовательные платформы и различные цифровые сервисы, которые могут помочь учителю в работе.. Например, 13% учителей на момент опроса не знали, что можно задавать домашнее задание на образовательной платформе, где будет проведена автоматическая проверка результатов. Также 75% опрошенных учителей на момент исследования не проводили видеоуроки. Однако среди городов-миллионников практически половина учителей проводили уроки по видеосвязи, когда в малых и средних городах и сельской местности доля таких учителей составила всего 21% (Рис. 9).

Рис. 9 Проведение видеоуроков в разных по численности населенных пунктах

Практики обучения и коммуникации в период дистанционного обучения

Многие учителя говорят о том, что пользуются онлайн-ресурсами. Однако больше половины опрошенных отметили, что они размещают домашнее задание или необходимые материалы в электронном дневнике или на других платформах, а ученики осваивают материалы самостоятельно. В некоторых случаях учителя общаются с учениками через мессенджеры: записывают голосовые сообщения и объясняют материал текстом.

Коммуникация исключительно через электронную почту или мессенджеры многими учителями воспринимается как работа в дистанционном формате через электронные ресурсы. Однако, если педагог не использует другие формы обучения, ученики не получают обратную связь, и большая часть освоения детьми школьной программы ложится на родителей. Более половины учителей отметили, что в некоторых из их классов в отправке домашних заданий задействованы родители. Это, в свою очередь, может вызывать негативную реакцию с их стороны (Рис. 10).

Рис. 10 Форматы коммуникации с учениками в разных населенных пунктах

Однако в сложившейся ситуации трудно обвинять учителей в том, что они сами не ведут видеоуроки и не общаются напрямую с учениками онлайн. Во многих регионах, особенно в сельской местности, нет для этого технической возможности: не хватает скорости интернета, устойчивости канала связи, техники, способной обеспечить работу с видео. «Скорость домашнего wi-fi менее 10 Мб/с. Уровень доходов не позволяет оплачивать более дорогой тариф. Дома отсутствует какая-либо оргтехника, кроме старого смартфона. В классе никогда не было и нет никакой оргтехники и доступа к интернету», — комментирует один из учителей, проживающий в сельской местности.

Одна из интересных практик, которую мы отметили в рамках исследования, — когда учителя задают домашнее задание на определенный период времени, по окончании которого родители приносят в школу тетради: «Раздали листочки с заданием родителям. Через неделю соберем тетрадки на проверку и зададим новое задание». Отвечая на вопрос, как осуществляется обмен тетрадями, учитель пишет: «В коробочку складывают в школьном тамбуре».

Оснащение техническими средствами для дистанционной работы

И все же ситуация с обеспеченностью педагогов техникой не такая критичная. 84% учителей говорят о том, что имеют техническую возможность работать на образовательных платформах (Рис.11). При этом 22% учителей пользуются школьными компьютерами для проведения занятий.

Рис. 11 Оснащение техническими устройствами. Учителя

Ученики, по мнению педагогов, техникой обеспечены гораздо хуже. Только 38% из них имеют возможность выполнять домашние задания на образовательных онлайн-платформах (Рис. 12).

Рис. 12 Оснащение техническими устройствами. Ученики

Наиболее продвинутым регионом, основываясь по данным опроса, оказалась Республика Саха (Якутия). Здесь показатели по техническому оснащению учителей и детей значительно выше, чем по другим регионам страны (Рис. 13). К тому же в Якутии 61% учителей заявили, что проводят видеоуроки.

Проблемы помимо нехватки техники и низкого сигнала интернета

Не понятно, как дистанционно заниматься ИЗО, музыкой, физкультурой, а также общаться с психологами и логопедами. В некоторых школах на время удаленного обучения занятия по этим предметам отменили. «Я школьный психолог. Для проведения групповых диагностик и тренингов нет специальной платформы, организую опросы через Google Формы самостоятельно, а для проведения консультаций — видеосвязь через телефон и Skype. Но, естественно, индивидуальные коррекционные занятия с детьми через Skype затруднены и приносят более низкий эффект, и не все родители готовы к этому, испытывают дискомфорт».

Учителя признаются, что не понимают, как можно проводить занятия без личного контакта с детьми. Особенно тяжело приспособиться учителям с большим педагогическим стажем. Проблема заключается не только в организации дистанционного урока, но и в том, что на доступных образовательных платформах нет этих предметов. «По ИЗО очень мало или почти нет образовательных платформ».

Особое внимание требуется к организации и проведению занятий с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Учителя, работающие в коррекционных школах и с этой категорией детей, говорят о том, что на данный момент не существует удобной платформы для занятия с детьми с ограниченными возможностями здоровья. «Для обучающихся с интеллектуальными нарушениями образовательных платформ нет», «Нет разработок для обучающихся с тяжелой умственной отсталостью»

Сравнение по регионам

В рамках исследования было выделено несколько регионов, ситуацию в которых можно было рассмотреть отдельно. Согласно полученным данным на момент исследования, доля учителей, имеющие технические устройства для проведения аудио- и видеоконференций в Краснодарском крае и Забайкальском крае, была ниже, чем в других анализируемых регионах Рис. 13).

Рис. 13 Оснащение техническими устройствами. Учителя (регионы)

Также были получены данные по другим показателям: опыт пользования онлайн-ресурсами до и после перехода на дистанционное обучение, организация и проведение уроков по видеосвязи. По последнему показателю на момент исследования из представленных регионов лидировала Республика Саха (Якутия) – 61% учителей проводили видеоуроки. С распределением ответов по другим регионам можно ознакомиться в таблице 1. В таблице 2 перечислены сложности, с которыми учителя имели дело в рамках перехода на дистанционный формат работы.

Ответы на основные вопросы по регионам

Пользование образовательными онлайн-ресурсами после перехода на дистанционное образование (все опрошенные)

Пользование образовательными онлайн-ресурсами до перехода на дистанционное образование (все опрошенные)

Пользование образовательными онлайн-ресурсами после перехода на дистанционное образование теми, кто не пользовался этими ресурсами до перехода школ на дистанционное обучение

Источник

Проблемы и перспективы внедрения дистанционных образовательных технологий.

трудности на пути внедрения новой формы обучения

Дистанционное обучение для современных общеобразовательных школ является инновационным направлением работы, имеющим огромные перспективы дальнейшего развития. Это связано и с введением новых Федеральных государственных общеобразовательных стандартов, предполагающих формирование универсальных учебных навыков еще на уровне начальной школы, а значит, как следствие, предпосылок для создания мотивации к самостоятельному получению знаний.

трудности на пути внедрения новой формы обучения

Содержимое разработки

Воробьева Татьяна Владимировна,

координатор муниципальной площадки дистанционного

обучения детей с ОВЗ Вязниковского района.

Проблемы и перспективы внедрения дистанционных

Дистанционное обучение для современных общеобразовательных школ является инновационным направлением работы, имеющим огромные перспективы дальнейшего развития. Это связано и с введением новых Федеральных государственных общеобразовательных стандартов, предполагающих формирование универсальных учебных навыков еще на уровне начальной школы, а значит, как следствие, предпосылок для создания мотивации к самостоятельному получению знаний.

Для введения дистанционного обучения на школьном уровне разрабатываются соответствующие локальные акты – приказы, положения.

Для дистанционного образования разрабатываются учебный план, индивидуальные образовательные маршруты для каждого ребенка, утверждается расписание расписание, тарификация сотрудников, осуществляющих дистанционное обучение. Формы обучения и объем учебной нагрузки обучающихся зависит от особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья детей.

Практика показывает, что обучение с использованием дистанционных образовательных технологий значительно расширяет возможности получения детьми-инвалидами образования, позволяет во многих случаях обеспечить освоение обучающимся основной общеобразовательной программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования в полном объеме, способствует развитию у учащегося навыка самообразования, эффективной и продуктивной деятельности, а также возникновению устойчивой мотивации познавательной деятельности по многим направлениям, что способствует повышения качества образованности учащегося.

Дистанционное обучение не следует рассматривать как единственную форму проведения учебных занятий, полностью исключающую непосредственное взаимодействие обучающегося с учителем. Желательным является сочетание дистанционной формы обучения с посещением детей на дому учителем. Кроме того по состоянию здоровья дети могут периодически посещать образовательное учреждение.

Дистанционное обучение обладает рядом качеств, которые делают его весьма эффективным при работе с детьми-инвалидами и больными детьми. Главным образом, эффективность достигается за счет индивидуализации обучения: каждый ребенок занимается по удобному для него расписанию и в удобном для него темпе; каждый может учиться столько, сколько ему лично необходимо для освоения той или иной дисциплины.

Дистанционное обучение позволяет свести до минимума непродуктивное использование времени учащегося. Ребенок не ждет, пока учитель запишет на доске предложения для разбора; электронный лабораторный эксперимент всегда пройдет четко, по заданному сценарию; поисковые системы позволят быстро найти нужные материалы. Это позволяет освоить учебный материал в более сжатые сроки, по сравнению с классно-урочной системой.

Сегодня технологии дистанционного образования развиваются очень активно, и если в недалеком прошлом в распоряжении сетевого учителя была лишь электронная почта, то теперь специальные учебные среды позволяют организовать учебный процесс, ни в чем не уступающий по своим дидактическим возможностям традиционному, а во многом и превосходящий его.

При дистанционном обучении учитель ведет за руку каждого ученика. Специальная учебная среда позволяет прокомментировать каждую работу ученика, дать рекомендации по исправлению ошибки – работать с каждым ребенком до полного решения учебной задачи.

Важной особенностью специальной учебной среды является то, что она создает и хранит отчеты о деятельности (портфолио) каждого ребенка: все сданные им работы, все оценки и комментарии учителя к работам, все сообщения в форуме.

Учитель может создавать и использовать в рамках курса любую систему оценивания. Все отметки по каждому курсу хранятся в сводной электронной ведомости.

Специальная учебная среда позволяет контролировать «посещаемость», активность ученика, время его учебной работы на каждом уроке.

Общение учителей и учащихся осуществляется через программу Skype, которая позволяет не только видеть собеседников, но также и демонстрировать то, что происходит на экранах обучающихся и учителей, пересылать файлы, общаться в чате.

Внедрение дистанционных форм обучения выяявляет целый ряд проблем.

Первая проблема – проблема создания нормативно-правовой основы дистанционного образования. Нормативно-правовая база должна регулировать все отношения в системе организации и проведения дистанционного обучения. Дистанционное обучение – процесс значительно более трудоемкий, чем очное. Но урок для 25 человек – это одно, а проведение занятия с теми же 25 учениками дистанционно – это совсем другое. Для этого потребуется значительно больше времени и хотя бы потому, что информация вводится через клавиатуру. И комментирование заданий учащихся, даже если они идут от групп, требует значительных временных затрат.

Вторая проблема – проблема подготовки преподавателей дистанционного обучения. Преподаватель дистанционного обучения должен владеть всем арсеналом пользовательских навыков работы с применением ИКТ, интернет-технологий. Но главное все-таки – психолого-педагогическое мастерство преподавателя. В отличие от очных форм обучения преподавателю дистанционного обучения необходимо уметь определять психологический настрой и психологические особенности своих учеников на расстоянии, чтобы больше внимания уделять, например, интровертам, стимулируя их к активной деятельности в форумах, чатах, пр., подчас сдерживать пыл экстравертов и т.д. Приходится предотвращать конфликтные ситуации. Необходимо формировать культуру коммуникации в сетях. Все это требует достаточно сложных знаний и умений со стороны педагога, специальной и достаточно серьезной подготовки. Преподаватель очного обучения не готов к такой системе ведения учебного процесса.

Для обучения учителей разработке своих курсов для дистанционной формы требуется много времени, да и работать они должны совместно с программистами, поскольку создание курса это не только большая методическая, но и квалифицированная техническая работа.

Готовые (не требующие доработки) курсы не всегда бесплатные и их стоимость достаточно высока. И тогда встает вопрос создания дистанционных курсов. А для этого необходимы значительные усилия не только программистов, специалистов в области компьютерных коммуникаций, интернет-технологий, но и специалистов в предметных областях, методистов, хорошо знакомых со спецификой интернет и коммуникационных технологий, знакомых с современными тенденциями в системе образования, современными концепциями, теориями, педагогическими технологиями, психологическими особенностями взаимодействия в сети и пр.

Сочетание дистанционных и очных форм обучения представляется на сегодняшний день наиболее перспективной и востребованной для школ, особенно с учетом профильной школы. Здесь также требуется определенная правовая поддержка профильных курсов, практических и лабораторных работ, выполняемых виртуально, тестирования и пр.

Перспективы дистанционного образования в рамках общеобразовательной школы.

Организация учебного процесса с использованием информационной среды дистанционного обучения в общеобразовательной школе позволяют решить не только проблему обучения детей с особенностями развития, но и проблему компенсации пробелов в знаниях для следующих категорий учащихся:

 отсутствующие на занятиях по болезни в течение учебного года;

отсутствующие на занятиях по личным причинам (например, участники спортивных соревнований).

Дистанционное образование можно использовать в предпрофильной подготовке и профильном обучении. Не секрет, что в настоящее время в школах учащимся 9-11 классов предлагают элективные курсы и предметы в основном того профиля, который реализует школа. Это существенно ограничивает выбор учащихся. Разработка дистанционных элективных курсов для профильной школы может помочь в решении данной проблемы. Учащиеся, оставаясь на своих местах в классе, могут дистанционно освоить базовые и профильные предметы учебного плана выбранного ими профиля или элективные курсы, по которым в штате образовательного учреждения отсутствуют педагоги, получив доступ к соответствующему сетевому ресурсу и педагогическое сопровождение к ним.

Кроме того, информационная среда дистанционного обучения может быть основой для самостоятельной познавательной, творческо-поисковой деятельности учащихся, которая становится важнейшим компонентом учебного процесса.

Дистанционный урок − это форма организации дистанционного занятия, проводимая в определенных временных рамках, при которой педагог руководит индивидуальной и групповой деятельностью учащихся по созданию собственного образовательного продукта, с целью освоения учащимися основ изучаемого материала, воспитания и развития творческих способностей.

Условия проведения дистанционного урока могут различаться по режиму взаимодействия преподавателя с учащимися:

в режиме он-лайн учащимся, одновременно находящимся у автоматизированного рабочего места;

в режиме офф-лайн. В этом случае фактор местонахождения и времени не является существенным, так как все взаимодействие организовывается в отложенном режиме.

Системный подход в построении учебного материала сетевых учебных курсов способствует развитию у учащегося навыка самообразования, эффективной и продуктивной деятельности, а также возникновению устойчивой мотивации познавательной деятельности по многим направлениям, что способствует повышения качества образованности учащегося.

Системное использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), технологий дистанционного обучения (ДО) – эффективное решение проблемы образования и социализации детей с ограниченными возможностями здоровья.

Конечно же, дистанционное образование не может заменить очное. Однако разумное сочетание различных форм обучения позволит решить одну из важнейших задач модернизации общего среднего образования – задачу разностороннего развития обучаемых, их способностей, умений и навыков самообразования, формирования готовности и способностей адаптироваться к меняющимся социальным условиям.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *