царскосельская икона божией матери знамение

Полный текст молитвы перед иконой Царскосельской Богородицы Знамение

Почитание Божией Матери началось на Руси с первых лет принятия православия. Святые изображения Царицы Небесной неоднократно являли чудеса, что еще более укрепляло веру в милосердие и могущество Пресвятой Девы Марии. Молитвы иконе «Знамение» Богородицы Царскосельской помогают православным верующим при тяжелых болезнях, разгуле стихии, вражеском нашествии.

История появления иконы Божией Матери «Знамение»

Икона Пресвятой Девы под названием «Знамение» известна и почитаема в русской земле с XII века. В ее честь был установлен общецерковный праздник под этим же названием, отмечаемый 10 декабря/27 ноября (новый/старый стиль). Чудотворный образ Богородицы был назван «Знамение» после победы новгородцев над осаждавшими город войсками Андрея Боголюбского.

Междоусобные войны этого периода объяснялись спорами за передел земель потомками великого киевского князя Владимира Мономаха. Во время осады Новгорода стрела попала в лик Богородицы. Из иконописного глаза вытекла слеза, Богоматерь обернулась к городу.

После этого нападающих охватил необъяснимый ужас, и они стали убивать друг друга. Новгородцы воспользовались моментом и разгромили во много раз превосходящие силы противника. Архиепископ Иоанн, как воспоминание о чудесном заступничестве, установил праздник в честь Знамения Божией Матери в Новгороде. Впоследствии праздник стала отмечать вся Русская церковь.

С Новгородской иконы были сделаны многочисленные списки, прославившиеся чудесами в местах почитания:

Царскосельский святой образ был подарен царю Алексею Михайловичу константинопольским патриархом Афанасием Пателарием в 1653 году. Предполагается, что он привез его со святого Афона. Более точные данные о происхождении святого лика отсутствуют.

Изображение Богородицы выполнено в древневизантийском стиле. Новгородский и Царскосельский образы отличаются незначительными деталями. Это равноценные иконописные лики, выполненные в стиле «Оранта».

Знаменская Царскосельская икона стала фамильной святыней семейства Романовых. От Алексея Михайловича она перешла к Петру I, который завещал ее дочери Елизавете. Елизавета Петровна стала императрицей после свержения с престола Анны Леопольдовны. Перед тем, как решиться на такой шаг, она долго молилась перед образом Богородицы «Знамение».

царскосельская икона божией матери знамение

Свой успех Елизавета объясняла не только удачным стечением обстоятельств, но и покровительством иконы. В Царском Селе по ее приказу была возведена в честь иконы «Знамение Пресвятой Богородицы» церковь. В 1747 году образ был торжественно (крестным ходом) перенесен в Царскосельский храм. Святыня неоднократно являла чудеса.

В 1929 году был утвержден акафист, посвященный Царскосельской святыне. Во время Великой Отечественной войны реликвия была похищена из храма оккупантами и найдена в Риге. В 1948 году образ был передан Ленинградской духовной академии, где находится до настоящего времени.

царскосельская икона божией матери знамение

Описание и значение

На иконе изображена Божия Матерь (в полный рост или по пояс) с молитвенно поднятыми руками. На ее груди, на фоне щита, изображен младенец Иисус Христос с благословляющим жестом. По велению Елизаветы иконе был сделан драгоценный оклад и дописаны по сторонам иконы изображения тезоименников деда и отца: человека Божия святого Алексия, апостола Петра. В середине иконы изображены святые Захарий и Елисавета.

Такой тип иконы Пресвятой Богородицы считается самым первым иконописным вариантом. Подобное изображение было обнаружено в римской усыпальнице, датируемое IV веком, где Богородица сидит с поднятыми к небу руками и Младенцем Иисусом на коленях. На древневизантийском образе (VI век) Царица Небесная сидит на троне и держит перед собой щит с изображением Сына Божия в младенческих годах.

Термин «Знамение Пресвятой Богородицы» в православной традиции имеет два значения: как иконописный тип и как название праздника этого образа. Название «Знамение» стало означать «знак милости от Божией Матери».

О чем молятся перед святым образом

В молениях к Знаменской иконе просят защитить от вражеского нашествия, пожара, исцелить от паралича, дать силы противостоять невзгодам.

царскосельская икона божией матери знамение

Тексты молитв богородице перед иконой «Знамение» на русском языке

Тропарь и кондак читаются одинаково для Новгородского и Царскосельского ликов Божией Матери.

Тропарь

Яко необоримую стену и источник чудес,/ стяжавше Тя раби Твои, Богородице Пречистая,/ сопротивных ополчения низлагаем. / Темже молим Тя, / мир отечеству нашему даруй // и душам нашим велию милость.

Кондак

Приидите вернии, светло да празднуем / всечестнаго образа Богоматере чудное явление / и от того благодать почерпающе, / первообразней умильно возопиим: // радуйся, Марие Богородице, Мати Божия, Благословенная.

царскосельская икона божией матери знамение

Молитва

О Пресвятая Дево, Мати Господа Вышних Сил, небе-се и земли Царице, града и страны нашея Всемощная Заступнице! Приимй благодарение и славу от нас недостойных раб Твоих, и вознеси молитвы наша ко Престолу Бога Сына Твоего, да явит нам знамение милосердия Своего и пробавит благодать Свою чтущим Всечестное Имя Твое и с верою и любовию покланяющимся чудотворному образу Твоему. Несмы бо достойни от Него помилованы быти, аще не Ты умйлостивиши его о нас, Владычице: Тебе же вся от Него возможна суть. Сего ради к Тебе прибегаем, яко к несомненней и скорой Заступнице нашей. Услыши нас молящихся Тебе, осенй нас Вседержавным Покровом Твоим, и испроси от Господа Вседержителя Православной Державе Российской мир, здравие, спасение и во всем благое поспешение: пастырем же нашим ревность и бдение о душах, градоправителем мудрость и силу, судиям правду и нелицеприятие, наставником разум и смиренномудрие, супругом любовь и согласие, чадом послушание, обидимым терпение, обидящим страх Божий, скорбящим благодушие, радующимся благословение, болящим здравие, напаствуемым заступление, нам же всем дух веры и благочестия, дух милосердия и кротости, дух чистоты и правды. ей, Царице Преблагая! Умилосердися на немощные люди Твоя: разсеянныя по распутием мира собери, заблуждшыя на путь правый настави, старость укрепи, юныя уцеломудри, младенцы воспитай и призри на всех нас призрением Матерняго Твоего милосердия: воздвйгни нас из глубины греховныя и просвети сердечныя очи наша ко зрению спасения. Милостива нам буди зде и тамо, во стране земнаго пришельствия и на Страшнем Суде Сына Твоего: преставлыиыеся же в вере и покаянии от жития сего отцы и братию нашу в вечней жизни со ангелы и со всеми святыми жити сотвори. Ты бо ecu, Госпоже, Слава небесных и Упование земных, Ты по Бозе наша Надежда и Заступница всех притекающих к Тебе с верою. Тебе убо молимся, и Тебе, яко Всемогущей Помощнице, сами себе и друг друга, и всю жизнь нашу по Христе Бозе предаем, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Источник

Икона Богородицы Знамение Царскосельская

Празднование

История

Цар­ско­сель­ская ико­на «Зна­ме­ние» Бо­го­ма­те­ри сто­ит в пра­вой ча­сти неболь­шой при­двор­ной Цар­ско­сель­ской Зна­мен­ской церк­ви. Неко­то­ры­ми по­дроб­но­стя­ми пись­ма она от­ли­ча­ет­ся от дру­гих из­вест­ных икон «Зна­ме­ния». Несмот­ря на древ­ность ико­ны, в ней по­ра­жа­ет необык­но­вен­ная яс­ность очер­та­ний, жи­вость цве­тов и те­ней. Свя­той лик от­ра­жа­ет и глу­бо­кое сми­ре­ние Пре­не­по­роч­ной Де­вы, и ве­ли­чие Ца­ри­цы Небес­ной, и ми­ло­сер­дие, и стро­гость. За­ме­ча­ют, что ли­цо Бо­го­ро­ди­цы по­чти в од­но и то же вре­мя про­из­во­дит на мо­ля­щих­ся раз­ные впе­чат­ле­ния: то оно ка­жет­ся свет­лым и уми­лен­ным, то вдруг тем­не­ет и при­ни­ма­ет стро­гий вид, хо­тя бы вы сто­я­ли на том же ме­сте. Ико­на при­над­ле­жит к вы­со­ким об­раз­цам ико­но­пис­но­го ис­кус­ства и по ха­рак­те­ру жи­во­пи­си долж­на быть от­не­се­на к древ­не­ви­зан­тий­ским про­из­ве­де­ни­ям. Она окру­же­на зо­ло­тым окла­дом, по­ло­жен­ным на нее им­пе­ра­три­цей Ели­за­ве­той Пет­ров­ной, а в 1849 го­ду по­кры­та дра­го­цен­ной ри­зой со мно­же­ством кам­ней из брил­ли­ан­тов, жем­чу­га, би­рю­зы, аме­ти­стов, сап­фи­ров, изу­мру­дов и опа­лов. Из кам­ней, не уме­стив­ших­ся на ри­зе, со­ста­ви­лась дра­го­цен­ная ко­ро­на в вен­це. Го­рят ка­ме­нья и на окла­де, на ниж­ней ча­сти ко­то­ро­го вы­де­ля­ет­ся круп­ный серд­це­об­раз­ный то­паз. На реб­рах его вы­ре­за­ны над­пи­си го­дов 1831 и 1848: это го­ды из­бав­ле­ния Цар­ско­го Се­ла от хо­ле­ры. Вни­зу ико­ны на серд­це­вид­ной зо­ло­той до­щеч­ке вы­ре­за­ны сле­ду­ю­щие сло­ва: «За спа­се­ние от эпи­де­мии при­и­ми, ми­ло­сер­дая Вла­ды­чи­це, По­кро­ви­тель­ни­це гра­да Цар­ско­го Се­ла, сии пер­лы, яко сле­зы бла­го­дар­но­сти, оро­ша­ю­щие Твою пре­чи­стую ри­зу, от усерд­ных ра­бов Тво­их и впредь по­ми­луй нас».

Пер­во­на­чаль­ная ис­то­рия ико­ны неиз­вест­на. При све­же­сти ли­ка Бо­го­ма­те­ри и Мла­ден­ца — в чем нель­зя не ви­деть осо­бо­го про­мыш­ле­ния Бо­жия — ча­сти ико­ны, по­кры­тые окла­дом и ши­той ри­зой, вы­цве­ли до то­го, что нель­зя разо­брать кра­сок, а в неко­то­рых ме­стах кра­сок уж и во­все нет. По су­ще­ству­ю­ще­му меж­ду цар­ско­сель­ски­ми жи­те­ля­ми пре­да­нию, Цар­ско­сель­ская ико­на пре­бы­ва­ла рань­ше в Москве.

В Моск­ву же она бы­ла при­ве­зе­на од­ним из пра­во­слав­ных во­сточ­ных пат­ри­ар­хов, преж­де неред­ко по­се­щав­ших сто­ли­цу цар­ства Рос­сий­ско­го.

По всей ве­ро­ят­но­сти, это был св. Афа­на­сий, пат­ри­арх Кон­стан­ти­но­поль­ский, до­лее дру­гих на­хо­див­ший­ся то­гда в Москве и поль­зо­вав­ший­ся осо­бен­ным вни­ма­ни­ем при цар­ском дво­ре.

На об­рат­ном пу­ти в Луб­нах он скон­чал­ся и по­чи­ва­ет там нетлен­но, по обы­чаю во­сточ­ных церк­вей, в си­дя­чем по­ло­же­нии.

За­тем при пе­ре­не­се­нии сто­ли­цы из Моск­вы в Пе­тер­бург вме­сте с про­чи­ми свя­ты­ня­ми Зна­мен­ская ико­на бы­ла при­ве­зе­на в но­вую сто­ли­цу, счи­та­ясь се­мей­ной свя­ты­ней Ро­ма­но­вых. Ца­рев­на Ели­за­ве­та Пет­ров­на име­ла осо­бое бла­го­го­ве­ние к этой иконе и в ночь пе­ред пе­ре­во­ро­том, воз­вед­шим ее на пре­стол, усерд­но пе­ред ней мо­ли­лась.

Же­лая вы­ра­зить свое по­чте­ние к свя­тыне, свя­зан­ной с та­ким гро­мад­ным для нее со­бы­ти­ем, им­пе­ра­три­ца, за­кон­чив по­строй­ку в лю­би­мом ею Цар­ском Се­ле неболь­шой церк­ви око­ло двор­ца, за­ло­жен­ной еще рань­ше для пре­бы­ва­ния ико­ны «Зна­ме­ние», с ве­ли­ким тор­же­ством пе­ре­нес­ла в нее об­раз Бо­го­ма­те­ри. В крест­ном хо­де участ­во­вал Свя­тей­ший Си­нод и весь двор. Им­пе­ра­три­ца все вре­мя шла пеш­ком и да­же по­мо­га­ла нести ико­ну. Ико­на бы­ла по­став­ле­на в ико­но­ста­се, по­верх изо­бра­же­ния Тай­ной Ве­че­ри, над цар­ски­ми две­ря­ми. Им­пе­ра­три­ца Ели­за­ве­та Пет­ров­на так же, как и пле­мян­ни­ца ее Ека­те­ри­на II, ча­сто мо­ли­лась в Зна­мен­ской церк­ви.

С 1747 до 1831 го­да ико­на «Зна­ме­ние» сто­я­ла над цар­ски­ми вра­та­ми. Толь­ко од­на­жды она бы­ла сня­та и вы­не­се­на от­ту­да, имен­но 12 мая 1812 го­да. В этот день в Зна­мен­ском двор­це был по­жар, угро­жав­ший со­сед­ним зда­ни­ям и Зна­мен­ской церк­ви. Рас­ска­зы­ва­ют, что ко­гда ико­ну вы­нес­ли из хра­ма и об­ра­ти­ли ли­ком к ме­сту по­жа­ра, им­пе­ра­тор вос­клик­нул вслух:

— Ма­терь Бо­жия, спа­си мой дом!

Мгно­вен­но то­гда ве­тер, на­прав­ляв­ший пла­мя на цер­ковь и на со­сед­ние зда­ния, как бы по­ви­ну­ясь неви­ди­мой си­ле, пе­ре­ме­нил свое на­прав­ле­ние и по­жар быст­ро пре­кра­тил­ся.

В 1831 го­ду по­чти по всей Рос­сии рас­про­стра­ни­лась хо­ле­ра, сви­реп­ство­вав­шая и в Пе­тер­бур­ге. Жи­те­ли Цар­ско­го Се­ла со­бра­лись к иконе «Зна­ме­ние», вы­нес­ли ее на се­ре­ди­ну хра­ма, и слу­жи­ли пе­ред ней тор­же­ствен­ный мо­ле­бен. За­тем ико­ну об­нес­ли во­круг все­го го­ро­да с пе­ни­ем и мо­лит­ва­ми, при­чем весь го­род с двор­ца­ми остал­ся внут­ри коль­ца, опи­сан­но­го этим крест­ным хо­дом. Хо­ле­ра со­вер­шен­но ми­но­ва­ла Цар­ское Се­ло. В па­мять это­го бла­го­де­я­ния Бо­го­ма­те­ри жи­те­ли ис­про­си­ли Вы­со­чай­шее со­из­во­ле­ние на пе­ре­не­се­ние ико­ны из ико­но­ста­са во внутрь церк­ви, как она те­перь сто­ит, и на учре­жде­ние еже­год­но­го крест­но­го хо­да в том са­мом по­ряд­ке, в ко­то­ром он со­вер­шал­ся в пер­вый раз.

В 1848 го­ду опять по всей Рос­сии про­шла хо­ле­ра, и в этот са­мый год Ца­ри­ца Небес­ная необык­но­вен­ным об­ра­зом укра­си­ла свою ико­ну див­ной ри­зой.

В Цар­ском Се­ле жи­ла бла­го­че­сти­вая де­ви­ца Ма­рия Да­вы­до­ва, не раз ис­пы­тав­шая на се­бе по­мощь от чу­до­твор­ной ико­ны «Зна­ме­ние». В ночь на 28 фев­ра­ля Да­вы­до­ва ви­дит во сне, буд­то пе­ред ней сто­ит на воз­ду­хе чу­до­твор­ная ико­на «Зна­ме­ние», и она вы­ши­ва­ет на этот об­раз ве­ли­ко­леп­ную ри­зу и уже за­кан­чи­ва­ет ее. Да­вы­до­ва ре­ши­лась рас­ска­зать о сво­ем сне род­ным и зна­ко­мым, ко­то­рые все со­ве­то­ва­ли ей при­ве­сти в ис­пол­не­ние свой сон. Слух о сно­ви­де­нии до­шел до Вы­со­чай­ше­го дво­ра, и им­пе­ра­три­ца Алек­сандра Фе­о­до­ров­на при­ня­ла его за вну­ше­ние свы­ше. При­быв в Цар­ское се­ло, она по­се­ти­ла Зна­мен­скую цер­ковь для по­кло­не­ния иконе, ко­то­рую по­дроб­но осмат­ри­ва­ла. Най­дя крас­ки на по­лях вы­цвет­ши­ми и удив­ля­ясь со­хран­но­сти и све­же­сти ли­ков Ма­те­ри Бо­жи­ей и Пред­веч­но­го Мла­ден­ца, она так­же по­же­ла­ла узнать, мо­жет ли де­ви­ца Да­вы­до­ва вы­шить ри­зу и со­ста­вить для нее ри­су­нок.

Да­вы­до­ва бы­ла по­чти незна­ко­ма с ри­со­ва­ни­ем; кро­ме то­го, бу­дучи де­вуш­кой бед­ной, недо­уме­ва­ла, от­ку­да ей взять сред­ства для ис­пол­не­ния свя­щен­но­го де­ла, и пла­мен­но мо­ли­ла Бо­го­ма­терь на­ста­вить ее. В ночь на 27 июня сре­ди сна Да­вы­до­ва вне­зап­но уви­де­ла пе­ред со­бой Ма­терь Бо­жию с та­ким ли­ком и в та­ком ви­де, как она изо­бра­же­на на иконе. На Бо­го­ма­те­ри бы­ла ри­за пре­крас­но­го узо­ра, на пле­чах омо­фор и на го­ло­ве убрус. Оч­нув­шись, Да­вы­до­ва тот­час за­хо­те­ла встать, чтобы за­чер­тить об­ра­зец ри­зы, но опять за­бы­лась и по­гру­зи­лась в сон. Ви­де­ние по­вто­ри­лось, толь­ко еще жи­вее и яс­нее, так что она как бы на­яву со­зер­ца­ла Бо­го­ма­терь. Про­бу­див­шись, она со сле­за­ми бла­го­да­ри­ла Вла­ды­чи­цу и на­чер­ти­ла узор для ри­зы, как ви­де­ла его в ви­де­нии и как ви­дим мы его те­перь. Ри­су­нок был пред­став­лен го­су­да­рыне и одоб­рен ею.

Го­ве­ни­ем Да­вы­до­ва при­го­то­ви­лась к сво­е­му тру­ду и при­сту­пи­ла к ра­бо­те. Ста­ли по­сту­пать во мно­же­стве при­но­ше­ния зо­ло­том и ка­ме­нья­ми, при­чем нель­зя бы­ло не ви­деть яс­но Бо­жи­ей ру­ки, ка­сав­шей­ся сер­дец жерт­во­ва­те­лей. При­то­ку при­но­ше­ний нема­ло спо­соб­ство­ва­ло то, что при силь­ном раз­ви­тии хо­ле­ры в Пе­тер­бур­ге она ми­но­ва­ла со­вер­шен­но Цар­ское Се­ло, несмот­ря на непре­рыв­ные сно­ше­ния его жи­те­лей с Пе­тер­бур­гом.

Ко­гда слу­ча­лось, что у Да­вы­до­вой не до­ста­ва­ло для ка­кой-ни­будь ча­сти ри­зы под­хо­дя­щих ка­ме­ньев, как раз яв­ля­лись от неожи­дан­ных жерт­во­ва­те­лей нуж­ные дра­го­цен­но­сти. В 1849 го­ду ве­ли­ко­леп­но ши­тая и сплошь уни­зан­ная ка­ме­нья­ми ри­за бы­ла окон­че­на, а в 1853 го­ду бы­ло из­да­но хро­мо­ли­то­гра­фи­че­ское изо­бра­же­ние ико­ны.

В 1863 го­ду в Цар­ско­сель­ском двор­це и в его хра­ме ра­но утром вспых­нул по­жар. Не смот­ря на все при­ня­тые ме­ры, по­ток пла­ме­ни быст­ро шел впе­ред, ис­треб­ляя на пу­ти все, что мог­ло слу­жить ему пи­щей. По­па­лив часть двор­ца, огонь по­чти мгно­вен­но охва­тил ку­по­ла и кре­сты двор­цо­во­го со­бо­ра и про­ник внутрь него. То­гда го­су­дарь и им­пе­ра­три­ца по­же­ла­ли вы­не­сти из Зна­мен­ской церк­ви чу­до­твор­ную ико­ну. Ед­ва вен­це­нос­ные хо­зя­е­ва вы­шли на­встре­чу иконе и при­ло­жи­лись к ней, а ико­ну ста­ли об­но­сить во­круг го­рев­ше­го двор­ца, как по­жар по­чти мгно­вен­но пре­кра­тил­ся.

Вот несколь­ко слу­ча­ев чу­дес­но ока­зан­ной лю­дям по­мо­щи через Цар­ско­сель­скую ико­ну «Зна­ме­ние» Бо­го­ма­те­ри.

М. Д. Во­е­вод­ский, слу­жив­ший при рус­ском по­соль­стве в Афи­нах, пе­ред отъ­ез­дом из Пе­тер­бур­га в 1849 го­ду слу­жил пе­ред Цар­ско­сель­ской ико­ной мо­леб­ствие о бла­го­по­луч­ном пу­те­ше­ствии. Од­на­жды ве­че­ром в Афи­нах в глу­хом ме­сте на­па­ли на него раз­бой­ни­ки, тре­буя ча­сы и день­ги и угро­жая смер­тью. Не зная, как се­бя за­щи­тить, Во­е­вод­ский неожи­дан­но для са­мо­го се­бя ска­зал:

Со­вер­шен­но так­же неожи­дан­но раз­бой­ни­ки мир­но от­ве­ти­ли ему:

— А, ты рус­ский! Ваш Ни­ко­лай (т. е. им­пе­ра­тор) доб­рый, иди с Бо­гом.

На воз­врат­ном пу­ти из Гре­ции ко­рабль, на ко­то­ром плыл Во­е­вод­ский, под­верг­ся в Чер­ном мо­ре страш­ной бу­ре; все бы­ли уве­ре­ны в его кру­ше­нии и неиз­беж­ной сво­ей ги­бе­ли. Меж­ду тем Во­е­вод­ский мыс­лен­но об­ра­тил­ся к Цар­ско­сель­ской иконе «Зна­ме­ние» Бо­жи­ей Ма­те­ри и с ве­рой при­звал на по­мощь Вла­ды­чи­цу Небес­ную. В это са­мое вре­мя во­да уда­ри­лась в ко­рабль с необык­но­вен­но страш­ной си­лой, и он со­вер­шен­но неожи­дан­но очу­тил­ся невре­ди­мым в ти­хой и спо­кой­ной бух­те.

Же­на ба­та­рей­но­го ко­ман­ди­ра Дид­рикс, по вы­хо­де в за­му­же­ство, в про­дол­же­ние 8 лет не име­ла де­тей. Су­пру­ги очень скор­бе­ли об этом и неред­ко вы­ра­жа­ли скорбь свою зна­ко­мым. Со­чув­ствуя та­кой го­ре­сти, од­на бли­жай­шая зна­ко­мая по­да­ла им доб­рый со­вет: при­об­ре­сти хро­мо­ли­то­гра­фи­че­ское изо­бра­же­ние Цар­ско­сель­ской ико­ны и, освя­тив его, мо­лить­ся пе­ред ним каж­дый день Ца­ри­це Небес­ной о раз­ре­ше­нии неплод­ства сво­е­го. Су­пру­ги по­спе­ши­ли вос­поль­зо­вать­ся та­ким со­ве­том, при­об­ре­ли св. ико­ну, по­ста­ви­ли пе­ред ней неуга­си­мую лам­па­ду и на­ча­ли с ве­рой мо­лить­ся ми­ло­серд­ной Вла­ды­чи­це об уто­ле­нии сво­ей пе­ча­ли. И что же. Ве­ра и мо­лит­ва их, сверх ожи­да­ния, ско­ро оправ­да­лись: через 10 ме­ся­цев Дид­рикс бла­го­по­луч­но раз­ре­ши­лась здо­ро­вым и кра­си­вым мла­ден­цем.

Бед­ная вдо­ва, по фа­ми­лии Ху­дя­ко­ва, за­ни­ма­ла где-то в Цар­ском се­ле долж­ность, до­став­ляв­шую ей с до­че­рью на­сущ­ное про­пи­та­ние; но вдруг ей от­ка­за­ли от этой долж­но­сти. По­ра­жен­ная та­ким вне­зап­ным и неза­слу­жен­ным ею от­ка­зом, не имея ни­ка­ко­го при­ста­ни­ща и ни­ка­ких средств к су­ще­ство­ва­нию, она по­сла­ла дочь свою по­мо­лить­ся Ца­ри­це Небес­ной пред св. ико­ной «Зна­ме­ние». По­мо­лив­шись За­ступ­ни­це, без­утеш­ная де­ви­ца со сле­за­ми на гла­зах спе­ши­ла через при­двор­ный сад к несчаст­ной сво­ей ма­те­ри. Но вот на пу­ти встре­ча­ет­ся ей неиз­вест­ный че­ло­век (это был во­ен­ный ми­нистр, князь Чер­ны­шев); горь­кие сле­зы бед­ной де­ви­цы тро­ну­ли его; он оста­но­вил несчаст­ную, рас­спро­сил ее о при­чине та­кой го­ре­сти и тот­час же уте­шил ее обе­ща­ни­ем, что мать ее оста­нет­ся непре­мен­но при сво­ей долж­но­сти, и это обе­ща­ние во­ен­но­го ми­ни­стра дей­стви­тель­но оправ­да­лось.

Про­жи­вав­шая в Пе­тер­бур­ге смо­лен­ская по­ме­щи­ца Е. И. Ду­дин­ская име­ла сы­на, флот­ско­го офи­це­ра, ко­то­ро­му по служ­бе сле­до­ва­ло от­пра­вить­ся в Чер­ное мо­ре на ко­раб­ле «Ин­гер­ман­ланд». Пе­ред от­прав­ле­ни­ем его она на­роч­но при­ез­жа­ла в Цар­ское Се­ло, чтобы от­слу­жить о его здра­вии и бла­го­по­лу­чии мо­ле­бен пе­ред ико­ной «Зна­ме­ние». По окон­ча­нии мо­леб­ствия Е. Ду­дин­ская, став пе­ред об­ра­зом на ко­ле­ни, вос­клик­ну­ла в сле­зах:

— Ца­ри­ца Небес­ная! Те­бе по­ру­чаю сы­на мо­е­го и на Те­бя вся моя на­деж­да; Ты воз­вра­тишь мне его и со дна мо­ря.

— Ца­ри­ца Небес­ная! Мать моя про­си­ла Те­бя обо мне; спа­си ме­ня для нее.

Вслед за тем вол­на мор­ская так силь­но уда­ри­ла его, что он ли­шил­ся чувств и па­мя­ти. Ко­гда же при­шел в со­зна­ние, то уви­дел се­бя на бе­ре­гу и ра­дост­но бла­го­да­рил ми­ло­серд­ную Вла­ды­чи­цу за свое спа­се­ние.

Как вид­но из при­ве­ден­ных слу­ча­ев, по­мощь от ико­ны «Зна­ме­ние» бы­ла чрез­вы­чай­но раз­но­об­раз­на: бы­ли и ис­це­ле­ния от бо­лез­ни, и раз­ре­ше­ние непло­дия, и устрой­ство дел жи­тей­ских, и спа­се­ние по­ги­бав­ших на су­ше и в вол­нах мор­ских. Вот по­че­му хо­ро­шо зна­ю­щие ис­то­рию этой ико­ны име­ют к ней осо­бую ве­ру.

Еже­год­но 5 июля бы­ва­ет в Цар­ском Се­ле боль­шое тор­же­ство: ико­ну «Зна­ме­ние» по­сле обед­ни вы­но­сят на гро­мад­ный плац пе­ред двор­цом, где со­вер­ша­ет­ся ко­ле­но­пре­кло­нен­ное мо­леб­ствие, а за­тем ее об­но­сят во­круг все­го Цар­ско­го Се­ла.

Источник

Царскосельская икона Божией Матери «Знамение»

За свою многовековую историю царскосельская икона Божией Матери «Знамение» претерпела многое. Она была преподнесена в дар царю Алексею Михайловичу самим святителем Афанасием Константинопольским во время его посещения Руси. О времени и месте ее написания ничего точно не известно, но иконописный стиль свидетельствует о ее древ­не­ви­зан­тий­ском происхождении.

Сразу же икона Пресвятой Богородицы «Знамение» царскосельская стала считаться не только одной из московских святынь, но и семейной святыней царского дома Романовых. Когда столицу перенесли из Москвы в Петербург, по повелению Петра I ее тоже перевезли в новую столицу, а в 1747 году даже построили для нее особую церковь – Знаменскую в Царском Селе, по имени которого икона получила дополнительное название.

Особо благоволила к иконе императрица Елизавета Петровна – именно перед ней она истово молилась в ночь перед дворцовым переворотом, который возвел ее на царский престол.

царскосельская икона божией матери знамение

Икона «Знамение» пребывала в церкви своего названия все время царствования династии Романовых, но после революции, уже в середине 1930-х годов, ее изъяли и передали в Госфонд. Далее ее следы теряются. Вместо подлинника церкви был передан один из списков иконы, относящийся к началу 19 века. Во время Великой Отечественной войны немцы вывезли его, и обрели икону только после их изгнания, случайно обнаружив в брошенном в Риге обозе. В 1946 году царскосельская икона была передана в Санкт-Петербургскую Духовную академию, в церкви которой она находится и по сей день.

Чудеса, явленные царскосельской иконой

Эта икона недаром почиталась как чудотворная. Известно множество случаев, когда она отвращала несчастья. Так произошло во время пожара 1812 года, случившегося в Екатерининском дворце, рядом с которым располагалась Знаменская церковь. Опасаясь, что и церковь охватит огонь, икону стали выносить, и тогда император Александр I обратился к ней с молением: «Матерь Божия, спаси мой дом!». В то же мгновение ветер задул в другую сторону, и пожар был быстро потушен.

Еще одно чудо, связанное с прекращением пожара, произошло в 1863 году, когда Царскосель­ский дворе­ц и его хра­м охватил стремительно распространявшийся огонь. Императорская чета поспешила самостоятельно вынести чудотворную икону. После того как они приложились к ней, ее стали обносить вокруг охваченного пламенем дворца, и пламя тут же унялось.

Перед царскосельской иконой Божией Матери «Знамение» совершались молебны, когда Россию охватывали народные бедствия, в том числе эпидемии. Так, Царское Село оказалось практически не затронутым чумой 1771 года. Когда в 1831 году столицу и почти всю страну поразила эпидемия холеры, в Царском Селе был отслужен торжественный молебен перед иконой Богоматери «Знамение», за ним последовал крестный ход, описавший полный круг вокруг Царского Села, и холера миновала его.

Описание иконы

На иконе изображена Матерь Божия с главой, осененной херувимами, и руками, поднятыми в защищающем жесте. В центре образа Богоматери – Иисус-мальчик; в левой руке Он держит свиток, а правой благословляет.

царскосельская икона божией матери знамение

В последующее время на списках иконы стали появляться также изображения апостола Петра, святого Захария, Алексия, человека Божиего, святой праведной Елисаветы.

В лике Богородицы удивительным образом сочетаются строгость с милосердием, величие со смирением. Было замечено, что и молящиеся воспринимают Его по-разному: им кажется, что выражение лика Божией Матери меняется от светлого, умиленного к более строгому и наоборот. Возможно, это связано с содержанием их молитвы – Богоматерь выказывает Свое милосердие всем, но каждый сам понимает всю тяжесть своих прегрешений и видит их отражение на Божественном лике.

Чудотворная царскосельская икона «Знамение» всегда была богато украшена

Императрица Елизавета положила на нее оклад из золота, а риза, которой ее покрыли в 1849 году, была несравненной по красоте и драгоценному убранству. История этой ризы – также одно из чудес, явленных иконой. Марии Давыдовой, бедной, но благочестивой девице, эта риза была явлена во сне самой Богородицей, причем сон повторился дважды. Девушка рассказала о нем, и постепенно слух дошел до императрицы, которая одобрила рисунок ризы, явленный во сне. У Марии совершенно не было средств для достойного украшения ризы, но ей тут же стали поступать от многочисленных жертвователей золото и драгоценные камни, в чем ясно проявилось Божье попечение. Невероятной красоты риза украсила икону, и в 1853 го­ду бы­ло из­да­но ее хро­мо­ли­то­гра­фи­че­ское изо­бра­же­ние, чтобы явить ее всему народу.

О чем молятся перед царскосельской иконой Божией Матери «Знамение»

Икона «Знамение» являла и являет немало чудес не только при пожарах и эпидемиях, но и при кораблекрушениях, а также в исцелении тяжких недугов, в том числе бесплодия; в устройстве житейских дел и в защите от неправедного суда.

Молитва перед иконой Богородицы «Царскосельская» (Знамение)

О Пресвятая Дево, Мати Господа Вышних Сил, небе-се и земли Царице, града и страны нашея Всемощная Заступнице! Приимй благодарение и славу от нас недостойных раб Твоих, и вознеси молитвы наша ко Престолу Бога Сына Твоего, да явит нам знамение милосердия Своего и пробавит благодать Свою чтущим Всечестное Имя Твое и с верою и любовию покланяющимся чудотворному образу Твоему. Несмы бо достойни от Него помилованы быти, аще не Ты умйлостивиши его о нас, Владычице: Тебе же вся от Него возможна суть. Сего ради к Тебе прибегаем, яко к несомненней и скорой Заступнице нашей. Услыши нас молящихся Тебе, осенй нас Вседержавным Покровом Твоим, и испроси от Господа Вседержителя Православной Державе Российской мир, здравие, спасение и во всем благое поспешение: пастырем же нашим ревность и бдение о душах, градоправителем мудрость и силу, судиям правду и нелицеприятие, наставником разум и смиренномудрие, супругом любовь и согласие, чадом послушание, обидимым терпение, обидящим страх Божий, скорбящим благодушие, радующимся благословение, болящим здравие, напаствуемым заступление, нам же всем дух веры и благочестия, дух милосердия и кротости, дух чистоты и правды. ей, Царице Преблагая! Умилосердися на немощные люди Твоя: разсеянныя по распутием мира собери, заблуждшыя на путь правый настави, старость укрепи, юныя уцеломудри, младенцы воспитай и призри на всех нас призрением Матерняго Твоего милосердия: воздвйгни нас из глубины греховныя и просвети сердечныя очи наша ко зрению спасения. Милостива нам буди зде и тамо, во стране земнаго пришельствия и на Страшнем Суде Сына Твоего: преставлыиыеся же в вере и покаянии от жития сего отцы и братию нашу в вечней жизни со ангелы и со всеми святыми жити сотвори. Ты бо ecu, Госпоже, Слава небесных и Упование земных, Ты по Бозе наша Надежда и Заступница всех притекающих к Тебе с верою. Тебе убо молимся, и Тебе, яко Всемогущей Помощнице, сами себе и друг друга, и всю жизнь нашу по Христе Бозе предаем, ныне и присно и во веки веков. Аминь

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *