царицыны палаты саввино сторожевского монастыря
ЗВЕНИГОРОДСКИЙ ИСТОРИКО-АРХИТЕКТУРНЫЙ И ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ МУЗЕЙ
Музей находится на территории Саввино-Сторожевского монастыря
Царицыны палаты
Во время богомольных выходов в монастырь в Царицыных палатах останавливалась первая жена Алексея Михайловича Мария Ильинична Милославская с семейством и свитой. В середине XVII в. здание имело второй деревянный этаж. Сохранилось подлинное крыльцо Царицыных палат, сложенное из белого камня и красного кирпича и украшенное белокаменной резьбой. Резные узоры напоминают праздничный убор знатной женщины. Этим подчеркивалось, что палаты предназначены для царицы. Здание сохранило старинные окна, уютные интерьеры с анфиладой сводчатых комнат и расписными порталами при переходе из одной комнаты в другую.
В Царицыных палатах располагаются экспозиции и выставки Звенигородского историко-архитектурного и художественного музея. В северной части дворца восстановлены нарядные интерьеры комнат боярыни, традиционная обстановка которых описана в «Сказке о мертвой царевне и семи богатырях» А.С Пушкина:
Дверь тихонько отворилась,
И царевна очутилась
В светлой горнице; кругом
Лавки, крытые ковром,
Под святыми стол дубовый,
Печь с лежанкой изразцовой.
Видит девица, что тут
Люди добрые живут;
Поднявшись по южному крыльцу, можно посетить историческую экспозицию «Древний Звенигород», которая рассказывает об интереснейшей истории города Звенигорода, существовавшего уже в первой половине XII века, и о древнем и почитаемом Саввино-Сторожевском монастыре. В центре палат располагаются художественные выставки.
Царицыны палаты — памятник светской архитектуры, появившийся в монастыре в середине XVII века после перестройки ансамбля обители по приказу царя Алексея Михайловича Романова. Здание вытянулось вдоль крепостной стены с северо-восточной стороны. Строился памятник в 1650-1652 годах.
Царицыны палаты можно назвать уникальным сооружением. Пожалуй, нигде больше нельзя увидеть жилое сооружение XVII века с столь впечатляющими старинными формами окон, крыльца, уютным интерьером с анфиладой сводчатых комнат и расписными порталами при переходе из одной комнаты в другую. Это одноэтажное здание в древности имело второй деревянный этаж. Оно поставлено налево от главного входа в монастырь на более низкой площадке по сравнению с Рождественским собором. Со стороны крепостной стены, там, где уровень земли еще более понижается, палаты имеют подклет, служивший для хозяйственных целей.
Фасад Царицыных палат расчленен на несколько отсеков, в каждом из которых находится по три близко поставленных друг к другу окна, украшенных нарядными наличниками с цветными полуколонками и трехлопастными кокошниками. Сильно выступающее вперед парадное крыльцо, сложенное из кирпича и белого камня, служило центральным входом в палаты.
В гражданской архитектуре XVII века особое место отводили конструкции и декоративному оформлению крыльца, которое играло главную роль в композиционном решении здания. Здесь мастера буквально изощрялись в создании причудливых архитектурных форм, в сочетании красного кирпича и белого камня, в применении роскошной декоративной резьбы и росписи.
Верх крыльца Царицыных палат с широким пирамидальным шатром опирается на три толстые кувшинообразные каменные балясины, между которыми свисают арочки с резными белокаменными «гирьками». Полуколонны ведущего в палаты портала обработаны рельефной резьбой по белому камню, которая была еще и нарядно расписана. Этим разноцветным узорочьем, напоминающим праздничный убор знатной женщины XVII века, по-видимому, подчеркивалось, что палаты предназначены для царицы. В них останавливалась во время богомольных походов первая жена царя Алексея Михайловича Мария Ильинична Милославская.
В планировке здания прослеживается воздействие форм деревянного зодчества: оно относится к обычному типу жилого дома с сенями и крыльцом в центре. Лишь его богатая отделка белокаменной резьбой и росписью свидетельствует о той особой роли, которую это здание призвано играть в ансамбле монастыря.
В настоящее время в палатах располагаются экспозиции и выставки Звенигородского историко-архитектурного и художественного музея. В северной части дворца реконструированы интерьеры Парадной, Светличной и Трапезной палат знатной женщины XVII в. В южной части располагается экспозиция «Древний Звенигород», рассказывающая об истории города и Саввино-Сторожевского монастыря. Залы в центре палат предназначены для проведения временных выставок.
Бабье лето в Саввино-Сторожевском монастыре
В глубинных закоулках моей памяти с каких-то давних времен пряталось, изредка мерцая слабым лучиком, местечко, даже название которого стерлось. Я только знал что это: а) монастырь, б) красивый, в) находится где-то в районе Звенигорода. Впрочем, насчет последнего пункта большой уверенности не было. В конце 90-х я побывал там случайно. И вот в череде унылых и хмурых осенних дней тот лучик напоминания был мною уловлен — я решил покопаться одновременно в своей памяти и интернете, выяснить, что это за монастырь и затем съездить туда, дождавшись хорошей погоды. Вычислить оказалось делом несложным, буквально через 10 минут я уже знал название, и даже прикинул на карте маршрут. И как мы раньше жили без интернета.
Итак, это Саввино-Сторожевский мужской монастырь.
Сверился с прогнозом погоды — через пару дней обещают несколько солнечных дней без дождя и ветра. Надо ехать. Жена обычно меня поддерживает в подобных начинаниях, поддержала и на этот раз. Еще позвали нашу подругу, она согласилась присоединиться. И вот примерно в полдень хорошего дня начала октября, когда воцарилась золотая осень (или то, что называют бабьим летом), мы отправились в путь. Можно ехать по Рублевке, потом в районе Николиной горы пересечь Москва-реку, и далее через поселок Грязь до Звенигорода; можно по Можайскому шоссе до него же. Мы ехали туда через Грязь, мимо торчащей башни родового замка династии Пугачевых-Галкиных. А возвращались по Можайке (толкаясь в пробках в районе Малых Вязем).
Монастырь расположен чуть дальше Звенигорода, на холме у Москва-реки, от дороги к нему есть ответвление с указателем. Холм называется «гора Сторожи», а речечка, впадающая неподалеку в Москва-реку, именуется Сторожка. Как легко догадаться, вместе они дают название комплексу. По усыпанному крупными желтыми листьями асфальту проезжаем чуть дальше монастыря, оставляем машину на в меру просторной парковке и идем пешком к воротам северного входа.
На небольшой внешней площадке недалеко от входа стоит памятник, это Преподобный Савва Сторожевский, основатель и первый игумен монастыря. Его имя в церковно-исторических анналах соседствует с именами Сергия Радонежского (Савва был его учеником) и Андрея Рублева (по некоторым сведениям именно Савва благословил Рублева на создание знаменитой иконы «Троица»).
Савва был истовым верующим, постоянно молился и, дабы ничто не отвлекало, искал уединенное место для молитв. В качестве такого места он решил соорудить что-то вроде пещеры — скит, где в тиши мог бы общаться с богом. Постепенно туда стали стекаться другие монахи, ученики и последователи. Религиозный центр рос и привлек внимание местных властей, которые выделили обширные земли для постройки настоящего храма-монастыря. Местными властями в те времена был сын Дмитрия Донского князь Юрий Дмитриевич, впоследствие ставший Великим князем Московским. В настоящее время около скита обустроен источник святой воды и возведена купальня, до этого места от монастыря около 1 км на север.
С Саввой церковь связывает множество чудес, среди которых пророчества и исцеления неизлечимо больных, совершенные им при жизни, но наиболее значимые чудеса сей старец сотворил уже после смерти, в частности, его призрак спас царя Алексея Михайловича от медведя во время охоты в этих местах. Еще призрак Саввы являлся пасынку Наполеона, стоявшему в Звенигороде во время войны 1812 года, и, используя угрожающие полунамеки, внушил принцу мысль о неприкасаемости монастыря, сохранив таким образом здание, утварь и святыни в целости и невредимости. Кстати, сын того принца-пасынка, Евгения Богарне, впоследствии породнился с русским имераторским домом, женившись на дочери Николая I.
Дата рождения Саввы Сторожевского неизвестна, монастырь он основал в 1398 году, умер же в декабре 1407 года. Спустя примерно полтора столетия он был канонизирован, мощи святого ныне хранятся в этом монастыре, имеющем статус Лавры.
А мы входим в ворота и движемся к центральным строениям комплекса.
Слева стоит большое и, на мой вкус, не очень выразительное здание, это Трапезная. Видимо, мой архитектурный вкус далек от изысканности, потому что здание Трапезной описывается как «выдающееся достижение русской архитектуры ХVII века». Время было обеденное и в воздухе носились ароматы советских столовых. Напротив входа в трапезную видим небольшую часовенку (ротонду), она установлена на месте старинной деревянной церкви.
Проходим чуть дальше, там начинаются самые интересные места. Сразу за углом трапезной возвышается красное здание с куполами, это Звонница:
В верхней части выделяются странноватые часы, перекрывающие одно из окон:
Мы обходим монастырь внутри против часовой стрелки. Вдоль дорожки стоят довольно затейливые скамейки, в спинках которых отлито название монастыря:
А на торцах перил в завитках металла видим стеклянные инсталляции:
Напротив Звонницы, посреди открытого пространства южной части монастыря возвышается классическое здание русского православного храма, это Собор Рождества Пресвятой Богородицы, главный собор монастыря:
Несмотря на середину дня осеннее солнце висит не очень высоко, пряча чуть ли не половину комплекса в плотную тень. Правее собора расположено большое удлиненное здание, вывеска гласит, что это бывший дворец царя Алексея Михайловича:
Южная часть монастырской стены самая короткая, вдоль нее располагается т.н. Малый Келейный Корпус, или, на более привычном нам языке — малое общежитие. А следующее здание вопреки ожиданиям называется не Большой Келейный, а Большой Братский корпус.
Царицыны палаты
Палаты были построены для супруги царя Алексея Михайловича царицы Марии Ильиничны Милославской в середине XVII века. В настоящее время они представляют собой выходящую фасадом на соборную площадь нарядную бело-красную одноэтажную постройку из большемерного кирпича, стоящую на склоне холма и имеющую со стороны крепостной стены полных два этажа. В планировке и оформлении палат прослеживается влияние деревянного зодчества.
Деление фасада напоминает трехоконные деревянные клети, что хорошо сочеталось с существовавшим прежде верхним деревянным этажом.
В центральной части располагались покои царицы. Парадная часть оформлена нарядными наличниками и крыльцом, сложенным из кирпича и белого камня, декорированным затейливой резьбой и деталями, напоминающими женские украшения.
Главный вход украшен уникальным белокаменным резным порталом с одноглавым орлом в центре, заставляющим вспомнить о литовско-польском происхождении рода Милославских, и двуглавыми орлами — русскими гербами — по сторонам.
Для удобства царицы палаты соединили переходом с соседней надвратной церковью, которая стала домовым храмом царицы.
Восстановленные реставраторами на XVII век интерьеры палат разделены на три части с отдельными входами. Каждая часть состоит из сеней с примыкающими к ним комнатами. Вдоль всего здания с востока проходит коридор, предназначенный для хозяйственных целей.
В XVIII веке в палатах размещались кельи архимандрита, в XIX столетии — братская трапезная. Здание лишилось деревянного этажа, было перепланировано, окна были растесаны.
В настоящее время в Царицыных палатах располагаются экспозиции и выставки Звенигородского историко-архитектурного и художественного музея. В северной части на основании письменных источников и аналогий восстановлены интерьеры боярских покоев с включением артефактов эпохи: предметов мебели, посуды, тканей, женских украшений XVII века. Особая гордость реставраторов — воссозданные в палатах изразцовые печи разных типов, украшенные зелеными поливными — «муравлеными» и многоцветными изразцами.
Литература: Кондрашина В.А. Источники для научной реконструкции древнерусских жилых интерьеров в Царицыных палатах Саввино-Сторожевского монастыря// Тезисы научной конференции «Звенигород. Проблемы изучения истории и культуры». — М., 1991. С. 14–17.
Царицыны палаты в Саввино-Сторожевском монастыре
Москва, 12.11.2021, 11:18:51, редакция FTimes.ru, автор admin.
Уникальный архитектурный ансамбль Саввино-Сторожевского монастыря, основанного в 1398 году, формировался на протяжении многих веков. Действующий мужской монастырь в окружении белоснежных крепостных стен со сторожевыми башнями расположен на холме в 2-х км западнее Звенигорода, являясь главной достопримечательностью города. На его территории находится историко-архитектурный и художественный музей, множество старинных церквей, храмов, построек.
Здесь проходят интереснейшие тематические и паломнические экскурсии, осмотреть все за один день нереально, поэтому приезжим лучше остановиться в загородном отеле Подмосковья вот тут velichclub.ru. Обитель знаменита не только своими культовыми сооружениями, но и постройками XVII века, предназначенными для богомольных выездов царских особ, в том числе Царицыными палатами, выходящими фасадом на Соборную площадь.
История создания Царицыных палат, их архитектурные особенности
Саввино-Сторожевский монастырь издревле был излюбленным местом молитв русских царей, а при Алексее Михайловиче (Тишайшем) он получает статус первой российской лавры и становится загородной царской резиденцией. В середине XVII века для Алексея Михайловича, который жил здесь подолгу вместе с семьей и прислугой был построен дворец, а для его первой супруги Марии Ильиничны Милославской живописные Царицыны палаты.
В центральной части Царицыных палат, возведенных на склоне Сторожевского холма рядом с Рождественским собором, были расположены покои государыни, в пристроенных вплотную боковых частях с отдельными входами находились кухня и баня. С надвратной церковью Троицы Живоначальной, которая была домовым храмом царицы, палаты соединялись галереей, так как на территорию монастыря царица не выходила, ведя замкнутый образ жизни.
Архитектурные особенности Царициных палат:
Что расположено в Царицыных палатах сейчас
Сейчас в восстановленных реставраторами Царицыных палатах размещена постоянная экспозиция «Покои боярыни XVII века», представленная Звенигородским историко-архитектурным музеем. Здесь воссоздано внутреннее убранство жилого помещения знатной особы, представлена старинная мебель, посуда, ткани, женские украшения. Сотрудники музея проводят театрализованные программы для детей и взрослых, где рассказывают о пребывании царицы и ее свиты в монастыре, древнерусском укладе жизни, семейных традициях, рукоделии, ведении домашнего хозяйства, воспитании детей.
Царицыны палаты — уникальный архитектурно-исторический памятник, на примере которого могут быть раскрыты многие аспекты русской истории. Побывать здесь будет интересно каждому, кому дорого прошлое и святыни родной страны.
Дворец царя Алексея Михайловича
Дворец (палаты царя Алексея Михайловича) вошел в историю русской архитектуры как один из самых значительных памятников гражданского зодчества середины–конца XVII века. Сооружен в 1650-е годы для богомольных выходов в монастырь Государя. Учитывая сложный рельеф местности и значительные размеры здания (протяженность фасада около 100 м), строительство заняло несколько десятилетий. Первоначально Дворец имел иную планировку: для каждого члена царской семьи в нем были предусмотрены особые покои.
В решении помещений и фасадов Дворца запечатлены этапы развития русской архитектуры второй половины XVII века. Дворец был построен в царствование Алексея Михайловича: детали интерьеров парадных покоев царя сохранились в центральной части первого этажа. Здание подверглось серьезной перестройке в царствование Федора Алексеевича, а окончательная отделка и украшение его относятся ко времени правления царевны Софьи. В 1686–1687 гг. Дворец по всей длине был надстроен вторым этажом, в котором парадные покои, в духе западноевропейской архитектуры, были устроены анфиладой и имели 13 изразцовых печей.
В XVII в. был сооружен переход между Дворцом и Рождественским собором, который вел в царскую молельню, устроенную на втором этаже в юго-западной части над галереей собора.
Северная часть дворца «за ветхостью» была разобрана. В XIX в. окна второго этажа декорировали алебастровыми наличниками, сохранившимися на северном фасаде.
В XIX в. верхний этаж дворца был отведен под покои настоятелей и наместников обители. Здесь же находились парадные залы с галереей царствующих и духовных особ: в большом зале были представлены портреты всех царей, начиная с Иоанна Грозного, а в покоях, выходивших окнами на Москву-реку, помещены портреты патриарха Никона, митрополита Платона и других церковных иерархов.
После Великой Отечественной войны помещения Дворца, отреставрированные по проекту архитектора В.И. Федорова, были заняты военным санаторием. Краткий период, на рубеже 1970-х – 1980-х гг., в верхнем этаже Дворца располагалась художественная галерея народного художника России Б.Н. Яковлева.
В современном виде Дворец возобновлен Звенигородским музеем и Саввино-Сторожевским монастырем по проекту архитектора В.М. Пустовалова. В настоящее время в нем находятся: приемная наместника, классы богословских курсов, библиотека монастыря, монастырские лавки, паломническая служба.
Дворец (палаты царя Алексея Михайловича) вошел в историю русской архитектуры как один из самых значительных памятников гражданского зодчества середины–конца XVII века. Сооружен в 1650-е годы для богомольных выходов в монастырь Государя. Учитывая сложный рельеф местности и значительные размеры здания (протяженность фасада около 100 м), строительство заняло несколько десятилетий. Первоначально Дворец имел иную планировку: для каждого члена царской семьи в нем были предусмотрены особые покои.
В решении помещений и фасадов Дворца запечатлены этапы развития русской архитектуры второй половины XVII века. Дворец был построен в царствование Алексея Михайловича: детали интерьеров парадных покоев царя сохранились в центральной части первого этажа. Здание подверглось серьезной перестройке в царствование Федора Алексеевича, а окончательная отделка и украшение его относятся ко времени правления царевны Софьи. В 1686–1687 гг. Дворец по всей длине был надстроен вторым этажом, в котором парадные покои, в духе западноевропейской архитектуры, были устроены анфиладой и имели 13 изразцовых печей.
В XVII в. был сооружен переход между Дворцом и Рождественским собором, который вел в царскую молельню, устроенную на втором этаже в юго-западной части над галереей собора.
Северная часть дворца «за ветхостью» была разобрана. В XIX в. окна второго этажа декорировали алебастровыми наличниками, сохранившимися на северном фасаде.
В XIX в. верхний этаж дворца был отведен под покои настоятелей и наместников обители. Здесь же находились парадные залы с галереей царствующих и духовных особ: в большом зале были представлены портреты всех царей, начиная с Иоанна Грозного, а в покоях, выходивших окнами на Москву-реку, помещены портреты патриарха Никона, митрополита Платона и других церковных иерархов.
После Великой Отечественной войны помещения Дворца, отреставрированные по проекту архитектора В.И. Федорова, были заняты военным санаторием. Краткий период, на рубеже 1970-х – 1980-х гг., в верхнем этаже Дворца располагалась художественная галерея народного художника России Б.Н. Яковлева.
В современном виде Дворец возобновлен Звенигородским музеем и Саввино-Сторожевским монастырем по проекту архитектора В.М. Пустовалова. В настоящее время в нем находятся: приемная наместника, классы богословских курсов, библиотека монастыря, монастырские лавки, паломническая служба.
Литература: