царь избранный на земском соборе в 1598 году в россии
Борис Годунов – первый избранный царь
Из школьной программы мы знаем, что фигура царя Бориса Годунова очень неоднозначная. Эта историческая личность представлялась нам скорее в отрицательном свете. Смутное время, страшный голод, ужесточение крепостного права – хуже и придумать сложно. Однако, если пристальнее рассмотреть биографию первого избранного русского царя, то можно найти не только черные пятна, но и вполне разумные реформы, которые, как планировал Борис Фёдорович, должны были пойти на пользу государству.
Как стать царём?
Так кем же был Борис Годунов, почему его выбрали на царство, как вышло, что его сначала уважали, а потом боялись и ненавидели? Действительно ли Годунов был настолько хитёр и расчётлив? И как правление Бориса Фёдорович отразилось на русской истории?
В 1584 году скончался Иван Грозный. На престол вступил его сын Фёдор Иванович, который по ряду связанных со здоровьем причин не был способен держать бразды правления страной целиком и полностью в своих руках. Тогда и решено было создать регентский совет, в который вошли, как полагает ряд историков, Богдан Бельский, Никита Юрьев (Романов), Иван Мстиславский и Иван Шуйский. Они стали советниками Фёдора.
А.Д. Кившенко. Царь Фёдор Иоаннович надевает на Бориса Годунова золотую цепь
Однако на протяжении всего правления между боярами-регентами шла постоянная борьба. Наконец в январе 1598 года Фёдор Иванович скончался, не оставив указаний о наследнике. Фактически, устранив соперников, еще при жизни покойного, правителем страны стал Борис Годунов, на сестре которого Ирине был женат последний правитель из прервавшейся династии Рюриковичей. На пирах даже здравицы царю Фёдору совмещали со здравицами Борису, что по тогдашним представлениям было делом немыслимым. Сама английская королева обращалась к Годунову, называя его «лорд-протектор», да и с европейскими дворами переписка велась от имени реального правителя. Наследника у Федора не было, единственным их с Ириной ребенком была девочка, но она умерла в младенчестве.
Поскольку династия прервалась, перед страной встал вопрос о новом царе. Московские люди выступили за Бориса, кандидатуру царя поддержал и патриарх Иов. И только Боярская дума сомневалась какое-то время. Единственным решением проблемы был созыв Земского собора. В феврале 1598 года собралось 83 представителя духовенства, 338 служилых людей, 21 представитель купечества и торгового люда, 61 староста и сотник. В результате на царство был избран 46-летний Борис Годунов.
1 августа Бориса Фёдоровича, как в свое время и Ивана IV, венчали на царство. Боярская дума поддержала это избрание. Во главе государства стал человек не из династии Рюриковичей. Никаких правил, традиций и положений по избранию нового царя не было, всё решалось впервые, а новый царь сделал всё, чтобы процедура выглядела более или менее легитимно. Демократия на уровне Земского собора того времени сделала в России свои первые шаги.
С.В. Иванов. Земский собор
Царь Борис
Правление нового царя начиналось очень оптимистично. Служилые люди получили тройное годовое жалованье. Сельских жителей на год освободили от податей, а купцы могли торговать два года беспошлинно. Знатные дворяне были пожалованы должностями и чинами. Думные бояре были награждены особенно щедро, так как новый царь отлично понимал, от кого в основном зависит судьба новой династии.
Историки называют первые два года правления Годунова самыми благодатными. Многие высоко отмечают его заслуги как успешного правителя и государственного деятеля. При Борисе Фёдоровиче продолжается освоение «Дикого поля» (строительство городов-крепостей), укрепление южных границ. В состав России была возвращена часть территорий, недавно утраченных во время Ливонской войны, в том числе русские города возле Финского залива.
Во времена царствования Годунова продолжилось сближение России с Западом. Царь Борис приглашал иноземцев на службу, освобождая их от налогов, посылал русских молодых людей учиться за границу (еще до Петра I!). Среди его проектов было учреждение в Москве высшей школы, но царь умер раньше, чем столь ответственное событие могло реально свершиться.
А.Д. Кившенко. Царь Борис Годунов и дети
В правление Бориса Фёдоровича наблюдается размах городского и церковного строительства, для этих целей были приглашены иностранные архитекторы и строители. Самым грандиозным строительством его эпохи стала величественная Смоленская крепость.
Борис Годунов ещё в 1589 году, будучи фактическим правителем, добился учреждения на Руси патриаршества. Это повысило престиж Русской церкви в православном мире.
Но всё продолжалось недолго. Боярство никак не могло смириться с «выскочкой» на престоле, а народ быстро забыл всё хорошее, столкнувшись с огромными проблемами из-за трёх неурожайных лет в начале XVII века, принёсших страшный голод и массовое разорение. Справиться с кризисом царь Борис и его правительство не смогли. Народ посчитал это «божьей карой» за «неправильного» царя. К тому времени у многих русских людей на устах уже было имя появившегося вдруг в Польше самозванца, выдававшего себя за сына Ивана Грозного, – погибшего царевича Дмитрия. Годунов принимал меры, чтобы обезопасить себя и государство, но в апреле 1605 года неожиданно заболел и умер. Царём стал 16-летний сын Бориса Фёдор, но вскоре в Москве произошёл мятеж, спровоцированный самозванцем Лжедмитрием I. Царя Фёдора и его мать убили, оставив в живых только дочь Бориса Ксению. Ксения стала наложницей самозванца, а затем ушла в монастырь. На Руси все сильней разрасталось Смутное время…
Ныне на телевизионных экранах демонстрируется сериал «Борис Годунов» c Сергеем Безруковым в главной роли. Очень здорово, что телевидение обратилось к этому сложному периоду отечественной истории. Надеемся, что авторы смогут донести до нас и историческую правду, и весь трагизм прошедших событий.
«Смутное время» в России. Часть 3. Земский Собор 1598 года и избрание Царя Бориса Фёдоровича Годунова
Предыдущий рассказ о «Смутном времени» завершился смертью 6 января 1598 царя Федора Ивановича. Встал вопрос об избрании нового царя.
Царь Федор не оставил после себя завещания. В ходе избирательной борьбы возникли различные версии насчет его последней воли. Носились слухи, будто Федор назвал в качестве преемника Романова, одного из своих братьев по матери Анастасии.
Официальная версия, исходившая от Годуновых, была иной.
Как значилось в утвержденной грамоте ранней редакции, Федор «учинил» после себя на троне жену Ирину, а Борису «приказал» царство и свою душу в придачу. Окончательная редакция той же грамоты гласила, что царь оставил «на государствах» супругу, а патриарха Иова и Бориса Годунова назначил своими душеприказчиками.
Наиболее достоверные источники повествуют, что патриарх тщетно напоминал Федору о необходимости назвать имя преемника. Царь по обыкновению отмалчивался и ссылался на волю божью. Будущее жены его тревожило больше, чем будущее трона. По словам очевидцев, Федор наказал Ирине «принять иноческий образ» и закончить жизнь в монастыре.
Борис отказался исполнить волю царя относительно пострижения вдовы-царицы и пытался закрепить за ней трон.
Российский историк Руслан Скрынников своей книге «Далекий век: Иван Грозный. Борис Годунов. Ермак» пишет: «Преданный Борису Иов разослал по всем епархиям приказ целовать крест царице. Обнародованный в церквах пространный текст присяги вызвал общее недоумение. Подданных заставляли принести клятву на верность патриарху Иову и православной вере, царице Ирине, правителю Борису и его детям. Под видом присяги церкви и царице правитель фактически потребовал присяги себе и своему наследнику. Он явно не рассчитал своих сил».
«Это была неслыханная новость: никогда еще женщина не царствовала самобытно, не будучи опекуншею детей; притом жена после мужа не могла быть преемницей ни по какому праву», – напомнил Костомаров. Ведь на Руси цариц не короновали. Соответственно, и передавать царскую власть они не могли.
Но Ирина отказалась от престола, и велела править своему брату Борису Годунову, как это и было при покойном царе. Как ни пытались ее уговорить, она не согласилась.
Голландский наблюдатель Исаак Масса подчеркивал, что отречение Годуновой носило вынужденный характер. «Простой народ, всегда в этой стране готовый к волнению, во множестве столпился около Кремля, шумел и вызывал царицу». «Дабы избежать великого несчастья и возмущения», Ирина вышла на Красное крыльцо и объявила о намерении постричься.
Годунова отказалась от власти в пользу Боярской думы. «У вас есть князья и бояре,— заявила она народу,— пусть они начальствуют и правят вами».
На девятый день по кончине мужа Ирина выехала в Новодевичий монастырь, где и приняла постриг под именем Александры.
Несмотря на то, что Ирина оказалась в монастыре, она пыталась править страной и оттуда: подписывала именные указы, рассылала их по городам. За спиной Царицы-инокини стоял ее брат Борис. Хотя ему не удалось предотвратить пострижение Ирины, он не собирался сдавать позиции. В тот памятный день, когда народ вызвал на площадь Царицу, Годунов вышел на Красное крыльцо вместе с ней и постарался убедить всех, что в Московском государстве все останется как было. Взяв слово после сестры, Борис заявил, что берет на себя управление государством, а князья и бояре будут ему помощниками.
За Годунова было то, что сестра его, хотя заключившаяся в монастыре, признавалась царицею правящей и все делалось по ее указу: кто же кроме родного брата мог взять скипетр из рук ее?
Наконец, для большинства, и большинства огромного, царствование Феодора было временем счастливым, временем отдохновения после бед царствования предшествовавшего, а всем было известно, что правил государством при Феодоре Годунов.
Кого же должно было избрать в цари достойно, по мнению патриарха Иова? После он сам говорил: «Когда был я на коломенской епископии и на ростовской архиепископии, и на степени патриаршеской, не могу и пересказать превеликой к себе, смиренному, милости от Бориса Федоровича».
Но были сильны и враги Годунова. Патриарх Иов говорит: «В большую печаль впал я о преставлении сына моего, царя Феодора Ивановича; тут претерпел я всякое озлобление, клеветы, укоризны; много слез пролил я тогда».
Кто же были эти люди, которые мешали патриарху в его стремлении доставить престол Годунову?
В головы аристократии плохо укладывалась мысль об избрании в цари не слишком знатного дворянина. Ведь Годунов не имел никаких формальных прав на трон, так как не состоял в кровном родстве с царской фамилией. А никто и не сомневался в том, что на троне может сидеть лишь тот, кто происходит от «царского коренья».
В действительности главными противниками Годунова выступали не Шуйские, а Романовы, родственники царицы Анастасии – матери почившего царя Федора. Шуйские не осмелились выступить с открытыми притязаниями на корону и предпочли выждать.
Борьба за власть расколола Боярскую думу. В феврале за рубеж поступила информация о том, что московские бояре «никак не могут помириться, между ними великое разногласие и озлобление». Романовы считали свои позиции столь прочными, что выступили с резкими нападками на правителя.
Из-за их вражды Годунов перестал ездить в Боярскую думу и укрылся на своем подворье. На первых порах он не отказался от попыток вершить дела, не выходя из стен дома. Но раздор в думе достиг такой остроты, что Борису пришлось покинуть свое кремлевское подворье и выехать за город. Он укрылся в хорошо укрепленном Новодевичьем монастыре. Уехав в Новодевичий монастырь, он распустил слух о том, что скоро пострижется в монахи.
17 февраля истекло время траура по Федору, и Москва тотчас же приступила к выборам нового царя. Патриарх созвал на своем подворье собор.
Патриарх начал речь, объявил, что по смерти Феодора предложено было царство Ирине; когда та не согласилась, просили ее благословить брата, просили и самого Годунова; когда и он не согласился, отложили дело на 40 дней, до приезда выборных.
И, не дожидаясь ответа, продолжал: «А у меня, Иова патриарха, у митрополитов, архиепископов, епископов, архимандритов, игуменов и у всего освященного вселенского собора, у бояр, дворян, приказных и служилых, у всяких людей, у гостей и всех православных христиан, которые были на Москве, мысль и совет всех единодушно, что нам, мимо государя Бориса Федоровича, иного государя никого не искать и не хотеть«. Собор принял решение об избрании на трон Бориса Годунова.
«Наш совет и желание одинаково с твоими, отца нашего, всего освященного собора, бояр, дворян и всех православных христиан, что неотложно бить челом государю Борису Федоровичу и, кроме его, на государство никого не искать».
Однако решение Земского собора в пользу Бориса Годунова не могло считаться законным, так как высший государственный орган – Боярская дума – решительно отклонила ее кандидатуру. Но и предложение думы присягнуть боярам и учредить в стране боярское правление также не прошло. Раскол в верхах привел к тому, что вопрос о престолонаследии был перенесен из думских и патриарших палат на площадь. Противоборствующие партии пускали в ход всевозможные средства – от агитации до подкупа.
В субботу 18 числа и в воскресенье 19 в Успенском соборе торжественно служили молебны, чтобы господь бог даровал православному христианству по его прошению государя царя Бориса Федоровича.
20 февраля Земским собором было организовано шествие в Новодевичий монастырь. Толпа стала просить Бориса принять корону. Выйдя к народу, Борис со слезами на глазах говорил:
«Мне никогда и на ум не приходило о царстве; как мне помыслить на такую высоту, на престол такого великого государя, моего пресветлого царя? Теперь бы нам промышлять о том, как устроить праведную и беспорочную душу пресветлого государя моего, царя Феодора Ивановича, о государстве же и о земских всяких делах промышлять тебе, государю моему, отцу, святейшему Иову патриарху, и с тобою боярам. А если моя работа где пригодится, то я за святые божие церкви, за одну пядь Московского государства, за все православное христианство и за грудных младенцев рад кровь свою пролить и голову положить».
Народ был в недоумении, в скорби многой, в плаче неутешном.
И опять святейший патриарх созывает к себе всех православных христиан и советует устроить на другой день, 21 февраля, празднество пречистой богородице в Успенском соборе, также по всем церквам и монастырям. После чего с иконами и крестами идти в Новодевичий монастырь, пусть идут все с женами и грудными младенцами бить челом государыне Александре Федоровне и брату ее, Борису Федоровичу, чтоб показали милость.
В этот раз переговоры с Борисом и его сестрой провели наступательно. Дошло до угроз. Священнослужители пообещали, что в случае отказа Бориса принять корону закроют церкви, бояре выразили готовность отстраниться от управления государством, а служилый народ пригрозил, что перестанет служить и биться с неприятелями «и в земле будет кровопролитие».
Но и в этот раз Борис сумел удержать паузу. Дьяк Иван Тимофеев запомнил, как, выйдя на паперть, он обернул шею тканым платком и показал, что скорее удавится, чем согласится принять корону.
Жест произвел на толпу ошеломляющее впечатление. Рев толпы свидетельствовал о том, что развязка не за горами. И она наступила: выждав минуту-другую, правитель великодушно объявил о согласии принять корону. Патриарх не стал терять времени и нарек преемника на царство прямо в Новодевичьем монастыре.
К торжественной встрече новоизбранного монарха в Кремле его сторонники готовились четыре дня. 26 февраля Годунов покинул монастырь. Народ встречал его хлебом и солью, бояре и купцы преподносили дорогие подарки. Хлеб и соль он принял, а от подарков демонстративно отказался.
В Успенском соборе Кремля патриарх повторно благословил Бориса на царство.
Между тем все люди служивые с усердием целовали крест в верности к Борису, одни пред славною Владимирскою иконою девы Марии, другие у гроба святых митрополитов, Петра и Ионы: клялися не изменять царю ни делом, ни словом; не умышлять на жизнь или здравие державного, не вредить ему ни ядовитым зелием, ни чародейством; не думать о возведении на престол бывшего великого князя Тверского, Симеона Бекбулатовича, или сына его; не иметь с ними тайных сношений, ни переписки; доносить о всяких скопах и заговорах без жалости к друзьям и ближним в сем случае; не уходить в иные земли, в Литву, Германию, Испанию, Францию или Англию. Сверх того, бояре, чиновники думные и посольские обязывались быть скромными в делах и тайнах государственных, судии – не кривить душою в тяжбах, казначеи – не корыстоваться царским достоянием, дьяки – не лихоимствовать. Послали в области грамоты известительные о счастливом избрании государя, велели читать их всенародно, три дни звонить в колокола и молиться в храмах сперва о царице-инокине Александре, а после о державном ее брате, семействе его, боярах и воинстве. Патриарх (9 марта) собором уставил торжественно просить бога, да сподобит царя благословенного возложить на себя венец и порфиру: уставил еще на веки веков праздновать в России 21 февраля, день Борисова воцарения; наконец, предложил думе земской утвердить данную монарху присягу соборною грамотою, с обязательством для всех чиновников не уклоняться ни от какой службы, не требовать ничего свыше достоинства родов или заслуги, всегда и во всем слушаться указа царского и приговора боярского, чтобы в делах разрядных и земских не доводить государя до кручины. Все члены великой думы ответствовали единогласно: «Даем обет положить свои души и головы за царя, царицу и детей их!» Велели писать хартию в таком смысле первым грамотеям России.
Выборы завершилась, но настроения в Боярской думе тревожили Бориса. Укрепить свои позиции в этом важнейшем государственном органе он решил еще до своей коронации. А, как известно, лучшим поводом «закрутить гайки» внутри страны является внешнеполитическая угроза. Ведь тогда оппозиционерам приходится делать выбор между подчинением главе государства и угрозой навлечь на себя обвинения в измене Родине. Перед таким щекотливым выбором Борис и поставил своих недоброжелателей, когда 1 апреля Разрядный приказ сообщил, что крымская орда «часа того» движется на Русь. Хотя «спецслужбы» царя Бориса были прекрасно осведомлены, что это не так.
Он уже царствовал, но еще без короны и скиптра; еще не мог назваться царем боговенчанным, помазанником господним. Надлежало думать, что Борис немедленно возложит на себя венец со всеми торжественными обрядами, которые в глазах народа освящают лицо властителя: сего требовали патриарх и синклит именем России; сего, без сомнения, хотел и Борис, чтобы важным церковным действием утвердить престол за собою и своим родом: но хитрым умом властвуя над движениями сердца, вымыслил новое очарование: вместо скиптра взял меч в десницу и спешил в поле, доказать, что безопасность отечества ему дороже и короны и жизни. Так царствование самое миролюбивое началося ополчением, которое приводило на память восстание россиян для битвы с Мамаем.
В обстановке военной тревоги Годунов филигранно сыграл роль спасителя Отечества. Он объявил, что лично возглавит поход на татар. К маю войска были собраны. С 11 мая по 29 июня в ожидании татар они стояли на Оке. Дело закончилось переговорами с послами крымского хана.
В сей же день св. Петра и Павла царь простился с войском, дав ему роскошный обед в поле; 50 000 гостей пировало на лугах Оки; яства, мед и вино развозили обозами; чиновников дарили бархатами, парчами и камками. Последним словом царя было: «Люблю воинство христианское и надеюсь на его верность». Громкие благословения провождали Бориса далеко по Московской дороге…
…Там новое торжество ожидало Бориса: вся Москва встретила его, как некогда Иоанна, завоевателя Казани, и патриарх в приветственной речи сказал ему: «Богом избранный, богом возлюбленный, великий самодержец! Мы видим славу твою: ты благодаришь всевышнего! Благодарим его вместе с тобою; но радуйся же и веселися с нами, совершив подвиг бессмертный! Государство, жизнь и достояние людей целы; а лютый враг, преклонив колена, молит о мире! Ты не скрыл, но умножил талант свой в сем случае удивительном, ознаменованном более нежели человеческою мудростию… Здравствуй о господе, царь, любезный небу и народу! От радости плачем и тебе кланяемся». Патриарх, духовенство и народ преклонились до земли. Изъявляя чувствительность и смирение, государь спешил в храм Успения славословить всевышнего и в монастырь Новодевичий, к печальной Ирине. Все домы были украшены зеленью и цветами.
Но Борис еще отложил свое царское венчание до 1 сентября, чтобы совершить сей важный обряд в новое лето, в день общего доброжелательства и надежд, лестных для сердца. Между тем грамота избирательная была написана от имени земской думы, с таким прибавлением: «Всем ослушникам царской воли неблагословение и клятва от церкви, месть и казнь от синклита и государства, клятва и казнь всякому мятежнику, раскольнику любопрителъному, который дерзнет противоречить деянию соборному и колебать умы людей молвами злыми, кто бы он ни был, священного ли сана или боярского, думного или воинского, гражданин или вельможа: да погибнет и память его вовеки!» Сию грамоту утвердили 1 августа своими подписями и печатями Борис и юный Феодор, Иов, все святители, архимандриты, игумены, протопопы, келари, старцы чиновные, – бояре, окольничие, знатные сановники двора, печатник Василий Щелкалов, думные дворяне и дьяки, стольники, дьяки приказов, дворяне, стряпчие и выборные из городов, жильцы, дьяки нижней степени, гости, сотские, числом около пятисот: один список ее был положен в сокровищницу царскую, где лежали государственные уставы прежних венценосцев, а другий – в патриаршую ризницу, в храме Успения. – Казалось, что мудрость человеческая сделала все возможное для твердого союза между государем и государством.
Наконец Борис венчался на царство, еще пышнее и торжественнее Феодора, ибо приял утварь Мономахову из рук вселенского патриарха. Народ благоговел в безмолвии; но когда царь, осененный десницею первосвятителя, в порыве живого чувства как бы забыв устав церковный, среди литургии воззвал громогласно: «Отче, великий патриарх Иов! Бог мне свидетель, что в моем царстве не будет ни сирого, ни бедного» – и, тряся верх своей рубашки, примолвил: «Отдам и сию последнюю народу», тогда единодушный восторг прервал священнодействие: слышны были только клики умиления и благодарности в храме; бояре славословили монарха, народ плакал. Уверяют, что новый венценосец, тронутый знаками общей к нему любви, тогда же произнес и другой важный обет: щадить жизнь и кровь самых преступников и единственно удалять их в пустыни сибирские. Одним словом, никакое царское венчание в России не действовало сильнее Борисова на воображение и чувство людей. – Осыпанный в дверях церковных золотом из рук Мстиславского, Борис в короне, с державою и скипетром спешил в царскую палату занять место варяжских князей на троне России, чтобы милостями, щедротами и государственными благодеяниями праздновать сей день великий…
А так описано известие о венчании царским венцом Бориса Годунова в Московском Успенском соборе в «Новом летописце», 1598 г. «В лето 7107 (1698) году, на сам Семен день, венчался царь Борис царским венцом в соборной церкви Успения пречистые Богородицы, а венчал его патриарх Иев и все власти московскии…»
Продолжение следует
Царь избранный на земском соборе в 1598 году в россии
Петров табак запись закреплена
С4. Рассмотрите историческую ситуацию и ответьте на вопросы.
В 1598 году Земским Собором был избран на царство Борис Годунов. Новый царь зарекомендовал себя как талантливый государственный деятель. Он задумал целый ряд реформ, призванных обеспечить развитие России. В 1601 году из России в Польщу бежал монах Чудова монастыря Григорий Отрепьев. Он объявил себя чудесно-спасшимся царевичем Дмитрием. Осенью 1604 он вторгся в пределы России, имея всего около четырёх тысяч человек казаков и поляков. В 1605 году он занял Российский престол.
Почему же самозванцу Лжедмитрию Первому удалось так легко склонить на свою сторону широкие слои населения? Чем можно объяснить его успех в борьбе за власть? Назовите всего не менее трёх причин.
Однако через год, в 1606 году, Лжедмитрий Первый был убит. Почему же его царствование было столь недолгим? Что предопределило падение Лжедмитрия Первого? Укажите не менее трёх причин.
.
1)
обещание крестьянам освобождение от
зависимости и налогов; обещал польскому королю уступить ему Чернигово-Северские земли и ввести в России католицизм;казакам пообещал земли и власть
2)неисполнение данных обещаний;
расхищение казны; неуважение к
русским традициям
Марина, ответы даны в очень примитивной форме в плане языка.
1) Невыполнение обещаний перед народом
2) Процветающая в стране коррупция
3) Народ понял, что он на самом деле самозванец
.
.
.
.
.
Показать полностью.
.
.
.
Причины, которые обеспечили успех Лжедмитрию I в борьбе за власть:
— самозванцу оказали поддержку различные слои общества, которые были недовольны правлением Бориса Годунова
— многие считали Лжедмитрия I законным наследником престола, «природным царем»
— Борис Годунов был царем, который занял трон не по наследству, а в результате выборов на Земском Соборе, поэтому боярство использовало Лжедмитрия I в своих интересах в борьбе против «беззаконного царя» Бориса Годунова
— резкое ухудшение экономического положение в стране вызвало недовольство правлением Бориса Годунова
— низы общества надеялись получить от Лжедмитрия I облегчение своего положения, а служилые люди, казачество — льготы и привилегии
— часть царских воевод, войска казаков, учитывая настроение народных масс, перешли на сторону Лжедмитрия I
Причины недолгого царствования Лжедмитрия I:
— не улучшилось положение низов общества — сохранялись налоговый гнет, крепостнические порядки
— попытки проводить самостоятельную политику привели к обострению противоречий с боярами во главе с В. И. Шуйским
— не получили ожидаемого многие служилые люди
— отказавшись выполнять обещания, данные польскому королю и католической церкви, он потерял поддержку внешних сил
— духовенство и боярство выражали недовольство нарушением со стороны Лжедмитрия I старых русских обычаев, привычного порядка жизни
— недовольство самозванцем было связано с приближением к царскому двору польских шляхтичей, которые ощущали себя настоящими хозяевами в Москве и своим поведением оскорбляли национальные чувства и православную веру русского народа