цель обучения чтению с позиции а м кушнира
Учимся читать по методике А.М. Кушнира
Основные расхождения с методиками «раннего развития»
Подход к обучению чтению у Алексея Михайловича отличается и является довольно нестандартным. Он воспитывает Читателя, любящего книги.
Что делают другие методики? Они обучают навыку чтения: по буквам или слогам, не важно. При этом сама суть чтения, как увлекательного мира открытий, отходит на второй план, если вообще про нее не забывают. Во главу ставится правильное прочтение, а не осмысление прочитанного. В результате, к школе у детей возникает стойкая неприязнь к чтению и книгам.
Главное — осмыслить прочитанное
Алексей Михайлович считает, что знакомство с чтением должно быть полноценным. К возрасту 6-7 лет ребенок осознает — люди читают для того, чтобы узнать что-то новое и интересное. Это главное.
Предметом урока становится само чтение. Читают не по слогам, не отрывками, не адаптированными текстами. Здесь нет теоретических заданий и примитивных текстов, к которым дети не восприимчивы. Читают сразу высокохудожественные произведения в оригинале. Вначале это детская поэзия, в том числе книги Михалкова, Барто, Маршака, Чуковского. Со временем к списку литературы добавляются сказки, географические и исторические произведения, фольклор.
Ради чего это делается? Ради пробуждения души. Ведь если ребенок глубоко не переживет прочитанное, то это пройдет бесследно и не останется в его памяти.
Дети, обученные чтению с помощью методики Кушнира, к книгам неравнодушны: они умеют размышлять, анализировать, переживать.
Чтение вслух вредно
Читают не громко вслух и с выражением, нет — читают для себя. Декларирование вслух — это другая деятельность, которая наделяет чтение служебной функцией, не более того.
Чтение вслух вообще вредно. Ребенок старается выговорить слова, уделяет большое внимание интонации, и впоследствии, читая про себя, ребенок так или иначе будет концентрироваться именно на этих мелочах, что существенно ограничит скорость его чтения.
У чтения вслух есть и еще один минус. Озвучивание текста и его осмысливание — две независимые операции. Ученые провели эксперимент. Взрослых людей попросили громко прочитать газетные вырезки, а затем рассказать, что они поняли. Так вот, все участники с трудом могли воспроизвести то, что они прочитали секунду назад. Другую же группу попросили прочитать текст про себя. Участники из этой группы смогли пересказать текст без каких-либо трудностей.
Дети, учась читать вслух, зачастую вынуждены возвращаться к началу предложения — чтобы восстановить в памяти прочитанный текст и понять его. Это действие, заметно сокращающее скорость чтения и доведенное до автоматизма, становится своего рода вредной привычкой на всю жизнь. Поэтому дети, обучаемые по методике Кушнира, учатся следить движением глаз по строке, без возвращений к началу предложения.
Кому не рекомендована методика А.М. Кушнира:
Инструкция по обучению чтению
Первый этап: освоение азбуки
Для начала необходимо ребенка познакомить с буквами. Делается это с помощью обычных кубиков (не Зайцева). Показали кубик — назвали букву. На это отводится до десяти дней.
Игры, которыми вы занимаетесь с ребенком в эти десять дней, должны касаться букв. Можно привлекать также и дополнительный материал: магнитную азбуку, карточки — все, что угодно.
Второй этап: первые уроки чтения
Как только ребенок сможет собрать из кубиков слово, написанное ручкой, это означает, что он готов двигаться дальше.
Отбираем тексты для обучения. Тексты должны быть узнаваемыми ребенком, лаконичными и интересными.
Начинать учить ребенка чтению надо не ранее 5,5 лет. До этого времени читаем ребенку вслух. И даже, когда ребенок научится сам читать, мы продолжаем сеансы чтения вслух, вплоть до 16 лет.
По мнению Кушнира, попытки взрослых пораньше перекинуть функцию чтения на самого ребенка — ничто иное, как лень и эгоизм взрослых.
Итак, садимся читать. Кладем перед собой книгу. Читаем ребенку текст, проводя его пальчиком по строчкам синхронно чтению. Одного-двух уроков достаточно, чтобы ребенок освоил прием.
Следующий этап — малыш сам показывает пальчиком, где читать, и двигает пальчиком по мере движения по тексту.
Далее играем в «догонялки» с ребенком: читаем вперед и ждем, когда пальчик ребенка «догонит» нас.
Этап третий: наращивание темпа
Взрослый читает, а ребенок следит по тексту. В минуту взрослый произносит до 50-60 слов. Предлагаем ребенку к нам присоединиться и читать вместе, шепотом повторяя слова. Однако не следует настаивать. Малыш должен быть готов к этому заданию.
Как только мы убедимся, что ребенку следить за чтением взрослого не составляет труда, что это происходит быстро и естественно, ускоряем темп до 120 слов в минуту. Постепенно доводим до 150 слов в минуту.
Учтите, что малышу всегда должно быть немного сложно. Если он потерял нужное место в тексте, ненадолго вернитесь обратно по тексту, без комментариев.
Заключительный этап
Как только мы поймем, что ребенок читает про себя намного быстрее, чем мы читаем вслух, можно вас поздравить — он освоил навыки чтения.
При обучении следует избегать следующих ошибок:
Обучение английскому по методике А.М. Кушнира
Алексей Михайлович против обучения английскому языку «с пеленок». Раннее неестественное обучение иностранному языку может заблокировать интеллектуальные перспективы ребенка. Билингв не по своей воле он, по сути, окажется в ситуации конфликта двух языковых культур и не сможет нормально говорить ни на одном языке.
Родителям важно расставить приоритеты. Нужно определить: хотим ли мы, чтобы ребенок вошел в среду обслуживающего персонала и мог бы говорить «Чего изволите», или смог бы побеседовать с англичанином о погоде, политике и т.д.
Ведь если ребенок станет крупным специалистом, у него будет пять переводчиков, которые сами будут узнавать у босса: «Чего изволите?». Но речь даже не совсем об этом.
Смысл в том, что ребенка не стоит учить говорить, пока ему нечего сказать.
Алексей Михайлович рекомендует начинать учить английский не раньше пятого класса. За несколько месяцев изучения дети достигнут тех же результатов, что в начальной школе за три года, занимаясь по три урока в неделю.
Поберегите свое время и время детей.
«За» и «против» методики А.М. Кушнира
Плюсы методики:
Минусы методики:
После знакомства с методикой Кушнира напрашивается вопрос: «А стоит ли превращать жизнь дошколенка в сплошную подготовку к первому классу, лишая малыша детства?» А, может, забыть на время про методики раннего развития, которые неумолимо диктует время, другие родители, будущие педагоги, и пересмотреть взгляд на дошкольное образование в целом?
Фото: Борис Каулин. Текст: Даниленко Мария.
Цель обучения чтению с позиции а м кушнира
Подготовка + Начальная школа с учителем запись закреплена
Как воспитать ЧИТАТЕЛЯ
Методика обучения чтению. А.М. КУШНИР.
Малыш возьмет в руки букварь, кубики, азбуку, начнет заниматься. Пройдет год-два, и любой ребенок более или менее научится складывать буквы в слоги и слова.
Можно ли назвать этот навык чтением? С натяжкой! Ведь чтение – это увлекательный мир, полный приключений, переживаний, слез, веселья. Как привести ребенка в этот мир, минуя нудные учебные тексты и примитивные предложения? Как с первой буквы, с первого слова увлечь ребенка чтением?
Над этим вопросом задумался кандидат психологических наук, главный редактор журнала «Народное образование», директор НИИ школьных технологий, заместитель начальника управления школьных технологий Министерства образования РФ Алексей Михайлович Кушнир.
Так появилась методика воспитания Читателя. Дети, занимавшиеся по Кушниру, любят книги и умеют не только быстро читать их, но и размышлять, переживать, анализировать. А еще они очень грамотно пишут. Почему же традиционным методикам не удается добиться таких высоких результатов? В чем секрет Алексея Кушнира?
ЧЕТЫРЕ МИНУСА ТРАДИЦИОННЫХ МЕТОДИК, И КАК ИХ ПРЕОДОЛЕТЬ
Дети не любят читать
Вот малыша начали учить читать (не важно, как – по звукам, буквам или слогами). Цель многих, даже разных, методик одна – формирование навыка чтения, а собственно чтение является отсроченным и весьма отдаленным событием. Ребенку предлагается огромный объем подготовительных упражнений, его заставляют многократно прочитывать по слогам короткие и примитивные букварные тексты. О понимании, тем более переживании прочитанного и речи нет. Словом, он выполняет бездумную, механическую работу, смысла которой не понимает.
Период овладения приемлемой техникой чтения растягивается на годы. И каков же результат? Если, начиная читать, дети любят книгу (ведь они выросли на сказках, которые им читали родители), то к школе они чуть ли не ненавидят ее и чтение тоже.
В методике Кушнира цель принципиально другая: воспитание Читателя
Кушнир считает, что чтение должно войти в жизнь ребенка в полноценном виде, а не как его этапный суррогат. К шести-семи годам ребенок уже прекрасно знает: люди читают для того, чтобы узнать что-то новое и интересное. От этой установки и надо отталкиваться.
Содержанием и предметом урока чтения становится само чтение. Нет никаких тренировочных и адаптированных текстов. Читают сразу и исключительно высокохудожественные оригинальные произведения.
Вначале используется детская поэзия, которая ребенку хорошо знакома и понятна: Маршак, Чуковский, Михалков, Маяковский, Барто. Потом появляются сказки, фольклор, детская классика, исторические, географические, приключенческие произведения.
Цель такого обучения – потрясение души, ее пробуждение. И эта цель восходит к истокам народной педагогики и религиозного воспитания. Если ребенок не переживает глубоко, если он, как логическая машина, что-то усвоил, но сердцем и душой не откликнулся, то для нас это потерянное время.
Пишут безграмотно
Сложность русского языка заключается в том, что нет однозначного соответствия между звучанием и написанием слов. Говорим «карова», но пишем-то «корова». Нужно запомнить написания всех слов, которые нельзя проверить. Казалось бы, для малыша, возможности памяти которого просто безграничны, это не такая уж и сложная задача. Но тут в дело освоения грамотности вмешивается методика обучения чтению.
Современные, принятые в школе программы основаны на фонематическом методе и обучают сначала звуковому анализу речи, определению звукового состава слова. Только после этого детей знакомят с буквами и показывают, как переводить звук в буквенную запись. Очевидно, что малыш будет писать то, что он слышит. А слышать его научили очень хорошо.
Современные дети в течение двух-трех лет до поступления в школу выполняют разнообразные упражнения, чтобы научиться выделять фонемы и анализировать звуковой состав слова. Утверждение, что фонематический слух абсолютно необходим при обучении чтению и грамотному письму, никто не подвергает сомнению. Считается, что даже буквы можно успешно усвоить только в том случае, если ребенок имеет четкий слуховой и артикуляционный образ звука и умеет выделять звуки из речи.
Учебные программы начальной школы во времена наших мам и бабушек были построены на ином принципе – зрительном. Детей сначала знакомили с буквами и правилами, по которым из них складываются слова. Малыши сразу привыкали писать так, как видели, а не так, как слышали. Чтению учили так же наглядно, посредством составления из букв слогов и слов, и далее составлению из слов предложений. В результате в экзаменационном сочинении на десять страниц текста было не более двух-четырех ошибок.
Обходятся без звукового обучения в школах для глухонемых детей. У них вообще нет никакого слуха, не только фонематического, тем не менее большинство таких деток пишут грамотно. Работают они по учебникам общеобразовательных школ, читают и вполне понимают, что в них написано. Естественно, глухонемых детей учат зрительным, буквенным методом и достигают с его помощью высоких положительных результатов.
Кушнир предлагает отставить сложные упражнения на развитие слуха и начать обучение сразу с чтения слов и текстов, без всякой разбивки на звуки.
Это не только обеспечит грамотность, но и сделает процесс овладения чтением более простым. Попробуйте объяснить, что такое звук или буква. А слово? Что проще? Конечно, слово! Ребенок владеет словом, но не владеет буквой и звуком. Нормально, природосообразно, просто – двигаться от слова к букве.
Читают медленно
Как начинают учить читать малыша? Вслух. Его учат правильно ВЫГОВАРИВАТЬ буквы, читать ГРОМКО и с ВЫРАЖЕНИЕМ. Но Кушнир уверен, что ТАКОЕ чтение написанного текста – это не чтение, а иная отдельная деятельность, в которой чтение исполняет служебную роль, это дополнительная сложность, а вовсе не тренировка навыка чтения. Громкое выразительное чтение ограничивает его скорость.
Читают и не понимают
У декламации вслух есть и еще один минус.
Озвучивание и осмысливание текста – две независимые операции, которые не слиты даже у бегло читающего взрослого человека. Был проведен такой эксперимент: взрослым людям предлагали громко, выразительно читать газетные статьи или научные доклады, а потом просили изложить суть того, что они прочли. Все испытывали серьезные затруднения, пытаясь передать смысл. Если же текст читали про себя, то никаких затруднений не возникало. Очевидно, что дети поймут еще меньше, чем взрослые. В итоге нередко школьники умеют бегло озвучивать тексты, но абсолютно не понимают, что они читают.
Что делает малыш, если нужно понять текст? Кушнир доказал, что на начальном этапе обучения ребенок возвращается к началу слова, пытаясь прочесть его и понять. В результате формируется еще один стереотип: обратное движение глаз – РЕГРЕССИЯ, действующая всю жизнь и сокращающая полезное время чтения. По методу Кушнира дети учатся следить движением глаз по строке, без возвращений к началу слова.
ГОТОВИМСЯ К ЗАНЯТИЯМ
Кто учитель
Кушнир не советует родителям учить детей читать. Чтение – очень важный и ответственный навык. Если научить неправильно, то можно навсегда отвратить ребенка от чтения, закрыть доступ к информации. Так что неуверенному в своих силах родителю лучше за эту задачу не браться, а довериться специалистам. У мам и пап другая задача – уверен Кушнир – сделать ребенка увлеченным, преданным книге читателем. Путь к этому один – читать ребенкУ книги вслух. И делать это нужно до 16-17 лет. Необходимо создать дома традицию семейного чтения. И тогда ребенок не бросит чтение.
Когда начинать
Начинать учить чтению надо не раньше пяти с половиной лет. А до этого возраста нужно подготовить малыша к встрече с книгой.
Во-первых, мы воспитываем «Читателя, влюбленного в книгу». То есть просто читаем ребенку вслух. Все попытки пораньше сбагрить с рук «читателя», на которого уже не надо тратить время, – это лень и эгоизм взрослых, считает Кушнир. Читать вслух детям надо обязательно.
Во-вторых, мы осваиваем буквы. Просто запоминаем, как они выглядят, с помощью любых кубиков (не Зайцева, а обычных). Делают это дети легко и быстро. Если ребенок способен верно собрать из кубиков слово по образцу, написанному авторучкой, или с небольшими ошибками, но по слуху, это значит, он готов осваивать чтение. А значит, ищите книжку и приступайте к занятиям.
Возможные ошибки родителей
1. Не читайте несколько раз одну и ту же книгу. Нужно заранее подобрать много интересных текстов.
2. Не читайте с ребенком вслух, лучше по очереди.
3. Не оставляйте малыша один на один с книгой. У ребенка должен быть звуковой ориентир (то есть вместе с ним должен читать родитель, учитель).
4. Не обсуждайте прочитанное при посторонних. Ваши дети готовы делиться своими мыслями с вами, а не с кем-то еще.
5. Не стремитесь одновременно научить читать и писать, как это предполагается в некоторых методиках. Кушнир считает, что учить писать человека, который не умеет читать, чаще всего бессмысленно. Первый шаг к письму – это развитие способности читать рукописный текст.
6. Не нужно перегружать занятие разнообразными упражнениями и сменой видов деятельности. Так принято делать в традиционных методиках обучения, чтобы малыш не заскучал. У вас же есть увлекательный текст, который заменит все уловки и ухищрения.
Дочтение: осваиваем алфавит
Хотя методика Кушнира и учит читать сразу целыми словами, но без знания букв, понятно, ребенок не зачитает, ведь ему придется выучить, как выглядят все слова, словно они написаны иероглифами. Поэтому предварительно нужно выучить буквы. Делается это, как уже упоминалось выше, с помощью кубиков. Но и тут есть свои особенности.
Традиционная методика требует от ребенка немедленно озвучивать письменный знак: увидел букву – назвал звук. В варианте Кушнира вы показываете букву и сами же называете ее, провоцируя тем самым у ребенка непроизвольно речемоторный акт, или, говоря проще, в его сознании звук належится на букву.
Этот этап обычно не занимает более десяти дней. Весь буквенный материал предъявляется детям сразу. Чтобы заинтересовать малыша, можно использовать любые игры и ухищрения, не только кубики, но и карточки, магнитные азбуки, игры с буквами, узнавание букв, нахождение звуков в названиях предметов, конструирование слов из букв, вырезание букв из старых газет и журналов, аппликации, вылепливание слов из пластилина, «печатание» и др.
Что бы вы не делали с ребенком в течение этих десяти дней: гуляли, рисовали, играли, лепили – все занятия должны касаться букв. Накопление операций со звуками и буквами должно достичь критической массы, когда процессы словоизображения перестают быть какой-либо тайной.
Способность расшифровать и понять написанное слово должна сама собой всплыть на поверхность.
Первый этап: читает мама
Буквенная лавина обрушилась на малыша, и вот вы видите, что он уже способен относительно верно «собрать» предложенное слово из кубиков на слух, без письменного образца. Значит, пришла пора перейти к чтению.
Отбираем художественные тексты, лаконичные и яркие, хорошо понимаемые и узнаваемые ребенком. Детская поэзия – лучший материал для этого периода. Многие стишки дети и так знают наизусть.
Обратите внимание!
На первых порах появление в книжке знакомых героев вызовет оживление и радость у детей. Ребенок только начал читать, для него это чуждое, новое, неизвестное занятие. Стремление сделать его понятным и «домашним» пока преобладает над желанием узнать что-то новое. Поэтому-то вы и берете знакомые тексты. А в дальнейшем будете использовать каждый раз только новый материал.
Читаемую книгу кладем перед малышом. Садимся рядом. Начинаем читать текст, сопровождая собственное чтение движением руки или указки по строке по принципу караоке. Следим, чтобы ребенок тоже следовал по строке глазами. Затем взрослый читает, но показывает то, что читает, пальчиком ребенка, двигая его руку по тексту. (см. документ)
1. Начав заниматься, нельзя прекращать занятия ни на один день. Пропустите пару дней, и вам придется все начинать сначала, ребенок просто забудет все, что освоил.
2. Вашего малыша ожидают трудности в школе. Дети читают бегло, понимают, пишут грамотно, но не умеют делать фонематический анализ. Возникает, конечно, вопрос: зачем им фонематический анализ, если они и так хорошо читают и пишут? Но не нам с вами менять школьную программу.
3. Отдав ребенка в обычную школу, вы рискуете растерять добытые навыки. Ведь по программе он все равно будет вынужден делать упражнения на развитие фонематического слуха, и может случиться так, что слуховой образ слова начнет вытеснять его зрительный образ, и письмо станет менее грамотным.
Кому не стоит заниматься по Кушниру
Слишком подвижный, неусидчивый ребенок тоже с трудом сможет высидеть рядом с мамой, даже если читать суперинтересный текст. Вам придется учиться по чуть-чуть, урывками. Результата в таком случае можно ждать очень долго.
Чересчур занятые родители, которые не могут с уверенностью сказать, что каждый день они готовы посвятить обучению хотя бы полчаса, тоже рискуют потерпеть фиаско.
Воспитываем ребенка, любящего книги. «Позднее» развитие по методике А.М. Кушнира
Все повально увлечены раннем развитием детей. И, как минимум, уже на этом фоне методика Алексея Михайловича Кушнира выделяется. Развитие ребенка по его методике можно, скорее, отнести к позднему развитию.
Алексей Михайлович — директор НИИ школьных технологий, кандидат психологических наук, главный редактор журнала «Народное образование», а, помимо всего прочего, еще и отец семерых детей.
Согласитесь, один этот список достижений говорит в пользу того, что к методике следует присмотреться. Суть ее заключается в естественном развитии: не забегании вперед и навязывании стандартов, а воспитанию и обучению ребенка согласно его физиологической и психологической готовностям.
Методика А.М. Кушнира дает потрясающие результаты. Дети в пять раз делают меньше ошибок в работах по русскому языку, чем в обычной школе. Скорость чтения – в два-три раза выше нормы. Английский язык, который начинают учить с пятого класса, выпускники знают на уровне лингвистических гимназий.
Свою методику Кушнир разработал еще в далеком 1983 году. Сегодня по ней занимаются в более 200 школах по всей стране.
Учимся читать по методике А.М. Кушнира
Основные расхождения с методиками «раннего развития»
Подход к обучению чтению у Алексея Михайловича отличается и является довольно нестандартным. Он воспитывает Читателя, любящего книги.
Что делают другие методики? Они обучают навыку чтения: по буквам или слогам, не важно. При этом сама суть чтения, как увлекательного мира открытий, отходит на второй план, если вообще про нее не забывают. Во главу ставится правильное прочтение, а не осмысление прочитанного. В результате, к школе у детей возникает стойкая неприязнь к чтению и книгам.
Главное — осмыслить прочитанное
Алексей Михайлович считает, что знакомство с чтением должно быть полноценным. К возрасту 6-7 лет ребенок осознает — люди читают для того, чтобы узнать что-то новое и интересное. Это главное.
Предметом урока становится само чтение. Читают не по слогам, не отрывками, не адаптированными текстами. Здесь нет теоретических заданий и примитивных текстов, к которым дети не восприимчивы. Читают сразу высокохудожественные произведения в оригинале. Вначале это детская поэзия, в том числе книги Михалкова, Барто, Маршака, Чуковского. Со временем к списку литературы добавляются сказки, географические и исторические произведения, фольклор.
Ради чего это делается? Ради пробуждения души. Ведь если ребенок глубоко не переживет прочитанное, то это пройдет бесследно и не останется в его памяти.
Дети, обученные чтению с помощью методики Кушнира, к книгам неравнодушны: они умеют размышлять, анализировать, переживать.
Чтение вслух вредно
Читают не громко вслух и с выражением, нет — читают для себя. Декларирование вслух — это другая деятельность, которая наделяет чтение служебной функцией, не более того.
Чтение вслух вообще вредно. Ребенок старается выговорить слова, уделяет большое внимание интонации, и впоследствии, читая про себя, ребенок так или иначе будет концентрироваться именно на этих мелочах, что существенно ограничит скорость его чтения.
У чтения вслух есть и еще один минус. Озвучивание текста и его осмысливание — две независимые операции. Ученые провели эксперимент. Взрослых людей попросили громко прочитать газетные вырезки, а затем рассказать, что они поняли. Так вот, все участники с трудом могли воспроизвести то, что они прочитали секунду назад. Другую же группу попросили прочитать текст про себя. Участники из этой группы смогли пересказать текст без каких-либо трудностей.
Дети, учась читать вслух, зачастую вынуждены возвращаться к началу предложения — чтобы восстановить в памяти прочитанный текст и понять его. Это действие, заметно сокращающее скорость чтения и доведенное до автоматизма, становится своего рода вредной привычкой на всю жизнь. Поэтому дети, обучаемые по методике Кушнира, учатся следить движением глаз по строке, без возвращений к началу предложения.
Кому не рекомендована методика А.М. Кушнира:
Инструкция по обучению чтению
Первый этап: освоение азбуки
Для начала необходимо ребенка познакомить с буквами. Делается это с помощью обычных кубиков (не Зайцева). Показали кубик — назвали букву. На это отводится до десяти дней.
Игры, которыми вы занимаетесь с ребенком в эти десять дней, должны касаться букв. Можно привлекать также и дополнительный материал: магнитную азбуку, карточки — все, что угодно.
Второй этап: первые уроки чтения
Как только ребенок сможет собрать из кубиков слово, написанное ручкой, это означает, что он готов двигаться дальше.
Отбираем тексты для обучения. Тексты должны быть узнаваемыми ребенком, лаконичными и интересными.
Начинать учить ребенка чтению надо не ранее 5,5 лет. До этого времени читаем ребенку вслух. И даже, когда ребенок научится сам читать, мы продолжаем сеансы чтения вслух, вплоть до 16 лет.
По мнению Кушнира, попытки взрослых пораньше перекинуть функцию чтения на самого ребенка — ничто иное, как лень и эгоизм взрослых.
Итак, садимся читать. Кладем перед собой книгу. Читаем ребенку текст, проводя его пальчиком по строчкам синхронно чтению. Одного-двух уроков достаточно, чтобы ребенок освоил прием.
Следующий этап — малыш сам показывает пальчиком, где читать, и двигает пальчиком по мере движения по тексту.
Далее играем в «догонялки» с ребенком: читаем вперед и ждем, когда пальчик ребенка «догонит» нас.
Этап третий: наращивание темпа
Взрослый читает, а ребенок следит по тексту. В минуту взрослый произносит до 50-60 слов. Предлагаем ребенку к нам присоединиться и читать вместе, шепотом повторяя слова. Однако не следует настаивать. Малыш должен быть готов к этому заданию.
Как только мы убедимся, что ребенку следить за чтением взрослого не составляет труда, что это происходит быстро и естественно, ускоряем темп до 120 слов в минуту. Постепенно доводим до 150 слов в минуту.
Учтите, что малышу всегда должно быть немного сложно. Если он потерял нужное место в тексте, ненадолго вернитесь обратно по тексту, без комментариев.
Заключительный этап
Как только мы поймем, что ребенок читает про себя намного быстрее, чем мы читаем вслух, можно вас поздравить — он освоил навыки чтения.
При обучении следует избегать следующих ошибок:
Обучение английскому по методике А.М. Кушнира
Алексей Михайлович против обучения английскому языку «с пеленок». Раннее неестественное обучение иностранному языку может заблокировать интеллектуальные перспективы ребенка. Билингв не по своей воле он, по сути, окажется в ситуации конфликта двух языковых культур и не сможет нормально говорить ни на одном языке.
Родителям важно расставить приоритеты. Нужно определить: хотим ли мы, чтобы ребенок вошел в среду обслуживающего персонала и мог бы говорить «Чего изволите», или смог бы побеседовать с англичанином о погоде, политике и т.д.
Ведь если ребенок станет крупным специалистом, у него будет пять переводчиков, которые сами будут узнавать у босса: «Чего изволите?». Но речь даже не совсем об этом.
Смысл в том, что ребенка не стоит учить говорить, пока ему нечего сказать.
Алексей Михайлович рекомендует начинать учить английский не раньше пятого класса. За несколько месяцев изучения дети достигнут тех же результатов, что в начальной школе за три года, занимаясь по три урока в неделю.
Поберегите свое время и время детей.
«За» и «против» методики А.М. Кушнира
Плюсы методики:
Минусы методики:
После знакомства с методикой Кушнира напрашивается вопрос: «А стоит ли превращать жизнь дошколенка в сплошную подготовку к первому классу, лишая малыша детства?» А, может, забыть на время про методики раннего развития, которые неумолимо диктует время, другие родители, будущие педагоги, и пересмотреть взгляд на дошкольное образование в целом?
Фото: Борис Каулин. Текст: Даниленко Мария.