цель и задачи диагностики готовности ребенка к обучению в школе
Диагностика готовности ребёнка к школьному обучению. Часть I
Для определения уровня личностного и умственного развития мы выбрали из огромного количества методик те, которые, с нашей точки зрения, наиболее информативны, прогностичны, и вместе с тем достаточно удобны и просты для использования в ситуации тестового испытания при приёме в школу. Методики подбирались таким образом, чтобы их выполнение не занимало много времени, чтобы материал заданий был наглядным и интересным для ребёнка.
При решении этой задачи мы опирались на теоретические представления отечественной психологии о возрастной периодизации и кризисах развития ребёнка, о ведущей деятельности и новообразованиях в каждом периоде развития. Эти положения применительно к готовности к школьному обучению нашли своё отражение в «Основных показателях готовности детей к школьному обучению», принятых в НИИ дошкольного воспитания АПН СССР в конце 80-х годов.
Предлагаемый набор методик является целостным диагностическим комплексом, позволяющим увидеть состояние всех наиболее важных для адаптации к школьному обучению сторон психики ребёнка.
Диагностический набор включает в себя тесты, давно применяемые в психологической практике, а также задания (внесённые по просьбе учителей начальных классов, которые традиционно используются педагогами при записи в школу и выявляют уровень педагогической готовности ребёнка к школе.
Педагогическая готовность – это запас знаний, умений и навыков, имеющийся у ребёнка к моменту поступления в школу. Под этим, как правило, подразумевается умение читать, считать, пересказывать. Своеобразие данного набора методик заключается в том, что он предназначен, прежде всего, для учителей начальных классов, учителей – дефектологов, которые по существу, занимаются записью детей в школу и формированием классов.
Диагностика готовности к школе проходит в режиме индивидуального диалога педагога с ребёнком и состоит из двух частей.
1. Беседа.
Цель беседы – установление контакта с ребёнком.
В ходе беседы специалисты не только устанавливают контакт с ребёнком, но и выясняют, какова специфика речи ребёнка, оценивается уровень общей осведомлённости ребёнка.
• Назови свою фамилию, имя и отчество.
• Назови фамилию, имя, отчество мамы, папы.
• У тебя есть брат (сестра, кто старше?
• Сколько тебе лет? А сколько будет через год, через два года? Сколько лет тебе было год назад?
• Где ты живёшь? Назови свой домашний адрес.
• Кем работает твой папа? Кем работает твоя мама?
• Какое сейчас время года – зима, весна, лето или осень? Почему ты так считаешь?
• Сейчас утро или вечер (день или утро?
• Зачем нужны в школе звонок, парта?
2. Тестирование.
1) «Нелепицы».
Данная методика позволяет выявить способности у ребёнка эмоционально откликаться на «нелепость» рисунка и умение объяснить смысловые ошибки изображения.
Стимульный материал: рисунок, содержащий большое количество «нелепостей» (вещей, которые в реальной жизни невозможны).
Ребёнку предлагается картинка со словами: «Посмотри, какая у меня картинка», «ты рассмотрел картинку? Смешная картинка? Почему она смешная? Что здесь нарисовано неправильно?»
— принятие и понимание задания;
— оценка объёма и характера необходимой помощи при обучении;
— отношение к своим ошибкам;
В норме дети воспринимают картины с улыбкой, смехом и удивлением. Они рассматривают такую картину целенаправленно, в определённой последовательности (сверху вниз, слева направо, стараясь не пропустить ни одной нелепости.
2) «Доски Сегена».
Стимульный материал: Доска с углублениями – пазами, в которые вложены геометрические фигуры, точно соответствующие пазам.
Ребёнку предъявляется доска с уложенными в неё вкладками, затем высыпают их на стол, после чего предлагают вложить все кусочки на свои места.
— принятие и понимание задания;
— уровень доступной сложности при выполнении задания;
— отношение к своим ошибкам;
В норме, при выполнении этого задания, ребёнок должен использовать метод зрительного соотнесения с единичными ошибками, которые исправляют самостоятельно.
3) «Геометрические фигуры».
Данная методика позволяет увидеть, насколько ребёнок знаком с геометрическими фигурами, но и позволяет продиагностировать уровень его образного мышления, умения действовать по образцу и анализировать пространство.
Вырезанные фигурки и образец фигуры.
На стол перед ребёнком цветной стороной вверх выкладываются геометрические фигурки и образец. Ребёнку предлагается рассмотреть образец и рядом на столе составить точно такую же фигуру из отдельных частей.
4) Последовательные картинки.
Стимульный материал: сюжетный ряд из 6 – 8 картинок.
Ребёнку предлагают рассмотреть сюжетный ряд и говорят:
б) «Разложи картинки так, чтобы получился рассказ, в котором есть начало, продолжение и окончание».
— принятие и понимание задания;
— доступный уровень сложности;
— соответствие рассказа ребёнка созданной им последовательности картинок, адекватность названия;
— логичность и связность самого рассказа;
— уровень речевого развития, в том числе возможность дать название сложенной последовательности;
— пространственная ориентация разложенных ребёнком картинок;
— критичность ребёнка к результатам собственной деятельности.
В норме дети принимают и понимают задние, справляются с ним без труда. Допустимой является незначительная помощь при составлении рассказа (уточняющие вопросы).
5) «Запрещённые слова».
Данная методика позволяет судить о сформированности произвольности у ребёнка, а также о развитии его речи и общей осведомлённости.
«Я предлагают тебе поиграть в игру «ДА и НЕТ не говорите и ЦВЕТА не называйте». Я буду задавать тебе вопросы, а ты – отвечать. Правило игры такое: надо правильно ответить на вопрос, но при этом нельзя произносить слова «ДА» и «НЕТ» и нельзя называть никакие ЦВЕТА.
1. Кошки живут в воде?
2. Летом небо какое?
4. Взрослые любят играть?
6. Какие ты любишь яблоки?
7. У меня глаза какие (сделать ребёнку «глазки»?
8. На тебе одежда прозрачная?
10. Летом трава какая?
11. Крокодилы летают?
12. Холодильник какой?
6) «Ключи».
Данная методика направлена на диагностику сформированности у ребёнка умения выявлять закономерности и использовать их. К тому же по результатам выполнения этой методики педагог может сделать заключение о развитии тонкой моторики у ребёнка и о возможном левшестве.
Карточки, с изображёнными на ней предметами (ключами, которые изменяются по четырём признакам: форме головки ключа (треугольная, квадратная, круглая, форме бородки (прямоугольная, с двумя зубцами и тремя зубцами, по количеству полосок на бородке (одна, две и три) и по количеству треугольников на бородке (один, два и три).
Педагог предъявляет ребёнку карточку, с нарисованными на ней ключами и говорит при этом: «Посмотри, какие здесь нарисованы ключики. Видишь, они разные, но при этом всё – таки повторяются. Подумай и попробуй отгадать, какой ключик не дорисован, какого ключика здесь не хватает. Тебе нужно будет дорисовать его вот здесь (дать ребёнку Анкету – протокол с недорисованным шаблоном).
«Я — первоклашка!» Рекомендации родителям по подготовке детей к школьному обучению Не за горами то время, когда ваш ребенок переступит порог школы. А готов ли ваш ребенок к такому серьезному этапу новой жизни? Готов ли.
Особенности гендерных проявлений мотивационной готовности к школьному обучению у детей с задержкой психического развития В настоящее время, как показывает опыт и многочисленные исследования, полноценного развития детей с задержкой психического развития можно.
Консультация «Характеристика готовности ребенка к школьному обучению» Старший дошкольный возраст — период познания мира человеческих отношений, творчества и подготовки к следующему, совершенно новому этапу.
Из опыта работы «Диагностика психологической готовности к школе» Основной целью диагностики психологической готовности к школьному обучению является профилактика школьной дезадаптации детей. Ежегодное.
Консультация «Критерии оценки готовности детей к школьному обучению и определение актуальных направлений развивающей работы» Поступление в школу и начальный период обучения вызывают перестройку всего образа жизни и деятельности ребенка. Этот период очень труден.
Психологическая готовность детей к школьному обучению Вот и подходит к завершению учебный год. В школах прозвенят последние звонки, а в детских садах выпускные баллы. Воспитанники подготовительной.
Психологическая готовность ребенка к школьному обучению Поступление в школу – важный момент в жизни каждого ребенка. Все родители заинтересованы в том, чтобы их дети были максимально подготовлены.
Родительское собрание: «Готовность ребенка к школьному обучению» 1- й слайд: Здравствуйте уважаемые родители! На этом родительском собрании мы поговорим с вами о готовности ребенка к школьному обучению.
Родительское собрание «Подготовка к школьному обучению» Родительское собрание» подготовка к школьному обучению». «Рекомендации по подготовке ребёнка к школьному обучению». Родительское собрание.
Родительское собрание «Проблемы личностной готовности ребенка к школьному обучению и пути их решения» ТЕМА: «Проблемы личностной готовности ребенка к школьному обучению и пути их решения» Добрый вечер, уважаемые родители! Как вы думаете,.
Презентация к уроку
Пояснительная записка
Данная диагностика адресована логопедам, психологам, специалистам, работающим в области дефектологии, студентам дефектологических и психологических факультетов.
Диагностика составлена для работы с детьми 6-7 лет и учитывает возрастные и психофизиологические особенности ребенка. Обследование является первичным и осуществляется с письменного согласия родителей или лиц их заменяющих.
Целью сотрудничества учителя-логопеда и педагога-психолога является: создание модели взаимодействия в процессе диагностической и коррекционно-развивающей образовательной деятельности, стимулирующей речевое, познавательное и личностное развитие ребёнка. Психолог и логопед работают в сфере своей компетенции, но обобщение результатов дает тот объем сведений, который позволяет оценить отклонения в состоянии ребенка, выстроить иерархию выявленных нарушений в когнитивной, речевой, личностной сфере, сделать общее заключение и определить направления, пути и методы психолого-логопедической помощи. По итогам диагностического обследования специалистами планируются коррекционно-развивающие занятия в рамках рабочих программ.
Все это дополняет результаты диагностики и позволяет представить наиболее полную картину.
Перед началом обследования педагог-психолог и учитель-логопед выступают на собрании родителей будущих первоклассников с целью повышения психолого-педагогической компетентности родителей в вопросах речевого развития ребенка, а так же, возрастной психологии. В ходе собрания родителям предлагается анкета, направленная на выявление особенностей семейного воспитания и степени готовности родителей к участию в диагностическом и коррекционном процессе Приложение № 1.doc
По окончании собрания родителям выдаются памятки.
Цель диагностики: выявление уровня готовности детей 6-7 лет к обучению в школе.
Используемые методики и упражнения | Цели | Форма проведения |
1. Методика “Лесенка”. |
2. Сказка “Школа для животных”.
3.Упражнения по развитию языкового анализа на уровне слова и предложения.
— мотивации к обучению;
— умение определять количество слогов в слове и слов в предложении.
Логопед
2. Упражнения по развитию языкового анализа на уровне слова.
— выявление уровня развития мелкой моторики;
— умение определять место звука в слове;
— умение определять количество звуков в слове;
Логопед
2. “Четвёртый лишний”.
3. Тестовая методика экспресс – диагностики устной речи младших школьников Т. А. Фотековой.
— Выявление способностей детей выделять в предметах их существенные признаки и делать на этой основе необходимые обобщения.
— Выявление особенностей речевого развития у дошкольников.
Проводят одновременно оба специалиста.
Логопедическое обследование в группе (Приложение № 4)
Исследование навыков языкового анализа на уровне слова и предложения.
Инструкция 1: Определи, сколько частей в слове, и нарисуй линии под картинкой.
Одно слово разбирается коллективно, а по карточкам работают самостоятельно.
Инструкция 2: Определите количество слов в предложении, и нарисуй линии под картинкой.
Дружные дети слепили снеговика. Ваня лепил снеговика.
Логопедическое обследование в подгруппе. Приложение №4.doc
Исследование навыков языкового анализа на уровне слова.
Инструкция 1: Определите место звука [К] и закрасьте, синим карандашом прямоугольник (начало, середина, конец слова). Одно слово разбирается коллективно, а по карточкам работают самостоятельно.
Инструкция 2: Определите место звука [А] и закрасьте красным карандашом прямоугольник (начало, середина, конец слова).
Одно слово разбирается коллективно, а по карточкам работают самостоятельно.
Инструкция 3: Нарисуйте простым карандашом столько кружков, сколько звуков в названиях картинок.
Одно слово разбирается коллективно, а по карточкам работают самостоятельно.
Индивидуальное логопедическое обследование.
Тестовая методика экспресс – диагностики устной речи младших школьников Т. А. Фотековой. В методике использованы речевые пробы, предложенные Р.И. Лалаевой (1988г.) и Е.В. Мальцевой (1991г.).
Методика включает четыре серии.
Серия 1 – Исследование сенсомоторного уровня речи – включает четыре группы заданий:
Проверка фонематического восприятия;
Исследования состояния артикуляционной моторики (Слайд № 4).
Серия 2 – Исследование словаря и навыков словообразования (Слайд № 16 – 19).
Серия 3 – Исследование грамматического строя речи (Слайд № 20 – 21).
Серия 4 – Исследование связной речи (Слайд 22).
Исследование связной речи.
Составление рассказа по серии сюжетных картинок “Бобик” (пять картинок) или по другой серии из 4-5 картинок.
Инструкция: посмотри на эти картинки, постарайся разложить их по порядку и составь рассказ.
Пересказ прослушанного текста.
Инструкция: сейчас я прочту тебе небольшой рассказ, слушай внимательно, запоминай и приготовься его пересказывать.
ГОРОШИНЫ
Результаты исследования трёх занятий фиксируются в протоколе обследования Приложение № 5.doc Индивидуальное обследование проводится с использованием презентации Power Point. В презентации присутствует скрытый файл с таблицей для заполнения результатов обследования устной речи.
Психологическое обследование в группе.
1. Исследование мотивации к обучению. Сказка “Школа для животных”.
Проводится в групповой форме. У каждого ребенка на столе протокол обследования № 1, набор цветных карандашей (синий, коричневый, жёлтый, розовый, черный). Приложение № 6.doc
Инструкция 1: Сейчас я прочту вам сказку, слушайте внимательно.
По окончании прослушивания, ребята должны определить, на какого животного они больше похожи. Приложение № 7.doc
Инструкция 2: Выберите, кто вам больше симпатичен из этих учеников. Каждый ученик имеет свой цвет: лошадка – синий, медвежонок – коричневый, белочка – желтый, котенок – розовый, зайчик – черный.
А теперь возьмите карандаш того цвета, который соответствует выбранному вами герою на листочке и закрасьте кружок в нижнем левом углу листа.
2. Исследование самооценки. Методика “Лесенка”.
У каждого участника – бланк с нарисованной лесенкой, ручка или карандаш. На классной доске нарисована лесенка.
Инструкция: Ребята, возьмите красный карандаш и послушайте задание. Вот лесенка. Если на ней расположить всех ребят, то здесь (показать первую ступеньку, не называя ее номер) будут стоять самые хорошие ребята, тут (показать вторую и третью) – хорошие, здесь (показать четвертую) – ни хорошие, ни плохие ребята, тут (показать пятую и шестую ступеньки) – плохие, а здесь (показать седьмую ступеньку) – самые плохие. На какую ступеньку ты поставишь себя? Нарисуй на ней кружок”.
Затем повторить инструкцию еще раз.
Обработка результатов и интерпретация
При анализе полученных данных исходите, из следующего: ступенька 1 – завышенная самооценка. Ступеньки 2, 3 – адекватная самооценка. У ребенка сформировано положительное отношение к себе, он умеет оценивать себя и свою деятельность. Ступенька 4 – заниженная самооценка Дети, ставящие себя на четвертую ступеньку, имеют несколько заниженную самооценку. Как правило, это связано с определенной психологической проблемой ученика. В беседе ребенок может о ней рассказать. Ступеньки 5, 6 – низкая самооценка.
Психологическое обследование в подгруппе.
1. Ориентационный тест школьной зрелости Керна – Йирасика.
Выявляет общий уровень психического развития, уровень развития мышления, умение слушать, выполнять задания по образцу, произвольность психической деятельности.
Тест состоит из 4-х частей:
1. Тест “Рисунок человека”
2. Копирование фразы из письменных букв.
3. Срисовывание точек.
Опросник мы предлагаем внести в индивидуальное обследование.
1. Тест “Рисунок человека”.
Инструкция: Здесь (показывается, где) нарисуй какого-либо дядю, как ты умеешь.
Во время рисования недопустимо поправлять ребенка “Ты забыл нарисовать уши”, взрослый, молча, наблюдает.
2. Копирование фразы из письменных букв.
Инструкция: Посмотри, здесь что-то написано. Попробуй переписать так же здесь (показать ниже написанной фразы), как сможешь.
На листе напишите фразу прописными буквами, первая буква – заглавная:
3. Срисовывание точек.
Инструкция: Здесь нарисованы точки. Попробуй нарисовать такие же рядом.
В образце 10 точек находятся на ровном расстоянии друг от друга по вертикали и по горизонтали.
Индивидуальное психологическое обследование.
1. Степень психосоциальной зрелости (кругозор) тестовая беседа, предложенная С.А. Банковым.
Ребенок должен ответить на следующие вопросы:
1. Назови свою фамилию, имя и отчество.
2. Назови фамилию, имя, отчество папы, мамы.
3. Ты девочка или мальчик? Кем ты будешь, когда вырастешь – тетей или дядей?
4. У тебя есть брат, сестра? Кто старше?
5. Сколько тебе лет? А сколько будет через год? Через два года?
6. Сейчас утро или вечер (день или утро)?
7. Когда ты завтракаешь – вечером или утром? Когда ты обедаешь – утром или днем?
8. Что бывает раньше – обед или ужин?
9. Где ты живешь? Назови свой домашний адрес.
10. Кем работает твой папа, твоя мама?
11. Ты любишь рисовать? Какого цвета эта лента (платье, карандаш)
12. Какое сейчас время года – зима, весна, лето или осень? Почему ты так считаешь?
13. Когда можно кататься на санках – зимой или летом?
14. Почему снег бывает зимой, а не летом?
15. Что делает почтальон, врач, учитель?
16. Зачем в школе нужна парта, звонок?
17. Ты хочешь пойти в школу?
18. Покажи свой правый глаз, левое ухо. Для чего нужны глаза, уши?
19. Каких животных ты знаешь?
20. Каких птиц ты знаешь?
21. Кто больше – корова или коза? Птица или пчела? У кого больше лап: у петуха или у собаки?
22. Что больше: 8 или 5; 7 или 3? Посчитай от трех до шести, от девяти до двух.
23. Что нужно сделать, если нечаянно сломаешь чужую вещь?
2. “Четвёртый лишний” (Дидактические карточки). Презентация.ppt
Цель: выявление способностей детей выделять в предметах их существенные признаки и делать на этой основе необходимые обобщения, уровень развития категориального мышления, способность речевого обобщения выделенных признаков.
Инструкция: Посмотри на картинку. На ней четыре предмета. Три из них сходны между собой. Их можно назвать, одним словом. Четвертый предмет к ним не подходит. Назови (покажи) неподходящий предмет.
Ребенку предлагается 4 карточки. Если выбор сделан правильно, попросить ребенка обосновать свой выбор. Если ребенок неверно обосновал свой выбор, то ему предлагается дополнительная карточка.
Результаты исследования трёх занятий фиксируются в сводном протоколе. Приложение № 8.doc Индивидуальное обследование проводится с использованием презентации PowerPoint.
Комплексная программа диагностики психологической готовности к школьному обучению
Олейник Елена Николаевна
Комплексная программа диагностики психологической готовности к школьному обучению
Комплексная программа диагностики психологической готовности к школьному обучению.
Готовность к школьному обучению складывается из многих
1 Физическая готовность к школе определяется физическим развитием
ребенка и его соответствием возрастным нормам, то есть ребенок должен
достичь физической зрелости, необходимой для учебного процесса.
2 Психологическая готовность к школе подразумевает определенный
уровень сформированности: общей осведомленности и социально-бытовой
ориентировки; знаний и представлений об окружающем мире; умственных
операций, действий и навыков; произвольной регуляцией деятельности и
поведения; познавательной активности, проявляющейся в соответствующих
интересах и мотивации; речевого развития, предполагающего владение
довольно обширным словарем, основами грамматического строя речи,
связным высказыванием и элементами монологической речи.
3 Эмоциональная зрелость представляет собой умение регулировать
свое поведение, включающее возможность достаточно длительное время
выполнять не очень привлекательное задание.
4 Социально-коммуникативная готовность к школе складывается из
умений ребенка строить взаимоотношения в коллективе сверстников:
занимать лидирующую позицию, уметь работать в команде и поддерживать
лидера – а также уметь общаться со взрослым собеседником.
Психологическая готовность к школеподразумевает определенный уровень сформированности: общей осведомленности и социально-бытовой ориентировки; знаний и представлений об окружающем мире; умственных операций, действий и навыков; произвольной регуляцией деятельности и поведения; познавательной активности; речевого развития.
Психологическая готовность к школе включает в себя следующие параметры психического развития:
мотивационная готовность к учению в школе, или наличие учебной мотивации
определенный уровень развития произвольного поведения, позволяющий ученику выполнять требования учителя
определенный уровень интеллектуального развития, подразумевающий владение ребенком простыми операциями обобщения
хорошее развитие фонематического слуха и речи
Для определения уровня всех составляющих элементов психологической готовности используются различные комплексные методики. Надо отметить, что диагностики могут проводиться (в соответствии с ФГОС ДОО) только с согласия родителей или законных представителей ребёнка.
Тест ориентировочной школьной зрелости Керна – Йирасека
Данная методика актуальна для 5-7-летних детей, ее целью является проверка их готовности к школьному обучению. Сюда входит оценка личностной зрелости ребенка, его мелкой моторики рук и зрительной координации, также тест позволяет выявить зрительно-пространственное восприятие будущего первоклашки, зрительную память и мышление (исходя из общей оценки всего теста).
Тест может применяться как индивидуально, так и в группе.
Данная методика является достаточно затратной по времени, однако она дает наиболее полное представление о сформированности самых необходимых для успешного школьного обучения психических и физических функций. Описание диагностических процедур и оценка их выполнения
• Общий кругозор (пункты «а» и «б» из протокола):
С начала обследования для установления контакта с ребенком проводится беседа, которая носит и диагностический характер. Она включает в себя 11 вопросов, из которых первые восемь направлены на выявление общего запаса знаний ребенка, а 9-11 вопросы выявляют отношение к школе:
• Как зовут твоих родителей?
• Как называется город, село, где ты живешь?
• Каких домашних животных ты знаешь? А диких?
• В какое время года на деревьях появляются листья?
• Что остается на земле после дождя?
• Чем отличается день от ночи?
• Хочешь ли ты идти в школу?
• Как ты думаешь, что хорошего, интересного будет в школе?
• Как ты думаешь, лучше учиться дома с мамой или в школе с учительницей?
В протоколе рядом с номером вопроса плюсом отмечаем правильный ответ, а минусом – неправильный.
• Ориентировка в окружающем,запас знаний:
Ответы на вопросы 1-4 оцениваем по информации родителей, ставится «+», даже если ребенок ответил в уменьшительной форме. Ответ на вопрос пять считаем правильным, если названо не менее двух домашних и двух диких животных, и они не перепутаны. Ответ на вопрос шесть считается правильным, если ребенок ответил «весной», «когда закончится зима» и т. п. Седьмой ответ будет правильным, если ребенок сказал «лужи», «грязь». Восьмой ответ засчитывается как правильный, если ответ типа «днем светло, солнце», «ночью темно», «днем работают, а ночью спят» и т. п.
Итоговый уровень определяется по количеству правильных ответов:
Высокий – 7-8 правильных ответов;
Средний – 5-6 правильных ответов;
Низкий – 4 и меньше правильных ответов.
• Отношение к школе:
Ответ на девятый вопрос считается правильным, если ребенок ответил положительно. 10-й ответ будет правильным, если ребенок говорит «занятия, уроки, новые знания», а неправильный, если называет «перемены, игры с детьми, новый портфель» и т. д. Правильный ответ на 11-й вопрос – школьное обучение лучше домашнего.
Итоговый уровень определяется по количеству правильных ответов:
Высокий – 3 правильных ответа;
Средний – 2 правильных ответа;
Низкий – 1 правильный ответ или 0.
• Мышление и речь (пункт «в» протокола).
Уровень развития мышления и речи определяется по четырем заданиям, каждое из которых оценивается.
А) Понимание грамматических конструкций.
Ребенку дается следующая инструкция: «Сейчас я прочитаю предложение. Ты внимательно послушай, а потом ответишь мне на вопрос. Договорились?»
Предложение: Петя пошел в кино после того, как прочитал книгу.
Вопрос:Что Петя делал раньше: смотрел кино или читал книгу?
Если ребенок не может сразу ответить на вопрос, то предложение можно прочитать еще раз, а потом снова задать вопрос.
Б) Выполнение словесных поручений
На столе рассыпать карандаши и рядом поставить коробку от них.Ребенку дается инструкция: «Собери карандаши, сложи их в коробку и поставь на подоконник». После того, как ребенок выполнил задание,задаются вопросы: где теперь лежат карандаши? Откуда ты их взял?
Если ребенок не понял инструкцию и не приступает к ее выполнению,то ему дается упрощенное задание: «Возьми карандаши и положи их в коробку». Соответственно,задается вопрос: где теперь лежат карандаши?
В) Изменение существительных по числу
Ребенку дается инструкция: «Я назову тебе словом один предмет, а ты измени его так, чтобы получилось много предметов.Например: если один, то карандаш, а если много, то карандаши».
Слова для предъявления: книга, лампа, стол, окно, город, стул, ухо, брат, флаг, ребенок.
Г) Рассказ по картинкам
Перед ребенком вразброс выкладывается 4-5 картинок, связанных одним сюжетом.Инструкция предлагается следующая: «У меня есть картинки, но они перепутались. Ты сложи их по порядку и придумай по ним рассказ».
Итоговый уровень определяется по результатам всех четырех заданий:
Высокий – если четыре «+»
Низкий – если четыре «-» или два «-» и два «+-»
Средний – все остальные варианты
Образные представления (пункт «г» протокола).
Способность ребенка к образным представлениям обнаруживается с помощью двух методик:
А) Собирание разрезных картинок
Ребенку предъявляется разрезанная картинка (сначала сложный вариант)и дается инструкция: «У меня была картинка, но она сломалась. Помоги мне ее сложить». Если ребенок не справляется, то дается упрощенный вариант.
Картинки должны быть размером не менее 10*15, цветные, с крупными деталями.
Б) Рисунок человека
Ребенку даются карандаши и листок бумаги со словами: «Нарисуй мне, пожалуйста, на память человека. Рисуй так, как у тебя получится».
Оценивается рисунок по трем критериям: наличие основных частей тела (голова, глаза, рот, нос, туловище, ноги, руки); наличие второстепенных деталей (пальцы, шея, уши, волосы, шапка, обувь, одежда); способ изображения рук и ног (двумя или одной чертой).
Итоговый уровень определяется по результатам обоих заданий:
Низкий – если два «-» или один «-» и один «+-»
Средний – все остальные варианты
1. Анализ образца (пункт «д» протокола).
На столе из спичек выкладывается фигурка человечка.Ребенку говорится: «Что это? Правильно, это человечек. Давай я тебе дам спички, и ты сделаешь точно такого же. Посмотри внимательно и теперь делай». Своего человечка накрываем листом бумаги.
После того, как ребенок закончил работу, убираем листок со своей фигурки и предлагаем сравнить его работу с образцом.При этом говорим: «Все, ты закончил? А теперь посмотри, твой человечек получился точно такой же?» Если ребенок не исправляет допущенные ошибки самостоятельно,то задаем наводящие вопросы: «Посмотри, что у человечка есть? Голова. А у твоего есть голова? Что у него на ногах? Тапочки. А у твоего где тапочки?»
Итоговый уровень определяется по способу исправления ребенком допущенных ошибок:
Высокий – если он сам исправил ошибки
Низкий – если никак не исправляет
Средний – если исправляет с помощью вопросов
На стол выкладывается две кучки спичек: около ребенка и около себя.
Инструкция: «Ты бери отсюда столько же спичек, сколько я буду брать. После этого мы спрячем спички в кулачок, а на счет раз-два-три откроем ладошки». Сначала берется одна спичка, несколько секунд показывается ребенку, и ладонь сжимается в кулак. Ребенок проделывает то же самое. Ошибки ребенка не исправляются. Таким образом, ребенку предъявляются до пяти спичек вразброс без повторений.
Высокий – если ребенок способен одномоментно воспринимать 4-5 спичек
Средний – если ребенок одномоментно воспринимает 3 спички
Методика «Езда по дорожкам»
Материал: 2 варианта рисунка, карандаш
Инструкция: «Давай представим, что ты водитель и тебе нужно подъехать вот к этому домику (показать на варианте Б)». На варианте А рисуем,поясняя: «Ты поедешь вот так: карандаш не должен отрываться от бумаги, иначе получится, что машина взлетела. Постарайся ехать аккуратно, так, чтобы машина не съехала с дороги».
Высокий – нет выхода за пределы дороги, карандаш отрывается от бумаги не более 3-х раз;
Низкий – 3 и более выходов за пределы дороги или неровная, дрожащая линия, очень слабая, невиди-мая или наоборот очень сильный нажим, рвущий бумагу и многократное проведение по одному и тому же месту;
Средний – все остальные варианты.
9. Крупные движения
Уровень развития проверяется по выполнению совокупности упражнений:
• пройти по линии длиной 2-3 метра пяточка к носочку;
• встать на левую ногу, правая нога подогнута, глаза закрыты. Можно балансировать руками. Норма 15 секунд;
• ребенок на расстоянии 3-4 метров ловит маленький мячик и кидает обратно (6-7 бросков).
Недостаточный: 1) неровная походка; 2) наличие большого количества движений, которые сопутствуют основному заданию и мешают его выполнению; 3)нарушение координации: ребенок не может поймать мячик, удержать его или кинуть обратно.
Достаточный – отдельные незначительные нарушения инструкции при выполнении заданий.
Протокол индивидуального психолого-педагогического обследования
а) Ориентировка в окружающем,запас знаний:
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Итоговый уровень: высокий средний низкий
б) Отношение к школе:
Итоговый уровень: высокий средний низкий
Итоговый уровень: высокий средний низкий
Итоговый уровень: высокий средний низкий
Итоговый уровень: высокий средний низкий
е)Одномоментное восприятие количества:
Итоговый уровень: высокий средний низкий
Итоговый уровень: высокий средний низкий
Итоговый уровень: высокий средний низкий
Дополнительная образовательная программа по обучению детей правилам дорожного движения «Веселый Светофор» Дополнительная образовательная программа по обучению детей правилам дорожного движения «Веселый Светофор» (подготовительная группа) Содержание:.
Дополнительная образовательная программа по экологии «Зернышко» для детей 6–7 лет. Методика диагностики 1. Представления о природе. Задание №1. Цель. Выявить характер представлений ребёнка о признаках живого; выяснить, имеет ли ребёнок представления.
Дополнительная образовательная программа по экологии «Зернышко» для детей 6–7 лет. Методика диагностики (продолжение) 2. Отношение к природе. Задание №1. Цель. Выявить характер отношения ребенка к природе. Методика. Наблюдение за отношением детей к живым.
Итоговая комплексная контрольная работа. 2 класс Итоговая комплексная контрольная работа 2 класс Поющая у проруби Однажды ясным морозным утром я гуляла на лыжах по лесу. Когда я вышла.
Консультация для родителей «Рекомендации по подготовке детей к школьному обучению» Добрый день, коллеги! Хочу представить вам мою консультацию для родителей «Рекомендации по подготовке детей к школе» Возраст 6–7 лет.
- Болит машина формулы 1
- 606060 что за такси