цель кружка по обучению грамоте

Конспект занятия кружка по обучению грамоте «Грамотейка»

Занятие 1

«Из чего строится наша речь?»

Цель: познакомить детей с новыми речевыми понятиями. Актуализировать знания детей о речи и ее составляющих

Обучающие:

— познакомить с понятиями «устная речь», «письменная речь», «предложение», «простое» «вопросительное» «восклицательное» предложение, учить составлять предложения

— развивать логическое мышление, развивать внимание и память, развивать фонематический слух

— воспитывать умение работать в коллективе

— воспитывать умение слушать ответ товарища,

-формировать навык самоконтроля и самооценки

карточки с изображением знаков (точка, вопросительный и восклицательный знаки,

Педагогическая технология: коммуникативно-развивающая, игровая.

Методы, используемые на занятии:

Методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения учащихся:

— эмоциональные методы: создание наглядно-образных представлений;

— социальные методы: создание эмоционально-нравственных ситуаций.

Методы осуществления учебных действий:

— словесные методы: рассказ, прослушивание;

— наглядные методы: использование наглядных материалов, использование видеоматериалов;

— практические методы: включение в коллективную деятельность.

Методы педагогического мониторинга и контроля:

— анализ деятельности детей на занятии.

Форма занятия: групповая.

План занятия:

1. Организационный момент.

— проверка готовности к занятию, мотивация

2. Теоретическая часть.

— знакомство детей с новыми для них понятиями

4. Практическая часть.

фонетическая игра: «Определи по интонации»

5. Подведение итогов занятия (рефлексия).

Ход занятия

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

Занятие можно начинать?

— Ребята, сегодня мы отправляемся с вами в путешествие по стране «Грамота». Это путешествие будет долгим и нелегким. Мы познакомимся с жителями этой страны Буквами, Звуками, Слогом, Словом и Предложением. Вы готовы? Тогда в путь. А на чем мы сегодня будем путешествовать?

В зависимости от ответов детей имитируем звучание вида транспорта.

Воспитатель: Вытягивает за веревочку буквы алфавита. Ребята, смотрите, кто нас встречает?

Педагог: Странно. Почему они появились?

Дети: высказывают догадки

Педагог: Знаете, я думаю они появились потому, что мы с вами их позвали. Мы с вами произносили звук, а звук не может жить без буквы. Каждый звук имеет свою букву. Подумайте почему эти два брата близнеца не могут жить друг без друга?

Дети: варианты ответов

Педагог: Запомните, все что мы произносим это звуки. Но иногда мы не можем сообщить друг другу что-то только при помощи звука.

Проблемная ситуация. Вывести одного ребенка из групповой. Оставшихся в группе детей попросить передать вышедшим из группы какую-нибудь информацию.Например: позвать его на прогулку в выходной. После того как информация словесно оформлена, возвращаем ребенка. Спрашиваем понял ли он, что ему сказали его друзья. Как же нам сообщать свои просьбы и приглашения, информацию о себе?

Дети: высказывают варианты ответов

Педагог: Можно написать. И для этого нам нужны буквы. Буквами мы обозначаем на письме те звуки, которые произносим. Давайте проверим. Произносите какой-нибудь звук.

Дети произносят звук, а педагог показывает букву его обозначающую.

Педагог: Но если мы будем произносить отдельные звуки, сможем ли мы понять друг друга? Вы понимаете, что сейчас происходит?

Педагог: Как же получается, что мы понимаем друг друга? А вот смотрите. Далее педагог демонстрирует как звуки сливаются в слоги, а слоги в слова. Слова в предложения.

Игра «Составь из слов предложения»

На, идет, дождь, сегодня, улице.

Сегодня, кружок, детском, в, саду

Гулять, дети, любят, улице, на

Педагог: Мы теперь знаем, что звуки, которые мы произносим, объединяются в слоги, слоги в слова, слова в предложения, а предложения объединяются и получается РЕЧЬ. Речь — это то что мы говорим, а как же назвать то что мы пишем?

Дети: пытаются предложить варианты

Педагог: Та речь, которую мы произносим, это устная речь. А называется она так потому что раньше наши губы назывались устами. Все что появляется из уст, это устная речь. А теперь скажите мне все что появляется при письме, это какая речь?

Вправо, влево повернитесь,

Вверх повыше потянитесь,

Вниз пониже наклонитесь,

Снова влево повернись.

Руки вверх и пошагаем,

Вверх прыжок – и отдыхаем.

Педагог: Молодцы. Но вот еще какая незадача. Послушайте как мы говорим. Одно и то же предложение я могу сказать по-разному. Слушайте.

Сегодня так весело в детском саду.

Это предложение педагог произносит с разной интонацией: восклицания, вопроса, повествования. Затем, просит детей объяснить, что не так.

Дети: высказывают свое мнение

Педагог: Да, ребята. Когда нам весело мы и говорим с восторгом. И все это слышат, кому мы это говорим. Но если мы пишем это предложение, то тот человек, который будет это читать должен понять, что вам очень весело. И вот чтобы он это понял на письме ставят восклицательный знак. (демонстрирует символ знака) Если же мы спрашиваем, о чем то, то в письме мы ставим знак вопроса. Если же мы просто о чем-то рассказываем – в конце такого предложения ставим точку.

А теперь придумайте сами вопросительное предложение.

Педагог: В какую же страну мы с вами сегодня отправились в путешествие?

Дети: Грамота

Педагог: Какие жители встретились нам сегодня

Дети: звук, буква, слог, слово, предложение, речь, вопросительный, восклицательный знаки и точка.

Конспект итогового занятия по обучению грамоте Тема: «ЕГЭ по обучению грамоте». Цель: закрепить у детей знания, полученные за учебный год по обучению грамоте. Задачи: Воспитательные :.

цель кружка по обучению грамотеИтоговое занятие по развитию речи в кружке «Грамотейка» по обучению слоговому чтению для старшего дошкольного возраста Тема : Закрепление пройденного материала по обучению слоговому чтению. Цель: определение уровня развития навыка слогового чтения, ассоциативного.

Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе «Приключение Мальвины в стране Обучение грамоте» Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе. На тему:«Приключение Мальвины в стране обучение грамоте» Интеграция образовательных.

Конспект занятия по обучению грамоте «Буква [Я]» Цель: познакомить с буквой и звуком [Я]. Задачи: закреплять представление детей о звуке, букве, слоге, слове; развивать фонематический слух;.

Конспект занятия по обучению грамоте «Звуки [Г]-[Г’] — [К]-[К’] и буквы Г — К» ТЕМА. Звуки «Г-ГЬ» — «К-КЬ» и буквы «Г» — «К» Программное содержание: Познакомить детей со звуками «Г», «ГЬ» (звонкими) и «К», «КЬ» (глухими).

Конспект занятия по обучению грамоте «Путешествие в космос» Цель: систематизирование знаний, умений и навыков по подготовке детей к школьному обучению. Задачи: Развивающие: 1)Совершенствовать навыки.

Конспект занятия по обучению грамоте «Звуки «[А], [У] и [О]» Программное содержание: Закреплять навыки различения и правильного произношения звуков «А»,«У»,«И»,«О». Учить выделять эти звуки из ряда.

Конспект занятия по обучению грамоте «Звуки [Л] и [Л’]» Конспект занятия по обучению грамоте «Звуки «Л» и «Ль» Задачи: Дифференциация звуков Л и ЛЬ; Совершенствование навыка деления слов на слоги;.

Конспект занятия по по обучению грамоте «Звуки [З-С], [З’-С]» Тип занятия: закрепление пройденного материала. Цель занятия: закрепить умения детей дифференцировать звуки [С] и [З] в словах, предложениях.

Конспект занятия по обучению грамоте. Старшая группа Обучение грамоте старшая группа Занятие № Тема: Закрепление. Гласные и согласные звуки. Слоги. Цель: Повторение и закрепление пройденного.

Источник

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ «ГРАМОТЕЙКА»

Содержимое публикации

Приволжского района города Казани

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ«ГРАМОТЕЙКА»

Составитель: Ярхомова Л.З.

1 Пояснительная записка

Перспективное планирование программного содержания

Методическое обеспечение программы

Технические средства. Учебно-наглядный материал

Список использованной литературы

Дополнительная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «От звука к букве. Обучение дошкольников элементам грамоты» (далее Программа) разработана в соответствии:

Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации от29 декабря 2012 года N 273-ФЗ.

На основе программы Колесниковой Е.В. «От звука к букве. Обучение дошкольников элементам грамоты».

Программа сформирована в соответствии с принципами дошкольного образования:

полноценное проживание ребенком всех этапов детства, обогащение детского развития;

построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка;

содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;

поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;

приобщение детей к социокультурным нормам;

формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;

возрастная адекватность (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития.

Актуальность программы. Обучение грамоте – это целенаправленный, систематический процесс по подготовке к овладению письмом и чтением.

Чтение и письмо – виды речевой деятельности, основой для которых является устная речь. Это сложный ряд новых ассоциаций, который основывается на уже сформировавшейся второй сигнальной системе, присоединяется к ней и развивает её (Б.Г. Ананьев). Следовательно, основой для обучения грамоте является общеречевое развитие детей. Поэтому при подготовке к обучению грамоте важен весь процесс речевого развития детей в детском саду.

Многолетний опыт работы с детьми дошкольного возраста позволяет утверждать, что около половины школьников испытывают трудности в овладении грамотой. Следуя рекомендациям психолога Л.С. Выготского – обучение грамоте нужно начинать в период становления психических функций дошкольника Необходимо вовремя удовлетворять познавательный интерес ребенка и направлять его желание и волю на овладение важными для школьного обучения умениями: проводить анализ, синтез, сравнение, обобщение, мыслить логически.

Обучение грамоте детей дошкольного возраста необходимо:

требования начальной школы стали выше и многие родители искренне заинтересованы в обучении детей грамоте;

появилось много трудностей в обучении детей письму и чтению в школе;

не все дети справляются с темпом, предложенным школьной программой;

физиологическая и психологическая готовность к школьному обучению формируется задолго до поступления в школу и не заканчивается в первом классе;

занятия по обучению грамоте в дошкольном учреждении – это начальная ступень последующего систематического изучения языка в школе.

Психологи и логопеды, занимающиеся вопросами обучения грамоте, единодушно подчеркивают, что для овладения грамотой необходимо, чтобы ребенок не только правильно слышал и произносил отдельные слова и звуки, в них содержащиеся, но – и это главное – имел четкое представление о звуковом составе языка и умел бы анализировать его. Умение слышать каждый отдельный звук в слове, четко отделять его от рядом стоящего, знать, из каких звуков состоит слово, то есть умение анализировать звуковой состав слова, является важнейшей предпосылкой для правильного обучения грамоте.

Цель программы: обучение основам коммуникации, обогащение детей специальными знаниями, умениями и навыками, необходимыми для успешного развития процесса общения, подготовка к овладению письмом и чтением детей дошкольного возраста.

Формирование у детей общей ориентировки в звуковой системе языка.

Подготовка в ходе дошкольного обучения личности, заинтересованной в изучении родного языка.

Расширение кругозора детей, развитие представлений об окружающем мире.

Обеспечение качественной подготовки детей к обучению в начальной школе.

Создание условий для осмысленного и осознанного чтения, воспитания эстетически развитого и эмоционального читателя.

Подготовка руки ребенка к письму.

Программа дополняет компонент образовательной области «Речевое развитие» основной образовательной программы дошкольного учреждения и предполагает решение образовательных задач на основе блочно-тематического построения. Содержание программы делится на 3 этапа обучения:

1БЛОК – первый год обучения (дети 4-5 лет);

2 БЛОК – второй год обучения (дети 5-6 лет);

3 БЛОК – третий год обучения (дети 6-7лет);

Кроме того, на каждом этапе решается задача подготовки руки ребёнка к письму на уровне возрастных особенностей и включает в себя:

развитие основных движений (упражнения для рук, ног, туловища);

развитие мелкой моторики (упражнения для пальцев и кистей рук);

формирование графических навыков.

Способы и формы работы с детьми.

Срок реализации программы— 3года

Педагог дополнительного образования (подготовка детей к обучению элементам грамоты) – Ярхомова Лилия Замировна

В занятия включены разные виды игр: дидактические, игры-соревнования, ситуативные, подвижные. В играх формируются мыслительные операции: фонематический анализ и синтез, представление, сравнение (сравнение слов по их звуковому составу, соотнесения различных типов слов между собой, подбору слов, имеющих определенную звуковую структуру, и т. п.). Игра по форме является обучающей – вот в чем ценность таких занятий.

Материал, предлагаемый ребенку, имеет занимательный характер, не содержит сложных и непонятных заданий. Ориентируясь на возрастные особенности детей-дошкольников, в занятия введено большое количество игр и игровых ситуаций, способствующих реализации задач на общение. Важную роль играет развитие умения внешне выражать свои внутренние эмоции, правильно понимать эмоциональное состояние собеседника, проявляя свои индивидуальные способности, при этом у ребенка развивается умение адекватно оценивать деятельность, направленную на анализ собственного поведения и поступков сверстников.

В программе большое место занимают нетрадиционные приемы работы: опорное моделирование: составление моделей слов (из геометрических фигур), предложений (слова – иллюстрации), составление сказок с использованием моделей букв (буквы – ассоциации), Л – лиса, В – волк, А – автобус, Р – ракета, К-кот и т. д., выявление ассоциаций, которые вызывают образ буквы: Д – похож на домик, Ж – схожа с жуком, О – напоминает обруч. Модели помогают не только наглядно представить какой-либо объект, но и модифицировать его, экспериментировать с ним.

В течение занятия предусмотрены физкультминутки, артикуляционная, пальчиковая и зрительная гимнастики.

Учитывая природные способности ребенка, на занятиях создаются определенные условия воспитания и обучения, благодаря чему дети начинают не только пользоваться речью, но и осознавать основные закономерности языка.

Использование рабочей тетради имеет большое значение, так как:

— позволяет широко применять наглядный метод обучения и практические задания (проблемно-поисковый метод);

— создает условия для ориентировочно-исследовательской деятельности детей;

— способствует развитию внимания, памяти, мышления, речи;

— формирует навык самоконтроля и самооценки;

— способствует формировании. Умения выполнять самостоятельно учебную задачу, предложенную педагогом;

— позволяет ребенку самостоятельно найти и исправить ошибку;

— снимает трудности подбора дидактического материала для педагога.

В процессе реализации программы необходимо добиться:

-изменения общего эмоционального состояния детей (дети становятся активными уверенными в своих действиях, у них появляется познавательный учебный интерес);

-предупреждение перегрузок и нервного перенапряжения за счёт игрового обучающего материала;

-отслеживания динамики положительных изменений;

— своевременного закрепления достигнутых результатов.

Сформированность у ребёнка представлений о речевых и неречевых формах общения:

умение ориентироваться в содержании этого общения,

умение пользоваться нормами и правилами речевого этикета сообразно ситуации.

2. Наличие у ребёнка представления о звуковой стороне речи как реальной действительности.

3. Сформированность орфоэпической правильности речи.

4. Овладение ребёнком планирующей и регулирующей функцией речи:

наличие у него представления о модели и процессе моделирования

способность комментировать свои действия, анализировать проделанную работу

В старшей группе особое место занимает совершенствование фонематического слуха и дальнейшее развитие связной речи. В подготовительной к школе группе активно осуществляется работа по подготовке детей к освоению основ грамоты, а именно:

подведение детей к звуковому анализу слов, делению слов на слоги

составлению из слогов слов, из слов – предложений

знакомство с понятиями «слово» и предложение» (без грамматического определения).

К основным компонентам речи относятся: произношение, звукобуквенный анализ, словарь, грамматическая строй и т. д. Система занятий по развитию речи и подготовке детей к обучению грамоте подводит ребёнка к осмыслению способа чтения, формированию внимания к словам, их фонетике, морфологии, орфографии, синтаксису, что в итоге предупреждает нарушения письма и чтения.

Работа проводится фронтально всей группой с использованием интерактивнойдоски,игровых технологий.

Структура занятий подразделяется на обязательные этапы:

Артикуляционная / речевая гимнастика

Повторение прошлого материала / дополнение или продолжение

звук, артикуляция и качественная характеристика звука, место звука в слове, слова с заданным звуком, сравнительный анализ звуков

буква, её образ и графическое написание

составление и чтение слогов с данной буквой, чтение

составление слов из слогов, деление на части, постановка ударения

Дидактические игры и упражнения, направленные на освоение нового материал, активизацию словаря и разнообразных грамматических форм языка.

Фонетический анализ слова: последовательное вычленение звуков в слове, сравнительный, количественный и качественный анализ слова.

Подведение итогов занятия: что нового узнали, научились делать, самоконтроль и самооценка.

Работа с родителями

Индивидуальные беседы, консультации в течение года.

Формы подведения итогов:

«Наши результаты»: сентябрь, май.

Открытые занятия – ноябрь, апрель.

Перспективное планирование программного содержания

Источник

Рабочая программа дополнительного образования «Обучение дошкольников грамоте» (средняя, старшая, подготовительная группы)

цель кружка по обучению грамоте Ольга Журина
Рабочая программа дополнительного образования «Обучение дошкольников грамоте» (средняя, старшая, подготовительная группы)

1. Направленность образовательной программы.

Комплексная подготовка детей к школе, речевое развитие детей, ознакомление детей со звуковым анализом и подготовки их к усвоению грамоты, развитие интереса и способностей к чтению.

2. Причины создания образовательной программы.

Несмотря на наличие обширной литературы по данной проблеме, недостаточно обоснованы возможности обучения дошкольников грамоте в системе дополнительного образования, имеющей возможность обращения к индивидуальности, самобытности и самоценности каждого ребенка. Поэтому создание дополнительной образовательной программы обучения грамоте детей 5-7 лет является необходимой.

Обучение грамоте носит общеразвивающий характер, способствует развитию активной мыслительной деятельности, работоспособности, нравственно-волевых и эстетических качеств личности ребенка.

Исследования лингвистов, психологов, педагогов показали, что пятый-шестой годы жизни ребенка являются периодом наиболее высокой «языковой одаренности», особой восприимчивости к звуковой стороне речи. Вот почему вводить дошкольников в звуковую систему родного языка необходимо уже в средней группе детского сада.

В средней группе осуществляется развитие фонематического слуха детей и подготовка их к овладению звуковым анализом слова (усвоению способа выделения звуков в слове).

В старшей группе продолжается ознакомление дошкольников с основными свойствами звукового строения слова. Дети получают знания о слоговой структуре слова, о словесном ударении. Учатся анализировать звуковой состав слова, сравнивать звуки по их качественной характеристике (гласные, твердые и мягкие согласные, сопоставлять слова по количеству звуков и звуковому составу.

Данная рабочая программа разработана на основе авторской «Обучение грамоте» (авторы Л. Е. Журова, Н. С. Варенцова, Н. В. Дурова, Л. Н. Невская). Она рассчитана на 2-а года обучения. Обучениестроится на основе пособия Спецкурс : «Обучение дошкольников грамоте»

5. Цель программы: Основной целью обучения является работа над звуковой культурой речи детей, а основным содержанием – звуко-слоговой анализ слов. Проводится целенаправленная работа по развитию мышления, внимания, памяти, по усвоению зрительного образа каждой печатной буквы.

Обучение грамоте носит общеразвивающий характер, способствует развитию активной мыслительной деятельности, работоспособности, нравственно-волевых и эстетических качеств личности ребенка.

6. Задачи образовательной програмы

• Развивать желание читать;

• Развивать потребность в грамотности;

Развивать фонематический слух;

Усваивать зрительный образ каждой печатной буквы.

Обучающие:

• Познакомить с терминами (звук, буква, слог, предложение, ударение);

• Прививать любовь к книге;

• Обогащать словарный запас и развивать речь;

• Ознакомить с правилами посадки за партой, владением письменными принадлежностями.

• Воспитывать любовь и уважение к книге;

• Воспитывать аккуратность, трудолюбие и старательность.

Данная программа рассчитана на детей со средней до подготовительной к школе группы.

8. Сроки реализации программы.

Программа рассчитана на два года и три месяца.

9. Форма проведения, методы и приемы.

Программа обучения грамоте реализуется в учебной и игровой деятельности. Возрастные особенности дошкольников обязывают проводить занятия в игровой форме, что способствует лучшему усвоению материала. Для снятия напряжения применяются физкультминутки и малоподвижные игры.

Задачи 1-го года обучения: научить различать смысловую и формальную стороны слова, правильно понимать и употреблять термины «слово», «звук», вслушиваться в звучание слова.

Задачи 2-го года обучения: формирование у детей общей ориентировки в звуковой системе языка, обучение их звуковому анализу.

Задачи 3-го года обучения: дети учатся анализу и синтезу предложений разной конструкции, знакомятся со всеми буквами русского алфавита, усваивают некоторые правила орфографии, выкладывают слова и предложения из букв разрезной азбуки с применением правил орфографии, овладевают слоговым и слитным способами чтения.

10. Количество занятий.

Занятия проводятся в первой половине дня перед обедом или во второй половине дня. При построении образовательной деятельности учитываются возрастные психические и физические особенности детей старшего и подготовительного возраста.

В средней группе проводится 10 занятий (март-май месяц). Длительность каждого занятия – 18-20 минут.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Раздел I. Звуковой анализ слова

Определение последовательности звуков в слове, интонационное выделение каждого звука. Знакомство с гласными и согласными звуками. Знакомство с твердыми и мягкими согласными звуками. Ознакомление с йотированными гласными звуками. Вычленение ударного слога.

Раздел II. Членение предложения на слова

Знакомство с предложениями.

Раздел III. Знакомство с буквами

Ознакомление со всеми согласными буквами русского алфавита (в процессе работы по звуковому анализу слов).

Раздел IV. Обучение чтению

Обучение словоизменению. Формирование слогового чтения и формирование слитного чтения.

ГОДОВОЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

занятия Тема занятия, задачи

1 Дать детям знание о словесном составе речи; познакомить с термином «слово»

Дать знание, что слов много; познакомить детей с линейностью и протяженностью слов.

Учить интонационному выделению в словах звука «ш»; учить называть слова со звуком «ш».

Воспитывать речевое внимание, фонематический слух.

занятия Тема занятия, задачи

3 Учить детей различать на слух твердые и мягкие согласные звуки

Учить произносить слова с интонационным выделением звуков «с» и «сь»

Воспитывать речевое внимание детей, фонематический слух

4 Учить детей различать на слух твердые и мягкие согласные звуки.

Воспитывать речевое внимание, фонематический слух.

Учить называть слова с заданным звуком.

5 Учить детей составлять предложения по «живой модели».

Закреплять умение различать на слух твердые и мягкие согласные звуки.

Дать знание о многозначности слов

Учить называть слова с заданным звуком.

6 Дать детям знание о первом звуке и слове.

Учить составлять предложения по «живой модели».

Воспитывать речевое внимание и фонематический слух.

7 Учить детей сравнивать слова по протяженности.

Воспитывать речевое внимание и фонематический слух.

Учить определять первый звук в словах.

Учить называть слова с заданным звуком.

8 Учить детей определять 1-й звук в слове.

Закреплять умение различать твердые и мягкие звуки.

Учить составлять предложения о действиях детей.

Учить называть слова с заданным звуком.

9 Закреплять умение определять и называть 1-й звук в слове.

Развивать речевое внимание и фонематический слух.

Дать детям знание, что слова звучат по-разному.

Учить называть слова с заданным звуком.

10 Учить различать на слух твердые и мягкие звуки

Воспитывать речевое внимание и фонематический слух.

Учить называть слова с заданным звуком.

занятия Тема занятия, задачи

— Изучение развития фонематического слуха и речевого внимания

— Закреплять представление детей о слове;

— закреплять умение интонационно выделять звук в слове, различать на слух твердые и мягкие согласные звуки

-Учить детей делить на слоги дву- и трехсложные слова, познакомить с термином «слог»;

— учить называть слова с заданным слогом;

— закреплять умение интонационно выделять звук в слове.

5 Предложение, слово, звук

— Учить составлять предложения из двух слов, называть первое, второе слово;

— учить называть слова с заданным звуком.

6-8 Схема звукового состава слова

9-12 Схема звукового состава слова

— Познакомить детей со схемой звукового состава слова, находить одинаковые звуки в словах;

— познакомить со словоразличительной ролью звука

13-14 Гласные звуки

-Дать понятие о гласных звуках;

— продолжать обучать детей называть слова с заданным звуком.

15-16 Гласные и согласные звуки

— Продолжать обучение звуковому анализу слова;

17-20 Твердые и мягкие согласные

— Закреплять умение проводить звуковой анализ слов;

— познакомить со словоразличительной ролью твердых и мягких согласных звуков.

21-24 Твердые и мягкие согласные

— Закреплять умение проводить звуковой анализ слов, различать гласные и согласные, твердые и мягкие согласные звуки

25-28 Словесное ударение

— Закреплять умение детей делить слова на слоги;

— учить вычленять в слове ударный слог;

— закреплять умение проводить звуковой анализ слов.

29-32 Ударный гласный звук

-продолжать учить детей проводить звуковой анализ слов, различать гласные, твердые и мягкие согласные звуки;

— учить вычленять словесное ударение, определять его место в слове;

— учить называть слова с заданным ударным гласным звуком.

33-35 Ударные и безударные звуки

-Продолжать учить детей проводить звуковой анализ слов, различать ударные, безударные, твердые и мягкие согласные звуки;

— закреплять знание о различительной роли звука.

— Изучение самостоятельного проведения детьми звукового анализа слов типа мишка, слива, замок, с использование фишек на столах.

— Вычленение ударного слога и ударного гласного звука.

— Умение составлять предложения из 2-3 слов, делить предложения на слова,называть их по порядку: первое, второе и т. д., переставлять, добавлять или заменять слова в предложении.

3-й год обучения

занятия Тема занятия, задачи

— Изучение развития фонематического слуха и речевого внимания

— Изучение самостоятельного проведения детьми звукового анализа слов типа мишка, слива, замок, с использование фишек на столах.

— Вычленение ударного слога и ударного гласного звука.

— Умение составлять предложения из 2-3 слов, делить предложения на слова,называть их по порядку: первое, второе и т. д., переставлять, добавлять или заменять слова в предложении.

2-3 Дифференциация гласных, твердых и мягких согласных звуков

— учить детей проводить звуковой анализ слов; дифференцировать гласные, твердые и мягкие согласные звуки; применять правила написания букв;

— закреплять умение определять место ударения в словах;

— учить составлять предложение из двух слов, называть 1-е и 2-е слово.

— Продолжать учить детей проводить звуковой анализ слов;

— познакомить с гласными буквами а, А;

— учить составлять предложения о действиях игрушки из двух слов.

— Познакомить с гласными буквами я, Я и правилами написания Я после мягких согласных звуков.

— Познакомить с гласными буквами о, 0.

— Познакомить с гласными буквами ё, Ё, что буква ё может обозначать звук «о».

— Познакомить с гласными буквами ё, Ё, что буква ё может обозначать два звука «йо».

— Познакомить с гласными буквами у, У.

— Познакомить с гласными буквами ю, Ю и правилами ее написания после мягких согласных звуков.

— Познакомить с гласными буквами ы.

— Познакомить с гласными буквами и, И;

— учить детей словоизменению.

— Познакомить с гласными буквами э, Э;

— учить детей словоизменению.

— Познакомить с гласными буквами е, Е;

— учить детей словоизменению.

— учить детей словоизменению.

18-22 Правила написания гласных букв

— Продолжать учить детей проводить звуковой анализ слов с применением правил написания гласных букв и определением ударного гласного звука;

— учить составлять слова из трех слов.

— Познакомить с буквой м, М, что она обозначает звуки «м» и «мь»

— учить детей читать слоги и слова с буквой м.

— Познакомить с буквой н, Н, что она обозначает звуки «н» и «нь»

— учить детей читать слоги и слова с буквой н.

— Познакомить с буквой р, Р, что она обозначает звуки «р» и «рь»

— учить детей читать слоги и слова с буквой р.

— Познакомить с буквой л, Л, что она обозначает звуки «л» и «ль»

— учить детей читать слоги и слова с буквой л.

— Познакомить с буквой г, Г, что она обозначает звуки «г» и «гь»

— учить детей читать слоги и слова с буквой г.

— Познакомить с буквой к, К, что она обозначает звуки «к» и «кь»

— учить детей читать слоги и слова с буквой к.

— Закреплять чтение слогов, слов и предложений с пройденными буквами;

— учить отвечать на вопросы по тексту;

— продолжать учить детей выкладывать предложение с применением известных грамматических и синтаксических правил.

— Познакомить с буквой с, С, что она обозначает звуки «с» и «сь»

— учить детей читать слоги и слова с буквой с.

— Познакомить с буквой з, 3, что она обозначает звуки «з» и «зь»

— учить детей читать слоги и слова с буквой з.

— Познакомить с буквой ш, с правилами написания сочетания ши

— учить детей пересказывать прочитанный рассказ.

— Познакомить с буквой ж, с правилами написания сочетания жи

— учить детей пересказывать прочитанный рассказ.

— Познакомить с буквой д, Д, что она обозначает звуки «д» и «дь»

— учить детей озаглавливать и пересказывать рассказ.

— Познакомить с буквой т, Т, что она обозначает звуки «т» и «ть»

— совершенствовать навык чтения.

— Познакомить с буквой ь;

— совершенствовать навык чтения.

— Познакомить с буквой ъ;

— совершенствовать навык чтения.

— Познакомить с буквой п, П, что она обозначает звуки «п» и «пь»

— совершенствовать навык чтения.

— Познакомить с буквой б, Б, что она обозначает звуки «б» и «бь»

— совершенствовать навык чтения.

— Познакомить с буквой в, В, что она обозначает звуки «в» и «вь»

— совершенствовать навык чтения.

— Познакомить с буквой ф, Ф, что она обозначает звуки «ф» и «фь»

— совершенствовать навык чтения.

— Совершенствовать навык чтения

— совершенствовать навык чтения;

— учить детей словообразованию.

— Познакомить с буквой ч, Ч, что звук «ч» всегда мягкий согласный;

— учить детей составлять цепочку слов, производя в одном слове только одну замену для получения нового слова.

— Познакомить с буквой щ, Щ, что звук «щ» всегда мягкий согласный, написание сочетаний ща, щу;

— совершенствовать навык чтения.

— Совершенствовать навык чтения

— Познакомить с буквой ц, Ц, что звук «ц» всегда твердый согласный;

— совершенствовать навык чтения.

— Познакомить с буквой х, X, что она обозначает звуки «х» и «хь»

— совершенствовать навык чтения.

49 Разделительная функция ь

— Совершенствовать навык чтения;

— познакомить детей с разделительной функцией буквы ь;

— учить детей составлять цепочку слов, производя в одном слове только одну замену для получения нового слова.

50 Разделительная функция ъ

— Совершенствовать навык чтения;

— познакомить детей с разделительной функцией буквы ъ;

— учить детей отгадывать слово, выложенное фишками.

— Совершенствовать навык чтения

— Совершенствовать навык чтения

— Совершенствовать навык чтения

ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ «ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ»

Занятия с детьми старшей группы проводятся 1 раз в неделю (всего 36 занятий) продолжительностью 20-25 мин.

Занятия с детьми подготовительной к школе группы проводится 2 раза в неделю (всего 68 занятий) продолжительностью 30 минут.

Для определения готовности детей к усвоению программы необходимо проводить мониторинг с учетом индивидуально типологических особенностей детей. Мониторинг позволяет определить уровень развития психических процессов, физических и интеллектуальных способностей, найти индивидуальный подход к каждому ребенку в ходе занятий, подбирать индивидуально для каждого ребенка уровень сложности заданий, опираясь на зону ближайшего развития.

Мониторинг проводится 2 раза в год.

Результаты к концу 1-го года обучения

(старшая группа)

Самостоятельно проводят звуковой анализ слов типа мишка, слива, замок, с использование фишек на столах. Вычленяют ударный слог и ударный гласный звук. Умеют составлять предложения из 2-3 слов. Дети делят предложения на слова,называют их по порядку: первое, второе и т. д., переставляют, добавляют или заменяют слова в предложении.

Результаты к концу 2-го года обучения

(подготовительная к школе группа)

Дети знают все буквы русского алфавита и правилами их написания, овладевают слоговым и слитным способами чтения, приучены грамотно выкладывать слова и предложения из букв разрезной азбуки.

2. Л. Е. Журова, Н. С. Варенцова, Н. В. Дурова, Л. Н. Невская Обучение дошкольников грамоте» Спецкурс., 1994г.

Программа дополнительного образования «Лепи, лепи тесто» (старшая, подготовительная к школе группа) 1. Целевой раздел 1.1. Пояснительная записка Образовательная программа ДОУ «Лепи, лепи тесто» разработана в соответ-ствии с федеральным.

цель кружка по обучению грамотеРабочая программа дополнительного образования кружка «Чудеса в решете» Автономная некоммерческая организация общеобразовательная организация «Прогимназия №14 «Журавушка» города Бугульмы (АНО ОО «Прогимназия.

Рабочая программа дополнительного образования «Магия красок эбру» Пояснительная записка. Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития эстетического восприятия. Все дети любят рисовать,.

Рабочая программа дополнительного образования по обучению дошкольников плаванию «Дельфинёнок» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 22 «Планета детства» (МАДОУ «Детский сад № 22 «Планета детства»).

Рабочая программа дополнительного образования по ОБЖ для младшей группы Цель программы: Воспитание у дошкольников ответственного отношения к личной и общественной безопасности и формирование у них опыта безопасной.

Рабочая программа дополнительного образования «Ребенок в мире LEGO» 1. Введение 2. Целевой раздел 1.1. Пояснительная записка 1.2. Планируемые результаты. Требованиям к знаниям и умениям воспитанников 1.3.

Рабочая программа дополнительного образования «Ребенок в мире LEGO» для детей 5–7 лет Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад № 24» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА дополнительного.

Рабочая программа кружка дополнительного образования в средней группе по аппликации «Кружочек — дружочек» Пояснительная записка Ребенок узнает мир с помощью манипуляций, то есть действий с различными предметами, которые позволяют ему узнать и.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *