цель и задачи экскурсии в храм
Экскурсия в православный храм, внеклассное занятие
Цель занятия: дать представление о назначении православного храма, его устройстве и разновидностях православных храмов. Расширить представление учащихся о православной традиции отношения к храмам и иконам;
Усвоить отношение к иконам, как к изображению священных для православных христиан образов.
Задачи:
1. Развивать интерес к знаниям о храмах, мотивацию к изучению православной культуры, обогащать, активизировать историко-культурный словарь учащихся.
2. Воспитывать ценностное отношение к духовному, историческому и культурному наследию.
3. Познакомить с понятием «храм – дом Божий».
4. Познакомить учащихся с назначением, внешним видом и устройством православного храма.
5. Формировать представление о его ценности как общенародного дома для молитв, святыни для православных людей.
6. Развитие учебных умений: анализ, обобщение полученных знаний.
7. Формирование коммуникативных умений, воспитание культуры общения.
8. Формирование уважения к архитектурным традициям и достижениям, к общечеловеческим ценностям, воплощённым в культуре.
Форма урока: урок-экскурсия.
А расскажет нам об этом соборе отец Вячеслав.
Ход экскурсии:
Отец Вячеслав встретил детей у входа в собор. Осенив себя крестом, мы прошли на территорию собора. Здесь отец Вячеслав поведал, что на Руси всегда было много храмов и сейчас православные традиции возрождаются. Восстанавливаются, реставрируются, строятся новые церкви, и вместе с тем врачуются души людей. Русские люди во все времена старались посвящать Богу самое лучшее, на что они способны. Издавна храмы строили в самых красивых местах, но перед строительством обычно молились, чтобы Господь указал необходимое место. Узнав волю Божию, строители приступали к работе.
Любила строить храмы Русь –
В них духа взлёт и благородство… (И. Пашков)
История храмов кафедрального собора г. Джанкой насчитывает более полувека: малый храм перестроен и освящен через месяц после окончания войны, одним из первых его молитвенников был священно-исповедник Лука (Войно-Ясенецкий) Симферопольский и Крымский; новый храм собора заложен в начале 1990-х и в нём уже проходят богослужения. Храм Божий по своему внешнему виду отличается от прочих зданий. Форма храма всегда символична. Если взглянуть на храм с высоты птичьего полета, то увидим храмы различной формы. Чаще храмы имеют форму корабля, креста, круга или звезды (восьмиугольника). Большей частью храм в своем основании устраивается в виде креста. Это означает, что храм посвящен распятому за нас на кресте Господу и что крестом Господь Иисус Христос избавил нас от власти Диавола.
— Каким образом храм отличается от всех остальных зданий?
— У него есть купол, на котором находится крест.
Купола (или глава) – символ соединения земного и небесного.
Жива святая Русь, жива Россия…
Горят её, сияют купола,
От моря и до моря
С новой силой
звонят её колокола…
(Е. Чернухин)
Над входом в храм, а иногда рядом с храмом, строится колокольня, или звонница, т. е. башня, на которой висят колокола. Народ на Руси всегда любил колокольный звон, называл его «малиновым». Звон в один колокол называется «благовест» (благостная, радостная весть о богослужении).
Звон во все колокола, выражающий христианскую радость по поводу торжественного праздника и т.п., называется «трезвон». Звон колоколов по поводу печального события называется «перезвон». Колокольный звон напоминает нам о вышнем, небесном мире.
Православный храм делится на три части: притвор, сам храм (средняя часть) и алтарь.
Притвор. В притворе раньше стояли те, кто готовился к крещению и кающиеся, временно отлученные от причастия. Притворы в монастырских храмах часто использовались также в качестве трапезных. В настоящее время притвор сравнительно небольшой. Здесь продаются свечи, можно написать записки о здравии и об упокоении.
Памятка мальчику: Прежде чем зайти в собор, Головной сними убор, Злые мысли отгони: Не нужны тебе они. | Памятка девочке: Скромную надень одежду, В брюках в храм идёт невежда, Голову платком покрой И тихонько в храме стой. |
---|
За иконостасом находится алтарь – важнейшая часть храма. Алтарь символизирует рай, область бытия Бога. (В алтаре обычно молятся священнослужители, и без благословения никто не имеет права туда входить. Первый луч солнца попадает именно в алтарь.)
Отец Вячеслав рассказал, что, в храме есть много икон. Икона – это картина, на которой изображен лик святого или события Священной истории. (Православные христиане молятся Христу, ангелам и святым). Особо чтимой является икона Божьей Матери, именуемой «Умиление» Ежегодно10 августа (28 июля ст.) в Покровском кафедральном соборе г. Джанкой проводится день празднования иконы Божией Матери «Умиление» Серафимо-Дивеевской.
Детей заинтересовал столик, на котором лежали книги, подготовленные к службе вознесения Иисуса Христа. Книги написаны на старославянском языке. Ребята вспомнили, что создателями старославянской азбуки были монахи Кирилл и Мефодий. Отец Вячеслав рассказал детям, что в средние века богослужение допускалось только на трех языках: латинском, греческом и еврейском (как рассказывает евангельская легенда, по-древнееврейски, по-древнегречески и по-латински была сделана надпись на кресте, на котором распяли Иисуса). Кирилл и Мефодий добились у папы римского признания старославянского языка четвертым языком церкви, что явилось крупной победой в их борьбе за права славян вести богослужение на родном языке.
Рефлексия.
-Скажите, почему православные христиане с такой любовью и заботой относятся к храмам?
Храм божий – небесный островок на грешной земле.
Тысячи лет люди ходят в храм.
Идут страждущие и плачущие – и там утешаются.
Идут растерявшиеся – и там получают наставление.
Идут провинившиеся – и получают прощение.
Идут счастливые – поделиться радостью и поблагодарить Бога.
Береги храм в своей душе и созидай его всю свою жизнь.
Прощаемся. В церковной лавке дети купили именные иконки, крестики и свечи.
Конспект занятия по теме «Познавательная экскурсия в «Православный храм» в подготовительной группе
Мартыненко Екатерина
Конспект занятия по теме «Познавательная экскурсия в «Православный храм» в подготовительной группе
Мартыненко Екатерина Бейбалаевна
МДОУ «Детский сад комбинированного вида № 2 «Машенька» г. Ершов Саратовская обл.
Цель: Дать детям представление о православном храме, показать значимость храма для православных христиан в жизни, познакомить с внутренним устройством православного храма и его назначением.
Образовательные. Продолжать формировать у детей представление о православной культуре. Познакомить детей с Храмом Святителя Николая Чудатворца,с его православными традициями. Дать детям представление о расположении и назначении главных частей храма: царские ворота, главные иконы храма, алтарь – святое место. Расширять Знание о местной церкви.
Развивающие. Развивать эстетическое восприятие у детей, связную речь, воображение, логическое мышление.
Воспитательные. Воспитывать у детей ценностное отношение к духовному, историческому и культурному наследию нашей Родины. Воспитывать благоговейное отношение к храму и его святыням; благодарность к людям которые создали красивое убранство для храма. Поддерживать в детях желание помогать и бережно относиться к труду людей, прислуживающих в храме. Воспитывать в себе чувство ответственности за свое поведение в обществе.
Предварительная работа: экскурсия в храм «Храм во имя Святителя и Святого Николая Чудатворца»; показ фотографий как сторили священный храм, Беседы на тему «Мы христиане»
Материал: иллюстрации с изображением храма внутри и снаружи, его построение, аудиозапись «Колокольный звон».
Ход НОД.
Дети сегодня мы с вами отправимся в необыкновенное путешествие, экскурсия по православному храму «Храм во имя Святителя и Святого Николая Чудатворца»
Звучит церковная песня «Храмы России».
Сказала мне мама в дом Божий входя,
«Как дерево может укрыть от дождя,
Так храм защищает пришедший народ
От жизненных бурь и душевных невзгод».
Воспитатель. : Ребята, как вы понимаете строки этого стихотворения? (Ответы детей).
Как вы думаете о чем мы сегодня с вами будем говорить? (Ответы детей).
Воспитатель. Да, ребята, сегодня мы с вами поговорим о православном храме. Но что такое храм? И что значат слова церковь, собор? (Ответы детей).
Сегодня мы с вами поговорим о храме. Я хочу пригласить вас на экскурсию в храм Святителя Николая Чудотворца. Но прежде чем мы туда отправимся давайте вспомним как нужно вести себя в храме. (Ответы детей).
Воспитатель. Правильно ребята. В храме надо соблюдать тишину. Недопустимы громкие разговоры. Мобильные телефоны в храме следует выключить. Если все же необходимо поговорить по телефону, то следует выйти из храма. И еще обязательно надо подумать о соответствующем внешнем виде
Прежде чем войти в храм, давайте рассмотрим его снаружи. (Показ фотографий)
Храм может иметь любую форму. Храм с высокой мачтой – колокольней и наполненными ветром парусами – куполами, устремившегося на восток, к восходу солнца.
Звучит аудиозапись «Колокольный звон».
Воспитатель. К храму Святителя Николая Чудотворца пристроена колокольня. Колокол созывает людей в храм, напоминает о Боге.. С помощью разной силы ударов, темпа, ритма он передает покой или грусть, радость или тревогу. Скажите ребята, что вы чувствуете, когда слышите колокольный звон? (Ответы детей)
Воспитатель. А теперь давайте с вами немного поиграем.
Проводится Игра «Звонарь» Дети идут по кругу держась за руки.На середину выходят два ребенка: один с колокольчиком- «звонарь», другой с завязанными глазами «жмурка». «Звонарь» приговаривая «Дин- дон, дин- дон, отгадай, откуда звон!»— увертывается от «жмурки», который по звуку колокольчика пытается поймать его. Игра повторяется пока все дети не побывают в кругу.
Воспитатель. Подходя к храму мы видим площадку перед храмом, на которой стоят люди, она называется папертью. Паперть – еще не дверь, т. е. преддверие.
Воспитатель. Затем мы попадаем притвор. Притвор — это небольшое пространство между дверью и самым храмом. В притворах теперь часто устраиваются свечные или книжные лавки.
Воспитатель. Входя внутрь храма мы попадаем в среднюю часть храма – это место для прихожан, собравшихся на церковную службу. Всегда посередине храма на высоком четырехугольном столике лежит праздничная икона или образ святого. По этой иконе очень легко определить, какое событие сегодня вспоминает и чествует Православная Церковь.
Воспитатель. Давайте оглядимся. За иконой праздника, возле которой стоят подсвечники, видна небольшая ступенька на площадку – это солея, которая отделяет храмовое пространство от алтаря. Заходить на нее можно только священно- церковнослужителям.
Воспитатель. Посмотрите вверх. В центре изображен Лик Христа Вседержителя. С высоты небесной Он ласково и одновременно державно наблюдает за нами. Окружают Его Ангелы.
Воспитатель. На стенах храма иконы, лампады, фрески… Икона – выражение самого высокого богословия. В храме существует множество икон, и православные христиане любят, остановившись, молиться перед иконой. Иконы могут располагаться на стене в любом порядке. На самом почетном месте иконы Господа и Божией Матери. Перед иконами горят лампады. С древности лампада, кроме того, что она являлась светильником, символизировала и Ангела Божьего.
Воспитатель. Так что же такое храм, и зачем люди ходят в храм? Это место, посвященное Богу, т. е. это дом Бога. Люди приходят в храм, чтобы обращаться к Богу в молитвах, благодарить и славить Бога, служить Ему красивым пением. А сам храм может рассказать нам своими внешними формами и внутренним убранством о событиях истории, о том, чем жили люди ранее, во что они верили, что любили больше всего на свете.
Ребята, наша экскурсия по храму Святителя Николая Чудотворца подошла к концу. Что вы сегодня узнали нового на нашей экскурсии? Понравилось ли вам? (Беседа с детьми)
Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе «Экскурсия в осенний парк» Цель: Обогатить и систематизировать знания детей об осени, полюбоваться красотой осенней природы. Задачи: Уточнять и закреплять представления.
Конспект занятия по познавательному развитию «Экскурсия в зимний парк» в подготовительной группе детей с ЗПР Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 г. Данков Конспект занятия по познавательному.
Конспект занятия по теме «Транспорт» в подготовительной группе лингвистического кружка «Happy English» Задачи: 1. Закреплять лексические единицы по теме » Транспорт «. 2. Продолжать формировать навыки фонетической речи и произношения (звук.
Конспект занятия в подготовительной группе ДОУ «Колокольный звон» и экскурсия на колокольню в храм По данным ученых, колокола излучают огромное количество резонансных звуковых волн и тем самым очищают пространство. Полно активный колокольный.
Экскурсия учащихся 1 и 2 классов в православный храм егодня православные отмечают праздник архангелов Михаила и Гавриила Этот день в народе называют праздником «Святых Архангелов», «Святых.
Экскурсия с детьми в Октябрьский храм. Фотоотчёт В селе Октябрьское Поворинского района ведётся восстановление храма в честь иконы Казанской Божией Матери. Храм сохранившийся до наших дней,.
Конспект занятия в подготовительной группе «Экскурсия в осенний лес» Конспект на тему: » Экскурсия в осенний лес!» (подготовительная группа) Задачи: Обобщить и систематизировать знания детей об осени. Формировать.
Экскурсия в Храм Благовещения
Татьяна Устюжанина
Экскурсия в Храм Благовещения
Экскурсия проводилась с детьми старшей группы с письменного согласия родителей.
Цель: Духовно – нравственное воспитание детей, приобщение к народной культуре и традициям родного края
Мы живём в небольшом и старинном городке по имени Кола, которому в этом году исполнилось 450 лет. У нас есть Храм Благовещения Пресвятой Богородицы.
История Благовещенского храма – это история родного края. А знание истории малой родины помогает лучше понять историю своей страны, крепче любить родную землю. По особому становятся дороги те места, которые связаны со святынями, где происходили события, повлиявшие на жизнь наших предков.
В феврале месяце мы с ребятами отправились на экскурсию в храм. В церкви нас встретил батюшка Алексей.
Он напомнил ребятам, что в храме нельзя шуметь, если они захотят что-либо спросить или поделиться друг с другом впечатлениями, разговаривайте нужно тихо.
Батюшка Алексей поинтересовался у ребят, зачем люди приходят в церковь? (ответы детей: крестятся, причащаются, венчаются, исповедуются, бывают на службе)
Познакомил с интерьером церкви – богатое декоративное убранство, заимствованное из крестьянского деревянного зодчества, роспись на сюжеты из Священного Писания и жития святого Николая Чудотворца.
На четырехугольную подставку ставят свечи за умерших родных и близких. Деревянный резной иконостас был расписан московским мастером.
Предложил детям рассмотреть находящиеся в храме иконы. Дети узнали иконы известных им Святых,спрашивали о незнакомых им иконах.
Батюшка Алексей рассказал детям о праздновании крещения на Руси. Об обрядах крещения.
Окропил всех святой крещенской водой.
В церковной лавке приобрели свечи. К церковной свече нужно относиться благоговейно, ведь это символ нашего стремления к Господу. Как правильно креститься, молиться, ставить свечку. Произнеся молитву перед иконой, нужно дважды перекреститься с поясным поклоном, приложиться к иконе, поцеловать ее и затем перекреститься в третий раз.
Вместе с батюшкой поднялись на крышу церкви. где он рассказал детям о больших и малых колоколах, предложили послушать, какие удивительные звуки издают разные колокола и колокольчик. Узнали, что звоном колокола призывают людей, чтобы они шли к Богу. Дети с удовольствием попробовали себя в роли звонарей.
Батюшка сообщил ребятам, что при храме есть воскресная школа, и, если они будут туда ходить, там им расскажут о церкви значительно больше, чем они сегодня узнали. На прощание батюшка Алексей сфотографировался с ребятами на память
Экскурсия доставила массу положительных эмоций, поразили уникальные старинные экспонаты, иконы, росписи, убранство церкви.
По дороге из храма в сад дети не шумели, делились своими впечатлениями. А вечером они с воодушевлением рассказывали родителям об удивительной экскурсии в церковь Благовещения
Фотоотчет об экскурсии в храм Кирилла и Мефодия 11 ноября мы организовали экскурсию в недавно открывшийся храм в нашем городе. Это Храм святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. Перед.
Фотоотчет «Прогулка в Храм» Сегодня мы говорили о еще одной исторической ценности, это наша Церковь. Просматривая Храмы разных городов, Артемка вдруг сказал:»А у нас.
Мастер-класс «Учимся рисовать храм» Праздник Рождества-добрый и светлый,один из самых любимых в народе. В эти Святочные дни можно предложить ребятам нарисовать храм. Учить детей.
НОД «Храм — дом Божий» «Храм – дом Божий» Цель: Знакомить детей с православным храмом его значением в жизни православных христиан; обогащать словарный запас детей.
Стихотворение «Храм» Стоит на горе любимый наш храм И свет от него летит к небесам, А колокол звонкий так дивно поет, Народ вдохновенно на службу зовет. Стекаются.
Экскурсия в Державный храм иконы Божией Матери Экскурсия в Державный храм иконы Божией Матери Ребятам детского сада Лазорик групп №8 и №13 тоже довелось побывать в день Покрова Пресвятой.
Экскурсия в храм Преподобного Сергия Радонежского Экскурсия в храм Преподобного Сергия Радонежского. Задачи: Познакомить детей с устройством храма. Дать представление о форме одежды, приемлемой.
Конспект занятия для детей подготовительной группы «Экскурсия в православный храм» Экскурсия проводилась с детьми подготовительной группы с письменного согласия родителей. Предварительная работа: знакомство с жизнью :Преподобного.