цель обучения пространственной ориентировке детей с нарушенным зрением
Развитие ориентировки в пространстве у детей с нарушенным зрением
Ахметшина Илюса
Развитие ориентировки в пространстве у детей с нарушенным зрением
Пространственная ориентировка это особый вид восприятия, который обеспечивается единством работы зрительного, слухового, кинестетического анализаторов.
Ориентировка в пространстве – одна из актуальных и труднейших проблем, входящих в сферу социальной адаптации детей с нарушением зрения. Дети с нарушением зрения характеризуются своеобразием развития психических и физических процессов, что проявляется в недостаточной двигательной активности, особенностях развития двигательной сферы. В свою очередь это вызывает у них трудности пространственной ориентировки.
Основные причины трудностей при освоении окружающего пространства детьми с нарушением зрения:
Для дошкольников с нарушением зрения характерны недостатки развития движений и малая двигательная активность; у них значительно хуже развиты пространственные представления, словесные обозначения пространственных отношений. Нарушение глазодвигательных функций вызывают ошибки определения детьми формы, величины, отдаленности, пространственного расположения предметов.
Обучение ориентировки в пространстве включает четыре этапа.
Каждый этап представляет серию усложняющихся заданий.
Наиболее успешное освоение детьми ориентировки в окружающем пространстве реализуется в дидактических играх и упражнениях.
Игровые приемы, направленные на развитие ориентировки в окружающем пространстве
Игры со звуковыми ориентирами
«С какой стороны звук?»
Взрослый предлагает ребёнку определить на слух и показать рукой в ту сторону, откуда слышен звук знакомой игрушки (предмета, голос, назвать направление.
«Расскажи, что слышишь вокруг себя; назови с какой стороны»
В этой игре ребёнок должен сам различить разные звуки улицы, окружающей среды на слух и назвать предметы (объекты, которые их издают, указать направление источника звука.
Эту игру лучше проводить в знакомой для ребёнка местности. Ребёнок закрывает глаза, взрослый отходит на небольшое расстояние и просит ребёнка идти на звук его голоса (хлопков, колокольчика).
Игры по словесной инструкции
Взрослый называет разные предметы, которые находятся внизу и вверху, чередуя их. Ребёнок должен при названии предмета показывать пальцем руки вверх, если предмет вверху, вниз, если предмет внизу. Например: пол, небо, земля, трава, потолок, люстра, крыша, птицы, дорога, камни, ручей, облака, яма, солнце, песок, горы, море, ботинки, голова, колено, шея.
Цель: учить понимать пространственные отношения в группе реальных предметов, словесно обозначить местоположение предметов на полках.
Ход игры: Ребенок, выступая в роли продавца, на нескольких полках расставляет игрушки и говорит, где и что находится.
«Что находится справа (слева) от меня?»
Цель: развитие умения определять направления относительно своего тела,
Ход игры: ребенка просят, не поворачиваясь, перечислить то, что находится справа (слева) от него. После этого, ребенка поворачивают и задают вопрос: «Что теперь справа (слева) от тебя?
Цель: развитие ориентировки в окружающем пространстве, понимание координат пространства.
Ход игры: ребенок изображает робота, точно и правильно выполняющего команды человека: «Один шаг вперед, два шага направо, прыжок вверх, три шага налево, вниз (присесть) и т. д.»
«Спрячем игрушку (шишку, осенний листочек)»
Всем знакомую игру можно дополнить инструкциями по указанию направления движения поиска игрушки. При знакомстве с игрой инструкцию ребёнку дают поэтапно, затем можно усложнять игру: сразу сообщать направление и изменение движения. Например: «Сделай два шага вперёд, три шага вправо и ещё два шага вперёд» и т. п.
Цель: определение положение предметов относительно других предметов.
Оборудование: Игрушки зверей, игрушечный фотоаппарат.
Наблюдая за движением транспорта на улице, попросить ребёнка определить в какую сторону едет автобус, легковая машина, маршрутное такси и т. д.
Игры с использование схем
«Найди спрятанную игрушку по схеме»
Цель: закреплять умение соотносить схемы с реальным пространством, отмечать на схеме места расположения предметов в реальном пространстве и словесно обозначать его.
Ребёнку предлагают найти в комнате заданную игрушку, а затем отметить на схеме и ответить на вопрос, где эта игрушка была найдена.
Игра «Где спрятан клад?»
Цель: развивать пространственно ориентировочные реакции.
Оборудование: можно использовать всевозможные «преграды»: стулья, пуфики, кубики и т. д. Карта с планом пути. Сюрприз.
Примерное описание «карты»: встаньте в указанное на карте место – старт. Сделайте три шага вперёд и сверните вправо, обойдите «гору» с левой стороны. Повернитесь направо и «переплывите» реку. Идите вперед четыре шага. Затем повернитесь налево и сделайте один шаг. Вперёд сделайте два шага … и т. п. Игра заканчивается после того, как найден ребенком клад-сюрприз.
Игровые приемы, направленные на развитие ориентировки на листе бумаги.
Например, можно попросить детей нарисовать в верхнем левом углу листа солнышко, в верхнем правом углу — тучку, в нижнем правом углу — елочку, в нижнем левом углу — будку, справа от будки — косточку. После этого в центре листа дети могут нарисовать собачку и раскрасить картинку.
Детям раздаются листы бумаги – это ковер. Нам нужно его украсить. У каждого ребёнка набор геометрических фигур – круг, треугольник, квадрат и др. Попросить детей расположить в верхнем левом углу листа круг, в верхнем правом углу — треугольник, в нижнем правом углу — квадрат, в нижнем левом углу — прямоугольник. После этого в центре листа дети могут расположить овал. Игру можно усложнить, добавив к геометрическим фигурам такие же, но другого цвета. Детям нужно будет из множества фигур выбрать заданную.
Игровая ситуация, создаваемая во время проведения игр, их варьирование, использование разнообразных игровых и дидактических материалов, поможет вызвать у ребенка интерес к заданиям, сохранить его в процессе всей игры. В свою очередь это будет способствовать быстрому усвоению ребенком навыков ориентировки в пространстве, что положительно скажется на качестве и быстроте реализации игровых заданий.
Дидактические игры и пособия для детей с ослабленным зрением 1. Дидактическая игра «Чья тень» Цель: Развитие логики, мышления и зрительной памяти. Дидактический материал: Карточки с изображением различных.
Игры для развития ориентировки на величину у детей раннего возраста 1. «БРОСЬ ШАРИК» Цель: вызывать интерес к действиям с предметами окружающего мира, к овладению выявлением их свойств практическим способом,.
Конспект НОД в подготовительной группе «Раз глазок, два глазок, следи за зрением дружок» «Раз глазок, два глазок, следи за зрением дружок»(подготовительная группа) Задачи 1. Актуализировать и закрепить знания, умения и навыки.
Проект «Моя семья» с детьми старшей группы с нарушенным слухом. Проект «Моя семья» Актуальность выбранной темы: Любая педагогическая система не существует без семьи. В воспитании сегодняшнего ребёнка.
Проект «Народная культура как средство обучения ориентировки во времени у детей 5–6 лет» Вид проекта: познавательно-экологический. Реализация: Сентябрь – май Цель проекта: создать необходимые условия и систему эффективной работы.
Развитие и социализация детей с ОВЗ и детей-инвалидов в образовательном пространстве дошкольных организаций В рамках реализации ФГОС дошкольного образования по инклюзивному воспитанию 20 октября 2017 г. прошел городской проектно-аналитический семинар.
Развитие ориентировки в пространстве у детей дошкольного возраста с помощью игр. Доклад на общем родительском собрании. Авторы: Егорова И. В., Рудченко Е. М. Слайд 1 Умение ориентироваться в пространстве – один из необходимых компонентов общего развития ребенка,.
Развитие ориентировки в пространстве у сташих дошкольников ДОШКОЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА Радченко Оксана Викторовна воспитатель МБДОУ «Д/С №251» г. Ростов-на-Дону,Ростовская область РАЗВИТИЕ ОРИЕНТИРОВКИ.
Консультация «ФГОС дошкольного образования: развитие ребенка в пространстве игры» Статья «ФГОС ДО: развитие ребенка в пространстве игры» Игра – самое любимое и главное занятие каждого ребенка. Данный вид деятельности.
Педагогическая копилка «Формирование умений ориентироваться в пространстве у детей дошкольного возраста с нарушением зрения»
Цель: повысить уровень компетентности педагогов по вопросу особенностей пространственной ориентировки у детей с нарушением зрения. Раскрыть суть коррекционной работы по формированию умений ориентироваться в пространстве как компенсирующего воздействия на ребенка в условиях детского сада.
Нарушение зрения, возникающее в раннем детстве, отрицательно влияет на процесс формирования пространственной ориентировки у детей.
Для дошкольников с нарушением зрения характерны недостатки развития движений и малая двигательная активность. У них, по сравнению с нормально видящими сверстниками, значительно хуже развиты пространственные представления, возможности практической микро и макро-ориентировки, словесные обозначения пространственных отношений. Нарушение глазодвигательных функций вызывает ошибки выделения детьми формы, величины, пространственного расположения предметов.
Ориентировка в пространстве требует специального обучения детей активному использованию нарушенного зрения и всех сохранных анализаторов (слуха, обоняния). Только в этом случае возможно создание у детей целостного обобщенного образа осваиваемого пространства.
Ориентировка в пространстве – одна из актуальных и труднейших проблем, входящих в сферу социальной адаптации детей с нарушением зрения. Успешности интеграции человека с зрительной патологией во многом зависит от его способности самостоятельно ориентироваться в быту, на улицах населенного пункта, в общественных местах.
Недостатки в развитии пространственной ориентировки, имеющиеся у детей с нарушением зрения, ограничивают в дальнейшем их самостоятельность и активность во всех сферах деятельности. Многочисленные исследования показали, что дети с нарушениями зрения спонтанно, самостоятельно не могут овладеть навыками пространственного ориентирования, а нуждаются в систематическом целенаправленном обучении.
Дети с нарушением зрения характеризуются своеобразием развития психических и физических процессов, что проявляется в недостаточной двигательной активности, особенностях развития двигательной сферы. В свою очередь, это вызывает у них трудности пространственной ориентировки.
Различная степень тяжести зрительной патологии у детей вносит своеобразие в развитие их пространственной ориентировки.
Основные причины трудностей
пространственной ориентировки у детей с нарушением зрения
(слабовидящие дети, дети с косоглазием и амблиопией).
Что характерно для каждой из названных категорий детей:
1. Переоценка детьми своих зрительных возможностей, опора при ориентировке на неточное зрительное восприятие.
2. Искажение восприятия предметов и их расположения в пространстве в связи с низкой остротой зрения и нарушением других зрительных функций.
3. Искажение восприятия глубины пространства, удаленности предметов, расстояния между ними в связи с нарушениями бинокулярного зрения.
4. Неумение пользоваться нарушенным зрением при ориентировке.
Общие для всех категорий детей с нарушением зрения причины:
1. Недостаточный запас предметных и пространственных представлений.
2. Сложность анализа и синтеза получаемой через сохранные анализаторы информации об окружающем пространстве.
3. Непрочная связь между восприятием пространственных признаков и отношений и их словесными обозначениями.
4. Нарушение микро и макрокоординации движений.
Несмотря на то, что каждой из названных категорий детей с зрительной патологией присущи свои специфические трудности освоения пространства, есть общие моменты, на которые можно опираться при обучении детей.
При обучении ориентировке в пространстве прежде всего необходимо поставить понятные и доступные выполнению детьми задачи, а также обеспечить безопасность детей при передвижении в пространстве и действий в нем. Нужно научить детей сравнивать окружающие предметы по сходству и различию признаков, выделять с помощью зрения заданные объекты среди нескольких других.
У детей с косоглазием и амблиопией большое значение приобретает развитие стереоскопического зрения. В этом смысле весьма эффективны игры, требующие оценки детьми глубины пространства, удаленности предметов и объектов и расстояния между ними. Например, такие, как теннис, бадминтон, баскетбол. Достаточно высокая острота зрения у детей данной категории позволяет им участвовать в этих играх. Слабовидящим детям полезны игры, в которых они должны определять удаленность объектов в пространстве относительно себя и других объектов, расстояние между ними. Но так как у этих детей низкая острота зрения, то им доступнее настольные игры «Бильярд», «Футбол», «Волейбол, «Хоккей», «Баскетбол», «Кольцеброс». С целью закрепления бинокулярного зрения и развития стереоскопического полезно также проводить игры с крупным строительным материалом, разными конструкторами.
Работа по обучению пространственному ориентированию детей с нарушением зрения осуществляется с использованием всей сенсорики детей: нарушенного зрения и сохранных анализаторов. Необходимо обучение использованию в практической ориентировке информации об окружающем, получаемой с помощью всех анализаторов. Детей следует учить осмысливать свои восприятия, соотносить их с объектами, расположенными в окружающем пространстве. В этом помогут направляющие вопросы и инструкции: «Расскажи, что ты сейчас слышишь», «Какой предмет издает этот звук?», «С какой стороны от тебя этот звук?», «Найди предмет, который звучал, среди других».
Научив детей узнавать окружающие предметы и объекты с использованием нарушенного зрения и сохранных анализаторов, следует упражнять их в определении и сравнении конкретных пространственных признаков и отношений. Это могут быть дидактические игры и упражнения на определение формы, величины предметов, их местоположения в пространствеотносительно ребенка и друг друга: «Найди такую же игрушку (по величине, форме)», «Найди одинаковые фигуры (круги, квадраты)», «Узнай игрушку на ощупь», «Узнай геометрическую фигуру на ощупь», «Что от тебя справа, слева, впереди, вверху?», «Найди предметы названной формы», «Составь узор из геометрических фигур», «Встань так, чтобы слева от тебя был стол».
Значимость этой работы обусловлена тем, что обучение ориентированию в пространстве основывается на накоплении детьми чувственного опыта, действий с окружающими предметами, на практическом выделении детьми пространственных признаков и пространственных отношений между предметами. В обучении детей с зрительной патологией это особенно актуально, так как их запас представлений об окружающем значительно беднее, чем у нормально видящих детей.
Для создания у детей представлений о пространственных отношениях необходимо учить располагать предметы в заданном порядке в микро и макро-пространстве. Например,задания: «Поставь стул слева от стола», «Поставь стул справа от себя». Для того, чтобы дети поняли относительность воспринимаемых пространственных отношений, надо использовать прием поворота на 90 и 180 градусов. Надо объяснить, что словесное обозначение расположения объектов в пространстве связано с местоположением самого ребенка, т. к. при повороте изменяется пространственное положение предмета относительно него.
Знакомство с приемами обследования замкнутого пространства – важная часть работы по обучению ориентированию в пространстве. Первичное обследование любого помещения надо начинать с определенной исходной точки отсчета – от двери и слева направо. Для закрепления приобретенных навыков ориентировки в ограниченном замкнутом пространстве проводят следующие упражнения «Поставь предмет в указанное место», «Расставь предметы, как скажу», «Что изменилось вокруг тебя?».
Ребенок с нарушением зрения должен получить возможность всестороннего проявления его личности не только в учебном процессе, но и обрести тот уровень социальной компетентности, при которой он сможет самостоятельно удовлетворять свои потребности, решать свои социальные проблемы, быть независимым в самообслуживании, адекватно оценивать себя, окружающих людей и равноправно взаимодействовать с ними.
Развитие ориентировки в пространстве у старших дошкольников с нарушением зрения средствами коррекционной ритмики Человеку для успешной деятельности, для адаптации в обществе необходимо умение ориентироваться в пространстве. Формирование ориентировки.
Игры с лупой для детей с нарушением зрения Игры с лупой для детей с нарушением зрения. Увеличительное стекло лупы позволяет компенсировать зрительные возможности детей с патологией.
Консультация для родителей «Помоги ребенку ориентироваться в пространстве» По сравнению с нормально видящими детьми детям с нарушениями зрения труднее ориентироваться в пространстве. Что бы помочь детям подготовиться.
Консультация «Формирование зрительно-пространственной ориентировки у детей с нарушением зрения» Проблема зрительно-пространственной ориентации актуальна для всех детей с отклонениями в развитии, но особенно актуальна для слабовидящих.
Коррекционное занятие в старшей группе для детей с нарушением зрения по ориентировке в пространстве на тему «Транспорт» Тема: ТРАНСПОРТ Задачи: 1. Учить пользоваться условными мерками при оценке удаленности объекта. 2. Формировать нестереоскопические способы.
Взаимодействие с родителями, имеющими ребенка с нарушением зрения. «Имитация нарушенного зрения» Методическая разработка. Взаимодействие с родителями, имеющими ребенка с нарушением зрения. «Имитация нарушенного зрен я».Часто возникает.
Моя педагогическая копилка Чтобы необходимый материал для планирования. подготовки и проведения игровой деятельности, занятий и режимных моментов был всегда под рукой,.
Музыка в жизни детей (педагогическая копилка) Видео Уже давно известно, что музыка – это питание мозга. В музыке запечатлены формы бытия, формы существование, формы гармонии. Все эти формы.
Обучение ориентировке в пространстве детей с нарушением зрения в комбинированных группах детского сада Обучение ориентировке в пространстве детей с нарушением зрения в комбинированных группах детского сада. Я работаю в должности тифлопедагога.
Система коррекционной работы по формированию пространственной ориентации у детей с нарушениями зрения
Людмила Зинган
Система коррекционной работы по формированию пространственной ориентации у детей с нарушениями зрения
Доклад на тему : «Система коррекционной работы по формированию пространственной ориентации у детей с нарушениями зрения старшего дошкольного возраста».
Для организации коррекционной работы мною были подробно изучены особенности ориентировки в пространстве детей дошкольного возраста, имеющих зрительный дефект. В связи с этим на протяжении пяти лет я работаю над этой темой.
Внедрение в процесс обучения пространственной ориентировки позволяет не только организовывать систематическое целенаправленное воздействие на развитие зрительного восприятия детей с нарушением зрения, но и сделать, более эффективным обучение во всех видах детской деятельности.
Кроме того обучение пространственной ориентировке должно осуществляться в условиях повседневной жизни слабовидящих детей в процессе игр и труда, что способствует обогащению опыта ребёнка. При этом решаются задачи развития восприятия через освоение предметного мира; через освоение пространства; через эстетику быта ;через ознакомление с природой ; в ходе подвижных игр и развлечений.
Основные задачи обучения пространственной ориентировке дошкольников со зрительной патологией:
1. Формирование потребности в самостоятельной ориентировке;
2. Преодоление страха пространства и неуверенности в своих силах;
3. Овладение ориентировкой на своём теле;
4. Обучение способам и приёмам ориентировки в микропространстве (за столом, на листе бумаги, в книге).
5. Формирование необходимых специальных умений и навыков самостоятельного овладения замкнутым и свободным пространством и ориентировки в нём.
6. Обучение ориентировке совместно со зрячими сверстниками и взрослыми.
Таким образом, формирование сенсорно – перцептивной деятельности детей осуществляется в процессе работы по всем разделам программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушением зрения). Л. И. Плаксиной.
Помимо специальных занятий у учителя дефектолога, которые включают в себя социально- бытовую ориентировку, развитие зрительного восприятия, ориентировку в пространстве, целесообразно проводить дидактические игры и упражнения по развитию восприятия. Эти игры и упражнения я включаю в занятия по другим разделам программы (изобразительная деятельность, конструирование, развитие речи, познавательное, ФЭМП, ФИЗО, МУЗО и пр.). А так же, я их провожу во второй половине дня.
Для реализации поставленных задач я создаю оптимальные условия для обучения. Прежде всего, учитываю психологические особенности слабовидящих детей при подборе пособий и игрушек.
Представленные игры и упражнения входят в систему обучения слабовидящих дошкольников ориентировке в пространстве и направлены на автоматизацию и совершенствование имеющихся у детей навыков.
Приёмы, которыми я пользуюсь при проведении игр, являются следующими:
1. Показ педагогом выполнения игрового действия.
2. Поэтапное предъявление педагогом игровых заданий (по мере выполнения их слабовидящим ребёнком).
3. Чёткие инструкции педагога, доступные пониманию слабовидящего ребёнка.
4. Оказание педагогом помощи различного вида:
б) повторение словесных инструкций;
в) моральная поддержка, поощрение педагогом действий слабовидящего ребёнка.
В процессе занятий с использованием изобразительных заданий я выполняю работу в соответствии со зрительными нагрузками, предложенными офтальмологом.
Обучение детей ориентировке в пространстве включает в себя несколько этапов.
1этап. «Ориентировка на себе».(слайд 9)
Знание частей тела и их пространственного расположения (вверху-внизу, спереди-сзади, правая-левая). В качестве материала используется либо собственное тело слабовидящего ребёнка, либо кукла. Ребёнок должен найти и показать части тела по словесной инструкции педагога, проговаривая пространственное положение частей тела. Примерные задания: «Покажи голову, нос…», «Что у тебя одно? Что у тебя по два?», «Возьми карандаш в правую руку» и т. д. ;
2. Ориентировка относительно себя. (слайд 10)
Знание понятий вперёд, назад, вверх, вниз, направо, налево, вперёд направо, вперёд налево, назад направо, назад налево, впереди, сзади, вверху, внизу, справа, слева, впереди справа, впереди слева, сзади справа, сзади слева относительно себя. В качестве материала используются предметы, игрушки. Слабовидящий ребёнок выполняет задания по словесной инструкции педагога: «Покажи вперёд, направо…», «Пройди направо, повернись и пройди назад…», «Назови все игрушки, которые стоят впереди, справа от тебя…» и т. д. ;
3. Ориентировка относительно предмета. (слайд 11)
Знание понятий впереди, сзади, вверху, внизу, справа, слева, впереди справа, впереди слева, сзади справа, сзади слева относительно предмета или другого человека. В качестве материала используется набор мелких игрушек или предметы реального пространства. Слабовидящий ребёнок выполняет действия с игрушками по словесной инструкции педагога, словесно обозначает пространственные отношения: «Поставь зайчика справа от ёлки, за ёлку, перед домиком…», «Что находится слева от меня?», «Расскажи, где находится шкаф»;
4. Ориентировка по схеме. (слайд 12)
Умение соотносить расположение предметов в реальном пространстве со схемой. В качестве материала используется схема кукольной комнаты; кукольная мебель, соответствующий набор геометрических фигур. Слабовидящий ребёнок моделирует простейшие пространственные отношения из строительного материала, геометрических фигур, словесно обозначает местоположение. Примерные задания: «Какая мебель нарисована на схеме? Расскажи, где она находится. Расставь мебель на фланелеграфе так же, как она расположена на схеме», «Составь из геометрических фигур свою схему комнаты. Чем она отличается от моей схемы?»
Наиболее сложными для слабовидящих детей являются задания, связанные с моделированием пространственных отношений по инструкции педагога, и Ориентировка по плану (комнаты, улицы и т. д.) также требует специального обучения.
Особое внимание в работе с детьми с нарушением зрения у меня занимает формирование умения ориентироваться в пространстве листа и на поверхности стола. В первую очередь слабовидящим детям даю понятия о разных сторонах, углах и частях листа, веду обучение ориентировке на плоскости листа. Использую следующие задания:
• расположить фишки или геометрические фигуры на листе бумаги по инструкции педагога, перемещать их в пространстве листа (стола);
• рассмотреть картинки и ответить, какие игрушки нарисованы слева, что нарисовано в центре и т. д. ;
• составить из разрезанной картинки целую по образцу и без него.
Приведем примеры игр и упражнений: «Что где находится», «Расставь мебель в кукольной комнате», «Внимательно слушай и рисуй», «Графический диктант», «Лабиринты», «Нарисуй свою комнату», «Нарисуй дорогу в д/с».
5. Ориентировка с помощью слуха, обоняния
Ориентировка в окружающем пространстве с привлечением слуха, обоняния. В качестве материала используются звучащие предметы (колокольчик, будильник, радио и др., фонограммы (звуки природы, города, бытовые звуки, набор запахов (присущий предметам: овощи, фрукты, мыло и др. ; присущий помещениям: кабинет врача, кухня и др.). Слабовидящий ребёнок определяет направление, место звучания предмета. Примерные задания: «Иди в ту сторону, откуда позвали», «Угадай, кто позвал», «Иди на звук колокольчика», «Угадай, чем пахнет; где так пахнет?», «Что это за звуки; что это и где это можно услышать?», «Быстро движется или медленно (по звуку, по запаху?»
На каждом этапе большое внимание я уделяю формированию у слабовидящих детей прочной связи слов, обозначающих пространственные признаки предметов, с их чувственным восприятием.
При обучении ориентировке на собственном теле использую следующие приёмы:[/b]
• учу зрительно-осязательному обследованию ребёнком своего тела и тела сверстника;
• учу слабовидящего ребёнка рассматривать себя в зеркале (если у него достаточно высокая для этого острота зрения);
• учу находить и называть части своего тела;
• учу слабовидящего ребёнка соотносить части своего тела с телом другого ребёнка, словесно обозначать их пространственное расположение;
• учу зрительно-осязательному обследованию куклы, выделению и называнию частей её тела и словесному обозначению их расположения;
• учу различать правую и левую стороны «на себе»
Для обучения ориентировке в окружающем пространстве использую следующие приёмы:
• учу выделять различные ориентиры (световые, цветовые, звуковые, осязательные);
• учу соотносить расположение игрушек и предметов с освоенными направлениями собственного тела (слева от меня, справа от меня);
• учу узнавать по звуковой характеристике различные игрушки, предметы, действия окружающих, определять их расположение в пространстве с помощью слухового восприятия;
• учу выделять, анализировать и использовать в практической ориентировке любую информацию (запахи, свойственные определённым предметам или сопровождающие какие-то явления природы, температурные изменения, шумы и т. д.)
При обучении детей моделированию предметно пространственных построений:
• учу рассматривать и осязательно обследовать макет кукольной комнаты и предметы кукольной мебели;
• учу воспринимать форму, особенности строения каждого предмета;
• даю представление о том, что вместо предметов кукольной мебели можно использовать предметы-заместители (строительный материал)
Обучение детей ориентировке в пространстве с использованием схем, является наиболее сложным этапом работы и проводится последовательно по следующим направлениям:
• первоначально знакомлю слабовидящих детей с условными (схематичными) изображениями предметов;
• затем учу рисовать условные (контурные) изображения игрушек и предметов мебели с помощью геометрической рамки;
• далее учу соотносить расположение в пространстве реальных предметов со схемой;
• обучаю ориентировке в пространстве по картинке-плану;
• обучаю самостоятельному составлению простейших схем замкнутого пространства;
Итак, подчеркну, что формирование пространственных ориентировок провожу поэтапно на основе:
• действий по подражанию взрослому — слабовидящий ребенок оперирует с объектами, полностью копируя действия педагога и предоставляя отчет о проделанном;
• действий по готовому образцу — самостоятельный анализ слабовидящим ребенком образца, с последующим выполнением задания; при этом усложнение идет от повторения знакомых ситуаций;
• действий по инструкции взрослого, которые организуются лишь тогда, когда ребенок приобрел собственный практический опыт и закрепил его в слове в процессе планирования, выполнения деятельности и предоставления отчета о сделанном;
• самостоятельного планирования и моделирования пространственных отношений различных предметов и объектов.
При этом одним из важных условий овладения пространственной ориентировкой у детей с патологией зрения является вербализация деятельности, т. е. словесно описание действий.
Таким образом, можно сделать вывод, что задача формирования ориентации в пространстве, является актуальной для детей с нарушением зрения.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Дружинина, Л. А. Занятия по развитию ориентировки в пространстве у дошкольников с нарушениями зрения. [Текст] Методические рекомендации / сост. Дружинина Л. А. и др. ; науч. ред. Дружинина Л. А. Челябинск: АЛИМ, изд-во Марины Волковой, 2008. — 206 с.
3. Дружинина, Л. А. Дошкольники, имеющие нарушения зрения: индивидуальная работа по развитию пространственной ориентировки в условиях общеобразовательной группы [Текст] /Л. А. Дружинина //Дошкольное воспитание. / 2011.-№ 9.- с. 104-107.
7. Подколзина, Е. Н. Особенности пространственной ориентировки дошкольников с нарушением зрения [Текст] / Е. Н. Подколзина // Дефектология. – 2008. – № 4. – 95с.
8. Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушением зрения). Программы детского сада. Коррекционная работа в детском саду [Текст] / Под ред. Л. И. Плаксиной. – М. : Издательство Экзамен, 2003г.